Фрэнсис Бэкон, ирландский художник-экспрессионист и сюрреалист читать ~4 мин.
Фрэнсис Бэкон (англ. Francis Bacon; 1909–1992) — ирландский художник-фигуративист, в раннем творчестве испытавший влияние Пикассо и сюрреализма. Его уникальный экспрессионистский стиль, сформировавшийся к 1950-м годам, характеризуется изображениями кричащих или страдающих человеческих фигур, часто помещённых в замкнутые пространства вроде ванных комнат или клеток. Мучительные, кошмарные образы Бэкона отражают жестокость и потрясения человеческого бытия. Талант художника развивался на фоне бурной личной жизни, наполненной азартными играми и алкоголизмом. Несмотря на это, он стал одной из ключевых фигур в ирландской живописи и уникальным явлением в истории ирландского искусства.
В ноябре 2013 года триптих Бэкона «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969) был продан на торгах послевоенного и современного искусства аукционного дома Christie’s в Нью-Йорке за рекордные 142,4 миллиона долларов.
Подробнее см: Топ-10 самых дорогих картин.
Биография
Фрэнсис Бэкон родился в Дублине в семье англичан, которые неоднократно переезжали между Англией и Ирландией. Болезненный и застенчивый ребёнок, страдавший астмой, Бэкон не получил формального образования. Он не обучался ни рисунку, ни живописи в учебных заведениях, занимаясь с частными репетиторами. В юности его гомосексуальность стала определяющей чертой жизни, в которой были связи с состоятельными мужчинами, многие из которых финансово поддерживали его художественную карьеру.
Первые творческие успехи Бэкона были связаны с дизайном мебели, ковров и интерьеров. Однако он не оставлял интереса к изобразительному искусству, вдохновляясь неоклассическими рисунками Пикассо и его картинами, такими как Les Baigneuses и Le Baiser.
В 1933 году состоялась его первая значимая продажа: картину маслом «Распятие» (1933) приобрёл сэр Майкл Сэдлер. Год спустя, в 1934 году, Бэкон организовал свою первую персональную выставку «Картины Фрэнсиса Бэкона» в галерее Transition, где представил семь работ маслом и шесть композиций гуашью. После этого он на время сократил творческую активность и уничтожил многие полотна, созданные в 1930-х и начале 1940-х годов. Лишь в 1944 году Бэкон вернулся к интенсивной работе.
Для сравнения с одним из его британских современников, чьё искусство имеет ряд сходств, см. статью о Грэме Сазерленде (1903–1980).
Картина маслом и пастелью «Три этюда к фигурам у основания Распятия» (1944) знаменует начало его зрелого стиля. В ней появляются мотивы, к которым он будет возвращаться вновь и вновь: формат триптиха, искажённые образы и открытые в крике рты. Впервые показанная в 1945 году, работа произвела фурор и утвердила Бэкона в глазах критиков как одного из ведущих, хотя и противоречивых, представителей современного искусства. Вслед за этим успехом он создал ещё один шедевр — «Картина» (1946).
В 1949 году в Ганноверской галерее состоялась его персональная выставка, где была представлена серия из шести работ («Голова I» — «Голова VI»). Основу экспозиции составили «Исследование человеческого тела» (1949) и «Исследование портрета» (1949). Первая персональная выставка Бэкона за пределами Великобритании прошла в 1953 году в Нью-Йорке в Durlacher Brothers, а первая ретроспектива — в 1955 году в лондонском Институте современного искусства.
Ещё одной знаковой работой стал «Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса» (1953). Это искажённая версия знаменитого портрета кисти Диего Веласкеса (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Картина является одной из более чем 45 вариаций на эту тему, созданных Бэконом в 1950-е и начале 1960-х годов. На вопрос о своём интересе к сюжету художник отвечал, что просто искал повод использовать фиолетовые тона, чтобы его не обвинили в фовизме.
В 1962 году лондонская галерея Тейт организовала крупную ретроспективу Фрэнсиса Бэкона, которая затем была показана в Германии, Италии, Швейцарии и Нидерландах. Другие важные выставки его работ прошли в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке (1963), Большом дворце в Париже (1971), Метрополитен-музее в Нью-Йорке (1975), Музее Хиршхорна и саду скульптур в Вашингтоне (1989), Музее современного искусства в Нью-Йорке (1990) и Национальном музее современного искусства в Париже (1996).
Бэкон скончался от сердечного приступа 28 апреля 1992 года в Мадриде. После его смерти всё содержимое его хаотичной студии из дома 7 по Рис-Мьюс в Южном Кенсингтоне было передано в дар галерее Хью Лейна в Дублине.
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- Катар или почему капитализм убивает арт-рынок?
- Олег Целков. Чужой
- «Сальвадор Дали. Магическое искусство»
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, кратко
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?