Сюрреализм читать ~26 мин.
Сюрреализм был одним из ключевых художественных течений в межвоенные годы и последним крупным авангардным движением, зародившимся в рамках «Парижской школы» (Ecole de Paris). Из Парижа сюрреализм распространился по всей Европе, став одной из самых влиятельных школ авангардного искусства. Название течения происходит от термина drame surréaliste («сюрреалистическая драма») — подзаголовка пьесы 1917 года, написанной поэтом и критиком Гийомом Аполлинером (1880–1918). Сюрреализм вырос из нигилистического «антиискусства» движения Дада, и большинство дадаистов впоследствии стали сюрреалистами. Однако, будучи столь же «революционным», сюрреализм был менее политизирован и отстаивал более позитивную философию. Андре Бретон определил её так: «мысль, выраженная в отсутствие всякого контроля со стороны разума и вне каких-либо моральных или эстетических соображений».
Изначально движение было преимущественно литературным, но быстро охватило живопись, скульптуру и другие виды современного изобразительного искусства. Художники-сюрреалисты стремились создать совершенно новый образный язык, высвободив творческую силу бессознательного.
Что такое сюрреализм? — Характеристики
Для пробуждения этого бессознательного творчества использовались разнообразные техники и феномены, включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание образов. Иными словами, всё, что позволяло обойти привычные «рациональные» мыслительные процессы, которые задействованы при создании произведений искусства. (Подробнее см. Автоматизм в искусстве). Рациональный подход, отражавший устаревшие буржуазные ценности, теоретики сюрреализма отвергали как реакционный, ложный и крайне ограниченный.
Неудивительно, что в попытке создать искусство, свободное от буржуазного рационализма, сюрреализм породил множество невероятно новаторских, но часто причудливых, а порой и непонятных композиций. Тем не менее, несмотря на свою иррациональность, сюрреализм был (и остаётся) очень привлекательным как для художников, так и для публики. Благодаря своим знаковым работам и влиянию на современное искусство, сюрреализм стал одним из самых устойчивых движений XX века.
Кто основал сюрреализм?
Писатель Андре Бретон (1896–1966), прозванный «папой сюрреализма», был основателем и главным теоретиком движения. Он представил и определил новый стиль в своём «Манифесте сюрреализма» (Manifeste du Surréalisme) 1924 года, а затем развил идеи в эссе «Сюрреализм и живопись» (Le Surréalisme et la Peinture). Бывший дадаист, Бретон сожалел о нигилистическом характере дадаизма, но опирался на многие его идеи для создания движения с последовательной, хотя и доктринёрской философией. Он не допускал никаких отклонений от неё, изгоняя «мятежных» членов группы по своему усмотрению. Цель Бретона была в высшей степени революционной. Он стремился ни много ни мало к полному изменению человеческого мышления. Разрушая барьеры между внутренним и внешним миром и изменяя восприятие реальности, он намеревался освободить бессознательное, примирить его с сознанием и избавить человечество от буржуазных оков логики и разума, которые, по его мнению, до сих пор вели лишь к войнам и угнетению.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Подробнее о направлениях и стилях в искусстве см.: История искусства. Хронологию и даты ключевых событий в развитии изобразительного искусства во всем мире см.: Хронология искусства.
СКУЛЬПТУРА
Для получения информации о трёхмерном искусстве и известных скульпторах см.: Искусство скульптуры.
Другие ведущие представители
Некоторые ведущие парижские сюрреалисты были бывшими дадаистами, например Макс Эрнст (1891–1976), Ман Рэй (1890–1976), Франсис Пикабиа (1879–1953) и Жан Арп (1887–1966). Развитию движения способствовали и такие знаменитые художники, как Жоан Миро (1893–1983), Рене Магритт (1898–1967) и Сальвадор Дали (1904–1989). Среди других важных фигур были Антонен Арто (1896–1948), Поль Дельво (1897–1994), Андре Массон (1896–1987), Ив Танги (1900–1955), Пьер Руа (1880–1950) и Мауриц Эшер (1898–1972). К ним примыкали и мастера разных видов искусства: Тристан Цара (1896–1963), Луис Бунюэль (1900–1983), Альберто Джакометти (1901–1966), Роберто Матта (1911–2002), Рассел Драйсдейл (1912–1981) и Ганс Беллмер (1902–1975).
