История ирландского искусства читать ~27 мин.
Разбитая на 10 основных этапов.
1. Ньюгрейндж (3300 г. до н.э.)
Не затронутая волной верхнепалеолитической наскальной живописи, скульптуры и резьбы, охватившей Европу каменного века (40-10 тыс. лет до н.э.), Ирландия приняла первых посетителей около 6 тыс. лет до н.э. или чуть раньше. Однако реальная история изобразительного искусства в Ирландии начинается с неолитической резьбы по камню, обнаруженной в мегалитической гробнице Ньюгрейндж, входящей в комплекс Бру-на-Бойнн в графстве Мит. Этот великолепный образец ирландского искусства каменного века был построен примерно в 3300-2900 гг. до н.э.: за пять столетий до Великой пирамиды Гизы в Египте, а также каменного круга Стоунхендж в Англии. Кроме разнообразных произведений мегалитического искусства, включая ряд сложных спиральных гравюр, в Ньюгрейндже находится первая, по мнению археологов, зафиксированная карта Луны.
Эти великолепные петроглифы в Ньюгрейндже и мегалитической гробнице Ноут являются примером особо сложной формы церемониальной и погребальной архитектуры позднего каменного века и относятся к лучшим из известных образцов неолитического искусства в Европе. Однако о назначении этих доисторических сооружений и личности их строителей известно мало, за исключением того, что их возведение свидетельствует о наличии относительно интегрированной и сплочённой социальной среды. Второй современный тип неолитического некрополя – длинный курган – также встречается в Ирландии каменного века, но его конструкция более примитивна и требует гораздо меньшей организации.
Искусство бронзового и железного веков
В последующий период искусства бронзового века в Ирландии (ок. 3000-1200 гг. до н.э.) найдены артефакты культуры Бикер (названной так по форме её керамических сосудов для питья), а также серия клиновидных гробниц. Кроме того, ирландские ремесленники развили процветающую металлургическую промышленность, изготавливая разнообразные изделия из золота, бронзы и меди.
В этот период значительно расширилась торговля между Ирландией и Британией, а также Северной Европой, включая Германию и скандинавские страны. Железный век в Ирландии (примерно 1500-200 гг. до н.э.), характеризующийся производством железных орудий труда и оружия, в последние века своего существования (примерно с 400 г. до н.э. и далее) испытал сильное влияние прихода кельтов, которые были мастерами ювелирного и кузнечного дела.
Однако их декоративно-прикладное искусство относится к более сложной и криволинейной идиоме латенского кельтского искусства, которое вытеснило более раннюю гальштатскую культуру. Именно эти кельтские узоры – в частности, кельтские спирали, сложные кельтские переплетения и, конечно же, кельтские кресты – стали источником вдохновения для трёх следующих крупных достижений в ирландском изобразительном искусстве.
2. Кельтские изделия из металла и каменная скульптура (400 г. до н.э. – 800 г. н.э.)
В отличие от Британии и континента, географическая удалённость Ирландии не позволила Риму её колонизировать. Поэтому, несмотря на регулярную торговлю с римской Британией, страна стала пристанищем для непрерывного развития кельтского искусства и ремёсел, которые не были ни вытеснены греко-римским искусством, ни уничтожены в последующие «тёмные века» (ок. 400-800 гг.), когда римская власть в Европе сменилась варварской анархией. Это привело к формированию непрерывной традиции кельтской культуры, сохранившей собственные устные, исторические и мифологические предания, примером которых может служить «Книга вторжений» Лебора Габала Эренна.
Именно эта кельтская культура с её традициями металлургического мастерства и резьбы (см. Кельтское оружейное искусство) была ответственна за второе великое достижение ирландского искусства: серию исключительных изделий из драгоценных металлов, изготовленных для светских и христианских заказчиков (см. также Кельтское христианское искусство), а также серию искусно выгравированных монументальных каменных сооружений.
См. также: Кельтское искусство в Британии и Ирландии.
Влияние христианства на ирландское искусство
В то время как большая часть Европы переживала культурный застой, вызванный хаосом и неопределённостью, царившими после падения Рима и наступления Тёмных веков, церковные власти выбрали Ирландию в качестве потенциальной базы для распространения христианства и около 450 г. н.э. направили туда святого Патрика в качестве миссионера. Успех Патрика и его последователей (святого Патрика, святой Бригиды, святой Энды, святого Киариана, святого Колумсиля и др.) привёл к христианизации Ирландии и, что особенно важно, к созданию ряда монастырей, которые стали центрами обучения и науки как по религиозным, так и по светским предметам и подготовили почву для следующего большого этапа в развитии ирландского изобразительного искусства.
