Романский стиль читать ~23 мин.
Первое крупное направление средневекового искусства, стиль, известный как «романский», может использоваться для охвата всех производных римской архитектуры на Западе, начиная с падения Рима (ок. 450 г. н.э.) до появления готического стиля около 1150 года. Традиционно, однако, этот термин относится к конкретному стилю архитектуры, а также скульптуры и других мелких искусств, которые появились во Франции, Германии, Италии и Испании в 11 веке.
Более богатый и грандиозный, чем всё, что наблюдалось в эпоху раннехристианского искусства, романский стиль характеризуется масштабностью, отражающей большую социальную стабильность нового тысячелетия и растущую уверенность христианской церкви в Риме, церкви, чей экспансионизм привёл в движение крестовые походы для освобождения Святой земли от власти ислама. Позднее успех крестоносцев и обретение ими святых реликвий стимулировали дальнейшее строительство новых церквей по всей Европе в полноценном романском стиле архитектуры (норманнская архитектура в Британии и Ирландии). В свою очередь, эта строительная программа вызвала огромный спрос на декоративное религиозное искусство, включая скульптуру, витражи и церковные металлические изделия всех типов. К XII веку некоторые архитекторы и скульпторы стали пользоваться большим спросом у церковных, а также светских меценатов.
Предыстория (ок. 450-1000)
Между романским и античным искусством лежит многовековой промежуток, в течение которого северные племена вошли в историю. На этот период народной миграции приходятся доисторические искусства и ремесла, которые хорошо известны.
Различные находки золотых украшений и монет свидетельствуют о долгом пути, пройденном германскими племенами в их путешествии с Востока во Францию и Испанию. Небрежная и простая красота украшений короля Меровингов Чилдерика, умершего в 481 году, свидетельствует о влиянии классических традиций, которые, однако, были не просто слабо приняты, но мастерски адаптированы, часто без полного понимания. Период Меровингов не был мостом между античностью и Средневековьем; он не вызвал позднего расцвета античной культуры и литературы, как готическая римская культура в трудах Кассиодора или Боэция. После того как Теодорих Великий обеспечил себе лидирующее положение благодаря союзам со всеми германскими государствами, сначала казалось, что Рим под властью готов будет мирно сочетать старое и новое, но Меровинги при Хлодвиге сделали это невозможным. На Востоке Византия смогла продержаться несколько столетий только потому, что опиралась на выносливые горные народы Балкан и Малой Азии. В Западной Европе центр эволюции переместился на север, так как там были новые источники энергии.
Старое декоративное искусство викингов часто обсуждается и описывается, но обычно понимается неправильно: акцент всегда делается на переплетающихся ремнях или лентах, узлах и петлях, и предпринимаются неубедительные попытки связать их с техникой ткачества. Но важнее, чем их конечное происхождение, их автократическое презрение к симметрии, избегание геометрических форм и их беспокойная, недисциплинированная энергия. Если бы кто-то захотел изобрести новое искусство для выражения эпохи беспокойного перехода, он не смог бы представить ничего более подходящего, чем это, которое никогда не черпает свои мотивы из геометрии, но всегда создаёт живой и органичный узор.
В иллюминированных рукописях раннехристианского периода, в особенности в рукописях ирландцев и англосаксов – народов, которые уже в V веке имели свои христианские церкви и монастыри, – ясно виден духовный характер этого нового искусства. Благодаря далеко идущей миссионерской деятельности ирландских монахов мы имеем не только такие бесценные иллюминированные рукописи, как Книга Дарроу и Келлская Книга, но и рукописи с богато иллюминированными инициалами из таких континентальных центров, как Сен-Галл, Париж, Тулуза и Лаон. Это искусство Северной и Восточной Европы включает животные мотивы, видимые в миниатюрах её рукописей, или орнаментальную металлическую обработку инструментов и оружия, или её броши – так называемые fibulae. Только Запад всё ещё верен стилю византийских и армянских миниатюр, но не поддаётся иератической стилизации, предаваясь скорее необузданным, жизненным фантазиям эпохи переселения.
