Модернизм читать ~30 мин.
У термина «модернизм» (Modern Art) нет единого точного определения; это гибкое понятие, которое может иметь разные значения. И это неудивительно, ведь время постоянно движется вперёд, и то, что сегодня считается «современной живописью» или «современной скульптурой», через пятьдесят лет может таковым не считаться. Тем не менее, под модернизмом принято понимать произведения, созданные примерно в период с 1870 по 1970 год.
Эта «эпоха модернизма» пришла на смену длительному периоду доминирования академического искусства, основанного на традициях Возрождения, которое поддерживалось сетью европейских академий изящных искусств. За модернизмом следует «современное искусство» (Contemporary Art, с 1970 года), а его наиболее авангардные проявления называют «постмодернистским искусством». Эта хронология принимается многими искусствоведами и культурными институтами, но не всеми. Например, и галерея Тейт Модерн в Лондоне, и Национальный музей современного искусства в Центре Помпиду в Париже считают 1900 год отправной точкой для искусства модернизма. Кроме того, ни они, ни Музей современного искусства в Нью-Йорке не делают различий между «модернистскими» и «постмодернистскими» работами, рассматривая их как этапы единого периода, который в широком смысле называют «современным искусством» (Modern Art).
Обратите внимание: «модернизм» — не то же самое, что «модерн». В то время как «модернизм» — это целая эпоха (о которой и идёт речь на этой странице), включающая в себя множество различных стилей и направлений, «модерн» — это лишь один из этих стилей.
При изучении истории искусства важно понимать, что искусство не меняется в одночасье, а отражает более широкие и медленные процессы, происходящие в обществе. Оно также является отражением мировоззрения художника. Так, например, произведение искусства, созданное в 1958 году, вполне может считаться «постмодернистским» (если у художника было авангардное мировоззрение — хорошим примером является «Новый реализм» Ива Кляйна), в то время как работа, созданная консервативным художником в 1980 году, может рассматриваться как возврат к эпохе модернизма, а не как образец актуального искусства. Вероятно, будет верным сказать, что несколько разных направлений в искусстве — то есть несколько наборов эстетических принципов, одни из которых ультрасовременные, а другие старомодные, — могут сосуществовать одновременно. Также стоит помнить, что многие из этих терминов (например, «современное искусство») придумывают уже постфактум, в ретроспективе.
1960-е годы обычно рассматриваются как десятилетие, когда художественные ценности постепенно менялись с «модернистских» на «постмодернистские». Это означает, что в течение определённого периода времени оба набора ценностей сосуществовали друг с другом.
О важных датах см.: Хронология истории искусства (начиная с 2,5 миллиона до н.э.)
2 Когда зародилось искусство модернизма?
3 Что является главной характеристикой модернизма?
4 Чем отличается модернистское искусство? (Характеристики)
5 Как развивался модернизм с 1870 по 1970 год?
6 Современная фотография
7 Современная архитектура
8 Когда закончилась эпоха модернизма? Что пришло ей на смену?
9 Каковы наиболее важные направления модернизма?
10 Список школ и направлений модернизма
11 Величайшие художники-модернисты
12 25 величайших картин эпохи модернизма
Каковы были истоки модернизма?
Чтобы понять, как зародился модернизм, кратко рассмотрим исторический контекст. XIX век был временем значительных и стремительных перемен. Промышленная революция (около 1760–1860 гг.) повлекла за собой кардинальные перемены в производстве, транспорте и технологиях. Это повлияло на то, как люди жили, работали и путешествовали по Европе и Америке. Города росли и процветали, так как люди покидали сельскую местность, чтобы устроиться на городские фабрики. Эти социальные изменения привели к росту благосостояния, но также и к стеснённым условиям жизни для большинства рабочих. В свою очередь, это вызвало рост спроса на городскую архитектуру, прикладное искусство и дизайн (см., например, статью о школе Баухаус) и привело к появлению нового класса богатых предпринимателей, которые стали коллекционерами и меценатами. Эти магнаты XIX века основали многие из лучших художественных музеев мира.
Кроме того, два других события оказали непосредственное влияние на изобразительное искусство того периода. Во-первых, в 1841 году американский художник Джон Рэнд (1801–1873) изобрёл оловянные тюбики для масляных красок, которые позволили хранить их, не опасаясь высыхания. Во-вторых, больших успехов достигла фотография, что позволило художникам фотографировать сцены, которые впоследствии можно было запечатлеть на холсте в студии. Оба этих изобретения оказались чрезвычайно полезны для нового стиля живописи, который критики пренебрежительно назвали «импрессионизмом». Он радикально повлиял на то, как художники изображали мир вокруг себя, и в итоге стал первой крупной школой модернистского искусства.
Социальные изменения XIX века не только повлияли на то, как художники создавали искусство, но и вдохновили их на поиск новых тем. Вместо того чтобы рабски следовать иерархии жанров и довольствоваться академическими сюжетами, связанными с религией и греческой мифологией, наряду с портретами и «значимыми» пейзажами — темами, призванными возвышать и наставлять зрителя, — художники начали создавать искусство о людях, местах и идеях, которые их интересовали. Города с их новыми вокзалами и трущобами стали очевидным выбором и положили начало новому виду жанровой живописи и городского пейзажа. Другими темами были пригородные деревни и места отдыха, куда можно было добраться по новым железнодорожным сетям. Они вдохновили Моне, Матисса и других на создание новых форм пейзажной живописи. Жанр исторической живописи также изменился благодаря Бенджамину Уэсту (1738–1820), написавшему «Смерть генерала Вольфа» (1770, Национальная галерея Канады, Оттава), которую считают первой «современной» исторической картиной, а работа Гойи (1746–1828) «Третье мая 1808 года» (1814, Прадо, Мадрид) привнесла в жанр новаторский, негероический подход.
