Аннибале Карраччи: итальянский художник эпохи барокко, болонская школа читать ~7 мин.
Итальянский художник Аннибале Карраччи был одним из самых почитаемых живописцев своего времени и одним из самых влиятельных старых мастеров в период перехода от маньеризма к барокко. Отвергая искусственный стиль маньеристской живописи, Аннибале выступал за возвращение к натурализму и художественным идеалам мастеров Возрождения, таких как Тициан (ок. 1490-1567), Тинторетто (1518-1594), Паоло Веронезе (1528-1588) и Корреджо (1489-1534). Карраччи тесно сотрудничал со своим братом Агостино Карраччи (1557-1602, живописец и гравёр) и кузеном Людовико Карраччи (1555-1619, живописец) по многим проектам. Вместе они основали болонскую школу живописи (с центром в художественной академии Карраччи) для поощрения рисования с живых моделей и обсуждения теоретических вопросов искусства и дизайна.
Критики того времени считали, что династия Карраччи спасла итальянское искусство от двойного зла – маньеризма и реализма, и способствовала становлению Болоньи как центра самобытной живописи XVII века в стиле барокко. Их антиманьеристский стиль также прекрасно вписывался в кампанию католического искусства Контрреформации, и в результате приносил им многочисленные заказы. Они оказали влияние на ряд известных художников, включая Пуссена (1594-1665), Рубенса (1577-1640) и Бернини (1598-1680). См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
Лучшие картины Аннибале в стиле барокко включают: его фрески в галерее Фарнезе (Рим, 1590-е гг.), его алтарные картины, такие как Успение Девы Марии (1601, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим), а также картины маслом, такие как Бегство в Египет (1604, галерея Дориа, Рим) и Христос в терновом венце, поддерживаемый ангелами (1585-87, Гемальдегалерия, Дрезден).
Ранняя карьера
Аннибале Карраччи родился в 1560 году в Болонье. О его ранней жизни известно немного, кроме того, что он, вероятно, был подмастерьем в семье. Его брат Агостино и двоюродный брат Лодовико также были живописцами, и в 1580-х годах они вместе открыли собственную студию. Первоначально студия называлась Академия Дезидерози (желающих славы и обучения), но затем стала Академией Инкамминати (прогрессистов).
Если ранняя живопись Лодовико была явно маньеристской по стилю, а Агостино поначалу занимался более прибыльным направлением – гравюрами, то Аннибале вызвал шок своим более натуралистичным стилем. Его самая ранняя известная работа Христианское искусство, Распятие (1583, Санта Мария делла Карита, Болонья) шокировала старшее поколение художников, которые настаивали на идеализированных формах в стиле маньеризма. Аннибале, напротив, писал натуралистические фигуры с живых моделей, и высказывались предположения, что он не относился к этому предмету с должным достоинством.
Карраччи выигрывают комиссию Фарнезе
Примерно в 1583 году Карраччи получили первый совместный заказ – два мифологических фресковых фриза для Палаццо Фава в Болонье. Затем последовали другие заказы, и, как говорят, они усовершенствовали скульптуру Микеланджело, создав в 1589 году шедевр – «Основание Рима» (фриз, Палаццо Маньяни).
Примерно в 1585 году Аннибале попал под влияние художника из Урбино Федерико Бароччи (ок. 1526-1612), который создавал новый вид искусства, вобравший в себя венецианские краски и эффекты сфумато Корреджо, а также некоторые тенденции маньеризма. Хотя все трое Карраччи были искусными рисовальщиками, к началу 1590-х годов Аннибале стал величайшим художником в семье – репутация, основанная на множестве портретов, пейзажей и жанровых работ – см. например, «Смеющийся юноша» (1583, Галерея Боргезе, Рим) и «Двое детей дразнят кошку» (1590, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) – но главным образом на ряде крупных образцов алтарного искусства для церквей в Болонье и других городах Северной Италии. Затем в 1594 году он был вызван в Рим кардиналом Одоардо Фарнезе (1573-1626) для украшения семейного дворца – проект, который закрепил его место в истории искусства.
Фрески дворца Фарнезе
В галерее дворца находилась одна из лучших коллекций античной скульптуры. Аннибале украсил свод галереей тонкой мифологической живописи, которая была признана непревзойдённым шедевром. На протяжении более двух столетий (1600-1800) потолок Фарнезе Аннибале Карраччи считался одним из величайших шедевров живописи наряду с фресками Сикстинской капеллы Микеланджело и комнатами Рафаэля в Ватикане.
