Романский стиль читать ~22 мин.
Первое крупное направление средневекового искусства — романский стиль — можно рассматривать как обобщающее название для всех производных от римской архитектуры на Западе в период с момента падения Рима (около 450 г. н.э.) до появления готического стиля (около 1150 года). Однако традиционно этот термин относят к определённому стилю архитектуры, скульптуры и других видов декоративно-прикладного искусства, который возник в XI веке во Франции, Германии, Италии и Испании.
Романский стиль был богаче и грандиознее всего, что создавалось в эпоху раннехристианского искусства. Он отличался масштабностью, отражавшей большую социальную стабильность нового тысячелетия и растущую уверенность христианской церкви в Риме. Именно экспансионизм Церкви стал причиной крестовых походов, целью которых было освобождение Святой земли от власти ислама. Позднее успех крестоносцев и обретение ими святых реликвий стимулировали строительство новых церквей по всей Европе в романском стиле (в Британии и Ирландии он известен как норманнская архитектура). В свою очередь, эта строительная программа породила огромный спрос на декоративное религиозное искусство, включая скульптуру, витражи и все виды церковных изделий из металла. К XII веку некоторые архитекторы и скульпторы стали пользоваться большим спросом как у церковных, так и у светских заказчиков.
Предыстория (ок. 450–1000)
Между античным и романским искусством лежит многовековой промежуток, в течение которого на историческую арену вышли северные племена. Этот период, известный как Великое переселение народов, оставил нам хорошо известные образцы доисторического искусства и ремёсел.
Находки золотых украшений и монет демонстрируют долгий путь, пройденный германскими племенами с Востока во Францию и Испанию. Украшения из гробницы короля Меровингов Хильдерика, умершего в 481 году, свидетельствуют о влиянии античных традиций. Однако эти традиции не были просто заимствованы — их мастерски адаптировали, зачастую придавая им новый смысл. Период Меровингов не стал мостом между античностью и Средневековьем; он не привёл к позднему расцвету античной культуры и литературы, подобному тому, что наблюдался в готской римской культуре в трудах Кассиодора или Боэция. После того как Теодорих Великий укрепил своё положение благодаря союзам со всеми германскими государствами, казалось, что Рим под властью готов сможет мирно сочетать старое и новое, но Меровинги при Хлодвиге сделали это невозможным. На Востоке Византия смогла продержаться несколько столетий лишь потому, что опиралась на выносливые горные народы Балкан и Малой Азии. В Западной Европе центр развития сместился на север, где находились новые источники силы.
Старинное декоративное искусство викингов часто описывают, но не всегда понимают верно. Обычно акцент делают на переплетающихся лентах, узлах и петлях, пытаясь неубедительно связать их с техникой плетения. Однако важнее их происхождения — сознательный отказ от симметрии, избегание геометрических форм и беспокойная, неукротимая энергия. Если бы нужно было придумать искусство, выражающее дух эпохи бурных перемен, невозможно было бы найти ничего более подходящего, ведь его мотивы никогда не были чисто геометрическими, а всегда складывались в живой и органичный узор.
Духовный характер этого нового искусства ясно виден в иллюминированных рукописях раннехристианского периода, особенно в манускриптах ирландцев и англосаксов — народов, у которых уже в V веке были свои христианские церкви и монастыри. Благодаря широкой миссионерской деятельности ирландских монахов мы имеем не только такие бесценные иллюминированные рукописи, как Книга Дарроу и Келлская книга, но и манускрипты с богато украшенными инициалами из таких континентальных центров, как Санкт-Галлен, Париж, Тулуза и Лан. Это искусство Северной и Восточной Европы включает в себя животные мотивы, которые можно увидеть в миниатюрах рукописей, орнаментальной отделке инструментов и оружия, а также в брошах — так называемых фибулах. Лишь Запад оставался верен стилю византийских и армянских миниатюр, но не поддавался их иератической стилизации, а скорее предавался необузданным, жизненным фантазиям эпохи Великого переселения народов.
