Квинслендская художественная галерея читать ~10 мин.
Квинслендская художественная галерея (QAG) в Брисбене признана одной из ведущих художественных галерей Австралии. Её фонды насчитывают более 17 000 единиц хранения, охватывающих широкий спектр дисциплин. В собрание входят различные виды искусства: классическая живопись, монументальная скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство. Также широко представлена мультимедийная инсталляция и значительная коллекция международной художественной фотографии.
Основанная в 1895 году, QAG вместе со своим филиалом, Галереей современного искусства (GOMA), образует единый музейный комплекс QAGOMA. Он расположен в Квинслендском культурном центре в районе Саут-Бэнк. Ежегодно эти площадки привлекают миллионы ценителей искусства, удерживая позиции одного из самых посещаемых музейных комплексов страны, уступая по популярности лишь Национальной галерее Виктории в Мельбурне.
В число других значимых художественных институций Австралии входят Художественная галерея Нового Южного Уэльса (Сидней), Художественная галерея Южной Австралии (AGSA), Художественная галерея Западной Австралии (AGWA), а также столичная Национальная галерея Австралии.
Архитектура и пространство
Главное здание галереи, открытое в 1982 году, спроектировано архитектором Робином Гибсоном (Robin Gibson). Это яркий пример брутализма, адаптированного к субтропическому климату. Сооружение отличается низким профилем и широким использованием бетона, который гармонично сочетается с окружающей средой. Особенностью интерьера является «Водный молл» (Watermall) — внутреннее пространство с естественным освещением и водными элементами, которые создают эффект прохлады и спокойствия, отражая близость реки Брисбен.
История становления
Галерея была учреждена правительством колонии в 1895 году как «Квинслендская национальная художественная галерея». Инициаторами выступили британские художники Исаак Уолтер Дженнер (Isaac Walter Jenner, 1837–1902) и Р. Годфри Риверс (R. Godfrey Rivers, 1858–1925). Первоначальное собрание было скромным и размещалось во временных залах. В него входили 38 живописных полотен, один мраморный портретный бюст и 70 гравюр.
Постоянное здание музей получил лишь спустя почти столетие, с завершением строительства комплекса в Саут-Бэнк. В декабре 2006 года музейный кластер расширился благодаря открытию Галереи современного искусства (GOMA). Новое здание ориентировано исключительно на искусство XX и XXI веков, кинематограф и масштабные инсталляции.
Структура постоянной коллекции
Фонды Квинслендской художественной галереи и GOMA объединяют произведения старых мастеров (ок. 1500–1800), образцы современного искусства (модернизма) и актуальные работы эпохи постмодернизма. Коллекция систематизирована по следующим направлениям:
Раннее австралийское искусство аборигенов
Наследие Квинсленда в искусстве
Австралийское искусство до 1975 года
Современное австралийское искусство
Азиатское искусство
Тихоокеанское искусство (современное)
Международное искусство
Раннее австралийское искусство аборигенов
Данный раздел включает работы, отражающие культурные традиции коренных народов от полуострова Кейп-Йорк до северного Квинсленда. Здесь представлены искусство жителей островов Торресова пролива, живопись пустынных регионов, акварельная школа Германсберга, а также ремесленные изделия Арнем-Ленда. Музей последовательно пополняет фонды ранними артефактами, стремясь зафиксировать визуальную историю коренных народов региона.
Основные экспонаты
Corroboree («Корробори», 1880-е), Уильям Барак (William Barak).
Finke River Gorge, Entrance to Glen Helen (1945–53), Альберт Наматжира (Albert Namatjira).
Tjapaltjarri Bush Tucker Story (1972), Мик Намарари (Mick Namarari).
Poyarri (1988), Санфлай Тямпиджин (Sunfly Tjampitjin).
Sacred Ground Beating Heart (1989), Джуди Уотсон (Judy Watson).
Mardayin and Wongkurr (1994), Джон Мавунджул (John Mawurndjul).
Black Velvet (1996), Фиона Фоли (Fiona Foley).
Forced Into Images (2001), Дестини Дикон (Destiny Deacon).
Thap Yongk («Столбы закона», 2002), Джо Нгаллетта (Joe Ngallametta).
Napangardi Sandhills, Kintore area (2003), Лилли Келли (Lilly Kelly).
Yawkyawk (2004), Лена Яринкура (Lena Yarinkura).
Bell’s Theorem (2005), Ричард Белл (Richard Bell).
Neither Pride nor Courage (2006), Вернон А Ки (Vernon Ah Kee).
The Island V (2008), Брук Эндрю (Brook Andrew).
Dibirdibi Country (2008), Салли Габори (Sally Gabori).
Наследие Квинсленда в искусстве
Цель этой секции — исследование уникальной идентичности штата. Кураторы отбирают исторические и современные произведения, запечатлевшие этапы развития региона или созданные авторами, чьё творчество ассоциируется с Квинслендом.
Основные экспонаты
Forest, Cunningham’s Gap (1856), Конрад Мартенс (Conrad Martens).
