Испанское Барокко читать ~10 мин.
Как и в Нидерландах, эпоха барокко XVII века стала золотым веком испанской живописи. Освобождённые от большинства итальянских элементов и спонсируемые бескомпромиссной католической церковью – при сильной поддержке набожных габсбургских императоров – испанские художники барокко приняли суровый и благородный стиль католического искусства контрреформации, который сочетал линию и цвет, а также графику и живопись, и включал такое острое чувство наблюдения, что ни один другой век или стиль христианского искусства не смог превзойти его в правдивости. Именно испанская школа, совместно с мастерами голландского барокко в Голландии, эффективно направила европейскую живопись по пути натуралистического реализма.
Как фламандские и голландские художники, испанские барочные живописцы – особенно Рибера – также находились под сильным влиянием Караваджо и использовали обильный тенебризм и кьяроскуро, хотя не ради театрального эстетизма, а скорее для создания более острого ощущения драмы. В их рядах было несколько мастеров жанровой живописи, портрета, религиозных сцен, например Мурильо, и среди них были такие выдающиеся интерпретаторы аскетизма и духовности испанской культуры, как Зурбаран. И, конечно, был несравненный Веласкес.
С точки зрения тематики, Библейское искусство продолжало преобладать, но католическое покровительство Габсбургов также финансировало многочисленные королевские портреты, а также картины исторических событий и жанровые сцены. Основными школами барочной живописи в Испании были школы Мадрида и Севильи, первая из которых пользовалась покровительством двора. Другие школы действовали в Валенсии и Толедо.
Раннее испанское барокко
Ранним представителем нового испанского реализма был важный каталонский тенеброс и караваджист Франсиско Рибальта (1555-1628), который работал в Мадриде и Валенсии. Известный своими смелыми, свободными мазками, теневризмом и кьяроскуро, он подчёркивал скульптурную лепку своих форм контрастом света и тени. Зурбаран был в числе художников, испытавших его влияние.
Рибера
Хусепе Рибера Хусепе Рибера (1591-1652) был первым крупным испанским художником, принявшим новый натуралистический стиль религиозного искусства, который отстаивал Караваджо. Он стал известен как автор религиозных картин, отличающихся высокой реалистичностью моделировки, в частности, телесных оттенков его святых, а также сильным предпочтением драматических тем, как показано в его «Святой Андрей» (1630-32, Прадо, Мадрид) и «Мученичество святого Варфоломея» (1630, Прадо).
Его стиль развивался от раннего акцента на караваджизм, через период экспериментов с серебристым светом, к зрелой стадии, отмеченной тёплыми, золотистыми тонами. Одна из его самых красивых картин – «Святое семейство со Святой Екатериной» (1648, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Примечание: В начале XVII века Неаполь, находившийся под властью Испании, был вторым по величине мегаполисом после Парижа с населением 450 000 человек, что намного превышало население Рима, Милана или Флоренции. С более чем 3 000 церквей и монастырей, он был важным центром религиозного искусства. Неаполитанская школа живописи была основана (и в значительной степени контролировалась) Риберой и его приспешниками. Подробнее см: Живопись в Неаполе (1600-1700). О долге Риберы перед караваджизмом см: Караваджо в Неаполе (1607, 1609-1610).
Эль Греко
В Севилье живопись быстро развивалась от классицизма эпохи Возрождения к натурализму барокко, примером чему служат работы Франсиско Пачеко (1564-1644), Хуана де лас Роэласа (1560-1625) и Франсиско де Эрреры Старшего (1595-1656). В Толедо на рубеже веков преобладающее влияние оказывал Эль Греко (1541-1614). Его ближайшим последователем был выдающийся художник Луис Тристан (1585-1624), который подчёркивал тенебристские аспекты творчества Эль Греко. Среди других толеданских художников были Педро Орренте (1570-1645), последователь Рибальты, Хуан Баутиста Майно (1578-1649), который стал мастером рисования Филиппа IV, и Хуан Санчес-Котан (1560-1627).
Веласкес
Вершина живописи барокко в Испании была достигнута в лице Диего Веласкеса (1599-1660). Для Веласкеса манера Караваджо была лишь отправной точкой. В его картинах светом манипулируют, чтобы воссоздать «оптический реализм» с помощью эффектов различных тональностей: другими словами, воспроизведение реальности, которая не соответствует волоскам бороды или текстуре ткани, как стремились художники Возрождения, а тому, что видит глаз, общему впечатлению, которое мы получаем, когда смотрим на что-то.
