Артемизия Джентилески:
барокко, караважизм читать ~6 мин.
Артемизия Джентилески — итальянская художница эпохи барокко и последовательница Караваджо, ставшая одной из самых известных женщин среди старых мастеров своего времени. Одарённая в живописи и рисунке, она стала первой женщиной, избранной членом флорентийской Академии изящных искусств (Accademia dell’Arte del Disegno). Её признанным шедевром является «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Галерея Уффици, Флоренция) — одна из лучших картин в стиле барокко, демонстрирующая её мастерство в библейском искусстве. Хотя при жизни её слава находилась в тени отца, художника Орацио Джентилески (1563–1639), сегодня Артемизия признана одной из ключевых фигур живописи барокко в Италии XVII века.
Ранняя жизнь и обучение
Артемизия родилась в Риме и была старшим ребёнком тосканского художника Орацио Джентилески, друга гения миланской живописи Караваджо (1571–1610). Она постигала искусство живописи в мастерской отца, где быстро превзошла своих братьев. Её обучали рисунку, смешиванию красящих пигментов и технике письма. Отец был приверженцем караваджизма, поэтому Артемизия также использовала приёмы кьяроскуро и драматический тенебризм. При этом её натурализм и реалистичная трактовка сюжетов контрастировали с более идеализированным подходом отца.
Нападение Агостино Тасси
В 1611 году Артемизия была изнасилована художником Агостино Тасси (1578–1644), которого её отец нанял в качестве наставника. Тасси имел дурную репутацию: его подозревали в убийстве жены и интригах с невесткой. В 1612 году состоялся суд, по итогам которого Тасси был признан виновным, приговорён к тюремному заключению и изгнанию, однако уже в 1613 году приговор отменили. За год до этих событий, в 1610 году, Артемизия создала свою первую крупную работу — «Сусанна и старцы» (собрание Шёнборна, замок Вайсенштайн), где домогательства старцев изображены как травмирующее событие.
После суда художница написала картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1611–12, Музей Каподимонте, Неаполь) — сюжет из христианского искусства, к которому она возвращалась неоднократно. Жестокость, с которой Юдифь расправляется с Олоферном, многие критики истолковали как живописное возмездие за пережитое насилие.
Флоренция (1614–1620)
В 1613 году Артемизия Джентилески вышла замуж за флорентийского художника Пьерантонио Сьяттези и вскоре переехала с ним во Флоренцию. Здесь она добилась успеха в качестве придворного художника под покровительством семьи Медичи, в частности великого герцога Козимо II. В браке родились четыре сына и дочь, из которых выжила только дочь Пруденция.
Во Флоренции Артемизия стала первой женщиной, принятой в Академию изящных искусств. Среди её религиозных картин этого периода — «Богородица с младенцем (Madonna Lattante)» (1610–20, Галерея Уффици), «Святая Цецилия, играющая на лютне» (ок. 1616, Галерея Спада, Рим), а также «Юдифь и её служанка» (1614–20) и «Кающаяся Мария Магдалина» (1618), обе в Палаццо Питти. Она также украсила потолок галереи в доме Буонарроти фреской «Аллегория таланта», в главной героине которой угадываются её собственные черты. Наконец, именно в этот период она завершила свою самую известную версию картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Уффици).
Рим и Венеция (1621–1630)
Из-за проблем с кредиторами Артемизия вернулась в Рим примерно в то же время, когда её отец уехал в Геную. Точно неизвестно, последовала ли она за ним или оставалась в Риме. В 1627 году у неё родилась вторая дочь. В тот период в римской живописи доминировали караваджизм, классицизм болонской школы во главе с Карраччи и пышное барокко Пьетро да Кортона. Заказов было мало, а конкуренция высока.
Несмотря на дружбу с Кассиано даль Поццо (1588–1657), коллекционером и секретарём кардинала Франческо Барберини (1597–1679), который покровительствовал Николя Пуссену (1594–1665), Артемизия испытывала трудности. Вместо заказов на крупные алтарные образы ей приходилось заниматься портретной живописью и созданием образов библейских героинь. Возможно, по этой причине в 1627–1630 годах она переехала в Венецию.
К заметным работам 1620-х годов, которые трудно точно датировать, относятся: «Лукреция» (ок. 1621, Палаццо Каттанео-Адорно, Генуя), «Портрет гонфалоньера» (Городское художественное собрание, Болонья), «Юдифь и её служанка» (1620-е, Детройтский институт искусств), «Спящая Венера» (1620-е, Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд) и «Эсфирь и Артаксеркс» (1620-е, Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
Неаполь и Англия (1630–1653)
В 1630 году в поисках выгодных заказов Артемизия отправилась в Неаполь, где в то время работал Хусепе де Рибера (1591–1652). Она оставалась там до конца жизни, за исключением коротких поездок. В Неаполе художница наладила хорошие отношения с герцогом Алькала и начала работать над росписями для собора в Поццуоли. Среди работ этого периода — «Благовещение» (1630-е, Музей Каподимонте), «Рождение Иоанна Крестителя» (1630-е, Прадо, Мадрид) и «Кориска и сатир» (1630-е, частное собрание). См. также: Живопись в Неаполе (1600–1700) и Неаполитанская школа живописи (ок. 1600–56).
В 1638 году Артемизия приехала в Лондон ко двору короля Карла I, где её отец Орацио служил придворным художником. Вероятно, она помогала ему в работе над росписью потолка в Квинс-хаусе в Гринвиче. В Лондоне Артемизия написала знаменитый «Автопортрет в виде аллегории живописи» (1630-е, Королевская коллекция, Виндзор). После внезапной смерти отца в 1639 году её дальнейшие передвижения отследить трудно. Известно, что к 1642 году она покинула Англию, а к 1649 году вернулась в Неаполь, где её покровителем стал коллекционер дон Антонио Руффо из Мессины (1610–1678).
Ранее считалось, что Артемизия умерла около 1652–1653 года, однако недавние исследования показывают, что она продолжала работать до 1654 года. Вероятно, художница погибла во время чумы, охватившей Неаполь в 1656 году.
Наследие
Артемизия Джентилески стала первой женщиной-художником, добившейся признания на высшем уровне, проложив путь для будущих поколений. Она мастерски владела техниками кьяроскуро и тенебризма, разработав собственный реалистичный, а порой и жестоко-прямолинейный стиль живописи.
Хотя на её творчество повлияли Караваджо и отец, Артемизия во многом впитывала доминирующие стили тех городов, где работала. Её репутация как одной из важнейших фигур искусства барокко укрепилась благодаря независимости мышления, которую высоко ценят современные исследователи.
Другие важные художницы
Среди выдающихся женщин-художниц, предшествовавших Артемизии Джентилески или бывших её современницами, выделяются:
Катарина ван Хемессен (1528–1587) — первая известная фламандская женщина-портретист.
Софонисба Ангвиссола (1532–1625) — самая успешная художница итальянского Ренессанса.
Лавиния Фонтана (1552–1614) — портретистка и автор картин на исторические сюжеты; первая женщина, писавшая обнажённую женскую натуру.
Барбара Лонги (1552–1638) — художница-маньеристка, известная религиозными картинами в духе Позднего Возрождения.
Картины Артемизии Джентилески хранятся во многих ведущих художественных музеях Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?