3. Иллюминированные рукописи (ок. 650-1000 гг.)
Третьим великим достижением ирландского искусства стало создание серии все более великолепных иллюминированных манускриптов, состоящих из искусно иллюстрированных библейских произведений с богато украшенными панелями (иногда целыми «ковровыми» страницами) в кельтском стиле с переплетениями животных или лент, спиралями, узлами, человеческими лицами, животными и т.п., выполненными с высочайшей точностью и иногда украшенными драгоценными металлами, такими как золото и листовое серебро.
Например, Страница с монограммой Христа в Книге Келлс. Созданные в скрипториях таких монастырей, как Клонмакнойз и Дурроу (графство Оффали), Клонард и Келлс (графство Мит) и многих других, эти великолепные образцы ирландского монастырского искусства представляли собой смесь христианского каллиграфического мастерства и кельтского искусства с дополнительными саксонско-германскими декоративными элементами, такими как ажур. По мнению историков, они являются одними из величайших произведений средневекового искусства в Европе.
К известным ирландским библейским рукописям (иллюстрированным кельтскими переплетениями, узлами и спиралями) относятся Катах святого Колумбы (начало VII в.), Книга Дурроу (ок. 670 г.), Линдисфарнские евангелия (ок. 698-700 гг.) и Книга Келлс (ок. 800 г.). См. также: История иллюминированных рукописей (600-1200 гг.). С этими произведениями можно ознакомиться в Библиотеке Тринити-колледжа в Дублине или в Ирландской королевской академии.
Эти библейские сокровища послужили толчком к постепенному, но значительному возрождению ирландского искусства (иногда называемого гиберно-саксонским стилем или инсулярным искусством), которое через монастырскую сеть распространилось на Ионе, в Шотландии, Северной Англии и на континенте. К XII в. в Западной Европе практически не было королевского двора, при котором не было бы ирландского советника по культурным вопросам.
Между тем ирландские монастыри продолжали играть активную роль в культурной жизни страны в конце XII века и далее. Кроме роли центров религиозной набожности и христианского искусства, они вкладывали значительные средства в изготовление церковных икон, таких как упомянутые выше потиры (Derrynaflan, Ardagh), святыни и кресты, производство которых требовало содержания оживлённой кузницы и кузнечного цеха, а также привлечения многочисленных ремесленников.
Наконец, помимо скриптория (для иллюминированных рукописей) и кузницы (для изделий из драгоценных металлов), начиная примерно с 750 г. монастыри также оплачивали важную программу создания библейской скульптуры, которая должна была стать следующим великим достижением ирландского искусства.
4. Скульптура высокого креста (ок. 750-1150 гг.)
Четвёртым великим достижением ирландского искусства стала религиозная каменная кладка. В период 750-1150 гг. ирландские скульпторы, работавшие в монастырях, создали серию кельтских скульптур Высокого креста, которые представляют собой наиболее значительный массив отдельно стоящей скульптуры, созданной в период между распадом Римской империи (ок. 450 г.) и началом итальянского Возрождения (ок. 1450 г.). Скульптура Высокого креста представляет собой крупный скульптурный вклад Ирландии в историю искусства.
Кольцевые кресты делятся на две основные группы в зависимости от типа гравировки и рельефа. Первая группа, датируемая в основном IX веком, украшена исключительно абстрактным переплетённым орнаментом, животным переплетением Ultimate La Tene, а также клавишными и ладовыми узорами. Вторая группа состоит из крестов с повествовательными сценами из Ветхого и Нового Заветов Библии, хотя они часто украшены бисерными мясистыми завитками, как на кресте Муиредаха X века в Монастербойсе.
Высокие кресты сохранились во многих местах Ирландии, включая Килфенору в графстве Клэр, Бохо и Лиснаскеа в графстве Ферманаг, Каслдермот, Мун и Старый Килкуллен в графстве Килдэр, Грейгуенаманаг, Килкьеран, Килламери, Килри и Уллард в графстве Килкенни; Дромискин, Монастербойс и Термонфекин в графстве Лут; Келлс в графстве Мит; Клонс в графстве Монаган; Клонмакнойс, Дурроу и Киннитти в графстве Оффали; Драмклифф в графстве Слайго; Ахенни в графстве Типперэри; Ардбоу и Донагмор в графстве Тайрон; и Беалин в графстве Вестмит.
Стагнация ирландского искусства (ок. 1200-1700 гг.)
