Фрэнсис Бэкон, ирландский художник-экспрессионист и сюрреалист читать ~4 мин.
Фрэнсис Бэкон (1909-1992) – ирландский фигуративный художник, на которого в ранние годы повлияли Пикассо и сюрреализм, чей уникальный экспрессионистский стиль живописи, возникший в 1950-е годы, включал изображения кричащих или страдающих людей, часто изображённых в ванных комнатах или клетках. Его мучительные, кошмарные образы проецировали мир жестокой и шокирующей человечности. Его талант современного художника-экспрессиониста расцвёл одновременно с разрушительной личной жизнью, отмеченной крайней чувственностью, азартными играми и алкоголизмом. Несмотря на это, он был одной из самых известных фигур в ирландской живописи и уникальной фигурой в истории ирландского искусства.
В ноябре 2013 года триптих Бэкона в натуральную величину «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) был продан на послевоенной и современной распродаже Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 142,4 миллиона долларов.
Подробнее см: Топ-10 самых дорогих картин.
Биография
Фрэнсис Бэкон родился в Дублине. Его родители были англичанами и несколько раз переезжали из Англии в Ирландию. Застенчивый ребёнок-астматик с вкрадчивыми манерами, Бэкон не получил формального школьного образования и не обучался ни рисованию, ни живописи, вместо этого его обучали частные репетиторы. В позднем подростковом возрасте его женоподобность привела к началу целой жизни гомосексуальных связей с богатыми мужчинами, многие из которых внесли финансовый вклад в его карьеру художника.
Первые творческие успехи Бэкона были связаны с дизайном мебели, ковров и интерьеров, хотя он продолжал интересоваться и заниматься изобразительным искусством, особенно стимулируемый неоклассическими рисунками Пикассо, а также его картинами, такими как Les Baigneuses и Le Baiser.
В 1933 году он добился первой настоящей продажи, когда его картину маслом Распятие (1933) купил сэр Майкл Сэдлер. В 1934 году Бэкон устроил свою первую персональную выставку – «Картины Фрэнсиса Бэкона» – в новой галерее Transition, представив семь работ маслом и полдюжины гуашевых композиций. В течение некоторого времени после своей персональной выставки в 1934 году он писал сравнительно мало, а многие полотна, законченные им в 1930-х и начале 1940-х годов, уничтожил. Только в 1944 году он снова начал интенсивно писать.
Сравнение с одним из его британских современников, чьё искусство имеет ряд сходств, см. в Грэм Сазерленд (1903-1980).
Картина маслом и пастелью «Три этюда для фигур у основания распятия» (1944) знаменует собой начало его зрелого стиля и включает элементы, к которым он неоднократно возвращался, такие как: формат триптиха, открытый рот и искажённые образы. Впервые выставленная в 1945 году, картина произвела фурор и утвердила Бэкона среди художественных критиков как одного из главных (хотя и противоречивых) представителей современного искусства. Вслед за этим Бэкон создал ещё один шедевр, Картину (1946).
В 1949 году серия из шести картин Бэкона (Голова I – Голова VI) была представлена на выставке, которая, по сути, была выставкой одного человека в Ганноверской галерее. Исследование человеческого тела (1949) и Исследование портрета (1949) составили основу выставки, а также четыре другие картины Бэкона. Его первая персональная выставка за пределами Великобритании состоялась в 1953 году в Durlacher Brothers, Нью-Йорк, а первая ретроспектива прошла в Институте современного искусства, Лондон, в 1955 году.
Другой знаковой картиной стал его Этюд по Веласкесу Портрет папы Иннокентия X (1953), который представляет собой искажённую версию портрета Иннокентия X (1650, Галерея Дориа Памфила, Рим), написанного Диего Веласкесом. Эта картина – одна из 45 вариаций картины Веласкеса, которые Бэкон выполнял на протяжении 1950-х и начала 1960-х годов. Когда Бэкона спросили о его интересе к этой теме, он сказал, что просто хотел получить повод использовать фиолетовые цвета, не будучи обвинённым в фовизме.
В 1962 году лондонская галерея Тейт устроила ретроспективу Фрэнсиса Бэкона, которая побывала в Германии, Италии, Швейцарии и Нидерландах. Другие значительные выставки его картин прошли в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1963), Большом дворце в Париже (1971), Музее Метрополитен в Нью-Йорке (1975), Музее Хиршхорна и Саду скульптур в Вашингтоне (1989), Музее современного искусства в Нью-Йорке (1990) и Национальном музее современного искусства в Париже (1996).
Бэкон умер от сердечного приступа 28 апреля 1992 года в Мадриде, Испания. После его смерти содержимое его хаотичной студии в доме 7 по Рис-мьюс, Южный Кенсингтон, было передано в дар галерее Хью Лейна в Дублине.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?