Under the Jacaranda (1903), Р. Годфри Риверс.
Monday Morning (1912), Вида Лахи (Vida Lahey).
Construction of Story Bridge, Brisbane (1939), Джеффри Пауэлл (Geoffrey Powell).
North of Capricorn (1956–57), Артур Эван Рид (Arthur Evan Read).
Sunrise, Albion Hotel, Normanton (1962), Рэй Крук (Ray Crooke).
Ernestine Hill (1970), Сэм Фуллбрук (Sam Fullbrook).
Interior IV (1970), Маргарет Олли (Margaret Olley).
Large Vase with Pinjarra Plum glaze (1980), Карл МакКоннелл (Carl McConnell).
Австралийское искусство до 1975 года
Комплектование работ национальных художников остаётся приоритетом QAG. Первые поступления были дарами брисбенских живописцев. Значительный пласт коллекции составляет австралийский импрессионизм (Гейдельбергская школа). Среди ключевых фигур — Чарльз Кондёр (Charles Conder, 1868–1909), Фред Маккаббин (Fred McCubbin, 1855–1917), Том Робертс (Tom Roberts, 1856–1931) и Артур Стритон (Arthur Streeton, 1867–1943). За ними следуют традиционные пейзажи и портреты.
Особое место занимают работы экспатриантов эдвардианской эпохи: Джона Рассела (John Russell), Руперта Банни (Rupert Bunny) и Э. Филлипса Фокса (E. Phillips Fox). С развитием модернизма австралийские авторы выработали самобытный язык в пейзажной живописи и портретном жанре. Важные представители этого периода — Рассел Драйсдейл (Russell Drysdale), Сидней Нолан (Sidney Nolan), Иен Фейрвезер (Ian Fairweather) и Уильям Робинсон (William Robinson).
Избранные произведения:
Still Glides the Stream… (Этюд, 1895), Артур Стритон.
Calm Sea at Morestil Point (1901), Джон Рассел.
Bathers (1906), Руперт Банни.
Bathing Hour (1909), Э. Филлипс Фокс.
On the Beach (1909), Этель Каррик Фокс (Ethel Carrick Fox).
Exterior, St Brigid’s Church, Red Hill (1916), Ллойд Риз (Lloyd Rees).
The Bridge under Construction (1928), Роланд Уэйклин (Roland Wakelin).
Australian Rock Lily (1933), Маргарет Престон (Margaret Preston).
The Cypriot (1940), Уильям Добэлл (William Dobell).
Man Feeding his Dogs (1941), Рассел Драйсдейл.
Church Interior (1941–42), Грейс Коссингтон Смит (Grace Cossington Smith).
In the Foothills (1942), Дорит Блэк (Dorrit Black).
Mrs Fraser (1947), Сидней Нолан.
City Lights (1952), Чарльз Блэкмен (Charles Blackman).
Kite Flying (1958), Иен Фейрвезер.
Journey into the you beaut country no. 2 (1961), Джон Олсен (John Olsen).
Coffee Table (1964), Джанет Доусон (Janet Dawson).
Opus 247 (1969), Роберт Клиппел (Robert Klippel).
Современное австралийское искусство
Коллекция демонстрирует специализацию галереи на актуальном искусстве. Собрание содержит работы ведущих авторов, использующих как авангардные методы — «найденные предметы», видеоарт, инсталляции, — так и традиционные медиа: живопись, скульптуру и печатную графику.
Значительное внимание уделено современному ремеслу и дизайну, в частности ювелирному искусству, художественному стеклу и керамике. Здесь выделяются имена Джули Блайфилд (Julie Blyfield), Сьюзан Кон (Susan Cohn), Гвин Ханссен Пиготт (Gwyn Hanssen Pigott) и Тома Мура (Tom Moore). Австралийские постмодернисты представлены работами Иена Берна (Ian Burn), Алекса Данко (Aleks Danko) и Питера Тиндалла (Peter Tyndall). Локальную сцену Квинсленда репрезентуют Гордон Беннетт (Gordon Bennett), Юджин Карчезио (Eugene Carchesio), Роберт Макферсон (Robert MacPherson), Трейси Моффатт (Tracey Moffatt) и Джудит Райт (Judith Wright).
Азиатское искусство
Уникальность азиатской коллекции QAG обусловлена проведением Азиатско-Тихоокеанской триеннале современного искусства (Asia Pacific Triennial of Contemporary Art, APT). Этот масштабный проект, запущенный в 1993 году, позволил галерее сформировать одно из самых авторитетных в мире собраний современного искусства региона. Благодаря триеннале музей аккумулировал работы, отражающие социальные и политические трансформации в странах Азии и Тихого океана.
Историческая часть раздела включает керамику, в том числе японские изделия периода Дзёмон и фарфор Имари. Широко представлена китайская керамика династий Тан (618–907), Юань (1279–1368) и Мин (1368–1644), а также фарфор эпохи Цин (1644–1912) и лаковые изделия.
