Реализм читать ~13 мин.
С 1400 по 1800 год в западном искусстве доминировали вдохновлённые Ренессансом академические теории идеализированной живописи и высокое искусство, выполненное в манере Великого Мастера. Впоследствии, частично вызванном огромными социальными изменениями, вызванными промышленной революцией, большее внимание стало уделяться реализму предмета, то есть предметам вне традиции высокого искусства. Термин «реализм» был популяризирован французским романистом Шампфлери в 1840-х годах, хотя всерьёз он начался в 1855 году, с выставки французского художника Гюстава Курбе (1819-1877), после того как одна из его картин («Мастерская художника») была отвергнута на Всемирной выставке в Париже. Курбе установил рядом свой собственный шатёр и выпустил манифест, сопровождающий его персональную выставку. Он был озаглавлен «Le Realisme».
Характеристика: Жанры и тематика
Стиль реалистической живописи распространился почти на все жанры, включая историческую живопись, портреты, жанровую живопись и пейзажи. Например, художники-пейзажисты отправились в провинции в поисках «настоящей» Франции, создав художественные колонии в таких местах, как Барбизон, а позже в Грёз-Сюр-Луан, Понт-Авен и Конкарно. (Но обратите внимание на разницу между натурализмом и реализмом).
Излюбленные темы художников-реалистов включали: жанровые сцены жизни сельского и городского рабочего класса, сцены уличной жизни, кафе и ночных клубов, а также все более откровенное отношение к телу, наготе и чувственным темам. Неудивительно, что этот мрачный подход шокировал многих меценатов из высшего и среднего класса, как во Франции, так и в викторианском искусстве Англии, где реализм так и не был полностью принят.
Как общая тенденция, так и конкретный стиль искусства, реализм предвещал общий отход от «идеального» (как типично искусство классической мифологии, столь любимое художниками и скульпторами эпохи Возрождения) в сторону обыденного. Так, в своих фигурных рисунках и фигурных картинах реалисты изображали реальных людей, а не идеализированные типы. Отныне художники чувствовали себя все более свободно, изображая реальные жизненные ситуации, лишённые эстетики и универсальных истин. (Больше никаких милых детей-попрошаек, живописных улиц и видов, здоровых довольных крестьян и так далее). В этом смысле реализм отразил прогрессивный и очень влиятельный сдвиг в значении и функции искусства в целом, включая литературу и изобразительное искусство. Он повлиял на импрессионизм – см., например, Реализм к импрессионизму (1830-1900) – и некоторые другие современные художественные стили, такие как поп-арт. Этот стиль сохраняет своё влияние на изобразительное искусство и по сей день.
О других важных исторических стилистических направлениях, таких как реализм, см. Художественные направления и школы (начиная примерно со 100 г. до н.э.).
Художники-реалисты
Художники-реалисты, прочно связанные с движением 19 века, включают: Жан-Франсуа Милле (1814-1875), Гюстав Курбе (1819-1877), Оноре Дюмье (1808-1879). Однако многие другие находились под влиянием реализма, не позволяя ему доминировать в их творчестве. Интересным примером является русский художник Илья Репин (1844-1930), который создал выдающиеся работы в стиле реализма, такие как «Баржамены на Волге» (1870), а также «Крестный ход в Курской губернии» (1883). Другой пример – Жюль Бастьен-Лепаж (1848-1884), чей натурализм оказал сильное влияние на консервативную ветвь импрессионистской живописи.
Реалистический стиль был воспринят и адаптирован французскими импрессионистами, такими как Эдгар Дега (например, в его картине «Пьющий абсент»): подробнее см. в разделе «От реализма к импрессионизму (1830-1900)». Германский стиль бидермайер романтического реализма – утешительный бытовой идиом, популярный в Германии, Австрии и Дании, не похожий на голландскую школу реализма XVII века – рассматривается в Немецкое искусство, 19 век.
Знаменитые реалистические картины 19 века
Основные школы реализма в девятнадцатом веке включали: английскую образную школу, французскую школу (во главе с Гюставом Курбе), русскую школу (во главе с Ильёй Репиным), немецкую школу (во главе с Адольфом фон Менцелем) и американскую школу (во главе с Томасом Икинсом). Кроме того, многие художники создавали картины в реалистическом стиле, включая романтика Теодора Жерико (в частности, его портреты приюта), импрессиониста Эдгара Дега (в частности, его балетные картины).
Дэвид Уилки (1785-1841)
Чтение завещания (1820) Новая Пинакотека, Мюнхен.
Фердинанд Георг Вальдмюллер (1793-1865)
Старые вязы в Пратере (1831) Кунстхалле, Гамбург.
