Антуан-Жан Гро:
художник академической истории читать ~6 мин.
Один из пионеров романтической школы французского романтизма, Антуан-Жан Грос научился основам у своего отца, а затем поступил в ученики к Жаку-Луи Давиду (1748-1825), первосвященнику неоклассической живописи. В 1793 году он покинул Париж по политическим причинам и отправился в Италию, где изучал старых мастеров в Риме и Флоренции. В 1796 году он познакомился с Наполеоном Бонапартом в Милане и сопровождал его во время итальянской кампании.
Вернувшись в Париж около 1800 года, он получил задание запечатлеть военные успехи Наполеона. С этой целью он начал разрабатывать более активный стиль с более интенсивной цветовой гаммой. Хотя сияние и свежесть его работ послужили источником вдохновения для других художников-романтиков, особенно Эжена Делакруа (1798-1863), сам Грос оставался приверженцем неоклассического академического стиля живописи. Его знаменитые картины наполеоновских войн выполнены с большой энергией и панацеей, хотя и не могут сравниться с реализмом Гойи (1746-1828). Кроме военных картин, Грос создал целый ряд портретов. К его работам относятся: Бонапарт на мосту в Арколе (1796), Бонапарт, посещающий жертв чумы в Яффо (1804), Битва при Эйлау (1808), Портрет Кристины Бойер (1800), все в музее Лувр, Париж.
Ранняя жизнь и карьера
Сын миниатюриста, Грос поступил в мастерскую Жака-Луи Давида (1748-1825) в возрасте 15 лет, а в 1787 году также начал изучать живопись во Французской королевской академии. Неоклассическое искусство, однако, не вызвало в нём особого отклика, и вместо этого он увлёкся цветом и живостью Рубенса (1577-1640) и венецианских мастеров. «Антиох и Елеазар» (Музей Сен-Ло), неудачная заявка Гроса на Римскую премию 1792 года , необычно барочна для того времени. В позах фигур присутствует жестокость, которая в дальнейшем стала характерной для его творчества.
Путешествие в Италию
Опасаясь, что его могут осудить за умеренные взгляды, Грос покинул революционный Париж в начале 1793 года и провёл следующие семь лет в Италии, сначала в Генуе, затем в Милане. Особенно плодотворным было короткое пребывание во Флоренции. Сохранившиеся альбомы набросков свидетельствуют о широком круге его интересов: бок о бок с копиями с классической античности стоят наброски с Мазаччо (1401-28), Андреа дель Сарто (1486-1531), Понтормо (1494-1556) и Рубенса, сюжеты, взятые из каталога античных ваз, опубликованного Дж.
Для своих собственных композиций Грос выбрал такие сюжеты, как Мальвина, оплакивающая Оскара, взятые из Оссиана, или Юноша, оплакивающий свою дочь – темы, иллюстрирующие предромантическую моду. Однако его единственными законченными картинами являются портреты, которых он написал большое количество, в основном членов генуэзского общества, включая Портрет мадам Пастер (Лувр), жены французского банкира.
В конце 1796 года Грос сопровождал Жозефину де Богарне, гостившую в Генуе, в Милан, где написал свою знаменитую картину «Бонапарт на мосту в Арколе» (1796, Лувр). Он был назначен членом комиссии, ответственной за выбор произведений искусства для отправки во Францию, и путешествовал по Италии, посетив Рим весной 1797 года.
Признание в Париже
По возвращении в Париж в 1801 году он выставил свою картину «Сафо в Леукадии» (Музей Байе), которую он начал писать в Италии и которая своей темой самоубийства в сочетании с ночным мраком пейзажа свидетельствует о романтических наклонностях молодого живописца. Но главные его работы были связаны с романтизмом иного рода.
Примерно в это время Грос представил эскиз «Битва при Назарете» (Нантский музей) в рамках выставки, которую Лувр посвятил этой теме. Решение жюри в его пользу вызвало скандал. Его яркое использование цвета в живописи было воспринято как возвращение к жанру gracieux XVIII века, а не как нечто новое. Однако благодаря ориенталистской картине «Бонапарт посещает жертв чумы в Яффо» (Лувр), выставленной на Парижском салоне в 1804 году, Грос прочно утвердил свою репутацию величайшего колориста французской школы.
