От реализма к импрессионизму читать ~15 мин.
Реализм – одно из самых важных художественных движений современной эпохи – вырос в результате быстрых изменений в промышленных и социальных условиях, произошедших в течение 19 века. На его возникновение также повлияло растущее значение науки и соответствующий упадок романтического индивидуализма. Возможно, первое настоящее движение Современного искусства, эта новая и прозаическая идиома Реалистической живописи привела непосредственно к Импрессионизму Моне и, после, к отрыву живописи от природы. Парадоксально, но все это открыло дверь абстрактному искусству и различным направлениям экспрессионизма, возникшим в 20 веке.
Появление реализма
19 век был сложным периодом. Примерно до 1850 года основная борьба шла между противоречивыми целями классицизма и романтизма; затем они были заменены, почти жестоко, различными формами реализма. Художники-классики использовали прошлое в качестве образца, художники-романтики пытались уйти от него через воображение. Последовавшие за ними художники-реалисты стремились выразить «настоящее» таким, каким оно было, представить «здесь и сейчас» без каких-либо ссылок на прошлое. Они рассматривали его как символ будущего, обещанного новым божеством – прогрессом. Это означало полный разрыв с древней классической традицией, а также отказ от романтического бегства в мир личных грёз. Художник-реалист боролся с проблемами создания нового порядка, основанного на непосредственном наблюдении за тем, что его окружало.
Революция 1848 года – Развитие промышленности – Рост ожиданий
Современные события всегда отражаются в изменениях мысли и эстетических чувств. Революция 1848 года ознаменовала конец режима и конец образа жизни, звон которого уже прозвучал шестьдесят лет назад во время Французской революции 1789 года. Однако на этот раз в катастрофу была вовлечена вся цивилизация Западной Европы.
Республиканское движение возникло в Италии, Германии и Австрии. Меттерних, защитник старого порядка, был сокрушён. Социализм стал политикой Июльской монархии. То, что было начато Французской революцией в 1789 году, с тех пор было сорвано, несмотря на явное усугубление её причин. Теперь, в 1848 году, хотя социалисты находились у власти всего несколько месяцев, путь в будущее был указан, и в течение этих нескольких месяцев было установлено всеобщее избирательное право для взрослых.
В течение предыдущих двадцати лет менялась экономическая структура жизни. Люди научились использовать энергию, скрытую в природе, и применять её для работы недавно изобретённых машин, которые должны были стать основой промышленности. В 1830 году первый поезд для перевозки пассажиров проехал между Ливерпулем и Манчестером со скоростью 35 миль в час. Лондон стал центром быстро развивающейся железнодорожной системы.
Первая атлантическая судоходная линия была открыта в то же время, когда пароходы начали заменять паруса. Изобретение телеграфа и телефона, а также введение почтовой марки – все это произошло за двадцать лет с 1835 по 1855 год. Научные открытия и их практическое применение в первой половине века сделали возможной эту новую цивилизацию. Они породили большие надежды на будущее.
В прежних обществах сельскохозяйственная жизнь требовала консервативных взглядов. Сельскохозяйственные методы могли совершенствоваться лишь медленно, и условия жизни мало менялись в течение длительных периодов времени. Но новое общество было отмечено постоянными преобразованиями, поскольку изобретение следовало за изобретением, и все они были основаны на научном наблюдении фактов. Теперь человек сам распоряжался своей судьбой и мог изменить форму, перестроить или обратить новые инструменты в своих целях. Он больше не искал убежища от неизменного мира в идеях и мечтах. Вместо этого он столкнулся с «реальностью» и, используя её, развивал амбиции и надежды.
В то же время весь промышленный прогресс, казалось, шёл в ущерб рабочим классам, которые, тем не менее, умножались в числе и росли в значении, и которые заменили ремесленников прежних времён. А.К. де Токвиль уже отмечал это применительно к Америке. По мере ускорения механического прогресса беспокойство среди рабочих классов становилось все более очевидным. Поэтому стало необходимым думать не только о материальном прогрессе, но и о благосостоянии рабочих.
В течение пятидесяти лет Западная Европа оказалась перед лицом радикально новых проблем. С одной стороны, невероятное развитие науки и промышленности породило огромные надежды, о пределах которых невозможно было даже догадываться. С другой стороны, бедственное положение рабочего класса создавало непосредственную опасность, которая требовала неотложного внимания. Все это окажет большое влияние на современную эстетику и на развитие искусства во всей Европе.