К другим художникам XX века, которых так или иначе причисляют к сюрреализму, относятся Пабло Пикассо (1881–1973), Марк Шагал (1887–1985) и Пауль Клее (1879–1940). Ведущими американскими сюрреалистами были Фредерик Кислер (1896–1965), Энрико Донати (1909–2006), Аршил Горки (1905–1948) и Джозеф Корнелл (1903–1973).
Художницы-сюрреалистки
Несмотря на мизогинные мотивы в многочисленных сюрреалистических работах, в движении было несколько выдающихся художниц. В частности, это Валентина Гюго (1887–1968), Эйлин Агар (1899–1991), Фрида Кало (1907–1954), Леонор Фини (1908–1996), Жаклин Ламба (в замужестве Бретон) (1910–2003), Доротея Таннинг (1910–2012), Луиза Буржуа (1911–2010), Мерет Оппенгейм (1913–1985) и Леонора Кэррингтон (1917–2011).
Истоки и влияние сюрреализма
Наибольшее интеллектуальное влияние на философию сюрреализма оказали теории Зигмунда Фрейда (1856–1939), венского невролога и основателя психоанализа. Бретон и другие сюрреалисты были глубоко впечатлены его взглядами на бессознательное, которое они считали главным источником неисследованных образов. Они использовали теории Фрейда, чтобы стереть границы между фантазией и реальностью, а также для исследования таких глубинных импульсов, как страх, желание и эротизм.
В своём искусстве сюрреалисты черпали вдохновение из самых разных источников. По своей сути, они искали в искусстве нечто мистическое, достойное восхищения. В европейской художественной традиции они предпочитали одержимость и эксцентричность воображения рациональному академическому искусству.
Особенными фаворитами были детализированные фантазии Иеронима Босха (1453–1516); мрачные гравюры с изображениями тюрем Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778); драматичные, кошмарные картины швейцарского художника-символиста Анри Фюзели (1741–1825). Что касается стилей XIX века, сюрреалисты отвергли импрессионизм как слишком натуралистичный, предпочитая ему работы прерафаэлитов и символистов, таких как кошмарные гравюры и картины Макса Клингера (1857–1920) и яркий примитивизм Поля Гогена. Бретон, в частности, был впечатлён визионерскими полотнами символиста Гюстава Моро (1828–1898). Кубизм также был отвергнут как излишне логичный (за исключением знаменитого шедевра Пикассо «Авиньонские девицы», 1907). Кроме дадаизма, двумя другими важными источниками влияния на сюрреализм — по крайней мере, на его фигуративное крыло — были движение символизма XIX века и итальянская школа метафизической живописи, созданная Джорджо де Кирико (1888–1978).
Символизм с его эзотерическими отсылками и скрытыми или бессознательными значениями был важным источником образов и форм. Творчество Рене Магритта даже характеризуют формулой «символизм плюс Фрейд». В то же время тревожные композиции де Кирико с пустынными итальянскими площадями (например, «Тайна и меланхолия улицы», 1914), искажённой перспективой, иррациональными тенями и несоразмерными объектами создавали атмосферу непостижимой угрозы. Бретон очень восхищался де Кирико и считал его главным предшественником сюрреализма. Но самым важным и непосредственным предшественником движения был дадаизм с его антиэстетическим подходом, решимостью разрушить буржуазные традиции искусства и новаторскими методами.
ПРИМЕЧАНИЕ. Информацию о других важных исторических художественных направлениях, таких как сюрреализм, см. в разделе «Художественные движения и школы» (примерно с 100 г. до н.э.).
История движения сюрреализма
Сюрреализм зародился в Париже и стал неотъемлемой частью авангардного мира искусства, центром которого была столица Франции. В 1930-е годы одни приверженцы покинули движение, а другие присоединились. Во время Второй мировой войны многие участники бежали в Америку, где оказали значительное влияние на современное искусство США, прежде чем вернуться в Париж в конце 1940-х — начале 1950-х годов.
Париж
Считая себя революционерами в духе дадаизма, сюрреалисты были увлечены освободительными идеями социализма и коммунизма, с которыми они безуспешно пытались заключить союз, а также организационными структурами советского типа. В 1924 году они выпустили свой первый манифест и в то же время основали Бюро сюрреалистических исследований, а также эпатажный журнал под названием La Révolution Surréaliste («Сюрреалистическая революция», 1924–1929). Большинство ранних дискуссий и обменов идеями происходило в кафе. Хотя изначально движение было преимущественно литературным, оно быстро распространилось на изобразительное искусство (Бретон усердно «ухаживал» за Пикассо, но безрезультатно). Первая выставка живописи — La Peinture Surréaliste — состоялась в Галерее Пьера в 1925 году. Годом позже открылась Galerie Surréaliste выставкой фотографа Мана Рэя. Движение процветало в Париже в конце 1920-х годов, став доминирующей школой среди авангардистов города во всех областях искусства.
