Федерико Бароччи:
итальянский художник, раннее барокко читать ~6 мин.
Федерико Бароччи (ок. 1535–1612), чью фамилию также пишут как Бароччо или Барроччо, — один из самых значительных и самобытных старых мастеров центрально-итальянской школы конца XVI века. Он работал преимущественно в родном Урбино и его окрестностях, создавая в основном произведения христианского искусства. В его элегантной и чувствительной манере соединились влияния Корреджо, Рафаэля и Тициана.
Бароччи был востребованным автором алтарных образов и композиций на религиозные сюжеты для местных церквей и орденов. Среди его покровителей были герцог Урбинский, император Рудольф II и папа Пий IV. Художник также выполнял заказы для соборов Генуи и Перуджи. Джованни Беллори (1613–1696), крупнейший историк живописи барокко, считал Бароччи лучшим художником поколения, сменившего великих мастеров Высокого Возрождения, таких как Микеланджело и Рафаэль. В его фундаментальном труде «Le Vite de’ Pittori, Scultori et Architetti Moderni» (1672) рассматриваются лишь девять ключевых живописцев эпохи: Бароччи, Караваджо, Агостино и Аннибале Карраччи, Пуссен, Доменикино, Ланфранко, Рубенс и Ван Дейк.
Эмоциональная манера письма Бароччи, его работа с цветом и светотенью стали связующим звеном между усложнённой экспрессией маньеризма и динамикой барокко. Его творчество оказало заметное влияние на Рубенса (1577–1640), Бернини (1598–1680) и других мастеров. Среди шедевров Бароччи — «Мадонна дель Пополо» (1579, Галерея Уффици, Флоренция) и «Рождество» (1597, Музей Прадо, Мадрид), а также великолепный «Автопортрет» (ок. 1600, Резиденцгалерея, Зальцбург), в котором угадываются отголоски манеры Эль Греко (1541–1614).
Обучение и ранние работы
Федерико Фьори, получивший прозвище «Иль Бароччо», родился в Урбино — на родине Рафаэля. Его первым наставником был отец, скульптор Амброджо Бароччи. Позже он стал учеником Джованни Баттиста Франко (1498–1561), последователя Микеланджело. Бароччи также изучал живопись Корреджо и Тициана, переняв у первого сентиментальность и солнечное изящество, а у второго — чувство цвета (colorito) и тонкую технику сфумато, растворяющую контуры в лёгкой дымке.
С ранних лет Бароччи следовал своей склонности к тёплому венецианскому колориту. (Подробнее о колорите в Венеции см.: Тициан и венецианская цветная живопись). Около 1550 года он совершил короткую поездку в Рим в сопровождении дяди, чтобы изучить работы своего земляка Рафаэля (1483–1520) — величайшего мастера Высокого Возрождения, после чего вернулся в Урбино.
Зрелая карьера
В 1560 году папа Пий IV пригласил Бароччи в Рим для участия в росписи ватиканского дворца Бельведер. Там художник написал «Мадонну с младенцем» и «Благовещение», а также создал несколько фресок для папского сада. Его биограф Беллори утверждал, что в Риме Бароччи познакомился с Микеланджело. Поощрение со стороны великого мастера якобы вызвало зависть у других художников, которые попытались отравить Бароччи. Правда это или нет, но с тех пор и до конца жизни он страдал от тяжёлого заболевания желудка и мог работать не более двух часов в день.
Несмотря на растущую известность, он покинул Рим и вернулся в Урбино. За исключением коротких поездок в Ареццо, Перуджу и Флоренцию, художник оставался в родном городе до конца жизни. Ссылаясь на плохое здоровье, он отклонял приглашения ко двору от Филиппа II Испанского и императора Священной Римской империи Рудольфа II. Вместо этого он работал на Франческо Марию II делла Ровере (1549–1631), последнего герцога Урбино, который поддерживал его во время частых приступов болезни.
В это время Тридентский собор (1545–1563) — ключевое событие католической Контрреформации, созванной в ответ на угрозу протестантизма и его искусства, — сформулировал новые требования к живописи. Отныне искусство Контрреформации должно было нести ясное послание, вдохновляющее на благочестие и покаяние. Эти установки идеально соответствовали мировоззрению набожного Бароччи. За исключением немногих портретов, таких как портрет Франческо Марии II делла Ровере (1572, Галерея Уффици), он сосредоточился почти исключительно на библейском искусстве. Художник создавал фрески, отдельные алтарные образы, а также триптихи и полиптихи.