В период 1200-1700 гг. в Ирландии происходило много событий, но культурная деятельность была незначительной. В результате ирландское искусство после Средневековья пережило пять веков стагнации. Последствия этого «мёртвого» периода, вызванного в основном колониальными амбициями сначала норманнских, затем английских, а потом и шотландских поселенцев, трудно переоценить. Он отрезал ирландскую культуру от влияния искусства эпохи Возрождения и погрузил страну в состояние культурной изоляции, из которого она (возможно, только недавно) вышла. Во всяком случае, после XII века Ирландия не внесла в европейское изобразительное искусство сколько-нибудь значительного вклада, который мог бы сравниться с её прежними достижениями.
5. Живопись: Возрождение ирландского искусства (1650-1830 гг.)
В этот период появились первые зелёные ростки художественного подъёма. Рост благосостояния в начале XVIII века привёл к созданию ряда новых культурных институтов, таких как Королевское Дублинское общество (основано в 1731 году) и Королевская Ирландская академия (основана в 1785 году). В то же время, начиная с конца XVII века, появляется целый ряд талантливых художников. В соответствии с требованиями времени основным направлением деятельности была изобразительная живопись, в первую очередь портреты и пейзажи.
Этот подъем искусства продолжался и в XIX веке: в 1823 г. была создана Королевская Хибернийская академия (RHA), расширились Королевское Дублинское общество (основано в 1731 г.) и Кроуфордский колледж искусств, что способствовало развитию инфраструктуры изобразительного искусства в Ирландии, особенно таких видов, как живопись.
Портретная живопись XVIII века
Ирландская живопись впервые заявила о себе в жанре портрета, который появился в Ирландии на рубеже XVII/18 веков, примерно за 50 лет до появления топографической пейзажной живописи. Первые портретисты практически не известны, за исключением Гаррета Морфи (ок. 1680-1716 гг.), который доминировал в этом жанре в конце XVII в., и менее известного Томаса Бейта (ок. 1690-1700 гг.).
За ними последовали уроженец Дублина, но проживавший в Великобритании Чарльз Джервас (1675-1739), выдающийся ирландский портретист начала XVIII века, а затем влиятельный уроженец Типперэри Джеймс Лэтэм (1696-1747). Ещё одним искусным портретистом того времени был художник из Корка Джеймс Барри (1741-1806), а также Натаниэль Хоун Старший (1718-1784), Хью Дуглас Гамильтон (1739-1808), специализировавшиеся на пастели и мелках, миниатюрист Гораций Хоун (1756-1825), выдающиеся Мартин Арчер Ши (1769-1850) и Уильям Малреди (1786-1863), уроженец графства Клэр, и другие, многие из которых были вынуждены эмигрировать в Англию для продолжения своей карьеры.
Пейзажная живопись XVIII века
Главными ирландскими пейзажистами этого периода были Сюзанна Друри (род. 1733-70), затем Джон Баттс (ок. 1728-1764) и Джордж Баррет-старший (1732-1784). Среди более поздних влиятельных художников – недолговечный Томас Робертс (1749-78 гг.), его брат-романтик Томас Саутел Робертс (ок. 1760-1826 гг.), мастер пейзажной живописи Уильям Эшфорд (1746-1824 гг.), рисовальщик и гравёр Джеймс Малтон (ум. 1803 г.), который был известен своими видами Дублина, а также семья Брокасов – Генри Брокас старший (1762-1837) и сыновья Самуэль Фредерик Брокас (1792-1847) и Генри Брокас младший (1798-1873).
Влияние семьи Брокас было значительным, и не в последнюю очередь потому, что в первой половине следующего столетия они фактически руководили школой пейзажной живописи RDS. (См. также: Ирландские художники XVIII века.)
Возрождение искусства продолжилось и в XIX веке: в 1823 году была основана Королевская Хибернийская академия (RHA), расширены учебные помещения Королевского дублинского общества (впоследствии преобразованного в Дублинскую столичную школу искусств и в конечном итоге в Национальный колледж искусства и дизайна), и реконструкция (1830-1884 гг.) Кроуфордского колледжа искусств (за которую выступал Джеймс Бренан и финансировал меценат из Корка Уильям Горацио Кроуфорд) – все это способствовало развитию инфраструктуры изобразительного искусства в Ирландии, особенно таких видов искусства, как живопись.
6. Эмиграция ирландских художников (ок. 1830-1900 гг.)
Несмотря на укрепление художественной инфраструктуры и системы образования, ирландское искусство XIX века было отмечено постоянной эмиграцией. Это объяснялось тем, что меценатство было скудным, а Лондон с его гораздо более обширным рынком, художественными студиями и карьерным потенциалом по-прежнему оставался Меккой для талантливых ирландских живописцев и скульпторов.