Сюрреализм в 1930-е годы
В 1930-е годы движение вышло на международную арену: крупные выставки прошли в Брюсселе, Копенгагене, Лондоне, Нью-Йорке и Париже. Сюрреализм быстро стал всемирно популярным явлением с филиалами в Англии, Чехословакии, Бельгии, Египте, Дании, Японии, Нидерландах, Румынии и Венгрии.
Самые запоминающиеся сюрреалистические картины подарили миру Сальвадор Дали и Рене Магритт. Между 1930 и 1935 годами они во многом сформировали визуальный стиль сюрреализма, который был направлен на исследование психологической истины путём изъятия обычных объектов из их нормального контекста для создания поразительного образа. «Плавящиеся часы» Дали (например, в «Постоянстве памяти») наряду с текучими формами Ива Танги (например, в «Дворце на мысе») стали узнаваемыми чертами нового стиля. Хотя философские устремления движения, возможно, не всегда были поняты широкой публикой, его живописные образы захватили общественное воображение. Образы, словно пришедшие из снов, нашли отражение во всём: от изобразительного искусства, фотографии и кино до дизайна высокой моды и рекламы. Не осталось без внимания и прикладное искусство (например, «Телефон-лобстер» Дали, диван «Губы Мэй Уэст», покрытая мехом чайная чашка Мерет Оппенгейм). То же стремление к гламуру и эскапизму, которое в 1930-е годы привело к популярности ар-деко, привлекло публику и к сюрреализму.
Лондонская международная сюрреалистическая выставка, организованная искусствоведом Гербертом Ридом в 1936 году, стала зенитом славы и влияния сюрреализма. В том же году в Нью-Йоркском музее современного искусства прошла крупная выставка под названием «Фантастическое искусство, дадаизм и сюрреализм». Последняя великая выставка 1930-х, «Международная выставка сюрреализма» (оформленная Марселем Дюшаном), состоялась в 1938 году в Галерее изящных искусств в Париже. На входе посетителей в вечерних нарядах встречало «Дождливое такси» Дали — старый автомобиль, оборудованный так, чтобы по внутренней стороне окон струилась вода. Внутри, на водительском сиденье, сидела фигура с головой акулы, а сзади — светловолосый манекен, по которому ползали живые улитки. Вестибюль выставки был оформлен как тёмная пещера: с потолка свисало более тысячи мешков с углём, а освещала всё единственная лампочка. Посетителям выдавали фонарики для просмотра экспонатов. Пол был устлан ковром из мёртвых листьев и мха. Неудивительно, что публика была возмущена — к большой радости организаторов.
Сюрреализм во время Второй мировой войны
К 1939 году многие из крупнейших сюрреалистов, включая Андре Бретона, Макса Эрнста и Андре Массона, оказались в Соединённых Штатах. Благодаря американскому влиянию и контактам Марселя Дюшана, а также браку Макса Эрнста с миллионершей и коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм в 1941 году, они оказали значительное влияние на американскую арт-сцену и обрели новых сторонников, таких как Доротея Таннинг, Фредерик Кислер, Энрико Донати, Аршил Горки и Джозеф Корнелл. И хотя доминирующей американской художественной школой 1940-х годов был абстрактный экспрессионизм, в его ранних работах прослеживаются сюрреалистические (и дадаистские) черты. На самом деле, многие направления позднего модернизма и современного американского искусства (например, поп-арт, ассамбляж, инсталляция, концептуальное искусство, перформанс) так или иначе были вдохновлены сюрреализмом.
Сюрреализм в Британии
Британские художники начали активно перенимать идеи сюрреализма с 1936 года, если не раньше, но особенно в 1940-х. Скульптор Генри Мур (1898–1986) интересовался биоморфными фигурами, а Люсьен Фрейд (р. 1922), внук наставника сюрреализма Зигмунда Фрейда, Фрэнсис Бэкон и Пол Нэш экспериментировали с сюрреалистическими приёмами. Однако самым стойким и последовательным его защитником был британский художник Конрой Мэддокс (1912–2005), который в 1978 году заметил: “Ни одно другое движение не могло больше сказать о человеческом состоянии”.
