Русское искусство читать ~26 мин.
Древнейшее изобразительное искусство в России восходит к каменному веку. Самым ранним известным произведением русского искусства является Венера Костенковская (ок. 23 000-22 000 до н.э.), резьба по кости мамонта. Женская фигура, обнаруженная в Костенках (Костенки), относится к граветтской культуре.
В том же месте была обнаружена аналогичная доисторическая скульптура, вырезанная из известняковой породы. Другие предметы русского доисторического искусства граветтской эпохи включают Венеру из Гагарино (ок. 20 000 лет до н.э.), Авдеевские Венеры (ок. 20 000 до н.э.) и резьбу по слоновой кости, известную как Мальтинские Венеры (20 000 до н.э.) из окрестностей озера Байкал в Сибири. Искусство мадленской эпохи в России представлено Каповой пещерной живописью в заповеднике Шульган-Таш, Башкортостан, на южном Урале, а также керамикой бассейна реки Амур (14 300 лет до н.э.).
Русское искусство бронзового и железного веков
Почти за две тысячи лет до того, как древние греки ошеломили цивилизованный мир своей архитектурой, мраморными статуями, керамикой, наукой и демократией, и примерно в то же время, когда британские и ирландские племена строили свои мегалиты в Ньюгрейндже и Стоунхендже (см. также мегалитическое искусство), русские ювелиры и серебряных дел мастера в Кавказском регионе создавали изысканные изделия из различных драгоценных металлов.
Примером этого искусства железного века является знаменитый Золотой бык из Майкопа (2 500 лет до н.э., Эрмитаж, Санкт-Петербург), который был обнаружен археологами в 1897 году у северного края Кавказских гор. Высотой около 8 см, изготовленный из золота (методом литья по выплавляемым моделям), он был извлечён из, как полагают, царской погребальной камеры. Золотой бык и его двойник, а также два серебряных быка составляли квартет скульптур животных, которые украшали четыре опоры балдахина. Бык тщательно украшен вырезанными концентрическими кругами между изогнутыми рогами, а также линиями, выделяющими глаза, нос, рот, копыта и хвост.
Искусствоведы считают, что Кавказ получил свои художественные знания и традиции из Месопотамии (современный Ирак), вероятно, через Ливан и морской торговый путь в Чёрное море. Пятнадцать веков спустя, то есть около 1000 года до нашей эры, Кавказ и степи южной России дали начало первой из нескольких племенных миграций кельтов в восточную и центральную Европу. Обработка металлов была специализацией кельтов, хотя, будучи практичным, полукочевым народом, они предпочитали работать с железом, а не с золотом или серебром. Именно благодаря высококачественному оружию, изготовленному их кузнецами, кельтам удалось утвердиться на европейском континенте.
Византийское русское искусство
Именно в России влияние византийского искусства было наиболее продолжительным; в России никогда не было ни романской или готической фазы, ни всеобъемлющего ренессанса, как в большинстве европейских стран. Византийское искусство оставалось почти неизменным в России, несмотря на войны, расовые миграции и почти два века монгольского ига, пока при москвичах-царях в пятнадцатом веке оно не приобрело более национальный характер.
Даже когда Пётр Великий в начале восемнадцатого века предпринял европеизацию России, возник стиль барокко, в котором монастыри и церкви сохранили многие византийские элементы, такие как скопления куполов и башен с пирамидальными крышами, которые русское искусство за сотни лет до этого переняло, воспроизводя в камне местную деревянную архитектуру.
После упадка и падения Рима примерно в 450 году н.э. центр христианства переместился в Византию (Константинополь) на территории современной Турции. Эта восточная православная церковь, как она была известна, стала следующим великим покровителем и спонсором искусств.
Когда в 988 году киевский князь Владимир принял христианство для себя и своих подданных, он также начал нанимать византийских архитекторов для строительства своих церквей, а художников – для их украшения великолепными фресками и мозаиками. Одним из самых древних и прекрасных является собор Святой Софии в Киеве, задуманный Святым Владимиром и построенный между 1020 и 1037 годами его сыном Ярославом. Собор был реконструирован в стиле русского барокко и сейчас не даёт представления о первоначальном плане с его пятью нефами. Конечно, он никогда не мог соперничать с Софией в Константинополе, но с его неглубоким главным куполом и другими второстепенными куполами, а также двумя фланкирующими башнями на западном фронте, он был в то время самой прекрасной и богатой церковью, построенной на Руси под византийским влиянием.
