Аннибале Карраччи:
итальянский художник эпохи барокко, болонская школа читать ~6 мин.
Итальянский художник Аннибале Карраччи был одним из самых почитаемых живописцев своего времени и одним из самых влиятельных старых мастеров в период перехода от маньеризма к барокко. Отвергая искусственный стиль маньеристской живописи, Аннибале выступал за возвращение к натурализму и художественным идеалам мастеров Высокого Возрождения, таких как Тициан (ок. 1490–1576), Тинторетто (1518–1594), Паоло Веронезе (1528–1588) и Корреджо (1489–1534). Карраччи тесно сотрудничал со своим братом Агостино Карраччи (1557–1602) и двоюродным братом Лодовико Карраччи (1555–1619) во многих проектах. Вместе они основали болонскую школу живописи с центром в своей академии, чтобы поощрять рисование с живых моделей и обсуждать теоретические вопросы искусства.
Современники считали, что творчество Карраччи спасло итальянское искусство от крайностей маньеризма и способствовало становлению Болоньи как важного центра живописи барокко XVII века. Их антиманьеристский стиль хорошо соответствовал задачам католического искусства Контрреформации, что обеспечивало им многочисленные заказы. Художники оказали влияние на таких мастеров, как Николя Пуссен (1594–1665), Питер Пауль Рубенс (1577–1640) и Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680). См. также: Классицизм и натурализм в итальянской живописи XVII века.
К лучшим работам Аннибале в стиле барокко относятся фрески в галерее Фарнезе (Рим, 1597–1601), алтарные образы, такие как «Успение Девы Марии» (1601, Санта-Мария-дель-Пополо, Рим), и картины маслом, например «Бегство в Египет» (ок. 1603, галерея Дориа-Памфили, Рим) и «Христос в терновом венце, поддерживаемый ангелами» (1585–1587, Галерея старых мастеров, Дрезден).
Ранняя карьера
Аннибале Карраччи родился в 1560 году в Болонье. О его ранних годах известно немного, кроме того, что он, вероятно, обучался ремеслу в кругу семьи. Его брат Агостино и двоюродный брат Лодовико также были художниками. В 1580-х годах они открыли совместную мастерскую, первоначально названную Академия деи Дезидерози (Академия стремящихся к славе и знаниям), а позднее — Академия дельи Инкамминати (Академия вступивших на правильный путь).
В то время как ранняя живопись Лодовико следовала маньеристической традиции, а Агостино сосредоточился на более прибыльной гравюре, Аннибале выбрал натуралистический стиль. Его ранняя картина на религиозную тему, «Распятие» (1583, Санта-Мария-делла-Карита, Болонья), вызвала неприятие у старшего поколения художников, приверженных идеализированным формам маньеризма. Аннибале, напротив, писал фигуры с натуры, из-за чего его упрекали в недостаточно возвышенной трактовке сюжета.
Работа для семьи Фарнезе
Около 1583 года братья Карраччи получили первый совместный заказ — фресковые фризы на мифологические сюжеты для Палаццо Фава в Болонье. В 1589 году они создали фриз «Основание Рима» (Палаццо Маньяни), который считается их совместным шедевром. В этой работе, по мнению современников, они достигли монументальности, сопоставимой с произведениями Микеланджело.
Примерно в 1585 году Аннибале испытал влияние урбинского художника Федерико Бароччи (ок. 1526–1612), который сочетал венецианский колорит с эффектами сфумато Корреджо. К началу 1590-х годов Аннибале стал ведущим живописцем в семье. Его репутация основывалась на многочисленных портретах, пейзажах и жанровых сценах, таких как «Смеющийся юноша» (1583, Галерея Боргезе, Рим) и «Двое детей дразнят кошку» (ок. 1587–1588, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), а также на создании крупных алтарных образов для церквей Болоньи и других городов Северной Италии. В 1595 году кардинал Одоардо Фарнезе (1573–1626) вызвал его в Рим для украшения фамильного дворца, и этот проект закрепил за ним место в истории искусства.