XIX век также стал свидетелем ряда философских течений, оказавших значительное влияние на искусство. Например, развитие политической мысли привело Курбе и других художников к продвижению социально ориентированной формы реалистической живописи (см. также статью От реализма к импрессионизму). Кроме того, публикация «Толкования сновидений» (1899) Зигмунда Фрейда популяризировала понятие «подсознания», побудив художников исследовать символизм, а затем и сюрреализм. Новое самосознание, которое продвигал Фрейд, привело (или, по крайней мере, совпало) к появлению немецкого экспрессионизма, поскольку художники обратились к выражению своих субъективных чувств и переживаний.
Когда зародилось искусство модернизма?
Датой рождения модернизма чаще всего называют 1863 год — год, когда Эдуард Мане (1832–1883) выставил свою шокирующую и непочтительную картину «Завтрак на траве» в Салоне отверженных в Париже. Несмотря на уважение Мане к Французской академии и тот факт, что картина была создана по мотивам работы Рафаэля эпохи Возрождения, она считалась одной из самых скандальных картин того периода.
Но это был лишь символ более широких изменений, происходивших в различных видах искусства как во Франции, так и в других странах Европы. Новое поколение «модернистов» устало следовать традиционным академическим формам искусства XVIII и начала XIX веков и начало создавать «современные картины», основанные на новых темах, материалах и смелых методах. Перемены также затронули скульптуру и архитектуру — и со временем они станут ещё более революционными, — но живопись оказалась первым крупным полем битвы между консерваторами и новыми «модернистами».
Что является главной характеристикой модернизма?
То, что мы называем «модернизмом», длилось целое столетие и включало в себя десятки различных художественных течений: от чистой абстракции до гиперреализма, от антиискусства, такого как дадаизм и флуксус, до классической живописи и скульптуры, от ар-нуво до баухауса и поп-арта. Разнообразие было настолько велико, что трудно найти какую-либо общую черту, определяющую всю эпоху. Но если и есть что-то, что отличает художников-модернистов как от более ранних традиционалистов, так и от более поздних постмодернистов, так это их вера в значимость искусства. В отличие от своих предшественников, которые просто принимали ценность искусства как данность в рамках христианской системы ценностей, модернисты переосмысливали её. А пришедшие им на смену постмодернисты (с 1970 года) в значительной степени отвергли идею о том, что искусство (или жизнь) имеет какую-либо внутреннюю ценность.
Чем отличается модернистское искусство? (Характеристики)
Хотя у модернизма нет единой определяющей черты, он характеризуется рядом важных особенностей:
Новые виды искусства
Художники-модернисты первыми разработали коллаж, различные формы ассамбляжа, разнообразное кинетическое искусство (включая мобили), несколько жанров фотографии, анимацию (рисунок плюс фотография), ленд-арт, а также перформанс.
Использование новых материалов
Художники-модернисты прикрепляли к своим полотнам различные предметы, например фрагменты газет. Скульпторы использовали «найденные объекты», такие как «реди-мейды» Марселя Дюшана, и создавали произведения в стиле джанк-арт. Ассамбляжи создавались из самых обычных предметов: автомобилей, часов, чемоданов, деревянных ящиков и другого.
Выразительное использование цвета
Такие модернистские движения, как фовизм, экспрессионизм и живопись цветового поля, были одними из первых, кто начал активно использовать цвет в выразительных целях.
Новые техники
Художник-плакатист Жюль Шере изобрёл хромолитографию. Художники-сюрреалисты разработали автоматическое письмо, а также фроттаж и декалькоманию. Художники-жестуралисты изобрели живопись действия. Поп-артисты ввели в изобразительное искусство «точки Бен-Дей» и шелкографию. Другие движения и школы модернизма, представившие новые техники живописи, включали неоимпрессионизм, маккьяйоли, синтетизм, клуазонизм, жестурализм, ташизм, кинетическое искусство, неодадаизм и оп-арт.
Как развивался модернизм с 1870 по 1970 год?
1870–1900-е гг.
Хотя последняя треть XIX века в некотором смысле прошла под знаком нового импрессионистского стиля, в действительности существовало несколько новаторских течений модернизма, каждое со своей направленностью. Среди них: Импрессионизм (точность в передаче эффектов солнечного света), Реализм (верность содержанию), Академическое искусство (реалистичные картины в классическом стиле), Романтизм (настроение), Символизм (загадочная иконография) и литографический плакат (смелые мотивы и цвета). В последнее десятилетие века произошло несколько «бунтов» против академий и их «салонов» в форме сецессионов. В конце 1890-х годов наблюдался упадок натуралистичных направлений, таких как импрессионизм, что подготовило почву для появления более концептуального искусства.
1900–1914
Во многих отношениях это был самый захватывающий период в искусстве модернизма, период больших надежд, когда машина ещё воспринималась исключительно как друг человека. Художники в Париже создали ряд новых стилей, включая фовизм, кубизм и орфизм, а немецкие художники основали собственную школу экспрессионистской живописи. Все эти прогрессивные движения отвергали традиционные взгляды на искусство и стремились утвердить собственную модернистскую повестку. Так, кубизм ставил в приоритет формальные атрибуты живописи, футуризм превозносил возможности машины, а экспрессионизм отстаивал индивидуальное восприятие.
1914–1924
Ужасы и разрушения Первой мировой войны полностью изменили ситуацию. К 1916 году зародилось движение дадаизм, наполненное нигилистическим стремлением ниспровергнуть систему ценностей, которая породила Верден и Сомму. Внезапно изобразительное искусство показалось неуместным. Никакие картины не могли соперничать с фотографиями погибших на войне. Художники всё больше обращались к беспредметному искусству как к средству самовыражения. Движения в абстрактном искусстве того времени включали кубизм (1908–1940), вортицизм (1914–15), супрематизм (1913–18), конструктивизм (1914–32), Де Стейл (1917–31), неопластицизм (1918–26), элементаризм (1924–31), Баухаус (1919–33) и более позднюю Сент-Айвскую школу. Даже некоторые фигуративные движения были подчёркнуто резкими, например, «Метафизическая живопись» (1914–20). Но для контраста можно вспомнить возрождение классики в искусстве начала XX века и неоклассическую живопись Пикассо (1906–30).
