Венский Сецессион читать ~6 мин.
В истории современного искусства термин «Венский сецессион» (Wiener Sezession) обозначает объединение прогрессивных австрийских художников, которые в 1897 году вышли из состава консервативного Венского дома художников. Они отвергли его приверженность традиционным стилям академического искусства, которые доминировали на ежегодных выставках и в художественных школах.
История Венского сецессиона
Сецессионистское движение возникло в нескольких городах Европы. Первым был Мюнхен, где в 1892 году объединение во главе с Францем фон Штуком затмило официальные художественные организации. Венский сецессион, основанный в 1897 году под руководством Густава Климта (1862–1918), стал самым влиятельным из подобных течений. Он издавал собственный журнал Ver Sacrum («Весна священная») для продвижения своих идей и построил собственное выставочное здание (Haus der Wiener Sezession) по проекту архитектора Йозефа Марии Ольбриха (1867–1908).
Участников объединения связывал не единый стиль в живописи, скульптуре или архитектуре, а общая цель — обновить австрийское искусство. Они знакомили публику с новейшими художественными течениями, включая постимпрессионизм, экспрессионизм и модный стиль ар-нуво. Наибольшие споры вызывали работы Климта. Его панно «Философия» и «Медицина» (оба 1900–1901), написанные для Венского университета, были сочтены слишком откровенными. Скандальную славу получили также его «Бетховенский фриз» (1902) и картина «Поцелуй» (1907–1908), мерцающая поверхность которых демонстрировала глубокий интерес Климта к прикладному искусству.
Культурный контекст Вены
Отделение молодых художников от официальных академий было характерной чертой искусства fin de siècle («конца века»), особенно в немецкоязычных странах. Подобные движения возникли в Мюнхене (1892), Берлине (1898), а позже в Дрездене, Дюссельдорфе, Лейпциге и Веймаре. Художники, скульпторы и архитекторы протестовали против консерватизма академических кругов, создавая независимые общества.
Вена того периода была центром бурной интеллектуальной жизни. В городе работали психоаналитик Зигмунд Фрейд, композитор Арнольд Шёнберг, писатель Роберт Музиль и архитектор Адольф Лоос. Художественная среда оказалась не менее радикальной. 25 мая 1897 года группа из девятнадцати художников и архитекторов во главе с Густавом Климтом вышла из Венского дома художников, основав Сецессион. Среди учредителей были также архитекторы и дизайнеры Йозеф Хоффман (1870–1956), Йозеф Мария Ольбрих и Коломан Мозер (1868–1918). Климт стал первым президентом объединения.
Цели и идеалы Сецессиона
Отвергая историзм, свойственный академическому искусству, группа стремилась к созданию искусства, отражающего современность. Подобно Уильяму Моррису и Движению искусств и ремёсел в Великобритании, на которое они ссылались, сецессионисты расширяли понятие искусства, включая в него декоративное искусство и различные ремёсла. Они верили, что искусство способно улучшить общество. В одном из ранних манифестов группы провозглашалось: “Мы не признаём разницы между «высоким» искусством и «малым», между искусством для богатых и искусством для бедных. Искусство — достояние всех”.
Подобно бельгийской «Группе двадцати», Сецессион организовывал выставки, чтобы продвигать новейшие международные достижения в дизайне, живописи, скульптуре и архитектуре.
См. также: Мюнхенский сецессион (1892) под руководством Франца фон Штука (1863–1928) и более поздний Берлинский сецессион (1898) под руководством Макса Либермана (1847–1935).
Дом сецессиона (Haus der Wiener Sezession)
На своей первой выставке Сецессион представил работы своих членов, а также произведения зарубежных мастеров: французского скульптора Огюста Родена, бельгийцев Фернана Кнопфа и Анри ван де Велде. Успех выставки позволил заказать Ольбриху проект постоянного выставочного здания — Haus der Wiener Sezession (1897–1898). Над входом в это современное функциональное здание, украшенное орнаментальными фризами, разместили девиз движения: “Каждому времени — своё искусство, каждому искусству — своя свобода” (Der Zeit ihre Kunst, der Kunst ihre Freiheit).
В новом здании с 1898 по 1905 год Сецессион провёл двадцать три выставки, познакомив австрийскую публику с импрессионизмом, символизмом, Движением искусств и ремёсел, японским искусством и различными направлениями международного модерна.