В архитектуре же, напротив, ощущалось сильное влияние форм римского искусства; поначалу эта архитектура была скорее синтезом античных прототипов, чем новым творением.
Мавзолей Теодориха Великого в Равенне, Палатинская капелла Карла Великого в Ахене, построенная по образцу церкви Сан-Витале и освящённая в 805 году, или надвратная капелла в Лорше — всё это разные этапы освоения традиционных форм, которые с готовностью приняли новые правители. Таким образом, весь Каролингский период, с 700 по 900 год, следует рассматривать как предроманский и в определённом смысле как наследие античности.
Романское искусство: Духовные основы
Около 1000 года н.э. влияние христианства распространилось на все части Европы. Хотя исторические процессы в это время были бурными, а Средние века сотрясали жестокие конфликты между императором и папой, а также крестовые походы, нельзя не заметить силу и единство мироощущения, скрывавшееся за этими потрясениями.
Язычники поклонялись Солнцу как животворящей силе и обожествляли природу, но, несмотря на всю свою магию, испытывали страх перед жизнью. Именно они столкнулись с христианской философией. Им казалось, что в христианских писаниях заключена великая магия, и они изображали буквы в виде живых существ. Знание латыни открыло для них ценности высокой и древней цивилизации, которой они посвятили свои нетронутые силы.
Для этих народов христианство стало не убежищем для уставших, а новой уверенностью в жизни, упорядочиванием вселенной, которого они не находили в прежних верованиях. Поскольку на небесах был Судья, который смотрел в сердца людей, и поскольку новая вера предписывала, даже в мельчайших подробностях, что правильно, а что нет, молодой христианин мог взирать на Бога как на любящего небесного отца. Лишь всеобщим благочестием можно объяснить, почему духовный авторитет зачастую оказывал влияние, несоизмеримое с его реальной силой.
Хотя невозможно найти общий знаменатель для бесконечно богатой и разнообразной жизни многих веков, романский мир всё же представляется одним огромным сообществом, объединённым христианством. Средневековье называют ночью, длившейся почти тысячу лет, но это была яркая, звёздная ночь. Несмотря на всеобщий религиозный контроль, человек романской эпохи, а позднее и готической, смог реализовать свою индивидуальность. Искусство нуждалось в мощных стимулах; сначала это были церкви и монастыри, затем университеты и религиозные ордена, и, наконец, государства, города и частные меценаты.
В результате всех этих многообразных влияний от античных форм мало что осталось, кроме орнаментальных мотивов. Объединяющий смысл романского искусства проявляется в тесном союзе поэзии и музыки; метрические ударения, и прежде всего рифмы, свидетельствуют о возрождении и независимости чувства ритма, для которого латинский количественный метр стал непонятным.
Основатели монастыря Клюни в начале X века реформировали правила бенедиктинского ордена в соответствии с духом времени. Они отбросили последние следы византийской строгости и установили духовный порядок вопреки политическому хаосу и угрозе социального распада, ведя войну с невежеством и безнравственностью и предоставляя убежище учёным. Это сочетание религиозного идеализма с организаторскими способностями придало жизни новую цель. То, что осталось после распада империи Каролингов, слишком тесно связанной с античностью, теперь должно было найти своё место в новом религиозном сообществе, определившем будущее европейской цивилизации.
Каждому человеку предписывалась определённая духовная установка, которой подчинялась личность. Она сохранялась как в крестьянской хижине, так и при королевском дворе, как в монашеской келье, так и в епископском дворце. Только так личность, подобная Бернарду Клервоскому, простому аббату, могла не только на протяжении целого поколения управлять цистерцианским орденом, но и вершить судьбы всего западного мира.
Лучшим выражением этого монашеского благочестия стал романский стиль.
Романская церковная архитектура
В романской религиозной архитектуре практические соображения постепенно уступали место эстетическим. Из внешне простого молитвенного дома христианской базилики церковь, даже своим обликом, превратилась в величественный памятник.