Большинство церквей были сделаны из дерева, что делало фресковую живопись непрактичной. Поэтому религиозные образы писались на деревянных панелях (иконах), которые обычно выставлялись на ширме, отделяющей святилище от основной части церкви. Этот экран, характерный для византийского искусства, со временем превратился в иконостас, сложную перегородку, украшенную иконами. Одним из самых известных сохранившихся примеров этой ранней формы иконописного искусства является «Богоматерь Владимирская» (ок. 1100 г.), которая сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве. (Подробнее об иконах см. ниже.)
Сначала русская средневековая живопись внимательно следила за всеми разработками Византии. Изображения Тайной вечери, например, в монастырской церкви Святого Михаила в Киеве, законченной в 1108 году, имеют те же удлинённые фигуры с маленькими лицами, которые характерны для византийского искусства того же периода. На фресках в монастыре Святого Кирилла, под Киевом, основанном в 1140 году, впервые появляются славянские лица. Чисто русские элементы появляются более явно в миниатюре этого периода, как только ею перестали заниматься исключительно греки.
Есть явные различия; реалистичные животные и растительные мотивы появляются вместе с условными византийскими лицами, а яркие красные и синие цвета – всегда любимые цвета на Руси – подчёркивают национальный характер этих рукописных иллюминаций, которые продолжались до XIII века.
Самым древним, которое можно назвать истинно русским, является Остромирово Евангелие 1057 года, но в то время не было продолжения разработки русского стиля, так как после 1054 года Киевское царство распалось на различные независимые и часто враждебные княжества.
Искусство при монгольских ханах
В 1222 году монголы, под предводительством Чингисхана, высадились на южном берегу Крыма, захватили южную часть полуострова; а в 1237 году монголо-татары вошли в северную Русь, захватив и разрушив города Аясан, Владимир, Коломну и Москву. В 1240 году были взяты Чернигов и Киев, а к 1242 году Русь стала частью монгольской империи Золотой Орды.
Половцевский хан из своей столицы Сарай, расположенной на притоке Волги (а районе современного города Астрахань), управлял своими русскими владениями как деспот. Под этим азиатским владычеством русское искусство подверглось многим влияниям, а не только византийскому, как прежде. В великой монгольской империи, которая во второй половине XIII века простиралась от Китайского моря до границ Польши и от Гималаев до Сибири, восточные монголы приняли буддизм, а западные – ислам, так что на территорию Руси хлынул поток китайского, индийского и исламско-персидского искусства.
Исламская архитектура, примерно в это время – особенно в Персии – приобрела чувственные формы, отвечающие русскому темпераменту. Четырехцентровые арки, луковичные и сердцевидные купола, глухие окна и нишеобразные углубления теперь часто встречались в русской архитектуре. Новая, яркая окраска крыш и куполов также может быть приписана азиатскому влиянию.
Многочисленные шпили церквей сияли красным, белым и зелёным, и все больше проявлялась тенденция покрывать их золотом. В таких городах, как Ростов, которые были процветающими центрами уже во времена монголов, появился татарский «кремль», или укреплённая цитадель, а когда великий князь московский Иван I перенёс свою столицу в Москву и в 1333 году был утверждён в своём достоинстве великим ханом, в городе, который всегда, даже в период монгольского владычества, старался превзойти все другие русские центры, были построены первые каменные церкви. Великокняжеская власть утвердилась настолько прочно, что в 1480 году Иван III смог освободить всю Русь от татарского ига.
Учреждение Русского государства
В 1453 году османы под командованием Магомеда II осадили Константинополь с большой армией и мощным флотом, за сорок дней разрушили древний город, расправились с его сановниками и сделали его столицей Османской империи. Только в монастырях горы Афон, на самом восточном из трёх зубцов полуострова Халкидики, в северной Греции, византийское искусство продолжало оставаться в руках греческих и русских монахов. В остальном византийское наследство перешло к Великому Московскому княжеству.
