Боги Олимпа:
Юпитер читать ~272 мин.
Юпитер
Юпитер (или Иов) был царём римских богов, живших на горе Олимп. Юпитер был богом неба и молнии, а также защитником закона и справедливости. Его оружием была молния, которой он наказывал недовольных им смертных. Ему был посвящён Капитолий в Риме. Юпитер был важным стражем города. Орёл, баран и дуб были священны для Юпитера.
Юпитер был самой важной фигурой в римской мифологии. Римляне приносили ему жертвы и строили в его честь многочисленные храмы и святилища. Поскольку древние помещали статую бога внутри храма, они верили, что, построив множество храмов, смогут держать богов поблизости для защиты. Юпитер был богом просителей (людей, ищущих помощи или защиты) и торжественных клятв. Древние римляне молились Юпитеру больше, чем любому другому богу. Юпитер считался более могущественным, чем все остальные боги вместе взятые.
Камень обменивается на сына
Юпитеру было суждено стать царём олимпийских богов ещё до его рождения. Отец Юпитера, Сатурн, был царём титанов, первой расы богов, правивших Землёй. Существовало пророчество, что Сатурн будет свергнут одним из своих собственных детей. Сатурн знал об этом пророчестве. Поэтому, когда его жена Кибела родила детей, Сатурн проглотил каждого из них. Но когда родился шестой ребёнок, Кибела быстро спрятала его от Сатурна. Она завернула в пелены большой камень и отдала его Сатурну. Подумав, что этот камень – его новорождённый сын, Сатурн проглотил камень. Когда все его дети оказались в его желудке, Сатурн почувствовал уверенность в том, что никто из них никогда не сможет его свергнуть.
Шестым ребёнком Сатурна и Кибелы был бог Юпитер. Даже будучи маленьким ребёнком, он был сияющим, его кожа сияла, как солнце. Кибела бежала с младенцем Юпитером на соседний остров Крит, опасаясь гнева Сатурна, если он обнаружит её обман. Юпитер рос под присмотром нежных нимф и волшебной козы по имени Амалтея. Амброзия и нектар, пища и питье бессмертных богов, текли из рогов Амалтеи. Юпитер быстро рос, и вскоре он был готов принять свою судьбу и свергнуть отца.
Братья и сестры объединились за Юпитером
Юпитер женился на Метис, дочери титана Океана, бога океана. Метис была богиней мудрого совета. Метис предложила Юпитеру помощь в свержении Сатурна. Она предупредила Юпитера, что не стоит сражаться с Сатурном в одиночку, потому что другие титаны обязательно придут на помощь Сатурну.
Тем временем Метис накормила Сатурна травой, которая, по его мнению, сделала его непобедимым. Но вместо этого он заболел, и его вырвало пятью детьми, братьями и сёстрами Юпитера: Юнону, Цереру, Нептун, Плутон и Весту.
Дети Сатурна, получив свободу, начали планировать, как они свергнут своего отца. Им помогали циклопы, одноглазые великаны, которые были мастерами кузнечного дела, и трехсотрукие гиганты. Вместе со своими союзниками Юпитер смог восстать против Сатурна и победить его.
Юпитер и его братья и сестры стали верховными богами Земли и поселились на горе Олимп, самой высокой горе в Греции. Три брата – Юпитер, Нептун и Плутон – тянули жребий, чтобы решить, кто станет новым царём богов. Первым выпал жребий Юпитеру, и он выбрал своим владением небо и небеса. Нептун стал вторым и выбрал своим царством бескрайнее море. Плутон вытянул последним и стал правителем подземного мира, куда, как считали римляне, попадают души после смерти. Земля была открыта для всех богов. Циклопы изготовили для Юпитера могучие молнии, сделав его самым могущественным из всех олимпийских богов.