В своей архитектуре, с другой стороны, они находились под большим влиянием форм римского искусства; действительно, эта архитектура сначала была синтезом античных прототипов, а не новым творением.
Гробница Теодориха Великого в Равенне; часовня Карла Великого в Эксе, построенная по образцу церкви Сан-Витале и освящённая в 805 году; или каролингская сторожка в Лорше – это различные этапы принятия этих традиционных форм, которые новые правители приняли с радостью. Таким образом, весь период Каролингов, с 700 по 900 год, должен рассматриваться как предроманский, и в определённом смысле как пережиток античности.
Романское искусство: Духовные основы
Около 1000 г. н.э. влияние христианства распространилось на все части Европы. Хотя ход истории во время этого процесса был неспокойным, и хотя Средние века были нарушены жестокими конфликтами между императором и папой, а также крестовыми походами, все же нельзя не осознать силу и единство чувств, спокойно действующих за этими потрясениями.
Последователи веры, которая учила их поклоняться Солнцу как животворящей силе и олицетворяла силы природы как богов, но при этом боялись жизни, несмотря на всю свою магию, язычники столкнулись с христианской философией. Им казалось, что в христианских писаниях заключена великая магия, и они рисовали буквы в виде живых существ. Знание латыни открыло им ценности высокой и древней цивилизации, которой они посвятили свои нетронутые силы.
Для этих народов христианство было не прибежищем для усталых, а новой уверенностью в жизни, упорядочением вселенной, которого они не находили в старой доктрине. Поскольку на небесах был Судья, который смотрел в сердца людей, и поскольку новая вера говорила им, даже до мельчайших подробностей, что правильно, а что нет, молодой христианин мог действительно взирать на Бога, как на любящего отца на небесах. Только всеобщим благочестием можно объяснить тот факт, что влияние авторитета часто было невероятно несоразмерно его силе.
Хотя невозможно найти общий знаменатель для бесконечно богатой и разнообразной жизни многих веков, романский мир все же представляется одним огромным сообществом, объединённым христианством. Средневековье называют ночью, длившейся почти тысячу лет; но ночь была яркой, со звёздами. Несмотря на всеобщий религиозный контроль, романский, а гораздо позже и готический человек смог реализовать свою индивидуальную личность. Искусство нуждалось в мощных стимулах; сначала были церкви и монастыри, затем университеты и религиозные ордена, и, наконец, государства, города и отдельные меценаты.
В результате всех этих разнообразных форм мало что осталось от античных форм, кроме орнаментальных мотивов. Объединяющий смысл романского искусства проявляется в тесном союзе поэзии и музыки; метрические акценты, и прежде всего рифмы, свидетельствуют о возрождении и независимости чувства ритма, для которого латинский количественный метр стал непонятным.
Основатели монастыря Клюни в начале X века реформировали правила бенедиктинского ордена в соответствии с духом времени, сбросили последние следы византийской чопорности и установили духовный порядок над политической неразберихой и угрожающим социальным распадом, который вёл войну с невежеством и безнравственностью и давал убежище учёным. Это сочетание религиозного идеализма с организаторскими способностями придало жизни цель; то, что осталось после распада империи Каролингов, слишком тесно связанное с античностью, теперь должно было найти своё место в новом религиозном сообществе, которое определяло будущие условия европейской цивилизации.
Для каждого была предписана духовная установка, которой подчинялась личность, и которая сохранялась как в крестьянской хижине, так и при дворе короля, в монашеской келье не меньше, чем в епископском дворце. Только таким образом такая личность, как Бернар из Клерво, простой аббат, мог не только управлять цистерцианским орденом на протяжении целого поколения, но и вершить судьбы всего западного мира.
Лучшим выражением этого монашеского благочестия стал романский стиль.
Романская церковная архитектура
В романской религиозной архитектуре практические соображения постепенно вытеснялись эстетическими; из внешне простого дома собраний христианской базилики церковь, даже в своём внешнем аспекте, стала величественным памятником.
