Реализм читать ~12 мин.
С XV по XIX век в западном искусстве преобладали академические теории, вдохновлённые идеалами Ренессанса. Художники создавали произведения в «большом стиле», ориентируясь на классические образцы. Впоследствии, отчасти из-за социальных сдвигов, вызванных промышленной революцией, возрос интерес к реализму — то есть к темам, лежащим вне традиции высокого искусства. Термин «реализм» ввёл в употребление французский литературный критик и писатель Жюль Шанфлёри в 1850-х годах. Однако как направление в живописи он заявил о себе в 1855 году. Тогда французский художник Гюстав Курбе (1819–1877) организовал собственную экспозицию после того, как его картину «Мастерская художника» отвергло жюри Всемирной выставки в Париже. Рядом с официальной выставкой Курбе построил «Павильон реализма», где представил свои работы и опубликовал «Манифест реализма».
Характеристика: Жанры и тематика
Стиль реалистической живописи распространился почти на все жанры, включая историческую живопись, портреты, жанровую живопись и пейзажи. Например, художники-пейзажисты отправлялись в провинцию в поисках «настоящей» Франции, создав художественные колонии в таких местах, как Барбизон, а позже в Грёз-сюр-Луан, Понт-Авен и Конкарно. (Но обратите внимание на разницу между натурализмом и реализмом). Реализм стремится к отбору и осмыслению действительности, часто с социальным подтекстом, в то время как натурализм декларирует более отстранённое, почти документальное её отображение.
Излюбленные темы художников-реалистов включали: жанровые сцены из жизни сельского и городского рабочего класса, уличную жизнь, кафе и ночные клубы, а также более откровенное изображение тела, наготы и чувственных сюжетов. Неудивительно, что этот прямолинейный подход шокировал многих меценатов из высшего и среднего класса как во Франции, так и в Англии эпохи викторианского искусства, где реализм так и не был полностью принят.
Как общая тенденция и как конкретный художественный стиль, реализм ознаменовал отход от «идеального» (характерного для классической мифологии, любимой художниками Возрождения) в сторону обыденного. Так, в своих рисунках и картинах реалисты изображали реальных людей, а не идеализированные типы. Отныне художники чувствовали себя свободнее, изображая реальные жизненные ситуации, лишённые показной эстетики и универсальных истин. В этом смысле реализм отразил прогрессивный сдвиг в значении и функциях искусства. Он повлиял на импрессионизм (см., например, От реализма к импрессионизму (1830–1900)) и ряд других течений в искусстве. Этот стиль сохраняет своё влияние и по сей день.
О других важных исторических стилистических направлениях, таких как реализм, см. Художественные направления и школы (начиная примерно со 100 г. до н.э.).
Художники-реалисты
Среди художников-реалистов XIX века выделяются: Жан-Франсуа Милле (1814–1875), Гюстав Курбе (1819–1877) и Оноре Домье (1808–1879). Однако многие другие мастера испытали влияние реализма, не отдавая ему доминирующей роли в своём творчестве. Ярким представителем русского реализма был художник Илья Репин (1844–1930), создавший такие выдающиеся работы, как «Бурлаки на Волге» (1870–1873) и «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883). Другой пример — Жюль Бастьен-Лепаж (1848–1884), чей натурализм оказал сильное влияние на консервативное крыло импрессионизма.
Реалистический стиль был воспринят и адаптирован французскими импрессионистами, такими как Эдгар Дега (например, в его картине «Абсент»): подробнее см. в разделе «От реализма к импрессионизму (1830–1900)». Немецкий стиль бидермайер — бытовой романтический реализм, популярный в Германии, Австрии и Дании и схожий с голландским реализмом XVII века — рассматривается в статье Немецкое искусство XIX века.
Знаменитые реалистические картины XIX века
Основные школы реализма в XIX веке включали английскую, французскую (во главе с Гюставом Курбе), немецкую (во главе с Адольфом фон Менцелем), американскую (во главе с Томасом Икинсом) и русскую.
Реализм пришёл в русское искусство из Франции во второй половине XIX века. Его развитию способствовал «Бунт четырнадцати» 1863 года, когда выпускники Императорской Академии художеств отказались писать конкурсные работы на заданный мифологический сюжет, потребовав свободы выбора тем. Впоследствии эти художники образовали ядро «Товарищества передвижных художественных выставок». Особое внимание к повседневной жизни и социальным проблемам было также связано с отменой крепостного права в 1861 году.