Отдельные части раннехристианской базилики сохранились, но общий вид сооружения очень быстро изменился. Соотношение высоты и ширины, которые в раннем христианском искусстве были приблизительно равны, изменилось: неф иногда становился вдвое выше своей ширины. Колокольня, кампанила, которая раньше стояла отдельно, теперь примкнула к основному объёму церкви, у которой часто было две такие башни. Сначала башни-близнецы строили по обеим сторонам фасада, а план здания приобрёл форму латинского креста с трансептом, расположенным между алтарём и нефом.
Средокрестие (пересечение нефа и трансепта) венчалось куполом или башней. В апсиде, где располагался хор, было слишком мало места для духовенства, которого в больших монастырских церквях всегда было много. Поэтому неф продлевали за средокрестие, создавая пространство для алтаря и хора. Как правило, хор отделяли от нефа и трансептов каменными преградами, а та их часть, что была обращена к нефу, часто имела платформу — лекторий, или пюпитр, — с которого читали Евангелие.
Когда от деревянных крыш, всё ещё распространённых в романских церквях, отказались — часто из-за опасности пожара — в пользу каменных сводов, пересечение нефа и трансепта стало определять всю планировку романской базилики. Из-за сильного бокового распора полуцилиндрический коробовый свод применялся редко; предпочтение отдавалось крестовому своду, который ещё римляне использовали для перекрытия широких пролётов. Крестовый свод образуется пересечением двух сводов под прямым углом над квадратным в плане основанием. Нагрузка распределяется на четыре угловых столба или опоры. Но поскольку неф был вдвое шире боковых нефов, возникла необходимость в так называемой связанной системе. В ней квадрат средокрестия задавал модуль для всего пространства нефа, так что одной его травее соответствовали две травеи бокового нефа.
Колонны нефа, нёсшие основную нагрузку, постепенно заменялись столбами (пилонами), пока романские архитекторы не стали использовать исключительно их. Как вертикальные элементы стен, столбы были частью основного объёма здания, в то время как колонны являлись элементами сочленённой структуры; лишь в поздней античности на них стали негармонично нагружать массу стены. Эта замена в романской архитектуре является упрощением, сравнимым с включением переднего двора базилики между башнями, в результате чего древний атриум превратился в так называемый нартекс (parvis), а древняя купель для крещения уменьшилась до размеров чаши для святой воды.
С другой стороны, старая римская колоннада, или перистиль, возродилась в форме клуатра — крытой галереи, соединяющей церковь и монастырские постройки. Романская церковь почти всегда была частью монастырского комплекса, в котором находились все необходимые для общинной жизни монахов помещения: зал капитула для собраний, трапезная для приёма пищи и дормиторий для сна. Всё аббатство часто было окружено крепостными стенами и башнями, представляя собой небольшой автономный город. Как правило, единственным строением, отступавшим от плана базилики, был баптистерий, который обычно представлял собой центрическое здание, как, например, купольный реликварий из сокровищницы Вельфов, изображённый в миниатюре.
На севере, однако, над римскими фундаментами иногда строили более крупные церкви, тяготеющие к крестообразному или центрическому плану. Такой была церковь Святого Гереона в Кёльне. Для экономии места в замковых или крепостных часовнях часто применялась форма двойной церкви: две часовни с одинаковым планом строили одна над другой, причём нижняя часто служила усыпальницей. Примеры такого типа можно увидеть в Нюрнберге, Эгере и Госларе. Разновидностью такой планировки является и обычная романская церковь, где весь алтарь, пресвитерий, поднят на несколько ступеней над нефом, а под ним находится крипта — сводчатый склеп, место захоронения основателей церкви и других знатных особ.
На основе этих базовых форм романская архитектура Европы развивалась, используя всё более богатые, красивые и изысканные методы строительства. Различные способы применения этих методов в отдельных частях здания придавали каждому романскому строению его особый характер.
