Сюрреализм читать ~27 мин.
Сюрреализм был модным художественным движением в межвоенные годы и последним крупным художественным движением, которое было связано с Ecole de Paris (Парижской школой), откуда оно распространилось по Европе, став одной из самых влиятельных школ или стилей авангардного искусства. Его название произошло от фразы Drame surrealiste, подзаголовка пьесы 1917 года писателя и искусствоведа Гийома Аполлинера (1880-1918). Сюрреализм развился из нигилистического «антиискусственного» движения Дада, большинство участников которого стали сюрреалистами. Однако, хотя сюрреализм столь же «революционен», как дадаизм, сюрреализм был менее откровенно политическим и отстаивал более позитивную философию, которую Андре Бретон резюмировал так: “мысль выражается в отсутствии какого-либо контроля со стороны разума и вне всех моральных и эстетических соображений”.
Первоначально основным направлением движения была литература, но оно быстро распространилась на живопись, скульптуру и другие формы современного изобразительного искусства. Художники-сюрреалисты стремились создать совершенно новый набор образов, высвободив творческую силу бессознательного.
Что такое сюрреализм? – Характеристики
Для достижения этого подсознательного творчества использовались всевозможные техники и явления, включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание изображений – в основном то, что обходило обычные «рациональные» мыслительные процессы, задействованные при создании произведений искусства. (Подробнее см. Автоматизм в искусстве). Рациональный подход (отражающий устаревшие буржуазные ценности) был отвергнут теоретиками-сюрреалистами как в корне реакционный, неправдивый и крайне ограничивающий.
Неудивительно, что в своей попытке создать произведения искусства, не запятнанные буржуазным рационализмом, сюрреализм создал множество невероятно новаторских, но часто причудливых, а иногда и непонятных композиций. Тем не менее, несмотря на его абсурдность, сюрреализм был (и продолжает оставаться) очень привлекательным как для художников, так и для публики. Действительно, в своих знаковых картинах и влиянии на современное искусство, сюрреализм зарекомендовал себя как одно из самых устойчивых движений 20-го века.
Кто основал сюрреализм?
Писатель Андре Бретон (1896-1966), прозванный «Папой сюрреализма», был основателем и главным теоретиком движения. Он представил и определил новый стиль в своём первоначальном манифесте 1924 года (Manifeste du Surrealisme), а затем в своём бюллетене живописи (Surrealisme et la Peinture). Бывший дадаист, Бретон сожалел о нигилистическом и деструктивном характере дадаизма, тем не менее, он опирался на многие идеи дадаизма, чтобы создать движение с последовательной, хотя и доктринёрской философией, от которой он не допускал никаких отклонений, изгоняя мятежных членов по своему усмотрению. Общая цель Бретона на самом деле была в высшей степени революционной. Он стремился ни к чему иному, как к полному изменению образа мышления людей. Разрушая барьеры между их внутренним и внешним миром и изменяя их восприятие реальности, он намеревался освободить бессознательное, примирить его с сознанием и освободить человечество от буржуазных оков логики и разума, которые до сих пор приводили только к войне и господству.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
СКУЛЬПТУРА
Для получения информации о трёхмерном искусстве и известных скульпторах см.: Искусство скульптуры.
Другие ведущие экспоненты
Несколько ведущих парижских сюрреалистов были бывшими дадаистами, такие как Макс Эрнст (1891–1976), Ман Рэй (1890–1976), Фрэнсис Пикабиа (1879–1953) и Жан Арп (1887–1966), но развитию этого движения способствовали и такие знаменитые художники, как Хуан Миро (1893–1983), Рене Магритт (1898–1967) и Сальвадор Дали (1904–1989). Среди других важных фигур были Антонен Арто (1896-1948), Поль Дельво (1897-1994), Андре Массон (1896-1987), Ив Танги (1900-1955), Пьер Рой (1880-1950) и Мауриц Эшер (1898-1972), а также Тристан Цара (1896-1963), мастера разных видов искусства Луис Бунуэль (1900-1983), Альберто Джакометти (1901-1966), Роберт Матта (1911-2002), Рассел Дрисдейл (1912-81) и Ганс Беллмер (1902-1975).
Другие художники 20-го века, которые претендовали на сюрреализм, нравится им это или нет: Пабло Пикассо (1881–1973), Марк Шагал (1887–1985) и Пауль Клее (1879–1940). Среди ведущих американских сюрреалистов: Фредерик Кислер (1896–1965), Энрико Донати (1909–2006), Аршил Горки (1905–48) и Джозеф Корнелл (1903–73).
