Три женщины, Фернан Леже:
анализ читать ~6 мин.
«Три женщины» (или «Большой обед» – «Le Grand Dejeuner») – одна из самых известных картин Леже – изображает трио сидящих и лежащих обнажённых женщин, пьющих чай или кофе в современной квартире.
Название: Три женщины (Le Grand Dejeuner) (1921)
Художник: Фернан Леже (1881-1955)
Материал: Живопись маслом на холсте
Жанр: Жанровая живопись
Движение: Классическое возрождение в современном искусстве
Находится: MOMA, Нью-Йорк
Предыстория
К началу 1920-х годов, после успеха таких работ, как «Обнажённая в лесу» (1909-10), «Контраст форм» (1913), «Солдаты, играющие в карты» (1917) и «Механик» (1920), Леже – вместе с Пикассо (1881-1973), Браком (1882-1963) и другими – стал одним из ведущих художников XX века в Париже и одной из ключевых фигур современного искусства во Франции. По крайней мере, с 1910 года его главным увлечением было абстрактное искусство – а именно, индивидуальный стиль кубизма, прозванный «тубизмом» за использование цилиндрических форм, – но его последний шедевр («Механик») ознаменовал возвращение к классическим формам, и эту тенденцию он продолжил в 1920-е годы. Но, как и в случае с кубизмом, он создал свою собственную версию классицизма, сочетающую машинную эстетику с солидностью форм, которая отражала его сильную веру в современную промышленность и его видение того, что вместе искусство и машинный век могут помочь проложить новый курс для рабочих Франции.
Женские обнажённые тела были обычным явлением в искусстве классической древности, а затем и в неоклассической живописи и неоклассической скульптуре конца XVIII – начала XIX века, поэтому тема, выбранная Леже, не могла быть более подходящей для произведения классического Возрождения. За исключением того, что тела именно этих обнажённых женщин представлены в виде округлых и смещённых форм, с кожей, которая не мягкая, а твёрдая, отполированная и отшлифованная. Их машиноподобные черты соответствуют как стремлению Леже исключить из работы все эмоции (в классическом стиле), так и его вере в утопические и реконструктивистские идеалы 1920-х годов.
Этот великий шедевр был впервые выставлен на Осеннем Салоне 1921 года. Его купил Леонс Розенберг (1879-1947), но он, видимо, счёл его слишком «суровым», и Леже забрал его обратно. Сам недовольный, Леже переработал её в 1922 году, написав сидящую фигуру справа в тёмных телесных тонах поверх оригинальной гризайли, а также внеся другие небольшие изменения в фон и мебель, в большинстве своём в сторону большего упрощения. Она оставалась непроданной до 1925 года и послужила источником для нескольких последующих картин Леже, в том числе «Обнажённая на красном фоне» (1923, Кунстмузеум, Базель).
«Три женщины» («Большой обед») – аналог «Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» Сера (1884-6, Художественный институт Чикаго), так как он тщательно готовился в течение двух лет, одновременно работая над другими родственными, но отдельными композициями с одной или двумя обнажёнными фигурами.
На рисунке, датированном 1920 годом (Государственный музей Кроллер-Мюллер, Оттёрло), вся композиция изображена более или менее так, как она будет выглядеть на окончательной картине, и есть две значительно меньшие версии маслом, обе известные как «Le Petit Dejeuner». Есть также отдельные рисунки и работы маслом с изображением чаепития справа и двух женщин слева, все они датированы 1921 годом. Тщательность, с которой Леже готовил огромную картину, показывает, что он считал её «шедевром» и задумывал как современную салонную «машину». В соответствии с этим намерением он решил впервые выставить её в Салоне, а не в галерее дилера.
В письмах к Альфреду Барру, написанных в 1942 и 1943 годах – Барр только что приобрёл картину для Музея современного искусства, – Леже описывает «Трёх женщин (Le Grand Dejeuner)» как «классическую» и подчёркивает как универсальность сюжета, так и отсутствие эмоций. Источники картины Леже действительно находятся в классической традиции французской живописи, и он сам намекает, где нам следует искать, в «Письме», датированном 1922 годом, которое он опубликовал в Bulletin de l’Effort Moderne в апреле 1924 года. В нём он называет своими «художественными источниками» Ренуара (1841-1919), Жоржа Сера (1859-1891), Жан Огюст Доминик Энгра (1780-1867) и Жака-Луи Давида (1748-1825), а также «Большой обед» можно смело сравнить с «Большими купальщицами» Ренуара (Музей Орсэ, Париж), «Моделями» Сера (Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания), «Турецкой баней» Энгра (Лувр) и «Портретом мадам Рекамье» Давида (Лувр).
