Андреа дель Сарто:
флорентийский художник эпохи Возрождения читать ~4 мин.
Один из великих старых мастеров эпохи Высокого Возрождения, итальянский живописец Андреа дель Сарто (итал. Andrea del Sarto; настоящее имя — Андреа д’Аньоло) стал ведущим художником флорентийского Ренессанса примерно с 1510 года, после отъезда Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля в Рим. Он был мастером фресковой живописи, о чём свидетельствуют его работы «Чудеса святого Филиппо Беницци» (1509–1510), «Рождение Девы» (1514) и «Мадонна дель Сакко» (1525) в церкви Сантиссима-Аннунциата во Флоренции. Дель Сарто также создавал величественные алтарные образы, такие как «Мадонна с гарпиями» (1517, Галерея Уффици) и «Успение Богородицы» (1526, Палаццо Питти), и писал портреты, среди которых «Портрет молодого человека» (ок. 1517, Национальная галерея, Лондон) и «Баччо Бандинелли» (ок. 1520, Уффици).
Хотя Андреа дель Сарто находился в тени таких гигантов, как Микеланджело и Рафаэль, он по праву входит в число лучших художников Высокого Возрождения. Его ценили за тонкое чувство цвета, изящество масляной живописи, фресок и рисунков, а также за влияние на следующее поколение мастеров, включая маньеристов Якопо Понтормо (1494–1556), Россо Фьорентино (1494–1540), Франческо Сальвиати (1510–1563) и Джорджо Вазари (1511–1574). Предвзятый и не всегда точный рассказ последнего об Андреа в «Жизнеописаниях» надолго повредил посмертной репутации художника. За исключением поездки в Рим (ок. 1511–1512) и годичного пребывания в Париже (1518–1519) по приглашению короля Франциска I, дель Сарто провёл почти всю свою жизнь во Флоренции.
Ранние годы
Андреа д’Аньоло получил прозвище «дель Сарто» (сын портного) по профессии своего отца. Он начал обучение как ювелир, а затем учился живописи у Джан Бариле, Пьеро ди Козимо (1462–1522) и Раффаэллино дель Гарбо. В 1508 году его приняли в гильдию врачей и фармацевтов (Arte dei Medici e Speziali), куда входили и художники. С 1511 года он делил мастерскую с Якопо Сансовино и Франчабиджо. Первую известность ему принёс цикл фресок «Чудеса святого Филиппо Беницци» (1509–1510) для атриума базилики Сантиссима-Аннунциата.
Художник также выполнил ряд гризайльных росписей в Кьостро делло Скальцо (1511–1526), иллюстрирующих жизнь Иоанна Крестителя. В 1512 году он женился на Лукреции дель Феде, ставшей моделью для многих его мадонн. Позднее он создал свои самые знаменитые фрески — «Рождение Девы» (1514) и «Мадонна дель Сакко» (1525). В этих работах он гармонично соединил наследие Леонардо да Винчи, Доменико Гирландайо и Фра Бартоломео, создав эталонные произведения флорентийского Высокого Возрождения.
Мадонна с гарпиями
В 1517 году Андреа дель Сарто написал одну из своих самых известных религиозных картин — алтарный образ «Мадонна с гарпиями». Это произведение живописи Высокого Возрождения, заказанное монастырём Сан-Франческо-деи-Маччи, изображает Деву с Младенцем на пьедестале в окружении двух святых — Иоанна Евангелиста и Франциска Ассизского. Своё название картина получила из-за Вазари, который ошибочно принял вырезанные на пьедестале фигуры сфинксов за гарпий. Пирамидальная композиция, характерная для эпохи, сочетает лиризм Леонардо с элегантностью и грацией Рафаэля. Картина считается одним из величайших шедевров позднего флорентийского Возрождения.
Последние работы
В 1518 году Андреа дель Сарто отправился в Париж, где около года работал при дворе короля Франциска I, создавая произведения религиозного искусства. К 1520 году он вернулся во Флоренцию и возобновил работу в монастырях Скальцо и Сантиссима-Аннунциата. Одной из его последних монументальных работ стала «Тайная вечеря» (1526–1527) в трапезной монастыря Сан-Сальви. В этой фреске, созданной под влиянием работ Леонардо, Дюрера и Рафаэля, он представил яркую галерею портретов Христа и апостолов, выделенных сияющим цветом. Андреа дель Сарто умер от чумы во Флоренции в возрасте 43 лет.
Наследие
Творчество Андреа дель Сарто высоко ценил Микеланджело. Художник проявлял особый интерес к цвету и атмосфере. Его мадонны отличаются мягкостью и богатством колорита, что отличает их от работ Боттичелли и Гирландайо с их акцентом на линии. Изящество и грация его фигур сближают его с Рафаэлем. В 1523 году дель Сарто создал копию портрета папы Льва X кисти Рафаэля, настолько точную, что она ввела в заблуждение даже ближайшего помощника Рафаэля, Джулио Романо.
Привычка художника тщательно готовить рисунки перед созданием картин стала образцом для последующих поколений. Эти качества позволяют считать его ведущим мастером чинквеченто во Флоренции и важным предшественником маньеризма.
Среди его учеников и последователей были Якопо Понтормо, Франческо Сальвиати и Якопино дель Конте. Живопись дель Сарто также оказала сильное влияние на Людовико Карраччи (1555–1619) и его двоюродного брата Агостино Карраччи (1557–1602), основателей болонской школы живописи.
Работы Андреа дель Сарто хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, включая галерею Уффици во Флоренции, Палаццо Питти, Прадо в Мадриде и Лувр в Париже.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?