Среди художников-эмигрантов были скульпторы Патрик Макдауэлл (1799-1870), Джон Фоли (1818-1874), Джон Лоулор (1820-1901) и Джон Хьюз (1865-1941), а также акварелист Фрэнсис Дэнби (1793-1861) и исторический живописец и портретист Дэниел Маклиз (1806-1870). Позже за ними в Лондон отправились такие портретисты, как уроженец графства Даун Джон Батлер Йитс (1839-1922), представители академического стиля Джеральд Фестус Келли (1879-1972) и Уильям Орпен (1878-1931), которые внесли значительный вклад в викторианское искусство в самых разных жанрах.
Напротив, многие ведущие ирландские пейзажисты провели длительное время во Франции, работая в Барбизоне близ Фонтенбло или Понт-Авене и Конкарно в Бретани, где они перенимали методы пленэрной живописи импрессионистов. Среди таких «эмигрантов» были такие художники, как: Огастус Николас Бёрк (1838-1891), Фрэнк О’Меара (1853-1888), Алоизиус О’Келли (1853-1941), сэр Джон Лавери (1856-1941), Стэнхоуп Форбс (1857-1947), Генри Джонс Таддеус (1859-1929), Уолтер Осборн (1859-1903), Джозеф Малахи Кавана (1856-1918), Ричард Томан Мойнан (1856-1906), Родерик О’Конор (1860-1940), Норман Гарстин (1847-1926) и Уильям Лич (1881-1968). См. также: Живопись на пленэре в Ирландии.
Не стоит недооценивать таланты коренных ирландских художников, оставшихся в Ирландии (или вернувшихся из-за границы), но ужасные последствия Великого голода (ок. 1845-50 гг.), продолжающиеся политические распри между учреждениями искусств в Лондоне и Дублине, относительное отсутствие заказов в Дублине (не говоря уже о Корке, Голуэе и Лимерике) по сравнению с коммерческими перспективами Лондона и погодой пленэра во Франции – все это стало мощным стимулом для того, чтобы писать или ваять за границей. Зарождалась собственная школа ирландской живописи, но ей ещё предстояло набрать критическую массу, поэтому в значительной степени история ирландского искусства в XIX веке была отмечена отъездом за границу. (См. также: Ирландские художники XIX века.)
7. Рост искусства коренных народов (ок. 1900-40 гг.)
Постепенно, примерно на рубеже веков, благотворное влияние образования, рост дублинского меценатства, усилия Хью Лейна и влияние движения за возрождение кельтского искусства, Все это привело к появлению нового поколения коренных ирландских художников, таких как Джордж «АЭ» Рассел (1867-1935), Маргарет Кларк (1888-1961), Шон Китинг (1889-1977), Джеймс Синтон Слетор (1889-1950), Лео Уилан (1892-1956) и Морис Макгонигал (1900-1979). Эта группа, а также вернувшиеся из эмиграции скульпторы Джон Фоли и Оливер Шеппард (1864-1941), живописцы Ричард Томан Мойнан (1856-1906), пейзажист Пол Генри, экспрессионист Джек Б. Йитс (1871-1957) и портретист Уильям Орпен (1878-1931), регулярно возвращавшийся для преподавания в Дублинскую столичную школу искусств, составили ядро активного корпуса местных художников.
К ним следует добавить молодое поколение ирландских живописцев с более широким международным кругозором, включая Мэри Сванзи (1882-1978), Майни Джеллетт (1897-1944) и Иви Хоун (1894-1955), которые в это время привнесли в Ирландию кубизм и другие абстрактные формы искусства, образовав в процессе авангардное Общество дублинских художников. Позднее к группе присоединился блестящий франкофил Луи ле Брокки (1916-2012).
Ирландское искусство ХХ века получило дальнейшее развитие благодаря созданию Галереи современного искусства Хью Лейна (1908) и появлению независимого ирландского государства в начале 1920-х годов. Однако если независимость привела к увеличению государственного патронажа некоторых скульпторов и художников, то общего ренессанса в изобразительном искусстве она не вызвала. Творческих возможностей стало меньше, например, в ирландской скульптуре: Джон Фоли (1818-1874), а затем Альберт Пауэр (1881-1945) и Шеймус Мёрфи (1907-1975) были полностью заняты традиционными статуями и бюстами выдающихся людей того времени, а не индивидуальным творчеством.
