Социалистический реализм, Политическое искусство читать ~6 мин.
Понятие «Социалистический реализм» относится к любой живописи или скульптуре, созданной в реалистическом стиле, которая содержит социалистический посыл. Иногда называемый коммунистическим искусством, этот политический тип реалистической живописи лучше всего иллюстрирует стиль русского искусства, который был введён в конце 1920-х – начале 1930-х годов, в эпоху сталинизма, и который стал обязательным для всех художников. Социалистическая реалистическая живопись и скульптура была ключевым элементом продолжающейся коммунистической пропагандистской кампании, направленной на граждан Советского Союза (СССР). Рассчитанная на массовую аудиторию, она стремилась внушить им восхищение трудолюбивыми гражданами, пытающимися построить коммунистическое общество.
Хотя героическая идеализация рабочего человека была его лейтмотивом, его картины отличались легко понимаемой формой реализма, окрашенной в смелые цвета. Скульптуры социалистических реалистов обычно были монументальными произведениями с сильным фигуративным элементом. Однако плакаты были, безусловно, самой популярной и повсеместной формой соцреалистического искусства. Большая часть этой агитпроповской деятельности направлялась сталинским руководителем культуры, Андреем Ждановым (1896-1948).
Другие тоталитарные страны (например, Албания, Китай, Северная Корея) придерживались подобной эстетики.
История
Первым современным примером социалистического реализма стала кампания масштабных мексиканских фресок, начатая в 1921 году президентом Альваро Обрегоном (1880-1928) и его министром образования Хосе Васконселосом (1882-1959), известным своей философией «индигенизма». Три главных художника, стоявших за этой общенациональной кампанией настенной живописи, включали коммунистов Диего Ривера (1886-1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896-1974), а также некоммуниста Хосе Клементе Ороско (1883-1949). В США Ривера работал с Беном Шаном над политической фреской для здания RCA в Нью-Йорке.
Социалистический реализм был официально провозглашён в декрете 1932 года под названием «О перестройке литературных и художественных организаций». Он заменил предыдущий переходный стиль, известный как «Героический реализм», который сформировался в 1920-х годах, в результате трёх факторов.
Во-первых, деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), основной целью которой было изображение повседневной жизни крестьянства и городского пролетариата. Под влиянием традиционного академического реализма, которому учили в Академии художеств в Санкт-Петербурге, и картин художников-реалистов, таких как портретист Иван Крамской (1837-1887), жанрист Василий Перов (1834-1882), разносторонний Илья Репин (1844-1930) и исторический живописец Василий Суриков (1848-1916), члены АХРР стремились прежде всего передать подлинность жизни в Советской России.
Во-вторых, правила, установленные большевистским Институтом художественной культуры ИНХУК (Институт Художественной Культуры), роль которого заключалась в использовании искусства для прославления достижений большевиков. В 1922-3 годах ИНХУК уже оказывал давление на русских художников, чтобы они отказались от «станкового искусства» и перешли к промышленному дизайну, чтобы создать «социально полезное искусство». Затем, в 1927-8 годах, когда стало ясно, что сталинская кампания за быстрый промышленный рост требует более прямой пропагандистской поддержки, власти сделали героический и социалистический реализм единственным одобренным стилем живописи и скульптуры.
В-третьих, подозрительное отношение большевистского правящего класса ко всем авангардным произведениям искусства, которые он ассоциировал с декадентским буржуазным искусством. (См. также взгляд на дегенеративное искусство) Это означало, что все абстрактное искусство, а также современные художественные направления, такие как экспрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм, лучизм и конструктивизм, рано или поздно были подавлены в пользу советского реализма. Смерть и разрушения, принесённые Великой Отечественной войной (1941-45 гг.), дали мощный толчок развитию русского социалистического реализма, поскольку художники были мобилизованы для воодушевления народного духа.
