Лэнд-арт читать ~6 мин.
Форма пост-модернистского (актуального) искусства, известная также как Earthworks или Earth Art, это художественное направление возникло в Америке в 1960-х годах, когда ряд скульпторов и художников, таких как Роберт Смитсон (1938-1973), решили повысить осведомлённость общественности о взаимоотношениях человека с миром природы, вмешиваясь в ландшафт в серии заставляющих думать конструкций.
Эти (часто массовые) наземные вмешательства или произведения искусства принимали самые разные формы: от крупномасштабных наземных произведений искусства, таких как искусственные занавески, простирающиеся через обширные участки ландшафта, до окружения целых островов цветной тканью и изменённых форм водных путей и вулканов, к простым линиям следов на земле.
Хотя точное значение каждой конструкции различалось, основная цель этого нового типа визуального искусства заключалась в создании художественных образов с использованием земли, камней, почвы и других природных материалов с целью повышения нашей чувствительности к окружающей среде.
Истоки и развитие ленд-арта
Древние культуры часто использовали земляные работы для самовыражения задолго до «изобретения» термина «искусство». Такой лэнд-арт встречается по всему миру, в том числе на американском континенте: примеры включают работы индейцев наска в Перу, курган Большого змея в Огайо, США и инукшуков в Канаде, связанных с инуитскими культурами.
В наше время, поскольку многие из художников, участвовавших в нём, также были связаны с минимализмом и концептуализмом, искусство Земли было связано с рядом других форм, включая традиционную скульптуру, де-стейл, кубизм, минимализм и концептуальное искусство, сборку и инсталляцию, а также работы румынского скульптора Константина Бранкузи (1876–1957) и проект авангардиста Йозефа Бойса (1921–86) из базальтовых саженцев и саженцев дуба. На это также предположительно повлиял дизайн 1941 года для Контурной детской площадки в Нью-Йорке, разработанный японским скульптором Исаму Ногучи (1904-1988).
Как бы то ни было, ленд-арт был также протестом ряда современных художников против коммерческой смирительной рубашки, наложенной галереями материалистического искусства и дилерами. По иронии судьбы их монументальные ландшафтные проекты были не только чрезвычайно дорогими для завершения (часто требовали покупки земли, а также использования землеройного оборудования), что требовало финансовой поддержки со стороны самой системы, которую художники презирали, но эти работы обычно были расположены в труднодоступных местах, доступных только супербогатым людям и хорошо просматриваемым только с воздуха. Все это сделало этот тип крупномасштабного популистского искусства, возвращающегося к природе, довольно элитарным, тем более, что художественные галереи и музеи оказались более чем искусными в использовании коммерческих возможностей, предлагаемых с помощью фотографий и видео.
Чтобы избежать этой проблемы, несколько художников обратились к более мелким или более простым проектам, предлагая лучшие возможности для создания произведений искусства на основе окружающей среды. Однако, поскольку в этой форме визуального искусства используются природные материалы, которые разлагаются, увядают или тают, многие конструкции были временными, что требовало их фиксации на камеру или видео. Таким образом, так же, как и крупномасштабные земляные работы, эти более мелкие постройки стали (и остаются) зависимыми от более традиционных средств массовой информации – фотографии и видео. Что не делает их хорошим образцом концептуального искусства.
История ленд-арта
В 1968 году, вскоре после публикации эссе Роберта Смитсона «Осаждение разума: земные проекты», «движение» впервые появилось на выставке под названием «Земляные работы», которая проходила в галерее Кэндис Дван, Нью-Йорк. Три месяца спустя, в начале 1969 года, в Художественном музее Эндрю Диксона Уайта Корнельского университета была организована крупная выставка «Искусство Земли». Участвовали художники: Вальтер Де Мария (род. 1935), Ян Диббетс (р. 1941), Ханс Хаак (р. 1936), Майкл Хейзер (р. 1944), Ричард Лонг (р. 1945), Дэвид Медалла, Роберт Моррис (1931 г.), Деннис Оппенгейм, Роберт Смитсон и Гюнтер Уеккер (1930 г.р.). Другие американские художники, которые тоже стали частью движения – Нэнси Холт, Элис Эйкок, Алан Сонфист и Джеймс Террелл (р. 1943).
За пределами Америки ведущими художниками-постмодернистами, занимающимися ленд-артом, являются: британский скульптор и художник смешанной техники Энди Голдсуорси, британский скульптор Ричард Лонг (род. 1945) и, конечно, немецкий авангардный художник-экспериментатор и скульптор Джозеф Бойс. Болгарский скульптор Христо Явачев (род. 1935) известный тем, что окутывал здания и пейзажи тканью, также связан с этим движением.
Как уже говорилось, американские ленд-художники зависели от богатых покровителей и фондов в финансировании своих дорогостоящих проектов. После экономической депрессии середины 70-х годов деньги иссякли, а после безвременной смерти Роберта Смитсона в 1973 году движение быстро пошло на спад.
Знаменитые образцы ленд-арта
Несомненно, самым знаменитым произведением земного искусства является Спиральный причал Роберта Смитсона 1970 года. При завершении этой земной скульптуры Смитсону пришлось переставить камни, почву и водоросли, чтобы сформировать длинный (1500 футов) спиральный причал, выступающий в Великое Солёное озеро в Юте. Ещё одним известным земляным сооружением – вероятно, крупнейшим из когда-либо предпринятых – был проект Джеймса Террелла по воссозданию формы земли вокруг кратера вулкана Роден в Аризоне. Среди других известных проектов – Christo Javacheff и Jeanne-Claude’s – окружение одиннадцати островов Флориды розовой полипропиленовой тканью в 1980–2003 годах и их установка в 1997–2008 годах в Fondation Beyeler и Berower Park в Базеле, Швейцария, во время которой 180 деревьев были обёрнуты тканой полиэфирной тканью. «Сад времени» Алана Сонфиста в Нью-Йорке – ещё одна примечательная работа.
Сильной стороной Энди Голдсуорси является тонкая перестановка природных материалов и он известен своей сборкой тринадцати гигантских снежков (Лондон, 2000), прекрасной иллюстрацией постмодернистского искусства. Среди других произведений искусства – Conch Shell Leafwork (1988) и Arch at Goodwood (2002). Ричард Лонг начал с записи своих шагов по сельской местности в фотографической форме. Он перешёл к сборке камней, палок и грязи в эстетических формах, часто в форме больших кругов. Его работы включают «Площадь земли» (1966), «Линия, образованная ходьбой» (1967) и «Красный шифер» (1980).
Избранная литература по лэнд-арту
Когда мы говорим «ленд-арт» – мы имеем в виду определённое движение в искусстве, пик которого пришёлся на 60-70 года XX века, у которого были обозначенные цели и свои знаменитости. Однако, если посмотреть шире, примерно то же самое (художественное изменение ландшафта) просматривается и в загадочных фигурах на полях, и в ландшафтном дизайне и даже в придании привлекательной формы деревьям и кустарникам.
У нас есть список движений в искусстве, вот здесь: Движения в искусстве от А до Я.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат, касающихся движений, школ, знаменитых стилей от каменного до 20 века см.: Хронология истории искусства. Чтобы узнать о другом постмодернистском искусстве, см.: Современные художественные движения.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Руководство по эстетическим и классификационным вопросам, касающимся изобразительного, декоративного, прикладного искусства, см. в разделе Определение искусства.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?