Она имела огромное влияние не только как каталог героических фигур, но и как образец техники: Аннибале сделал сотни подготовительных набросков и этюдов, и этот вид тщательной подготовки стал считаться необходимым для любой крупной живописной работы. В своей фигурной живописи Аннибале использовал живые модели, что придавало его персонажам энергичный, естественный эффект. Соединяя натурализм школы фламандской живописи, с цветом и свежестью венецианской живописи, он формировал новый стиль.
Революционный потенциал этого нового стиля будет подхвачен и развит Караваджо (1571-1610), который был главным соперником Аннибале и самым новаторским из всех художников маньеризма. Однако фресковый шедевр Фарнезе обеспечил Аннибале более широкое влияние, чем его современнику-маньеристу, поскольку последний интересовался только масляной живописью, а не фреской, которая по-прежнему рассматривалась как важнейшая среда для исторических картин, выполненных в стиле великой манеры.
Религиозные картины
Аннибале также создал большое количество чисто религиозного искусства: его самые важные картины – Пьета (1599, Музей Каподимонте, Неаполь) и Христос в терновом венце, поддерживаемый ангелами (1587, Дрезденская гемальдегалерия). На этой картине Христос помещён в центре картины, вполоборота и поддерживается двумя ангелами, его голова доминирует в картине.
Среди других мощных, очеловеченных работ: Мистический брак святой Екатерины (1585-87, Национальный музей Каподимонте); Кающаяся Магдалина в пейзаже (1598, Музей Фицуильяма, Кембридж) и Искушение святого Антония Аббата (1597, Национальная галерея, Лондон). В 1600 году он напрямую конкурировал со своим соперником Караваджо, когда ему поручили написать алтарный образ для капеллы Черази, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим – Успение Девы Марии – Карваджо работал над боковыми картинами.
Пейзажные картины и портреты
Аннибале был также пионером пейзажной живописи, которая также считается важной в развитии западного искусства. На его картине «Идеальный пейзаж» (1598-1601, Дориа, Рим) изображён классический, идеализированный пейзаж, на который он поместил фигуративную мифологическую сцену. Его ученики Николя Пуссен (1594-1665) и Доменикино (1581-1641) находились под непосредственным влиянием этих работ и в дальнейшем создали свои собственные идеализированные пейзажи.
Аннибабле был одним из первых художников итальянского барокко, написавших картину, в которой пейзаж преобладал над фигурами и повествованием, примером чему служит его картина «Бегство в Египет» (1604, Галерея Дориа, Рим). Он также создал несколько портретов, в основном автопортреты, которые свидетельствуют о тонком чувстве юмора. Например, его «Автопортрет в профиль» (ок. 1590, Галерея Уффици, Флоренция) и «Автопортрет» (1604, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В последней картине перед зрителем предстаёт портрет художника, написанный на холсте, стоящем на мольберте в его мастерской. Художник также создавал карикатурные рисунки и считается одним из первых художников, представивших этот вид искусства.
Художественное наследие
Последние годы жизни Аннибале были довольно жалкими; он страдал от депрессии, которая усугублялась трудностями с получением оплаты за его работу в галерее Фарнезе. Известно, что он ничего не написал после 1605 года, когда он заболел смертельной болезнью, хотя в следующем году он сделал несколько набросков. Среди его работ много мощных, авторитетных рисунков (этюды с натуры, пейзажи, карикатуры, проекты больших декораций), часто выполненных чёрным мелом и подправленных белым. Ряд серий хранится в Лувре и Королевской коллекции в Великобритании (Виндзорский замок).
Он умер в 1609 году и был похоронен рядом с художником Рафаэлем в римском Пантеоне. О его успехе говорит тот факт, что после смерти его восхваляли Бернини, а также французские художники эпохи барокко, такие как Николя Пуссен. Его работы оказали влияние на многих других современников, таких как Доменикино, Джованни Ланфранко (1582-1647), Доменико Виола (1610-1696), Гвидо Рени (1575-1642), Систо Бадалоккьо (ок. 1581-1647 гг.), Франческо Альбани (1578-1660), Питер Пауль Рубенс (1577-1640) и Карло Маратта (1625-1713).
Всеобщее восхищение его творчеством продолжалось в течение 150 лет, пока Винкельман и некоторые критики-неоклассики не усомнились в его величии, увидев в нём довольно эклектичного подражателя. Викторианский художественный критик Джон Рёскин (1819-1900) был не более впечатлён: в результате художественная репутация Аннибале пострадала в XIX веке. Однако в середине XX века она была прочно восстановлена, и его картины можно увидеть в лучших художественных музеях как Европы, так и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?