Лэнд-арт читать ~5 мин.
Лэнд-арт — это форма современного искусства, также известная как Earthworks («Земляные работы») или Earth Art («Искусство Земли»). Направление возникло в США в конце 1960-х годов. В это время ряд художников и скульпторов, включая Роберта Смитсона (1938–1973), стремились привлечь внимание к взаимоотношениям человека и природы, создавая впечатляющие произведения, которые изменяли природный ландшафт.
Эти масштабные вмешательства в окружающую среду принимали самые разные формы. Художники создавали гигантские земляные сооружения, окружали целые острова тканью, изменяли очертания водных путей и вулканических кратеров или просто оставляли следы на земле. Основная цель этого нового вида визуального искусства заключалась в создании художественных образов с использованием земли, камней и других природных материалов, чтобы обострить наше восприятие окружающей среды.
Истоки и развитие
Древние культуры часто использовали земляные сооружения для самовыражения задолго до «изобретения» термина «искусство». Подобные объекты встречаются по всему миру. Примеры включают геоглифы Наски в Перу, курган Большого Змея в Огайо (США) и инуксуки, созданные инуитскими культурами в Канаде.
В современную эпоху лэнд-арт оказался тесно связан с другими течениями, поскольку многие его представители были близки к минимализму и концептуализму. На него повлияли традиционная скульптура, ассамбляж, инсталляция, а также идеи группы «Де Стейл». Источниками вдохновения служили работы скульптора Константина Бранкузи (1876–1957) и проект «7000 дубов» авангардиста Йозефа Бойса (1921–1986). Считается, что влияние оказал и дизайн «Контурной детской площадки», разработанный в 1941 году скульптором Исаму Ногучи (1904–1988).
Лэнд-арт стал также формой протеста против коммерциализации искусства, навязываемой галереями и арт-дилерами. По иронии судьбы, монументальные проекты оказались чрезвычайно дорогими: они требовали покупки земли и использования тяжёлой техники. Это, в свою очередь, нуждалось в финансовой поддержке той самой системы, которую художники критиковали.
Кроме того, работы часто располагались в отдалённых местах, доступных лишь состоятельным коллекционерам и видимых в полной мере только с воздуха. Это сделало популистское по своей задумке искусство довольно элитарным. Галереи и музеи быстро научились извлекать коммерческую выгоду, продавая фотографии и видеодокументацию работ.
Поскольку в лэнд-арте используются природные материалы, которые со временем разрушаются, многие произведения были временными. Их недолговечность требовала фиксации на фото- или видеоплёнку. Таким образом, как крупные, так и малые работы стали зависимы от традиционных медиа, что является общей чертой для многих практик концептуального искусства того времени.
История
Термин закрепился в 1968 году после публикации эссе Роберта Смитсона «Осаждение разума: земляные проекты». Вскоре в Нью-Йорке, в галерее Кэндис Дван, прошла выставка под названием «Земляные работы». А в начале 1969 года в Музее искусств Эндрю Диксона Уайта при Корнеллском университете состоялась масштабная выставка «Искусство Земли».
Среди участников были Уолтер Де Мария (1935–2013), Ян Диббетс (р. 1941), Ханс Хааке (р. 1936), Майкл Хейзер (р. 1944), Ричард Лонг (р. 1945), Роберт Моррис (1931–2018), Деннис Оппенгейм (1938–2011), Роберт Смитсон и Гюнтер Юккер (р. 1930). К движению также примкнули Нэнси Холт (1938–2014), Элис Эйкок (р. 1946), Алан Сонфист (р. 1946) и Джеймс Таррелл (р. 1943).
За пределами Америки ведущими художниками, работавшими в этом направлении, стали британцы Энди Голдсуорси и Ричард Лонг, а также немецкий экспериментатор Йозеф Бойс. С движением также ассоциируется творческий дуэт Христо Явачева (1935–2020) и Жанны-Клод де Гийебон (1935–2009), прославившийся «оборачиванием» зданий и ландшафтов тканью.
Американские художники сильно зависели от финансирования состоятельных покровителей. После экономического спада в середине 1970-х годов денежный поток иссяк. Безвременная гибель Роберта Смитсона в авиакатастрофе в 1973 году также способствовала быстрому угасанию движения в его первоначальной форме.
Знаменитые образцы лэнд-арта
Самым известным произведением лэнд-арта, несомненно, является «Спиральная дамба» (1970) Роберта Смитсона. Для создания этой скульптуры художник переместил более 6000 тонн земли, камней и водорослей, сформировав спиральный пирс длиной 457 метров, уходящий в воды Большого Солёного озера в штате Юта.
Один из самых масштабных проектов — преобразование кратера Роден в Аризоне художником Джеймсом Тарреллом. Работа над этим гигантским объектом, превращающим вулкан в астрономическую обсерваторию, ведётся с 1977 года.
Среди других известных проектов — работы Христо и Жанны-Клод. В 1980–1983 годах они окружили одиннадцать островов во Флориде розовой полипропиленовой тканью в проекте «Окружённые острова». А для проекта «Обёрнутые деревья» (1997–1998) в Швейцарии они задрапировали 178 деревьев.
Сильная сторона Энди Голдсуорси — тонкие манипуляции с природными материалами. Он известен инсталляцией «Тринадцать гигантских снежков» (Лондон, 2000), ставшей ярким примером постмодернистского искусства. Ричард Лонг прославился тем, что документировал свои пешие маршруты. Он создавал эстетические композиции из камней, палок и грязи, часто в форме кругов. Его знаковые работы — «Линия, созданная ходьбой» (1967) и «Круг из красного сланца» (1980).
Лэнд-арт в широком смысле
Говоря «ленд-арт», обычно имеют в виду художественное движение, пик которого пришёлся на 1960–1970-е годы. Однако в более широком смысле художественное преобразование ландшафта можно увидеть в таинственных фигурах на полях, в ландшафтном дизайне и даже в фигурной стрижке деревьев и кустарников.
Список течений в искусстве: Движения в искусстве от А до Я.
ИСТОРИЯ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Список важных дат, касающихся движений, школ и стилей от каменного века до XX столетия, см.: Хронология истории искусства. Чтобы узнать о другом постмодернистском искусстве, см.: Современные художественные движения.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?
Руководство по эстетическим и классификационным вопросам, касающимся изобразительного, декоративного и прикладного искусства, см. в разделе Определение искусства.
КАТЕГОРИИ ВИЗУАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Определения, формы, стили, жанры, периоды см.: Виды искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?