Художники-сюрреалисты
Несмотря на осуждение женщин в многочисленных сюрреалистических работах, было несколько важных женщин-сюрреалистов-художников, в частности это Валентина Гюго (1887-1968), Эйлин Агар (1899-1991), Фрида Кало (1907-1954), Леонор Фини (1908-1996), Жаклин Бретон (1910-2003), Доротея Таннинг (род. 1910), Луиза Буржуа (1911-2010), Мерет Оппенгейм (1913-1985) и Ленора Кэррингтон (род. 1917).
Истоки и влияние сюрреализма
Наибольшее интеллектуальное влияние на философию сюрреализма оказали теории Зигмунда Фрейда (1856-1939), венского невролога и основателя психоанализа. Бретон и другие сюрреалисты были очень впечатлены взглядами Фрейда на бессознательное, которое, как они думали, станет основным источником неиспользованных картин и образов. Они использовали его теории, чтобы очистить границы между фантазией и реальностью, а также устранить ряд тревожных побуждений, таких как страх, желание и эротизация.
В своём искусстве сюрреалисты черпали вдохновение из самых разных источников. По сути, они хотели искусство, которым можно было бы восхищаться – что-то мистическое. Что касается европейской традиции изобразительного искусства, то они предпочитали одержимость и эксцентричность воображения рациональной академической работе.
Особенными фаворитами были детальные фантазии Иеронима Босха (1453-1516); угрожающие гравюры тюрем Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778); драматические кошмарные картины швейцарского художника-символиста Анри Фузели (1741-1825). Что касается стилей девятнадцатого века, сюрреалисты отвергли импрессионизм как слишком натуралистичный стиль, предпочитая работы прерафаэлитов и символистов, такие, как кошмарные гравюры и картины Макса Клингера (1857-1920) и яркий примитивизм Поля Гогена. Бретон, в частности, был впечатлён дальновидными картинами трудоголика-историка Гюстава Моро (1828-1898). Кубизм также был отвергнут как излишне логичный (за исключением знаменитого шедевра Пикассо Les Demoiselles d’Avignon (1907). Кроме дадаизма, двумя другими важными влияниями на сюрреализм – по крайней мере, на его образное крыло – были движение символизма 19-го века и итальянская школа метафизической живописи, созданная Джорджо де Кирико (1888-1978).
Символизм с его эзотерическими отсылками и скрытыми или бессознательными значениями был важным источником образов и форм. Работы Рене Магритта даже называют «Символизм + Фрейд». Между тем тревожные композиции Кирико из пустынных итальянских площадей (например, «Тайна и меланхолия улицы», 1914) с преувеличенными перспективами, иррациональными тенями, объектами и людьми неправильного размера содержали атмосферу непостижимой угрозы. По словам Бретона, который очень им восхищался, Кирико считался главным предшественником сюрреализма. Но наиболее важным и непосредственным влиянием на движение был дадаизм: за его антиэстетический подход, его решимость разрушить господствующие буржуазные традиции искусства и его новаторские методы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Информацию о других важных исторических художественных направлениях, таких как сюрреализм, см. В разделе «Художественные движения и школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
История движения сюрреализм
Сюрреализм зародился в Париже и стал неотъемлемой частью авангардного мира искусства (центром которого была столица Франции). В 1930-е годы одни приверженцы покинули движение, а другие присоединились. Затем, во время войны, многие участники бежали в Америку, где они оказали значительное влияние на современное искусство США, прежде чем вернуться в Париж в конце 1940-х – начале 1950-х годов.
Париж
Считая себя революционерами в духе дадаизма, сюрреалистов привлекли освободительные философии социализма и коммунизма, с которыми они безуспешно пытались заключить союз, а также организационные структуры советского типа. Они выпустили свой первый манифест в 1924 году и в то же время основали Бюро сюрреалистических исследований, а также непочтительный скандальный журнал под названием La Révolution Surréaliste (1924-9). Большинство ранних обсуждений, обменов и объединения идей происходило в кафе. Хотя изначально движение было преимущественно литературным, оно быстро распространилось на изобразительное искусство (Бретон усердно ухаживал за Пикассо, но безрезультатно), и его первая выставка картин – La Peinture Surrealiste – была проведена в галерее Пьера в 1925 году. Galerie Surréaliste открылась выставкой фотографа Мана Рэя. Движение продолжало процветать в Париже в конце 1920-х годов, став доминирующей школой среди авангардистов города во всех областях искусства.