Отдельные части раннехристианской базилики сохранились дольше всего; но общий вид сооружения очень быстро изменился. Соотношение высоты и ширины, которые в раннем христианском искусстве были приблизительно равны, увеличилось до того, что неф иногда был вдвое выше, чем ширина здания. Колокольня, кампанила, которая до этого стояла сама по себе, теперь придвинулась к телу церкви, которая часто имела две такие башни. Сначала башни-близнецы были построены по обе стороны от фасада, а план здания принял форму латинского креста, с трансептом, расположенным между алтарём и нефом.
Пересечение нефа и трансепта венчалось куполом или башней. В апсиде, где располагался хор, было слишком мало места для духовенства, которого в больших монастырских церквях всегда было очень много; поэтому неф продолжали за пределы перехода, создавая алтарь для хора. Как правило, он был отгорожен от нефа и трансептов каменными барьерами или экранами, а экран, обращённый к нефу, часто содержал своего рода платформу, лекторий или пюпитр, с которого читали Евангелия.
Когда от деревянных крыш, всё ещё очень распространённых в романских церквях, отказались – часто из практических соображений и из-за опасности пожара – в пользу сводчатых крыш, пересечение нефа и трансепта определило всю планировку романской базилики. Из-за сильной боковой тяги редко применялся полуцилиндрический бочкообразный свод, но предпочтительнее крестовый свод, который уже использовался римлянами для перекрытия широких пролётов. Перекрёстный свод образуется, когда два свода пересекаются друг с другом под прямым углом над квадратным планом земли. Нагрузка приходится на четыре угловых столба или опоры. Но поскольку неф в два раза выше, чем проходы, возникает необходимость в так называемой задействованной романской системе. В ней квадратное пересечение или перекрестие определяет пролёт остальной части нефа, который пересекается с интервалами двумя пролётами от проходов.
Колонны нефа, которые несли самую большую нагрузку, постепенно заменялись пирсами, пока архитекторы романского стиля не стали использовать только последние. Как вертикальные элементы стен они относились к телу здания, в то время как колонны были частями сочленённой структуры; только в поздней античности они были негармонично нагружены массой поднимающейся кладки. Эта замена в романской архитектуре является упрощением, сравнимым с включением переднего двора базилики между башнями, в результате чего древний атриум стал так называемым parvis, а древняя купель уменьшилась до пропорций чаши для святой воды.
С другой стороны, старая римская колоннада или перистиль была возрождена в форме клуатра, соединяющего церковь и монастырь. Романская церковь почти всегда была связана с монастырским фондом, в котором были всевозможные помещения, необходимые для общественной жизни монахов, такие как зал для собраний, трапезная для приёма пищи и дормиторий для сна. Все аббатство часто было окружено крепостными стенами и башнями и представляло собой небольшой автономный город. Как правило, единственным отклонением от плана базилики был баптистерий, который обычно представлял собой трансептальное здание, как, например, купольный реликварий из сокровищницы Гельфа, представленный в миниатюре.
На севере, однако, более крупные церкви, склоняющиеся к крестообразному или трансептальному плану, иногда строились над римскими фундаментами. Такой была церковь Святого Гереона в Кёльне. В случае с замковыми или крепостными часовнями для экономии места была принята форма двойной церкви; здесь две часовни строились с одинаковым планом, одна над другой, нижняя из них часто использовалась как погребальная часовня. Примеры такого рода можно увидеть, прежде всего, в Нюрнберге, Эгере и Госларе. Обычная романская церковь, где весь алтарь, пресвитерий, был поднят на несколько ступеней над нефом, а под ним находилась крипта, сводчатый склеп, место захоронения основателей церкви и других известных людей, является разновидностью такого расположения.
От этих основных форм романская архитектура Европы развивалась все более богатыми, красивыми и изысканными методами строительства. Различные способы применения и реализации этих методов в отдельных частях ткани придавали романскому зданию особый характер.
Памятники романской архитектуры
Влияние античности, исходившее с юга Франции, ощущалось вплоть до Клюни в Бургундии, провинции на границе кельтско-французского и германского населения.
