Русское искусство читать ~25 мин.
Древнейшее изобразительное искусство на территории современной России восходит к каменному веку. Самым ранним известным произведением является «Венера Костёнковская» (ок. 23 000–22 000 до н.э.) — фигурка, вырезанная из кости мамонта. Эта женская статуэтка, обнаруженная в Костёнках, относится к граветтской культуре.
В том же районе была найдена похожая доисторическая скульптура, вырезанная из известняка. К другим известным образцам русского доисторического искусства граветтской эпохи относятся «Венера из Гагарино» (ок. 20 000 лет до н.э.), «Авдеевские венеры» (ок. 20 000 до н.э.) и статуэтки из слоновой кости, известные как «Мальтинские венеры» (ок. 20 000 до н.э.), найденные в окрестностях озера Байкал в Сибири. Искусство мадленской эпохи представлено наскальной живописью Каповой пещеры в заповеднике «Шульган-Таш» в Башкортостане, на Южном Урале, а также керамикой из бассейна реки Амур (ок. 14 300 до н.э.).
Искусство бронзового и железного веков на территории России
Почти за две тысячи лет до того, как древние греки поразили мир своей архитектурой, мраморными статуями, керамикой, наукой и демократией, мастера Кавказа уже создавали изысканные изделия из драгоценных металлов. Это происходило примерно в то же время, когда племена Британии и Ирландии строили свои мегалиты в Ньюгрейндже и Стоунхендже (см. также мегалитическое искусство).
Примером этого древнего искусства бронзового века является знаменитый Золотой бык из Майкопа (XXV век до н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он был обнаружен археологами в 1897 году у северного подножия Кавказских гор. Скульптура высотой около 8 см, изготовленная из золота методом литья по выплавляемой модели, была найдена в гробнице, предположительно принадлежавшей вождю. Золотой бык и ещё один такой же, а также два серебряных быка, украшали опоры погребального балдахина. Фигурка быка тщательно отделана: между изогнутыми рогами вырезаны концентрические круги, а линии подчёркивают глаза, нос, рот, копыта и хвост.
Искусствоведы считают, что художественные традиции пришли на Кавказ из Месопотамии (современный Ирак), вероятно, через Левант и морской торговый путь в Чёрное море. Пятнадцать веков спустя, около 1000 года до н.э., степные культуры Кавказа и юга России оказали влияние на протокельтские племена, которые начали своё продвижение в Центральную и Восточную Европу. Обработка металлов была сильной стороной кельтов, однако, будучи практичным, полукочевым народом, они предпочитали работать с железом, а не с золотом или серебром. Именно благодаря качественному оружию, изготовленному их кузнецами, кельтам удалось утвердиться на европейском континенте.
Византийское наследие в русском искусстве
Именно в России влияние византийского искусства оказалось наиболее продолжительным. В отличие от большинства европейских стран, здесь не было романского или готического периодов в чистом виде, как и всеобъемлющего Ренессанса. Византийский канон оставался почти неизменным, несмотря на войны, миграции и почти два столетия монгольского владычества. Лишь в XV веке, при московских царях, искусство начало приобретать более выраженные национальные черты.
Даже когда Пётр Великий в начале XVIII века начал европеизацию России, возникший стиль барокко сохранил многие византийские элементы. В архитектуре монастырей и церквей по-прежнему можно было увидеть скопления куполов и башни с шатровыми крышами — формы, которые русское искусство заимствовало много веков назад, воспроизводя в камне традиционную деревянную архитектуру.
После падения Рима около 450 года н.э. центр христианства переместился в Византию (Константинополь). Восточная православная церковь стала следующим великим покровителем и заказчиком искусств.