1924–1940
Межвоенные годы были омрачены политическими и экономическими проблемами. Абстрактная живопись и скульптура продолжали преобладать, поскольку реалистичное изобразительное искусство оставалось немодным. Даже реалистическое крыло сюрреализма — крупнейшего движения того периода — могло предложить лишь фантасмагорический стиль. Тем временем на континенте вырисовывалась более зловещая реальность в виде нацистского искусства и советского агитпропа. Только ар-деко, элегантный стиль дизайна, ориентированный на архитектуру и прикладное искусство, выражал уверенность в будущем.
1940–1960
Катастрофа Второй мировой войны изменила мир искусства. Во-первых, его центр тяжести переместился из Парижа в Нью-Йорк, где и остаётся с тех пор. Почти все будущие мировые рекорды цен на аукционах будут установлены в залах Christie’s и Sotheby’s в Нью-Йорке. Тем временем трагедия Освенцима подорвала ценность любого реалистического искусства, за исключением искусства Холокоста, созданного теми, кто его пережил. В результате всего этого американские художники Нью-Йоркской школы создали следующее крупное международное движение — абстрактный экспрессионизм. В течение следующих 20 лет абстракция будет доминировать, а новые движения будут появляться одно за другим. Они включали: Art Informel, живопись действия, жестурализм, ташизм, живопись цветового поля, лирическую абстракцию, живопись твёрдых контуров и группу COBRA, известную своими детскими образами и экспрессивными мазками. В 1950-х годах появились и другие, более авангардные тенденции, такие как кинетическое искусство, Новый реализм и неодадаизм, демонстрировавшие растущее нетерпение к косности мира искусства.
1960-е
Взрыв популярности поп-музыки и телевидения нашёл отражение в движении поп-арт, чьи изображения голливудских знаменитостей и иконография массовой культуры прославляли успех американского общества потребления. Оно несло в себе ощущение новизны и актуальности и помогло развеять мрак начала 60-х, связанный с Карибским кризисом 1962 года. В Европе этот кризис способствовал успеху движения Флуксус во главе с Джорджем Мачюнасом, Йозефом Бойсом, Нам Джун Пайком и Вольфом Фостеллом. Практичный поп-арт также стал долгожданным контрапунктом более эрудированного абстрактного экспрессионизма, который к тому времени уже начал угасать. Но 1960-е годы также стали свидетелями подъёма другого интеллектуального движения, известного как минимализм, — формы живописи и скульптуры, очищенной от всех внешних отсылок или жестов, в отличие от эмоционального языка абстрактного экспрессионизма.
Современная фотография
Фотография — одно из самых важных и влиятельных новых медиа, получивших известность в эпоху модернизма. В частности, утвердились четыре жанра. К ним относятся: портретная фотография, которая в значительной степени заменила рисованные портреты; пикториализм (1885–1915), вид фотоискусства, в котором фотограф обрабатывает обычный снимок для создания «художественного» образа; фэшн-фотография (1880 – настоящее время), посвящённая рекламе одежды, обуви, парфюмерии и других брендовых товаров; документальная фотография (с 1860 года по настоящее время), вид съёмки с резким фокусом, которая фиксирует момент реальности, чтобы передать сообщение о происходящем в мире; и уличная фотография (с 1900 года по настоящее время) — искусство запечатлевать случайные взаимодействия людей в городской среде. Эти жанры, в которых работали многие величайшие фотографы мира, внесли большой вклад в искусство XX века.
Современная архитектура
Модернизм в архитектуре — явление более запутанное. Слово «модернизм» в проектировании зданий впервые было использовано в Америке в 1880-х годах для описания небоскрёбов, спроектированных Чикагской архитектурной школой (1880–1910), таких как The Montauk Building (1882–83), спроектированный Бернхэмом и Рутом; Home Insurance Building (1884), спроектированный Уильямом Ле Бароном Дженни; и Marshall Field’s Wholesale Store (1885–87), спроектированный Генри Хобсоном Ричардсоном. В XX веке появился новый тип дизайна, известный как интернациональный стиль современной архитектуры (ок. 1920–70). Зародившись в Германии, Голландии и Франции в работах Ле Корбюзье (1887–1965), Вальтера Гропиуса (1883–1969) и других, он распространился в Америку, где стал доминирующим стилем для коммерческих небоскрёбов благодаря усилиям Миса ван дер Роэ (1886–1969), бывшего директора школы Баухаус. Позже центр современного строительного дизайна окончательно переместился в Соединённые Штаты, в основном из-за появления сверхвысоких небоскрёбов, которые затем экспортировались по всему миру.
Когда закончилась эпоха модернизма? Что пришло ей на смену?
Модернизм не прекратился в один момент; он постепенно угас под влиянием событий конца 1960-х годов — периода, который совпал с расцветом массовой поп-культуры и ростом антиавторитарных настроений (в социальной, политической и художественной сферах), бросавших вызов существующим канонам. Ключевым годом стал 1968, ознаменованный Тетским наступлением, убийствами Мартина Лютера Кинга и Бобби Кеннеди, а также уличными демонстрациями в столицах Европы. Поскольку модернизм стал выглядеть всё более старомодным, он уступил место тому, что известно как «актуальное искусство», то есть «искусство нашей эпохи». Термин «актуальное искусство» (contemporary art) нейтрален по отношению к прогрессивности самого искусства, поэтому для обозначения авангарда часто используется другой термин — «постмодернизм». Школы «постмодернистского искусства» отстаивают новый набор эстетических принципов, характеризующийся большим вниманием к медиуму и стилю. Например, они ставят стиль выше содержания (не «что», а «как»; не «искусство ради искусства», а «стиль ради стиля») и придают гораздо большее значение коммуникации художника с аудиторией.