У Юпитера много детей
Будучи самым могущественным богом во Вселенной, Юпитер мог взять себе в царицы любую женщину, какую захочет. Он выбрал свою сестру Юнону. Вскоре она родила ему четырёх божественных детей. У них было два сына, Марс и Вулкан, и две дочери, Ювентас и Илития. Марс стал богом войны, а Вулкан – богом огня и кузнецов. Илития помогала Юноне как богиня деторождения, а Ювентас стала богиней вечной молодости и виночерпием богов. Юпитер также стал отцом Прозерпины от своей сестры Цереры, богини урожая.
Юпитер родил ещё пять олимпийских богов. Это были Меркурий, бог воров, пастухов и путешественников, вестник Олимпа; Минерва, богиня мудрости и военной стратегии, которая выросла из головы Юпитера; Вакх, бог вина и веселья; и близнецы Диана и Аполлон. Диана была богиней охоты, а Аполлон – богом солнечного света, разума и музыки.
Юпитер имел детей от других бессмертных и стал отцом судеб, граций, муз и часов, а также Юстиции, богини правосудия, и Пакс, богини мира.
Юпитер в образе белого быка
Юпитеру и олимпийским богам поклонялись во всем римском мире. Но Юпитеру вскоре наскучила жизнь на горе Олимп, и он отправился на Землю. Там он взял в любовницы десятки прекрасных смертных женщин и родил бесчисленное множество детей, в том числе великого героя Геракла. Чтобы сохранить свои любовные похождения в тайне от своей жены Юноны, Юпитер часто превращал себя или своих смертных возлюбленных в животных или другие формы.
Например, когда Юпитер увидел прекрасную женщину Европу, он превратился в красивого белого быка и подошёл к ней, когда она собирала цветы в поле. Сначала Европа испугалась быка, но позволила ему подойти к себе и вскоре обнаружила, что он невероятно ласков. Бык позволил ей погладить его по голове, и она надела ему на шею гирлянду из цветов. Однако, когда она осмелилась взобраться на его спину, бык унёс её на остров Крит. Тогда Юпитер снова превратился в свой обычный облик и сделал Европу своей возлюбленной.
Бог справедливости, но не злите его
Римляне считали Юпитера богом справедливости и праведности. Он изобрёл систему закона и порядка, поддерживал святость клятв, защищал тех, кто искал помощи или защиты, а также управлял государством, домом и семьёй. По этой причине римляне посвящали Юпитеру свои места политических собраний и суды. В мифологии, однако, Юпитер вершил правосудие по-своему. Если кто-то из смертных гневался на него, Юпитер мог мгновенно убить его или её, метнув одну из своих молний.
Непредсказуемые и сильные грозы часто интерпретировались смертными как знаки гнева Юпитера за какую-то человеческую несправедливость. Молнии и громы Юпитера, хотя зачастую они были жестокими и смертоносными, вновь приводили мир в порядок.
История Эскулапия – пример того, как Юпитер поддерживал порядок в мире. Эскулап был великим врачом древнего мира, и люди преодолевали огромные расстояния, чтобы вылечиться у него. В конце концов Эскулапий обрёл способность возвращать мёртвых к жизни. Юпитер разгневался на Эскулапия, так как не мог допустить, чтобы смертные люди думали, что им удастся избежать смерти. В гневе Юпитер обрушил на Эскулапия молнию, которая мгновенно убила его.
Белый становится богом света
Юпитер был настолько важен, что римляне построили в его честь первый храм в Риме. Как царь всех богов, Юпитер традиционно почитался самым большим храмом по отношению к храмам других богов. Юпитеру часто поклонялись как Jupiter Optimus Maximus («самый большой и самый лучший»).
Как бог неба и молний, большинство предметов, изображавших его, были белого цвета. Когда избирался новый римский консул (глава государства), в день инаугурации он надевал белую одежду и приносил жертву перед храмом Юпитера.
Римляне верили, что Юпитер ездит на квадриге – колеснице, запряжённой четвёркой белых лошадей. Во время публичных шествий и парадов римские императоры ездили в такой колеснице, чтобы напомнить людям, что император так же могущественен на земле, как Юпитер на небе.
Поскольку баран был священен для Юпитера, люди по всему римскому миру приносили в жертву белых баранов в его честь. Капитолий в Риме был посвящён Юпитеру, который считался хранителем этого города.