Карл Шпицвег (1808-1885)
Книжный червь (1850) Музей Георга Шафера, Швейнфурт.
Адольф фон Менцель (1815-1905)
Гостиная с сестрой художника (1847) Баварская государственная коллекция, Мюнхен.
Концерт для флейты Фридриха Великого в Сансуси (1850) Берлин.
Оноре ДОМЬЕ (1808-1879)
Прачка (ок. 1860), Музей д’Орсэ.
Карета третьего класса (1864), Художественный музей Уолтерса, Балтимор.
Жан-Франсуа Милле (1814-1875)
(1847-8) Национальная галерея, Лондон.
Сеятель (1850) Бостонский музей изящных искусств.
Уборщики (1857) Музей д’Орсэ.
Ангелус (1857-9) Музей д’Орсэ.
Человек с мотыгой (1862) Музей Дж.
Гюстав Курбе (1819-1877)
Каменотёсы (1849), уничтожена во время Второй мировой войны.
Погребение в Орнане (1849-50), Музей д’Орсэ.
Студия художника (1855), Музей д’Орсэ.
Иван Шишкин (1832-1898)
Дуб – Вечер: Этюд (1887) Третьяковская галерея, Москва.
Василий Перов (1833-1882)
Пасхальный крестный ход в деревне (1861) Третьяковская галерея, Москва.
Охотники на отдыхе (1871) Третьяковская галерея, Москва.
Франц фон Ленбах (1836-1904)
Портрет Отто фон Бисмарка (1895) Шлезвиг-Гольштейнский музей…
Уинслоу Хомер (1836-1910)
«Снап с кнутом» (1872) Институт американского искусства Батлера, Янгстаун, США.
Гольфстрим (1899) Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Иван Крамской (1837-1887)
Христос в пустыне (1872) Третьяковская галерея, Москва.
Осмеяние Христа: Аве, царь иудейский (1882) Русский музей, Санкт-Петербург.
Люк Филдс (1843-1927)
Доктор (1891) Галерея Тейт, Лондон.
Михали Мункачи (1844-1900)
Христос перед Пилатом (1881) Музей Дери, Дебрецен, Венгрия.
Вильгельм Лейбль (1844-1900)
Голова крестьянской девушки (1880) Osterreichische Galerie Belvedere, Вена.
Три женщины в церкви (1881) Кунстхалле, Гамбург.
Константин Савицкий (1844-1905)
Ремонт железной дороги (1874) Третьяковская галерея, Москва.
Илья Репин (1844-1930)
Баржеперевозчики на Волге (1873) Русский музей, Санкт-Петербург.
Крестный ход (Крестный ход) Курская губерния (1883) Третьяков.
Подробнее см: Русская живопись 19 века.
Томас Икинс (1844-1916)
Макс Шмитт в одноместном кресле (1871) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Клиника Гросса (1875) Университет Пенсильвании.
Кристиан Крог (1852-1925)
Больная девочка (1881) Nasjonalgalleriet, Осло.
Джон Сингер Сарджент (1856-1925)
Портрет мадам X (мадам Пьер Готро) (1884) Музей Метрополитен.
Макс Клингер (1857-1920)
Парижский суд (1885) Музей истории искусств, Вена.
«Смерть Цезаря» (ок. 1890) Музей изящных искусств, Лейпциг.
Исаак Левитан (1860-1900)
Уединённый монастырь (1890) Третьяковская галерея, Москва.
Дорога на Владимирку (1892) Третьяковская галерея, Москва.
Фредерик Ремингтон (1861-1909)
Падение ковбоя (1895) Музей Амона Картера, Форт-Уэрт.
Абрам Архипов (1862-1930)
Женщины-мойщицы (прачки) (1899) Русский музей, Санкт-Петербург. Рабочие на чугунолитейном заводе (1896) Третьяковская галерея, Москва.
Joaquin Sorolla Y Bastida (1863-1923)
Печальное наследство (1899) Caja de Ahorros de Valencia.
Реализм в XX веке
В условиях двух ужасных мировых войн, всемирной депрессии, холокоста, войны во Вьетнаме и появления ядерного оружия у художников-реалистов XX века не было недостатка в сюжетах. Действительно, современный реализм проявился в самых разнообразных формах. Вот краткое знакомство с некоторыми реалистическими школами и темами в изобразительной живописи и скульптуре.
Веризм (1890-е/1900-е)
Этот итальянский термин подразумевает крайний сырой реализм, без какой-либо интерпретации. Впервые это слово появилось в жестоких мелодраматических операх Масканьи, таких как «Кавалерия Рустикана» (1890), и было подхвачено итальянскими художниками, такими как Телемако Синьорини (1835-1901).