Когда в 988 году киевский князь Владимир принял христианство, он начал приглашать византийских архитекторов для строительства церквей, а художников — для их украшения великолепными фресками и мозаиками. Одним из древнейших и прекраснейших памятников той эпохи является собор Святой Софии в Киеве. Он был основан князем Ярославом Мудрым, сыном Владимира, между 1011 и 1037 годами. Позже собор был перестроен в стиле украинского барокко, и сейчас его облик не даёт полного представления о первоначальном плане с пятью нефами. Конечно, он никогда не мог соперничать с константинопольской Софией, но с его неглубоким главным куполом, второстепенными куполами и двумя башнями на западном фасаде он был в своё время самой величественной церковью, построенной на Руси под византийским влиянием.
Большинство церквей на Руси были деревянными, что делало фресковую живопись непрактичной. Поэтому религиозные образы писали на деревянных досках — иконах. Их обычно размещали на специальной преграде, отделяющей алтарь от основной части храма. Эта преграда, характерная для византийского искусства, со временем превратилась в иконостас — сложную перегородку, сплошь украшенную иконами. Одним из самых известных сохранившихся примеров ранней иконописи является «Богоматерь Владимирская» (ок. 1131 г.), которая сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. (Подробнее об иконах см. ниже.)
Поначалу русская средневековая живопись строго следовала византийским канонам. Например, изображения Тайной вечери в монастырской церкви Святого Михаила в Киеве, построенной в 1108 году, имеют те же удлинённые фигуры с маленькими ликами, что и византийское искусство того периода. Во фресках монастыря Святого Кирилла под Киевом, основанного в 1140 году, впервые появляются отчётливо славянские черты лиц. Чисто русские элементы ещё более явно прослеживаются в книжной миниатюре того времени, как только ею перестали заниматься исключительно греческие мастера.
Появляются заметные различия: реалистичные изображения животных и растений соседствуют с условными византийскими ликами, а яркие красные и синие цвета — всегда любимые на Руси — подчёркивают национальный характер этих рукописных иллюминаций, традиция которых продолжалась до XIII века.
Самым древним манускриптом, который можно назвать истинно русским, является «Остромирово Евангелие» (1056–1057 гг.). Однако в то время собственный русский стиль не получил дальнейшего развития, так как после смерти Ярослава Мудрого в 1054 году Киевское государство распалось на независимые и часто враждующие княжества.
Искусство периода монгольского владычества
В 1223 году монголы под предводительством полководцев Чингисхана вторглись в причерноморские степи. В 1237 году монголо-татары начали завоевание Северо-Восточной Руси, захватив и разрушив города Рязань, Владимир, Коломну и Москву. В 1240 году пали Чернигов и Киев, а к 1242 году Русь стала частью монгольской империи — Золотой Орды.
Хан Золотой Орды из своей столицы Сарай (расположенной на реке Ахтубе, рукаве Волги) правил русскими землями как верховный властитель. Под этим азиатским владычеством русское искусство испытало множество влияний, а не только византийское. В огромной монгольской империи, простиравшейся во второй половине XIII века от Китайского моря до границ Польши и от Гималаев до Сибири, восточные монголы приняли буддизм, а западные — ислам. В результате на Русь хлынул поток китайского, индийского и исламско-персидского искусства.
Исламская архитектура того времени, особенно в Персии, приобрела чувственные формы, которые оказались созвучны русскому художественному вкусу. Четырёхцентровые арки, луковичные и шлемовидные купола, ложные окна и ниши стали чаще встречаться в русской архитектуре. Новая, яркая расцветка крыш и куполов также может быть связана с азиатским влиянием.
Многочисленные церковные главы сияли красным, белым и зелёным, и всё чаще проявлялась тенденция покрывать их золотом. В таких городах, как Ростов, которые процветали и в монгольский период, появился татарский «кремль», или укреплённая цитадель. Когда московский князь Иван I Калита утвердил Москву в качестве нового духовного и политического центра и в 1328 году получил от хана ярлык на великое княжение, в городе были построены первые каменные церкви. Великокняжеская власть настолько укрепилась, что в 1480 году Иван III смог освободить Русь от ордынского ига.
Становление Русского государства
В 1453 году османы под командованием Мехмеда II осадили Константинополь и после сорокадневной осады захватили его, положив конец Византийской империи. Город стал столицей Османской империи. Византийское искусство продолжало жить лишь в монастырях горы Афон в Греции, где трудились греческие и русские монахи. В остальном византийское наследие перешло к Великому княжеству Московскому.
