Боги Олимпа:
Аполлон читать ~260 мин.
2 Аполлон учится предсказывать будущее
3 Опасно оскорблять богов
4 Удар любовной стрелы
5 Аполлон получает лиру и сирингу
6 Аполлону брошен вызов
Аполлон
Для греков золотоволосый Аполлон олицетворял физическое и духовное совершенство. Он был богом света, музыки, поэзии и разума. Аполлон предводительствовал музами и исполнял прекрасную музыку на своей лире. Лавр, листьями которого венчали поэтов, был его священным растением. Аполлон и его сестра-близнец Артемида были детьми Зевса, царя олимпийских богов.

Однажды Зевс взглянул с Олимпа на Землю и влюбился в прекрасную титаниду Лето. Он решил быть с ней. Зная, что его жена Гера будет ревновать, Зевс превратился в лебедя, чтобы скрыть их союз.
Вскоре Лето забеременела. У Зевса было много романов, но ему никогда не удавалось долго скрывать их от Геры. В конце концов, Гера узнала о Лето. Услышав, что у них будет ребёнок, она пришла в ярость и прокляла Лето, запретив ей рожать в любом месте, куда проникает солнечный свет.
Лето была в отчаянии и скиталась по всей Греции в поисках убежища. Никто не принимал её, боясь гнева Геры. Наконец она прибыла на Делос – плавучий остров, настолько новый, что он ещё не был закреплён на морском дне. Местные жители радушно встретили её. В тени пальмы Лето родила божественных близнецов. Первой на свет появилась Артемида, прекрасная девушка с волосами цвета ночи. Всего через несколько минут после своего рождения она помогла матери родить Аполлона, чьи золотые волосы и кожа сияли, как солнце.
Вскоре Зевс забрал Аполлона и Артемиду на Олимп. Артемида стала богиней охоты и диких зверей, а Аполлон – богом света, музыки, поэзии и разума. Зевс подарил им серебряные луки и стрелы. Они прославились как непревзойдённые лучники, и им поклонялись во всем древнем мире.
Аполлон учится предсказывать будущее
Когда Аполлону было всего четыре дня от роду, он научился предсказывать будущее у Пана, козлоногого бога пастухов и лесов. Затем Аполлон отправился в Дельфы, самое священное место во всей Греции. Там жила жрица, которая, как и он, владела искусством прорицания.
Окрестности Дельф охранял Пифон, ужасный змей. Когда Аполлон приблизился, Пифон бросился на него, изрыгая огонь и яд. Но бог не испугался. Хоть ему и было всего четыре дня, Аполлон достал свой лук и осыпал чудовище серебряными стрелами. Он не прекращал стрелять, пока огромное тело Пифона, пронзённое тысячей стрел, не рухнуло замертво.
Аполлон объявил Дельфы своим святилищем. В честь победы над Пифоном главная жрица-прорицательница Дельфийского оракула стала называться пифией.
Вскоре Аполлон стал одним из важнейших олимпийских богов. И цари, и простолюдины съезжались со всего древнего мира, чтобы получить совет у его оракула в Дельфах.
Греки и римляне возводили храмы Аполлону и прославляли его как бога света и разума. Древние также поклонялись его сестре Артемиде и матери Лето. Все трое жили в гармонии с другими богами на горе Олимп.
Опасно оскорблять богов
Однажды Ниоба, высокомерная царица Фив, заявила своему народу, что она так же прекрасна, как Лето. Более того, Ниоба провозгласила себя выше богини, ведь у неё было семь прекрасных дочерей и семь красивых сыновей, в то время как у Лето – всего лишь одна дочь и один сын.
Артемида и Аполлон пришли в ярость. Смертные не могли безнаказанно сравнивать себя с богами. Божественные близнецы спустились на Землю, чтобы отомстить Ниобе. Артемида своими серебряными стрелами поразила всех её дочерей, а Аполлон убил всех семерых сыновей. Потеряв детей, убитая горем Ниоба осознала, как жестоко ошиблась, оскорбив богов. Она плакала бесчисленные дни и недели. Наконец Зевс сжалился над ней и превратил её в камень. Но горе Ниобы было так велико, что камень вечно продолжал источать слёзы.
Удар любовной стрелы
Аполлон гордился силой своего лука и стрел и не хотел, чтобы какой-либо другой бог владел таким же оружием. Однако лук и стрелы нравились и Эросу, богу любви. Аполлон велел Эросу убрать своё оружие, заявив, что оно принадлежит исключительно ему.