Не лучше обстояли дела и в декоративном искусстве. Например, в области витражей, несмотря на индивидуальные творческие усилия Гарри Кларка (1889-1931), Сары Пурсер (1848-43) и Иви Хоун (1894-1955), узколобое ирландское правительство не оказало им никакой помощи, дойдя даже до того, что отвергло некоторые из лучших работ Кларка за их чрезмерную «современность».
Более того, в течение двух десятилетий после обретения независимости власть в ирландском художественном истеблишменте, в частности, в правящем комитете Королевской академии Хибернии, принадлежала консервативной фаланге традиционалистов – почти исключительно из числа коренных ирландских художников, – которые сопротивлялись всем попыткам более широких взглядов привести ирландское искусство в соответствие с европейскими стилями живописи и скульптуры XX века. Этот период завершился со Второй мировой войной, когда вопрос о модернизации вышел на первый план.
8. Ирландская выставка живого искусства (1943 г.)
В унылые 1940-е годы в ирландском изобразительном искусстве наблюдался не только творческий, но и материальный упадок. Мало того, что меценатство было скудным, так ещё и консервативный ирландский художественный истеблишмент в лице Королевской Хибернийской академии (RHA), казалось, не мог примириться с европейскими тенденциями в искусстве – фовизмом, кубизмом, дадаизмом и сюрреализмом. А поскольку они контролировали состав участников ежегодной выставки RHA (главной выставки профессиональных художников и скульпторов в Ирландии), то могли отвергать работы, которые не вписывались в их традиционалистское представление о том, каким должно быть искусство, – такой подход вызывал серьёзное противодействие со стороны модернистов.
Консерваторы не были невежественны в отношении европейского развития живописи и скульптуры, но им не нравилось то, что они видели, и они надеялись, что это пройдёт и искусство вернётся к репрезентативным традициям Ренессанса. К сожалению, то, как жёстко они проводили эту точку зрения в жизнь, подрывало её ценность.
Например, Галерея современного искусства Хью Лейна практически никогда не принимала работы, написанные позднее времени Жана Батиста Коро (1796-1875): так, например, картина Руо была отвергнута как кощунственная, а скульптура Генри Мура – как непристойная. Модернисты же, напротив, стремились не к разрыву с традицией, а к выходу за её пределы.
Борьба между традиционалистами и модернистами разгорелась в 1942 году после откровенной атаки на RHA со стороны Мейни Джеллетт, в результате которой отборочная комиссия отвергла «Испанскую шаль» Луи ле Брокки и множество других современных работ.
Ещё одной провокацией стал отказ дублинской галереи Хью Лейна от выставки «Христос и солдат» Руо в 1942 году. В результате в следующем году несколько дублинских художников (в основном представители высшего среднего класса) объединились и организовалиИрландскую выставку живого искусства (IELA), новый ежегодный форум для художников и скульпторов, не согласных с «близоруким» видением Королевской академии Хибернии. Его заявленная миссия заключалась в том, чтобы сделать доступным всеобъемлющий обзор значительных работ, независимо от школы и манеры, живых ирландских художников».
Основными организаторами IELA были Мейни Джеллетт (1897-1944), Иви Хоун (1894-1955), Фр. Джек Хэнлон (1913-1968), Нора МакГиннесс (1901-1980), Луи ле Брокки (р. 1916) и Маргарет Кларк (1888-1961). Среди более поздних сторонников были Патрик Скотт (р. 1921), Тони О’Мэлли (1913-2003), Камилла Сутер (р. 1929), Барри Кук (р. 1931) и др.
Выставки IELA внесли некоторое визуальное оживление в унылый Дублин военного времени и стали желанной альтернативой более консервативным выставкам RHA. При этом многие ирландские художники участвовали в обеих выставках. Тем не менее, каждая из них представляла разные точки зрения. RHA поддерживала «традицию», в то время как IELA была открыта всем новым веяниям.
Тем не менее, создание IELA не было большевистской революцией. В довольно узком дублинском художественном мире существовало небольшое количество важных организаций, таких как Королевская Хибернийская академия, Друзья национальных коллекций, Фонд Хаверти, Консультативный комитет по искусству при Муниципальной галерее, Ирландская выставка живого искусства и др. Причём в одних и тех же комитетах относительно благополучно сосуществовали как консерваторы, так и модернисты. Кроме того, IELA прекрасно понимала, что её цели будут недостижимы без сотрудничества с Национальным колледжем искусств и доминирующей в нём RHA, а также без доброй воли директора Национальной галереи и президента RHA. Напротив, появление IELA следует рассматривать как утверждение необходимости для Ирландии принять более широкую концепцию искусства, а не определять её исключительно культурными корнями. В некотором смысле это позволило выпустить кота из мешка. Теперь, например, художники могли изучать абстрактное искусство без обвинений в богохульстве! В этом смысле IELA стала определяющим шагом в развитии ирландской школы.