В великой бенедиктинской церкви в Клюни, начатой в 1089 году, южнофранцузская бочка-свод была адаптирована к крестообразной базилике, тип которой развивался на севере. Только на основе реконструкции можно осознать великолепие этого романского здания, которое выросло из плана двуручного креста, с его различными башнями, переходами и апсидами, и которое, с его пятью нефами и двумя трансептами, считалось в то время самой важной церковью в христианстве.
То, что нельзя увидеть по немногим сохранившимся остаткам, можно понять по деталям монастырской церкви в Везелее, собора в Аутене и других французских зданий. Компактность и тенденция к систематическому делению на части были характерны для бургундского романского стиля; это можно увидеть и в соседних церквях западной Швейцарии, в портике Роменмотье или большой коллегиальной церкви Пайерна.
Современные нормандские здания выглядят гораздо более примитивно. Там, куда не проникло южное влияние, даже после внедрения камня, старая система деревянного строительства диктовала форму строения, и только после завоевания Англии в 1066 году, когда норманны стали править на обширных территориях Европы, их возросшее самосознание нашло своё выражение в архитектуре. Монастырские церкви Сент-Тринит и Сент-Этьен в Кане, основанные Вильгельмом Завоевателем и его женой и возведённые примерно в это время, концентрируют всю свою мощь в опорах и контрфорсах, а стены представляют собой не более чем соединительные экраны. Появился новый рыцарский архитектурный орден, из которого впоследствии во всех частях Европы развилась готика.
Однако именно в Германии романская архитектура продержалась дольше, чем в других местах, и создала несколько лучших шедевров. Если рассматривать её как стиль периода подозрительности, то в него должны быть включены здания конца близкой к «Штауфишу» эпохи: великолепные церкви Лимбурга, Бамберга и Наумбурга, которые вместе с другими постройками того периода часто относят к так называемому переходному стилю или к отдельному стилю «немецкого готического искусства». Эти термины имеют мало оснований, если учесть, что эти здания представляют собой завершение и совершенство романского стиля, а не шаг к новому стилю. (Подробнее см: Немецкое средневековое искусство с.800-1250).
Описать развитие в хронологическом порядке: На немецкоязычном Востоке, как и в Нормандии, потолки базилик – кроме крипт и апсид – долгое время всегда были плоскими. Коллегиальная церковь в Гернроде, основанная в 961 году, как и церкви, построенные по образцу обычной церкви Святого Михаила в Хильдесхайме, и большая базилика в Херсфельде, относятся к этому типу. К этому же типу относятся церкви Святого Эммерама и Святого Якоба в Регенсбурге, церковь Святого Петра в Зальцбурге, восстановленная после пожара 1127 года, и собор Гурка в Каринтии.
В Рейнской области в течение 11 века был построен ряд соборов со сводчатыми потолками. В 1016 году был перестроен старый собор Трира; к тому же веку относятся три великолепных собора Шпейера, Майнца и Вормса. Наряду с романским планом, наложенным сводом, они имели двойной алтарь, характерный для немецких церквей. Этот план был представлен в знаменитой церкви Святого Галла в начале девятого века, но он редко встречается к югу от Альп, хотя один пример можно увидеть в Вальполичелле, недалеко от Вероны. Одним из принципов романского стиля была укладка отдельных камней церковных зданий в тесно расположенные ряды; но в Вормсе мы видим тенденцию – которая реализовалась в Бамбурге и Наумбурге – смягчить и обогатить строгую конструкцию орнаментальными формами кладки.
В церкви аббатства Лаах на Среднем Рейне отказались от традиционной системы, и для увеличения пространства пролёт свода в нефе был таким же большим, как и в нефе, в результате чего поперечные арки пролётов были разной высоты. Подробное описание этих изменений заняло бы слишком много времени. Упрощение преобладающего стиля было достигнуто в монастыре в Хирсау.
