Антуан-Жан Гро:
художник академической истории читать ~6 мин.
Антуан-Жан Грос (1771–1835) — один из пионеров романтической школы французского романтизма. Он научился основам живописи у своего отца, художника-миниатюриста, а затем поступил в ученики к Жаку-Луи Давиду (1748–1825), главе неоклассической живописи. В 1793 году, в разгар якобинского террора, Грос покинул Париж и отправился в Италию, где изучал старых мастеров в Риме и Флоренции. В 1796 году он познакомился с Наполеоном Бонапартом в Милане и сопровождал его во время итальянской кампании.
Вернувшись в Париж около 1800 года, Грос получил заказ запечатлеть военные успехи Наполеона. Для этого художник начал разрабатывать более динамичный стиль с интенсивной цветовой гаммой. Хотя блеск и свежесть его работ послужили источником вдохновения для других художников-романтиков, особенно Эжена Делакруа (1798–1863), сам Грос оставался приверженцем неоклассического академического стиля. Его знаменитые картины о наполеоновских войнах выполнены с большой энергией и эффектностью, хотя и уступают в реализме работам Гойи (1746–1828). Кроме батальных полотен, Грос создал целый ряд портретов. К его самым известным произведениям относятся: «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796), «Наполеон в чумном бараке в Яффе» (1804), «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (1808) и «Портрет Кристины Бойер» (1800). Все они хранятся в Лувре, Париж.
Ранняя жизнь и карьера
Сын художника-миниатюриста, Грос поступил в мастерскую Жака-Луи Давида в возрасте 15 лет, около 1786 года, а в 1787 году начал посещать занятия в Королевской академии живописи и скульптуры. Однако неоклассическое искусство не находило в нём сильного отклика. Вместо этого он увлёкся цветом и живостью Рубенса (1577–1640) и венецианских мастеров. Картина «Антиох и Селевк», неудачная заявка Гроса на Римскую премию 1792 года, выглядит необычно барочной для своего времени. В позах фигур чувствуется экспрессия, которая в дальнейшем стала характерной чертой его творчества.
Путешествие в Италию
Опасаясь преследований за свои умеренные взгляды, Грос покинул революционный Париж в начале 1793 года и провёл следующие семь лет в Италии, живя сначала в Генуе, а затем в Милане. Особенно плодотворным стало его недолгое пребывание во Флоренции. Сохранившиеся альбомы набросков свидетельствуют о широком круге интересов художника: копии работ античных мастеров соседствуют в них с зарисовками произведений Мазаччо (1401–1428), Андреа дель Сарто (1486–1531), Понтормо (1494–1556) и Рубенса.
Для собственных композиций Грос выбирал такие сюжеты, как «Мальвина, оплакивающая Оскара» по мотивам поэм Оссиана, или «Юноша, оплакивающий свою дочь» — темы, иллюстрирующие предромантическую моду. Однако его единственными законченными работами того периода стали портреты. Он написал их в большом количестве, в основном изображая членов генуэзского общества, как, например, на «Портрете мадам Пастер» (Лувр), жены французского банкира.
В конце 1796 года Грос сопровождал Жозефину де Богарне из Генуи в Милан, где написал свою знаменитую картину «Бонапарт на Аркольском мосту» (1796, Лувр). Вскоре он был назначен в комиссию, ответственную за отбор произведений искусства для отправки во Францию, и много путешествовал по Италии, посетив Рим весной 1797 года.
Признание в Париже
По возвращении в Париж в 1801 году Грос выставил картину «Сафо на Левкадской скале» (Музей изящных искусств в Байё). Он начал работать над ней ещё в Италии. Тема самоубийства в сочетании с ночным мраком пейзажа указывала на романтические наклонности молодого живописца.
Примерно в это же время Грос представил эскиз «Битва при Назарете» (Нантский музей изящных искусств) на конкурс, организованный Лувром. Решение жюри в его пользу вызвало скандал. Яркое использование цвета в живописи было воспринято как возврат к «галантному стилю» (genre gracieux) XVIII века, а не как нечто новаторское. Тем не менее благодаря ориенталистской картине «Наполеон в чумном бараке в Яффе» (Лувр), выставленной на Парижском салоне 1804 года, Грос прочно утвердил свою репутацию величайшего колориста французской школы.