Дэвид Уилки (1785-1841)
Чтение завещания (1820) Новая пинакотека, Мюнхен.
Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865)
Старые вязы в Пратере (1831) Кунстхалле, Гамбург.
Карл Шпицвег (1808-1885)
Книжный червь (1850) Музей Георга Шефера, Швайнфурт.
Адольф фон Менцель (1815-1905)
Гостиная с сестрой художника (1847) Баварские государственные собрания картин, Мюнхен.
Концерт для флейты Фридриха Великого в Сан-Суси (1850-1852) Старая национальная галерея, Берлин.
Оноре Домье (1808-1879)
Прачка (ок. 1860) Музей Орсе, Париж.
Вагон третьего класса (1864) Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
Веяльщик (1848) Национальная галерея, Лондон.
Сеятель (1850) Музей изящных искусств, Бостон.
Сборщицы колосьев (1857) Музей Орсе, Париж.
Анжелюс (1857-1859) Музей Орсе, Париж.
Человек с мотыгой (1862) Музей Гетти, Лос-Анджелес.
Гюстав Курбе (1819-1877)
Каменотёсы (1849), уничтожена во время Второй мировой войны.
Похороны в Орнане (1849-1850) Музей Орсе, Париж.
Мастерская художника (1855) Музей Орсе, Париж.
Иван Шишкин (1832-1898)
Дубовая роща. Вечер (1887) Третьяковская галерея, Москва.
Василий Перов (1833-1882)
Сельский крестный ход на Пасхе (1861) Третьяковская галерея, Москва.
Охотники на привале (1871) Третьяковская галерея, Москва.
Франц фон Ленбах (1836-1904)
Портрет Отто фон Бисмарка (1895) Музей земли Шлезвиг-Гольштейн.
Уинслоу Хомер (1836-1910)
«Щелчок хлыстом» (1872) Институт американского искусства Батлера, Янгстаун, США.
Гольфстрим (1899) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Иван Крамской (1837-1887)
Христос в пустыне (1872) Третьяковская галерея, Москва.
Хохот («Радуйся, царю иудейский!») (1877-1882) Русский музей, Санкт-Петербург.
Люк Филдс (1843-1927)
Доктор (1891) Галерея Тейт, Лондон.
Михай Мункачи (1844-1900)
Христос перед Пилатом (1881) Музей Дери, Дебрецен, Венгрия.
Вильгельм Лейбль (1844-1900)
Голова крестьянской девушки (ок. 1880) Галерея Бельведер, Вена.
Три женщины в церкви (1881) Кунстхалле, Гамбург.
Константин Савицкий (1844-1905)
Ремонтные работы на железной дороге (1874) Третьяковская галерея, Москва.
Илья Репин (1844-1930)
Бурлаки на Волге (1873) Русский музей, Санкт-Петербург.
Крестный ход в Курской губернии (1883) Третьяковская галерея, Москва.
Подробнее см: Русская живопись XIX века.
Томас Икинс (1844-1916)
Макс Шмитт в лодке-одиночке (1871) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Клиника Гросса (1875) Университет Пенсильвании.
Кристиан Крог (1852-1925)
Больная девочка (1881) Национальная галерея, Осло.
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Портрет мадам Икс (Мадам Пьер Готро) (1884) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Макс Клингер (1857-1920)
Суд Париса (1885) Музей истории искусств, Вена.
Смерть Цезаря (ок. 1890) Музей изобразительных искусств, Лейпциг.
Исаак Левитан (1860-1900)
Вечерний звон (1892) Третьяковская галерея, Москва.
Владимирка (1892) Третьяковская галерея, Москва.
Фредерик Ремингтон (1861-1909)
Падение ковбоя (1895) Музей Амона Картера, Форт-Уэрт.
Абрам Архипов (1862-1930)
Прачки (1899) Русский музей, Санкт-Петербург. Рабочие на чугунолитейном заводе (1896) Третьяковская галерея, Москва.
Хоакин Соролья-и-Бастида (1863-1923)
Печальное наследство (1899) Фонд Банкаха, Валенсия.
Реализм в XX веке
Две мировые войны, Великая депрессия, Холокост и появление ядерного оружия предоставили художникам-реалистам XX века множество тем. Современный реализм проявился в самых разных формах. Ниже представлен краткий обзор некоторых реалистических школ и направлений в живописи и скульптуре.