Фрески Палаццо Фарнезе
Аннибале расписал свод галереи Палаццо Фарнезе циклом фресок на тему «Любовные похождения богов», который был признан непревзойдённым шедевром мифологической живописи. На протяжении двух столетий (1600–1800) потолок галереи Фарнезе считался одним из величайших произведений живописи наряду с фресками Сикстинской капеллы Микеланджело и Станцами Рафаэля в Ватикане.
Роспись оказала огромное влияние не только как образец изображения героических фигур, но и как пример методичной работы: Аннибале создал сотни подготовительных рисунков. Такой тщательный подход стал считаться обязательным для любого крупного живописного произведения. В своей фигурной живописи Аннибале использовал живые модели, что придавало его персонажам жизненную энергию. Соединяя монументальность и чёткость рисунка центрально-итальянской школы с колористическим богатством венецианской живописи, он формировал новый стиль.
Потенциал этого стиля был подхвачен и развит Караваджо (1571–1610). Он был главным соперником Аннибале и развивал иное, более драматичное направление натурализма. Однако шедевр в Палаццо Фарнезе обеспечил Карраччи более широкое влияние, чем его современнику. Караваджо интересовался только масляной живописью, а не фреской, которая в то время считалась главным медиумом для исторической живописи в «большом стиле».
Религиозные картины
Аннибале создал большое количество произведений религиозного искусства. Среди его важнейших картин — «Пьета» (1599, Музей Каподимонте, Неаполь) и «Христос в терновом венце, поддерживаемый ангелами» (1587, Галерея старых мастеров, Дрезден). Другие известные работы включают «Мистическое обручение святой Екатерины» (1585–1587, Национальный музей Каподимонте), «Кающаяся Магдалина в пейзаже» (1598, Музей Фицуильяма, Кембридж) и «Искушение святого Антония Аббата» (1597, Национальная галерея, Лондон).
В 1600 году он вступил в прямое соревнование с Караваджо, получив заказ на главный алтарный образ «Успение Девы Марии» для капеллы Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. Караваджо в это же время писал картины для боковых стен капеллы.
Пейзажи и портреты
Аннибале был пионером жанра «идеального» пейзажа, что стало важным этапом в развитии западного искусства. Он создавал упорядоченные, классические ландшафты, в которые помещал фигуративные мифологические или религиозные сцены. Его ученики Николя Пуссен и Доменикино (1581–1641) находились под сильным влиянием этих работ.
Карраччи стал одним из первых художников итальянского барокко, кто создавал картины, где пейзаж доминировал над фигурами и сюжетом. Примером служит его работа «Бегство в Египет» (ок. 1603, Галерея Дориа-Памфили, Рим). Он также писал автопортреты, демонстрирующие тонкое чувство юмора, например «Автопортрет в профиль» (ок. 1590-х, Галерея Уффици, Флоренция) и «Автопортрет на мольберте» (ок. 1604, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Кроме того, он создавал карикатурные рисунки и считается одним из основоположников этого жанра.
Художественное наследие
Последние годы жизни Аннибале были омрачены депрессией, усугублённой трудностями с получением платы за работу в галерее Фарнезе. Известно, что после 1605 года, когда его поразила тяжёлая болезнь, он практически не писал картин. Он оставил после себя множество выразительных рисунков — этюдов с натуры, пейзажей, карикатур и эскизов для крупных декоративных работ. Значительные коллекции его графики хранятся в Лувре и в Королевской коллекции в Виндзорском замке.
Аннибале Карраччи умер в 1609 году и был похоронен рядом с Рафаэлем в римском Пантеоне. О его признании говорит тот факт, что после смерти его высоко ценили Бернини и французские художники эпохи барокко, такие как Николя Пуссен. Его творчество повлияло на многих современников и последователей, включая Доменикино, Джованни Ланфранко (1582–1647), Гвидо Рени (1575–1642), Франческо Альбани (1578–1660), Питера Пауля Рубенса и Карло Маратту (1625–1713).
Всеобщее восхищение его творчеством продолжалось полтора века, пока критики-неоклассики, в частности Иоганн Винкельман, не поставили под сомнение его величие, сочтя его эклектичным подражателем. Викторианский художественный критик Джон Рёскин (1819–1900) также не был впечатлён, в результате чего в XIX веке репутация Аннибале пострадала. Однако в середине XX века она была полностью восстановлена, и сегодня его картины можно увидеть в лучших художественных музеях Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?