Классицизм
Сначала консервативные элементы отказывались признавать перемены и новый порядок вещей, они ужесточили своё отношение как в политике, так и в искусстве. После первых потрясений традиционно монархические державы объединили свои силы в Священный союз. В искусстве классицизм привёл к официальному академическому стилю: см. Классицизм и натурализм в XVII веке. Эта «идеальная» концепция основывалась на старом порядке, но была обречена на исчезновение, поскольку сельскохозяйственная цивилизация уступила место индустриальной.
К «идеалу» классицизма можно было приблизиться только путём определённого самоотречения и больших усилий. Его место стало оспариваться исполнением желаний романтизма. Эпическая экспансия Наполеона принесла с собой сравнимые эстетические желания. Для Франции поражение было ужасным. В течение многих лет мораль Франции была воодушевлена победами и завоеваниями, но теперь она оказалась в смирительной рубашке буржуазных практических интересов с их суженным кругозором и стремлением к финансовому благополучию. Эстетический и интеллектуальный дух не мог найти выхода в условиях материализма Реставрации и Июльской монархии.
Романтизм
В таком же положении оказалась вся Европа. Аристократия и вера в идеальные ценности исчезли. Народ, чья ярость в прошлом приводила к революции, теперь был отуплен и порабощён. Они были готовы к реализации амбиций, которые были совершенно безграничны, и вдруг были отброшены в более узкое русло, чем когда-либо. Плодом этого кризиса стал романтизм, потому что только мечты предлагали им спасение, а свободная игра воображения была самым эффективным средством бегства от существующей реальности.
Около 1830 года художники-романтики обратились за сюжетами к миру фантастики и выбирали темы из прошлого или из далёких стран, либо давали волю своей фантазии. Это не могло продолжаться долго, так же как и то, что нормальный образ жизни в прошлом не мог быть искусственно продлён. В конце концов, человеку пришлось принять подлинное давление времени, и в XIX веке это привело его в противоположном направлении, обратно к «настоящему», которое навязывало себя и своё господство. Для нового этапа, на который вступило человечество, не было другого возможного будущего.
Переход к реализму через пейзажную живопись
Чтобы перейти от индивидуализма 1830 года (основанного на мечтах) к строгому позитивизму 1850 года (основанному на конкретных реалиях), необходимо было пройти через переходный период. В искусстве этот переход был осуществлён через посредство пейзажной живописи и природы. Только природа могла удовлетворить одновременно мечтателя и реалиста.
В природе романтический индивидуалист мог найти уединение, он мог расширить себя до пределов мира и найти слияние своей человеческой души с универсальной душой природы. Для зарождающегося реалиста природа предлагала немедленное решение натурализма. Художник мог созерцать увиденное и передавать его достоверно, и таким образом он учился общаться с «реальным».
Художник-реалист старался избегать предвзятых представлений – утопического идеализма или эскапистского романтизма. Классические пейзажи П.Х. де Валансьена и А.Э. Мишальона всё ещё находились во власти условностей, как и романтические пейзажи с фигурами Назарейцев, Камиля Коро и В.Н. Диаса, а также Мишеля и Юэ во Франции и Джона Мартина и Тёрнера в Англии, которые не накладывали никаких ограничений на воображение. После них новый пейзаж промежуточной фазы предшествовал пейзажу строгого оптического наблюдения, который должен был прийти с импрессионистами. И романтик, и реалист чувствовали себя одинаково уютно в этой лирической фазе, поскольку в ней видимое и чувственное были почти неразличимы.
Барбизонская школа во Франции наиболее чётко отражала эстетические настроения того периода. В ней сохранялся субъективный восторг романтиков, так хорошо выраженный Кюстином в его «Воспоминаниях и путешествиях», написанных в 1830 году: «Чувствами пренебрегают, искусством пренебрегают, даже прекрасным телосложением пренебрегают. Внешний мир исчезает, и природе приходит конец. Сверхъестественное начинает царить, и человек больше не смотрит вовне, а только внутрь себя». Что-то от этого осталось в творчестве Теодора Руссо, величайшего пейзажиста барбизонской школы, чьё искусство сегодня так плохо понимают.
Упадок индивидуализма
К 1850 году индивидуализм (важность личности) был дискредитирован, и объективность стала целью человеческих устремлений. Более того, эта объективность пыталась быть свободной от любого влияния или искажения из-за «личного фактора» (субъективности), как его пренебрежительно называли.
Объективность требовала подчинения личности коллективу, что требовало принесения в жертву любой иной точки зрения. Человечество» стало практически священным мифом. В новом пантеоне оно заняло своё место рядом с двумя другими новыми божествами – «будущим» и «прогрессом». С этого момента все стало связано с науками, которые основывались на наблюдении.