Женившись на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, Иван III укрепил связи с Европой и заявил о преемственности с Византией. Именно он добавил к гербу Москвы с Георгием Победоносцем двуглавого орла — символ византийских императоров — и стал именовать себя «великим князем и государем всея Руси». При нём и его внуке Иване Грозном (Иване IV) была создана новая Российская империя, а вместе с ней — и национальное искусство.
Иван IV, который по примеру римских цезарей был коронован как «царь», считал себя законным наследником Римской и Византийской империй. Духовенство быстро сформировало идеологию, которая ставила московских правителей во главе нового мирового порядка: все православные страны должны были объединиться в единое русское царство, а царь становился единственным христианским императором на земле. «Два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать» — так звучала концепция «Москвы — третьего Рима».
Величие царского титула подчёркивалось в легенде о дарах византийского императора Константина Мономаха киевскому князю. В Шапке Мономаха и бармах, одетый в парчу и покрытый золотом, царь представал как символ незыблемой власти. Иван IV был «Грозным» в первую очередь для врагов православия; для своих подданных он был суровым и богобоязненным правителем. Религия стала, как и в Византии, мощным фактором политической жизни. По всей стране строились богато украшенные каменные церкви и соборы.
Когда возведение Успенского собора в Московском Кремле, начатое местными зодчими, закончилось обрушением, государь вызвал из Венеции итальянца Аристотеля Фиоравенти. В 1475–1479 годах тот построил собор, взяв за образец старинный собор Святого Димитрия во Владимире. В то же время он привнёс в его облик новые черты, увенчав здание пятью сияющими луковичными куполами с позолоченными крестами. Интерьер был оформлен с элементами итальянского стиля. Вскоре его примеру последовали другие итальянцы, среди которых были Пьетро Антонио Солари, Алевизио Новый и Марко Руффо.
В 1484–1507 годах они построили на территории Кремля Благовещенский собор, а Марко Руффо около 1487 года начал строительство Грановитой палаты — главной резиденции Ивана III. Так в Россию пришла мода на обработку каменной кладки, известную как «бриллиантовый руст», характерную для архитектуры раннего Возрождения. В Москве, благодаря влиянию итальянских мастеров, наступил своего рода византийско-итальянский ренессанс. Несмотря на это, интерьеры церквей, как, например, в Архангельском соборе Кремля, остались преимущественно в русско-византийском стиле.
Величественный Покровский собор (Храм Василия Блаженного) на Красной площади был спроектирован зодчими Бармой и Постником. Он не совсем типичен для своего периода, поскольку такая фантастическая сложность является скорее исключением. Множество элементов было нагромождено для создания эффекта максимального великолепия. Под его причудливыми башнями гармонично сгруппировано одиннадцать отдельных приделов (церквей). Фундаментальные черты русского зодчества — разделение внутреннего пространства на два этажа и замена деревянных крыш каменными шатрами — здесь проявились в полной мере.
Иконопись
Икона, характерный вид русского христианского искусства, происходит от византийских мозаик, фресок и книжных миниатюр. Стремление сохранить канонические образы в неизменном виде привело к развитию на Руси иконописи, а от неё произошла оригинальная русская форма — расписной иконостас, который к XV веку стал неотъемлемой частью храма. Он стал главным украшением православной церкви, взяв на себя функцию алтарной преграды. Подобно проскению греческого театра, иконостас имеет три двери; через центральные, Царские врата, могли проходить только священнослужители. Он отделял святая святых от молящихся и играл огромную роль в литургии, где каждое изображение имело определённое значение.
Иконописцы были, как правило, анонимными монахами, чья работа, сопровождаемая молитвой и постом, сама по себе была формой богослужения. С большой тщательностью они готовили доски из берёзы, сосны или липы, реже из кипариса, делая в центре углубление — «ковчег», — так что выступающие края образовывали раму. Поверхность покрывали левкасом (меловым грунтом), а краски смешивали с яичным желтком в технике темперной живописи. Строгие правила регулировали палитру: в ранних иконах фон был золотым или серебряным, позже добавились белый, зелёный и синий цвета. Для сохранности икону покрывали олифой (на основе льняного масла), которая со временем темнела.