Эрос был возмущён. Его стрелы были стрелами любви, и он использовал их, чтобы зажигать в сердцах романтические чувства. Эрос решил преподать Аполлону урок. Он натянул свой лук и выстрелил одной из золотых стрел любви прямо в сердце Аполлона. В тот же миг взгляд бога упал на прекрасную нимфу Дафну, и он безнадёжно влюбился.
Однако для Дафны Эрос приготовил другую стрелу – со свинцовым наконечником, вызывавшую отвращение. Когда эта стрела пронзила её сердце, первым, кого она увидела, был Аполлон. Дафна в ужасе повернулась и побежала прочь. Аполлон погнался за ней. Когда он почти настиг её, испуганная нимфа воззвала о помощи к своему отцу, речному богу Пенею.
При первом же прикосновении руки Аполлона кожа Дафны огрубела, а ноги вросли в землю. Пеней превратил свою дочь в лавровое дерево! Любовь Аполлона была искренней, и он поклялся сделать лавр своим священным деревом.
Аполлон получает лиру и сирингу
Аполлон обладал многими талантами, но величайшим его даром была музыка. История о том, как он получил свой главный инструмент, лиру, связана с младенцем, коровами и черепахой.
Гермес, вестник богов, родился необычайно умным и хитрым ребёнком. В первый же день своей жизни он ускользнул от спящей матери и отправился на луг, где паслось стадо священных коров Аполлона. Он выбрал пятьдесят лучших коров и угнал их, заставив идти задом наперёд, чтобы следы вели в противоположную сторону. Двух из них он принёс в жертву богам, а часть мяса съел сам. Утолив голод, он поспешил домой.
По пути ему встретилась огромная черепаха. Гермес убил её, выдолбил панцирь и натянул на него жилы одной из жертвенных коров. Так он создал первую в мире лиру.
Тем временем Аполлон обнаружил пропажу своих коров. Он пытался найти их, но был сбит с толку следами, которые вели в никуда. Это была загадка! Аполлон отправился в Дельфы, чтобы посоветоваться с оракулом, и не поверил своим ушам, когда узнал, что вором был новорождённый Гермес.
Аполлон бросился к Гермесу и нашёл его спящим в колыбели. Он схватил младенца и обвинил его в краже. Гермес притворился, что ничего не понимает. Его мать Майя отругала Аполлона за то, что тот обвиняет её однодневного ребёнка, но Аполлон знал правду. Он отнёс Гермеса на Олимп, чтобы представить его суду Зевса.
Гермес снова попытался всё отрицать, но Зевс видел всё. Он заставил сына вернуть коров Аполлону.
Чтобы очаровать богов, Гермес принёс с собой своё творение, лиру, и начал играть. Музыка покорила Аполлона, и он предложил обменять коров на инструмент. Малыш Гермес согласился и вернулся на Землю, чтобы пасти своё новое стадо.
Проводя время с коровами, хитроумный Гермес изобрёл ещё один инструмент – сирингу, или флейту Пана. Когда Аполлон услышал чарующие мелодии, которые Гермес играл на сиринге, он попросил и этот инструмент. На этот раз Аполлон предложил в обмен свой золотой пастуший посох. Гермес согласился. С того дня Аполлона редко видели без лиры и сиринги. Боги на Олимпе были в восторге от его музыки, а смертные, вдохновлённые ею, сами начали играть на этих инструментах.
Аполлону брошен вызов
Любовь к музыке, вдохновлённая Аполлоном, распространилась по всему древнему миру. Многие смертные стали искусными музыкантами, но никто не осмеливался сравниться с самим богом. Лишь сатир Марсий бросил вызов Аполлону в музыкальном состязании. Аполлон принял вызов, но предупредил, что с проигравшего сдерут кожу. Участники договорились, что каждый выберет своих судей.
Марсий назначил судьёй царя Мидаса, а Аполлон – своих верных последовательниц, муз. (Девять муз: Каллиопа – эпической поэзии, Клио – истории, Эрато – любовной поэзии, Эвтерпа – музыки, Мельпомена – трагедии, Талия – комедии, Терпсихора – танца, Полигимния – священных гимнов, Урания – астрономии).
Первым выступал Аполлон, исполнив на своей лире великолепную песнь во славу богов. Затем сатир сыграл весёлую мелодию на своей двойной флейте. Музы отдали победу Аполлону, но Мидас назвал победителем Марсия. Тогда Аполлон перевернул свою лиру и заиграл на ней ещё лучше прежнего. Он велел Марсию сделать то же самое, но сатир не смог извлечь ни звука из перевёрнутой флейты.
