Артемизия Джентилески: барокко, караважизм читать ~6 мин.
Представитель поколения, на которое оказал наибольшее влияние караваджизм, итальянская художница эпохи барокко и караваджистка Артемизия Джентилески является одной из самых известных женщин среди старых мастеров своего времени. Одарённая как в живописи, так и в рисунке, она стала первой женщиной-художником, избранной членом Академии художеств во Флоренции (Accademia dell’Arte del Disegno). Ее признанным шедевром является «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Галерея Уффици, Флоренция), одна из лучших картин барокко, известная своим мощным библейским искусством – одной из её специализаций была тема «Юдифь и Олоферн». Хотя в своё время её репутация была затмлена репутацией её отца, художника-маньериста Орацио Джентилески (1563-1639), сегодня Артемизия считается одним из самых важных представителей барочной живописи в Италии XVII века.
Ранняя жизнь и обучение
Родившись в Риме, старший ребёнок тосканского художника Орацио Джентилески, личного друга миланского гения Караваджо (1571-1610), Артемизия постигала искусство живописи в студии своего отца, где она быстро затмила своих братьев. Ее учили рисовать, смешивать красящие пигменты и писать картины. Поскольку её отец был приверженцем караваджизма, она тоже использовала тяжёлый кьяроскуро и драматический тенебризм основателя стиля, хотя её натурализм и реалистическая трактовка сюжетов резко контрастировали с тем, что делал её отец, предпочитавший более идеализированный подход.
Нападение Агостино Тасси
В 1610 году произошли две вещи. Ее изнасиловал её наставник по искусству Агостино Тасси (1578-1644), крайне неприятный человек, который, по слухам, сделал то же самое со своей невесткой и подозревался в убийстве своей жены. (В 1612 году Тасси предстал перед судом за преступление против Артемизии, его ненадолго посадили в тюрьму, затем сослали, но в 1613 году приговор был отменён). Кроме того, она создала свою первую крупную работу «Сусанна и старцы» (1610, коллекция Шонборна, замок Вайсенштайн, Поммерсфельден), одну из немногих версий, в которой чувственное нападение двух старцев показано как травматическое событие. Предположительно написанная после её опыта с Тасси, она появилась так близко к нападению, что кажется скорее совпадением. После суда Артемизия написала картину «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1611-12, Музей Национале ди Каподимонте, Неаполь), тему христианского искусства, к которой она будет возвращаться много раз. Жестокость, с которой она изобразила смерть Олоферна от рук напавшей на него женщины, была истолкована критиками как живописная расплата за плохое обращение с ней в прошлом.
Флоренция (1614-1620)
В 1613 году Артемизия Джентилески вышла замуж за флорентийского художника Пьерантонио Сьяттези и вскоре после этого переехала с ним во Флоренцию. Здесь она сделала успешную карьеру придворного художника под покровительством богатой семьи Медичи, в частности великого герцога Козимо II, и родила четырёх сыновей и дочь, из которых выжила только её дочь Пруденция.
Она также стала первой женщиной, избранной членом Академии художеств во Флоренции. Среди её религиозных картин этого периода – Богородица с младенцем (Мадонна Лактанция) (1610-20, Галерея Уффици, Флоренция), Святая Цецилия, играющая на лютне (ок. 1616, Галерея Спада, Рим), а также «Юдифь и её служанка» (1614-20) и «Кающаяся Мария Магдалина» (1618), обе в Палаццо Питти, Флоренция. Она также украсила потолок галереи в доме Буонарроти, построенном в память о Микеланджело, фреской «Аллегория склонения» , сюжет которой, как утверждается, имеет близкое сходство с Артемизией. Наконец, она завершила свою лучшую версию картины «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Уффици, Флоренция).
Рим и Венеция (1621-1630)
После проблем с кредиторами Артемизия вернулась в Рим примерно в то же время, когда её отец отбыл в Геную. Неясно, последовала ли она за ним туда или постоянно оставалась в Риме. Во всяком случае, в 1627 году у неё родилась вторая дочь. В это время влиятельными стилями римской живописи стали теневристические работы в стиле Караваджо, а также классическая живопись болонской школы во главе с Карраччи и барочная манера Пьетро да Кортона. Но заказов было мало, и конкуренция была высока.