В картинах Веласкеса свет используется так же, как двумя веками ранее художники использовали перспективу, чтобы сделать пространство осязаемым. Области света и тени чередуются, чтобы создать иллюзию места, в котором фигуры не нарисованы, а на самом деле «находятся». Эти фигуры написаны широкими, гибкими мазками кисти, чтобы чётко очертить их, не переходя к реалистичным деталям. Это была та же техника, которую в XIX веке использовали французские импрессионисты – сходство не случайно: Веласкес тоже казался равнодушным к содержанию того, что он писал, к большим религиозным темам, например, которые имели такое значение для его современников. Вместо этого все его внимание было сосредоточено на живописи, на своём ремесле.
Известный своими рисунками с натуры, даже самые ранние его работы отличаются плотным импасто, сдержанным колоритом, обычно охристым и коричневым, и простой естественной композицией. Его первым большим шедевром, выполненным в этом стиле, является «Севильский виночерпий» (1618-22, Эпсли Хаус, Лондон), в то время как другие включают «Старуха жарит яичницу» (1618, Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Христос в доме Марии и Марфы» (1620, Национальная галерея, Лондон) и Вечеря в Эммаусе (1620, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), все они относятся к его раннему периоду, как и ряд портретов, в основном выполненных в ограниченной манере Тенебриста, не придавая преувеличенного значения контрастам между темным и светлым.
В 1623 году Веласкес стал официальным портретистом Филиппа IV и высшей знати. Между 1623 и 1629 годами он выполнил ряд работ с серым фоном, что свидетельствует о его освобождении от формулы Тенебриста. «Триумф Вакха» (Los Borrachos, «Вершители») (1629, Прадо) относится к этому периоду. В 1632 году он создал «Распятый Христос» (Христос на кресте) (1632, Прадо) – произведение, отличающееся особой безмятежностью и простотой.
По мере дальнейшего совершенствования его искусства он выявил большую точность контуров, а также ещё более тонкое смешение тонов и цвета. Одной из лучших его барочных картин этого времени является «Сдача Бреды» (Las Lanzas) (1634-35, Прадо) для Зала королей во дворце Буэн-Ретиро в Мадриде.
В течение следующих нескольких лет Веласкес сосредоточился в основном на портретном искусстве – см. его Филипп IV на коне (1634-35, Прадо) и Принц Балтасар Карлос на коне (1635-36, Прадо) – и сюжетных картинах, таких как Карлик Франсиско Лезкано («Эль Ниньо де Вальекас») (1643-45, Прадо). Он также выполнил несколько религиозных работ, включая великолепное «Коронация Богородицы» (1645, Прадо). Во время поездки в Италию в 1649 году он написал свой шедевр «Портрет Иннокентия X» (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), а во время своего последнего периода (1651-1660), он написал Венеру у зеркала (Венера Рокби) (1649-51, Национальная галерея, Лондон) и Лас Менинас или Семью Филиппа IV (1656-57, Прадо).
Если мы кратко сравним «Венеру Рокби» Веласкеса с аналогичными картинами Высокого Возрождения, то увидим, насколько сильно изменилось художественное восприятие действительности на протяжении столетия. В «Венере из Рокби» Красавица бесстрастно поворачивается спиной к наблюдателю, а Купидон держит перед ней зеркало. Зеркало уже было привычным приёмом, часто использовавшимся в римских виллах и дворцах эпохи барокко для создания впечатления простора. Его двусмысленное освещение и преломление усиливают живописный эффект этого приёма. Вместо мраморного спокойствия классической «Спящей Венеры Джорджоне» (ок. 1510) или «Венеры Урбинской Тициана» (1538), «Венера Рокби» представляет нам очаровательное, но совершенно человеческое и не божественное исследование обнажённой натуры. В этой степени Веласкес был ребёнком своего периода, барокко
Неудивительно, что Веласкес оказался трудным последователем. Кроме таких последователей, как Хуан де Пареха (1610-1670), Франсиско де Паласиос (1617-1676) и Хуан Баутиста Мартинес дель Мазо (1615-1667), художники мадридской школы предпочли более лёгкое барокко в стиле Рубенса.