Графический кабинет хранит листы укиё-э XIX века и классические монохромные пейзажи тушью авторства Ункоку Тоэки (1591–1644). Искусство Индостана представлено миниатюрой могольской и раджпутской школ XVI – XIX веков (см. могольская живопись и раджпутская живопись).
Современный сектор насчитывает около 1000 произведений, созданных после 1960-х годов: от каллиграфии до видеоарта. Жемчужиной собрания является видеоскульптура TV Cello (версия 2000 года) пионера медиаискусства Нам Джун Пайка (Nam June Paik, 1932–2006).
Тихоокеанское искусство (современное)
Секция фокусируется на произведениях, созданных после 1970 года в Меланезии, Микронезии и Полинезии. Особый акцент сделан на Новой Зеландии. В экспозиции присутствуют живопись, текстиль, боди-арт и мультимедиа. Мастера маори и народов Океании представлены работами Шейна Коттона (Shane Cotton), Джона Пуле (John Pule), Мишеля Таффери (Michel Tuffery), Лизы Рейханы (Lisa Reihana) и Робин Уайт (Robin White).
Новозеландская школа фотографии репрезентована такими авторами, как Питер Перьер (Peter Peryer), Лоуренс Аберхарт (Laurence Aberhart), Бойд Уэбб (Boyd Webb), Марк Адамс (Mark Adams), Энн Ноубл (Anne Noble), Фиона Пардингтон (Fiona Pardington), Ивонн Тодд (Yvonne Todd), Майкл Парековаи (Michael Parekowhai) и Гэвин Хипкинс (Gavin Hipkins).
Международное искусство
Европейская коллекция включает полотна и скульптуры старых мастеров: Джамболоньи (Giambologna), Антониса ван Дейка (Anthony van Dyck), Питера Пауля Рубенса (Peter Paul Rubens), Тинторетто (Tintoretto). Барокко представлено натюрмортами Александра Коземанса (Alexander Coosemans) и работами Яна Брейгеля Младшего (Jan Brueghel the Younger). Британская школа портрета включает Джошуа Рейнольдса и Ангелику Кауфман (Angelica Kauffman).
Искусство XIX – XX веков охватывает движения от прерафаэлитов (Эдвард Бёрн-Джонс) до импрессионистов (Огюст Ренуар, Эдгар Дега) и постимпрессионистов (Анри де Тулуз-Лотрек, Морис де Вламинк, Уолтер Сикерт).
Модернизм представлен знаковыми именами: Пабло Пикассо (La Belle Hollandaise, 1905), Виллем де Кунинг, Бриджет Райли, Ив Танги, Хаим Сутин, Стэнли Спенсер и Жоан Миро (Joan Miró, 1893–1983). В фондах также находятся работы, связанные с движением Флюксус, и произведения современных художников: Георга Базелица (Georg Baselitz) и дуэта Гилберт и Джордж (Gilbert & George).
Скульптура XX века включает модернистов Жака Липшица (Jacques Lipchitz) и Энтони Каро (Anthony Caro), а также лауреатов премии Тёрнера: Рэйчел Уайтред (Rachel Whiteread) и Ричарда Лонга (Richard Long). Среди прочих заметны работы Габриэля Ороско, Рона Мьюека и Олафура Элиассона.
Фотографический раздел содержит снимки мирового уровня, включая работы Бернда и Хиллы Бехер, Томаса Руффа, Франка Тиля и Бита Штройли.
Полезная информация
Часы работы:
Ежедневно: с 10:00 до 17:00.
Галерея закрыта на Рождество и в Страстную пятницу. В День АНЗАК (25 апреля) открыта с 12:00 до 17:00.
Контакты:
Queensland Art Gallery (QAG)
Stanley Place, South Bank, Queensland, Australia
Тел.: +61 (07) 3840 7303
Почтовый адрес:
Queensland Art Gallery (QAG)
PO Box 3686, South Brisbane, Queensland 4101, Australia
Исторический контекст: Древнейшее искусство региона
Для понимания глубины художественной традиции Австралии важно учитывать недавние археологические данные. Датировка пещерной живописи Сулавеси (Индонезия) возрастом 37 900 лет до н.э. меняет представления о миграции искусства. Это открытие коррелирует с важнейшими памятниками на территории Австралии:
Наскальная живопись Убирра (ок. 30 000 лет до н.э.), Национальный парк Какаду, Арнем-Ленд.
Рисунок углём в Наварла Габарнманг (26 000 лет до н.э.), Арнем-Ленд. Древнейший в Австралии рисунок с радиоуглеродной датировкой.
Петроглифы полуострова Беррап (30 000 лет до н.э.), Пилбара.
Наскальное искусство Кимберли (ок. 30 000 лет до н.э.), Западная Австралия.
Рисунки Брэдшоу (Гвион-Гвион) (ок. 15 500 г. до н.э.), Кимберли.
Искусство пещеры Кунальда (18 000 лет до н.э.), Южная Австралия (пальцевые борозды на стенах).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?