На Салоне 1806 года он представил «Битву при Абукире» (Версаль). Композиция картины выполнена в виде фриза, где доминирует монументальная фигура, но при этом демонстрирует смелое пренебрежение равновесием и неслыханное для того времени чувство движения.
В 1807 году Грос выиграл ещё один конкурс со своей работой «Наполеон на поле битвы при Эйлау» (Лувр), которая была выставлена в Салоне 1808 года. Наполеон изображён проезжающим по полю после сражения, его образ гуманизирован. Бледные черты императора отвечали романтическим настроениям публики, но в то же время её шокировали мёртвые и раненые на переднем плане. Такой реализм, по мнению художника, не был протестом против войны, а скорее отражал поиск романтиками мощных средств выражения.
О другом французском историческом художнике, схожем с Гросом по академическому стилю, см.: Эрнест Мейссонье (1815–1891).
Стиль и метод живописи
Отношение Гроса к своему искусству отличалось от подхода молодых художников, таких как Теодор Жерико (1791–1824) и Эжен Делакруа (1798–1863). Он работал преимущественно по заказам, редко руководствуясь внутренними порывами. Он также не зависел от вдохновения. К изумлению Делакруа, Грос мог рисовать по часам. Но и в его рисунках, и в картинах есть энергия цвета и движения (например, «Александр, укрощающий Буцефала», Париж, частная коллекция), которые выдают его романтический темперамент.
В конфликте между романтиками и классицистами в 1820-х годах термин «романтический», толкование которого всегда было расплывчатым, применялся ко всему, что отходило от античного мира в пользу большего реализма. Со своей «Битвой при Назарете» Грос занял позицию вне классической традиции.
Хотя политика Наполеона поощряла современные сюжеты, Грос был единственным официальным художником, который сделал эту область своей специализацией. Наиболее оригинальное и романтическое в творчестве Гроса — это реалистичное изображение мёртвых солдат, жертв чумы или сражающихся воинов. Когда романтизм восторжествовал, его сторонники воздали должное Гросу, поставив его в один ряд с Жерико и Делакруа.
Период Реставрации и поздние годы
После реставрации Бурбонов официальный вкус склонился к религиозным и историческим темам. Картины на современные сюжеты, которые Грос выставлял в Салонах 1817 и 1819 годов, например «Людовик XVIII покидает дворец Тюильри», уже не имели той притягательности, что полотна наполеоновской эпохи.
В этот период произошло возрождение академического искусства. Под влиянием изгнанного Давида, чью мастерскую и учеников он унаследовал, Грос вернулся к более классическому стилю масляной живописи. В Салоне 1822 года он выставил картины «Саул и Давид» и «Вакх и Ариадна». В 1824 году он завершил роспись купола Пантеона, заказанную ещё в 1811 году, за которую король Карл X пожаловал ему титул барона.
Самоубийство
Его общественное положение было как никогда высоким, но творческая искра в художнике почти угасла. Он стал профессором парижской Школы изящных искусств, членом Института и почётным членом нескольких зарубежных академий. Однако официальное признание не спасло его от отчаяния. 26 июня 1835 года Грос покончил с собой, утопившись в Сене.
Он долго лелеял иллюзию, что в одиночку отстаивает истину в эпоху художественного упадка. Когда это видение рухнуло, он осознал анахронизм своей эстетики и справедливость жестокой критики, направленной против его картины «Геркулес и Диомед» (Музей августинцев, Тулуза), выставленной на Салоне 1835 года.
Наследие
Антуан-Жан Грос считается одним из самых талантливых последователей Жака-Луи Давида и ключевой фигурой в развитии романтизма. Его использование цвета и драматический стиль оказали значительное влияние на Теодора Жерико, Эжена Делакруа, популярного исторического художника Поля Делароша (1797–1856), рано ушедшего из жизни Ричарда Паркса Бонингтона (1802–1828) и многих других. Картины Гроса можно увидеть в некоторых лучших художественных музеях мира.
- Главные тенденции развития западноевропейской культуры XIX в.
- Западноевропейский романтизм
- Всё, что нужно знать о романтизме
- Эжен Делакруа: художник-романтик
- Теодор Жерико: художник-романтик, портретист
- Сэмюэль Л. Джексон: жизнь и творчество
- Справка от нарколога
- Влияние греческого искусства на формирование культуры
- Шарль Лебрён: Французский художник эпохи Людовика XIV
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?