Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко читать ~7 мин.
Федерико Бароччи (также пишется Бароччо или Барроччо) был одним из величайших и наиболее индивидуальных старых мастеров центральной итальянской школы конца XVI века. Активно работавший в основном в Урбино и близлежащих небольших городах, он писал в основном христианское искусство, сочетая влияние Корреджо, Рафаэля и Тициана в элегантной и чувствительной манере.
Будучи востребованным художником алтарных и набожных композиций для местных церквей, религиозных орденов и таких покровителей, как герцог Урбино, он также создавал работы для папы Пия VI, императора Рудольфа II и соборов Генуи и Перуджи. Джованни Беллори (1613-1696), великий историк живописи барокко, считал Бароччи лучшим художником поколения, которое пришло на смену звёздам Высокого Возрождения, таким как Микеланджело и Рафаэль. На самом деле в его авторитетном исследовании искусства XVII века «Le Vite de’ Pittori, Scultori et Architetti Moderni» (1672) рассматриваются только девять основных живописцев: Бароччи, Караваджо, Агостино и Аннибале Карраччи, Пуссен, Доменикино, Ланфранко, Рубенс и Ван Дейк.
Эмоциональная кисть Бароччи, использование цвета и драматической тени служат связующим звеном между надуманными искажениями маньеризма и динамичной непосредственностью барокко, и оказали ключевое влияние на Рубенса (1577-1640), Бернини (1598-1680) и других. Среди шедевров Бароччи – Мадонна дель Пополо (1579, Галерея Уффици, Флоренция) и Рождество (1597, Музей Прадо, Мадрид), а также его возвышенный Автопортрет (1600, Резиденцгалерея, Зальцбург), в котором чувствуются отголоски Эль Греко (1541-1614).
Обучение и ранние работы
Федерико Фьори, прозванный «Иль Бароччо», родился в городе Урбино, на родине Рафаэля, где сначала обучался у своего отца, скульптора Амброджо Бароччи, а затем поступил в ученики к Джованни Баттиста Франко (1498-1561), последователю Микеланджело. Бароччо также изучал картины Корреджо и Тициана, впитывая сентиментальность и солнечное изящество первого и чувство colorito второго, а также его тонкое sfumato, благодаря которому чёткие линии словно растворялись в дымчатом тумане.
С ранних лет Бароччи с удовольствием потакал своему собственному тёплому вкусу к венецианскому цвету. (Подробнее о колорите в Венеции см: Тициан и венецианская цветная живопись) Около 1550 года он сопровождал своего дядю в кратковременной поездке в Рим, чтобы изучить живопись Высокого Возрождения своего соотечественника из Урбино Рафаэля (1483-1520), после чего вернулся в родной город.
Зрелая карьера
В 1560 году Бароччи был приглашён в Рим папой Пием IV для помощи в создании фресок в ватиканском дворце Бельведер. Он написал Мадонну с младенцем и Благовещение. Он также создал несколько фресок для Ватиканского сада папы Пия. По словам его биографа Беллори, во время пребывания в Риме Бароччи познакомился с легендарным Микеланджело, чьё поощрение художника из Урбино вызвало сильную ревность у других студентов, которые затем попытались отравить Бароччи на пикнике. Правда это или нет, но с того дня он до конца жизни страдал от изнурительных проблем с желудком и мог рисовать не более двух часов в день.
И вот, когда его репутация начала расти, он покинул Рим и вернулся в Урбино. Если не считать коротких поездок в Ареццо, Перуджу и Флоренцию, он остался в родном городе до конца жизни, ссылаясь на нездоровье, чтобы избежать вызовов Филиппа II Испанского и императора Священной Римской империи Рудольфа II, которые приглашали его присоединиться к своим королевским дворам. Вместо этого он стал работать на Франческо Марию II делла Ровере (1549-1631), последнего герцога Урбино, который поддерживал его во время периодических приступов болезни.
Именно в это время Трентский собор (1545-63) – важная католическая конференция, созванная в ответ на идеологическую угрозу, которую представляла протестантская Реформация и её марка протестантского искусства – установил новые правила для живописцев. Отныне католическое контрреформационное искусство (то есть искусство, оплачиваемое католическими организациями) должно было нести в себе чёткое послание, призванное вдохновить зрителя на созерцание и покаяние. Такое наставление как нельзя лучше подходило набожному Бароччи. За исключением небольшого количества портретов, таких как портрет Франческо Марии II делла Ровере (1572, галерея Уффици), он сосредоточился почти исключительно на библейском искусстве, включая фрески и одиночные алтарные образы, а также триптихи и полиптихи.
