Исламское искусство читать ~21 мин.
Словосочетание «исламское искусство» является общим термином для изобразительного искусства, созданного после VII века мусульманскими и немусульманскими художниками на территориях, занимаемых народами и культурами ислама. Оно включает в себя такие виды искусства, как архитектура, архитектурный декор, керамика, фаянсовая мозаика, люстровая посуда, рельефная скульптура, резьба по дереву и слоновой кости, фризы, рисунок, живопись, каллиграфия, золочение книг, иллюминирование рукописей, лаковые переплёты, текстильное оформление, металлообработка, ювелирное дело, резьба по драгоценным камням и др.
Исторически исламское искусство развивалось на основе самых разнообразных источников. Оно включает в себя элементы греческого и раннехристианского искусства, которые сочетаются с великими ближневосточными культурами Египта, Византии и древней Персии, а также с дальневосточными культурами Индии и Китая.
Основные элементы исламского искусства
Исламское искусство – это не искусство какой-то страны или какого-то народа. Это искусство цивилизации, сформировавшейся в результате стечения исторических обстоятельств: завоевания арабами Древнего мира, насильственного объединения огромной территории под знаменем ислама, на которую в свою очередь вторгались различные группы чужих народов. С самого начала направление развития исламского искусства в значительной степени определялось политическими структурами, преодолевавшими географические и социологические границы.
Сложный характер исламского искусства развивался на основе доисламских традиций в различных завоёванных странах и тесно интегрированного сочетания арабских, турецких и персидских традиций, собранных во всех частях новой мусульманской империи.
Арабское влияние
Арабский элемент, пожалуй, во все времена был самым важным. Он стал основой для развития исламского искусства, содержащего послание ислама, язык его священной книги, Корана (Коран) и арабской формы письма. Последнее стало важнейшей особенностью всего исламского искусства, приведшей к развитию бесконечного разнообразия абстрактного орнамента и целой системы линейной абстракции, свойственной всем видам исламского искусства и во всех своих проявлениях так или иначе восходящей к арабским истокам.
Арабы проявляли глубокий интерес к математике и астрономии, развивая знания, унаследованные от римлян. Эти знания геометрических принципов и врождённое чувство ритма (характерное также для их поэзии и музыки) они применили для создания сложных повторяющихся узоров, встречающихся во всем исламском декоре.
Тюркское влияние
Тюркский элемент в исламском искусстве состоит в основном из самобытной концепции абстракции, которую народы Центральной Азии применяли к любой культуре и форме искусства, с которыми они встречались на своём долгом пути из «Внутренней Азии» в Египет. Они принесли с собой из Восточной в Западную Азию важную традицию фигуративного и нефигуративного дизайна, создав безошибочно узнаваемую иконографию. Важность тюркского элемента в исламской культуре можно оценить, осознав, что большая часть исламского мира с X по XIX век находилась под властью тюркских народов. Искусство исламского мира во многом обязано правлению этих династий, а влияние тюркской мысли, вкуса и традиций на искусство ислама в целом трудно переоценить.
Персидское влияние
Персидский элемент в исламском искусстве, пожалуй, труднее всего определить; он, по-видимому, состоит в особом лирическом поэтическом настрое, метафизической тенденции, которая в сфере эмоционального и религиозного опыта приводит к необычайному расцвету мистицизма. Основные школы мусульманской живописи сложились в Иране на основе персидской литературы.
В Иране в конце XIV-XV вв. была создана не только целая иконография, но и специфическое воображение, абстрактно-поэтическое в своей реализации, не имеющее аналогов ни в одной другой части мусульманского мира. То же отношение, которое создаёт в области живописи искусство величайшей красоты, но полной фантазии и нереальности, проникает в архитектуру, создавая формы декора, которые, казалось бы, отрицают саму природу архитектуры и основные принципы веса и нагрузки, рельефа и опоры, сливая все элементы в единство фантастической нереальности, плывущего мира воображения.
Несмотря на то, что эти три элемента исламской культуры порой чётко разграничены, и каждый из них вносит более или менее равный вклад в развитие исламского искусства, в большинстве периодов они настолько тесно переплетены и интегрированы, что зачастую невозможно чётко разграничить их. Все регионы мусульманского мира объединяет множество фундаментальных художественных особенностей, которые скрепляют всю огромную территорию в сверхнациональное, сверхэтническое и сверхгеографическое единство, аналогом которого в истории человеческой культуры является только аналогичное господство Рима в Древнем мире.
