Художники-реалисты (1840-1900) читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Термин реализм был принят великим французским художником Гюставом Курбе (1819-1877) в 1855 году для обозначения стиля живописи, возникшего во Франции после революции 1848 года. В то время главным стилем был романтизм — направление в искусстве, характеризующееся эмоциональностью и духовностью, а также личными чувствами художника. В отличие от романтизма, реализм был объективным и приземлённым. (Никакой больше сентиментальности или выдачи желаемого за действительное.) Художники-реалисты и скульпторы-реалисты стремились передавать не величие и даже не красоту, а скорее обыденность — во всей её повседневности. Прежде всего, реализм пытался представить жизнь и труд обычных людей. Так что хотя стиль реалистической живописи может варьироваться, тема или фокус (на реальности обычной жизни) не меняется. Тем не менее, художники-реалисты полностью исследовали границы этой эстетики, и великие мастера — особенно скульптор Роден (1840-1917) — сумели вдохнуть героизм в свои работы. Выбор сюжетов Родена может показаться исключительно грандиозным по сравнению с более популярными повседневными сценами, выбранными другими художниками, но его неклассическая, неидеализированная трактовка фигур передаёт безошибочный реализм.
Школа французской реалистической живописи XIX века стала прелюдией к нескольким другим движениям современного искусства, которые появились в конце XIX и в XX веке. Эти движения включали: французский импрессионизм Моне, а также голландский постimpрессионизм (Амстердам и Гаага), Глазго школу живописи (1880-1915), школу социального реализма (например, нью-йоркскую школу мусорного ведра), более политическую школу социалистического реализма (особенно в СССР, ок.1928-38), магический реализм (ответвление сюрреализма), гиперреалистический стиль фотореализма и китайскую школу искусства, известную как циничный реализм (1990-е).
Чтобы увидеть, как реализм привёл к импрессионизму и впоследствии к абстрактному искусству XX века, см.: От реализма к импрессионизму (1830-1900).
Как возник реализм
В середине XIX века во Франции две утвердившиеся школы французской живописи — романтизм и классицизм, представленные Эженом Делакруа (1798-63) и Ж. О. Д. Энгром (1780-1867) соответственно, уступили место озабоченности социальной ценностью искусства и стремлению изображать мир таким, какой он есть. Гюстав Курбе на выставке, организованной им в 1855 году, дал этому новому движению название реализм.
Реализм стал результатом многих различных художественных тенденций во Франции середины XIX века. Он развился частично из романтической увлечённости природой. Художники стали стремиться изображать то, что было реальным и истинным в жизни, которую они видели вокруг себя, что придало искусству новую, непосредственно социальную связь — противоположность искусству ради искусства.
Франция также в это время находилась под влиянием философии Огюста Конта (1798-1857), основателя позитивизма, который учил, что только то, что можно наблюдать или испытать, может быть познано и во что можно верить — система, исключающая все спекулятивные и метафизические мировоззрения. Таким образом, художник должен был точно описывать посредством детального воспроизведения объекты природы такими, какими он их видел, а не заниматься созданием мира из своего воображения.
Из этих точек зрения возникло искусство, которое отвергло свою освящённую веками роль создания «идеальной» красоты (милых на вид детей-попрошаек, чистых улиц, живописных пейзажей с довольными крестьянами и так далее) и обратилось вместо этого к новым сюжетам из современной жизни, чтобы изображать их, не искажая никоим образом.
Социальное искусство Курбе
Гюстав Курбе (1819-1877) родился в Орнане в регионе Франш-Конте во Франции и приехал в Париж в 1840 году в возрасте 21 года. В начале своей карьеры Курбе решил работать в большом масштабе: «Маленькие картины не создают имени. Я должен написать большую картину, которая решительно представит меня в моей истинной природе. Я хочу всё или ничего».
Год 1848 был временем революции во Франции и Европе в целом. Он также ознаменовал начало решающего периода для Курбе. Между 1848 и 1850 годами он написал четыре крупных полотна, которые утвердили его как отца-основателя нового живописного реализма: «После обеда в Орнане»; «Дробильщики камня»; «Похороны в Орнане»; и «Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?