Ангелика Кауфман:
швейцарская портретистка, стиль рококо читать ~5 мин.
Ангелика Кауфман — одна из крупнейших художниц рококо швейцарской школы. Её творчество также тесно связано с неоклассической живописью. Влияние Иоганна Иоахима Винкельмана (1717–1768) проявилось в её исторических картинах и мифологических сюжетах. Тем не менее её подлинной сильной стороной оставались искусство рококо, в частности портреты и декоративные работы, мотивы из которых часто заимствовали фарфоровые мануфактуры. В области декоративного искусства она сотрудничала с архитектором Робертом Адамом (1728–1792), создавая проекты интерьеров в стиле неоклассической архитектуры.
Ангелика Кауфман была высокообразованной женщиной, её дом в Риме стал центром притяжения для художников и учёных. Она написала множество портретов, среди которых: Портрет семьи Фердинанда IV (1784, Музей Каподимонте, Неаполь), Портрет Иоганна Вольфганга фон Гёте (1787, Национальный музей Гёте, Веймар), Автопортрет, разрывающийся между музыкой и живописью (1791, Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва) и Портрет Людвига I Баварского в бытность наследным принцем (1807, Новая пинакотека, Мюнхен). Наряду с французской портретисткой Элизабет Виже-Лебрён (1755–1842) и итальянской художницей Розальбой Каррьерой (1675–1757), Кауфман считается одной из трёх самых значительных женщин-живописцев XVIII века. Среди её современников-мужчин выделяется французский художник Жан-Батист Грёз (1725–1805).
Ранние годы
Кауфман родилась в швейцарском городе Кур, но большую часть жизни провела в Лондоне и Риме. В юности она свободно говорила на итальянском, английском и французском языках, помимо родного немецкого, и считалась вундеркиндом в живописи. Первые уроки рисунка и письма маслом ей дал отец, портретист и фрескист Иоганн Йозеф Кауфман (1707–1782). Кроме того, она была одарённой певицей и, как свидетельствует её более поздний автопортрет, стояла перед выбором между карьерой в музыке и живописи.
Изучение старых мастеров в Италии
В 1760 году в сопровождении отца Кауфман отправилась в Италию для изучения полотен старых мастеров, а также памятников искусства Возрождения. В 1762 году она поселилась в Риме, где её наставником стал немецкий теоретик искусства и археолог Иоганн Иоахим Винкельман. Он был ведущей фигурой неоклассического искусства — направления, возникшего как реакция на избыточность барочной живописи и декоративность рококо. Неоклассицизм ознаменовал возвращение к ясной и строгой красоте итальянского Возрождения.
Винкельман поощрял интерес Ангелики к историческим и мифологическим сюжетам, которые, согласно официальной «Иерархии жанров», считались высшей формой искусства. В Риме она писала портреты в стиле рококо и неоклассицизма для состоятельных путешественников (преимущественно из Англии), совершавших «Гран-тур» по Европе. Кауфман познакомилась с ведущими деятелями культуры: художниками Помпео Батони, Джованни Баттиста Пиранези, Антоном фон Мароном и Гэвином Гамильтоном.
Портретист в Лондоне
В 1766 году художница переехала в Лондон, где прожила пятнадцать лет. Этот период ознаменовался беспрецедентным успехом: она получала множество заказов и официальных наград. В 1768 году Кауфман стала членом-основателем Королевской академии художеств в Лондоне, созданной при поддержке Джошуа Рейнольдса, который был горячим поклонником её таланта. Кауфман и Мэри Мозер стали единственными женщинами среди 36 основателей Академии. К тому времени она уже состояла в академиях Флоренции, Рима и Болоньи.
В Лондоне её основной деятельностью стало портретное искусство, включая автопортреты, которые привлекали внимание потенциальных заказчиков. Она также занималась исторической живописью, отдавая предпочтение образам героинь античной истории, таким как Лукреция, Ифигения, Пенелопа и Виргиния, символизировавшим женские добродетели. Примечательно, что Кауфман создавала свои мифологические сцены в то же время, когда велись активные раскопки фресок в Помпеях.
Возвращение в Рим
В 1781 году Кауфман вышла замуж за своего второго мужа — венецианского художника-ведутиста Антонио Цукки (1726–1795), современника Каналетто (1697–1768), Франческо Гварди (1712–1793) и Бернардо Беллотто (1720–1780). В 1782 году супруги переехали в Рим, в дом Case de’Stefanoni на Via Gregoriana. Ранее здесь жил и работал Антон Рафаэль Менгс (1728–1779).
Их элегантно обставленный дом вскоре стал одним из центров светской жизни города. Здесь встречались художники и интеллектуалы, преимущественно иностранцы, окружённые коллекцией картин, скульптур, гипсовых слепков и книг хозяйки. Она выступала прекрасным гидом, считая своим долгом показывать видным деятелям политики, науки и культуры «Рим древних». Воскресные художественные экскурсии с Иоганном Вольфгангом фон Гёте во время его пребывания в Риме (1786–1788) вошли в анналы истории искусства.
Репутация
Кауфман получила признание ещё при жизни. Немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер называл её «самой культурной женщиной в Европе». Гёте, близко общавшийся с художницей, в своих «Путешествиях по Италии» (1787) описывал её как женщину, “очень чувствительную ко всему прекрасному, истинному и нежному, а также невероятно скромную”, и отзывался о ней как о “женщине поистине огромного таланта”. В своём труде «Римский карнавал» (1789) он удостоил её звания “самой выдающейся женщины-художника века”.
Похороны
7 ноября 1807 года жители Рима стали свидетелями грандиозных похорон, организованных скульптором Антонио Кановой. В прощальной процессии участвовали толпы горожан, пятьдесят священников и монахов, а также прелаты в парадных облачениях. Рядом с катафалком шли девушки в античных одеяниях, будто сошедшие с полотен самой художницы. За ними следовали глава римской Академии Святого Луки и другие представители мира искусства. В знак особого почёта в процессии несли две её картины и скульптуру Кановы: правую руку художницы с рабочими инструментами, покоящуюся на бархатной подушке в лавровом венке.
Картины Ангелики Кауфман хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- «Вверх по лестнице, ведущей вниз» снова с нами. Привет, училка!
- «Похвала глупости» Дезидерия Эразма, краткое содержание
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- На открывшейся выставке «Художники ВДНХ» представлена история самого знаменитого выставочного комплекса
- ДЕТСКИЙ СПЕКТАКЛЬ (+3) «ХВАЛЕНКИНЫ ВАЛЕНКИ»
- Выставка живописи Петра Гамаюнова «Россия и чарующий Байкал», 6+
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?