Каковы наиболее важные направления модернизма?
Наиболее влиятельными движениями эпохи модернизма являются:
импрессионизм;
фовизм;
кубизм;
футуризм;
экспрессионизм;
дадаизм;
сюрреализм;
абстрактный экспрессионизм; и
поп-арт.
Импрессионизм (1870-е, 1880-е годы)
Импрессионизм, представленный пейзажными картинами Клода Моне (1840–1926), был сосредоточен на почти невыполнимой задаче запечатлеть мимолётные моменты света и цвета. Он ввёл ненатуралистические цветовые схемы и свободную, часто сильно текстурированную манеру письма. Вблизи детали на картинах импрессионистов было не разобрать. Движение было крайне непопулярно среди широкой публики и художественных авторитетов, хотя и высоко ценилось другими современными художниками, дилерами и коллекционерами. Со временем оно стало самым известным живописным направлением в мире. См.: Характеристики живописи импрессионистов (1870–1910). Главный вклад импрессионизма в модернизм заключался в том, чтобы узаконить использование ненатуралистических цветов, тем самым проложив путь для полностью беспредметного искусства XX века.
Фовизм (1905–1907)
Недолговечный, но яркий и очень влиятельный стиль, возглавляемый Анри Матиссом (1869–1954), фовизм был «модным» направлением в Париже середины 1900-х годов. Новый стиль был представлен на Осеннем салоне и сразу же прославился своими яркими, кричащими, ненатуралистическими цветами, по сравнению с которыми импрессионизм казался почти монохромным! Фовизм стал ключевым предшественником экспрессионизма. См.: История экспрессионистской живописи (1880–1930). Главный вклад фовизма в модернизм заключался в демонстрации независимой силы цвета. Этот крайне субъективный подход к искусству отличался от классического, ориентированного на содержание академического мировоззрения.
Кубизм (1908–1914)
Строгий и интеллектуальный стиль живописи, кубизм представил композиционную систему плоских, раздроблённых плоскостей как альтернативу линейной перспективе и округлым объёмам, унаследованным от эпохи Возрождения. Разработанный Пабло Пикассо (1881–1973) и Жоржем Браком (1882–1963) в двух вариантах — аналитический кубизм и более поздний синтетический кубизм — он оказал влияние на абстрактное искусство в течение следующих 50 лет, хотя его популярность была ограничена. Главный вклад кубизма в модернизм заключался в том, чтобы предложить совершенно новую альтернативу традиционной перспективе, основанную на неизбежном факте плоской картинной плоскости.
Футуризм (1909–1914)
Основанное Филиппо Томмазо Маринетти (1876–1944), футуристическое искусство прославляло скорость, технологии, автомобили, самолёты и научные достижения. Хотя оно было очень влиятельным, оно многое заимствовало из неоимпрессионизма и итальянского дивизионизма, а также из кубизма, особенно его фрагментированные формы и множественные точки зрения. Главный вклад футуризма в модернизм заключался в том, чтобы привнести движение в холст и связать красоту с научным прогрессом.
Экспрессионизм (с 1905 г.)
Хотя его предвосхитили такие художники, как Тёрнер («Интерьер в Петворте», 1837), Ван Гог («Пшеничное поле с воронами», 1890) и Поль Гоген («Женщина с цветком манго», 1892), в довоенной Германии экспрессионизм прославили две группы: «Мост (Die Brücke)» в Дрездене и Берлине и «Синий всадник (Der Blaue Reiter)» в Мюнхене, возглавляемые Эрнстом Людвигом Кирхнером (1880–1938) и Василием Кандинским (1866–1944) соответственно. В скульптуре работы Вильгельма Лембрука (1881–1919) были (и остаются) возвышенными. Главный вклад экспрессионизма в модернизм состоял в популяризации идеи субъективности в живописи и скульптуре и в демонстрации того, что изобразительное искусство может законно включать субъективное искажение реальности.
Дадаизм (1916–1924)
Первое антихудожественное движение, дадаизм, был бунтом против системы, допустившей кровавую бойню Первой мировой войны (1914–1918). Он быстро превратился в анархическую тенденцию, целью которой было подорвать художественный истеблишмент. Зародившись в нейтральной Швейцарии в 1916 году, он был основан лидерами, которым было чуть больше двадцати, и большинство из них были «уклонистами», избегавшими призыва на военную службу в убежищах нейтральных городов, таких как Нью-Йорк, Цюрих и Барселона. Основателями были скульптор Жан Арп (1887–1966) и румынский поэт и активист Тристан Тцара (1896–1963). Главный вклад дадаизма — встряхнуть мир искусства и расширить понятие «модернизм», включив в него совершенно новые виды творчества (перформанс и реди-мейды), а также новые материалы (джанк-арт) и темы. Его крамольное чувство юмора сохранилось в движении сюрреалистов.
Сюрреализм (с 1924 г.)
Основанный в Париже писателем Андре Бретоном (1896–1966), сюрреализм был «модным» художественным движением в межвоенные годы, хотя этот стиль существует и поныне. Состоящий из абстрактного и фигуративного направлений, он развился из нигилистического дадаизма, и большинство его членов перешли в сюрреализм. Но в отличие от дадаизма, он не был ни антиискусством, ни политическим движением. Художники-сюрреалисты использовали различные методы, включая сны, галлюцинации, автоматическое или случайное создание образов, чтобы обойти рациональные мыслительные процессы при создании произведений искусства. (Для получения дополнительной информации см. Автоматизм в искусстве). Главный вклад сюрреализма в модернизм заключался в создании освежающе нового набора образов. Сомнительно, были ли эти образы однозначно иррациональными, но сюрреалистическое искусство — это определённо весело!