Влияние религии на исламское искусство
Из всех элементов исламского искусства наиболее важным, несомненно, является религия. Множество небольших империй и королевств, принявших ислам, чувствовали себя – несмотря на расовые гордости и ревность – прежде всего мусульманами, а не арабами, тюрками или персами. Все они знали, говорили и писали на арабском языке – языке Корана. Все они собирались в Мечети – культовом сооружении, которое, с небольшими изменениями, имело одинаковую конструкцию во всем мусульманском мире, и все они были обращены лицом к Мекке, центру ислама, символом которого была Кааба (или Квабба), домусульманское святилище, принятое Мухаммедом в качестве точки, к которой каждый мусульманин должен обращаться в молитве. В каждом молитвенном зале имелась фокусная стена Кибла, обращённая к Мекке, с центральной нишей – Михраб. Всех мусульман объединяла основная вера в послание Мухаммеда: признание всеобъемлющего могущества и абсолютного превосходства Единого Бога – Аллаха. Вероучение всех мусульман гласит: “Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – его пророк”. Во всех мусульманах любой расы и страны присутствует одинаковое чувство равенства перед лицом Аллаха в день суда.
Образ бесконечного в исламском искусстве
Переживание бесконечного, с одной стороны, и никчёмности преходящего земного существования человека, с другой, известно всем мусульманам и является частью всего мусульманского искусства. Оно находит различное, но в сущности родственное выражение.
Наиболее фундаментальным является создание бесконечного узора, который появляется в развёрнутом виде очень рано и является основным элементом мусульманского искусства всех периодов. Бесконечное продолжение данного узора, абстрактного, полуабстрактного или даже отчасти фигуративного, является, с одной стороны, выражением глубокой веры в вечность всего истинного бытия, а с другой – пренебрежением к временному существованию. Делая видимой лишь часть узора, который в своём полном виде существует только в бесконечности, художник связывал статичный, ограниченный, кажущийся определённым объект с самой бесконечностью.
Арабесковый орнамент, основанный на бесконечном листовом свитке, который путём деления элементов (стебель, лист, цветок) порождает новые вариации тех же исходных элементов, сам по себе является совершенным применением принципа исламского дизайна и может быть применён к любой поверхности, будь то крышка маленькой металлической шкатулки или остеклённая кривая монументального купола.
И маленькая коробочка, и огромный купол мечети рассматриваются одинаково, отличаясь лишь формой, но не качеством. Такая возможность придать равную ценность всему существующему или свести к одному уровню существования все, что находится в сфере изобразительного искусства, создаёт основу для единства стиля, выходящего за рамки эпохи или страны.
Орнаментация поверхностей растворяет материю
Одним из наиболее фундаментальных принципов исламского стиля, вытекающим из той же основной идеи, является растворение материи. Поэтому идея трансформации имеет первостепенное значение. Орнаментация поверхностей любого рода в любой среде бесконечным узором служит одной цели – замаскировать и «растворить» материю, будь то монументальная архитектура или маленькая золотая шкатулка. В результате возникает мир, который является отражением не реального объекта, а наложенного элемента, который служит для выхода за пределы сиюминутного и ограниченного индивидуального облика произведения искусства, увлекая его в более великую и единственно действительную сферу бесконечного и непрерывного бытия.
Эта идея подчёркивается способом использования архитектурного декора. Массивные стены маскируются под штукатуркой и изразцами, своды и арки покрываются цветочным и эпиграфическим орнаментом, растворяющим их конструктивную прочность и функциональность, купола заполняются лучистыми узорами бесконечных рисунков, вспыхивающими солнцами или фантастическими плавающими канапе из множества муккарн, исчезающими из твёрдости камня и кладки и придающими им особую эфемерность, как будто кристаллизация рисунка – их единственная реальность.
Возможно, именно в этом элементе, не имеющем аналогов в истории, исламское искусство приобщается к религиозному опыту ислама, и именно в этом смысле его можно назвать религиозным искусством. Характерно, что в исламе очень мало собственно религиозной иконографии в обычном смысле слова.
Хотя многие фундаментальные формы и концепции оставались более или менее стабильными и неизменными на протяжении всего исламского искусства – особенно в архитектуре, – разнообразие отдельных форм поражает воображение и может быть названо исключительным. Почти в каждой стране в каждый период создавались формы искусства, не имеющие аналогов в других странах, а вариации на общую тему, переходящие из одного периода в другой, ещё более поразительны.
Исламский декор
Два важных элемента в исламском декоративном искусстве – это: цветочные узоры и каллиграфия.
