Социалистический реализм, Политическое искусство читать ~5 мин.
Понятие «социалистический реализм» обозначает художественный метод в искусстве, основанный на реалистическом изображении действительности в её революционном развитии и служащий целям социалистического строительства. Этот стиль, иногда называемый коммунистическим искусством, наиболее полно проявился в русском искусстве. Он был официально утверждён в СССР в начале 1930-х годов, в эпоху сталинизма, и стал обязательным для всех художников. Произведения социалистического реализма в живописи и скульптуре являлись ключевым элементом пропагандистской кампании, нацеленной на граждан Советского Союза. Рассчитанное на массовую аудиторию, это искусство стремилось формировать образ идеального общества и воспитывать восхищение трудящимися, строящими коммунизм.
Хотя его лейтмотивом была героическая идеализация рабочего человека, для стиля характерна легко понятная форма реализма и использование яркой, оптимистичной палитры. Скульптуры соцреализма, как правило, представляли собой монументальные произведения с выраженным фигуративным элементом. Однако самой популярной и повсеместной формой соцреалистического искусства были плакаты. Значительная часть этой агитационно-пропагандистской деятельности направлялась партийными идеологами, одним из которых был Андрей Жданов (1896–1948).
Другие тоталитарные государства (например, Албания, Китай, Северная Корея) также придерживались подобной эстетики в своём официальном искусстве.
История
Важным идейным предшественником и мировым явлением, параллельным становлению соцреализма, стала программа мексиканских монументальных росписей. Она была начата в 1921 году президентом Альваро Обрегоном (1880–1928) и его министром образования Хосе Васконселосом (1882–1959). Ведущими художниками этой общенациональной кампании настенной живописи были коммунисты Диего Ривера (1886–1957) и Давид Альфаро Сикейрос (1896–1974), а также беспартийный художник Хосе Клементе Ороско (1883–1949). В США Ривера сотрудничал с Беном Шаном при создании политической фрески для здания RCA в Нью-Йорке.
Социалистический реализм был официально провозглашён в постановлении 1932 года «О перестройке литературно-художественных организаций». Он пришёл на смену переходному стилю 1920-х годов, известному как «героический реализм», который сформировался под влиянием трёх основных факторов.
Во-первых, это деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР), чьей главной целью было изображение повседневной жизни крестьянства и городского пролетариата. Члены АХРР находились под влиянием традиционного академического реализма петербургской Академии художеств и творчества художников-реалистов, таких как портретист Иван Крамской (1837–1887), жанрист Василий Перов (1834–1882), Илья Репин (1844–1930) и исторический живописец Василий Суриков (1848–1916). Они стремились передать подлинность жизни в Советской России.
Во-вторых, это правила, установленные Институтом художественной культуры (ИНХУК), чья роль заключалась в прославлении достижений большевиков средствами искусства. В 1922–1923 годах ИНХУК уже оказывал давление на русских художников с целью отказа от «станкового искусства» в пользу промышленного дизайна и создания «социально полезного искусства». К 1927–1928 годам стало ясно, что сталинская кампания быстрой индустриализации требует прямой пропагандистской поддержки, и власти сделали героический и социалистический реализм единственным одобренным стилем.
В-третьих, это подозрительное отношение правящей партии к авангардному искусству, которое ассоциировалось с «декадентским буржуазным искусством». (См. также статью о дегенеративном искусстве). В результате абстракционизм и современные художественные направления, такие как экспрессионизм, кубизм, футуризм, супрематизм и конструктивизм, были подавлены. Великая Отечественная война (1941–1945) дала мощный толчок развитию патриотической тематики в соцреализме, мобилизовав художников на поднятие народного духа.
После войны социалистический реализм широко использовался в культуре всего советского блока, включая Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Польшу, Восточную Германию и страны Балтии, вплоть до конца эпохи Брежнева (около 1980 года).
Отличие от социального реализма
В то же время, когда в СССР утверждался социалистический реализм, в США развивалось другое направление — социальный реализм. Оно было связано с экономическими трудностями Великой депрессии и экологической катастрофой «Пыльного котла» на Среднем Западе. Художники этого течения обращали внимание на социальные последствия этих событий и их влияние на жизнь простых людей. Ярким представителем движения был Бен Шан (1898–1969). В отличие от него, советский социалистический реализм был полностью контролируемой государством политической пропагандой.
Тематика
Тематика плакатов, живописи и скульптуры соцреализма менялась в зависимости от текущих политических приоритетов. Экономические кампании требовали изображений, прославляющих достижения рабочих-стахановцев, предостерегающих от «вредителей», воспевающих завершение крупных строек — электростанций и заводов. Политические кампании нуждались в портретах мудрого вождя Сталина, прославлении успехов колхозов, демонстрации мощи Красной Армии, а также в поддержке определённых политических фигур, таких как глава НКВД Ежов.
Искусство социалистического реализма оценивалось по четырём главным критериям: народность (ориентация на народ), идейность (идеологическое содержание), классность (классовая сущность) и — самое важное — партийность (соответствие политике Коммунистической партии). По сути, соцреализм был «политическим искусством», где эстетические соображения всегда уступали политическому посланию. Такие вопросы, как композиция, цвет или перспектива, решались с точки зрения идеологической целесообразности. Более того, с картин удаляли изображения репрессированных вождей, а физические недостатки Сталина (сухорукость и деформированная стопа) никогда не изображались.
На плакатах обычно использовались стереотипные образы пролетариев, а скульптура, как и архитектура соцреализма, стремилась поразить зрителя своим масштабом. Огромные статуи Сталина и героических рабочих соседствовали с монументальными зданиями, площадями и заводами.
Значение
Социалистический реализм был и отчасти остаётся формой коммуникации между властью и народом — формой политической пропаганды. Как вид политического искусства, он не может оцениваться по тем же эстетическим критериям, что и западное искусство. Его можно сравнить с политико-религиозной пропагандой Средневековья, когда готические архитекторы и мастера создавали евангельские сюжеты в витражах, чтобы общаться с неграмотным населением и вдохновлять его.
Иллюстративные примеры
Большинство плакатов соцреализма было создано анонимными художниками. Примеры картин в этом стиле, которые можно увидеть в лучших художественных музеях России и Украины, включают:
Борис Яковлев: Транспорт налаживается (1923) Государственная Третьяковская галерея, Москва
Александр Дейнека: Строительство новых цехов (1926) Государственная Третьяковская галерея, Москва
Кузьма Петров-Водкин: Смерть комиссара (1928) Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Александр Герасимов: Ленин на трибуне (1930) Исторический музей, Москва
Сергей Малютин: Обед артели (1934) Государственная Третьяковская галерея, Москва
Борис Ефимов: Стальные ежовы рукавицы (1937) Карикатура из журнала «Крокодил»
Семён Чуйков: Дочь Советской Киргизии (1948) Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аркадий Пластов: Жатва (1949) Национальный художественный музей Украины, Киев.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?