Венский Сецессион читать ~7 мин.
В современном искусстве фраза «Венский сецессион» (Wiener Sezession) относится к действиям прогрессивных современных художников в Вене, которые откололись от консервативной Академии художеств в городе, чей ежегодный Салон и художественные школы оставались преданными старому поколению стилей академического искусства.
Венский Сецессион: история
Сецессионистская тенденция появилась в нескольких городах по всей Европе, начиная с Мюнхена в 1892 году, где недавно сформированный Сецессион во главе с Францем фон Штуком вскоре затмил официальную организацию искусства. Венский сецессион, образованный в 1897 году при Густаве Климте (1862-1918), был самым влиятельным отколом и издавал собственный периодический журнал Ver Sacrum (Священная весна) для продвижения своих идей. Он также построил впечатляющее новое здание штаб-квартиры (Haus der Wiener Sezession), спроектированное архитектором Йозефом Марией Ольбрихом (1867–1908).
Объединяющие характеристики не были живописными или скульптурными, или даже архитектурными: вместо этого члены этого объединения были привержены идеалу модернизации австрийского искусства, знакомя зрителя с самыми последними современными направлениями в искусстве, в том числе последними тенденциями в постимпрессионизма и экспрессионизме, а также модных стилях декоративно-прикладного искусства, таких как ар-нуво. Однако наибольшие споры вызвали именно картины Климта. Его картины «Философия и Медицина» (обе 1900 г.), заказанные для университета, были сочтены слишком явно физическими, как и его Бетховенский фриз (1902 г.) и «Поцелуй» (1907–1908 гг.), мерцающие полотна которых в значительной степени основывались на обширных познаниях Климта в прикладной сфере искусства.
Венская культура
Отделение или отрыв молодых художников из официальных академий было характерной чертой в искусстве fin de siecle (конца века), особенно в немецкоязычных странах. В Мюнхене в 1892 году, Берлине в 1898 году, а затем в Дрездене, Дюссельдорфе, Лейпциге, а также в Веймаре молодые художники, скульпторы и архитекторы протестовали против консервативной удушающей хватки, которую их академики держали в отношении выставок и политики в области искусства, создавая независимые общества. Вена того периода была центром необычайной и радикальной интеллектуальной жизни: психоаналитик Зигмунд Фрейд, композитор Арнольд Шёнберг, писатель Роберт Мусил и архитектор Адольф Лоос – все в это время жили в Вене. Живущие в городе художники оказались не менее радикальными, чем их современники в других областях. Венский Сецессион был основан 25 мая 1897 года группой из девятнадцати художников и архитекторов, решивших выйти из официального Венского Союза художников. Художник Густав Климт вместе с архитекторами и дизайнерами Йозефом Хоффманном (1870-1956), Йозефом Марией Ольбрихом и Коломаном Мозером (1868-1918) остаются самыми известными из членов-основателей. Климт стал первым президентом группы.
Сецессионистские цели и идеалы
Отвергая стили возрождения, одобренные консервативными академиями, группа продвигала искусство, отражающее современность. Подобно Уильяму Моррису и Движению искусств и ремёсел в Великобритании, на которое участники ссылались в своих заявлениях, они выступали за более широкое определение искусства, которое включало бы декоративное искусство и ряд ремёсел, и считали, что искусство может играть центральную роль в социальном улучшении. И это включало все виды искусства, а не только академические дисциплины. Фактически, раннее заявление, опубликованное группой, гласит: “Мы не признаем никакой разницы между большим и второстепенным искусством, между искусством богатых и искусством бедных. Искусство принадлежит всем”. Как и Les Vingt в Бельгии, группа проводила выставки, чтобы продвигать последние международные разработки в области декоративного дизайна, а также живописи, скульптуры и архитектуры.
См. также: Мюнхенский сецессион (1892 г.) под руководством Франца фон Штука (1863-1928) и более поздний Берлинский сецессион (1898 г.) под руководством Макса Либермана (1847–1935).
Дом Венского Сецессиона (Haus der Wiener Sezession)
На первой выставке Венского сецессиона, помимо работ его членов, были представлены недавние работы французского скульптора Огюста Родена и бельгийцев Фернана Кнопфа и Генри Ван де Вельде, бывших участников группы Les Vingt. Выставка имела такой успех, что сецессионисты поручили Ольбриху спроектировать постоянное выставочное пространство Haus der Wiener Sezession. (1897-98). Современное функциональное здание, основанное на геометрических формах и редко украшенное орнаментальными фризами с растительными и животными мотивами, могло похвастаться надписью над дверным проёмом, которая гласила: «Каждому веку своё искусство, искусству – свою свободу». Это было мощное выражение как идеалов, так и визуальных характеристик нового искусства, отстаиваемого группой. Венский Сецессион провёл двадцать три выставки в новом здании с 1898 по 1905 год и познакомил австрийскую публику с импрессионизмом, а также символизмом, искусством и ремёслами, японским искусством и различными направлениями международного модерна.