Лучшие иконы были созданы в Новгородской школе иконописи, которая избежала бедствий монгольского нашествия. Когда князь Андрей Боголюбский осаждал город в 1170 году, вокруг стен носили икону. Легенда гласит, что когда вражеская стрела пронзила образ Богоматери, она заплакала. Это событие легло в основу почитания иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», одной из главных святынь Новгорода.
Вероятно, тремя величайшими русскими иконописцами, связанными с традициями византийской и новгородской школ, являются Феофан Грек (ок. 1340–1410), Андрей Рублёв (ок. 1360–1430) — см. его шедевр «Троица» (1411 или 1425–1427), написанный для Троице-Сергиева монастыря, ныне в Третьяковской галерее, — и Дионисий (ок. 1440–1502). После новгородской школы ведущую роль заняла московская школа живописи, представленная такими художниками, как Прокопий Чирин, Никифор Савин и Симон Ушаков (1626–1686). Подробнее об иконографии см.: Иконопись.
Парсуны: нерелигиозный портрет
До середины XVI века иконописцы изображали только персонажей Ветхого и Нового Заветов. Затем в 1551 году царь Иван Грозный созвал Стоглавый собор, который разрешил включать в росписи изображения царей, а также легендарных и исторических личностей. В результате тематика живописи значительно расширилась.
Столетие спустя этот вопрос вызвал крупный раскол в Русской православной церкви, но к тому времени идея светской живописи уже укоренилась. Художники начали писать портреты, что привело к появлению парсун (от латинского слова persona) — портретов, выполненных в иконописной манере, но имевших светский характер. Обычно их писали на деревянных досках, а не на холсте, и акцент делался не на характере человека, а на его социальном статусе. Примером может служить «Портрет Якова Тургенева» (до 1696 года, Русский музей, Санкт-Петербург) работы неизвестного художника. (Яков Тургенев был придворным шутом Петра I).
Русское искусство XVIII века
В эпоху петровского искусства Пётр Великий пригласил в Россию множество архитекторов и скульпторов для строительства и украшения своей новой столицы, Санкт-Петербурга. Он также оплачивал обучение русских художников в европейских академиях. Некоторые мастера, такие как итальянский архитектор Бартоломео Растрелли (1700–1771) и шотландец Чарльз Камерон (ок. 1745–1812), приезжали в Россию по собственному желанию. Пётр I намеревался создать художественный факультет в недавно учреждённой Академии наук, но его планам помешала смерть. Однако в 1757 году его преемники завершили этот замысел, основав Императорскую Академию художеств.
В русской живописи XVIII века преобладало портретное искусство — один из немногих жанров, приносивших стабильный доход. Наряду с ним развивались различные формы народного искусства. К известным русским портретистам того времени относятся: Иван Никитин (1688–1742); последователь голландского реализма Андрей Матвеев (1701–1739); автор строгих и формальных портретов Алексей Антропов (1716–1795); работавший в более декоративной манере рококо Иван Вишняков (1699–1761); мастер стиля рококо Дмитрий Левицкий (1735–1822) — см. его потрясающий «Портрет Урсулы Мнишек» (1782, Третьяковская галерея); Иван Аргунов (1727–1802), которому покровительствовал влиятельный граф Шереметев; близкий по манере к Гейнсборо Владимир Боровиковский (1757–1825); придворный художник и мастер сфумато Фёдор Рокотов (1735–1808).
