Синхромизм читать ~4 мин.
В современном искусстве термин «синхромизм» обозначает стиль абстрактной живописи, основанный в Париже в 1913 году американскими художниками Морганом Расселом (Morgan Russell, 1886–1953) и Стэнтоном Макдональдом-Райтом (Stanton Macdonald-Wright, 1890–1973). Подобно французскому орфизму, синхромизм был формой абстрактного искусства, где цвет выступал главным источником формы и экспрессии. В 1913 году выставки синхронистов прошли в Париже, Мюнхене и Нью-Йорке, где они были замечены на фоне знаменитой Международной выставки современного искусства, известной как Арсенальная выставка.
Синхромистский стиль в американском искусстве также практиковал художник со Среднего Запада Томас Харт Бентон (1889–1975) до своего перехода к регионализму в 1920-е годы. Изначально синхромизм считался одним из перспективных направлений абстракционизма, однако с началом Первой мировой войны он начал угасать, хотя его основатели сохранили репутацию ведущих художников-модернистов начала XX века. К концу войны в Европе его вытеснили новые строгие, геометрические стили беспредметного искусства. Примерами служат движение «Де Стейл», основанное Тео ван Дусбургом (1883–1931), и неопластицизм Пита Мондриана (1872–1944), в то время как в Америке возобладал реализм.
Истоки и характерные черты
Морган Рассел и Стэнтон Макдональд-Райт начинали как художники-фигуративисты, но, переехав в Париж, увлеклись конкретным искусством. На их творчество повлияли техники конца XIX века, такие как клуазонизм Эмиля Бернара и синтетизм Поля Гогена. Вдохновляясь работами авангардистов, включая Василия Кандинского, Анри Матисса, Робера Делоне и Франтишека Купку, они начали исследовать свойства и эффекты цвета. Оба художника учились у канадца Эрнеста Персиваля Тюдор-Харта, чья теория цвета была тесно связана с музыкальными гармониями.
Рассел и Макдональд-Райт стремились развить структурные принципы кубизма и цветовые теории неоимпрессионизма. Их эксперименты в области цветовой абстракции были близки к поискам орфистов, что привело к спорам о первенстве. Чтобы подчеркнуть свою самобытность, в 1913 году синхронисты выпустили манифест — одна из немногих американских художественных групп, поступивших так. В нём они заявили, что путать их с орфистами — значит “принимать тигра за зебру на том основании, что у обоих полосатая шкура”.
Независимо от споров о первенстве, показательно сходство творческих задач, стоявших перед разными группами художников, которые стремились сформулировать язык абстрактной живописи. И синхромисты, и орфисты пытались создать систему, в которой смысл произведения не зависел бы от сходства с объектами реального мира, а рождался бы непосредственно из взаимодействия цвета и формы на холсте.
Теория цвета в живописи
Рассел, будучи также музыкантом, намеревался разработать теорию цвета в живописи, где сочетания цветовых пигментов и форм рождали бы ритмы, подобные музыкальным. Это стремление передать звук через цвет и форму — проявление синестезии, когда стимуляция одного органа чувств вызывает ощущения, свойственные другому. Подобные идеи волновали представителей французского символизма конца XIX века, а также Купку и Кандинского.
Музыкальные аналогии и другие черты синхромизма проявились в монументальной картине Рассела «Синхрония в оранжевом: к форме» (1913–1914, Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало). В ней хроматические сочетания и кубистские структуры оживлены плавными ритмами и дугами, создающими ощущение движения и динамики. Другим ярким примером служит его работа «Космическая синхромия» (1913–1914, Институт искусств Мансон-Уильямс-Проктор, Ютика).
Репутация и наследие
Синхронисты выставлялись в Мюнхене и Париже (в галерее «Бернхейм-Жён»), где привлекли внимание критиков Гийома Аполлинера и Луи Вокселя, а также в Нью-Йорке в 1913 и 1914 годах, вызвав оживлённые споры. Синхромизм стал одним из влиятельных модернистских течений для американских художников, особенно после того, как был представлен на эпохальной Арсенальной выставке 1913 года, познакомившей США с европейским авангардом.
К синхромистам в определённые периоды их творчества относили Томаса Харта Бентона (1889–1975), в дальнейшем приверженца американской жанровой живописи и риджионализма, Патрика Генри Брюса (1880–1937) и символиста Артура Б. Дэвиса (1862–1928). Многие из них участвовали в «Форуме-выставке современных американских художников» в Нью-Йорке в 1916 году, организованной братом Стэнтона, Уиллардом Хантингтоном Райтом.
К концу Первой мировой войны синхромизм практически исчез, и многие его последователи вернулись к фигуративному искусству. Разочарование в европейской культуре, вызванное войной, привело к отказу от авангарда и росту интереса к более «американским» направлениям, таким как социальный реализм. Тем не менее, Макдональд-Райт вернулся к синхромистской живописи после смерти Рассела в 1953 году.
Коллекции
Работы в стиле синхромизма находятся в коллекциях нескольких крупных художественных музеев США. Среди них Музей американского искусства Уитни (Нью-Йорк), Художественная галерея Олбрайт-Нокс (Буффало), Институт искусств Мансон-Уильямс-Проктор (Ютика), Художественный музей Монтклэра (Нью-Джерси) и Художественный музей Фредерика Р. Вейсмана при Университете Миннесоты.
- Как нарисовать абстрактную картину: первые шаги
- Игорь Дрёмин: Выставка «Золотая коллекция Абстрактного искусства»
- Игорь Дрёмин: Творческий вечер художника Михаила Молочникова
- Абстрактное искусство
- Художники-абстракционисты, Ирландия: нерепрезентативные ирландские художники / скульпторы
- В Екатеринбурге открыли выставку, посвящённую юбилею дома творчества «Челюскинская»
- «Маленький Николя» Рене Госкинни, краткое содержание
- «Пересмешник» Кэтрин Эрскин, краткое содержание
- Результаты ежегодного кинофестиваля в Гатчине «Литература и кино»
- Открывшийся в 24-й раз фестиваль «Балтийский дом» посвящён юбилею Шекспира
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?