Развитие Венского Сецессиона
Сначала сецессионисты были связаны с модерном и югендстилем; действительно, в Австрии модерн назывался Sezessionstil (стиль Сецессиона). В результате важные внешние влияния на эволюцию этого искусства включали синтетизм Гогена и клуазонизм Эмиля Бернара, плакатное искусство парижских цветных литографов, таких как Альфонс Муха, и криволинейный рисунок английского иллюстратора Обри Бердсли.
Ранний толчок к сецессионистской архитектуре произошёл в 1899 году, когда ведущий архитектор Вены Отто Вагнер (1841-1918), уже известный как сторонник стиля модерн с его станцией Карлсплац (1894) и домом Майолика (1898), покинул учреждение, чтобы присоединиться к новой группе.
С 1900 года, когда проходила Восьмая выставка сецессиона, на которой было показано британское прикладное искусство, работы Чарльза Ренни Макинтоша оказали доминирующее влияние на стиль Сецессиона. Прямолинейный дизайн Макинтоша и приглушённые цвета австрийцы предпочитали стилю континентального ар-нуво. Сецессион также издавал периодическое издание Ver Sacrum (лат. «Священная весна») с 1898 по 1903 год, чтобы публиковать их проекты и транслировать их призыв к единству в искусстве, включая народное искусство.
В 1905 году произошёл раскол в самом Сецессионе. Натуралисты группы хотели сосредоточиться на изобразительном искусстве. Более радикальные художники, в том числе Климт, Хоффманн и Вагнер, хотели продвигать прикладное искусство и стремиться к более тесным связям с промышленностью. В конце концов они ушли, чтобы сформировать новую группу, Klimtgruppe.
Венская мастерская (Wiener Werkstatte)
В 1903 году, после миссии по разбирательствам в Гильдии ремесленников CRAshbee в Англии, Хоффманн и его товарищ сецессионист Мозер и банкир Фриц Варндорфер основали Wiener Werkstatte (Венская мастерская), студию декоративно-прикладного искусства, занимающуюся производством декоративно-прикладного искусства в стиле модерн. Хоффманн определил свои цели в программе семинара: “Наша цель – создать островок спокойствия в нашей собственной стране, который среди радостного гула искусства и ремёсел был бы рад приветствовать всех, кто исповедует веру в Рескина и Морриса”. Однако Хоффманна и Мозера не интересовали ни аспекты социальной реформы в мастерских английского декоративно-прикладного искусства, ни попытки их немецких коллег производить недорогую мебель. Они сосредоточили свои силы на реформе дизайна: красивые предметы для состоятельных клиентов.
Венская мастерская вскоре приобрела международную репутацию в области прогрессивного дизайна, который предвосхитил ар-деко и повлиял на него. Хоффманн, в частности, одобрял использование кубов и прямоугольников в своих проектах, за что получил прозвище «прямоугольный» Хоффман. В течение двух лет на Werkstatte было нанято более сотни мастеров, среди которых были Оскар Кокошка (1886-1980) и молодой Эгон Шиле (1890-1918), создававшие для них женскую одежду. Мастерская продолжала производить товары для международного рынка роскоши до своего закрытия в 1932 году.
Дворец Стокле: архитектура, внутреннее убранство
Одна из первых комиссий Werkstatte была для частной резиденции в Брюсселе, Palais Stoclet (1905-11), выполненной Хоффманом. Смелое влияние Макинтоша можно увидеть в геометрической архитектуре здания, строгом линейном дизайне и ограниченном орнаменте. Фрески для столовой, разработанные Климтом и выполненные в мозаике другими членами Werkstätte, содержат и самую известную работу Климта, Поцелуй. Мерцающий сплошным золотым абстрактным рисунком, он так же эротичен, как и любая работа художников, которых называют символистами или декадентами.
1920-е годы и далее
Климт, Ольбрих, Мозер и Вагнер умерли к 1918 году, хотя их влияние сохранилось. Функционалистский подход, геометрические композиции и двухмерное качество большей части работ ранних венских сецессионистов предвосхитили и вдохновили многие модернистские движения в искусстве, архитектуре и дизайне, включая школу дизайна Баухаус, а также интернациональный стиль и ар-деко. Защита художественной свободы, которую символизировала группа, также была мощным примером для сторонников зарождающегося авангардного искусства по всей Австрии. Сам Венский Сецессион существовал как группа до 1939 года, когда растущее давление нацизма привело к его роспуску. (См. также нацистское искусство.) После Второй мировой войны он реформировался и продолжал спонсировать выставки как в перестроенном здании Сецессиона, так и в других местах.
Работы, отражающие стиль этого направления в искусстве, можно увидеть в некоторых из лучших художественных музеев мира.
Хронология и эволюция современной живописи см.: Хронология истории искусства.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
См.: История искусства.
Для подробностей: Художественные движения.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?