Памятники романской архитектуры
Влияние античности, исходившее с юга Франции, ощущалось вплоть до Клюни в Бургундии — провинции на границе кельтско-французского и германского населения.
В великой бенедиктинской церкви в Клюни, строительство которой началось в 1089 году, южнофранцузский коробовый свод был адаптирован к типу крестообразной базилики, развивавшемуся на севере. Лишь на основе реконструкций можно осознать всё великолепие этого романского здания, выросшего из плана с двойным трансептом, с его многочисленными башнями, средокрестиями и апсидами. С пятью нефами и двумя трансептами, она считалась в то время важнейшей церковью в христианском мире.
То, что нельзя увидеть по немногим сохранившимся остаткам, можно понять по деталям монастырской церкви в Везле, собора в Отёне и других французских зданий. Компактность и стремление к систематическому членению были характерны для бургундского романского стиля; это видно и в соседних церквях западной Швейцарии, в портике Роменмотье или большой коллегиальной церкви Пайерна.
Современные им норманнские здания выглядят гораздо более примитивно. Там, куда не проникло южное влияние, даже после перехода на камень, старая система деревянного строительства продолжала диктовать форму здания. Лишь после завоевания Англии в 1066 году, когда норманны стали править обширными территориями Европы, их возросшее самосознание нашло выражение в архитектуре. Монастырские церкви Сент-Трините и Сент-Этьен в Кане, основанные Вильгельмом Завоевателем и его женой и возведённые примерно в это время, концентрируют всю свою мощь в опорах и контрфорсах, а стены представляют собой не более чем соединительные экраны. Так появился новый, рыцарский архитектурный стиль, из которого впоследствии во всех частях Европы развилась готика.
Однако именно в Германии романская архитектура просуществовала дольше всего и породила некоторые из своих лучших шедевров. Если рассматривать этот стиль вплоть до конца эпохи Гогенштауфенов, то к нему следует отнести великолепные соборы в Лимбурге, Бамберге и Наумбурге. Эти постройки, наряду с другими зданиями того периода, часто относят к так называемому переходному стилю или к отдельному стилю «немецкого готического искусства». Эти термины едва ли обоснованы, если учесть, что данные здания представляют собой завершение и совершенствование романского стиля, а не шаг к новому. (Подробнее см: Немецкое средневековое искусство, ок. 800-1250).
Если описывать развитие в хронологическом порядке, то на немецкоязычном Востоке, как и в Нормандии, потолки базилик — за исключением крипт и апсид — долгое время оставались плоскими. Коллегиальная церковь в Гернроде, основанная в 961 году, а также церкви, построенные по образцу церкви Святого Михаила в Хильдесхайме, и большая базилика в Херсфельде относятся к этому типу. К нему же принадлежат церкви Святого Эммерама и Святого Якоба в Регенсбурге, церковь Святого Петра в Зальцбурге, восстановленная после пожара 1127 года, и собор в Гурке в Каринтии.
В Рейнской области в течение XI века был построен ряд соборов со сводчатыми потолками. В 1016 году был перестроен старый собор Трира; к тому же веку относятся три великолепных собора в Шпейере, Майнце и Вормсе. Наряду с романским планом со сводами, они имели двойной алтарь — черту, характерную для немецких церквей. Этот план был представлен в знаменитой церкви Санкт-Галлена в начале IX века, но он редко встречается к югу от Альп, хотя один пример можно увидеть в Вальполичелле, недалеко от Вероны. Одним из принципов романского стиля была кладка из тёсаного камня, уложенного ровными, плотными рядами. Однако в Вормсе, а позднее в Бамберге и Наумбурге, заметна тенденция к смягчению и обогащению строгой конструкции орнаментальными элементами кладки.
В церкви аббатства Лаах на Среднем Рейне отказались от традиционной связанной системы. Для увеличения пространства травеи нефа сделали такой же ширины, как и само средокрестие, в результате чего поперечные арки пролётов оказались на разной высоте. Подробное описание этих изменений заняло бы слишком много времени. Собственный, более строгий вариант стиля был выработан в монастыре Хирсау.