СЕМЬЯ: отец – Сатурн; мать – Кибела; братья – Нептун и Плутон; сестры – Веста, Юнона и Церера; жены – Метис и Юнона; сыновья – Вулкан, Марс, Аполлон, Меркурий, Вакх, Геракл, Персей и многие другие; дочери – Минерва, Диана, Прозерпина и многие другие.
В ИСКУССТВЕ: В древнеримском искусстве Юпитер часто напоминал царя греческих богов Зевса. Его часто изображали с сильным, мускулистым телосложением и носящим бороду. Он всегда изображается физически зрелым, как властный отец. Обычно он изображается с орлом на боку. Обычно он носит с собой посох или грозные молнии.
Известное современное художественное изображение Юпитера, Юпитер и Тетис, было создано в 1811 году французским художником Жаном-Огюстом-Домиником Энгрэсом. Юпитер изображён сидящим на своём троне в облаках. Рядом с ним парит его священная птица – орёл. На картине изображена сцена из «Илиады» Гомера, в которой морская богиня Фетида обращается с мольбой к Юпитеру, прося его помочь её сыну Ахиллу. Акт мольбы – смиренной просьбы о чем-то, что обычно находится за пределами обычных возможностей, – сопровождался обычным набором жестов. Как пишет Гомер в «Илиаде»:
Фетида нашла широкобрового сына Кроноса (то есть Юпитера), сидящего отдельно от других богов на самой высокой вершине широкого Олимпа. Она опустилась перед ним на корточки и левой рукой обхватила его колени, а правой коснулась нижней части его бороды. Так она молила и говорила с владыкой Юпитером, сыном Кроноса.
— Гомер, Илиада, книга 1
Знаменитая мраморная статуя Джорджа Вашингтона, изваянная Горацио Грино в 1840 году, изображает «отца страны» в образе Юпитера, «отца богов и людей». На этой статуе Джордж Вашингтон сидит, как римский консул, но его обнажённая грудь и поднятая рука наводят на мысль о Юпитере. Изображение Вашингтона работы Гриноу, которое в XIX веке подверглось широкой критике за то, что первый американский президент был изображён без рубашки, является частью коллекции Смитсоновского института в Вашингтоне, округ Колумбия.
В ЛИТЕРАТУРЕ: Одним из самых интересных литературных произведений о римской мифологии являются «Метаморфозы» Овидия. Название этой длинной поэмы происходит от того, что мифологические фигуры – особенно Юпитер – часто превращались в различные формы. Юпитер часто превращал себя или своих возлюбленных, когда пытался сохранить свои дела в тайне от Юноны. В этом отрывке Юпитер замышляет, как заставить смертную женщину Европу влюбиться в него. Овидий (который вместо имени Юпитер использовал имя Юпитер) описал сцену, в которой Европа подходит к прекрасному белому быку, который на самом деле был самим Юпитером:
И вот отец и владыка богов, который держит в правой руке трёхрогую молнию, чей кивок сотрясает мир, отложил своё царское величие вместе со скипетром и принял облик быка.
Его цвет был белым, как нетронутый снег, который ещё не растаял от дождливого южного ветра.
Мускулы на шее округлились, рога были небольшие, но совершенной формы, словно вырезанные рукой художника, чище и прозрачнее жемчуга.
Его брови и глаза не внушали страха, и все его выражение лица было спокойным.
Дочь Агенора (Европа) смотрела на него с удивлённым восхищением, ведь он был так красив и приветлив.
Но, хотя он казался таким нежным, она сначала боялась прикоснуться к нему.
Вскоре она приблизилась и поднесла цветы к его белоснежным губам.
Принцесса даже осмелилась сесть ему на спину, не зная, на кого она опирается.
Постепенно бог удаляется от суши и ступает своими копытами по мелководью; затем он уходит все дальше и вскоре уже летит со своей наградой по открытому океану.
Она дрожит от страха и оглядывается на удаляющийся берег, одной рукой держась за рог, а другой опираясь на спину существа.