Монахи, воспитанные в бенедиктинских традициях Клюни, всегда строили однообразные трёхнефные базилики с плоским потолком, арки которых поддерживались колоннами, без крипт, как в минстере в Шафхаузене. Типичным зданием конца романского периода является минстер в Базеле, с многоугольным алтарём, галереей и трифорием над аркадами нефа. В готический период он был сделан шире, с пятью нефами или проходами.
Из светских зданий наиболее важными, помимо первых городских жилых домов, являются замки и дворцы. Укреплённая башня, донжон, прямоугольная или круглая по форме, представляла собой цитадель, место убежища. Пока оборонительная функция диктовала её форму, эстетика должна была уступать место утилитарным соображениям.
Только после XI века внутри больших крепостей стали строить отдельные жилые дома, а затем их часто украшали снаружи. Особенно там, где жилой дом, как княжеский дворец, был отделен от крепости и построен на открытом месте, как в Гельнхаузене, был открыт путь для художественного развития. В существующих остатках в Гельнхаузене мы видим трилистник арки над входом, рядом с группами позднероманских окон, а также романские ворота, в верхний этаж которых, вероятно, были вставлены романские окна-розы.
Декоративные формы, применяемые в светских зданиях, были характерны для церковной архитектуры. Стены были разделены пилястрами и круглыми карнизами, характерными для романского искусства. Карликовые арочные галереи, подобные тем, что строились внутри церквей, в трифории, часто встречаются на внешней стороне романских зданий. В них, как и в колоннах нефов или клуатров, мы постоянно встречаем романскую подушку или кубовидную столицу. Переход от круглого стержня колонны к квадратной опоре арки осуществляется довольно аккуратно за счёт взаимопроникновения куба и сферы. После середины двенадцатого века, но не ранее, она всегда была орнаментирована. Другие художественные особенности романских зданий будут рассмотрены под заголовками скульптура, живопись, резьба и т.д.
Некоторые виды неороманской архитектуры появились в Америке в течение 19 века. Среди её представителей были Ричард Апджон (1802-1878), Джеймс Ренвик (1818-1895) и Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886).
Романская скульптура, живопись и декоративное искусство
Долгое время после того, как орнаментальные животные мотивы периода миграций были забыты, скульптурные формы животных всех видов играли важную роль в деталях романских зданий. Несмотря на их фантастический характер, можно проследить определённое развитие, приближение к большему реализму. Нордические фантазии смешиваются с драконами, львами, василисками и гадюками, упоминаемыми в Библии и древних баснях, как мы видим их в средневековых бестиариях. Резьба, так часто встречающаяся на окнах, капителях, постаментах, фризах, карнизах, столах арок и в других местах, является прелюдией и сопровождением скульптуры человеческой фигуры, которой романское искусство обогатило христианский мир.
Вторжение в культурную область Средиземноморья духовной силы ислама в восьмом веке окончательно отделило Европу от восточного мира. В то время как влияние ислама вызвало первое противодействие почитанию изображений в Византии, Италия отказалась принять участие в великом иконоборческом восстании.
Многие византийские художники, прежде всего мозаичисты и ковроделы, пробирались в Италию, привозя с собой те изображения святых, которые они могли спасти. В это время Италия разорвала политическую связь с Византией и избрала франкского короля Карла Великого защитником итальянской церкви.
Скульптура
Поскольку настенные росписи и скульптуры Каролингского периода почти полностью исчезли, мы знаем только из письменных источников, что церкви Севера были украшены росписями, как и церкви Юга. В иконографии итальянской церкви было два северных дополнения: распятие Христа и Страшный суд, причём последняя тема не уставала изображаться в романском искусстве. Фигуры в тимпанах арок в ранних соборах, которые поначалу были довольно рельефными, теснились в беспорядке.
Византийский вкус заключил фигуру Христа в мандорлу (эллиптический ореол, окружающий всю фигуру; слово означает, в переводе с итальянского, миндаль); изображение более условно, но в то же время более пластично, чем это было возможно в древнем нимбе. Столетие спустя фигуры стали менее условными, а национальные различия изменили детали.