Монахи, воспитанные в бенедиктинских традициях Клюни, всегда строили единообразные трёхнефные базилики с плоским потолком и арками на колоннах, без крипт, как, например, в мюнстере в Шаффхаузене. Типичным зданием позднего романского периода является мюнстер в Базеле с многоугольным алтарём, галереей и трифорием над аркадами нефа. В готический период собор расширили, и он стал пятинефным.
Из светских зданий наиболее важными, помимо первых городских жилых домов, являются замки и дворцы. Укреплённая башня, донжон, прямоугольной или круглой формы, представляла собой цитадель, последнее убежище. Пока оборонительная функция диктовала её форму, эстетика уступала место утилитарным соображениям.
Лишь после XI века внутри больших крепостей стали строить отдельные жилые здания, которые затем часто украшали снаружи. Особенно там, где жилой дом, как, например, княжеский дворец (пфальц), был отделён от крепости и построен на открытом месте, как в Гельнхаузене, открылся путь для художественного развития. В сохранившихся руинах в Гельнхаузене мы видим арку в форме трилистника над входом, рядом с группами позднероманских окон, а также романские ворота, в верхний ярус которых, вероятно, были вставлены романские окна-розы.
Декоративные формы, применяемые в светских зданиях, были такими же, как и в церковной архитектуре. Стены членятся пилястрами и круглыми карнизами, характерными для романского искусства. Карликовые арочные галереи, подобные тем, что строили внутри церквей (трифории), часто встречаются и на внешних стенах романских зданий. В них, как и в колоннах нефов или клуатров, мы постоянно встречаем романскую подушкообразную, или кубическую, капитель. Переход от круглого ствола колонны к квадратному основанию арки здесь осуществляется за счёт взаимопроникновения куба и сферы. После середины XII века, но не ранее, её всегда украшали орнаментом. Другие художественные особенности романских зданий будут рассмотрены в разделах, посвящённых скульптуре, живописи, резьбе и т.д.
Некоторые виды неороманской архитектуры появились в Америке в течение XIX века. Среди её представителей были Ричард Апджон (1802-1878), Джеймс Ренвик (1818-1895) и Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886).
Романская скульптура, живопись и декоративное искусство
Долгое время после того, как орнаментальные животные мотивы периода миграций были забыты, скульптурные изображения животных всех видов играли важную роль в декоре романских зданий. Несмотря на их фантастический характер, можно проследить определённое развитие, приближение к большему реализму. Северные фантазии смешиваются с драконами, львами, василисками и змеями, упоминаемыми в Библии и античных баснях, какими мы видим их в средневековых бестиариях. Резьба, так часто встречающаяся на окнах, капителях, цоколях, фризах, карнизах, арках и в других местах, является прелюдией и аккомпанементом к скульптуре человеческой фигуры, которой романское искусство обогатило христианский мир.
Вторжение ислама в культурное пространство Средиземноморья в VIII веке окончательно отделило Европу от восточного мира. В то время как влияние ислама вызвало в Византии первое противодействие почитанию изображений, Италия отказалась участвовать в великом иконоборческом движении.
Многие византийские художники, прежде всего мозаичисты и ковроделы, перебирались в Италию, привозя с собой те изображения святых, которые им удавалось спасти. В это время Италия разорвала политическую связь с Византией и избрала франкского короля Карла Великого защитником итальянской церкви.
Скульптура
Поскольку настенные росписи и скульптуры Каролингского периода почти полностью исчезли, мы знаем лишь из письменных источников, что церкви Севера украшались росписями так же, как и церкви Юга. В иконографии итальянской церкви появились два северных дополнения: Распятие Христа и Страшный суд, причём последняя тема неустанно изображалась в романском искусстве. Фигуры в тимпанах арок ранних соборов, поначалу выполненные в высоком рельефе, плотно и хаотично заполняли всё пространство.