А её развевающиеся одежды развеваются за ней на ветру.
— Овидий, Метаморфозы, книга 2
В своей «Истории Рима» Ливий рассказывает о том, как первый храм в Риме был посвящён Юпитеру. Ромул, легендарный основатель Рима, был также первым царём Рима, и он посвятил этот храм Юпитеру Феретриусу, что означает «Юпитер Ударный». Это название раскрывает распространённое в римском мире представление о характере Юпитера: на него можно было рассчитывать, когда он поражал врагов или преступников своими молниями. В этом отрывке Ромул посвящает Юпитеру доспехи поверженного врага:
Он (Ромул) разбил их войско и обратил его в бегство, преследовал его, когда оно было разбито, срубил их царя в бою и лишил его доспехов, и, убив вражеского вождя, взял город с первого штурма.
Затем, отведя назад свою победоносную армию, будучи человеком, как отличавшимся своими достижениями, так и умевшим представить их в самом выгодном свете, он взошёл на Капитолий, неся на переносной раме, ловко придуманной для этой цели, трофеи вражеского полководца, которого он убил: Там, положив их у подножия священного для пастухов дуба, одновременно с подношением, он наметил границы для храма Юпитера и дал богу фамилию.
«Юпитер Феретрий, – сказал он, – я, царь Ромул, победитель своих врагов, приношу тебе это царское оружие и посвящаю тебе храм в тех кварталах, которые я только что мысленно выделил, чтобы он стал местом отдыха для spolia opima, которые потомки, следуя моему примеру, принесут сюда, убив царей или генералов врага».
Таково происхождение этого храма, первого, который когда-либо был освящён в Риме.
— Ливий, История Рима, книга 1, глава 9
Поэт и драматург Уильям Шекспир использовал термин Jove как взаимозаменяемый с христианским Богом и много раз упоминал Юпитера в своих произведениях. В четвёртой сцене второго акта своей пьесы «Генрих V» Шекспир использует Юпитера и его гром в сходстве:
Поэтому в яростной буре он идёт,
В громе и в землетрясении, как Юпитер.
В своей пьесе «Укрощение строптивой» Шекспир описывает женскую красоту, ссылаясь на историю Юпитера и Европы:
Я да, я видел в её лице милую красоту,
Такую, как у дочери Агенора,
Что заставило великого Юпитера склонить его к её руке,
И, преклонив колени, он поцеловал критский берег.
— Акт I сцена 1
В КОСМОСЕ: Юпитер – пятая планета от Солнца и самая большая планета Солнечной системы. Для обращения вокруг Солнца Юпитеру требуется 12 лет, а его магнитное поле в 14 раз сильнее земного. У него 16 естественных спутников (лун), некоторые из которых названы в честь мифологических возлюбленных Юпитера: Европа, Ио, Каллисто, Ганимед и Леда.
ИСТОРИЯ СЛОВА: Поскольку иудео-христианская культура запрещает употреблять имя Бога всуе, некоторые люди произносят клятву «By Jove» как выражение удивления или изумления. Ссылаясь на имя бога, которому больше не поклоняются, люди считают «By Jove» морально приемлемым, тогда как «By God» было бы оскорбительным.
Английское слово «jovial», относящееся к людям, родившимся под знаком Юпитера, означает весёлый и беззаботный.
Французское слово jeudi и испанское слово jueves происходят от латинского термина Jovis dies, что означает «день Юпитера». В английском языке этот день называется Thursday, от Thor’s Day; Thor был норвежской версией Юпитера.
Римляне молились Юпитеру больше, чем любому другому богу, и почти каждый римский писатель упоминал его в своих произведениях. В «Истории Рима» Ливия содержится ценная информация о том, как поклонялись Юпитеру в римском мире. Метаморфозы Овидия – бесценный текст, в нём содержится подробное описание множества мифов, в большинстве из которых фигурирует Юпитер. Юпитер упоминается Вергилием в его эпической поэме «Энеида».
Далее Меркурий
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?