«Новый Органон» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание читать ~6 мин.
«Новый Органон» (часто упоминаемый под латинским названием Novum Organum) был опубликован Фрэнсисом Бэконом в 1620 году и часто упоминается как его самая влиятельная литературная работа.
По форме это философский трактат, состоящий из двух частей: первая включает в себя тесно построенные афоризмы, а вторая по-прежнему афористична, но гораздо более свободна. Форма, по сути, должна была предложить содержание; Бэкон был убеждён в целесообразности афоризма как продукта наблюдения и эксперимента, который при правильной последовательности может быть с равной плодотворностью применён к научному наблюдению и эксперименту.
Поэтому целью «Нового Органона» было не что иное, как стремление деконструировать существующие процессы научного исследования, которые затем должны были быть заменены чем-то более эффективным и действенным. Методология этой деконструкции была изобретательной и творческой, по меньшей мере: подорвать доверие к существующим способам рассуждения.
Основой, на которой Бэкон планировал подорвать доверие, было указание на то, что предпочтительный процесс научного исследования через силлогистическую дедукцию в корне порочен неопределённостью. Вместо этого Бэкон предложил систему индуктивных рассуждений, которая стала известна во всем мире как метод Бэкона.
Основополагающий принцип метода Бэкона, впервые изложенный в «Новом Органоне», настолько хорошо знаком, что легко предположить, что он всегда существовал как первый принцип научного исследования. В действительности, до широкого распространения постулатов, изложенных в трактате Бэкона, концепция о том, что проверка гипотез эмпирическим путём должна быть необходимым компонентом научного исследования, отсутствовала.
Содержание
Тёзкой Бэкона для этой книги является «Органон» Аристотеля, где Аристотель обсуждает силлогистическое рассуждение, которое является системой логического вывода Аристотеля. Первоначально «Новый Органон» был опубликован в рамках более широкого труда под названием «Instauratio Magna».
Бэкон начинает работу с обсуждения философской проблемы допущения. Он рассматривает верования a priori, что в переводе с латыни означает «в начале», как, например, «они верили в это с самого начала», что было бы предположением. Он говорит об этом, что, анализируя разум, мы должны быть в состоянии приблизить дедуктивные рассуждения к природе. Бэкон продолжает свою аргументацию, выстраивая строительные блоки для научного метода.
Он говорит, что наука должна признать человеческую потребность в гипотезах, вместо того чтобы верить гипотезам априори. Затем, исследуя взаимосвязи частей, ограничивая переменные, следует проводить эксперименты, которые можно воспроизвести.
Он предвидит критические отклики на свою работу и пытается обойти их, предлагая контраргументы на аргументы, которые можно использовать для деконструкции его системы экспериментов. В конце работы он рассуждает о наблюдении и человеческом опыте.
Список персонажей
Будучи нехудожественным произведением, «Новый Органон» не имеет персонажей в традиционном смысле. Однако он не возник на пустом месте, и для полного понимания книги необходимо учитывать характер автора.
Сэр Фрэнсис Бэкон
Фрэнсис Бэкон был одновременно интеллектуалом и политиком, и его хитрые контркультурные тенденции проявлялись в обеих сферах его жизни: в политике он был осуждён за коррупцию, а в интеллектуальной сфере он восстал против традиционной мудрости древних и произвёл революцию в представлениях о логике и рассуждениях. Поэтому его реакция против Аристотеля, хотя и рациональная, может быть понята в контексте характера Бэкона, что несколько меняет прочтение этой работы.
Кроме того, эта книга была написана после его падения с поста президента, что также следует учитывать при чтении.
Аристотель
Большая часть содержания «Нового Органона» касается работ Аристотеля, древнегреческого философа, чьи идеи доминировали в интеллектуальных сферах во времена Бэкона. Бэкон яростно не соглашался с методами рассуждения Аристотеля, в частности, со слепым принятием некоторых истин априори и без опытного доказательства, и поэтому большую часть этой книги он написал в противовес Аристотелю. Даже название книги является непочтительной ссылкой на работу Аристотеля: «Органон» – это собрание томов Аристотеля по логике, и, назвав свою работу «Новый Органон», Бэкон смело заявляет, что он превзошёл Аристотеля.