Фигуры на западном фасаде Шартрского собора, которые были работой одного из величайших средневековых мастеров, всё ещё кажутся прикреплёнными к столбам, но в алтарном фасаде времён Генриха II фигуры начинают выходить из плоской поверхности. Их движения ещё спазматичны и неуверенны в алтарной ширме Бамбергского собора, но всего несколько лет спустя, в дверном проёме Адама, они обретают свободную и благородную осанку фигур Наумберга с их совершенной индивидуальностью. Они относятся к началу готического периода.
К важным романским скульпторам относятся: Гислебертус (12 век), Мастер Кабестани (12 век), Мастер Матео (12 век) и Бенедетто Антелами (активен 1178-1196).
Живопись
Трудно составить какое-либо полное представление о романской живописи, и ещё труднее в случае с малым искусством. В начале XIII века Запад был наводнён примерами малых византийских искусств, но ещё до этого церковное уважение к традиции навязало формы раннехристианского и византийского искусства. Эта идиома была очень заметна в Италии и на юге Франции; в Германии, на севере Франции и в Англии она постепенно вытеснялась. Часто очень трудно решить, что было обусловлено византийским влиянием, а что – индивидуальным, нордическим чувством формы. Например, считается, что коронационная мантия Генриха II была изготовлена в баварском монастыре. Вероятно, именно женские руки придали фигурам их наивно-естественные позы, несмотря на уважение к традиции, проявляющееся в симметрии рисунка.
Фрески
С начала 11 века романские церкви стали расписывать, чтобы ориентировать своих преимущественно неграмотных прихожан – примером художественной эволюции является настенная живопись в Клюни (ныне разрушенном). После 1100 года эта форма декора распространилась в Кёльне, Бонне и других рейнских областях Германии, а также в Испании, где под влиянием ислама появились более яркие и красочные фрески.
Монастыри на острове Райхенау в Боденском озере, который уже в десятом веке был активным художественным центром, позволяют нам составить некоторое представление по настенным росписям, сохранившимся в церкви Святого Георгия в Оберцелле, о постоянных настенных украшениях, которые можно найти почти во всех больших церквях того времени. Картины идут вдоль стен между широкими бордюрами из свитков, а на митрах арок в аркадах установлены портретные бюсты святых или руководителей ордена в медальонах. Там, где изображения нелегко понять, они поясняются метрическими надписями, титулами.
Иллюминации
Романские иллюминированные рукописи развивались наряду с фресками. Но самым важным был возросший спрос со стороны орденов клюнийцев, цистерцианцев и бенедиктинцев на религиозные книги и библии, все из которых должны были быть сделаны вручную. Среди важных иллюминированных рукописей: Рукопись Моралии (ок. 1110), Житие Матильды (ок. 1110), Псалтырь Святого Албанса (1120-30), Библия Пантеона (ок. 1125), Псалтырь Генриха де Блуа (1140-60), Ламбетская Библия (1150) и Евангельская книга Генриха Льва (ок. 1170). Важные центры, участвовавшие в изготовлении иллюминированных рукописей, включали: Сито (первый цистерцианский монастырь), Бури Сент-Эдмундс, монастырь Гельмарсхаузен, район реки Мёз и Зальцбург.
Книжные иллюминации в готическом стиле см: Братья Лимбург (ок. 1390-1416 гг.).
Общее убранство
Мы не должны представлять романские церкви как голые, пустые здания. Даже полы и плоские деревянные потолки не были лишены декора. В соборе Хильдесхайма, как и в крипте Святого Гереона в Кёльне, полы выложены мозаикой ярких цветов. У нас есть прекрасный пример росписи на самых старых потолках работы Пошеля в церкви Циллис, в Гризонах. Вышитые ковры и замечательные гобелены украшали полы и стены, алтари и лавки. Длинный, похожий на фриз гобелен Байе, выполненный из цветной шерсти на белом льне, который описывает завоевание Англии норманнами, является одним из самых известных примеров.