Русское искусство XIX века
Русская живопись XIX века испытала сильное влияние европейского романтизма, ярким примером которого являются портреты Ореста Кипренского (1782–1836) — см. его «Портрет А. С. Пушкина» (1827). Другой важной фигурой был Василий Тропинин (1776–1857), крепостной до 47 лет, создававший портреты знаменитостей и изысканные жанровые картины — см. «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея). В 1824 году он стал действительным членом Академии художеств. Реализм Алексея Венецианова (1780–1847) стал важным шагом в эволюции русской живописи. Начав как портретист, он всё больше обращался к жанровой живописи. Среди его современников самым модным портретистом был получивший образование в Италии романтик Карл Брюллов (1799–1852) — см. его картину «Итальянский полдень» (1827, Русский музей, Санкт-Петербург).
Историческая живопись
Русская историческая живопись была тесно связана с религиозной и отошла от канонов иконописи только около 1700 года. Однако она получила широкое признание лишь после создания Академии художеств, где этот жанр считался ведущим. Ранние работы были выполнены в классическом стиле, что объясняется почитанием классицизма в Академии. Прекрасным примером является картина Брюллова «Последний день Помпеи» (1830–33, Русский музей, Санкт-Петербург), получившая Гран-при на Парижском салоне. Двумя другими известными историческими художниками были Фёдор Бруни (1799–1875) и Василий Тимм (1820–1895).
Религиозная живопись
Хотя русское искусство в XVIII веке значительно расширило свою тематику, церковь оставалась главным покровителем искусств, и религиозная живопись по-прежнему была важным источником заказов. Среди русских художников, создававших крупные религиозные (и исторические) произведения, были: украинец Антон Лосенко (1737–1773), ставший профессором исторической живописи в Академии, и очень влиятельный Александр Иванов (1806–1858), чей главный труд — «Явление Христа народу» (1837–57, Третьяковская галерея) — гигантское полотно, работа над которым заняла 20 лет.
Пейзажное искусство
Настоящая русская пейзажная живопись появилась только в начале XIX века. Хотя до этого многие художники, включая Фёдора Алексеева (1753–1824), Фёдора Матвеева (1758–1826), Максима Воробьёва (1787–1855) и Сильвестра Щедрина (1791–1830), создали ряд шедевров, их работы находились под сильным влиянием итальянских пейзажей Клода Лоррена, Пуссена и Каналетто. Только в работах Алексея Венецианова (1780–1847) и его последователей, таких как Никифор Крылов (1802–1831) и Григорий Сорока (1823–1864), появился подлинно русский пейзаж. В то же время итало-романтическую традицию поддерживали Михаил Лебедев (1811–1837) и Иван Айвазовский (1817–1900).
Архитектура и улицы России также находили своих почитателей. Андрея Мартынова (1768–1826) и Степана Галактионова (1778–1854) называли «поэтами Санкт-Петербурга» за их атмосферные виды городских проспектов, домов, садов и набережных.
Натюрморты
Натюрморт утвердился как самостоятельный жанр в России примерно к 1850 году. Его лучшим представителем был Иван Хруцкий (1810–1885), на творчество которого большое влияние оказали голландские мастера-реалисты из коллекции Эрмитажа. Среди других художников, работавших в этом жанре, были Капитон Зеленцов (1790–1845), Алексей Тыранов (1808–1859) и граф Фёдор Толстой (1783–1873), который был прекрасным мастером рисунка пером и тушью, а также гуашевых миниатюр.
Жанровая живопись
Интерес Академии к крестьянской жизни способствовал включению жанровой живописи в учебную программу с 1770-х годов. Среди талантливых русских художников-жанристов конца XVIII и начала XIX века были: новатор русского пейзажа Алексей Венецианов (1780–1847), Евграф Крендовский (1810–1853), И. А. Ерменёв (ок. 1746–1791) и проницательный социальный комментатор Павел Федотов (1815–1852).
Художники-передвижники
В 1863 году небольшой бунт талантливых студентов против консерватизма Императорской Академии художеств привёл к созданию Товарищества передвижных художественных выставок. Стремясь охватить более широкую аудиторию, члены общества (известные как передвижники, или странники) путешествовали по России, проповедуя идеи социальных и политических реформ и устраивая выставки своих работ.