Сюрреализм 1930-х годов
Движение ворвалось на международную арену в 1930-е годы с крупными шоу в Брюсселе, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Он быстро стал всемирно популярным явлением с филиалами в Англии, Чехословакии, Бельгии, Египте, Дании, Японии, Нидерландах, Румынии и Венгрии.
Самые запоминающиеся сюрреалистичные картины подарили миру Сальвадор Дали и Рене Магритт, которые между ними много сделали для создания визуального стиля сюрреализма между 1930 и 1935 годами, стиля, который был направлен на исследование психологической истины путём отделения обычных объектов от их нормального контекста, чтобы создать убедительный образ. Плавящиеся часы Дали (например, в «Постоянстве памяти»), наряду с расплавленными формами и жидкими формами Ива Танги (например, в «Дворце мыса»), стали узнаваемыми марками нового стиля. Хотя философские и интеллектуальные устремления, возможно, не были поняты, их живописные образы захватили общественное воображение. Образы снов нашли своё отражение во всём: от изобразительного искусства, фотографии и кино до дизайна высокой моды, рекламы и т.д. Не осталось без внимания и прикладное искусство (например, Телефон с лобстером Дали, диван для губ Мэй Уэст, покрытая мехом чайная чашка Мерет Оппенгейм). То же стремление к гламуру и эскапизму в 1930-е годы, которое привело к популярности ар-деко, также привлекло публику и к сюрреализму.
Сюрреалистическая выставкаLondon International, организованная искусствоведом Гербертом Ридом в 1936 году, представляла зенит репутации и влияние сюрреализма. В том же году в Нью-Йоркском музее современного искусства прошла крупная выставка под названием «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». Последняя великая выставка 30-х годов, Международная выставка сюрреалистов (оформленная Марселем Дюшаном), проводилась в 1938 году в Галерее изящных искусств в Париже. На входе посетителей в вечерних нарядах встречал вид на «Дождливое такси» Дали – старая кабина, оснащённая таким образом, чтобы струи воды текли по внутренней стороне окон, в ней находилась фигура с головой акулы на водительском сиденье и светловолосый манекен с живыми улитками сзади. Внутри вестибюль помещения выставки был оформлен как интерьер тёмной пещеры, с потолка свисало более тысячи мешков с углём, освещённых единственной лампочкой. Посетителям выдавали фонарики для просмотра экспонатов. На полу был ковёр из мёртвых листьев и другой растительной жизни. Неудивительно, что посетители были возмущены – к большой радости организаторов.
Сюрреализм во время Второй мировой войны
К 1939 году многие из крупнейших сюрреалистов, в том числе Андре Бретон, Макс Эрнст и Андре Массон, были хорошо представлены в Соединённых Штатах. Благодаря американскому влиянию и контактам Марселя Дюшана во время его предыдущих визитов в Америку, а также брака в 1941 году между Максом Эрнстом и миллионершей, коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм, они оказались весьма влиятельными и приобрели новых сторонников, таких как Доротея Таннинг, Фредерик Кислер, Энрико Донати, Аршил Горки и Джозеф Корнелл. И хотя доминирующей американской художественной школой 1940-х годов был абстрактный экспрессионизм, его ранние работы содержат ряд сюрреалистических (и дадаистских) черт. Действительно, многие произведения искусства позднего модерна и современного американского искусства (например, поп-арт, Искусство сборки, Инсталляция, Концептуальное искусство, Перформанс) так или иначе были вдохновлены сюрреализмом.
Сюрреализм в Британии
Британские художники начали принимать сюрреализм близко к сердцу с 1936 года, если не раньше, но особенно в 1940-х годах. Скульптор Генри Мур (1898-1986) интересовался биоморфными фигурами, а Люсьен Фрейд (р. 1922), внук наставника сюрреализма Зигмунда Фрейда, Фрэнсис Бэкон и Пол Нэш экспериментировали с сюрреалистическими приёмами. Однако самым стойким и последовательным его защитником был британский художник Конрой Мэддокс (1912–2005), который в 1978 году прокомментировал: “Ни одно другое движение не могло больше сказать о человеческом состоянии”.
Послевоенный сюрреализм.