Послевоенный сюрреализм
Хотя возвращение Андре Бретона в Париж после войны положило начало новому этапу сюрреалистической деятельности, исключительно депрессивное настроение послевоенной Франции было невосприимчиво к прихотям или сатире. Вместо этого Бретон обнаружил, что движение подвергается нападкам со стороны бывших членов, таких как Тристан Цара, и нового лидера авангарда, философа Жан-Поля Сартра, который проклинал его за наивный оптимизм. Несмотря на это, в Париже в 1947 и 1959 годах проводились крупные сюрреалистические выставки, и сюрреалистические идеи и методы оставили свой след во многих послевоенных художественных движениях. О художнике из Южной Америки, на которого повлияло это движение, см. Фернандо Ботеро (р. 1932). О канадском художнике, чьи работы заимствованы из канона сюрреализма, см. статью о магическом реалисте Алексе Колвилле (р. 1920).
Поп-арт был ещё одним «побочным продуктом» сюрреализма. Посмотрите, например, на сатирические гигантские скульптуры-объекты Класа Ольденбурга (р. 1929), которые явно перекликаются с работами Рене Магритта.
Конец сюрреализма
Среди искусствоведов и историков нет единого мнения о дате окончания сюрреализма. Некоторые считают, что движение распалось после войны; другие называют датой его конца смерть Андре Бретона в 1966 году (или смерть Сальвадора Дали в 1989 году) как конец сюрреализма как организованного движения. Но каким бы ни был его формальный упадок, сюрреализм как стиль был (и остаётся) чрезвычайно популярным у публики. Выставки сюрреализма проходили в Нью-Йорке в Музее Гуггенхайма и Метрополитен-музее (1999, 2002). В 2001 году в лондонской галерее Тейт Модерн состоялась выставка сюрреалистического искусства, которая привлекла 170 000 посетителей. За ней последовало масштабное шоу в Европе «La Révolution Surréaliste» в Центре Жоржа Помпиду в Париже.
Сюрреалистические художественные стили: фигурация и абстракция
В сюрреализме было два основных направления. Одно, фигуративное, опиралось на узнаваемое изображение естественных форм, которые, как правило, вырывались из привычного контекста, смещались, сопоставлялись, трансформировались или видоизменялись. Второй стиль сюрреализма был абстрактным, основанным на образах без конкретной привязки к природным формам и в значительной степени зависел от форм, порождённых бессознательным.
Фигуративный сюрреализм
Фигуративный, или веристический, стиль сюрреализма наиболее ярко проявился в работах Магритта, Дали и Дельво, а также в творчестве некоторых других художников, чьё разнообразие и достижения не позволяют отнести их к какому-либо одному стилю. Пикассо был одним из них, Эрнст — другим, Арп — третьим, а в 1930-х и 1940-х годах своё видение представили Джакометти и Мур (1898–1986). Кроме того, стоит отметить, что этот стиль сюрреалистической живописи предвосхитил французский символист Одилон Редон (1840–1916).
Рене Магритт
Самым выдающимся представителем фигуративного сюрреализма был бельгиец Рене Магритт, который специализировался на академических, натуралистичных, но иллюзионистских картинах. За исключением краткого пребывания под Парижем в 1927–1930 годах, когда он встретил Бретона и выставлялся с сюрреалистами, Магритт провёл сдержанную и трудолюбивую жизнь в Брюсселе, рисуя невозможное со спокойной, уверенной убеждённостью. Он мастерски обманывал ожидания зрителей, используя поразительные различия в масштабах (яблоко заполняет комнату; поезд вырывается из гигантского камина) и бросая вызов законам гравитации. Его уникальный эффект усиливается за счёт использования повседневных предметов. Например, герой многих его поздних картин — мужчина в городской одежде (пальто, котелок, иногда портфель), невыразительный, как манекен портного. Художник постоянно подчёркивал неоднозначность предмета и его нарисованного изображения, как в знаменитой работе с точным подобием трубки и надписью «Это не трубка». Его самые известные сюрреалистические картины — «Условия человеческого существования» (1933) и «Красная модель» (1935).
