Джироламо Савонарола:
влияние на искусство Флоренции читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Пламенный монах-доминиканец Джироламо Савонарола оказал значительное влияние на искусство Ренессанса во Флоренции в конце кватроченто и начале чинквеченто, многое из которого он осуждал как нечестивое. Фанатичный проповедник-фундаменталист, он был бескомпромиссным критиком коррупции внутри церкви, а также упадка и распущенности флорентийского общества. Он яростно критиковал семью Медичи во Флоренции, например, а также художников, которые выполняли для них светские заказы. После свержения правления Медичи в 1494 году Савонарола использовал свой авторитет для установления демократической республики в городе. Он также осуждал Флорентийский Ренессанс за его нечестивые произведения искусства. По его мнению, единственным подобающим искусством было библейское искусство, создаваемое для помощи неграмотным христианам в понимании Библии. Папа Александр VI (Родриго Борджиа) издал ряд формальных ограничений против него, все из которых он проигнорировал. Вдохновлённые экстремистской риторикой Савонаролы, толпы его последователей обыскивали дома и общественные здания в поисках греховного мирского искусства, которое он осуждал, — включая многие женские обнажённые натуры и мужские обнажённые натуры — процесс, кульминацией которого стало в 1497 году «Костёр тщеславия» — огромный костёр из книг, картин и скульптур на светские темы, а также зеркал, карт, игральных костей, музыкальных инструментов и ювелирных изделий.
Для общего руководства по эволюции живописи, скульптуры и других форм искусства см.: История искусства (2,5 миллиона лет до н.э. – настоящее время).
Биография Джироламо Савонаролы
Великий флорентийский художник Алессандро Боттичелли (1445-1510) — создатель светских шедевров, таких как «Весна» (1482-1483) и «Рождение Венеры» (1484-1486) (оба находятся в галерее Уффици, Флоренция) — был настолько потрясён Савонаролой, что на несколько лет вообще отказался от живописи, как и художник Высокого Возрождения Фра Бартоломео (1472-1517), который — вместе с Лоренцо ди Креди (1459-1537) — сжёг все свои картины и рисунки, чтобы показать раскаяние в своих грехах. Другие художники раннего Ренессанса, непосредственно затронутые этим, включали семью Андреа делла Роббиа (1435-1525) — известную своей терракотовой скульптурой — а также архитектора Симоне дель Поллайоло (1457–1508), более известного как Иль Кронака. Затем Савонарола напал на папу Александра VI в Риме, которого он считал величайшим из всех грешников. Это — несмотря на, или, возможно, из-за того факта, что Александр имел восемь детей от по меньшей мере трёх разных женщин и не имел ни малейшего проблеска религиозного чувства — оказалось падением Савонаролы и в конечном итоге привело в 1498 году к его отлучению от церкви и казни как еретика на площади Синьории, Флоренция.
Существует по меньшей мере два портрета Савонаролы: один, в музее Сан-Марко, Флоренция (1498), был написан Фра Бартоломео и показывает его в профиль; другой, сейчас находящийся в Национальной галерее, Лондон, написан анонимным художником и показывает его висящим на виселице перед сожжением. Хотя многие из его опасений относительно коррупции духовенства были вполне обоснованными, можно предположить, что ряд шедевров, включая «Давида» (ок. 1440, Барджелло, Флоренция), бессмертную бронзовую скульптуру Донателло (1386-1466), не пережили бы, если бы Савонарола достиг власти, к которой стремился. Тем не менее он оказал мощное влияние как на живопись раннего Ренессанса, так и на живопись Высокого Ренессанса того периода: работы Боттичелли 1490-х годов, например, приобретают более тёмное и драматическое качество — см. его Мистическое распятие (1497, Музей Фогга) и его Оплакивание мёртвого Христа (1492, Старая пинакотека, Мюнхен).
Ранние годы
Родившийся в Ферраре, сын Никколо Савонаролы и Елены Бонаккорси, он получил строгое образование от своего деда по отцовской линии, человека строгой морали и средневековых религиозных принципов. На него также сильно повлияли учения Фомы Аквинскогоweb:an>. В результате с раннего возраста он обличал упадок, который развращал искусство, поэзию и саму религию, особенно критикуя коррупцию среди духовенства. В 1475 году он покинул дом и оставил медицинские занятия, чтобы вступить в доминиканский орден в Болонье. В 1479 году он вернулся в Феррару, где преподавал библейские исследования в Конвенто дельи Анджели.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?