Хотя возвращение Андре Бретона в Париж после войны положило начало новому этапу сюрреалистической деятельности, исключительно депрессивное настроение послевоенной Франции не было восприимчиво к прихотям или сатире. Вместо этого Бретон обнаружил, что движение подвергается нападкам со стороны бывших членов, таких как Тристан Цара, и нового лидера авангарда, философа Жан-Поля Сартра, который проклинал его за глупый оптимизм. Несмотря на это, в Париже в 1947 и 1959 годах проводились крупные сюрреалистические выставки, и сюрреалистические идеи и методы оставили свой след во многих послевоенных художественных движениях. О художнике из Южной Америки, на которого повлияло это движение, см. Фернандо Ботеро (р. 1932). Для канадского художника, чьи работы заимствованы из канона сюрреализма, см. статью о магическом реалисте Алексе Колвилле (р. 1920).
Поп-арт был ещё одним побочным продуктом сюрреализма. Посмотрите, например, сатирические гигантские скульптуры-объекты Класа Ольденбурга (р. 1929), которые явно перекликаются с работами Рене Магритта.
Конец сюрреализма
Между искусствоведами и историками нет чёткого согласия относительно конца сюрреализма. Некоторые искусствоведы считают, что он распался после войны; другие ссылаются на смерть Андре Бретона в 1966 году (или смерть Сальвадора Дали в 1989 году) как на конец сюрреализма как организованного движения. Каким бы ни был его упадок, сюрреализм как стиль был (и остаётся) чрезвычайно популярным среди художественной публики. Выставки сюрреализма проводились в Нью-Йорке в Музее Гуггенхайма и музее Метрополитен (1999, 2002), а в 2001 году в лондонской галерее Тейт Модерн была проведена выставка сюрреалистического искусства, которая привлекла 170 000 посетителей. За этим последовало насыщенное шоу в Европе «La Révolution Surréaliste» в Центре Жоржа Помпиду в Париже.
Сюрреалистические художественные стили: фигурация и абстракция
В сюрреализме было два основных направления. Одно, репрезентативное, зависело от фигурации, от точного воспроизведения естественных форм – как правило, оторванных, смещённых, сопоставленных, транспонированных или видоизменённых вдали от реальных жизненных ситуаций. Второй стиль сюрреализма был абстрактным, основанным на образах без конкретной привязки к естественным формам и в значительной степени зависел от форм, порождаемых бессознательным.
Фигуративный сюрреализм
Фигуративный или изобразительный стиль сюрреализма (веристический) наиболее успешно проявляется в работах Магритта, Дали и Дельво, а также в работах некоторых других художников, которые в своём разнообразии и достижениях избегают категоризации в каком-либо одном стиле. Пикассо был одним, Эрнст – другим, Арп – третьим, а в 1930-х и 1940-х годах – своё видение представили Джакометти и Мур (1898-1986). Кроме того, обратите внимание, что этот стиль сюрреалистической живописи был предвосхищен французским символистом Одилоном Редоном (1840-1916).
Рене Магритт
Самым выдающимся фигуративным сюрреалистом был бельгиец Рене Магритт, который специализировался на академических, натуралистических, но иллюзионистских картинах. Кроме краткого пребывания под Парижем в 1927-1930 годах, когда он встретил Бретона и выставился с сюрреалистами. Магритт провёл сдержанную и трудолюбивую жизнь в Брюсселе, рисуя невозможное со спокойной, уверенной убеждённостью. Он был самым ярким разочарователем общепринятых ожиданий, использовав поразительные различия в масштабах (яблоко заполняет комнату; поезд прорывается через гигантский камин); и бросая вызов законам гравитации. Его уникальный эффект усиливается за счёт использования повседневных предметов. Например, герой многих его более поздних картин – мужчина в городской одежде – пальто, котелок, иногда портфель – невыразительный, как манекен портного. Постоянно подчёркивается неоднозначность предмета и его нарисованного изображения – точное подобие трубы с надписью «Это не труба». Его самые известные сюрреалистические картины – «Состояние человека» (1933) и «Красная модель» (1935).