Раньше воображение было тем средством, с помощью которого художник-романтик обращал все, что он получал от внешнего мира, к своим внутренним целям. Теперь же, чтобы наиболее полно использовать объективную реальность, он доверял только наблюдению. Чтобы это наблюдение не было запятнано никакими личными чувствами, оно подчинялось универсальным и нематериальным правилам науки. Если романтики отвечали поэтическим или музыкальным стремлениям, то новые художники рассматривали науку как источник единственно возможной истины.
Факты против воображения
Новые художники – так называемые реалисты – рассматривали живопись как физический язык, который имеет дело только с видимым миром. Они считали, что все абстрактное или концептуальное (невидимое или нематериальное) не относится к области живописи. С середины века все, что касалось психики, считалось подозрительным, поскольку было неконтролируемым и запятнанным индивидуализмом.
Из науки распространился всеобщий культ факта. Все это представляло собой полную противоположность романтическому мировоззрению. Для романтиков факты имели значение лишь в той мере, в какой они пробуждали внутренние реакции, через которые можно было передать уникальные чувства отдельного человека. Так же обстояло дело и с классическими художниками. Классический художник разрабатывал идею разума в соответствии с классическими правилами; простой факт был лишь отправной точкой и структурным элементом.
Истоки объективности и реалистической эстетики
Греки основали новый метод мышления, который лежал в основе всего развития западной цивилизации. В греческой мысли наблюдаемый объект был чётко отделен от наблюдающего субъекта. При объективном взгляде на объект внутренняя жизнь и присущие наблюдателю характеристики устраняются, насколько это возможно для человека. Только субъект обладает душой и живёт во времени. Объект принадлежит пространству, где его можно определить и измерить, и где он подчиняется законам логики. Мы настолько глубоко прониклись этой традицией субъективного и объективного, что принимаем её как естественную, спонтанную и присущую человеку. Этот процесс мышления, зародившийся в Греции, остаётся основой нашего мышления и сегодня.
Когда наука взяла на себя ответственность за все будущее человечества, она побудила искусство принять её технику объективного наблюдения, и этот способ мышления был также применён для решения социальных проблем, созданных развитием машины. Эта программа была основной для эстетики реализма, хотя прошло некоторое время, прежде чем художники-реалисты полностью приняли её. Милле, например, отказался от политики и демократических взглядов. Его творчество было посвящено жизни крестьянина в поле: см., например, такие работы, как Человек с мотыгой (1862) и Ангелус (1859). Оноре Домье, подобным образом, был движим силой романтизма и воплотил её в большом и грандиозном видении. Но он также принимал политику – в конце концов, его люди были новыми жителями городов – пролетариатом. Однако именно Курбе окончательно принял и реалистическое, и социалистическое кредо и необходимость объективного реализма, как в искусстве, так и в политике. См. его сложный шедевр под названием «Мастерская художника» (1855, Музей Орсе). (Сравните Викторианское искусство в Великобритании).
Французский импрессионизм – высшая форма реализма
Поколение, последовавшее за Курбе, нашло более точное живописное решение «научной» проблемы. Они приняли идею реалистической объективности, но понимали под ней «оптическую объективность». Это стало основой импрессионизма Моне – высшего выражения реализма XIX века.
Парадоксально, но импрессионизм Моне – в то самое время, когда он представлял собой высшее выражение реализма в искусстве – вызвал падение этого самого реализма. Это произошло потому, что стремление Моне воспроизвести своё впечатление от светлого и преходящего привело к полному пренебрежению формой, то есть рисунком и линией. (Примечание: описание идиомы импрессионистов см: Характеристики импрессионистской живописи 1870-1910).
Разновидности импрессионизма
Не все французские художники-импрессионисты были пуристами, как Клод Моне (1840-1926). Мане, Дега и Анри Фантен-Латур (1836-1904), например, придерживались более реалистического стиля живописи. А за пределами Франции любое сходство со стилем Моне встречалось гораздо реже. Так, в Германии, Голландии, России, Америке и Австралии зародился совершенно иной тип импрессионистской живописи на пленэре, основанный на натуралистическом реализме ранней Барбизонской школы. В Германии его представляли Адольф Менцель (1815-1905), Макс Либерман (1847-1935) и школа Ворпсведе, близ Бремена, в частности, работы Паулы Модерсон-Беккер (1876-1907).
В Нидерландах образцом для подражания стали пейзажи и жанровая живопись голландской Гаагской школы. В России он нашёл отражение в работах передвижников, таких как Иван Шишкин (1832-1898) и Исаак Левитан (1860-1900). См. также шведского импрессиониста в стиле натурализма Андерса Цорна (1860-1920). В то же время, американский импрессионизм варьировался от более лирического стиля Джорджа Иннеса (1825-1894) и Уистлера (1834-1903) до более контролируемой кисти Уильяма Мерритта Чейза (1849-1916) и Теодора Робинсона (1852-1896). В Австралии лидеры Гейдельбергской школы – Том Робертс (1856-1931), Артур Стритон (1867-1943), Чарльз Кондёр (1868-1909) и Фред Маккаббин (1855-1917) – создали стиль австралийского импрессионизма, более близкий к натурализму барбизонцев и реалистов, таких как Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884).