Сальвадор Дали
В отличие от сдержанной манеры Магритта, чьи достижения поначалу были недооценены, общественное внимание было приковано к лихорадочной деятельности испанца Сальвадора Дали — главного провокатора буржуазии с момента его прихода в парижский сюрреализм в 1927 году. По иронии судьбы, как и у Магритта, живописная техника Дали была близка к академическому натурализму XIX века, но применялась к нереальным сюжетам так, словно они были реальными. Он работал во многих медиа, был писателем, художником, занимался ювелирным дизайном, снимал кино (с Луисом Бунюэлем). Но, возможно, главной его работой был собственный публичный образ: эксцентричный усатый гений, чья карьера напоминала шоу-бизнес. В основе этого образа лежал гигантский эгоцентризм, подпитываемый, по его собственному утверждению, паранойей. Его отношения с официальным сюрреализмом сначала были восторженными, а позже стали натянутыми. Известные сюрреалистические работы Дали включают «Постоянство памяти» (1931), «Мягкая конструкция с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» (1936) и многие другие.
Поль Дельво
Другой бельгиец, Поль Дельво, обладал чуть более узким талантом, но привнёс в сюрреалистическую образность неизменно таинственную ноту. В своих запоминающихся картинах он изображает мир одинокого отчуждения: пустынные пригороды, по которым ходят поезда и трамваи, населённые молчаливыми, ожидающими женщинами, которые при ближайшем рассмотрении оказываются идентичными. Возможно, это самое яркое воплощение сна или кошмара, достигнутое кем-либо из сюрреалистов. Однако официально он не был связан с движением. Как и Мауриц Эшер (1898–1972), голландец, чьи самые известные работы — это его блестяще просчитанные рисунки — игры с перспективой, представляющие с большой точностью совершенно разные, взаимопроникающие образы с такой неоднозначностью, что глаз не может определить, где один начинается, а другой заканчивается.
Фрэнсис Бэкон
Ирландского художника Фрэнсиса Бэкона (1909–1992) следует считать одним из ведущих современных представителей образного сюрреализма, хотя интервью показывают, что его сложный репертуар искажённых человеческих фигур представлял собой сознательную попытку создать новый вид повествования, созвучного кинематографу, а также его взгляд на эпоху отчуждения, в которой он жил.
Был ли фигуративный сюрреализм бессознательным? Если нет, то был ли он сюрреалистичным?
Учитывая, что эти фигуративные работы требовали кропотливого «рационального» труда, можно было бы подумать, что они выходят за рамки определения сюрреалистического искусства как продукта бессознательного. Но это не так. Фигуративные работы допускались (Бретоном и другими теоретиками) до тех пор, пока они ставили под сомнение нормальную «рациональную» реальность. Так, работа Магритта в академическом стиле считалась сюрреалистической из-за её причудливых сопоставлений, которые ставили реальность с ног на голову и представляли новую, «сверхреальность». Работы Дали также прошли проверку, потому что они создавались (согласно самому Дали) в полугаллюцинаторном состоянии, которое он называл параноико-критическим методом. Этот метод подразумевал фиксацию иррациональных образов и бредовых ассоциаций для создания художественных произведений.
“Я просыпался на восходе солнца и, не умываясь и не одеваясь, садился перед мольбертом… мои глаза смотрели пристально, пытаясь «увидеть» как медиум образы, которые возникали в моём воображении. Когда я видел эти изображения, точно расположенные на картине, я сразу же рисовал их на месте”.Образы Дали, такие как его плавящиеся часы и причудливые получеловеческие фигуры, сделали его самым известным из всех художников-сюрреалистов. Тем не менее, в 1937 году, когда он переключился на более традиционный академический стиль, Бретон исключил его из движения. Можно сказать, что сюрреалистическое искусство включало даже в высшей степени фигуративные работы, при условии, что они иллюстрировали ограниченность разумной реальности.
Абстрактный сюрреализм
Сюрреалистическая абстракция отвергала геометрические формы в пользу визуального и эмоционального воздействия органических форм природы: реальных (Жан Арп, Андре Массон, Жоан Миро) или воображаемых (Ив Танги, Роберто Матта). Нефигуративное направление сюрреализма было не менее энергичным. Работы Жана Арпа чаще были нефигуративными, но главными художниками, наиболее последовательно независимыми от природных явлений, были испанец Жоан Миро (1893–1983) и француз Андре Массон (1896–1987). Их студии располагались по соседству в Париже, и оба присоединились к группе Бретона в самом начале, в 1924 году. Некоторое время оба художника свободно экспериментировали с «автоматическим» рисунком — визуальным аналогом ключевой «не-техники» сюрреалистического иррационализма, «автоматического» письма. (Его цель состояла в том, чтобы через свободные ассоциации достичь абсолютно спонтанного самовыражения.) Оба художника находили геометрическую абстракцию — будь то в доктринёрских кубистских теориях Глеза или в строгих геометрических редукциях Пита Мондриана (1872–1944) — бесплодной и не отвечающей их потребностям.