Абстрактный экспрессионизм (1948–1960)
Широкий стиль абстрактной живописи, разработанный в Нью-Йорке сразу после Второй мировой войны, поэтому его также называют Нью-Йоркской школой. Возглавляемый американскими художниками, которые сами находились под сильным влиянием европейских эмигрантов, он состоял из двух основных стилей: динамичной жестикуляционной живописи, популяризированной Джексоном Поллоком (1912–1956), и гораздо более пассивного, медитативного стиля, известного как живопись цветового поля, championed by Марком Ротко (1903–1970). Главный вклад абстрактного экспрессионизма в модернизм заключался в популяризации абстракции. В случае Поллока — через изобретение нового стиля, известного как «живопись действия»; в случае Ротко — через демонстрацию эмоционального воздействия больших цветовых полей.
Поп-арт (конец 1950-х, 1960-е)
Стиль искусства, образы которого отражают массовую культуру и общество потребления Америки 1960-х годов. Впервые появившись в Нью-Йорке и Лондоне в конце 1950-х, он стал доминирующим авангардным стилем до конца 1960-х. Используя смелые, легко узнаваемые образы и яркие блочные цвета, поп-художники, такие как Энди Уорхол (1928–1987), создавали иконографию на основе фотографий популярных знаменитостей, рекламы, плакатов, упаковки потребительских товаров и комиксов — материал, который помог сузить разрыв между коммерческим и изящным искусством. Главный вклад поп-арта в модернизм состоял в том, чтобы показать, что высокое искусство может быть приземлённым и может быть создано из чего угодно. См.: Поп-арт Энди Уорхола (ок. 1959–1973).
Список школ и направлений модернизма
Вот список движений и школ «эпохи модернизма»:
- Абстрактный экспрессионизм (1947–1965).
Зонтичный термин для послевоенных стилей, известных под общим названием «Нью-Йоркская школа».
- Американская жанровая живопись (1925–1945).
Реалистический стиль, воспевавший сельскую местность и маленькие городки Америки.
- Арсенальная выставка (1913)
Знаковая выставка модернистского искусства в Америке.
- Ар-деко (1925–1940)
Элегантный стиль дизайна, связанный с «веком машин».
- Информель (Art Informel) (1950-е)
Европейская версия абстрактного экспрессионизма.
- Ар-нуво (1890–1914)
Декоративный стиль с изогнутыми линиями. Также известен как югендстиль (Германия) и стиль либерти (Италия).
- Arte Nucleare (1951–1960)
Политически ангажированная группа в стиле информель, создававшая искусство для ядерной эпохи.
- Движение искусств и ремёсел (1862–1914).
Движение против массового производства, отстаивавшее ценность ручного труда.
- Ашканская школа (Школа «мусорного ведра») (1900–1915)
Группа художников из Нью-Йорка, изображавшая сцены из бедных районов.
- Австралийский импрессионизм (1886–1900)
Пленэрная Гейдельбергская школа, названная в честь лагерей к востоку от Мельбурна.
- Биоморфная (органическая) абстракция (1930-е – 40-е годы)
Формы, основанные на округлых природных очертаниях. См. работы Генри Мура.
- Берлинский сецессион (1898)
Объединение художников, отколовшихся от академического искусства, под руководством Макса Либермана.
- Группа «Кэмден Таун» (1911–1913)
Группа английских постимпрессионистов под руководством Уолтера Сикерта.
- Клуазонизм (1888–1894)
Стиль живописи с пятнами яркого цвета, заключёнными в толстые чёрные контуры.
- Группа COBRA (1948–1951)
Европейский эквивалент нью-йоркской жестикуляционной живописи, или «живописи действия».
- Живопись цветового поля (1948–1968).
Стиль абстрактного экспрессионизма, который практиковали Ротко, Барнетт Ньюман, Клиффорд Стилл.
- Конструктивизм (1914–1932)
Художественное, дизайнерское и архитектурное движение, основанное Владимиром Татлиным.
- Кубизм (1908–1914)
См. выше: Наиболее важные направления
- Дадаизм (1916–1924)
См. выше: Наиболее важные направления
- «Синий всадник» (Der Blaue Reiter) (1911–1914)
Группа немецких экспрессионистов, базировавшаяся в Мюнхене.
- Де Стейл (1917–1931)
Голландская авангардная дизайнерская группа, основанная Тео ван Дусбургом.
- Немецкий Веркбунд (1907–1933)
Немецкая организация, созданная для улучшения промышленного дизайна и ремёсел.
- «Мост» (Die Brücke) (1905–1913)
Группа немецких экспрессионистов в Дрездене, позже в Берлине.
- Дивизионизм (1884–1904)
Теория неоимпрессионизма, также известная как хромолюминаризм.
- Экзистенциальное искусство (1940-е, 1950-е годы)
Стиль живописи и скульптуры, популяризированный Робером Лапужадом и Альберто Джакометти.
- Экспрессионизм (с 1880-х гг.).
Субъективный, часто ярко окрашенный и искажённый стиль живописи.
- Фовизм (1905–1908)
См. выше: «Наиболее важные направления».
- Флуксус (1960-е годы).
Авангардное движение, связанное с леттризмом, Новым реализмом и неодадаизмом.
- Футуризм (1909–1914)
См. выше: Наиболее важные направления
- Живопись твёрдых контуров (конец 1950-х, 1960-е)
Вариант постживописной абстракции, реакция на жестикуляционизм.
- Импрессионизм (1870–1880)
См. выше: Наиболее важные направления
- Итальянский дивизионизм (1890–1907).
Постимпрессионистский стиль, который в значительной степени опирался на пуантилизм и неоимпрессионизм.
- Школа кухонной мойки (середина 1950-х).
Школа бытового реализма.
- Маккьяйоли (1855–1880)
Итальянская группа, названная в честь использования цветных пятен (macchia).
- Магический реализм (1920-е годы).
Модернистское движение, известное своим резким натурализмом и необычными сюжетами.
- Метафизическая живопись (1914–1920)
Предшественник сюрреализма, разработанный Джорджо де Кирико.
- Минимализм
Стиль, лишённый каких-либо исторических, социальных или эстетических предпосылок.