Развитие стиля Сецессиона
Изначально стиль Сецессиона (Sezessionstil) был австрийским вариантом ар-нуво и югендстиля. На его формирование оказали влияние синтетизм Поля Гогена, клуазонизм Эмиля Бернара, плакаты Альфонса Мухи и графичные рисунки англичанина Обри Бёрдслея.
Значительный импульс архитектуре Сецессиона придал Отто Вагнер (1841–1918), ведущий венский архитектор и сторонник модерна. В 1899 году он покинул консервативный Союз художников и присоединился к новой группе.
С 1900 года, после восьмой выставки Сецессиона, где демонстрировалось британское прикладное искусство, доминирующим стало влияние Чарльза Ренни Макинтоша. Австрийские художники предпочитали его строгий прямолинейный дизайн и сдержанную цветовую гамму изогнутым линиям континентального ар-нуво. В журнале Ver Sacrum (1898–1903) сецессионисты публиковали свои работы, призывая к единству всех видов искусства, включая народное.
В 1905 году в самом Сецессионе произошёл раскол. Художники-«натуралисты» настаивали на приоритете изобразительного искусства. Более радикальные участники, включая Климта, Хоффмана и Вагнера, стремились к развитию прикладного искусства и более тесным связям с промышленностью. В итоге они покинули объединение, основав новую Klimtgruppe.
Венские мастерские (Wiener Werkstätte)
В 1903 году Йозеф Хоффман, Коломан Мозер и банкир Фриц Вэрндорфер основали «Венские мастерские» (Wiener Werkstätte). Идея возникла под впечатлением от британской Гильдии ремёсел Ч. Р. Эшби. Цели нового предприятия Хоффман изложил так: “Наша цель — создать на нашей родине островок спокойствия, который в радостном шуме ремесленного труда будет приветствовать каждого, кто разделяет веру Рёскина и Морриса”.
Однако, в отличие от английских и немецких коллег, стремившихся к социальным реформам и производству доступных товаров, Хоффман и Мозер сосредоточились на реформе дизайна и создании предметов роскоши для состоятельных клиентов. «Венские мастерские» быстро завоевали международную репутацию благодаря прогрессивному дизайну, который предвосхитил ар-деко.
Хоффман активно использовал в своих проектах кубы и прямоугольники, за что получил прозвище «Прямоугольный Хоффман» (Quadratl-Hoffmann). В мастерских работало более ста ремесленников, а также такие художники, как Оскар Кокошка (1886–1980) и Эгон Шиле (1890–1918), которые создавали эскизы для различной продукции. Мастерские производили товары для мирового рынка до своего закрытия в 1932 году.
Дворец Стокле: архитектура и интерьер
Одним из первых крупных заказов «Венских мастерских» стал дворец Стокле в Брюсселе (1905–1911), спроектированный Хоффманом. В геометрической строгости здания и лаконичном орнаменте заметно влияние Макинтоша. Этот проект стал вершиной концепции Gesamtkunstwerk — единства архитектуры, дизайна и декора.
Для столовой дворца Густав Климт разработал эскизы знаменитого фриза, выполненного в технике мозаики мастерами «Венских мастерских». Центральная часть фриза, «Ожидание» и «Свершение», с её мерцающим золотом и стилизованными фигурами, считается одним из шедевров Климта и всего стиля модерн. Эта работа стилистически близка к картине «Поцелуй», но является самостоятельным произведением.
Наследие Сецессиона
К 1918 году ушли из жизни ключевые фигуры движения: Густав Климт, Эгон Шиле, Коломан Мозер и Отто Вагнер, но их влияние сохранилось. Функциональный подход, геометрические композиции и плоскостность, свойственные работам сецессионистов, предвосхитили и вдохновили многие модернистские течения, включая школу Баухаус, интернациональный стиль и ар-деко.
Принцип художественной свободы, который отстаивала группа, стал мощным примером для сторонников зарождающегося авангардного искусства в Австрии. Сам Венский сецессион как объединение просуществовал до 1939 года, когда был распущен с приходом нацистской власти (см. также: искусство Третьего рейха). После Второй мировой войны он был воссоздан и по-прежнему организует выставки в восстановленном здании Сецессиона и на других площадках.
Работы, отражающие стиль этого направления в искусстве, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Хронология и эволюция современной живописи см.: Хронология истории искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
См.: История искусства.
Для подробностей: Художественные движения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?