Вера Бароччи в натурализм, а также тот факт, что его постоянно тошнило, и поэтому он мог рисовать только около 2 часов в день, привели его к разработке весьма необычной рабочей практики. Каждая деталь картины тщательно прорабатывалась заранее с помощью серии подготовительных рисунков и эскизов. Например, в его Тайной вечере (1590-99, собор Урбино) 31 голова, и для каждой из них он сделал этюд. Такой подход, включавший рисование фигур, изучение освещения с помощью глиняных моделей, изучение перспективы, изучение цвета и тому подобное, не только сокращал время работы перед холстом, но и придавал его кисти дополнительную спонтанность и позволял ему включать в работу широкий спектр лиц и положений, представляющих интерес. Например, он замечал на улице людей с интересными чертами лица, брал их в свою студию и рисовал. Или он просил своих учеников принять позы, которые он выбрал для своих фигур, чтобы проверить, удобно ли им. В процессе всей этой подготовки он стал одним из первых художников, широко использовавших рисунки пастелью и эскизы маслом, а также более привычные рисунки мелом.
Его мастерство владения цветом ещё больше возвышает его. Бароччи считал, что цвет оказывает огромное влияние на реакцию посетителей церкви на его картины, и следил за тем, чтобы его фигуры отражали не один, а несколько цветов. Он использовал бледные цвета, смешанные из лиловых розовых, перламутровых белых и серых, и с удовольствием изображал, например, перламутровый блеск шелка или сиреневые тени на плащанице Христа.
Несмотря на недуги пищеварения, Бароччи сделал долгую и плодотворную карьеру и продолжал писать картины до восьмидесяти лет.
Наследие
Завихряющиеся композиции Бароччи с их диагональными линиями и опаловыми цветами, а также их акцент на духовном и эмоциональном – это явная ступенька к драматизму и воздействию Рубенса. А в простом благочестии, развевающихся драпировках и устремлённом в небо взгляде его Беаты Микелины (Микелина да Пезаро) (1606, Пинакотека Ватикана, Рим) мы можем увидеть основу для шедевра высокого барокко Бернини Экстаз Святой Терезы (1647-52, капелла Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим).
Работы
Из 80 законченных картин Бароччи подавляющее большинство осталось в Урбино, где их больше, чем во Франции, Испании, Британии и Америке вместе взятых. Многие из его алтарных образов до сих пор находятся в церквях, для которых они были заказаны. Вот краткая подборка работ Бароччи, помимо тех, что были упомянуты выше.
Мученичество святого Себастьяна (1557) Кафедральный собор Урбино.
Мадонна ди Сан-Симоне (1567) Национальная галерея делле Марке, Урбино.
Низложение (1567-69) Кафедральный собор Перуджи.
Отдых во время бегства в Египет (1570) Пинакотека Ватикана, Рим.
Портрет Франциско II делла Ровере (1572) Уффици, Флоренция.
Мадонна с котом (1575) Национальная галерея, Лондон.
Погребение (офорт) (1579-82) Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
Погребение (1580-2) Санта-Кроче, Сенигаллия.
Призвание святых Петра и Андрея (1586) Музеи изящных искусств Бельгии.
Христос и Мария Магдалина (Noli me tangere) (1590) Гемальдегалерия, Мюнхен.
Бегство Энея из Трои (1598) Галерея Боргезе, Рим.
Святой Иероним (1598) Галерея Боргезе, Рим.
Квинтилия Фишери (1600) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Причащение апостолов (1603-8) Санта-Мария сопра Минерва, Рим.
Также стоит изучить
Неаполь был крупным центром барочного искусства: см. Живопись в Неаполе (1600-1700) и Неаполитанская барочная живопись (ок. 1650-1700). Между тем, о произведениях барокко в Венеции см: Венецианская живопись (ок. 1450-1800). О развитии искусства барокко за пределами Италии см: Фламандское барокко (ок. 1600-80), Голландское барокко (ок. 1600-80) и Испанское барокко (1600-1700). О пластическом искусстве см: Скульптура барокко (ок. 1600-1700).
Картины Федерико Бароччи можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?