- Мюнхенский сецессион (1892)
Первое из прогрессивных художественных движений в Европе, порвавшее с консервативной иерархией в искусстве.
- «Наби» (1890-е)
Группа парижских художников, известных своим декоративным искусством.
- Неодадаизм (1953–1965)
Стиль, известный использованием неортодоксальных материалов и антиистеблишментской этикой.
- Неоимпрессионизм (1884–1904)
Группа, известная своим использованием маленьких точек чистого красочного пигмента.
- Неопластицизм (1918–1926)
Строгий стиль абстракции, основанный Питом Мондрианом.
- Неоромантизм (1935–1955)
Тенденция в британской живописи к созданию фантастических пейзажей.
- Новая вещественность (Die Neue Sachlichkeit) (1925–1935)
Жёсткий экспрессионистский стиль, отражавший цинизм Веймарской Германии.
- Новый реализм (1958–1970)
Фигуративный авангардный предшественник постмодернизма, основанный Ивом Кляйном.
- Оп-арт (1965–1970)
Форма абстрактной живописи, основанная на оптических иллюзиях.
- Орфизм (1914–1915)
Красочная разновидность абстрактного искусства, изобретённая Робером Делоне.
- Парижская школа (École de Paris) (1890–1940)
Условное название для группы художников-модернистов, работавших в Париже, таких как Пикассо, Модильяни.
- Пуантилизм (1884–1904)
Теория цвета, лежащая в основе неоимпрессионизма, использующая небольшие мазки чистого пигмента.
- Поп-арт (1955–1970)
См. выше: Наиболее важные направления
- Постимпрессионизм (1880-е – 90-е)
Свободный термин для обозначения разнообразных стилей живописи, возникших на волне импрессионизма.
- Постживописная абстракция (1955–1965)
Термин, изобретённый Клементом Гринбергом для пост-жестикуляционных движений.
- Прецизионизм (ок. 1920-х гг.)
Стиль реалистической живописи под влиянием футуризма и кубизма.
- Реализм (1850–1900)
Социально ориентированный стиль, который отстаивал Курбе.
- Риджионализм (ок. 1930-х гг.)
Стиль живописи, прославлявший небольшие города Америки.
- Социальный реализм (1930–1945)
Американский стиль, комментировавший проблемы эпохи Великой депрессии.
- Социалистический реализм (1928–1980)
Государственное пропагандистское искусство, связанное в основном с Советским Союзом.
- Сент-Айвская школа (1939–1975)
Колония художников-абстракционистов во главе с Беном Николсоном и Барбарой Хепуорт.
- Супрематизм (1913–1918)
Стиль русской абстрактной живописи, разработанный Казимиром Малевичем.
- Сюрреализм (с 1924 г.)
См. выше: Наиболее важные направления
- Символизм (1880-е – 90-е годы).
Символисты искали реальность в своём воображении и снах.
- Синтетизм (1888–1894)
Известен своими плоскими областями цвета. Изобретён Гогеном и Эмилем Бернаром.
- Ташизм (1950-е)
Пятнистая форма жестуральной абстрактной живописи, разработанная во Франции.
- Викторианское искусство (Великобритания) (1840–1900)
Искусство и ремёсла времён правления королевы Виктории. См.: Викторианская архитектура.
- Венский сецессион (1897–1939)
Объединение художников, отвергнувших консервативную Академию художеств города.
- Общество XX (1883–1893)
Бельгийская группа прогрессивных художников, таких как Джеймс Энсор, Фернан Кнопф.
- Вортицизм (1914–1915).
Английский стиль живописи, близкий к кубизму, разработанный Перси Уиндемом Льюисом.
Подробнее см.: Движения в искусстве модернизма (1870–1970).
Величайшие художники-модернисты
Художники-модернисты
Импрессионисты (период расцвета 1870–1880)
Одно из самых революционных течений в изобразительном искусстве модернизма, ведущими участниками которого были: Клод Моне (1840–1926); Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919); Эдгар Дега (1834–1917); Камиль Писсарро (1830–1903); Альфред Сислей (1839–1899); Эдуард Мане (1832–1883); Берта Моризо (1841–1895); Джон Сингер Сарджент (1856–1925). См. Художники-импрессионисты.
Постимпрессионисты (период расцвета 1880–1900 гг.)
Среди художников-модернистов, отделившихся от основного течения импрессионистской живописи, были: Джеймс Эббот Макнил Уистлер (1834–1903); Жорж Сёра (1859–1891); Поль Сезанн (1839–1906); Винсент Ван Гог (1853–1890); Поль Гоген (1848–1903); Анри Матисс (1869–1954). См.: Художники-постимпрессионисты.
Художники-плакатисты
В центре внимания Прекрасной эпохи в Париже было искусство плаката, представленное творчеством (и изобретениями) Жюля Шере (1836–1932), замечательным плакатом «Cabaret Du Chat Noir», созданным Теофилем Стейнленом (1859–1923), театральными плакатами Тулуз-Лотрека (1864–1901) и работами Альфонса Мухи (1860–1939) в стиле ар-нуво. После отъезда Мухи в Америку талантливый Леонетто Каппиелло (1875–1942) прибыл в Париж из Италии. Ещё одним важным плакатистом и сценографом был Леон Бакст (1866–1924), приехавший в Париж с «Русскими балетами» под руководством Сергея Дягилева.
Художники-примитивисты и художники-фантасты
В эту условную категорию входят наивный художник Анри Руссо (1844–1910) по прозвищу «Таможенник» и разносторонние символисты Пауль Клее (1879–1940) и Марк Шагал (1887–1985).
Реалисты
Модернистский реализм процветал за пределами Европы и включал таких выдающихся мастеров этого направления, как: Уинслоу Хомер (1836–1910), Томас Икинс (1844–1916) и Илья Репин (1844–1930). См. также: Художники-реалисты.