Зурбаран
Франсиско де Зурбаран (1598-1664), сплав эстремадурского аскетизма и андалузской элегантности, использовал натурализм и крайнее кьяроскуро, что сделало его самым сдержанным и чистым из художников испанского барокко. В 20-30-е годы он написал ряд композиций для нескольких монашеских орденов, таких как мерседарианцы и иеронимиты, примером чему служит «Дом Назарета» (1630, Музей искусств, Кливленд).
В процессе работы он стал мастером рисования одиноких фигур, включая святых с поднятыми к небу глазами. Несомненно, его искусство должно было получить огромную пользу от его личной набожности и религиозной преданности, что, возможно, иллюстрирует «Святой Лука как художник перед Христом на кресте» (1660, Прадо), для которого, возможно, он сам был моделью.
Мурильо
В рамках севильской школы Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682) представляет собой вершину элегантности и деликатности, и, надо сказать, наибольшую капитуляцию перед народными чувствами. Вначале он находился под сильным влиянием старых мастеров, таких как Рибера и Зурбаран, позже заимствовал у Ван Дейка, Рубенса и Рафаэля.
Он разработал свой собственный лёгкий и плёночный стиль – estilo vaporiso – с мягкими контурами, деликатно подобранными цветами и золотисто-серебристой вуалью света: стиль, который вдохновил множество подражателей и последователей. Наряду с религиозными работами он специализировался на жанровой живописи уличных бродяг и нищих, примером чего являются «Молодой нищий» (1645, музей Лувр, Париж) и «Мальчики, поедающие виноград и дыню» (1645-46, Альте Пинакотека, Мюнхен). Другой важной ранней работой является «Кухня ангелов» (1646, Лувр, Париж). С 1660 года, когда он стал одним из основателей Севильской академии изящных искусств, он активно преподавал. Примером его поздней работы является «Непорочное зачатие» (1678, Прадо).
Хуан де Вальдес Леаль
После смерти Мурильо главным художником Севильи стал Хуан де Вальдес Леаль (1622-1690). Хотя, как и Мурильо, он был в основном религиозным художником, Вальдес Леаль был более драматичным, более театральным, более макабрическим и более возбуждённым: его работы отличаются ярким чувством движения и блестящими красками. Во многих отношениях он был предтечей романтизма.
Самыми известными его работами являются две аллегории смерти в госпитале де ла Каридад в Севилье – «В мгновение ока» (1671) и «Конец мирской славы» (1672). Среди других крупных работ – «Успение Богородицы» (1659, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и «Христос, несущий крест» (1660, Испаноязычное общество, Нью-Йорк). В последние годы жизни Вальдес Леаль выполнил многочисленные циклы картин для церквей, монастырей и филантропических учреждений, включая серию сцен, иллюстрирующих жизнь святого Игнатия (1674-1676), для иезуитов.
В XVII веке испанское барокко в Мадриде развивалось под влиянием Веласкеса и многогранного скульптора, художника и архитектора Алонсо Кано (1601-1667), прозванного «испанским Микеланджело». (См. также скульптор Хуан Мартинес Монтанес, 1568-1649).
Среди других интересных представителей барокко в Мадриде можно назвать: монументалиста фра Хуана Риччи (1600-1681), сына художника болонской школы, который приехал в Испанию для работы над украшением Эскориала, и Антонио Переда (1608-1678), создателя нескольких элегантных религиозных картин и аллегорических композиций. Более высокого качества работы портретиста Хуана Каррено де Миранда (1614-1685), официального художника Карла II, сменившего Филиппа IV. Его ученик Матео Церезо (1626-1666) был особенно талантливым колористом, как и Хосе Антолинес (1635-1675).
Произведения испанского барокко можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира. Подробную информацию о европейских коллекциях, содержащих значительные собрания испанской живописи XVII века, см: Художественные музеи Европы. Коллекции современного и новейшего испанского искусства см. в: Рейна София Мадрид.
- Ретроспектива живописи Виктора Попкова в Академии художеств
- Выставка российско-канадского фотографа Никиты Ступина “ Открытый город ” в Галерее FotoLoft
- Кем была модель Лейтона для картины «Пылающий июнь»? Она изображена на одной из самых известных картин в мире - и всё же остаётся загадкой
- Новые сюрреалистические картины Хулио Вальдеса в June Kelly Gallery
- Выставка « Антильский жемчуг на русском пейзаже»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?