9. Современное ирландское искусство (1943 г. – настоящее время)
Несмотря на расширение кругозора, ирландское искусство в течение четырёх послевоенных десятилетий находилось под большим влиянием экономических и политических событий внутри страны, чем что-либо в международном художественном мире. Безрадостные 1950-е годы привели к дальнейшей эмиграции художников, а оживление середины 1960-х годов быстро сошло на нет с началом «смуты» на Севере, в 1970-1980-е годы, когда политика стала доминировать в заголовках газет.
Тем не менее, следующее поколение, достигшее зрелости в середине 1960-х годов, было более открыто к международным событиям. На них также благотворно повлияла деятельность ряда новых ирландских художественных организаций. Например, Совет по искусству (An Chomhairle Ealaion), основанный в 1951 г., закупал работы ирландских художников и распределял гранты, как и его родственный орган на Севере – Совет по поощрению музыки и искусства (CEMA), ныне переименованный в Совет по искусству Северной Ирландии; Распределением денежных вознаграждений занимались Фонд Хаверти, золотые медали Ойреахаса Дугласа Хайда, щедрые премии Кэрролла за работы на выставках IELA, открытые конкурсы в Белфасте; проводились выставки в Лондоне и (с 1967 г.) выставки Роска в RDS.
Королевская Хибернийская академия и Королевская Ольстерская академия постоянно демонстрировали таланты местных художников. Галерея Хью Лейна (наконец-то ставшая настоящей галереей современного искусства), Национальная галерея, Ольстерский музей изящных искусств, а также новаторские ирландские художественные галереи, такие как галерея Доусона и Дэвида Хендрикса, знакомили художников с международными работами; ирландские художники и скульпторы отбирались на биеннале в Венеции, Париже – и получали награды.
Постмодернистская революция
1970-е годы
Тенденция 1970-х годов к постмодернистскому искусству нашла отражение в Ирландии в виде изменений в ведущем художественном колледже страны – Дублинской столичной школе искусств, известной тогда как Национальный колледж искусства и дизайна (NCAD). Были введены более современные принципы преподавания и учебные программы, а контроль за их выполнением был передан в руки совета (An Brd), назначаемого министром образования и науки. Со временем NCAD стал играть ведущую роль в продвижении современных визуальных искусств, таких как инсталляция, видео, перформанс и различные формы концептуального искусства. При этом традиционные формы изобразительного искусства были оттеснены на второй план, если не сказать отодвинуты на задний план.
В то же время в 1973 г. правящий комитет IELA принял решение о передаче полномочий совершенно новому комитету, состоящему из молодых художников, с тем чтобы сохранить современное влияние организации. Ирландская ремесленная индустрия также получила обновление с созданием в 1971 г. Ремесленного совета Ирландии.
1980-е годы
К 1980-м годам ирландское искусство переварило значительную часть современной теории искусства, в том числе и развенчание традиционалистских представлений о том, что картина или статуя должна иметь узнаваемый сюжет, что этот сюжет должен быть представлен таким образом, чтобы не искажать реальность, и что целью должна быть красота.
В то же время постмодернистская идея о том, что постоянное произведение искусства уже не обязательно: не менее (если не более) важна «идея», лежащая в его основе. И даже традиционные формы живописи и скульптуры становились менее «эстетичными», более дидактичными и более сатиричными. Одним словом, если в 1920-1930-е годы передовые ирландские художники с трудом добивались признания своих авангардных, абстрактных идей, а традиционалисты контролировали художественный истеблишмент, то теперь ситуация полностью изменилась. Авангардисты теперь контролировали NCAD, а также ряд ключевых комитетов в инфраструктуре искусства и СМИ.
Другие события 1980-х гг. включали: создание Национальной коллекции автопортретов (1980); образование Общества скульпторов Ирландии (1980) (ныне Visual Artists Ireland); основание Aosdana (1981), элитной группы творческих работников в Ирландии; CIRCA (1981), ведущего ирландского журнала о современном изобразительном искусстве; National Sculpture Factory (NSF) в Корке в 1989 году.