Витражи
Витражи вскоре стали заменять гобелены: уже в 1000 году аббат Тегернзее хвастался их красотой. В Цюрихе, Вердене, на Руре, и во многих других монастырях витражи появились ещё раньше. Не так легко сказать, когда они впервые появились во Франции и Англии, но в раннеготическом соборе Шартра есть различные медальоны, спасённые из старого романского собора, которые в своём строго линейном дизайне сохранили удивительно светящуюся окраску.
Согласно письменным источникам, во второй половине X века в соборе Сен-Реми в Реймсе были витражи. После 1100 года их использование стало повсеместным. Основные центры производства витражей в романский период находились в Рейнской области, в Иль-де-Франс и Пуатье.
Резьба по слоновой кости
Наряду со скульптурой и резьбой по камню, в романский период с энтузиазмом практиковалось искусство резьбы по слоновой кости. Сохранились всевозможные церковные принадлежности, в частности, реликварии, которые могли быть установлены в доме как маленькие алтари – или даже переноситься владельцем во время путешествий, изящные книжные переплёты и многие другие сокровища.
Металлические изделия
Не менее важным и не менее усердно практикуемым со времён саксонских императоров было искусство обработки металлов, золота, бронзы и других драгоценных материалов. В Хильдесхайме при епископе Бернварде существовала школа бронзового литья, шедевры которой, колонны Бернварда, бронзовые двери собора и купель, показывают, насколько это искусство, первоначально относящееся к эпохе переселений, было усовершенствовано в романский период. Сначала были переняты античные формы и византийские взгляды, но затем произошло новое усовершенствование.
К концу XI века народы Запада решили идти своим путём, даже в мелких искусствах. Начиная с XII века крестовые походы с их стадами паломников, купцов, ремесленников, которые бродили взад и вперёд по лицу Европы, и отряды каменщиков и ювелиров, кочующих с места на место, готовили Запад к той секуляризации искусства, которая окончательно вырвала его из исключительного владения монахов.
Важная региональная школа романской культуры возникла в долине реки Мёз в 11, 12 и 13 веках. Сосредоточенная в епископстве Льеж, Бельгия, школа мозанского искусства подняла эмалирование на новую высоту, благодаря таким ювелирам, как Николай Верденский (1156-1232) и Годфруа де Клер (1100-1173).
Прежде всего, в мелких искусствах появились городские производства, которые избавились от последних следов византийского влияния, так что даже там, где церковь всё ещё была работодателем, народный вкус имел больше возможностей. Золото было заменено медью и бронзой; процесс нанесения эмали на медь сделал возможной более независимую и подвижную обработку металлической основы и эмали, чем это было возможно при использовании более дорогостоящей византийской техники. Даже в малом искусстве можно увидеть такое же освобождение, которое произошло в монументальной архитектуре в XIII веке; не более и не менее, чем выражение нового духа, нового вкуса: готика.
РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО
Подробнее о характеристиках этого архитектурного стиля см.: Романская архитектура. Подробнее о пластических искусствах см.: Романская скульптура.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Чтобы узнать о периодах и датах, см.: Хронология истории искусства.
ИСТОРИЯ СКУЛЬПТУРЫ
См.: История скульптуры. О скульптуре из камня: Каменная скульптура.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Справочник по различным категориям и значениям изобразительного искусства см.: Определение искусства.
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ИСКУССТВО
Путеводитель по европейскому искусству:
Каролингское искусство (750-900)
Оттоновское искусство (900-1050)
Средневековая скульптура (400-1000)
Средневековые художники (1100-1400)
Готическое искусство (около 1150-1375) Готическая архитектура (c.1150-1375)
Готическая скульптура (c.1150-1280).
- Оттоновское искусство
- Роберт Стуруа представил премьеру - в театре «Et cetera» «Комедия ошибок»
- «Босоногий Джо» Уильяма Кинселлы, краткое содержание
- «Два Менехма» Плавта, краткое содержание
- «Бронзовый лук» Элизабет Джордж Спир, краткое содержание
- «Круглый дом» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- «Я подарю тебе солнце» Джэнди Нельсон, краткое содержание
- «Как прекрасны мы были» Имболо Мбуэ, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?