Византийский вкус заключал фигуру Христа в мандорлу (эллиптический ореол, окружающий всю фигуру; в переводе с итальянского слово означает «миндаль»); такое изображение более условно, но в то же время более пластично, чем это было возможно с древним нимбом. Столетие спустя фигуры стали менее условными, а национальные различия изменили детали.
Фигуры на западном фасаде Шартрского собора, созданные одним из величайших средневековых мастеров, всё ещё кажутся привязанными к столбам. Однако в скульптуре Бамбергского собора фигуры начинают отделяться от плоскости стены. Их движения ещё порывисты и скованны, но всего несколько лет спустя, в скульптурах «Врат Адама» того же собора и особенно в статуях донаторов Наумбургского собора, они обретают свободную и благородную осанку и яркую индивидуальность. Они уже относятся к началу готического периода.
К важным романским скульпторам относятся: Гислебертус (XII век), Мастер из Кабестани (XII век), Мастер Матео (XII век) и Бенедетто Антелами (активен в 1178–1196 гг.).
Живопись
Трудно составить полное представление о романской живописи, и ещё сложнее — о декоративно-прикладном искусстве. В начале XIII века Запад был наводнён образцами византийского декоративно-прикладного искусства, но ещё до этого церковное уважение к традиции навязывало формы раннехристианского и византийского искусства. Эта идиома была очень заметна в Италии и на юге Франции; в Германии, на севере Франции и в Англии она постепенно вытеснялась. Часто очень трудно решить, что было обусловлено византийским влиянием, а что — индивидуальным, северным чувством формы. Например, считается, что коронационная мантия Генриха II была изготовлена в баварском монастыре. Вероятно, именно женские руки придали фигурам их наивно-естественные позы, несмотря на уважение к традиции, проявляющееся в симметрии рисунка.
Фрески
С начала XI века романские церкви стали расписывать, чтобы наставлять своих преимущественно неграмотных прихожан — примером художественной эволюции является настенная живопись в Клюни (ныне разрушенном). После 1100 года эта форма декора распространилась в Кёльне, Бонне и других рейнских областях Германии, а также в Испании, где под влиянием ислама появились более яркие и красочные фрески.
Монастыри на острове Райхенау в Боденском озере, который уже в X веке был активным художественным центром, позволяют нам составить некоторое представление о настенных росписях, сохранившихся в церкви Святого Георгия в Оберцелле. Эти росписи, которые можно было найти почти во всех больших церквях того времени, представляют собой постоянные настенные украшения. Картины идут вдоль стен между широкими бордюрами из орнаментов, а на арках аркад размещены портретные бюсты святых или глав ордена в медальонах. Там, где изображения нелегко понять, они поясняются метрическими надписями, титулами.
Иллюминации
Романские иллюминированные рукописи развивались параллельно с фресками. Но самым важным фактором был возросший спрос со стороны орденов клюнийцев, цистерцианцев и бенедиктинцев на религиозные книги и библии, которые должны были создаваться вручную. Среди важных иллюминированных рукописей: «Моралии на Книгу Иова» (ок. 1110), «Житие Матильды» (ок. 1110), Псалтырь Святого Альбана (1120–1130), Библия Пантеона (ок. 1125), Псалтырь Генриха де Блуа (1140–1160), Ламбетская Библия (1150) и Евангелие Генриха Льва (ок. 1170). Важные центры, занимавшиеся изготовлением иллюминированных рукописей, включали Сито (первый цистерцианский монастырь), Бери-Сент-Эдмундс, монастырь Хельмарсхаузен, область реки Маас и Зальцбург.
О книжных иллюминациях в готическом стиле см.: Братья Лимбург (ок. 1390-1416 гг.).