Цветочные узоры в исламском декоре
Исламские художники обычно использовали цветы и деревья в качестве декоративных мотивов для украшения тканей, предметов, личных вещей и зданий. Их орнаменты были вдохновлены как мировыми, так и местными техниками. Например, архитектурный декор Моголов был вдохновлён европейскими художниками-ботаниками, а также традиционной персидской и индийской флорой.
Цветочные орнаменты, отличающиеся высокой витиеватостью и замысловатостью, часто использовались в качестве основы для декора типа «бесконечный узор» с использованием арабесок (геометризированных растительных узоров), покрывающих всю поверхность. Бесконечные ритмы, передаваемые повторением изогнутых линий, производят расслабляющий, успокаивающий эффект, который может быть изменён и усилен вариациями линий, цвета и фактуры. Иногда подчёркивалась витиеватость, и на планшеты или панели из белого мрамора наносились цветочные орнаменты в виде рядов растений, тонко вырезанных в рельефе, с разноцветными инкрустациями из драгоценных камней.
Каллиграфия в исламском декоре
Кроме натуралистических, полунатуралистических и абстрактных геометрических форм, используемых в бесконечном узоре, арабская каллиграфия играла доминирующую роль в исламском искусстве и входила во все виды декоративных схем – не в последнюю очередь потому, что она обеспечивает связь между языком мусульман и религией ислама, изложенной в Коране. Притчи и полные отрывки из Корана до сих пор являются основными источниками для исламского каллиграфического искусства и декора.
Таким образом, почти все исламские здания имеют те или иные надписи на каменных, штукатурных, мраморных или мозаичных поверхностях. Часто, хотя и не всегда, надпись представляет собой цитату из Корана. Или же отдельные слова, такие как «Аллах» или «Мухаммед», могут многократно повторяться по всей поверхности стен.
Каллиграфические надписи тесно связаны с геометрией здания и часто используются в качестве обрамления вокруг основных архитектурных элементов, таких как порталы и карнизы. Иногда религиозный текст ограничивается одной панелью или резной табличкой (картушем), которая может быть пробита, создавая особый световой рисунок.
Каллиграфические шрифты
В традиционной исламской каллиграфии существует два основных вида шрифтов: угловатый куфический и скорописный насхи.
Куфический шрифт, наиболее ранняя форма которого, как утверждается, была изобретена в Куфе, к югу от Багдада, подчёркивает вертикальные штрихи символов. В первые пять веков ислама он широко использовался в архитектуре, для копий Корана, текстиля и керамики. Существует восемь различных видов куфического письма, из которых здесь упоминаются только три:
❶ простой куфический;
❷ листовой куфический, появившийся в Египте в IX в. до н.э., вертикальные штрихи которого заканчиваются долевыми листьями или полупальметтами;
❸ флорированный куфический, в котором к листьям и полупальметтам добавляются цветочные мотивы и завитки. Этот стиль, по-видимому, также был разработан в Египте в IX в. до н.э. и достиг своего наивысшего развития при Фатимидах (969-1171 гг.).
С XI в. на смену куфическому письму постепенно приходит письмо насхи. Хотя разновидность скорописи была известна уже в VII в. до н.э., изобретение насхи приписывается Ибн Мукуле. Ибн Мукула жил в Багдаде в X веке и также ответственен за создание другого вида скорописи – тулут, или тулт. Он близко повторяет насхи, но некоторые элементы, такие как вертикальные штрихи или горизонтальные линии, преувеличены.
В Иране было изобретено и развито несколько скорописных стилей, среди которых важное место занимал талик. Из талика развился насталик, который является более красивой, изящной и скорописной формой письма. Его изобретателем был Мир Али Табризи, действовавший во второй половине XIV века. Насталик стал преобладающим стилем персидской каллиграфии в XV и XVI веках.
Другим важным аспектом исламского искусства, обычно совершенно неизвестным, является его богатая живописная и иконографическая традиция. Заблуждение о том, что ислам был иконоборческой или антииконографической культурой и что изображение человека или живых существ вообще было запрещено, до сих пор глубоко укоренилось, хотя существование фигуративной живописи в Иране признается уже почти полвека. В исламе нет запрета на рисование картин или изображение живых форм, и в Коране об этом не упоминается.