Яков I
Бэкон посвящает свою работу Якову I, правящему в то время монарху, прося его внедрить эти идеи в своё правление. Этим Бэкон также льстит королю, благосклонность которого может оказаться достаточной для восстановления его репутации. Таким образом, Яков I – это ещё один важный персонаж, знание которого даёт важнейшие фоновые знания для понимания контекста «Нового Органона».
Темы
Философская цель экспериментов
Идея науки Бэкона сосредоточена на том, что он называл «инставрацией», или восстановлением первоначальной идеи. Бэкон имеет в виду падение человека, объясняя свою веру в то, что Бог дал человеку логику как метод, с помощью которого люди могут участвовать в восстановлении, используя науку для продвижения цивилизации к научному возрождению и инновациям. Он рассматривает это как своего рода священный долг, укореняя свой аргумент в онтологии.
Силлогизм и разум
Тёзкой этой работы является «Органон» Аристотеля, где он излагает основное основание силлогизма и его основные черты. Силлогизм – это математический вид дедукции, где в формуле не допускается никаких предположений.
Бэкон берет работу Аристотеля в качестве отправной точки, объясняя, что силлогизм и сила дедукции могут быть применены к научному эксперименту. Развивая эту мысль, он одновременно изобретает научный метод.
Научный метод
Очевидно, что «Новый Органон» посвящён научному методу, но сам Бэкон был откровенно религиозен в своих философских представлениях о мире. Поэтому, вместо того чтобы писать о научном методе как о философском понятии, он объясняет этическую подоплёку своей страсти к экспериментам и тщательным наблюдениям. В конце концов, только наблюдение является королём научного метода Бэкона, потому что он считает, что люди имеют право проверять, действительно ли их предположения верны (путём выдвижения гипотез и их проверки на практике).
Для того чтобы в полной мере оценить идеи Фрэнсиса Бэкона о науке, следует помнить, что каждый человек – продукт своего времени, и хотя научная мысль была соответствующим образом секуляризирована, важно помнить, что для самого Фрэнсиса Бэкона причина заниматься наукой была религиозной по своей природе. Фактически, можно сказать, что он преуспел во многом потому, что вложил свои аргументы о научном процессе в этически укоренённую философию (этическую, поскольку она сосредоточена на том, что должен делать человек, чтобы максимально реализовать свой потенциал).
На самом деле, это настолько верно, что об этом можно сказать ещё больше. Бэкон опубликовал эту работу не в одиночку, а в рамках более широкого труда под названием Instauratio Magna, что буквально переводится как «Великая инставрация». «Инставрация» означает восстановление человеческого опыта до состояния эйфории и свободы, как до падения человека из Эдемского сада. Если убрать из этой идеи религию, то можно обнаружить своего рода научный модернизм.
Бэкон правильно выделяет риски человеческих экспериментов (ограниченность разума, предположительный характер человеческих рассуждений; «Органон» Аристотеля также был посвящён именно этим вопросам, и именно он стал тёзкой «Нового Органона»). Но затем он не ограничивается только этой критической деконструкцией. Он создаёт новый механизм, систему поиска и экспериментов, которая исторически превратилась в то, что мы называем научным методом. Так Бэкон преодолел разрыв между религией и наукой.
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, краткое содержание
- «Новая Атлантида» Фрэнсиса Бэкона, кратко
- 5 картин Френсиса Бэкона украдены в Мадриде
- Картина Фрэнсиса Бэкона продана за рекордную цену
- Триптих Бэкона продан на аукционе Sotheby’s за 21,5 миллиона долларов США
- Автопортрет Бэкона с телом Люсьена Фрейда выставляется на Christie’s
- Выставка «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
- Образовательная программа к выставке «Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и Лондонская школа»
Комментирование недоступно Почему?