Женившись на царевне Софье, племяннице последнего византийского императора, укрывшегося в Риме, Иван III наладил контакты с Византией и Европой. Именно он добавил двуглавого орла, знак греческих императоров, к Георгию Московскому и назвал себя великим князем и самодержцем всея Руси. При нём и его сыне Иване Грозном (Иване IV) была создана новая Российская империя, а вместе с ней и национальное искусство.
Иван IV, который в подражание Цезарю был коронован как «царь», считал себя законным наследником Римской и Византийской империй. Духовенство сразу же придумало идеологию, которая поставила московских царей во главе нового мирового государства: все православные страны должны были объединиться в единое русское царство, а царь будет единственным христианским императором на земле. Никакой четвёртый Рим не мог последовать за третьим, а только вечное царство Христа.
В легенде о Константине Мономахе, отделившем православных от римской церкви, постоянно повторялось величие титула царя. В шапке и паллиуме Мономаха, одетый в парчу и покрытый золотом, царь неподвижно сидит на своём троне. Иван IV был «Грозным» только для неправославных народов; для православных русских он был суровым и богобоязненным правителем. Религия стала, как и в Византии, мощным фактором политической жизни; во всех частях страны строились богато одарённые каменные церкви и соборы.
Когда собор Успения Пресвятой Богородицы, только что начатый неопытными местными архитекторами, рухнул, самодержец вызвал из Венеции итальянца Аристотеля Фиоравенти, который в 1475-79 годах построил собор по образцу старого собора Святого Димитрия Владимирского. Он придал ему, как предвестие нового русского стиля, пять сияющих луковичных куполов (так называемые «императорские крыши») с позолоченными шпилями и крестами с цепями, а интерьер был оформлен в итальянском стиле. Вскоре его примеру последовали другие итальянцы, среди которых были Пьетро Антонио Солари, Алевизио Нови и Марко Руфо.
В 1484-1507 гг. они построили на самом высоком месте Кремля Благовещенский собор, а Марко Руфо около 1487 г. начал строительство Грановитого дворца в качестве главной резиденции Ивана IV. Таким образом, мода огранки и полировки каменной кладки, известная как гранение, впервые практиковавшаяся в раннем Возрождении, была введена в России. В Москве, в той мере, в какой итальянцы могли повлиять на неё, наступил византийско-итальянский ренессанс; но, несмотря на это, интерьеры церквей остались в русско-византийском стиле, как в третьем большом соборе Кремля, соборе Архангела Михаила.
Величественный Покровский собор (Василия Блаженного), расположенный в нижней части Красной площади, был спроектирован Бармой и Постником. Он не совсем типичен для своего периода, поскольку такая фантастическая сложность является исключением. Слишком много всего было нагромождено, чтобы произвести эффект максимально возможного великолепия, и не менее одиннадцати часовен гармонично сгруппированы под башенками. Фундаментальные черты русского искусства – это разделение многочисленных внутренних помещений на два этажа и замена первоначальной деревянной двускатной крыши сводами (пирамидальными крышами) из камня. Даже во времена чисто византийского искусства эти абстрактные формы оказались полностью соответствующими его духу.
Иконопись
Характерный вид русского христианского искусства, икона первоначально произошла от византийских мозаик, фресок и миниатюр. Желание сохранить народные легенды в неизменном виде привело в России к развитию её от греческого образа, а от иконы развилась оригинальная русская форма, расписной экран или иконостас, который установливался повсеместно к пятнадцатому веку. Он стал главным украшением православной церкви, приняв на себя функцию алтарных перил или занавеса в восточной церкви. Подобно проскениуму греческого театра, иконостас имеет три двери; через центральную могли проходить только священники. Он отделял святая святых от верующих, точно так же, как и иконостас в западной церкви; но он играл гораздо большую роль в литургии, и каждая отдельная картина на нём имела определённое значение.
Иконописцы были анонимными монахами, чья работа, сопровождаемая молитвой и постом, сама по себе была формой поклонения. С большой тщательностью они готовили свои панели из берёзы, сосны или липы, реже из кипариса, выскребая плоскую поверхность в центре, так что выступающие наружу края создавали защитную рамку. Поверхность грунтовали мелом, а краски смешивали с яичным желтком в технике темперной живописи. Строгие правила регулировали палитру; в ранних иконах фон был золотым или серебряным, но позже добавились белый, зелёный и синий цвета. В качестве консерванта картина покрывалась яичным белком, который имеет неприятную тенденцию к потемнению.