Сальвадор Дали
В отличие от публичности, окружающей других художников, бесшумность метода Магритта означала, что первоначально его достижения были недооценены. Вместо этого общественное внимание было сконцентрировано на лихорадочной деятельности испанца Сальвадора Дали, главного провокатора буржуазии с момента его первой связи с парижским сюрреализмом в 1927 году. По иронии судьбы, как и у Магритта, живописная техника Дали была одной из академических черт натурализма 19 века, применяемая к нереальным предметам, как если бы они были реальными. Он работал во многих СМИ, был писателем, художником, занимался ювелирным дизайном, снимал фильм (с Луисом Бунюэлем) – но, возможно, прежде всего в этом фантастически усатом человеке, во впечатляющей публичной карьере, часто практически такой же, как в шоу-бизнесе – ощущался гигантский эгоцентризм, питаемый энергичной паранойей. Его отношения с официальным сюрреализмом сначала были эйфорическими, а позже стали натянутыми. Известные сюрреалистические работы Дали включают, например, «Постоянство памяти» (1931), «Мягкую конструкцию с варёными бобами» (1936) и многие другие.
Поль Дельво
Другой бельгиец, Поль Дельво, обладал чуть более узким талантом, но привнёс в диапазон сюрреалистических образов неизменно таинственную ноту. В своих запоминающихся картинах он представляет мир одинокого отчуждения: пустынные пригороды, преследуемые поездами и трамваями, населённые молчаливыми ожидающими женщинами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются идентичными – возможно, самая яркая реализация мечты или кошмара, достигаемая любым сюрреалистом. Однако официально он не был связан с движением. Как не был и Мауриц Эшер (1898-1972), голландец, самые известные работы которого – его блестяще просчитанные рисунки – игры с перспективой, представляющие с большой точностью совершенно разные образы, взаимопроникающие с такой неоднозначностью, что глаз не может определить, где одно начинается, а другое заканчивается.
Фрэнсис Бэкон
Ирландский художник Фрэнсис Бэкон (1909-1992) должен считаться одним из ведущих современных представителей образного сюрреализма, хотя интервью показывают, что его сложный репертуар человеческих форм представлял его сознательную попытку создать новый вид образного повествования, созвучного с современными кинематографическими образами, а также его взгляд на эпоху отчуждения, в которой он жил.
Был ли фигуративный сюрреализм бессознательным? Если нет, то было ли это сюрреалистично?
Учитывая, что эти репрезентативные работы требовали кропотливого «рационального» мышления, можно было подумать, что они выходят за рамки определения сюрреалистического искусства как продукта бессознательного мышления. По-видимому, не так. Фигуративные работы были разрешены (Бретоном и другими теоретиками) до тех пор, пока они ставили под сомнение нормальную «рациональную» реальность. Таким образом, работа Магритта в академическом стиле считалась сюрреалистической из-за её причудливых сопоставлений, которые поставили реальность с ног на голову и представили новую сюрреальность. Работы Дали также прошли проверку, потому что они были созданы (согласно Дали) в полугаллюцинаторном состоянии, которое он назвал критической паранойей. “Я просыпался на восходе солнца и, не умываясь и не одеваясь, садился перед мольбертом… мои глаза смотрели пристально, пытаясь «увидеть» как медиум образы, которые возникали в моём воображении. Когда я видел эти изображения, точно расположенные на картине, я сразу же рисовал их на месте”. Образы Дали, такие как его плавящиеся часы и его причудливые получеловеческие фигуры, сделали его самым известным из всех художников-сюрреалистов. Тем не менее, в 1937 году, когда он переключился на более обычный академический стиль, Бретон исключил его из движения. С другой стороны, можно сказать, что сюрреалистическое искусство включало даже работы в высшей степени репрезентативные, при условии, что они иллюстрировали ограниченность разумной реальности.
Абстрактный сюрреализм
Сюрреалистическая абстракция отвергала геометрические формы в пользу визуального и эмоционального воздействия органических форм природы: реальных (Жан Арп, Андре Массон, Хуан Миро) или воображаемых (Ив Танги, Роберт Матта). Непредставительное направление сюрреализма было не менее энергичным. Работа, особенно Жана Арпа, чаще была нефигуративной, чем нет, но главными художниками, наиболее последовательно независимыми от природных явлений, были испанец Хуан Миро (1893-1983) и француз Андре Массон (1896-1987), студии которых располагались рядом в Париже и оба присоединились к группе сюрреалистов Бретона в самом начале в 1924 году. Некоторое время оба художника свободно экспериментировали с «автоматическими» рисунками, визуальным аналогом решающей «нетехники» сюрреалистического иррационализма, «автоматическим» письмом. (Его цель состояла в том, чтобы позволить свободной ассоциации, необходимой для создания абсолютно спонтанного выражения.) Но оба художника обнаружили эту геометрическую абстракцию – будь то в жёстких доктринёрских кубистских теориях Глейза или в строгих геометрических редукциях Пита Мондриана (1872-1944) – бесплодной и не соответствующей их потребностям.