Экспрессионисты (период расцвета 1905–1933)
Находясь под влиянием фовизма, экспрессионистское движение было представлено работами Кандинского, Мунка, Модильяни (1884–1920), Эгона Шиле (1890–1918), Кирхнера, Макса Бекмана (1884–1950), Оскара Кокошки (1886–1980) и Отто Дикса (1891–1969). См. также Художники-экспрессионисты.
Кубисты (период расцвета 1908–1914)
Это революционное движение в абстрактном искусстве было творением Брака и Пикассо, и ценный вклад в него внесли такие художники-модернисты, как Хуан Грис, Фернан Леже (1881–1955), Робер Делоне (1885–1941) и Марсель Дюшан (1887–1968). См.: Художники-кубисты.
Художники-абстракционисты
Среди величайших представителей абстракции эпохи модернизма были Казимир Малевич (1878–1935) и Пит Мондриан (1872–1944). См.: Художники-абстракционисты.
Ар-деко (1920-е, 1930-е годы)
Это направление в декоративном искусстве и дизайне, а также стиль живописи; его наиболее известным представителем, вероятно, была очаровательная польско-русская художница-портретистка Тамара де Лемпицка (1895–1980).
Сюрреалисты
Доминирующее движение изобразительного искусства в конце 1920-х и 1930-х годах, его ведущими художниками были: Жоан Миро (1893–1983), Рене Магритт (1898–1967) и Сальвадор Дали (1904–1989). См.: Художники-сюрреалисты.
Абстрактные экспрессионисты
Абстрактный экспрессионизм был первым великим движением в американском искусстве. Также известный как Нью-Йоркская школа, он включал: Ротко, Поллока, Виллема де Кунинга (1904–1997), Клиффорда Стилла (1904–1980), Барнетта Ньюмана (1905–1970), Роберта Мазервелла (1915–1991), Франца Клайна (1910–1962) и других.
Поп-арт
Этот популярный стиль модернизма вытеснил более интеллектуальный абстрактный экспрессионизм и был прославлен такими художниками, как Энди Уорхол (1928–1987) и Рой Лихтенштейн (1923–1997).
Скульпторы эпохи модернизма
В число ведущих скульпторов эпохи модернизма входят: выразительный реалист Огюст Роден (1840–1917); экспрессионисты Эрнст Барлах (1870–1938) и Вильгельм Лембрук (1881–1919); художник-авангардист Константин Бранкузи (1876–1957); футурист Умберто Боччони (1882–1916); кубисты Александр Архипенко (1887–1964), Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918), Осип Цадкин (1890–1967), Жак Липшиц (1891–1973) и Наум Габо (1890–1977); кинетики Александр Колдер (1898–1976) и Жан Тенгели (1925–1991), а также швейцарский скульптор-минималист Альберто Джакометти (1901–1966).
Другие модернистские формы представлены примитивистскими работами Модильяни (1884–1920) и Джейкоба Эпстайна (1880–1959); и «найденными объектами», известными как «реди-мейды» Марселя Дюшана (1887–1968). Современную британскую скульптуру воплотили Генри Мур (1898–1986), Барбара Хепуорт (1903–1975) и Бен Николсон (1894–1982). Примером современной американской скульптуры являются работы Джеймса Эрла Фрейзера (1876–1953), Дэниела Честера Френча (1850–1931), Анны Хаятт Хантингтон (1876–1973) и Гутзона Борглума (1867–1941).
Модернизм середины двадцатого века представлен ассамбляжами Луизы Невельсон (1899–1988) и Сезара Бальдаччини (1921–1998); героическими статуями Евгения Вучетича (1908–1974); а также эмоциональными скульптурами, посвящёнными Холокосту, Виктора Толкина (1922–2013) и Нандора Глида (1924–1997). См. также: Скульпторы ХХ века.
Оценка искусства
См.: Как оценить современную скульптуру (1850-настоящее время).
Гравёры
Представители гравюры эпохи модернизма — гравюра, офорт, литография и шелкография — включают: Анри де Тулуз-Лотрека (1864–1901), М. К. Эшера (1898–1972), Виллема де Кунинга (1904–1997), Роберта Раушенберга (1925–2008), Энди Уорхола (1928–1987).
Художники по витражам
Среди лучших представителей витражного искусства: Марк Шагал (1887–1985), Жоан Миро (1893–1983), Гарри Кларк (1889–1931), Сара Персер (1848–1943) и Эви Хоун (1894–1955).
Фотографы-модернисты
Фотоискусство модернизма (1870–1970) связано с новаторскими усилиями Альфреда Стиглица (1864–1946) и Эдварда Стайхена (1879–1973). Кроме того, модернистская фотография отмечена пикториализмом Мана Рэя (1890–1976); пейзажами Анселя Адамса (1902–1984); архитектурными снимками Эжена Атже (1857–1927), а также Бернда и Хиллы Бехер; нельзя не упомянуть и модные снимки Нормана Паркинсона (1913–1990), Ирвинга Пенна (1917–2009) и Ричарда Аведона (1923–2004); портреты Джулии Маргарет Камерон (1815–1879), Доротеи Ланж (1895–1965) и Уокера Эванса (1903–1975); и уличную фотографию Анри Картье-Брессона (1908–2004).
25 величайших картин эпохи модернизма
Вот хронологический список лучших образцов живописи эпохи модернизма (1870–1970).
Впечатление, восход солнца (1873) Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Клод Моне (1840–1926)
Бал в Мулен де ла Галетт (1876) Музей Орсе, Париж
Пьер-Огюст Ренуар (1841–1919)
Клиника Гросса (1875) Пенсильванский университет.
Томас Икинс (1844–1916)
Дочери Эдварда Дарли Бойта (1882) Музей изящных искусств, Бостон.
Джон Сингер Сарджент (1856–1925)
Крестный ход в Курской губернии (1883) Третьяковская галерея, Москва.
Илья Репин (1844–1930)
Воскресный день на острове Гранд-Жатт (1884–1886) Чикагский институт искусств.