Андре Массон
Французский художник Андре Массон, на которого навсегда повлияли ужасы Первой мировой войны, был одержим идеей господства права сильного во всём живом, будь то животное или человек. Его творчество — это высвобождение насилия и низменных инстинктов, о чём свидетельствует, например, «Битва рыб» (1926). Массон был экспрессивным человеком и иногда даже физически нападал на холсты, которые считал неудовлетворительными. В 1926 году он начал использовать «случайность» как часть своей техники: он рассыпал песок по холстам, предварительно хаотично покрытым клеем, а затем очень быстро организовывал случайные конфигурации в свободные художественные узоры. Возникающие образы могли быть столь же «жестокими». По мере того как они постепенно становились более конкретными, на холстах появлялись ужасные существа. Три года спустя он порвал с официальным сюрреалистическим движением, и его работы 1930-х годов стали менее интенсивными и менее успешными. Однако в Америке во время Второй мировой войны он вернулся к своим ранним автоматическим техникам, и его творчество этих лет повлияло на последующее появление школы абстрактного экспрессионизма.
Хуан (Жоан) Миро
Самым плодовитым, разносторонним, гениальным и в целом наиболее оптимистичным из творческих практиков абстрактного сюрреализма был испанский художник и скульптор Жоан Миро, хотя сам он всегда отвергал предположения, что его работы были абстрактными. В его глазах каждая из его фантастических форм всегда означала реальный объект. Он был, как Пикассо и Дали, одним из тех блестящих молодых испанских художников, которые прибыли в Париж в начале двадцатого века, но, в отличие от Пикассо, он постоянно возвращался из парижской суеты в свою родную Каталонию.
В конце Первой мировой войны он работал в стиле скрупулёзного реализма, из которого примерно в 1924 году почти внезапно возник его зрелый стиль, как бабочка из куколки, — в значительной степени в результате его сюрреалистических контактов. Если, как утверждают некоторые искусствоведы, в его работах есть зловещие оттенки, особенно во время и после гражданской войны в Испании (1936–1939), они более чем перевешиваются детской весёлостью, которая сверкает на его полотнах. Его абстрактные образы обычно биоморфны, похожи на образы Арпа, а его фантазия часто приближается к фантазии Пауля Клее.
Неизвестные, но убедительно изображённые организмы обретают форму, очерченную чёткими контурами и яркими цветами — преобладают красный, чёрный и белый, как показано в «Карнавале Арлекина» (1924). Напротив, полуабстрактные живописные образы Миро иллюстрируются его знаменитой работой «Собака, лающая на луну» (1926). Миро утверждал, что его идеи возникали из «состояния галлюцинации, спровоцированного каким-либо потрясением, объективным или субъективным, за которое я полностью безответственен». Каким бы ни был источник, его первоначальная концепция затем выстраивается безошибочным чувством дизайна, пространства и интервала в странную формальную гармонию.
В Испании во время Второй мировой войны он обратил своё внимание на гравюру, а затем на скульптуру и особенно на керамику. Впоследствии его привлекли монументальные работы и гигантские фрески, например, для отеля Terrace Hilton в Цинциннати, а также керамические стены здания ЮНЕСКО в Париже (1958). Постоянный новатор, он был готов исследовать возможности любой среды, часто в сотрудничестве с профессиональными мастерами, и плодотворность его видения никогда не ослабевала за его долгую карьеру.
Ив Танги
Художник-сюрреалист-абстракционист Ив Танги развил стиль воображаемых пейзажей (или морского дна), населённых причудливыми, но неотразимыми полурастительными, полуживотными формами и амебоподобными организмами, ранее неизвестными науке и рождёнными из галлюцинаций. Он постоянно развивал контрасты и разнообразие своих фактур, так что его картины можно было бы классифицировать как своего рода метафизический голландский натюрморт. Формы росли под кистью Танги под их собственным таинственным побуждением, как он утверждал, а не за счёт какого-либо вмешательства с его стороны. Основные работы Танги: «Взгляд на янтарь» (1929), «Дворец на мысе» (1931), «Дворец оконных скал» (1942).