Ашканская школа (ок. 1908-1913)
Ашканская школа была небольшой группой художников, которые стремились вести хронику повседневной жизни Нью-Йорка в довоенный период, создавая реалистичные и неприукрашенные картины и офорты городских уличных пейзажей и жанровых сцен. Во главе с Робером Анри (1865-1929), на которого повлиял сильный негламурный реализм Томаса Икинса и Томаса Аншутца, в Ашанскую школу входили и другие художники, такие как Эверетт Шинн (1876-1953), Джордж Лукс (1866-1933), Джордж Уэсли Беллоуз (1882-1925), Уильям Глакенс (1870-1938) и Джон Слоун (1871-1951). Наследие Ашанской школы сохранилось в американской соцреалистической живописи 1920-1930-х годов благодаря Эдварду Хопперу (1882-1967): см., в частности, его Дом у железной дороги (1925, МоМА) и Маяк у двух огней (1929, Метрополитен-музей).
Прецизионизм (1920-е гг.)
Американское направление живописи, изображавшее городские/индустриальные пейзажи, часто в кубистско-футуристической манере. Его члены были известны под разными названиями, такими как «кубисты-реалисты», «безупречные», «стерильные» или «современные классицисты». Этот стиль был также известен как «острофокусный реализм». Наиболее известными выразителями прецизионизма были Чарльз Шилер (1883-1965), Чарльз Демут (1883-1935) и Джорджия О’Кифф (1887-1986).
Соцреализм (1920-е/1930-е гг.)
Термин «соцреалисты» описывает городских художников американской сцены, работавших в эпоху депрессии. Соцреализм – это натуралистический стиль реализма, который фокусируется исключительно на социальных проблемах и повседневных трудностях. Наиболее известные представители школы соцреализма включают Бена Шана (1898-1969), Джека Левина и Джейкоба Лоуренса. Все они находились под значительным влиянием более ранней школы Эшкан в Нью-Йорке.
Социалистический реализм (ок. 1925-35)
Форма государственного пропагандистского искусства, введённая Иосифом Сталиным в период форсированной индустриализации в Советской России, начавшейся в конце 1920-х годов. Монументально-героический стиль искусства, социалистический реализм прославлял нового советского человека и рабочего в огромных фресках, плакатах и других формах общественного искусства, используя смелые красно-чёрные цвета и вызывающие образы. Максима Горького заманили обратно в Россию в качестве художественного прикрытия движения.
Нет нужды говорить, что это пропагандистское искусство имело мало сходства с реальностью на улицах и на заводах. Социалистический реализм был первым в серии коммунистических пролетарских стилей искусства, которые в конечном итоге оказались под контролем советского художественного руководителя Андрея Жаданова.
Социалистический реализм был принят в Испании и Франции такими художниками, как Ренато Гуттузо (например, Серные шахтёры, 1949) и Андре Фужерон (Мученическая Испания, 1937).
Сюрреализм (1920-е/1930-е)
Причудливая форма искусства, сюрреализм был основан в Париже в 1924 году после публикации манифеста Андре Бретона. Основываясь на психоаналитических идеях Зигмунда Фрейда, сюрреализм стремился высвободить творческий потенциал бессознательного разума. Возникли два широких типа сюрреалистического искусства.
Фантастические картины Сальвадора Дали (1904-1989) Рене Магритта (1898-1967) и автоматизм Жоана Миро (1893-1983). Несмотря на свой причудливый стиль и относительно короткий период существования, сюрреализм оказался чрезвычайно жизнеспособным и продолжает оказывать влияние и по сей день. К известным картинам сюрреалистов относятся картины Дали «Постоянство памяти» (1931) и «Распад постоянства памяти» (1954).
Магический реализм
Параллельным с сюрреализмом направлением искусства был магический реализм, чьи картины основаны на повседневной реальности, но с нотками фантазии. Название было придумано немецким искусствоведом и критиком Францем Рохом в 1925 году в книге под названием Nach Expressionismus: Magischer Realismus.
Магический реализм был частью «Возвращения к порядку» – реакции против авангардного искусства, возникшей после Первой мировой войны. Членами школы были (в Италии) Джорджо де Кирико (например, «Семья художника», 1926) и Альберто Савинио, и (в Германии) Александр Канольдт и Адольф Циглер. Это название также иногда применяется к некоторым американским художникам периода после Второй мировой войны, таким как Пол Кадмус (1904-1999), Филип Эвергуд (1901-1973) и Иван Олбрайт (1897-1983). В Германии магический реализм пересекается с движением Die Neue Sachlichkeit (Новая объективность).