Общее убранство
Не следует представлять романские церкви как голые, пустые здания. Даже полы и плоские деревянные потолки не были лишены декора. В соборе Хильдесхайма, как и в крипте Святого Гереона в Кёльне, полы выложены мозаикой ярких цветов. Прекрасный пример росписи потолков мы видим в церкви в Циллисе, в Граубюндене. Вышитые ковры и замечательные гобелены украшали полы, стены, алтари и скамьи. Длинный, похожий на фриз гобелен из Байё, вышитый цветной шерстью на белом льне и повествующий о завоевании Англии норманнами, является одним из самых известных примеров.
Витражи
Витражи вскоре стали заменять гобелены: уже в 1000 году аббат Тегернзее хвастался их красотой. В Цюрихе, Вердене-на-Руре и многих других монастырях витражи появились ещё раньше. Не так легко сказать, когда они впервые появились во Франции и Англии, но в раннеготическом соборе Шартра есть различные медальоны, спасённые из старого романского собора, которые в своём строго линейном дизайне сохранили удивительно светящуюся окраску.
Согласно письменным источникам, во второй половине X века в соборе Сен-Реми в Реймсе были витражи. После 1100 года их использование стало повсеместным. Основные центры производства витражей в романский период находились в Рейнской области, в Иль-де-Франсе и Пуатье.
Резьба по слоновой кости
Наряду со скульптурой и резьбой по камню, в романский период активно практиковалось искусство резьбы по слоновой кости. Сохранились всевозможные предметы церковного обихода, в частности, реликварии, которые можно было установить в доме как маленькие алтари или даже брать с собой в путешествия, а также изящные книжные переплёты и многие другие сокровища.
Металлические изделия
Не менее важным и не менее усердно практикуемым со времён саксонских императоров было искусство обработки металлов — золота, бронзы и других драгоценных материалов. В Хильдесхайме при епископе Бернварде существовала школа бронзового литья, шедевры которой — колонны Бернварда, бронзовые двери собора и купель — показывают, насколько это искусство, изначально уходящее корнями в эпоху Великого переселения народов, было усовершенствовано в романский период. Сначала были заимствованы античные формы и византийские приёмы, но затем произошло новое усовершенствование.
К концу XI века народы Запада решили идти своим путём, даже в декоративно-прикладном искусстве. Начиная с XII века крестовые походы с их потоками паломников, купцов и ремесленников, которые перемещались по всей Европе, и отряды странствующих каменщиков и ювелиров готовили Запад к той секуляризации искусства, которая окончательно вырвала его из исключительного владения монахов.
Важная региональная школа романской культуры возникла в долине реки Маас в XI, XII и XIII веках. Сосредоточенная в Льежском епископстве (Бельгия), маасская школа искусства подняла эмалирование на новую высоту благодаря таким ювелирам, как Николай Верденский (1156-1232) и Годфруа де Клер (1100-1173).
Прежде всего, в декоративно-прикладном искусстве появились городские мастерские, которые избавились от последних следов византийского влияния, так что даже там, где церковь всё ещё была заказчиком, народный вкус имел больше возможностей для проявления. Золото было заменено медью и бронзой; процесс нанесения эмали на медь сделал возможной более независимую и гибкую обработку металлической основы и самой эмали, чем это было возможно при использовании более дорогостоящей византийской техники. Даже в декоративно-прикладном искусстве можно увидеть то же освобождение, которое произошло в монументальной архитектуре в XIII веке. Это было не что иное, как выражение нового духа, нового вкуса: готики.
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
Подробнее о характеристиках этого архитектурного стиля см.: Романская архитектура. Подробнее о пластических искусствах см.: Романская скульптура.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Чтобы узнать о периодах и датах, см.: Хронология истории искусства.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ
См.: История скульптуры. О скульптуре из камня: Каменная скульптура.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
Путеводитель по европейскому искусству:
Каролингское искусство (750-900)
Оттоновское искусство (900-1050)
Средневековая скульптура (400-1000)
Средневековые художники (1100-1400)
Готическое искусство (около 1150-1375) Готическая архитектура (c.1150-1375)
Готическая скульптура (c.1150-1280).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?