Ангелика Кауфман: швейцарская портретистка, стиль рококо читать ~5 мин.
Одна из крупнейших художников рококо швейцарской школы, художница Ангелика Кауфман также связана с неоклассической живописью, в основном через её исторические картины и мифологические повествования, которыми она занималась под влиянием Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768). Однако её настоящей сильной стороной было искусство рококо, в частности портреты, а также женские декоративные изделия, некоторые из которых стали популярным источником мотивов для фарфоровых заводов. В своём декоративном искусстве она также сотрудничала с Робертом Адамом (1728-1792) и другими архитекторами, разрабатывая многочисленные проекты интерьеров в стиле неоклассической архитектуры.
Чрезвычайно культурная дама, чей дом в Риме был местом встреч художников и учёных, Ангелика Кауффманн написала множество портретов, среди которых: Портрет семьи Фердинанда IV (1784, Музей Каподимонте, Неаполь), Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте (1787, Национальный музей Гёте, Веймар), Автопортрет, разрывающийся между музыкой и живописью (1792, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва), Портрет Людвига I Баварского как наследного принца (1807, Новая пинакотека, Мюнхен). Наряду с французской портретисткой Элизабет Виже-Лебрён (1755-1842) и итальянской художницей Розальбой Карриера (1675-1757), Ангелика Кауфман была одной из трёх самых значительных женщин-живописцев XVIII века. Важным современником мужчины был французский художник Жан-Батист Грёз (1725-1805).
Ранние годы
Кауфман родилась в швейцарском городе Чур, но большую часть жизни провела в Лондоне и Риме. В юности она овладела итальянским, английским и французским языками в дополнение к немецкому, своему родному языку, а также считалась художественным вундеркиндом. Раннее обучение рисунку и масляной живописи она получила от своего отца, портретиста и фрескиста Иоганна Йозефа Кауфмана (1707-1782). Кроме того, она была очень талантливой певицей и (как показывает более поздний автопортрет) разрывалась между музыкальной и живописной карьерой.
Изучает старых мастеров эпохи Возрождения в Италии
В 1760 году в сопровождении отца Кауффманн посетила Италию, чтобы изучить картины старых мастеров, а также познакомиться с искусством Возрождения и архитектурой. В 1762 году она поселилась в Риме, где нашла достойного наставника в лице немецкого академика и археолога Иоганна Иоахима Винкельмана (1717-1768). Он был одной из ведущих фигур движения неоклассического искусства – реакции на преувеличения барочной живописи и чрезмерное украшательство рококо; для него характерно возвращение к ясной, простой красоте итальянского Возрождения.
Винкельман поощрял Ангелику к написанию исторических и классических мифологических сцен, которые рассматривались академиями как высшая форма искусства – по крайней мере, согласно официальной «Иерархии жанров».
Кауффман также познакомилась с рядом других ведущих деятелей культуры, включая итальянских художников Помпео Батони (1708-1787), Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778), австрийского живописца Антона фон Марона (1731-1808) и шотландского художника Гэвина Гамильтона (1723-1798). Находясь в Риме, она нашла готовых заказчиков для своих портретов в стиле рококо и неоклассицизма среди именитых туристов (в основном из Англии), посетивших Рим в рамках «Большого тура» по Европе.
Портретист в Лондоне
В 1766 году она переехала в Лондон, где оставалась в течение 15 лет. Затем последовала беспрецедентно успешная карьера, в ходе которой она получила множество заказов и официальных наград. В 1768 году она была избрана членом Королевской академии художеств в Лондоне, основанной Джошуа Рейнольдсом (1723-1792), горячим поклонником её творчества. (Кауфман и Мэри Мозер были единственными женщинами из 36 членов-основателей Королевской академии). Она уже была членом академий во Флоренции, Риме и Болонье.
В Лондоне её основной деятельностью было портретное искусство, включая автопортреты, которые она выполняла, чтобы привлечь внимание потенциальных покровителей. Кроме того, она увлекалась исторической живописью, предпочитая писать известных героинь классической истории (в том числе Лукрецию, Ифигению, Пенелопу и Виргинию), которые символизировали определённые женские добродетели. (Кауфман писала свои сцены классической мифологии в то же время, когда велись раскопки фресок Помпеи).
Возвращение в Рим
В 1781 году Кауфман вышла замуж за своего второго мужа, венецианского ведута художника Антонио Цукки (1726-1795) – современника Каналетто (1697-1768), Франческо Гварди (1712-1793) и Бернардо Беллотто (1720-1780), а в 1782 году супруги переехали в дом Case de’Stefanoni на Via Gregoriana в Риме, где Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) жил и работал в качестве преемника Пьера Сублейраса.
Этот элегантно обставленный дом вскоре стал одним из центров активной светской жизни города. Художники и друзья, в большинстве своём иностранцы, встречались здесь, окружённые коллекцией масляных картин, скульптур, гипсовых слепков и книг художницы. Она была прекрасным гидом и считала своей личной обязанностью показывать видным политическим, научным и культурным деятелям «Рим древних». Вместе с ними она посещала архитектурные памятники классической древности, а также великолепные городские коллекции картин и скульптур. Воскресные художественные экскурсии с Иоганном Вольфгангом фон Гёте (1749-1832) во время его пребывания в Риме с 1786 по 1788 год вошли в анналы истории искусства.
Репутация
Похвалы Кауфманн удостаивались ещё при жизни. Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) назвал её «самой культурной женщиной в Европе». Немецкий писатель Гёте, близко общавшийся с художницей, в своих «Путешествиях по Италии», начатых в 1787 году, описывал её как женщину, “очень чувствительную ко всему прекрасному, истинному и нежному, а также невероятно скромную”, и хвалил её как “женщину поистине огромного таланта”. В «Римском карнавале» (1789) он присвоил ей почётное звание “самой выдающейся женщины-художника века”.
Похороны
7 ноября 1807 года жители Рима стали свидетелями уникального зрелища – похорон по проекту скульптора Антонио Кановы (1757-1822). Огромная толпа простых граждан, 50 священников, 50 монахов-капуцинов, прелаты в тяжёлых церемониальных одеждах и другие провожали в последний путь художницу Ангелику Кауфман. Девушки в костюмах классического стиля шли рядом с катафалком, словно сошедшие с одной из картин покойной художницы. Сразу за ними шли глава Римской академии и другие представители мира искусства. В похоронной процессии несли две её картины, а также скульптуру Кановы, изображающую правую руку художницы на бархатной подушке с рабочими принадлежностями, окружённую лавровым венком.
Картины Ангелики Кауфман можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?