Самые лучшие иконы появились в Новгородской школе иконописи, которая избежала бедствий монгольского владычества. Когда князь Андрей Боголюбский осаждал город в 1198 году, икону несли вокруг стен, и когда образ Богоматери был пронзён вражескими стрелами, она начала плакать; этот случай является темой Владимирской Богоматери (ок. 1131), одной из лучших из многих великолепных икон в Новгородском музее.
Вероятно, три величайших русских иконописца – все они обучались в новгородской традиции иконописи – это: Феофан Грек (ок. 1340-1410), Андрей Рублев (ок. 1360-1430) – см. его шедевр Икона Святой Троицы (1411), написанная для Троице-Сергиева монастыря, ныне в Третьяковской галерее, Москва – и Дионисий (ок. 1440-1502). После новгородской школы внимание переключилось на московскую школу живописи, представленную такими художниками, как Прокопий Кирин, Никифор Савин и Симон Ушаков (1626-1686). Подробнее об иконографии византийского стиля см: Иконопись.
Парсуны: нерелигиозный портрет
До середины 16-го века иконописцы ограничивали свои изображения фигурами из Ветхого и Нового Заветов – в частности, Христом, Девой Марией, святыми, апостолами и ангелами. Затем в 1551 году царь Иван Грозный созвал Стоглав (религиозный совет), который одобрил включение царей, а также легендарных или исторических личностей в пантеон разрешённых образов. В результате иконопись значительно расширила свою сферу применения.
Столетие спустя этот вопрос вызвал крупный раскол в Русской православной церкви, но к тому времени концепция нерелигиозной живописи уже устоялась, и художники просто перешли к портретам, что привело к появлению моды на парсуны (от латинского слова persona) – изображения людей, похожие на иконы, но нерелигиозного характера. Обычно они писались на деревянных панелях, а не на холсте, и акцент делался не на характере человека, а скорее на его месте или ранге в обществе. Примером может служить Портрет Якова Тургенева (до 1696 года, Русский музей, Санкт-Петербург) работы неизвестного художника. (Яков Тургенев – придворный шут Петра I).
Русское искусство в 18 веке
В эпоху петровского искусства, на помощь в строительстве и украшении своей новой столицы – Санкт-Петербурга, Пётр Великий переманил в Россию многих архитекторов и скульпторов, а также оплатил многим русским художникам приобретение необходимых навыков в иностранных академиях искусств. Такие как итальянский архитектор Бартоломео Растрелли (1700-1771) и Чарльз Камерон (ок. 1745-1812) приезжали в Россию по собственному желанию. Пётр I намеревался создать специальный художественный отдел в недавно созданной Академии наук, но ему помешала смерть. Однако в 1757 году его преемник завершил его план, основав Российскую Императорскую Академию художеств.
В русской живописи XVIII века преобладало портретное искусство, один из немногих жанров живописи, который приносил доход, а также различные формы народного искусства. К известным русским портретистам того времени относятся: Иван Никитин (1688-1742); голландский реалист Андрей Мавеев (1701-1739); строгий и формальный Алексей Антропов (1716-1795); более декоративный, в стиле рококо Иван Вишняков (1699-1761); художник рококо Дмитрий Левицкий (1735-1822) – см. его потрясающий «Портрет Урсулы Мнишек» (1782, Третьяковская галерея, Москва); Иван Аргунов (1727-1802), которому покровительствовал влиятельный граф Шереметьев; коллега Гейнсборо Владимир Боровиковский (1757-1825); придворный художник и знаток сфумато Фёдор Рокотов (1735-1808).