Веризм (1890-е/1900-е)
Этот итальянский термин подразумевает крайний, «сырой» реализм без какой-либо интерпретации. Слово впервые появилось в контексте опер Пьетро Масканьи, таких как «Сельская честь» (1890), и было подхвачено итальянскими художниками, например Телемако Синьорини (1835–1901).
Школа «Мусорного ведра» (ок. 1908-1913)
Школа «Мусорного ведра» (Ashcan School) — небольшая группа художников, стремившихся запечатлеть повседневную жизнь Нью-Йорка в довоенный период. Они создавали реалистичные, неприукрашенные картины и офорты с городскими пейзажами и жанровыми сценами. Группу возглавлял Роберт Генри (1865–1929), испытавший влияние строгого реализма Томаса Икинса. В школу входили Эверетт Шинн (1876–1953), Джордж Лукс (1866–1933), Джордж Уэсли Беллоуз (1882–1925), Уильям Глакенс (1870–1938) и Джон Слоун (1871–1951). Наследие школы прослеживается в американском социальном реализме 1920–1930-х годов, в частности в творчестве Эдварда Хоппера (1882–1967): см. его картины «Дом у железной дороги» (1925, МоМА) и «Маяк на Ту-Лайтс» (1929, Метрополитен-музей).
Прецизионизм (1920-е)
Американское направление живописи, изображавшее городские и промышленные пейзажи, часто в манере, близкой к кубизму и футуризму. Его участников называли по-разному: «кубисты-реалисты», «безупречные» или «стерильные». Стиль также известен как «реализм чёткого фокуса». Наиболее известные представители прецизионизма — Чарльз Шилер (1883–1965), Чарльз Демут (1883–1935) и Джорджия О’Кифф (1887–1986).
Социальный реализм (1920-е/1930-е)
Термин «социальный реализм» описывает творчество городских художников течения American Scene Painting, работавших в эпоху Великой депрессии. Это натуралистический стиль, сосредоточенный на социальных проблемах и повседневных трудностях. Наиболее известные представители школы социального реализма — Бен Шан (1898–1969), Джек Левин и Джейкоб Лоуренс. Все они находились под значительным влиянием более ранней Школы «Мусорного ведра».
Социалистический реализм (ок. 1925-1935)
Форма государственного пропагандистского искусства, утверждённая Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации в Советской России. Социалистический реализм — монументально-героический стиль, прославлявший нового советского человека и рабочего на огромных фресках, плакатах и в других формах публичного искусства. Это пропагандистское искусство имело мало общего с реальностью. Социалистический реализм стал первым в серии коммунистических пролетарских стилей, которые в итоге оказались под контролем советского идеолога Андрея Жданова. Идеи социалистического реализма нашли отклик и у некоторых западных художников, например, у Ренато Гуттузо в Италии и Андре Фужерона во Франции.
Сюрреализм (1920-е/1930-е)
Сюрреализм был основан в Париже в 1924 году после публикации манифеста Андре Бретона. Основываясь на психоаналитических идеях Зигмунда Фрейда, сюрреализм стремился высвободить творческий потенциал бессознательного. Возникли два широких типа сюрреалистического искусства: фантастические картины Сальвадора Дали (1904–1989) и Рене Магритта (1898–1967) и автоматизм Жоана Миро (1893–1983). Несмотря на свой особый стиль и относительно короткий период существования, сюрреализм оказал значительное влияние на искусство. К известным сюрреалистическим картинам относятся «Постоянство памяти» (1931) и «Дезинтеграция постоянства памяти» (1954) Дали.
Магический реализм
Параллельно сюрреализму развивался магический реализм, чьи картины основаны на повседневной реальности, но с элементами фантастики. Название было придумано немецким искусствоведом Францем Рохом в 1925 году в книге Nach Expressionismus: Magischer Realismus. Магический реализм был частью «возвращения к порядку» — реакции на авангард, возникшей после Первой мировой войны. К этой школе относят (в Италии) Джорджо де Кирико и Альберто Савинио, а (в Германии) — Александра Канольдта и Адольфа Циглера. Название также иногда применяют к американским художникам послевоенного периода, таким как Пол Кадмус (1904–1999) и Иван Олбрайт (1897–1983). В Германии магический реализм пересекается с движением «Новая вещественность».