Андре Массон
Французский художник Андре Массон, на которого навсегда повлияли ужасающие события Первой мировой войны, был одержим господством правила зуба и когтя во всей жизни, будь то животное или человек, и его работа – это высвобождение насилия низменных инстинктов, о чём свидетельствует, например, «Битва рыб» (1926). Массон сам был жестоким человеком и часто физически нападал на холсты, которые считал неудовлетворительными. В 1926 году он начал использовать «случайность» как часть своей техники: он рассыпал песок по холстам, ранее разложенным (случайным образом) с помощью клея, а затем очень быстро организовывал их случайные конфигурации в свободные образцы искусства. Появившиеся изображения могли быть также «жестокими». По мере того как они постепенно становились более конкретными, появлялись ужасные существа. Три года спустя он отказался от официального сюрреалистического движения и его работа 1930-х годов стала менее интенсивной и менее успешной. Однако в Америке во время Второй мировой войны он вернулся к своим ранним автоматистским техникам, и его работы этих лет повлияли на последующее появление школы абстрактного экспрессионизма.
Хуан (Жоан) Миро
Самым плодовитым, разносторонним, гениальным и в целом наиболее оптимистичным из творческих практиков абстрактного сюрреализма был испанский художник и скульптор Хуан Миро, хотя сам он всегда отвергал предположения, что его работы были абстрактными. В его глазах каждая из его фантастических форм всегда означала реальный объект. Он был, как Пикассо и Дали, одним из тех блестящих молодых испанских художников, которые прибыли в Париж в начале двадцатого века, но, в отличие от Пикассо, он постоянно возвращался из парижской суматохи в свою родную страну.
В конце Первой мировой войны он работал в стиле скрупулёзного реализма, из которого примерно в 1924 году почти внезапно возник его зрелый стиль, как бабочка из куколки, в значительной степени в результате его сюрреалистических контактов. Если, как утверждают некоторые искусствоведы, в его работах есть какие-то зловещие оттенки, особенно во время и после гражданской войны в Испании (1936-39), они более чем перевешиваются детской весёлостью, которая сверкает на его полотнах. Его абстрактные образы обычно биоморфны, похожи на образы Арпа, а его фантазия часто приближается к фантазии Пауля Клее.
Неизвестные, но убедительно изображённые организмы обретают форму, определяемую чёткими контурами и резкими цветами – преобладают первичные красные, чёрные и белые, как показано на «Карнавале Арлекина» (1924). Напротив, полуабстрактные живописные образы Миро иллюстрируются его знаменитой работой «Собака, лающая на луну» (1926). Миро утверждал, что его идеи возникли из «состояния галлюцинации, спровоцированного каким-либо потрясением, объективным или субъективным, за которое я полностью безответственен». Каким бы ни был источник, его первоначальная концепция затем выстраивается безошибочным чувством дизайна, пространства и интервала в странную формальную гармонию.
В Испании во время Второй мировой войны он обратил своё внимание на гравюру, а затем на скульптуру и особенно на керамику. Впоследствии его привлекли монументальные работы и гигантские фрески, например, для отеля Terrace Hilton в Цинциннати, а также керамические стены здания ЮНЕСКО в Париже (1958 г.). Постоянный новатор, он был готов исследовать возможности любой среды, часто в сотрудничестве с профессиональными мастерами, и плодотворность его видения никогда не ослабевала за его долгую карьеру.
Ив Танги
Художник-сюрреалист-абстракционист Ив Танги развил стиль воображаемых пейзажей (или морского дна), населённых причудливыми, но неотразимыми полу-растительными, полуживотными формами и амебоподобными организмами, ранее неизвестными науке, происходящими из галлюцинаций. Он все больше и больше развивал контрасты и разнообразие своих фактур, так что его картины можно было классифицировать как своего рода метафизический голландский натюрморт. Формы росли под кистью Танги под их собственным таинственным побуждением, как он утверждал, а не за счёт какого-либо вмешательства с его стороны. Основные работы Танги: «Взгляд на янтарь» (1929), «Дворец на мысе» (1931), «Дворец оконных скал» (1942).