Русское искусство XIX века
Русская живопись XIX века испытала сильное влияние европейского романтизма, примером которого является, например, портреты Ореста Кипренского (1782-1836) – см. его «Портрет Александра Пушкина» (1827). Другой важной фигурой был Василий Тропинин (1776-1857), крепостной до 47 лет, который создавал портреты знаменитостей, а также изысканные жанровые картины – см. «Кружевница» (1823, Третьяковская галерея) – став действительным членом Академии художеств в 1824 году. Реализм Алексея Венецианова (1780-1847) стал важным шагом в эволюции русской живописи. Начав как портретист, он всё больше и больше обращался к жанровой живописи. Среди его современников самым модным портретистом был получивший итальянское образование романтик Карл Брюлов (1799-1852) – см. «Итальянский полдень» (1827, Русский музей, Санкт-Петербург).
Историческая живопись
Русская историческая живопись была тесно связана с религиозной и оторвалась от канонов иконописи только около 1700 года. Однако она стала известной только после образования Академии художеств, после чего стала считаться ведущим жанром живописи. Ранние стили были классическими по своей природе, что объясняется крайним почитанием классицизма в Академии. Прекрасным примером является картина Брюллова «Последний день Помпеи» (1830-33, Русский музей, Петербург), получившая Гран-при на Парижском салоне. Двумя другими известными историческими художниками были Федор Бруни (1799-1875) и Василий Тимм (1820-1895).
Религиозная живопись
Хотя русское искусство в XVIII веке значительно расширилось, церковь оставалась главным покровителем искусств, и религиозная живопись по-прежнему была важным источником влияния и доходов. Среди русских художников, создавших крупные религиозные (и исторические) произведения, были: украинец Антон Лосенко (1737-1773), ставший профессором исторической живописи в Академии; и очень влиятельный Александр Иванов (1806-1858), чьи работы включали «Явление Христа народу» (1837-57, Третьяковская галерея) – гигантскую картину, работа над которой заняла 20 лет.
Пейзажное искусство
Настоящая русская пейзажная живопись появилась только в начале XIX века. Хотя и до этого многие художники, включая Федора Алексеева (1753-1824), Федора Матвеева (1758-1826), Максима Воробьёва (1787-1855) и Сильвестра Щедрина (1791-1830) – создали ряд шедевров пейзажной живописи – эти работы находились под сильным влиянием итальянских картин Лоррена Клода, Пуссена и Каналетто. Только после работ Алексея Венецианова (1780-1847) и его последователей, таких как Никифор Крылов (1802-1831) и Григорий Сорока (1823-1864), появился настоящий русский пейзаж. В то же время итальянско-романтическую традицию поддерживали Михаил Лебедев (1811-1837) и Иван Айвазовский (1817-1900).
Архитектура и улицы России также приобретали своих поклонников. Андрей Мартынов (1768-1826) и Степан Галактионов (1778-1854) были прозваны «поэтами Санкт-Петербурга» за их атмосферные виды городских проспектов, домов, садов и набережных.
Натюрморты
Натюрморт утвердился как самостоятельный жанр в России примерно к 1850 году. Его лучшим выразителем был Иван Хруцкий (1810-1885), на которого большое влияние оказали голландские мастера-реалисты из Эрмитажа. Другими художниками натюрморта были Капитон Зеленцов (1790-1845), Алексей Тыранов (1808-1859) и граф Фёдор Толстой (1783-1873), который прекрасно владел пером и тушью и гуашевыми миниатюрами.
Жанровая живопись
Интерес Академии к крестьянской жизни способствовал включению жанровой живописи в учебную программу начиная с 1770-х годов. Среди талантливых русских художников-жанристов конца XVIII и начала XIX века были: новатор русского пейзажа Алексей Венецианов (1780-1847), Евграф Крендовский (1810-1853), И.А. Ерменев (ок. 1746-1791) и проницательный социальный комментатор Павел Федотов (1815-1852).
Странствующие художники – Передвижники
Небольшой бунт некоторых из самых талантливых российских студентов-художников против консерватизма Императорской Академии художеств в 1863 году привёл к созданию Товарищества передвижных художественных выставок. Стремясь охватить более широкую аудиторию, члены общества (известные как передвижники, странники или скитальцы) путешествовали по России, проповедуя социальные и политические реформы и устраивая художественные выставки работ, выполненных по пути.
