Синхромизм читать ~4 мин.
В современном искусстве термин «синхромизм» относится к стилю абстрактной живописи, созданной в Париже в 1913 году двумя американскими художниками, Морганом Расселом (1886-1953) и Стэнтоном Макдональд-Райтом (1890-1973). Подобно французскому стилю орфизм, синхронизм был формой абстрактного искусства, в котором цвету отводилась главная роль как источнику формы и выражения. Выставки синхронистов проходили в 1913 году в Париже и Мюнхене, а также в Нью-Йорке, после знаменитой Международной выставки современного искусства (иначе известной как Армори-шоу).
Синхронистический стиль американского искусства был также принят художником со Среднего Запада Томасом Хартом Бентоном (1889-1975), прежде чем он перешёл к регионализму в 1920-х годах. Первоначально его называли одним из грядущих движений абстрактного искусства, но во время Первой мировой войны оно угасло, хотя его основатели сохранили репутацию передовых современных художников в начале 20 века. К концу войны новый строгий, геометрический стиль беспредметного искусства – примером которого является движение De Stijl, основанное Тео Ван Досбургом (1883-1931), и неопластицизм, созданный Питом Мондрианом (1872-1944) – вытеснит синхронизм (и орфизм) в Европе, а реализм возьмёт верх в Америке.
Истоки и характерные черты
И Морган Рассел, и Стэнтон Макдональд-Райт начинали как фигуративные художники, но, живя в Париже, они увлеклись конкретным искусством. На них повлияли такие техники конца 19 века, как клуазонизм (Эмиль Бернар) и синтетизм (Поль Гоген), а также авангардные художники, включая Василия Кандинского (1866-1944), Анри Матисс (1869-1954), Робер Делоне (1885-1941) и Франк Купка (1871-1957), они начали исследовать свойства и эффекты цвета. Они оба учились у Эрнеста Персиваля Тюдор-Харта, канадского художника, чья теория цвета была тесно связана с музыкальными гармониями.
Рассел и Макдональд-Райт стремились развить структурные принципы кубизма и цветовые теории неоимпрессионизма, и их эксперименты в цветовой абстракции были близки к экспериментам орфистов. Они были настолько похожи, что в 1913 году синхронисты выпустили манифест – одна из немногих групп американских художников, сделавших это – в котором провозгласили свою оригинальность и заявили, что воспринимать их как орфистов – значит “принимать тигра за зебру под тем предлогом, что у обоих полосатая шкура”.
Независимо от того, кто был первым, поражает сходство интересов разных групп художников, пытавшихся определить и сформулировать язык и лексикон для абстрактной живописи как таковой. Оба стремились сформулировать систему, в которой смысл или значение не зависели бы от сходства с объектами внешнего мира, а вытекали бы из результатов работы цвета и формы на холсте.
Теория цвета в живописи
Рассел был также музыкантом, и его намерением было сформулировать теорию цвета в живописи, в которой отношения между цветовыми пигментами и формами создавали бы ритмы и музыкальные отношения. Это желание создать звук с помощью цвета и формы – форма «синестезии», вызывающая мысленное ощущение-впечатление, относящееся к одному чувству путём стимуляции другого – было предметом заботы французского движения символизма в конце девятнадцатого века, а также Купки и Кандинского.
Музыкальная аналогия и другие черты синхронизма видны в монументальной картине Рассела «Синхрония в оранжевом» (1913-14, Художественная галерея Олбрайт-Кнокс, Буффало). Здесь хроматические комбинации и кубистические структуры оживлены свободно текущими ритмами и дугами, которые создают ощущение движения и динамизма. См. также его работы Космическая синхрония (1913-14, Институт искусств Мансон-Уильямс-Проктор, Нью-Йорк)
Репутация и наследие
Синхронисты выставлялись в Мюнхене, в Париже в галерее Бернгейм-Жён – во время выставки они привлекли внимание критиков Гийома Аполлинера (1880-1918) и Луи Вокселля – и в Нью-Йорке в 1913 и 1914 годах, вызвав шум и споры. Но хотя синхронизм вызвал скандал в обществе, он относится к числу более влиятельных движений современного искусства по своему воздействию на американских художников, особенно после его появления на эпохальной выставке Armory Show в Нью-Йорке в 1913 году, когда европейский модернизм пришёл в США.
Томас Харт Бентон (1889-1975, см. Американская пейзажная живопись, а также Регионализм), Патрик Генри Брюс (1880-1937) и символист Артур Б. Дэвис (1862-1928) – одни из тех, кого называли синхронистами в какой-то момент их карьеры. Многие из синхронистов были включены в Форумную выставку современных американских художников в Нью-Йорке в 1916 году, организованную братом Стэнтона, Уиллардом Хантингтоном Райтом.
К концу Первой мировой войны синхронизм почти полностью угас, многие из его практиков вернулись к репрезентативному искусству. Разочарование в Европе, вызванное войной, привело к отказу от европейского авангардного искусства и одновременному возобновлению интереса к работам, которые казались более «американскими», таким как соцреализм. Однако Макдональд-Райт в конце концов вернулся к картинам в стиле синхронизма после смерти Рассела в 1953 году.
Коллекции
Синхромизм представлен в нескольких лучших художественных музеях Америки, включая Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк; Художественная галерея Олбрайт-Кнокс, Буффало; Институт искусств Мансон-Уильямс-Проктор, Нью-Йорк; Художественный музей Монтклер, Нью-Джерси; Художественный музей Фредерика Вейсманта, Университет Миннесоты.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?