1990-е годы
1990-е годы были определены экономическим бумом «кельтского тигра», который привёл к значительному увеличению бюджета на искусство. В 1990 г. был основан Ирландский музей современного искусства (IMMA), ставший преемником галереи Хью Лейна (более известной как Дублинская столичная галерея современного искусства), а в 1997 г. Министерство искусств учредило программу Per Cent for Art Scheme, призванную привлечь средства на развитие изобразительного искусства в Ирландии. Также были разработаны планы строительства ещё двух новых галерей – галереи Naughton в Университете Квинс в Белфасте (строительство завершено в 2001 г.) и галереи Lewis Glucksman в Университетском колледже Корка (строительство завершено в 2004 г.). В 2005 г. была создана организация «Культура Ирландии» (Cultúr Na hÉireann) – орган, занимающийся продвижением ирландского искусства и культуры за рубежом.
Некоторые размышления о стилях и темах ирландского искусства
Мы не склонны анализировать музыку. Либо нам нравится её звучание, либо нет. Но если мы судим о картине только по её внешнему виду, нас обвиняют в том, что мы (в лучшем случае) обыватель или (в худшем) идиот. Нам приходится казаться особо осведомлёнными, что очень неприятно, потому что это не так. И чтобы доказать это, вот несколько мыслей об ирландском искусстве середины XX века и далее. По крайней мере, это даёт возможность упомянуть некоторых замечательных художников.
В ирландской живописи и скульптуре никогда не существовало определённого стиля. Правда, некоторые пейзажи, человеческие фигуры и национальные герои регулярно привлекают к себе внимание, но трудно найти что-то общее между (скажем) Полом Генри, Фрэнсисом Бэконом, Уильямом Орпеном и Шоном Скалли. Максимум, что мы можем сделать, это определить определённые подходы и художников, связанных с ними.
Абстрактное искусство
Абстракция – художественный стиль, получивший значительное распространение после образования IELA, – хорошо прослеживается в монументальных работах Шона Скалли (р. 1945), геометрическая абстракция Фрэнсиса Танси (р. 1959), Патрика Скотта и Сесила Кинга, пейзажи Тони О’Мэлли (1913-2003) и Патрика Коллинза (1910-1994), натюрморты Уильяма Скотта (1913-1989). В ирландской скульптуре примером абстракции являются формы из нержавеющей стали Александры Вейхерт (1921-1995) и полуабстрактные работы Конора Фэллона (1939-2007).
Репрезентативное искусство
Репрезентативизм, бывший в течение большей части периода его «бедным братом», успешно сохраняется в работах академических художников Никколо Д’Ардиа Караччиолы (1941-1989) и Мартина Муни (р. 1960), мастеров натюрморта Джеймса Инглиша (р. 1960) и др.), мастеров натюрморта Джеймса Инглиша (р. 1946) и Марка О’Нила (р. 1963), портретиста Эдварда Магуайра, фотореалиста Джона Доэрти (р. 1949), а также конника-виртуоза Питера Кёрлинга (р. 1955). Репрезентативная живопись в Ирландии.
В последнее время искусство получило новый толчок в развитии благодаря таким современным художникам, как портретист Дэвид Нолан (р. 1966), классик Конор Уолтон (р. 1970), а также выдающиеся художники пленэра Норман Тилинг (р. 1944), Джон Моррис (р. 1959), Пол Келли (р. 1968) и Генри МакГрейн (р. 1969). В ирландской скульптуре примером реализма являются современные бронзовые работы Роуэна Гиллеспи (р. 1953).
Примитивизм
Для сравнения, более неформальный подход прослеживается в работах Даниэля О’Нила (1920-1974) и Джерарда Диллона (1916-1971), которые работали в более неформальной композиционной идиоме, часто смешивая наивные формы и композиции с цветом и комментариями.
Романтизм
Романтика – назовите её ностальгией, героикой, трагедией или чем-либо ещё – была важным элементом многих ирландских картин, вдохновляя таких разных художников, как Пол Генри, Брайан Борк (р. 1936) и Джон Доэрти (р. 1949). Даже элементарные Хьюи О’Донохью (р. 1953) и Дональд Тёски (р. 1956) кажутся мне романтиками в душе.
Особенно героической была серия «портретов» Луи ле Брокки, изображающая деятелей исторического и литературного прошлого Ирландии, а также картины Роберта Баллаха, посвящённые ирландским республиканцам.
Национализм
Если ирландскость доминировала в творчестве Джека Б. Йета, то политический национализм был ключевой чертой картины Мишеля Фаррелла «Мадонна Ирландии» (1977), которая представляла собой образ проституированной Ирландии, развращённой продолжающимся разделением и чувством культурного раболепия. В то же время «смута» нашла отражение в работах Дэвида Крона, Риты Даффи, Брайана О’Доэрти, Дермота Сеймура, а также в поразительной скульптуре Деборы Браун и Ф.Е. Мак-Вильяма (1909-1992).