Среди ведущих художников-передвижников были гениальный портретист и жанровый живописец Иван Крамской (1837–1887); более сдержанный в стилистике Василий Перов (1834–1882); потрясающе талантливый портретист, пейзажист и исторический живописец Илья Репин (1844–1930), и не менее выдающийся художник-историк Василий Суриков (1848–1916). Примерами их творчества являются картины Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883, Третьяковская галерея) и Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1881, Третьяковская галерея). Среди других передвижников были Николай Ге (1831–1894) и Григорий Мясоедов (1834–1911).
Многие художники-передвижники — Крамской, Репин, Поленов и Ге — также писали религиозные картины, наполняя их новым реализмом и эмоциональной силой. Пейзаж также занимал важное место в творчестве передвижников. Среди его крупнейших мастеров были: Фёдор Васильев (1850–1873); Иван Шишкин (1832–1898), прозванный «царём леса» — см. его великолепную картину «Дубовая роща» (1887, Музей русского искусства, Киев); пейзажист-традиционалист с религиозными мотивами Василий Поленов (1844–1927), мастера световых эффектов Архип Куинджи (1842–1910) и Николай Дубовской (1859–1918); и специалист по передаче света и цвета Исаак Левитан (1860–1900) — см. его картину «Тихая обитель» (1890, Третьяковская галерея).
В это же время в жанровой живописи работали такие художники-передвижники, как Василий Пукирев (1832–1890), Григорий Мясоедов (1834–1911), Василий Максимов (1844–1911), Константин Савицкий (1844–1905) — см. его выдающуюся работу «Ремонтные работы на железной дороге» (1874, Третьяковская галерея), и Владимир Маковский (1846–1920).
Памяти Ильи Репина
Будучи близким другом писателя Льва Толстого, Репин в совершенстве владел всеми жанрами живописи, включая натюрморт. Его исторические картины были новаторскими и выразительными. Среди них — незабываемый образ царевны Софьи (1879, Третьяковская галерея) с горящими глазами во время её заточения в Новодевичьем монастыре, а также его необыкновенная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, Третьяковская галерея). Она запечатлела момент сразу после того, как царь в порыве гнева убил своего сына (стоит отметить, что это одна из версий событий, и что произошло на самом деле — доподлинно неизвестно).
Среди других шедевров Репина — работа на религиозный сюжет «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Русский музей, Санкт-Петербург) и его жанровые картины, такие как «Крёстный ход в Курской губернии» (1880–83, Третьяковская галерея) и «Не ждали» (1884–88, Третьяковская галерея). Талант Репина и его современников, таких как Иван Крамской (1837–1887) и Николай Ге (1831–1894), помог превратить XIX век в своего рода малый ренессанс русского искусства.
Русское искусство на рубеже XIX – XX веков
Художественная сцена
С 1890 по 1917 год русское искусство вступило в период потрясений и творческого подъёма. Недавно утвердившееся Товарищество передвижных выставок начало распадаться из-за внутренних разногласий. Возникло множество новых объединений, включая «Мир искусства», основанное в 1898 году группой художников и писателей, в которую входили Александр Бенуа, Константин Сомов, Лев Бакст, Евгений Лансере и Сергей Дягилев. Во многом успех объединения был обусловлен выдающимися организаторскими талантами Дягилева. Конкурирующей группой, созданной в 1903 году, был «Союз русских художников». Среди других групп выделялась «Голубая роза», выпускавшая собственный журнал «Золотое руно». Выставки, организованные «Золотым руном» в 1908 и 1909 годах, были примечательны участием нескольких крупных французских художников. Ещё одна группа, «Бубновый валет», организовала важную выставку в 1910 году, а два авангардных художника — Михаил Ларионов (1881–1964) и Наталья Гончарова (1881–1962) — организовали такие основополагающие выставки, как «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913) и «№4 — Футуристы, Районисты, Примитивисты».