Вслед за этим, на Салоне 1806 года, он написал «Битву при Абукире» (Версаль). Композиция выполнена в виде фриза, на котором доминирует монументальная фигура, но демонстрирует смелое пренебрежение равновесием и неслыханное для того времени чувство движения.
В 1807 году Грос выиграл ещё один конкурс со своим «Наполеоном на поле битвы при Эйлау» (Лувр), который был выставлен в Салоне 1808 года. Наполеон изображён в человеческом свете, проезжающим по полю битвы после сражения. Бледные черты императора радовали романтические чувства публики, но в то же время их беспокоили мёртвые и раненые на переднем плане картины. Такой реализм, по мнению Гроса, не может быть истолкован как протест против войны; скорее, это был поиск романтиками мощных средств выражения.
О другом французском историческом художнике, схожем с Гросом по академическому стилю, см: Эрнест Мейссонье (1815-1891).
Стиль и метод живописи
Отношение Гроса к своему искусству отличалось от отношения более молодых художников, таких как Теодор Жерико (1791-1824) и Эжен Делакруа (1798-63). Он работал почти исключительно по заказу, никогда не руководствуясь какими-либо внутренними побуждениями или стремлением к совершенству. Он также не зависел от вдохновения. К изумлению Делакруа, он мог рисовать по часам. Но и в его рисунках, и в картинах есть энергия цвета и движения («Александр, укрощающий Буцефала», Париж, частная коллекция), которые выдают его романтический темперамент.
В конфликте между романтиками и классицистами в 1820-х годах термин «романтический», толкование которого всегда было туманным, применялся ко всему, что отворачивалось от античного мира в пользу большего реализма. Со своей «Битвой при Назарете» Грос занял позицию вне классической традиции.
Хотя политика Наполеона отдавала предпочтение современным сюжетам, Грос был единственным официальным художником, который сделал эту область своей. Самое оригинальное и романтическое в творчестве Гроса – это реалистичное изображение мёртвых солдат, жертв чумы или сражающихся мужчин. Когда романтизм восторжествовал, его сторонники воздали должное Гросу, и он был поставлен в один ряд с Жерико и Делакруа.
Реставрация: Новая мода во французской живописи
После реставрации Бурбонов официальный вкус склонился к религиозным и историческим темам, и картины на современные темы, которые Грос выставлял в Салонах 1817 и 1819 годов, такие как Людовик XVIII покидает дворец Тюильри в Версале, уже не имели той привлекательности, что картины, написанные во времена Наполеона.
В этот период произошло возрождение академического искусства, и под влиянием изгнанного Давида, чью мастерскую и учеников он унаследовал, Грос вернулся к более классическому стилю масляной живописи. В Салоне 1822 года он выставил «Саул» и «Вакх и Ариана». В 1824 году он закончил роспись купола Пантеона, которую ему заказали в 1811 году и за которую Карл X сделал его бароном.
Самоубийство
Его общественное положение никогда не было таким высоким, но в то же время творческая искра почти угасла. Он стал профессором парижской Школы изящных искусств, членом Института и почётным членом нескольких иностранных институтов, но официальное признание не помешало ему утопиться в Сене 26 июня 1835 года.
Он долго лелеял иллюзию, что он один отстаивает истину в эпоху художественного декаданса, и когда это видение померкло, он понял анахроничность своей эстетики и оправдание жестокой критики, направленной против его «Геракла и Диомеды» (Тулузский музей), выставленного в Салоне 1835 года.
Наследие
Антуан-Жан Грос считается самым талантливым из всех последователей Жака-Луи Давида и ключевой фигурой в развитии романтизма. Его использование цвета и драматический стиль оказали значительное влияние на Жерико, Делакруа, популистского исторического художника Поля Делароша (1797-1856) и недолговечного Ричарда Паркса Бонингтона (1802-28), а также многих других. Картины Гроса можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?