Жан Арп
Бывший дадаист Жан Арп, близкий друг Макса Эрнста, был участником первой сюрреалистической выставки в Париже в Gallerie Pierre в 1925 году и регулярно вносил вклад в сюрреализм до 1930 года. Известный первоначально своими дадаистскими деревянными рельефами, картонными вырезками и коллажами из рваной бумаги, его сюрреалистические работы представляли собой простые биоморфные формы, иногда с отголосками примитивного искусства. Он также экспериментировал с автоматической композицией (автоматизмом). В 1930 году он присоединился к Cercle et Carré («Круг и квадрат»), парижскому дискуссионному и выставочному обществу (в основном) геометрических абстракционистов, а в 1931 году стал членом более крупной организации Abstraction-Création. В рамках этой группы он начал создавать свои чувственные органические абстрактные скульптуры из мрамора или бронзы. Это положило конец его довольно короткому увлечению сюрреализмом. Несмотря на это, он был сильной фигурой как в дадаизме, так и в сюрреализме, а его фирменный стиль биоморфной абстракции оказал сильное влияние на ряд других скульпторов, особенно на Генри Мура.
Сюрреалистические художественные техники
Сюрреалисты изобрели ряд методов для создания случайных или «автоматических» изображений. Значительную новаторскую работу в этой области проделал выдающийся немецкий художник, скульптор, график и поэт Макс Эрнст (1891–1976). Человек огромных творческих способностей, Эрнст сначала женился на историке искусства, затем жил с художницей-сюрреалисткой британского происхождения Леонорой Кэррингтон; впоследствии женился и развёлся с коллекционером произведений искусства Пегги Гуггенхайм, прежде чем, наконец, жениться на другой выдающейся художнице-сюрреалистке, Доротее Таннинг. Он продолжал создавать новаторские работы до самой смерти. Среди его важных работ «Лес и голубь» (1927), серия «La femme 100 têtes» (1929), «Весь город» (1935) и «Бессмертник» (1966), а также стеклянная шахматная партия.
Фроттаж
Один из первых представителей дадаизма и сюрреализма, Эрнст изобрёл фроттаж (1925) — технику создания изображения путём наложения листа бумаги на шероховатую поверхность, например, текстурное дерево или камень, и натирания бумаги карандашом или мелком до тех пор, пока не проявится фактура поверхности.
Декалькомания
Кроме того, Эрнст практиковал декалькоманию — технику, при которой краска наносится на бумагу, а затем, пока она ещё влажная, накрывается другим листом и притирается. Это приводит к появлению причудливых узоров.
Граттаж
Эрнст также впервые применил технику, известную как граттаж. Она заключалась в том, что окрашенный холст накладывался на текстурированную поверхность (например, проволочную сетку или паркетную доску), а затем краска соскабливалась для создания фактурного эффекта.
Коллаж
Приблизительно в 1930 году Эрнст начал серию «романов-коллажей», из которых самым известным является «Une Semaine de Bonté» («Неделя доброты»). Разрезая и переставляя викторианские гравюры, он создавал причудливые фантазии о безопасном буржуазном мире, в котором вырос.
Дриппинг (капельная живопись)
Переехав в Нью-Йорк во время Второй мировой войны, Эрнст начал экспериментировать с краской, капающей из качающейся банки, — метод, который, возможно, вдохновил Джексона Поллока на создание его «живописи действия».
Фюмаж
Ещё одна сюрреалистическая техника была известна как фюмаж (копчение). Впервые предложенная Вольфгангом Пааленом (1905–1959) в конце 1930-х годов, она заключалась в использовании пламени свечи для создания узоров из копоти на листе бумаги или холсте.
Автоматическое рисование
Метод автоматического рисования, впервые применённый Андре Массоном, Жоаном Миро и Паулем Клее, заключался в том, чтобы позволить руке с пером или другим инструментом свободно двигаться по бумаге без какого-либо сознательного плана.
Автоматическая живопись
Примерно в 1926 году Андре Массон начал экспериментировать, нанося песок и клей на холст, а затем рисуя масляной краской на основе образовавшихся форм.
Абстрактный экспрессионизм и сюрреалистические техники
Хотя многие европейские сюрреалисты использовали «автоматические» методы рисования, большинство из них к началу 1940-х годов отошли от автоматизма. Однако их влияние в Америке (куда многие переехали во время Второй мировой войны) было огромным. В Нью-Йорке европейские сюрреалисты представили свои идеи ключевым фигурам, таким как Лео Стейнберг, Клемент Гринберг и Пегги Гуггенхайм, а также авангардистам, известным как Нью-Йоркская школа, таким как Аршил Горки (1904–1948), Джексон Поллок (1912–1956), Роберт Мазервелл (1915–1991), Марк Тоби (1890–1976) и Роберто Матта (1911–2002). В частности, масштабные абстракции «живописи действия» Поллока содержат сильный элемент сюрреалистического автоматизма. Подробнее об этом см.: Картины Джексона Поллока (ок. 1940–1956).