Американская пейзажная живопись и регионализм (1925-1945)
Американская пейзажная живопись (American Scene Painting) охватывала несколько направлений реализма, использовавших специфически американские образы. Версия, распространённая на Среднем Западе, была известна как регионализм. Её представителями были такие художники, как Грант Вуд (1892–1942), Джон Стюарт Карри (1897–1946), Томас Харт Бентон (1889–1975), а позднее Эндрю Уайет (1917–2009). Следует отметить и широкую популярность иллюстратора-реалиста Нормана Рокуэлла (1894–1978).
Школа Юстон-Роуд
Сформированная в 1938 году, эта группа художников преподавала или училась в Школе живописи и рисунка на Юстон-Роуд в Лондоне. Выступая против авангарда, они провозглашали превосходство изображения традиционных сюжетов в реалистической манере, чтобы сделать искусство более понятным и социально значимым. Среди членов школы были Грэм Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Гоуинг, Родриго Мойнихан, Виктор Пасмор и Клод Роджерс.
Искусство Холокоста
Искусство Холокоста включает три типа произведений: нацистские пропагандистские изображения, использовавшиеся для оправдания геноцида; изображения (в основном рисунки), созданные жертвами и фиксирующие их личный опыт; послевоенные мемориалы Катастрофы (преимущественно скульптуры).
Художники «кухонной раковины»
В 1950-е годы галерея Beaux Arts в Лондоне была важным местом для современной реалистической живописи. В 1952–1954 годах здесь прошли персональные выставки четырёх молодых британских художников-реалистов: Джона Брэтби, Деррика Гривза, Эдварда Миддлдича и Джека Смита. Позднее их стали называть «художниками кухонной раковины» (Kitchen Sink School) из-за обыденности их сюжетов. Примерами их реализма являются: «Натюрморт с чипсами» (1954) и «Туалет» (1955) Джона Брэтби, «Шеффилдский шлюз II» (1954) Эдварда Миддлдича и «Фигура в комнате I» (1959) Джека Смита.
Американский современный реализм (1960-е/начало 1970-х)
Этот термин описывает прямой реалистический подход к изображению, принятый художниками в постабстрактную эпоху. Хорошо зная о современных абстрактных концепциях, эти реалисты, тем не менее, предпочитали творить в более традиционной манере. Среди известных художников, связанных с этим подходом, — Уильям Бейли, Нил Уэлливер и Филип Перлштейн. Следует отметить, что современный реализм отличается от фотореализма благодаря несколько преувеличенному и ироничному тону последнего.
Фотореализм (1960-е – 1970-е)
Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда художники начали создавать картины в стиле, почти идентичном фотографии. Объекты фотореализма, как правило, банальны и не представляют особого интереса, что позволяет продемонстрировать виртуозное изобразительное мастерство художника. Несмотря на это, фотореализм может быть исключительно визуально поразительным.
Важными представителями движения фотореалистов являются Ричард Эстес (р. 1932), чья специализация — уличные сцены с проработанными оконными отражениями, и Чак Клоуз (р. 1940), который специализируется на монументальных портретах. Другие фотореалисты также обычно фокусируются на одном конкретном предмете. Джон Доэрти — один из самых известных ирландских художников-фотореалистов.
Гиперреализм
Гиперреализм — это общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, появившуюся в начале 1970-х годов. Его также называют суперреализмом, а в живописи он является синонимом фотореализма. В скульптуре известными гиперреалистами являются Дуэйн Хэнсон (1925–1996), Джон де Андреа (р. 1941) и Кэрол Фейерман (р. 1945). Некоторые из последних работ Рона Мьюека и Роберта Гобера также можно отнести к гиперреализму. Среди известных художников — Чак Клоуз, Роберт Бехтле, Ричард Эстес, Одри Флэк, Ральф Гоингс.
Постерный реализм
В некотором роде наследник таких художников, как Норман Рокуэлл (1894–1978), шотландский художник Джек Веттриано (р. 1951) создал для себя прибыльную нишу как автор ностальгических сюжетов, продавая большое количество постеров и других печатных репродукций.
Циничный реализм (Китай) (1990-е)
Циничный реализм — это сатирический стиль современной китайской живописи, появившийся в 1990-х годах после подавления демонстраций на площади Тяньаньмэнь. Циничные реалисты заимствовали образы из различных традиций, включая сюрреализм, символизм, а также классическую figurativ painting.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?