В результате, несмотря на дружбу с Кассиано даль Поццо (1588-1657), богатым коллекционером и секретарём кардинала Франческо Барберини (1597-1679), покровителем великого француза Николя Пуссена (1594-1665), ей пришлось нелегко. Вместо того чтобы получать выгодные заказы на алтарные произведения, она занималась коммерческим портретным искусством и созданием выразительных библейских героинь. Возможно, из-за этого она переехала в Венецию на период 1627-30 годов.
К числу заметных работ 1620-х годов, которые трудно точно датировать, относятся: Лукреция (ок. 1621, Палаццо Каттанео-Адорно, Генуя); Портрет Гонфалоньера (Коллециони Комунали д’Арте, Болонья); Юдифь и её служанка (1620-е годы, Детройтский институт искусств); «Спящая Венера» (1620-е годы, Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд); и «Эсфирь и Ахасуэр» (1620-е годы, Музей Метрополитен, Нью-Йорк).
Неаполь и Англия (1630-1653)
В 1630 году в поисках более выгодных заказов Артемизия отправилась на юг, в Неаполь, где жил неаполитанский испанец Хусепе Рибера (1591-1652), где она оставалась до конца своей жизни, за исключением коротких поездок в Лондон и несколько других мест. У неё сложились прекрасные отношения с герцогом Алкала, и она начала работать над росписями для собора Поццуоли. Среди известных работ этого периода – Благовещение (1630-е годы, Национальный музей Каподимонте, Неаполь), Рождение святого Иоанна Крестителя (1630-е годы, Прадо, Мадрид) и Кориска и сатир (1630-е годы, частное собрание). См. также: Живопись в Неаполе (1600-1700). Более подробно см: Неаполитанская школа живописи (ок. 1600-56).
В 1638 году Артемизия вместе с отцом отправилась работать при дворе короля Карла I в Лондоне, где Орацио был придворным художником. В Лондоне Карл заказал ему картину «Автопортрет как аллегория живописи» (1630-е годы, Королевская коллекция, Виндзор). К сожалению, в 1639 году Орацио неожиданно умер, после чего перемещения Артемизии становятся несколько неясными. Мы знаем, что к 1642 году она покинула Англию, а к 1649 году вернулась в Неаполь, где поддерживала хорошие отношения с важным коллекционером доном Антонио Руффо из Мессины (1610-1678), который стал одним из её покровителей в этот второй неаполитанский период.
Первоначально считалось, что Артемизия умерла около 1652-53 года, но последние исследования показывают, что она всё ещё выполняла заказы вплоть до 1654 года. В таком случае существует большая вероятность того, что она погибла во время опустошительной чумы, охватившей Неаполь и окрестности в 1656 году.
Наследие
Будучи первой женщиной-художником, добившейся успеха на самом высоком уровне своего искусства и, таким образом, проложившей путь для своих преемников, Артемизия Джентилески продемонстрировала явное мастерство кьяроскуро и тенебризма, и разработала высоко реалистичный (иногда жестоко прямой) стиль живописи.
Хотя на неё повлияли и Караваджо, и её отец Орацио, она, возможно, в большей степени была подвержена влиянию доминирующих стилей тех городов и регионов, в которых она работала. В глазах феминисток её репутация как одного из важных представителей искусства барокко значительно укрепилась благодаря её очевидной независимости мышления.
Другие важные художницы
Среди известных женщин-художниц до Артемизии Джентилески можно назвать следующих:
Катарина ван Хемессен (1528-1587) — Первая известная фламандская женщина-портретист.
Софонисба Ангиссола (1532–1625) — Самая успешная художница итальянского Возрождения.
Лавиния Фонтана (1552-1614) — портретистка и историческая художница; первая женщина-художник, нарисовавшая обнажённые женские тела.
Барбара Лонги (1552-1638) — Художница-маньерист известная своими религиозными картинами маслом в стиле эпохи Возрождения.
Картины Артемизии Джентилески можно увидеть во многих лучших художественных музеях Европы и Америки.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?