Некоторые высказывания, приписываемые Пророку и переданные в хадисах (сборнике традиционных изречений Пророка), возможно, были истолкованы как запрет на художественную деятельность, хотя они имеют чисто религиозное значение. Как бы то ни было, факт остаётся фактом: практически ни в один период исламской культуры образное изображение и живопись не подавлялись, за единственным исключением сугубо религиозной сферы, где опасались идолопоклонства. Поэтому мечети и мавзолеи не имеют образных представлений. В других местах образность является одним из важнейших элементов, и за долгую и сложную историю исламского искусства было усвоено множество других изобразительных традиций.
При этом справедливости ради следует отметить, что другие специалисты по исламскому искусству придерживаются несколько более узкой точки зрения. Согласно этой точке зрения, поскольку создание живых существ, таких как люди и животные, считается делом рук Бога, ислам справедливо запрещает исламским художникам и скульпторам создавать подобные фигуры. Хотя в исламском мире действительно можно встретить фигуративное искусство, оно в основном ограничивается украшением предметов и светских зданий, а также созданием миниатюр. См. также Мозаичное искусство.
История исламского искусства
Искусство Омейядов (661-750)
Известно своей религиозной и гражданской архитектурой, такой как Купол Скалы в Иерусалиме (построен Абд аль-Маликом, 691 год) и Большая мечеть в Дамаске (закончена в 715 году).
Искусство Аббасидов (750-1258 гг.)
Династия Аббасидов перенесла столицу из Дамаска в Багдад, основанный Аль-Мансуром в 762 г. и ставший первым крупным городом, полностью построенным мусульманами. Город стал новым центром ислама и символизировал слияние восточных и западных форм искусства: восточное вдохновение из Ирана, евразийских степей, Индии и Китая; западное влияние классической античности и византийской Европы. Позже столицей стала Самарра.
В архитектуре Аббасидов выделяются пустынная крепость Аль-Ухайдир (ок. 775 г.) в 120 милях к югу от Багдада, Большая мечеть в Самарре, мечеть Ибн Тулуна в Каире, Абу Далаф в Ираке, Большая мечеть в Тунисе и Большая мечеть в Кайруане (Тунис).
При Аббасидах получили развитие также текстильное шёлковое искусство, настенная живопись и древняя керамика, в частности, изобретение люстровой посуды (нанесение на поверхность глазури металлического пигмента или блеска). Последняя техника была уникальной для багдадских гончаров и керамистов. Кроме того, в этот период на керамике впервые стали появляться каллиграфические украшения.
Искусство Омейядов в Испании
Параллельно с Аббасидами в Ираке потомки более ранней династии Омейядов правили Испанией, а Кордова стала вторым по значимости после Багдада культурным центром мусульманского мира. Образцом искусства и архитектуры Омейядов в Испании стало создание Большой мечети Кордовы.
В частности, этот регион был отмечен слиянием классических римских и исламских архитектурных конструкций, а также общим развитием испано-исламской идиомы в живописи, рельефной скульптуре, круглой металлической скульптуре и декоративном искусстве, таком как керамика.
Искусство Фатимидов в Египте (909-1171 гг.)
При Фатимидах Египет занял ведущее место в культурной жизни западного ислама. В искусстве эта династия была отмечена такими архитектурными сооружениями, как мечеть аль-Азхар и мечеть аль-Хаким в Каире; керамическим искусством в виде гончарных изделий, украшенных фигурной росписью и резьбой по слоновой кости, а также рельефной скульптурой и появлением «бесконечного узора» абстрактного орнамента. Фатимидское искусство особенно славится нанесением узоров на всевозможные поверхности.
Искусство сельджуков в Иране и Анатолии (Турции)
В середине XI в. в борьбе за власть в Иране и на севере Индии, в которой участвовали Тахириды, Саманиды и Газневиды, победили сельджуки. В исламском искусстве эта династия была отмечена прежде всего своей архитектурой и строительным дизайном, примером которого может служить Масджид-и-Джами в Исфахане, построенный Малик-шахом.
Вырабатываются и окончательно формулируются основополагающие формы архитектурного дизайна для последующих периодов. Наиболее важными из них стали придворная мечеть и медресе, а также формы надгробных башен и мавзолеев. В изобразительном искусстве также значительно расширилось образное представление, характерное для среднеазиатской иконографии. Сельджуки также преуспели в резьбе по камню, использовавшейся в архитектурных орнаментах, а также в росписи изразцов и фаянсовой мозаике.
Монгольское искусство (ок. 1220-1360 гг.)