Русское реалистическое искусство
Хотя появление абстрактной живописи в конце 1900-х годов вызвало немалый переполох, как и везде, подавляющее большинство русских художников в период 1890–1917 годов оставались приверженцами реализма. Валентин Серов (1865–1911) был блестящим портретистом, работавшим в импрессионистической манере — см. его картины «Девочка с персиками» (1887, Третьяковская галерея), «Летом» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург), «Портрет Исаака Левитана» (1893, Третьяковская галерея) и «Портрет Иды Рубинштейн» (1910, Русский музей, Санкт-Петербург). Среди других художников-портретистов импрессионистического стиля были великие Михаил Врубель (1856–1910) и Константин Коровин (1861–1939), в то время как Александр Головин (1863–1930), Лев Бакст (1866–1924), Константин Сомов (1869–1939) и Зинаида Серебрякова (1884–1967) придерживались более классической манеры.
Примечание: Многие русские художники конца XIX века, такие как Репин, Серов, Врубель и другие, были обязаны своим творческим развитием щедрости мецената Саввы Мамонтова (1841–1918) и его усадьбе Абрамцево (расположенной недалеко от Сергиева Посада в Московской области).
Натюрморт — жанр, который хорошо вписывался в декоративно-эстетическую философию движения «Мир искусства». Под влиянием постимпрессионистов работы стали более красочными. Среди русских художников-натюрмортистов были: Игорь Грабарь (1871–1960), Борис Кустодиев (1878–1927), Александр Куприн (1880–1960), Пётр Кончаловский (1876–1956), Илья Машков (1881–1944), Кузьма Петров-Водкин (1878–1939) и художник с армянскими корнями Мартирос Сарьян (1880–1972).
Русское пейзажное искусство также получило новый импульс от французского импрессионизма, в частности, от его техники живописи на пленэре. Из уже упомянутых художников Валентин Серов и Игорь Грабарь были непревзойдёнными пейзажистами, как и Василий Суриков. Среди других мастеров этого жанра — Василий Бакшеев (1862–1958), а также члены Союза русских художников Константин Юон (1875–1958) и Николай Крымов (1884–1958). Марк Шагал (1887–1985) создавал собственные виды «штетла» (еврейского местечка) — см. «Вид из окна. Витебск» (1914, Третьяковская галерея).
Сельская жанровая живопись была особенно сильным средством изображения народной жизни. Образцами этого жанра были работы таких художников, как Абрам Архипов (1862–1930) — см. его потрясающую по колориту картину «В гостях» (1915, Русский музей, Санкт-Петербург); Сергей Иванов (1864–1910) — см. его пронзительную работу «В дороге. Смерть переселенца» (1889, Третьяковская галерея); Николай Касаткин (1859–1930) — см. его запоминающийся шедевр «Углекопы. Смена» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург; в оригинале было указано другое название).
Экспрессионизм в основном практиковался за границей. Ведущие художники-экспрессионисты из России — это, например, Алексей фон Явленский (1864–1941) и Василий Кандинский (1866–1944).
Париж, октябрь 1906 года: «Два века русской живописи и скульптуры»
1906 год стал знаменательным в истории русского искусства благодаря неутомимому Сергею Дягилеву, который организовал гигантскую выставку русской живописи в рамках Осеннего салона в Париже. Импресарио с неиссякаемой энергией, Дягилев отправился в Париж, чтобы вырваться из культурной замкнутости Петербурга. Среди его русских покровителей, многие из которых были коллекционерами, были Владимир Аргутинский-Долгоруков, Сергей Боткин, Владимир Гиршман, Владимир фон Мекк, а также Иван Морозов, предоставивший картины из своей обширной коллекции для масштабной ретроспективы, включавшей почти 750 работ.
Выставка под названием «Два века русской живописи и скульптуры» открылась в октябре 1906 года и заняла двенадцать залов Гран-Пале на Елисейских полях. Интерьеры были оформлены Львом Бакстом (1866–1924), самым влиятельным художником из окружения Дягилева. Посетители были потрясены древними иконами, разложенными на сверкающей золотой парче, и картинами петровской эпохи. Также были представлены портреты Боровиковского, Брюллова, Кипренского и Левицкого.