Приверженность Бароччи натурализму и его болезнь, позволявшая работать лишь по несколько часов в день, привели к формированию особого творческого метода. Каждая деталь будущей картины тщательно прорабатывалась в серии подготовительных рисунков и эскизов. Например, для своей «Тайной вечери» (1590–1599, собор Урбино), изображающей 31 персонажа, он выполнил отдельный этюд для каждой головы.
Такой подход включал рисование фигур, изучение света с помощью глиняных моделей, проработку перспективы и цвета. Это не только сокращало время непосредственной работы над холстом, но и придавало его кисти спонтанность, позволяя включать в композицию множество разнообразных лиц и поз. Бароччи мог заметить на улице человека с интересной внешностью и пригласить его в свою мастерскую для создания этюдов. Он также просил учеников принимать нужные ему позы, чтобы убедиться в их естественности. В ходе этой подготовки он одним из первых стал активно использовать рисунки пастелью и эскизы маслом наряду с традиционными рисунками мелом.
Мастерское владение цветом — ещё одна отличительная черта его живописи. Бароччи верил, что цвет сильно влияет на эмоциональное восприятие картины зрителем. Он следил за тем, чтобы его фигуры были написаны с использованием не одного, а нескольких цветов. Художник использовал бледные, сложные оттенки — лилово-розовые, жемчужно-белые и серые, — с удовольствием передавая перламутровый блеск шёлка или сиреневые тени на плащанице Христа.
Несмотря на болезнь, Бароччи прожил долгую и плодотворную творческую жизнь, продолжая работать почти до восьмидесяти лет.
Наследие
Динамичные, построенные по диагонали композиции Бароччи, их переливчатые, опаловые краски и акцент на духовном и эмоциональном предвосхитили драматизм и экспрессию Рубенса. А в простом благочестии, струящихся драпировках и устремлённом к небу взгляде его «Беаты Микелины» (Микелина да Пезаро) (1606, Пинакотека Ватикана, Рим) можно увидеть прообраз шедевра высокого барокко — «Экстаза святой Терезы» Бернини (1647–1652, капелла Корнаро, Санта-Мария-делла-Виттория, Рим).
Работы
Из примерно 80 сохранившихся полотен Бароччи подавляющее большинство находится в Урбино. Их там больше, чем в коллекциях Франции, Испании, Великобритании и Америки вместе взятых. Многие его алтарные образы до сих пор хранятся в тех же храмах, для которых и создавались. Ниже приведён краткий список работ Бароччи в дополнение к упомянутым выше.
«Мученичество святого Себастьяна» (1557) Кафедральный собор Урбино.
«Мадонна ди Сан-Симоне» (1567) Национальная галерея делле Марке, Урбино.
«Снятие с креста» (1567-69) Кафедральный собор Перуджи.
«Отдых на пути в Египет» (1570) Пинакотека Ватикана, Рим.
«Портрет Франческо II делла Ровере» (1572) Уффици, Флоренция.
«Мадонна с кошкой» (1575) Национальная галерея, Лондон.
«Положение во гроб» (офорт) (1579-82) Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес.
«Положение во гроб» (1580-2) Санта-Кроче, Сенигаллия.
«Призвание апостолов Петра и Андрея» (1586) Королевские музеи изящных искусств, Брюссель.
«Христос и Мария Магдалина (Noli me tangere)» (1590) Старая пинакотека, Мюнхен.
«Бегство Энея из Трои» (1598) Галерея Боргезе, Рим.
«Святой Иероним» (1598) Галерея Боргезе, Рим.
«Портрет Квинтилии Фишери» (1600) Национальная галерея искусств, Вашингтон.
«Причащение апостолов» (1603-8) Санта-Мария-сопра-Минерва, Рим.
Смотрите также
Неаполь был крупным центром искусства барокко: см. Живопись в Неаполе (1600–1700) и Неаполитанская школа барокко (ок. 1650–1700). О произведениях барокко в Венеции см.: Венецианская живопись (ок. 1450–1800). О развитии искусства барокко за пределами Италии см.: Фламандское барокко (ок. 1600–80), Голландское барокко (ок. 1600–80) и Испанское барокко (1600–1700). О пластическом искусстве см.: Скульптура барокко (ок. 1600–1700).
Работы Федерико Бароччи хранятся во многих ведущих художественных музеях мира.
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Андреа Мантенья: итальянский художник эпохи Возрождения
- «Лысое сопрано» Эжена Ионеско, краткое содержание
- Экскурсии в Сиде
- Как открыть художественную галерею?
- Банкетный зал в Одессе
- Фра Анджелико: художник раннего Возрождения, Флоренция
- Филиппино Липпи: художник эпохи Возрождения, Флоренция
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?