Среди ведущих художников-передвижников были гениальный портретист и жанрист Иван Крамской (1837-1887); стилистически более спокойный Василий Перов (1834-1882); потрясающе талантливый портретист, пейзажист, жанровый и исторический живописец Илья Репин (1844-1930), и не менее потрясающий художник-историк Василий Суриков (1848-1916) – см. картины Репина «Крестный ход в Курской губернии» (1883, Третьяковская галерея) и Сурикова «Утро казни стрельцов» (1881, Третьяковская галерея). Среди других передвижников были Николай Ге (1831-1894) и Григорий Мясоедов (1834-1911).
Многие из художников-передвижников – Крамской, Репин, Поленов и Ге – также писали религиозные картины, и делали это с новым реализмом и эмоциональной интенсивностью. Пейзаж также занимал важное место в программе передвижников. Среди его крупнейших выразителей были: Федор Васильев (1850-1873); Иван Шишкин (1832-1898), прозванный «царём леса» – см. его великолепную «Дубовую рощу» (1887, Музей русского искусства, Киев); традиционный и религиозный пейзажист Василий Поленов (1844-1927), светлые пейзажисты Архип Куинджи (1842-1910) и Николай Дубовской (1859-1918); и специалист по свету и цвету Исаак Левитан (1860-1900) – см. его «Тихую обитель» (1890, Третьяковская галерея).
В это время среди странствующих художников-жанристов были Василий Пукирев (1832-1890), Григорий Мясоедов (1834-1911), Василий Максимов (1844-1911), Константин Савицкий (1844-1905) – см. его выдающуюся работу «Ремонт железной дороги» (1874, Третьяковская галерея), Владимир Маковский (1846-1920).
Дань уважения Илье Репину
Будучи близким человеком писателя Льва Толстого, Репин в совершенстве владел всеми жанрами живописи, включая натюрморт. Его исторические картины были одновременно новаторскими и выразительными, например, незабываемые выпученные глаза царевны Софьи (1879, Третьяковская галерея, Москва) во время её заточения в Новодевичьем монастыре в 1698 году, а также его необыкновенный портрет Ивана Грозного и его сына Ивана 16 ноября 1581 года (1885, Третьяковская галерея), запечатлевший момент сразу после того, как царь убил своего сына в порыве гнева (это одна из основных версий этих событий, что произошло в действительности – доподлинно неизвестно).
Среди других шедевров Репина – религиозная работа «Воскрешение дочери Иаира» (1871, Русский музей, Санкт-Петербург) и его жанровые картины, такие как «Крёстный ход в Курской губернии» (1880-3, Третьяков) и «Не ждали» (1884-88, Третьяков). Талант Репина и его современников, таких как Иван Крамской (1837-1887) и Николай Ге (1831-1894), помог превратить XIX век в мини-ренессанс русского искусства.
Современное русское искусство – 1890-е годы и далее
Художественная сцена
С 1890 по 1917 год русское искусство вступило в период как потрясений, так и творчества. Только-только утвердившееся Товарищество передвижных выставок начало распадаться из-за внутренних разногласий. Возникло множество новых обществ, включая «Мир искусства» – основанное в 1899 году группой художников и писателей, включая Александра Бенуа, Константина Сомова, Леона Бакста, Евгения Лансере и Сергея Дягилева. Во многом её последующий успех был обусловлен замечательными рекламными талантами Дягилева. Конкурирующей группой, созданной в 1903 году, был Союз русских художников. Среди других групп были: «Голубая роза», выпустившая собственный журнал «Золотое руно». Выставки, организованные «Золотым руном» в 1908 и 1909 годах, были известны участием нескольких крупных французских художников. Ещё одна группа, «Бубновая певица», организовала важную выставку в 1910 году, а два русских художника-авангардиста – Михаил Ларионов (1881-1964) и Наталья Гончарова (1881-1962) организовали такие основополагающие выставки, как: Ослиный хвост (1912), Мишень (1913) и №4 – Футуристы, Районисты, Примитивисты.