Жан Арп
Бывший дадаист Жан Арп, близкий друг Макса Эрнста, был участником первой сюрреалистической выставки в Париже в Gallerie Pierre в 1925 году и регулярно вносил вклад в сюрреализм до 1930 года. Известный первоначально своими дадаистскими деревянными рельефами, картонные вырезки и рваные бумажные коллажи, его сюрреалистические работы представляли собой простые биоморфные формы, иногда с отголосками примитивного искусства. Он также экспериментировал с автоматической композицией (автоматизм). В 1930 году он присоединился к Cercle et Carré (Круг и квадрат), парижскому дискуссионному и выставочному обществу (в основном) геометрических абстрактных художников, а в 1931 году стал членом более крупной организации Abstraction-Creation – группы, с которой он начал создавать свои чувственные органические абстрактные скульптуры из мрамора или бронзы. Это положило конец его довольно короткому увлечению сюрреализмом. Несмотря на это, он был сильной личностью как в дадаизме, так и в сюрреализме, в то время как его фирменный стиль биоморфной абстракции оказал сильное влияние на ряд других скульпторов, особенно на Генри Мура.
Сюрреалистические художественные техники
Сюрреалисты изобрели ряд методов для создания случайных или «автоматических» изображений. Значительную новаторскую работу в этой области проделал выдающийся немецкий художник, скульптор, график и поэт Макс Эрнст (1891–1976). Человек огромных творческих способностей, Эрнст сначала женился на историке искусства, затем жил с художницей-сюрреалистом британского происхождения Леонорой Каррингтон; впоследствии женился и развёлся с коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм, прежде чем, наконец, жениться на другой выдающейся художнице-сюрреалисте, Доротее Таннинг. Он продолжал создавать новаторские работы до самой смерти. Среди его важных работ «Лес и голубь» (1927), серия «La Femme 100 tetes» (1930-е годы), «Весь город» (1935) и «Бессмертник» (1966), а также стеклянная шахматная партия.
Фроттаж
Один из первых представителей дадаизма и сюрреализма, Эрнст изобрёл фроттаж (1925) – технику создания изображения, помещая лист бумаги на шероховатую поверхность, например, зернистое дерево или камень, и протирая бумагу карандашом или мелком до тех пор, пока не создастся впечатление качества поверхности находящегося под ним вещества, что создаёт впечатление текстурированной поверхности.
Декалькомания
Кроме того, Эрнст изобрёл декалькоманию, технику, при которой краска разбрызгивается на бумагу, как правило, большой кистью, затем – ещё влажная бумага – покрывается другим листом бумаги и растирается. Это приводит к появлению ряда странных узоров.
Граттаж
Эрнст также впервые применил технику, известную как граттаж. Это включало укладку окрашенного холста на текстурированную поверхность (например, проволочную сетку или паркетную доску) и соскабливание краски, чтобы произвести впечатление.
Коллаж
Приблизительно в 1930 году Эрнст начал серию «романов-коллажей», из которых самым известным является «Une Semaine de Bonte» («Неделя изобилия»). Разрезая и переставляя викторианские гравюры на стали, он создавал причудливые фантазии о безопасном буржуазном мире, в котором он вырос.
Капельная живопись
Переехав в Нью-Йорк во время Второй мировой войны, Эрнст затем начал работать с краской, капающей из качающейся банки, – метод, который, возможно, положил начало творчества Джексона Поллока в его методе динамической живописи.
Фюмаж
Ещё одна сюрреалистическая техника была известна как фумаж (курение). Впервые предложенный Вольфгангом Пааленом (1907–1959) в конце 1930-х годов, он включал размещение свечи под листом бумаги, чтобы сформировать узор из сажи. Перемещение свечи меняло паттерны.
Автоматическое рисование
Метод автоматического рисования, впервые применённый Андре Массоном, Хуаном Миро и Полом Клее, заключался в возможности перемещать перо или другой инструмент для рисования без какого-либо сознательного планирования.
Автоматическая живопись
Примерно в 1926 году Андре Массон начал экспериментировать, нанося песок и клей на холст, затем нанося на него масляную краску и создавая картины на основе образовавшихся форм.
