Андреа Мантенья:
итальянский художник эпохи Возрождения читать ~6 мин.
Одна из самых выдающихся фигур в живописи Раннего Возрождения, итальянский художник и гравёр Андреа Мантенья наиболее известен своими большими картинами реалистичных фигур, часто рассматриваемых с низкой перспективы, чтобы создать большую монументальность. Наряду с архитектором Филиппо Брунеллески и скульптором Донателло, Мантенья считается одним из самых важных старых мастеров Раннего Возрождения (1400-1490), особенно за его иллюзионистские живописные техники, такие как ракурс и линейная перспектива. Кроме того, он создал несколько величайших рисунков эпохи Возрождения.
Его наиболее заметные работы включают темперу шедевр «Плач над мёртвым Христом» (1470-80, Пинакотека ди Брера, Милан), фресковую живопись Камера дельи Спози (1465-74, Палаццо Дукале, Мантуя) и «Семья и двор Людовико Гонзага» (1474, Палаццо Дукале, Мантуя), а также «Триумф Цезаря» (1480-6, дворец Хэмптон-Корт, Англия).
Обучение живописи
Родился около 1431 года недалеко от города Виченца в Северной Италии, был сыном плотника. Примерно в возрасте 10 лет он стал подмастерьем антиквара Франческо Скварчоне (1395-1468), учителя рисования в Падуе. Скварчоне руководил художественной школой, через его двери прошли 137 живописцев.
Он был большим поклонником Древнего Рима и искусства перспективы. Этот энтузиазм он передал молодому Мантеньи. Тот быстро освоил его ремесло и уже в 17 лет смог открыть собственную мастерскую, убедившись, что Скварчоне был единственным, кто извлекал выгоду из его художественного таланта. Мантенья женился на Николозии Беллини в 1453 году. Ее братьями были знаменитые художники Джованни Беллини и Джентиле Беллини, и оба они оказали влияние на раннюю живопись своего нового шурина.
Ранние работы
Одной из самых ранних известных религиозных картин Мантеньи является «Святой Иероним в пустыне» (1448-51, Художественный музей Сан-Паулу). Фигуры костлявые, грубые и вполне реалистичные. В молодые годы он предпочитал писать нейтральными цветами, но по мере взросления его палитра стала чуть более красочной.
Его первой крупной работой стал алтарный образ, написанный в 1448 году для церкви Санта-София, к сожалению, эта работа теперь утрачена. В том же году он работал с группой художников над оформлением капеллы Оветари в Паду. Эта работа была почти утрачена в 1944 году в результате бомбардировок.
Другими важными работами раннего периода были фрески двух святых над входной папертью церкви Сант-Антонио в Падуе, 1452 год, и алтарная картина с изображением святого Луки и других святых для церкви Санта-Джустина, которая сейчас находится в галерее Брера в Милане, 1453 год.
Придворный художник Людовико Гонзага в Мантуе
В 1459 году Мантенья переехал в Мантую, где Людовико Гонзага, маркиз Мантуанский, нанял его в качестве придворного художника. Он оставался в этой семье до конца своей жизни. Для этой семьи он создал некоторые из своих лучших работ, в том числе trompe l’oeil Camera degli Sposi (Свадебная палата), где он расписал стены и потолки внутренней комнаты.
В своей самой известной настенной росписи он изобразил на потолке небо с мужчинами и женщинами, смотрящими вниз. Два века спустя, в эпоху барокко, это стало популярной формой декора. Он пережил сложный личный период, когда умерли его сын Бернардино и маркиз Гонзага. Потребовалось некоторое время, чтобы установить связь с новым маркизом, но когда он это сделал, она оказалась прочной и долговременной.
Плач по мёртвому Христу
Одна из величайших картин XV века эпохи Возрождения, Плач по мёртвому Христу (ок. 1470-80, Пинакотека ди Брера, Милан), вероятно, является самым знаменитым примером ракурса во всем искусстве Возрождения. На ней изображён труп Иисуса на мраморной плите, за которым наблюдают плачущие Дева Мария и святой Иоанн.
В отличие от большинства произведений религиозного искусства кватроченто, это едва ли идеализированный портрет Христа: дыры в руках и ногах, обесцвечивание кожи и драматическая линейная перспектива укороченного тела придают ему холодный и болезненный реализм, а также скульптурную трёхмерность. Своё чувство скульптуры и, как следствие, умение моделировать фигуры Мантенья получил от своего учителя Франческо Скварчоне (1395-1468), который был художником и антикваром и привил своему юному ученику интерес к греческой скульптуре. Когда именно Мантенья написал «Оплакивание», точно неизвестно. Она была обнаружена в его мастерской после его смерти и продана, чтобы расплатиться с кредиторами.
Наряду с фресками капеллы Бранкаччи Мазаччо, «Снятие с креста» Рогира ван дер Вейдена (ок. 1435-40, Прадо, Мадрид) и «Бичевание Христа» Пьеро делла Франческа (1450-60, Национальная галерея Марке, Урбино) она входит в число величайших картин XV века.
Триумф Цезаря
На пике Ренессанса, в 1486 году, он начал серию из 9 картин, изображающих Триумф Цезаря, что свидетельствует о его постоянном интересе к Древнему Риму. Он закончил серию в 1492 году, и эти картины считаются одними из лучших его работ. Они были проданы в 1628 году английскому королю Карлу I и сегодня покоятся во дворце Хэмптон-Корт. В 1488 году он написал серию фресок в капелле Бельведер в Ватикане. В эту серию входило хвалёное изображение Крещения Христа, но папа Пий VI уничтожил его в 1780 году.
Другие картины
Другие крупные работы: Мадонна делла Виттория в память о битве при Форново (1495, Лувр); Смерть Богородицы (ок. 1461, Музей Прадо, Мадрид); Святой Георгий (ок. 1460, Галерея Академии, Венеция); Поклонение волхвов (1462, Уффици, Флоренция); Вознесение (1462, Уффици); Мадонна с херувимами (1485, Пинакотека ди Брера, Милан); Святое семейство (ок.1495, Дрезденская галерея); Юдифь и Олоферн (1495, Национальная галерея искусств, Вашингтон) и Парнас, Марс и Венера (1497, Лувр, Париж).
Мантенья также сделал несколько гравюр, но поскольку он никогда не подписывал и не датировал ни одну из своих пластин, остаются некоторые разногласия по поводу подлинности некоторых работ. В его мастерской было создано более 30 гравюр, но считается, что он сам был ответственен только за 7 или менее из них.
Его личная жизнь продолжала оставаться бурной. После смерти жены его сын Франческо был изгнан из Мантуи, чем вызвал недовольство нового маркиза. Мантенья умер в Мантуе в 1506 году, и город почтил его память, устроив похороны в церкви Санта-Андреа. Им восхищались его современники, такие как Паоло Уччелло, Филиппо Липпи, Донателло и Боттичелли, и он оказал влияние на других известных художников, включая Альбрехта Дюрера (1471-1528), Леонардо да Винчи (1452-1519) и Микеланджело (1475-1564). Его традиция росписи потолков сохранялась на протяжении почти трёх столетий.
Работы Андреа Мантеньи можно увидеть в лучших художественных музеях Европы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?