Русское реалистическое искусство
Хотя появление абстрактной живописи в конце 1900-х годов вызвало некоторый переполох, как и везде, подавляющее большинство русских художников в период 1890-1917 годов были натуралистами. Валентин Серов (1865-1911) был блестящим полуимпрессионистом-портретистом – см. его картины «Девочка с персиками» (1887, Третьяковка), «Летом» (1895, Русский музей, Санкт-Петербург), Портрет Исаака Левитана (1893, Третьяковка) и Портрет Иды Рубинштейн (1910, Русский музей, Санкт-Петербург). Среди других художников-портретистов импрессионистического стиля были великие Михаил Врубель (1856-1910) и Константин Коровин (1861-1939), в то время как Александр Головин (1863-1930), Леон Бакст (1866-1924), Константин Сомов (1869-1939) и Зинаида Серебрякова (1884-1967) были более классическими.
Примечание: Многие русские художники конца XIX века, такие как Репин, Серов, Врубель и многие другие, были обязаны щедрости Саввы Мамонтова (1841-1918) и условиям его имения Абрамцево (находится близ города Сергиев Посад в Московской области).
Натюрморт – жанр, который хорошо вписывался в декоративно-эстетическую философию движения «Мир искусства» . Под влиянием постимпрессионистов работы стали более красочными. Среди русских художников-натюрмортистов были: Игорь Грабарь (1871-1960) и Борис Кустодиев (1878-1927), Александр Куприн (1880-1960), Пётр Кончаловский (1876-1956), Илья Машков (1881-1944), Кузьма Петров-Водкин (1878-1939) и художник с армянскими корнями Мартирос Сарьян (1880-1972).
Русское пейзажное искусство также было заряжено энергией французского импрессионизма, в частности, его техникой живописи на пленэре. Из уже упомянутых художников Валентин Серов и Игорь Грабарь были непревзойдёнными пейзажистами, как и Василий Суриков. Среди них Василий Бакшеев (1862-1958), а также члены Союза русских художников Константин Юон (1875-1958) и Николай Крымов (1884-1958). Марк Шагал (1887-1985) создал свои собственные виды «штетла» – см. Вид из окна, Витебск (1914, Третьяков).
Сельская жанровая живопись была особенно сильным способом изображения жизни народа. Образцами этого жанра были такие русские художники, как Абрам Архипов (1862-1930) – см. его потрясающую колористическую работу «В гостях» (1915, Русский музей, Санкт-Петербург); Сергей Иванов (1864-1910) – см. его вызывающую «В дороге: Смерть крестьянина-переселенца» (1889, Третьяков); Николай Касаткин (1859-1930) – см. его запоминающийся шедевр «Бедняки, собирающие уголь в заброшенной яме» (1894, Русский музей, Санкт-Петербург).
Экспрессионизм в основном практиковался за границей. Ведущие художники-экспрессионисты из России это например Алексей фон Явленский (1864-1941) и Василий Кандинский (1866-1944).
Париж октябрь 1906 года: «Два века русской живописи и скульптуры»
1906 год стал знаменательным в истории русского искусства благодаря неуёмному Сергею Дягилеву, организатору гигантской выставки русской живописи в Осеннем салоне в Париже. Импрессарио с неиссякаемой энергией, Дягилев, отправился в Париж, чтобы вырваться из петербургских застенков. Среди его русских покровителей, все из которых были коллекционерами, были Владимир Аргутинский-Долгоруков, Сергей Боткин, Владимир Гиршман, Владимир фон Мекк, а также Иван Морозов, который предоставил картины из своей обширной коллекции для масштабной русской ретроспективы, включающей почти 750 работ.
Выставка под названием Два века русской живописи и скульптуры, открывшаяся в октябре 1906 года, занимала двенадцать залов Большого дворца на Елисейских полях. Интерьеры были оформлены Львом Бакстом (1866-1924), самым влиятельным художником Дягилева. Посетители были потрясены древними иконами, разложенными на сверкающих золотых парчах, и картинами петровской эпохи Петра Великого и Екатерины Великой. Также были представлены портреты Боровиковского, Брюллова, Кипренского и Левицкого.
Но на самом деле выставка была направлена на демонстрацию современного русского искусства таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов, Михаил Врубель, Константин Сомов, Лев Бакст, Филипп Малявин, Николай Рерих и Константин Юон. В 1909 году Дягилев в сотрудничестве со своими сценографами Леоном Бакстом и Александром Бенуа запустил своё самое знаменитое предприятие, Ballets Russes (Русские балеты, ок. 1909-29), которое захватило Европу и Америку.