Неоимпрессионизм был ещё одним следствием подхода Моне, а также растущего значения науки. Оптические исследования уже проводились во Франции М.Э. Шеврелем, который повлиял на художников-неоимпрессионистов, в частности Жоржа Сёра, основателя пуантилизма и итальянского дивизионизма (ок. 1890-1907). Исследования фон Гельмгольца в Германии привлекли все большее внимание к анализу физических ощущений. Вскоре уже недостаточно было говорить о «реальности» или «реальном», обоих философских терминах; вместо этого внимание обратилось на то, как реальность оценивается (наше визуальное восприятие) органами чувств.
Однако главным следствием импрессионизма Моне стала его одержимость попытками запечатлеть мимолётные впечатления от света – то есть именно то, что видит человеческий глаз. Эта фиксация на свете и цвете привела к тенденции «дематериализации» и породила у публики, привыкшей к ультрарепрезентативному академическому искусству, мысль о том, что искусство перестало подражать природе. Это понятие – идея о том, что живопись больше не должна соответствовать природе – открыло дверь для абстрактных художественных движений 20-го века, со всей их смелостью, субъективностью и анимизмом.
Различные значения понятия «реализм»
По сути, к концу 19 века вокруг понятия «реализм» в искусстве выросло несколько различных школ мысли. Их контрастирующие подходы можно суммировать следующим образом:
❶ Реализм предполагает использование традиционных форм, которые отражают идеальный, неизменный мир, созданный Богом. Например, трава – зелёная, море – синее, человеческие лица должны иметь правильные черты, сельские пейзажи должны быть живописными. Не должно быть никакого безбожного уродства или неприятности, кроме тех случаев, когда это отражает и подтверждает важную моральную точку зрения. (Стандартная «классическая» или «академическая» позиция).
❷ Реализм предполагает высшую важность чувств и ощущений человека, поскольку это единственные осязаемые вещи, которые может «познать» каждый. (Стандартная «романтическая» позиция).
❸ Реализм означает отображение жизни «с бородавками и все такое». Это значит сосредоточиться на реальных проблемах, включая болезни, труд и смерть. А реальные люди – это рабочие, которые часто бывают небритыми, серолицыми, невзрачными или морщинистыми; дома грязные или кривые; люди могут быть толстыми и/или уродливыми. Не менее важно, что «реалистические темы» включают в себя как обыденное, так и возвышенное, не в последнюю очередь потому, что реальная жизнь в основном состоит из повседневной рутины. (Основная позиция «реалиста»).
❹ Реализм основан на точном оптическом факте. А оптика зависит от света. Например, большинство наблюдателей согласны с тем, что солнце может – в определённый момент, скажем, на закате – сделать траву красной или розовой. Пленэрная живопись должна отражать эту научную реальность, и художники должны рисовать траву такого цвета, какой она есть. Проще говоря, реальность существует только в том впечатлении, которое человек получает. (Стандартная позиция художников-импрессионистов).
❺ Реализм основан на восприятии художника. Например, если он воспринимает пейзаж как массу сливающихся форм и цветов, то именно так он и должен его изобразить. Если он воспринимает стаю ворон как нечто угрожающее, он должен представить их в таком свете. Если он видит мир как в корне абсурдное место, то для него естественно включать абсурд в свои картины. Если он хочет включить в свою картину определённые символы или составить картину определённым образом, чтобы передать личную истину, интуитивно ощущаемую им, он волен делать это. (Модернистская позиция, или позиция начала 20-го века).
Развитие реализма в двадцатом веке
Несмотря на подъем абстрактных художественных движений, таких как кубизм, итальянский футуризм и английский вортицизм, за которыми последовали русский супрематизм и конструктивизм, Реализм оставался мощной силой в области изобразительного искусства и продолжал охватывать различные школы, начиная от ультра-репрезентативной академической живописи (как преподавали в академиях), сюрреализма и фотореализма, с одной стороны, до Ашканской школы, магического реализма и американской пейзажной живописи, с другой. Последним вариантом является китайский Цинический реализм (1990-е гг.), форма сатирической живописи, которая выражала неуверенность в Китае после разгона площади Тяньаньмэнь. Циничные реалисты заимствовали несколько традиций, включая сюрреализм, романтизм, символизм и академическое искусство.
РАЗВИТИЕ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Даты и хронологию
см.: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?