Аполлон был объявлен победителем и исполнил свою угрозу, заживо содрав с Марсия кожу. А у царя Мидаса за его неверное суждение выросли ослиные уши.
Аполлон не раз проявлял себя как мстительный бог, когда смертные вызывали его гнев. Во время Троянской войны греческий вождь Агамемнон захватил в плен дочь Хриса, жреца Аполлона. Хрис взмолился к своему богу-покровителю, и тот ответил на его молитву. На девять дней Аполлон наслал на греческий лагерь чуму, унёсшую жизни многих воинов. Лишь на десятый день Агамемнон отпустил дочь Хриса, и Аполлон прекратил мор.
СЕМЬЯ: отец – Зевс (рим. Юпитер); мать – Лето (рим. Латона); сестра-близнец – Артемида (рим. Диана); сын – Асклепий.
В ИСКУССТВЕ: В древности Аполлона изображали чаще, чем любого другого бога. В его образе обычно сочетались мужественность и вечная молодость.
Статуя Аполлона когда-то украшала западный фронтон храма Зевса в Олимпии. Созданная около 460 года до н.э., она изображала бога как идеального юношу, сильного и прекрасного, чья протянутая рука несёт мир. Сейчас она находится в археологическом музее Олимпии.
На многих древних вазах изображён Аполлон. Одна из них, датируемая примерно 465 годом до н.э., запечатлела сцену, где Аполлон и Артемида убивают из луков детей надменной Ниобы. Эту вазу можно увидеть в Лувре в Париже.
«Аполлон Бельведерский», скульптура, созданная около 320 года до н.э. Леохаром, считалась древними греками одним из величайших образцов красоты человеческой формы. До наших дней дошла не греческая статуя, а её римская копия, которую можно увидеть в музее Пио-Клементино в Ватикане.
Многих художников вдохновляла история Аполлона и Дафны. Один из ярчайших примеров – «Аполлон и Дафна», мраморная скульптура, выполненная около 1625 года итальянским мастером Джан Лоренцо Бернини. Работа запечатлела момент, когда Дафна взывает к отцу, и тот превращает её в лавровое дерево. Её ноги уже начинают превращаться в ствол, а из пальцев прорастают листья. Эта скульптура выставлена в галерее Боргезе в Риме.
В ЛИТЕРАТУРЕ: В «Илиаде» Гомер описал сцену, где Хрис, жрец Аполлона, молит своего бога о мести Агамемнону. Аполлон отвечает на его мольбу и насылает на греков чуму. В этом отрывке Гомер так описывает действия бога:
“Так говорил он, моляся, и внял ему Феб-Аполлон. Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом, Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый; Громко крылатые стрелы звенели за рамой сердитой, В шествии бога; и шёл он, подобный таинственной ночи. Сел он далеко от судов и, серебряным луком звенящий, Стрелы на землю пустил; и ужасный со звоном раздался Скрежет его тетивы. В начале он поражал месков и праздных псов; но потом, изострив человекоистребительную стрелу, он поразил их самих. И костры погребальные для всех умерших горели быстро и яростно.”
— Гомер, «Илиада», книга 1 (пер. Н. Гнедича, адаптированный)
Римляне также писали об Аполлоне. В поэме «Метаморфозы» Овидий описал, как Аполлон оплакивал свою возлюбленную Дафну после её превращения в лавр:
“Оцепенение овладело её телом, и её нежная кожа покрылась тонкой корой. Её волосы превратились в листья, а руки – в ветви. Её ноги, столь быстрые прежде, вросли в землю, а голова стала вершиной дерева. Осталась лишь её сияющая красота. Но даже в этом новом облике Аполлон любил её… и бог взывал к ней: «Раз уж ты не можешь быть моей невестой, будь хотя бы моим деревом. Мои волосы, моя лира, мой колчан всегда будут украшены тобой, о лавр. Тобой римские полководцы будут венчать свои головы, когда радостные крики возвестят их триумф».”
— Овидий, «Метаморфозы», книга 1 (адаптированный пер.)
Гораздо позже Уильям Шекспир называл Аполлона богом музыки и учения. В «Бесплодных усилиях любви» он писал:
“Как сладкозвучна лютня Аполлона, Струной которой служит его волос.”
В «Зимней сказке» Шекспир ссылается на дар ясновидения Аполлона, когда герой Леонт обращается к оракулу в Дельфах.