В том же тексте он упоминает и других художников: Эжена Делакруа (1798-1863), братьев Ле-Нен (XVII век), Сезанна (1839-1906), Николя Пуссена (1594-1665) и Жана Фуке (1420-1481) – и опять же, иконографические, композиционные или стилистические параллели могут быть проведены с конкретными произведениями, такими как «Алжирские женщины» Делакруа (Лувр), «Крестьянская семья в интерьере» Ле Нена (Лувр), поздние композиции Сезанна «Батер», «Елеазер и Ревекка у колодца» Пуссена (Лувр), «Мадонна с младенцем и ангелами» Фуке (Музей изящных искусств, Антверпен). Он не упоминает Эдуарда Мане (1832-1883), но «Олимпия» и «Dejeuner sur l’herbe» (обе – Музей Орсе) являются наиболее очевидными прецедентами для этой картины.
Однако помимо конкретного долга перед прошлым, «Большой обед» задуман как подлинно гуманистическое произведение – идеальный, символический образ всеобщего мира, гармонии и красоты, выражающий надежды Леже на улучшение человечества и веру в цивилизующую миссию искусства. В этом отношении её следует рассматривать в контексте более скромных «оживших пейзажей», которые он писал в тот же период и которые несут в себе аналогичный утопический посыл.
Однако всё в картине решительно современно и в то же время классично и вневременно. Одалиски пьют чай и читают книги в комнате, оформленной в гигиеничном послевоенном стиле, который пропагандировал Ле Корбюзье (1887-1965); они выглядят так, словно их собрали на машине из готовых стандартных деталей. Мы осознаем долг перед плоскими цветами и геометрией синтетического кубизма, а в цветовой палитре и линиях чувствуется связь с абстрактными картинами Пита Мондриана (1872-1944) – изобретателя неопластицизма, который тогда жил в Париже.
Картина также свидетельствует о симпатиях художника к пуристским идеалам Амеди Озенфанта (1886-1966) и других, которые сами призывали к возрождению классической эстетики как символа обновлённой социальной гармонии. Если Пикассо иногда притворялся древним художником и отказывался от внешнего облачения модернистских стилей, то Леже этого не делает. Он отказывается от мифологизации, и в его творчестве нет пикассовской пронзительной и тревожной ностальгии. Именно это отсутствие моральных сомнений заставило таких критиков, как Вальдемар Жорж, говорить об искусстве Леже как о «здоровом» и «очищающем» (Фернан Леже, Париж, 1929). См. также поздние классические работы Леже «Две сестры» (1935, Gemaldegalerie SMPK, Берлин).
Послевоенное классическое возрождение
Классический «Призыв к порядку», который быстро распространился по Франции и Италии после перемирия, отражал глубоко прочувствованную потребность в воссоединении с вечными идеалами античности после невыразимых ужасов Первой мировой войны.
Рассматриваемый как противовес нигилизму Дада, этот призыв был услышан широким кругом художников в начале 1920-х годов, когда они отступили от своих более экстремистских довоенных экспериментов с формой, пространством и тематикой и последовали за классицистическим направлением. Одним из таких художников был соратник Леже – кубист Пикассо. Наиболее известные неоклассические картины Пикассо: Две обнажённые женщины (1906); Сидящая женщина (Пикассо) (1920); Большая купальщица (1921); Женщина в белом (1923); и Две женщины, бегущие по пляжу (Гонка) (1922).
Для дальнейшего контраста см. модернистские классические мотивы, использованные итальянским художником Джорджо де Кирико в таких работах, как «Тайна и меланхолия одной улицы» (1914, Частная коллекция), Неопределённость поэта (1913, Коллекция Тейт, Лондон), и Песнь любви (1914, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Интерпретацию других картин XIX и XX веков см: Анализ современной живописи (1800-2000).
ПОНИМАНИЕ ИСКУССТВА
Анализ картин современных художников, таких как Фернан Леже, см: Как ценить картины.
- Сюрреализм
- Премьера спектакля «Отцы и сыновья» на сцене театра им. Маяковского
- Выставочный проект «МатриархАRT»
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Парижский картинный вор предполагает, что выбросил похищенное в чан с мусором
- Ватикан признал, что картина «Мученичество Святого Лаврентия» не принадлежит кисти Караваджо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?