Музей Рейна София:
Центр искусств королевы Софии читать ~3 мин.
Национальный музей «Центр искусств королевы Софии» (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía), часто именуемый просто Рейна София — государственный музей современного искусства в Испании. Официальное открытие постоянной коллекции состоялось в 1992 году.
Институция входит в знаменитый «Золотой треугольник искусств» Мадрида. В этот ансамбль, расположенный вблизи бульвара Пасео-дель-Прадо, также включены Музей Прадо и Музей Тиссена-Борнемисы. Рейна София считается одним из лучших художественных музеев Европы.
Основное внимание в экспозиции уделено испанской живописи XX века. Собрание гордится работами выдающихся мастеров: Пабло Пикассо (Pablo Picasso, 1881–1973), Жоана Миро (Joan Miró, 1893–1983) и сюрреалиста Сальвадора Дали (Salvador Dalí, 1904–1989).
Центральным экспонатом музея признано монументальное полотно Пабло Пикассо Герника (1937). Размеры картины впечатляют: высота составляет около 3,5 метров, а ширина достигает почти 7,8 метров. Это произведение стало символом трагедии гражданской войны и одной из самых узнаваемых картин прошлого столетия.
Архитектура и пространство
Главное здание музея занимает помещения бывшей Главной больницы Мадрида (Hospital General), построенной в XVIII веке. Проект в неоклассическом стиле разработал архитектор Франческо Сабатини (Francesco Sabatini). Строение функционировало как госпиталь вплоть до 1965 года, после чего получило статус историко-художественного памятника.
В начале XXI века музейный комплекс претерпел масштабную реконструкцию. В 2005 году открылось новое крыло, спроектированное французским архитектором Жаном Нувелем (Jean Nouvel). Современная пристройка отличается смелым дизайном, красным глянцевым фасадом и использованием композитных материалов, контрастируя со строгим камнем исторического корпуса Сабатини.
Музей располагает обширной публичной библиотекой, специализирующейся на истории искусств. Ее фонды насчитывают более 100 000 книг, 1000 видеоматериалов и 3500 аудиозаписей.
Структура коллекции
Музей ставит целью популяризацию творчества современных художников, начиная с конца XIX века. Деятельность центра не ограничивается хранением экспонатов: здесь регулярно проходят временные выставки, кинопоказы, научные конференции и перформансы.
Экспозиция выстроена как хронологическое продолжение коллекции соседа — музея Прадо. Прадо демонстрирует мировое искусство с XII века, включая шедевры испанского барокко, и завершает повествование началом XIX века (до рождения Пикассо).
Кроме современных картин, собрание Рейна София богато работами скульпторов XIX века и более поздних периодов. В фондах хранятся коллажи, эскизы, фотографии и видеоарт.
Испанский авангард и модернизм
Переломные моменты в искусстве рубежа XIX – XX веков иллюстрируют полотна испанских мастеров. Среди них выделяются работы фовиста Эрменехильдо Англада-Камараса (1871–1959) и портретиста Рамона Касаса (1866–1932). Мрачный экспрессионизм представлен творчеством Хосе Гутьерреса Соланы (1886–1945).
Импрессионистические и пейзажные традиции отражены в картинах Дарио де Регойоса (1857–1913) и каталонского модерниста Сантьяго Русиньоля (1861–1931). Значительное место занимают произведения Исидре Нонеля (1873–1911) и мастера света, автора морских пейзажей Хоакина Сорольи-и-Бастида (1863–1923).
В залах также можно увидеть работы кубистки Марии Бланшар (1881–1932) и живописца Игнасио Сулоаги (1870–1945), известного своим обращением к национальным испанским мотивам.
Европейский контекст
Испанские новаторы показаны в диалоге с европейскими коллегами. Кубист Хуан Грис (1887–1927) и скульптор Пабло Гаргальо (1881–1934) соседствуют с французскими мастерами. В экспозиции представлены работы сооснователя кубизма Жоржа Брака (1882–1963) и теоретика этого направления Альбера Глеза (1881–1953).
Индустриальная эстетика Фернана Леже (1881–1951) и пластика кубистского скульптора Жака Липшица (1891–1973) дополняют картину эпохи. Среди других европейских авторов выделяется итальянский скульптор Медардо Россо (1858–1928).
Движение орфизм представлено его основоположниками — Робером Делоне (1885–1941) и Соней Делоне (1885–1979). Дадаизм и ранний сюрреализм иллюстрируют произведения Франсиса Пикабиа (1879–1953). Конструктивистские идеи отражены в работах уругвайского мастера Хоакина Торреса Гарсии (1874–1949).
Особый интерес представляет коллекция сценических костюмов. Посетители могут увидеть эскизы и костюмы, созданные Оскаром Шлеммером (1888–1943), преподавателем школы Баухаус, для знаменитого «Триадического балета» 1922 года.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?