Американская пейзажная живопись и регионализм Среднего Запада (1925-45)
Американская пейзажная живопись охватывала несколько различных направлений реализма, все из которых использовали специфически американские образы. Среднезападная версия американской пейзажной живописи была известна как регионализм, примером которого были такие художники, как Грант Вуд (1892-1942), Джон Стюарт Карри (1897-1946), Томас Харт Бентон (1889-1975), а позднее Эндрю Уайет (1917-2009). Отметим также широкую популярность великого иллюстратора-реалиста Нормана Рокуэлла (1894-1978).
Школа Юстон Роуд
Сформированная в 1938 году, это была левая современная реалистическая группа художников, которые преподавали или окончили Школу живописи и рисунка на Юстон Роуд в Лондоне. Бунтуя против авангардного искусства, они провозглашали превосходство изображения традиционных предметов в реалистической манере, чтобы сделать искусство более понятным и социально значимым. Среди членов школы были Грэм Белл, Уильям Колдстрим, Лоуренс Гоуинг, Родриго Мойнихан, Виктор Пасмор и Клод Роджерс.
Искусство Холокоста
Искусство Холокоста состоит из трёх типов. Нацистские пропагандистские изображения, использовавшиеся для обоснования геноцида; изображения (почти все рисунки), созданные жертвами, которые фиксируют индивидуальный опыт; и послевоенные мемориалы Катастрофы (в основном скульптуры).
Квартет изящных искусств (1952-5)
В 1950-е годы бывшая галерея Beaux Arts в Лондоне (управляемая Хелен Лессор) была важным местом для современной реалистической живописи. В 1952-4 годах здесь проходили персональные выставки четырёх молодых британских художников-реалистов Джона Брэтби, Деррика Гривза, Эдварда Миддлдитча и Джека Смита, известных впоследствии как «Квартет Beaux Arts», а с декабря 1954 года – как «Художники кухонной раковины». Последний термин был придуман в связи с их обыденной тематикой. Примерами их реализма являются: Натюрморт с чипсами (1954) и Туалет (1955) Джона Брэтби, Шеффилд Вейр II (1954) Эдварда Миддлдитча, и Фигура в комнате I (1959) Джека Смита.
Американский современный реализм (1960-е/начало 1970-х)
Этот термин описывает относительно прямой реалистический подход к изображению, принятый художниками в пост-абстрактную эпоху. Хорошо зная о современных абстрактных концепциях искусства, современные реалисты, тем не менее, предпочитают рисовать или ваять в более традиционной манере. Среди известных художников, связанных с этим подходом к изобразительному искусству, – Уильям Бейли, Нил Велливер и Филип Перлштейн. Обратите внимание, что современный реализм отличается от фотореализма благодаря несколько преувеличенному и ироничному тону последнего.
Фотореализм (1960-е – 1970-е)
Фотореализм появился в конце 1960-х годов, когда начали рисовать сцены в стиле, почти идентичном фотографии. Объекты фотореализма типично банальны и не представляют особого интереса, и даже могут быть изображены так, чтобы продемонстрировать виртуозное изобразительное мастерство художника. Несмотря на это, фотореализм может быть исключительно визуально поразительным.
Важными представителями движения фотореалистов являются Ричард Эстес (р.1932), чья специализация – уличные сцены с проработанными оконными отражениями, и Чак Клоуз (р.1940), который специализируется на крупных портретах с крупным планом на шее. Другие фотореалисты также обычно фокусируются на одном конкретном предмете. Джон Доэрти – один из самых известных ирландских художников-фотореалистов.
Гиперреализм
Гиперреализм – это общий термин, описывающий крайнюю форму реалистической живописи и скульптуры, появившуюся в начале 1970-х годов. Его также называют суперреализмом, а в живописи он является синонимом фотореализма. В скульптуре известными фотореалистами являются Дуэйн Хэнсон (1925-1996), Джон де Андреа (р.1941) и Кэрол Фойерман (р.1945). Некоторые из последних работ Рона Мюка и Роберта Гобера также можно отнести к гиперреализму. Среди известных художников – Чак Клоуз, Роберт Бехтль, Ричард Эстес, Одри Флэк, Ральф Гоингс.
Постерный реализм
В некотором роде наследник таких художников, как Норман Рокуэлл (1894-1978), популистский шотландский художник Джек Веттриано (р. 1951) создал для себя прибыльную нишу как художник, рисующий ностальгические сюжеты, продавая большое количество постеров и других декоративных рисунков.
Циничный реализм (Китай) (1990-е годы)
Циничный реализм – это сатирический стиль современной китайской живописи, появившийся в 1990-х годах после подавления демонстраций на площади Тяньаньмэнь. Циничные реалисты заимствовали образы из различных традиций, включая сюрреализм и символизм, а также классическую фигурную живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?