Несмотря на первоначальные разрушения, причинённые монгольскими войсками, исламское искусство Западной Азии значительно обогатилось благодаря прямому контакту с культурой Дальнего Востока, представленной монголами. Среди дошедших до нас произведений исламской архитектуры этого периода следует отметить гробницу Олджейту (1304-17 гг.) в Солтание и мечеть Масджид-и-Джами Тадж аль-Дин Али Шаха в Тебризе, столице монголов.
В этот период зарождается история живописи, миниатюры и искусства иллюминирования персидских книг, примером которого являются рукописи «Манафи ал-хаяван» «Полезность животных» (1297 г.), «Шах-наме» «Книга царей» Фирдуси (ок. 1380 г.) и «Джами ат-таварих» Рашид ад-дина. Появились новые техники в керамике, например ладжвардина (вариант посуды с блёстками). Китайское влияние прослеживается во всех видах изобразительного искусства. Монгольский период дал исламским художникам эпохи Тимуридов и Сефевидов в Иране, а также Айюбидам и Мамлюкам в Сирии и Египте долговременный репертуар декоративных форм и идей.
Мамлюкское искусство в Сирии и Египте (1250-1517 гг.)
В этот период были созданы многие монументальные каменные произведения исламской архитектуры, в том числе медресе-мавзолей султана Хасана в Каире (1356-63 гг.), медресе-мавзолей султана Калауна в Каире (1284-5 гг.), медресе-мавзолей Кайт-бея (ок. 1460-70 гг.). Как экстерьеры, так и интерьеры стали богато украшаться различными средствами – штукатуркой, рельефной резьбой, декоративной росписью.
Заметное развитие получили эмалированное стекло и металлические изделия (ок. 1250-1400 гг.). Например, великолепный металлический таз из мамлюкского серебра, известный как «Батистер де Сен-Луи» (Сирия, 1290-1310 гг.), является одним из величайших шедевров такого рода в исламском искусстве. Снаружи он украшен центральным фризом с фигурами и двумя соответствующими фризами с животными, а внутри – сложными сценами охоты. В целом эпоха мамлюков запомнилась как золотой век средневековой ближневосточной исламской культуры.
Искусство династии Насридов в Испании (1232-1492 гг.)
Династия Насридов, центром которой был двор в Гранаде, создала культуру, достигшую уровня великолепия, не имевшего аналогов в мусульманской Испании, воссоздав славу первого великого исламского периода под властью Омейядов.
Ведущую роль сыграла архитектура Насридов, примером которой стал дворец Альгамбра в Гранаде (ок. 1333-91 гг.). В этом здании нашли своё высшее выражение основополагающие элементы исламской архитектуры и архитектурного дизайна: например, иллюзия парящего над землёй здания. В декоративном искусстве большое развитие получила люстровая роспись, а также текстильное плетение из золотой парчи и вышивка.
Период Тимуридов (ок. 1360-1500 гг.)
Монгольское владычество в Иране сменилось владычеством Тимура (Тамерлана), пришедшего с юга от Самарканда. Образцами тимуридской архитектуры являются мечети Кернана (ок. 1349 г.) и Йезда (ок. 1375 г.), Большая мечеть Самарканда (мечеть Биби Ханум), строительство которой началось около 1400 г., Гур-и Амир – мавзолей Тимура в Самарканде (1405 г.), Голубая мечеть в Тебризе (1465 г.).
В архитектурном декоре наиболее широко использовался полихромный фаянс. В других видах изобразительного искусства тимуридская живопись ввела понятие использования всего живописного пространства, а иллюминированные рукописи были выполнены в «императорском тимуридском стиле». Заметные школы тимуридской живописи возникли в Ширазе, Герате и других городах. В Герате был создан ряд великолепных расписных рукописей, а также соответствующие разработки в области исламского искусства каллиграфии и книжного переплета. Развивалось также витражное искусство.
В целом искусство Тимуридов можно рассматривать как утончение, даже сублимацию основных идеалов восточного исламского искусства.
Османское искусство (ок. 1400-1900 гг.)
После завоевания османами Константинополя, бывшего некогда центром Византии и Восточной Римской империи, город вновь стал центром западного исламского искусства и культуры. В османской архитектуре прежде всего выделяется купольная мечеть. Ранней формой была мечеть Улу Ками в Бурсе (ок. 1400 г.); более поздние османские постройки, выполненные по проектам); более поздние османские постройки исламских архитекторов: мечеть Сулейманиех Ками султана Сулеймана (начата в 1550 г.) и мечеть Селимиех Ками в Эдирне (1567-74 гг.) – обе по проекту Синана, самого известного из всех османских архитекторов; мечеть султана Ахмета I (известная как «Голубая мечеть») (1603-17 гг.) и мечеть Султан Ахмет Ками (1609-16 гг.).