Русское абстрактное искусство 20 века
Во втором десятилетии 20 века возникло несколько абстрактных и полуабстрактных направлений. Все они в той или иной степени находились под влиянием авангардных идей, выходивших из Парижа и, в гораздо меньшей степени, Милана, и включали русский футуризм (ок. 1912-14 гг.), начатый Давидом Бурлюком (1882-1967), к которому позже присоединились Владимир Маяковский (1893-1930), Велимир Хлебников и Алексей Кручёных (1886-1968); Лучизм (1912-15), изобретённый Михаилом Ларионовым и его партнёром Натальей Гончаровой (1881-1962); конструктивизм, инициированный Владимиром Татлиным (1885-1953) – см. его выдающуюся работу «Памятник Третьему Интернационалу» (1919, Центр Помпиду, Париж) – и практикуемый художником и фотографом Александром Родченко (1891-1956), Любовь Попова (1889-1924), художник и иллюстратор Эль Лисицкий (1890-1941) и Константин Медунецкий (1899-1935); и супрематизм (ок. 1915-1921), основанный Казимиром Малевичем (1878-1935).
Русская революция 1917 года
Все вышеперечисленные художественные движения были движимы утопическими идеями и возлагали огромную надежду на освободительную силу науки и техники. Как бы то ни было, первым делом науки стала гибель миллионов людей в Первой мировой войне, которая вызвала русскую революцию.
Внезапно художественное самовыражение стало политическим делом, контролируемым большевистским Институтом художественной культуры (ИНХУК). В течение нескольких лет ИНХУК запретил станковое искусство и обязал художников и скульпторов перейти на промышленный дизайн. Это заставило многих художников покинуть Россию. Среди эмигрантов были экспрессионисты Алексей фон Явленский, Василий Кандинский, Марк Шагал и Хаим Сутин (1893-1953), скульпторы Александр Архипенко (1887-1964), Осип Задкин (1890-1967), братья Антуан Певзнер (1886-1962) и Наум Габо (1890-1977), кубист Жак Липчиц (1891-1973) и многие другие.
После десятилетия политических споров (1922-32), в течение которого многие художники и скульпторы 20 века в России отказались от изобразительного искусства в пользу прикладного искусства и дизайна, Сталин закрыл все оставшиеся художественные группы и издал указ об обязательном применении социалистического реализма – натуралистического стиля, призванного возвеличить советского рабочего и его перевыполнение пятилетних планов правительства.
Художественные музеи России
К числу лучших художественных музеев в России, например, относятся:
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Один из крупнейших художественных музеев мира, его коллекция насчитывает более 3 миллионов экспонатов, размещённых в шести зданиях, включая Зимний дворец. Среди основных экспонатов Эрмитажа – коллекция Фаберже ювелирного искусства и ювелирного дела – примеры описына здесь: Пасхальные яйца Фаберже – золотые артефакты из Восточной Европы и Западной Азии, картины Старых мастеров и современное искусство. В настоящее время в коллекции Эрмитажа находятся также произведения из художественных собраний, ранее принадлежавших Сергею Щукину (1854-1936) и Ивану Морозову (1871-1921).
Пушкинский музей изобразительных искусств
Детище Ивана Владимировича Цветаева, его современная коллекция представлена произведениями европейской живописи и скульптуры художников-импрессионистов и постимпрессионистов. Включает часть национализированных коллекций, собранных Сергеем Щукиным (1854-1936) и Иваном Морозовым (1871-1921).
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Основанный Павлом Третьяковым в 1874 году, музей хранит лучшие в мире коллекции русских икон XVII и XVIII веков, а также обширную коллекцию дореволюционного русского искусства.
Государственный исторический музей
Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих произведения русских художников и скульпторов, см: Художественные музеи Европы.
Подробнее о европейских коллекциях, содержащих работы русских художников и скульпторов, см.: Художественные музеи в Европе.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология истории искусства.
САМЫЕ ВЕЛИКИЕ ИСКУССТВАВ МИРЕ
Список 10 лучших художников и скульпторов: Лучшие художники всех времён. Чтобы узнать о лучших масляных красках и акварелях, см.: Величайшие картины всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?