Сюрреалистическая скульптура
Джакометти создал шедевры сюрреалистической скульптуры, такие как «Женщина с перерезанным горлом» (1932), бронзовая конструкция, напоминающая расчленённый женский труп, и «Невидимый объект (Руки, держащие пустоту)» (1934). Обе работы изображали женское тело как нечто бесчеловечное и опасное. Однако, когда в конце 1930-х годов он вернулся к более классическому стилю, работая с натурщиками, он был исключён из движения. Многие другие скульпторы экспериментировали с сюрреалистическими стилями, в том числе Пабло Пикассо, Генри Мур и ирландский скульптор Ф. Э. Мак-Уильям.
Сюрреалистическая фотография
Ман Рэй был первым и главным фотографом-сюрреалистом. Одна из его самых известных ранних работ — «Загадка Изидора Дюкасса» (1920), ныне известная только по его собственной фотографии швейной машины, завёрнутой в одеяло и перевязанной верёвкой. Он создал её в честь поэта Лотреамона (наст. имя Изидор Дюкасс), чья фраза стала эстетическим девизом сюрреализма: “Прекрасен, как случайная встреча швейной машины и зонтика на операционном столе”. Один из величайших фотографов своего времени, Ман Рэй был мастером манипуляций в тёмной комнате, крупных планов и неожиданных сопоставлений. Он успешно работал в, казалось бы, несовместимых мирах парижского авангардного общества и коммерческой фотографии. Его снимки публиковались как в специализированных, так и в популярных изданиях — от Vogue и Vanity Fair до Le Surréalisme au service de la Révolution (1930–1933) и La Révolution Surréaliste (1924–1929). Он изобрёл несколько техник, таких как соляризация и рэйография, а среди его моделей и соратников были многочисленные известные художники и писатели, такие как Джеймс Джойс, Жан Кокто и Мерет Оппенгейм. Другие достойные внимания представители фотографии в сюрреалистическом стиле — Ганс Беллмер (1902–1975), Брассаи (1899–1984), Жак-Андре Буаффар (1902–1961) и Рауль Юбак (1910–1985). См. также: Искусство фотографии.
Сюрреалистический фильм и кинематография
Луис Бунюэль, который работал над несколькими проектами с Дали, вероятно, самый известный режиссёр-сюрреалист, хотя Ман Рэй также снял множество короткометражных авангардных фильмов.
Коллекции
Ключевые коллекции сюрреалистического искусства находятся, в частности, в следующих музеях:
Музей Крайслера, Норфолк, Вирджиния, США
Музей изобразительных искусств Сан-Франциско
Фонд Жоана Миро, Барселона
Художественный музей, Дюссельдорф
Музей Сальвадора Дали, Сент-Питерсберг, Флорида
Тейт Модерн, Лондон.
Наследие сюрреализма
Влияние сюрреализма как стиля искусства можно найти в самых разных современных школах — в частности, в раннем абстрактном экспрессионизме, поп-арте и концептуализме — и оно пронизывает почти все формы современного искусства, включая ассамбляж, инсталляцию и перформанс. Кроме того, сюрреализм предвосхитил многие из основных концепций постмодернистского искусства. Например, некоторые работы Дэмиена Хёрста и других Молодых британских художников идеально вписались бы в авангардную сюрреалистическую идиому Парижа 1920-х годов. Одно из последних движений, заимствовавших элементы из сюрреалистической идиомы, — циничный реализм. Это китайское движение в современной живописи, возглавляемое Юэ Миньцзюнем (р. 1962) и Чжан Сяоганом (р. 1958), которое возникло в 1990-х годах в Пекине.
О произведениях искусства после 1860 года см.: Современное искусство.
Список школ и групп художников см. в разделе Движения в современном искусстве.
ЗНАЧЕНИЕ ИСКУССТВА
Для обсуждения типов, ценностей и значения изобразительного искусства см.: Определение искусства.
ЖИВОПИСЬ
Для получения дополнительной информации об эволюции масляных, акриловых, акварельных и других видов живописи, а также об известных художниках, см.: Живопись.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?