Андреа дель Сарто: флорентийский художник эпохи Возрождения читать ~5 мин.
Один из великих старых мастеров эпохи Высокого Возрождения, итальянский живописец Андреа дель Сарто (настоящее имя Андреа д’Аньоло) стал ведущим художником эпохи Возрождения во Флоренции примерно с 1510 года, после того как Леонардо, Микеланджело и Рафаэль уехали в Рим. Мастер фресковой живописи – свидетельствуют его Чудеса в Сан-Филиппо Беницци (1509-10), Рождение Девы Марии (1514) и Мадонна дель Сакко (1525), все в Сантиссима-Аннунциата, Флоренция – он также создал великие алтарные картины, как в Мадонне с гарпиями (1517, Галерея Уффици) и Успении Богородицы (1526, Палаццо Питти), а также портреты – см. Портрет молодого человека (ок. 1517, Национальная галерея, Лондон) и Баччо Бандинелли (ок. 1520, Уффици).
Хотя Андреа дель Сарто затмили Микеланджело и Рафаэль, он входит в число лучших художников Высокого Возрождения, не только благодаря своему чувству цвета и изящным маслам, фрескам и рисункам, но и за его влияние на таких маньеристов, как Якопо Понтормо (1494-1556), Россо Фьорентино (1494-1540), Франческо Сальвиати (1510-1563) и Джорджо Вазари (1511-1574). Нелепый и неточный рассказ последнего об Андреа сильно подпортил посмертную репутацию флорентийца. За исключением визита в Рим (ок. 1511-12 гг.) и 12-месячной поездки в Париж в 1518-19 гг. для выполнения нескольких заказов для Франциска I, Андреа дель Сарто почти всю свою жизнь провёл во Флоренции.
Ранняя жизнь
Урождённый Андреа д’Аньоло, но прозванный «дель Сарто» (сын портного) в честь профессии своего отца, он сначала обучался ювелирному делу, а затем стал художником под руководством Джан Бариле, Пьеро ди Козимо (1462-1522) и позже Раффаэллино дель Гарбо. В 1508 году он был принят в гильдию Медичи и Специалы, а с 1511 года работал в одной мастерской с Якопо Сансовино и Франчабиджо. Впервые он заявил о себе, выполнив программу фресковой живописи с изображением Чудес святого Филиппо Беницци (1509-10) для базилики (Santissima Annunziata) монастыря сервитов во Флоренции, где он работал вместе с другими фресковыми художниками, такими как Франчиабиджо и Андреа Фельтрини.
Кроме того, он написал Благовещение в монастыре Святого Галло (1511), а также ряд гризайльных картин в Кьостро делло Скальцо Скальци во Флоренции (1511-26), иллюстрирующих жизнь Иоанна Крестителя. После этого, в 1512 году, он женился на Лукреции (дель Феде), которая впоследствии послужила моделью для ряда его Мадонн, Затем он выполнил свои самые знаменитые фрески – Рождение Девы (1514) и Мадонна дель Сакко (1525), в которых удалось соединить элементы Леонардо (1452-1519) и Доменико Гирландайо (1449-1494), а также Фра Бартоломео (1472-1517) и которые служат примером стиля Высокого Возрождения во Флоренции.
Мадонна с гарпиями
В 1517 году Андреа дель Сарто создал одну из своих самых известных религиозных картин – алтарный образ под названием Мадонна с гарпиями (Мадонна делле Арпи). Заказанный флорентийским монастырём Сан-Франческо деи Маччи, этот шедевр живописи Высокого Возрождения изображает Деву с младенцем, стоящую на пьедестале, по бокам от которой стоят ангелы и два святых (Иоанн Евангелист и святой Франциск). Пьедестал украшен фигурками ангелов, ошибочно истолкованными Вазари как «гарпии» (итал. arpie) или злые демоны женского пола в форме птиц. Пирамидообразная композиция, подобно «Сикстинской мадонне» Рафаэля (1513) и «Мадонне в скалах» да Винчи (1484) – см. также аналогичные работы самого Андреа дель Сарто, такие как «Дева с младенцем и святым и ангелом» (1522, Прадо, Мадрид) и Сакра Фамилья Медичи (Богородица с младенцем и святой Елизаветой и Иоанном Крестителем) (1529, Палаццо Питти) – Мадонна с гарпиями сочетает лиризм Леонардо с элегантностью и грацией Рафаэля. Она считается одной из величайших картин позднего флорентийского Возрождения.
Последние работы
В 1518 году Андреа дель Сарто отправился в Париж, где провёл около года при дворе французского короля Франциска I, завершив несколько произведений религиозного искусства. Однако к 1520 году он вернулся во Флоренцию, где возобновил работу в монастырях Скальцо и Сантиссима Аннунциата. Одной из его последних работ является «Тайная вечеря» (1526-7, Museo del Cenacolo di San Salvi, Флоренция), фресковая роспись, созданная на основе аналогичных работ Леонардо, Альбрехта Дюрера и Рафаэля. На ней изображена яркая серия портретов Христа и его двенадцати учеников, выделенных сияющим цветом и расположенных горизонтально в простой архитектурной обстановке. Андреа дель Сарто умер от чумы во Флоренции в возрасте 43 лет.
Наследие
Андреа дель Сарто высоко ценил Микеланджело, проявлял заметный интерес к цвету и атмосфере: его Мадонны, например, отличаются мягкой атмосферностью и богатством цвета, совершенно отличными от линейной сосредоточенности и ярких оттенков в живописи Боттичелли и Гирландайо. Кроме того, грациозность и изящество его фигур очень близки к Рафаэлю. Например, в 1523 году он написал копию портретной группы папы Льва X работы Рафаэля, которая была настолько близка к оригиналу, что даже ближайший помощник Рафаэля Джулио Романо (1499-1546) был полностью одурачен.
Кроме того, он тщательно выполнял подготовительные рисунки перед написанием картин – необычная привычка, которая послужила образцом для последующих художников. Это лишь некоторые из причин, по которым его считают величайшим мастером чинквеченто Высокого Возрождения во Флоренции и важным предшественником маньеризма.
Среди его учеников и последователей – Якопо Понтормо, Франческо Сальвиати и Якопино дель Конте, а также Бернардо дель Буда, Ламберто Ломбарди, Фьорентино и Андреа Скваццелла. Кроме того, его живопись оказала сильное влияние на Людовико Карраччи (1555-1619) и его двоюродного брата Агостино Карраччи (1557-1602), соучредителей Болонской школы живописи в Болонье.
Картины Андреа дель Сарто можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, например, в галерее Уффици во Флоренции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?