Абстрактное экспрессионистское использование сюрреалистических приёмов
Хотя многие европейские сюрреалисты баловались некоторыми из этих «автоматических» методов рисования в произвольном стиле, большинство из них к началу 1940-х годов отошли от автоматизма. Однако их влияние в Америке (куда многие переехали во время Второй мировой войны) было огромным. В Нью-Йорке, например, европейские сюрреалисты представили свои идеи ключевым лидерам общественного мнения, таким как Лео Стейнберг, Клемент Гринберг и Пегги Гуггенхайм, а также авангардистам, известным как Нью-Йоркская школа, таким как Аршил Горки (1904-1948), Джексон Поллок (1912-1956), Роберт Мазервелл (1915-1991), Марк Тоби (1890-1976) и Роберт Матта (1911-2002). В частности, масштабные абстракции «экшн-живописи» Поллока содержат сильный элемент сюрреалистического автоматизма. Подробнее об этом см.: Картины Джексона Поллока (ок. 1940-56).
Сюрреалистическая скульптура
Джакометти создал шедевры сюрреалистической культуры, такие как «Женщина с перерезанным горлом» (1932), бронзовая конструкция расчленённого женского трупа и «Невидимый объект» (Руки, держащие пустоту) (1934). Оба изображали тело женщины как бесчеловечное и опасное. Однако, когда он вернулся к более классическому стилю в конце 1930-х годов, работая с натурщиками, он был исключён из движения. Многие другие скульпторы экспериментировали с сюрреалистическими стилями, в том числе Пабло Пикассо, Генри Мур и ирландский скульптор Ф. Э. Мак-Вильям.
Сюрреалистическая фотография
Ман Рэй был первым фотографом-сюрреалистом. Одна из его самых известных работ – «Загадка Исадора Дюкасса» (1920), теперь известная только по его собственной фотографии швейной машины, обёрнутой чёрным полотном, перевязанной шнурком. Он создал её в честь поэта Лотреамона (то есть Исадора Дюкасса), чей лаконичный комментарий: “Прекрасно, как случайная встреча швейной машины и зонтика на столе для препарирования” стал определяющим комментарием к эстетической философии сюрреализма. Один из величайших фотографов своего времени, будучи высококвалифицированным в манипуляциях в тёмной комнате, крупных планах и неожиданных сопоставлениях, Ман Рэй успешно работал в, казалось бы, несовместимых мирах парижского авангардного общества и коммерческой фотографии. Его фотографии публиковались как в специализированных, так и в популярных периодических изданиях – от Vogue и Vanity Fair до La Surrealisme au service de la Revolution (1930-33) и La Revolution Surrealiste (1924-29). Он изобрёл несколько техник, таких как соляризация и рентгенография, а среди его сподвижников были многочисленные известные художники, такие как Джеймс Джойс, Жан Кокто и Мерет Оппенгейм. Другие достойные внимания представители фотографии в сюрреалистическом стиле включали Ханса Беллмера (1902-1975), Брассаи (1899-1984), Жака-Андре Буффара (1902-1961) и Рауля Убака (1909-1985). См. Также: Искусство фотографии.
Сюрреалистический фильм и кинематография
Луис Бунуэль, который работал над несколькими проектами с Дали, вероятно, самый известный режиссёр-сюрреалист, хотя Ман Рэй также снял множество короткометражных авангардных фильмов.
Коллекции
Ключевые коллекции сюрреалистического искусства находятся, в частности, в следующих музеях:
Музей Крайслера, Норфолк, Вирджиния, США
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
Фонд Хуана Миро, Барселона
Художественный музей, Дюссельдорф
Музей Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Флорида
Тейт Модерн, Лондон.
Наследие сюрреализма
Влияние сюрреализма как стиля искусства можно найти в самых разных современных школах – в частности, в раннем абстрактном экспрессионизме, поп-арте и концептуализме – и пронизывает почти все формы современного искусства, включая сборку, инсталляцию и перформанс. Кроме того, он предвосхитил многие из основных концепций постмодернистского искусства. Например, некоторые концепции Дэмиена Хёрста и других молодых британских художников идеально вписались бы в авангардную сюрреалистическую идиому Парижа 1920-х годов. Последнее движение по заимствованию элементов из сюрреалистической идиомы – циничный реализм. Китайское движение современной живописи, возглавляемое Юэ Миньцзюнем (1962 г.р.) и Чжан Сяоган (1958 г.р.), возникшее в 1990-х годах в Пекине.
О произведениях искусства после 1860 года см.: Современное искусство.
Список школ и групп художников см. в разделе Движения в современном искусстве.
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Для обсуждения типов, ценностей и значения изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЖИВОПИСЬ
Для получения дополнительной информации об эволюции масляных, акриловых, акварельных и других видов живописи, а также об известных художниках, см.: Живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?