Послевоенная культура всего советского блока – который теперь включал Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Польшу, Восточную Германию и страны Балтии – широко использовала социалистический реализм вплоть до конца брежневской эпохи (ок. 1980 г.).
Отличие от соцреализма
В то же время, когда социалистический реализм возник в России в начале 1930-х годов, в Америке появилось другое, не связанное с ним движение, известное как соцреализм. Связанный с экономическими трудностями, вызванными крахом на Уолл-стрит, Депрессией и проблемой «пыльной радуги» на Среднем Западе, соцреализм обратил внимание на социальные последствия этих катастроф и их влияние на отдельных жертв. Это движение воплотилось в творчестве Бена Шана (1898-1969). Для сравнения, социалистический реализм был ничем иным, как контролируемой правительством политической пропагандой.
Тематика
Тематика социалистического реализма плакатного искусства, живописи и скульптуры, варьировалась в зависимости от политических приоритетов момента. Экономические кампании требовали изображений, которые (например) отмечали выдающиеся достижения рабочих «стахановского типа»; предостерегали от «разрушителей» (см. плакат, выше); превозносили завершение крупных проектов, таких как электростанции, сталелитейные заводы и т.п. Политические кампании требовали картинок, которые (например) продвигали портреты мудрого вождя Сталина; прославляли руководителя НКВД Ежова; восхваляли успехи колхозов; прославляли мощь Красной Армии и т.д.
Социалистическое реалистическое искусство оценивалось по четырём основным признакам: ориентация на народ (народность), идеологическое повествование (идейность), классовое содержание (классность) и – самое важное – роль проникновения в трудящихся духа коммунизма (партийность). Проще говоря, социалистический реализм был «политическим искусством», и эстетические соображения всегда отходили на второй план по сравнению с политическим посланием картины или скульптуры. Таким образом, такие вопросы, как композиция, размер/расположение фигур, цвет, тон, перспектива, были политическими вопросами, которые должны были решать культурные власти. Более того, когда лидеров чистили, их присутствие на официальных групповых портретах устранялось. И каким бы «реалистичным» ни был портрет, физические уродства Сталина (усохшая рука и нога) никогда не изображались.
На плакатах обычно использовались стереотипные изображения пролетарских фигур, а скульптура, как и архитектура соцреализма, стремилась поразить зрителей одним лишь размером. Огромные статуи Сталина, как и огромные скульптуры героических мужчин и женщин-рабочих, шли рука об руку с монументальными зданиями, площадями, улицами и заводами.
Значение
Социалистический реализм был (и в некоторой степени остаётся) формой коммуникации между правителем и управляемым – формой политической пропаганды. Как вид политического искусства, его нельзя оценивать по тем же эстетическим критериям, которые мы применяем к западному искусству, хотя вся культура в той или иной степени политична. Вместо этого можно сравнить его с политико-религиозной пропагандой средневековой эпохи, когда готические архитекторы и мастера создавали евангельские истории в витражах, чтобы вдохновлять и общаться с неграмотным крестьянством и горожанами Европы.
Иллюстративные примеры
Большинство плакатов соцреализма были созданы неизвестными художниками. Примеры картин социалистического реализма, которые можно увидеть в лучших художественных музеях России и Украины, включают:
Борис Яковлев: Транспорт приходит в норму (1923) Третьяковская галерея
Александр Дейнека: Строительство новых заводов (1926) Третьяковская галерея Москва
Петров-Водкин: Смерть комиссара (1928) Государственный музей, Санкт-Петербург
Герасимов: Ленин на трибуне (1930) Музей Ленина, Москва
Сергей Малютин: Обед в бригаде (1934) Третьяковская галерея Москва
Стальная хватка Ежова (1937) Карикатура «Крокодил»
Семен Чуйков: Дочь советской Киргизии (1948) Эрмитаж Санкт-Петербург
Аркадий Пластов: Молотьба в колхозе (1949) Художественный музей Киев.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?