Достижения в области архитектурного декора включали новый стиль цветочных полихромных узоров в керамической плитке и гончарных изделиях (а также открытие ярко-красного пигмента, используемого в керамике и известного как Изникский красный), а в живописи османские художники разработали новый канон цвета, композиции и иконографии.
Одним из самых известных османских ремёсел был узелковый ковёр, который в своём использовании, форме и декоре воплотил большинство характерных элементов мусульманской культуры. Также османские каллиграфы разработали шрифт дивани – новый скорописный стиль арабской каллиграфии. Изобретённый Хусамом Руми, он получил широкое распространение при Сулеймане I Великолепном (1520-66 гг.).
В целом важным аспектом османского искусства является игра на контрастах: между тектоническими качествами и растворением материалов, между реалистическими формами с мелкими деталями и абстракцией «бесконечного узора».
Искусство Сефевидов в Иране (ок. 1502-1736 гг.)
В конце XVI в. в Исфахане, в самом сердце древней Персии, была основана столица Сефевидов, которая почти на два столетия стала центром восточного мусульманского искусства и культуры. Образцами сефевидской архитектуры Исфахана являются купольная мечеть Шейха Лутфуллаха (1603-18 гг.) и Большая мечеть Шаха Аббаса (1612-20 гг.) (Масджид-и-Шах).
Достижения сефевидской живописи, в том числе яркие цветные стилизованные изображения, а также высокореалистический стиль фигуративного рисунка, пришли преимущественно из школ Тебриза, Герата, Бухары и Касвина. В декоративном искусстве сефевидские художники преуспели во всех областях, связанных с книгой: золочении, иллюминировании, каллиграфии и переплёте из лакированной кожи.
В дизайне ковров в эпоху Сефевидов на смену турецким абстрактным узорам пришли новые цветочные и фигурные орнаменты. Кроме того, в эпоху правления династии Мин (ок. 1368-1644 гг.) были достигнуты успехи в керамическом искусстве, что отчасти объясняется влиянием китайского фарфора.
Персидское искусство Сефевидов отличается архитектурой, декоративным оформлением (например, узелковые ковры, шёлкоткачество) и фигуративной живописью. Последняя, в частности, отличалась богатством и разнообразием, почти не имеющим аналогов в исламском искусстве, и привела к появлению индивидуальных художников и созданию собственных стилей.
Исламское искусство Великих Моголов в Индии
В конце XVI века Индия оказалась под властью императоров Великих Моголов (Акбара, Джахангира и Шах-Джахана), что привело к формированию единой индийско-исламской культуры. К достижениям Моголов в области архитектуры относятся купольная гробница Хумаюна в Дели (1565 г.), дворцовый комплекс Фатехпур Сикри (ок. 1575 г.), построенный во время правления Акбара.), построенный при Акбаре; мавзолей Итмад ад-Даула в Агре (1622-28 гг.); великий комплекс Красного форта в Агре (XVII в.) с его Делийскими воротами (1635 г.) и Жемчужной мечетью (1648 г.); возвышенный Тадж-Махал (1632-54 гг.) – знаменитая гробница, построенная императором Шах-Джаханом в память о своей любимой жене Мумтаз-Махал. К работе над проектом были привлечены лучшие каменщики Моголов. Говорят, что по окончании работ Джахан приказал отрубить руку главному каменщику, чтобы предотвратить повторение столь изысканной работы.
Под влиянием персидских, индуистских и европейских живописцев могольские художники разработали новые формы иллюминирования рукописей, примером чего может служить роскошный «Дастан-и Амир Хамза» (Hamza-nameh, 1575), самая большая из известных исламских рукописей, иллюстрированная полностраничными картинами, и «Диван Анвари» (1588).
Подробнее об исламской живописи на субконтиненте Индии см: Постклассическая индийская живопись (XIV-XVI вв.), Могольская живопись (XVI-XIX вв.) и Раджпутская живопись (XVI-XIX вв.).
Эпоха Моголов в азиатском искусстве также отмечена металлообработкой и ювелирным делом (златокузнечеством). Правители Великих Моголов особенно любили золото с чернью и эмалью, серебро и драгоценные камни. Это дало значительный толчок развитию ювелирного искусства и резьбы по драгоценным камням (особенно по нефриту, яшме и изумрудам). см. также: Ориенталистская живопись, популистский стиль искусства, процветавший во Франции в XIX веке.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?