Английский поэт XIX века Джон Китс написал «Гимн Аполлону». Этот отрывок взят из первой строфы:
“Бог золотого лука, И золотой лиры, И золотых волос, И золотого огня, Возница терпеливого года, Где-где спал твой гнев, Когда, как пустой идиот, я надел твой венок, Твой лавр, твою славу, Свет твоей истории, Или я был червём, слишком низко ползущим для смерти? О дельфийский Аполлон!”
«Гимн Аполлону», написанный английским поэтом Перси Биши Шелли, включает строфы, которые являются речами самого бога:
“Тогда я встаю и, взобравшись на голубой купол небесный, Я иду над горами и волнами, Оставляя свой халат на океанской пене.”
В КОСМОСЕ: В 1932 году немецкий астроном Карл Рейнмут открыл группу астероидов, названных «Аполлонами», орбиты некоторых из них пересекают орбиту Земли. В 1961 году президент США Джон Кеннеди объявил о начале космической программы «Аполлон», целью которой была высадка человека на Луну. 20 июля 1969 года мир наблюдал за кульминацией этой программы, когда астронавты Нил Армстронг, Эдвин «Базз» Олдрин и Майкл Коллинз высадились на Луне. 15 июля 1975 года космический корабль «Аполлон» состыковался на орбите Земли с советским кораблём «Союз-19».
ИСТОРИЯ СЛОВА: «Аполлонический» – это прилагательное, используемое для описания человека, обладающего чертами бога Аполлона (например, физической красотой).
Как философский термин, «аполлоническое начало» описывает стремление человека к равновесию, порядку и гармонии. Немецкий философ Фридрих Ницше утверждал, что в каждом человеке есть аполлоническое стремление к разуму и упорядоченности, которое он противопоставлял дионисийскому (стихийному) началу.
Пеан – это хвалебный или благодарственный гимн. В Древней Греции пеаны были тесно связаны с Аполлоном и исполнялись в его честь.
СОВРЕМЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ: Знаменитый театр «Аполло» в Гарлеме (Нью-Йорк) был назван в честь бога музыки. На его сцене выступали многие легендарные музыканты, в том числе Элла Фицджеральд, Майкл Джексон и Лорин Хилл.
Традиция возлагать лавровый венок на голову победителя спортивного состязания также связана с Аполлоном. Эта традиция была возрождена на летних Олимпийских играх 2004 года в Афинах, где каждый обладатель золотой медали был увенчан лавровым венком.
В ПОП-КУЛЬТУРЕ: Существует множество фильмов о миссиях NASA «Аполлон», но самым известным является «Аполлон-13» Рона Ховарда (1995) с Томом Хэнксом, Кевином Бейконом и Биллом Пэкстоном в главных ролях.
Театр «Аполло» стал местом съёмок нескольких телевизионных шоу, включая «Showtime at the Apollo» (1987–2008) и «Motown Returns to the Apollo» (1985).
Аполлон появлялся в комиксах ещё в 1938 году. Он часто сражается вместе с другими супергероями или противостоит Гераклу и другим мифическим персонажам.
В популярном телесериале «Звёздный крейсер ‘Галактика’» одного из главных героев зовут Капитан Аполло. Этот персонаж – отважный пилот и брат воительницы Афины. Они пытаются уберечь свой космический корабль от нападения сайлонов во время путешествия на Землю.
В НАУКЕ: Цифровая аудиоконсоль производства компании Calrec называется «Apollo».
Практически каждый древнегреческий и римский автор писал об Аполлоне. Гесиод упоминал его в «Теогонии», а Гомер – в «Илиаде» и «Одиссее». Гомеровский гимн Аполлону описывает поклонение богу, но, вероятно, был написан не самим Гомером. (Всего существует 34 гомеровских гимна, которые, по мнению большинства учёных, были созданы спустя несколько веков после жизни Гомера).
Аполлодор писал о боге в «Библиотеке» и «Эпитоме». В трудах Павсания («Описание Эллады») и Гигина («Мифы») также содержатся упоминания об Аполлоне. Он играет важную роль в «Эвменидах» Эсхила и упоминается в других греческих трагедиях. К священному оракулу Аполлона в Дельфах обращаются на протяжении всей «Истории» Геродота.
Многочисленные римские авторы также писали об Аполлоне. Истории о его отношениях с Дафной и Ниобой содержатся в «Метаморфозах» Овидия. В «Истории Рима от основания города» Ливия можно найти ценную информацию о поклонении Аполлону в Древнем Риме.
Далее Посейдон
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?