Жорж Сёра (1859–1891)
Ночная терраса кафе (1888) Художественная галерея Йельского университета.
Винсент Ван Гог (1853–1890)
Крик (1893) Национальная галерея, Осло.
Эдвард Мунк (1863–1944)
Девушка с веером (1902) Музей Фолькванг, Эссен.
Поль Гоген (1848–1903)
Большие купальщицы (1906) Национальная галерея, Лондон; Художественный музей, Филадельфия; Фонд Барнса, Мерион, Пенсильвания.
Поль Сезанн (1839–1906)
Поцелуй (1907–1908) Галерея Бельведер, Вена.
Густав Климт (1862–1918)
Авиньонские девицы (1907) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Пабло Пикассо (1881–1973)
Танец (1910) Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Анри Матисс (1869–1954)
Динамизм собаки на поводке (1912) Художественная галерея Олбрайт-Нокс, Буффало.
Джакомо Балла (1871–1958)
Обнажённая, спускающаяся по лестнице, № 2 (1912) Художественный музей Филадельфии.
Марсель Дюшан (1887–1968)
Сидящая обнажённая (1916) Институт искусства Курто, Лондон.
Амедео Модильяни (1884–1920)
Le Coquelicot (Красный мак) (1919) Музей Тулуз-Лотрека, Альби.
Кес ван Донген (1877–1968)
Девушка в перчатках (1929) Частное собрание.
Тамара де Лемпицка (1895–1980)
Американская готика (1930) Чикагский институт искусств.
Грант Вуд (1891–1942)
Герника (1937) Музей королевы Софии, Мадрид.
Пабло Пикассо (1881–1973)
Полуночники (1942) Художественный институт Чикаго.
Эдвард Хоппер (1882–1967)
№ 1, 1950 (Лавандовый туман) (1950) Национальная галерея искусства, Вашингтон.
Джексон Поллок (1912–1956)
Женщина I (1950–1952) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Виллем де Кунинг (1904–1997)
Комната для прослушивания (1952) Коллекция Менила, Хьюстон.
Рене Магритт (1898–1967)
Этюд по портрету папы Иннокентия X Веласкеса (1953) Коллекция Уильяма Бёрдена, Нью-Йорк.
Фрэнсис Бэкон (1909–1992)
Четыре Мэрилин (1962) Частная коллекция.
Энди Уорхол (1928–1987)
25 величайших скульптур эпохи модернизма
Вот хронологический список лучших (по мнению автора этой статьи) скульптурных произведений эпохи модернизма (1870–1970).
Давид (1872) Бронза, Музей Орсе, Париж.
Антуан Мерсье (1845–1916)
Статуя Свободы (1886) Медь, остров Свободы, гавань Нью-Йорка.
Фредерик Огюст Бартольди (1834–1904)
Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица (1879–1881) Бронза, Музей Орсе, Париж.
Эдгар Дега (1834–1917)
Поцелуй (1888–1889) Мрамор, Музей Родена, Париж.
Огюст Роден (1840–1917)
Стоящая обнажённая (1907) Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, Париж.
Андре Дерен (1880–1954)
Поцелуй (1907) Камень, Гамбургский кунстхалле, Гамбург.
Константин Бранкузи (1876–1957)
Идущая женщина (1912) Денверский художественный музей.
Александр Архипенко (1887–1964)
Уникальные формы непрерывности в пространстве (1913) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Умберто Боччони (1882–1916)
Большая лошадь (1914–1918) Оригинал в Художественном музее Филадельфии.
Раймон Дюшан-Вийон (1876–1918)
Конец тропы (1915) Сады Брукгрин, залив Мюррелс, США.
Джеймс Эрл Фрейзер (1876–1953)
Падший человек (1915–1916) Новая национальная галерея, Берлин.
Вильгельм Лембрук (1881–1919)
Сконструированная голова № 2 (1916) Центр скульптуры Нэшера, Даллас.
Наум Габо (1890–1977)
Статуя Линкольна (1922) Мемориал Линкольна, Вашингтон.
Дэниел Честер Френч (1850–1931)
Женщина с гитарой (1927) Частное собрание.
Жак Липшиц (1891–1973)
Гора Рашмор (1927–1941) Южная Дакота.
Гутзон Борглум (1867–1941) и его сын Линкольн Борглум (1912–1986)
Адам (1938) Харвуд-хаус, Лидс, Великобритания.
Джейкоб Эпштейн (1880–1959)
Боевые жеребцы (1950) Сад скульптур Хаятт Хантингдон, Южная Каролина.
Анна Хаятт Хантингтон (1876–1973)
Разрушенный город (1953) Схидамседейк, Роттердам.
Осип Цадкин (1890–1967)
Небесный собор (1958) Музей современного искусства, Нью-Йорк.
Луиза Невельсон (1899–1988)
Шагающий человек I (1960) Фонд Маг, Сен-Поль-де-Ванс.
Альберто Джакометти (1901–1966)
Разделённая голова (1963) Бронза, Галерея Фиорини, Лондон.
Сезар Бальдаччини (1921–1998)
Запирающий элемент (1963–1964) Фонд Генри Мура, Миллбанк, Лондон.
Генри Мур
«Родина-мать зовёт!» (1967) Мамаев курган, Волгоград
Евгений Вучетич (1908–1974)
Мемориал в Дахау (1968) Мюнхен, Германия.
Нандор Глид (1924–1997)
Памятник-мемориал в Майданеке (1969) Люблин, Польша.
Виктор Толкин (1922–2013)
- Тучи над «Арт-Манежем»
- Первый московский биеннале современного искусства
- История современного искусства
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Прикосновение к прекрасному – работы Арена Буманца
- Геолог и искусствовед утверждает, что знает, где была написана Мона Лиза
- «Белый ангел» Майкла Каннингема, краткое содержание
- «Отверженные» Джеймса Хоу, краткое содержание
- «Американский бизон» Дэвида Мамета, краткое содержание
- «Лысое сопрано» Эжена Ионеско, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?