Национальная скульптура включает в себя гэльское искусство Альберта Пауэра (1881-1945) и ностальгические фигуры Имонна О’Доэрти, а также религиозную каменную кладку коркского мастера Шеймуса Мёрфи (1907-1975).
Другие стили
Колоризм прекрасно представлен Брайаном Баллардом (р. 1943) и Марьей Ван Кампен (р. 1949); импрессионизм – Артуром Мадерсоном (р. 1942); сюрреализм – Колином Миддлтоном (1910-1983) и поп-арт – Робертом Баллахом (р. 1943). Из современных стилей следует отметить фигуративное творчество Грэма Кнаттела (р. 1954) и Колина Дэвидсона (р. 1968), одного из лучших современных ирландских художников-жанристов. Не поддаётся классификации и ряд других художников середины XX века, среди которых не последнее место занимает талантливый Бэзил Блэкшоу (р. 1932).
10. Ирландское искусство XXI века
На рубеже веков ирландский художественный рынок взлетел на новую высоту. Хотя коммерческая стоимость работ ведущих ирландских художников значительно выросла в 1990-е годы, в новом тысячелетии Фрэнсис Бэкон побил мировой рекорд самого дорогого произведения современного искусства (его «Триптих» 1976 года был продан за 86,3 млн. долл. на аукционе Sothebys в Нью-Йорке в 2008 году), а ещё шесть ирландских художников преодолели барьер в миллион евро:
Эти рекорды отражают удивительную, но очевидную степень уверенности в ценности ирландского искусства и значительно повышают рыночную стоимость менее известных художников. Поскольку в Дублине уже был открыт аукционный дом Sothebys, а также местные аукционные дома, такие как Adams, deVeres and Wytes и другие, город стал важным местом для продажи ирландской живописи и скульптуры, которые, как и цены на дома, казалось, не поддавались гравитации.
В то же время индустрия искусства на острове Ирландия – тысячи сотрудников, занятых в двух государственных департаментах, двух Советах по искусству, многочисленных других государственных или спонсируемых государством организациях и журналах, группах художников, таких как Aosdana и Visual Artists Ireland, и широкой сети национальных музеев, художественных центров и коммерческих галерей – продолжала расширяться, чтобы удовлетворить возросший спрос.
К сожалению, в 2008 г. «мыльный пузырь» лопнул, в результате чего культурное возрождение Ирландии оказалось под серьёзным финансовым давлением, вызванным недавней мировой рецессией. В настоящее время, по оценкам, 83% ирландских творческих работников по-прежнему зависят от доходов своих партнёров, и ситуация может ухудшиться в связи с 18,5%-ным сокращением текущего бюджета на искусство. Несмотря на это, при наличии штатных сотрудников по вопросам искусства почти во всех 32 графствах Ирландии, многомиллионного бюджета и талантливой плеяды современных ирландских художников, долгосрочное будущее ирландского искусства вряд ли может быть более радужным, по крайней мере, по сравнению с предыдущими эпохами эмиграции и финансовой борьбы.
В любом случае стоит помнить, что успешное развитие изобразительного искусства (в Ирландии или в других странах) хотя и связано с финансовым благополучием, но редко определяется им. Династия Медичи, возможно, и финансировала итальянское Возрождение во Флоренции, но их деньги были бы бесполезны без талантов Брунеллески, Донателло, Мазаччо и других. Таким образом, будущее ирландского искусства, как всегда, находится в руках его художников, преподавателей и учеников. Удастся ли им создать актуальные произведения искусства, которые заинтересуют широкую публику? Смогут ли они сохранить (и, надеюсь, улучшить) великие традиции западной живописи и скульптуры?
Одно можно сказать с уверенностью. Если ирландские художественные колледжи будут придавать слишком большое значение субъективному «творчеству» – а последние выставки выпускников не внушают оптимизма в этом отношении, – то мы, скорее всего, потеряем необходимую базу навыков, необходимых для создания долговечных произведений искусства. Эфемерное искусство (в котором готовый продукт ценится меньше, чем идея, лежащая в его основе) может быть модным в художественных кругах и даже находить отклик у публики, одурманенной телешоу типа «Большой брат», но оно не имеет долговременной ценности. В конце концов, о культуре и цивилизации судят не по гениальным идеям, которые у них были, а по тому, что они оставили после себя.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?