Но главной целью выставки была демонстрация современного русского искусства таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Сомов, Лев Бакст, Филипп Малявин, Николай Рерих и Константин Юон. В 1909 году Дягилев в сотрудничестве со своими сценографами Львом Бакстом и Александром Бенуа запустил своё самое знаменитое предприятие — «Русские сезоны» (Ballets Russes) (ок. 1909–1929), которое покорило Европу и Америку.
Русское абстрактное искусство XX века
Во втором десятилетии XX века возникло несколько абстрактных и полуабстрактных направлений. Все они в той или иной степени находились под влиянием авангардных идей из Парижа и, в меньшей степени, из Милана. К ним относятся русский футуризм (ок. 1912–1914), основанный Давидом Бурлюком (1882–1967), к которому позже присоединились Владимир Маяковский (1893–1930), Велимир Хлебников и Алексей Кручёных (1886–1968); лучизм (1912–1915), изобретённый Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой (1881–1962); конструктивизм, инициированный Владимиром Татлиным (1885–1953) — см. его выдающуюся работу «Памятник III Интернационалу» (1919) — и практикуемый художником и фотографом Александром Родченко (1891–1956), Любовью Поповой (1889–1924), художником и иллюстратором Элем Лисицким (1890–1941) и Константином Медунецким (1899–1935); и супрематизм (ок. 1915–1921), основанный Казимиром Малевичем (1878–1935).
Русская революция 1917 года
Все перечисленные художественные движения были движимы утопическими идеями и возлагали огромные надежды на освободительную силу науки и техники. Однако первым делом науки стала гибель миллионов людей в Первой мировой войне, которая спровоцировала русскую революцию.
Внезапно художественное самовыражение стало политическим вопросом, контролируемым большевистским Институтом художественной культуры (ИНХУК). В течение нескольких лет ИНХУК фактически запретил станковое искусство и обязал художников и скульпторов перейти к промышленному дизайну. Это заставило многих деятелей искусства покинуть Россию. Среди эмигрантов были экспрессионисты Алексей фон Явленский, Василий Кандинский, Марк Шагал и Хаим Сутин (1893–1953), скульпторы Александр Архипенко (1887–1964), Осип Цадкин (1890–1967), братья Антуан Певзнер (1886–1962) и Наум Габо (1890–1977), кубист Жак Липшиц (1891–1973) и многие другие.
После десятилетия политических споров (1922–1932), в течение которого многие художники и скульпторы XX века в России отказались от изобразительного искусства в пользу прикладного, Сталин распустил все оставшиеся художественные группы и издал указ об обязательном применении социалистического реализма — натуралистического стиля, призванного прославлять советского рабочего и перевыполнение пятилетних планов.
Художественные музеи России
К числу лучших художественных музеев России относятся:
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Один из крупнейших художественных музеев мира, его коллекция насчитывает более 3 миллионов экспонатов, размещённых в шести зданиях, включая Зимний дворец. Среди основных экспонатов Эрмитажа — коллекция ювелирных изделий Фаберже, золотые артефакты из Восточной Европы и Западной Азии, картины старых мастеров и современное искусство. В настоящее время в коллекции Эрмитажа находятся также произведения из художественных собраний, ранее принадлежавших Сергею Щукину (1854–1936) и Ивану Морозову (1871–1921).
ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
Детище Ивана Владимировича Цветаева, его современная коллекция представлена произведениями европейской живописи и скульптуры художников-импрессионистов и постимпрессионистов. Включает часть национализированных коллекций, собранных Сергеем Щукиным (1854–1936) и Иваном Морозовым (1871–1921).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Основанная Павлом Третьяковым в 1856 году, галерея хранит лучшие в мире коллекции русских икон, а также обширную коллекцию дореволюционного русского искусства.
Государственный исторический музей
Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих произведения русских художников и скульпторов, см.: Художественные музеи Европы.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всём мире см.: Хронология истории искусства.
ВЕЛИЧАЙШЕЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён. Чтобы узнать о лучших произведениях живописи, см.: Величайшие картины всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?