Бернардо Беллотто:
Венецианский художник, архитектурная живопись читать ~5 мин.
Бернардо Беллотто (1722–1780) — итальянский художник, мастер городского пейзажа (ведуты). Он работал в том же жанре, что и его знаменитый дядя Каналетто (1697–1768) и их современник Франческо Гварди (1712–1793). Желая подчеркнуть родство, Беллотто иногда подписывал свои работы как Bellotto de Canaletto, что впоследствии вызвало путаницу среди историков искусства.
Стиль Беллотто имел много общего с манерой Каналетто, однако его работам присущи более холодная палитра, чёткость линий и особое внимание к изображению облаков, теней и листвы. Характерной чертой его живописи стал стальной серый колорит. Для достижения максимальной точности в изображении архитектуры художник использовал камеру-обскуру. Проведя несколько лет в Венеции, он переехал в Северную Европу, где создал свои самые известные картины для королевских дворов.
Точные виды Варшавы, созданные Беллотто, послужили бесценным материалом для реконструкции города после Второй мировой войны. Художник внёс значительный вклад в развитие венецианской живописи и по праву считается одним из великих старых мастеров своего жанра.
Беллотто родился в Венеции и обучался в мастерской своего дяди. В 1738 году, в юном возрасте, он был принят в Гильдию венецианских живописцев, куда входили такие прославленные мастера, как его современник, фрескист Джамбаттиста Тьеполо (1696–1770).
С 1742 по 1747 год Беллотто путешествовал по Северной Италии, совершенствуясь в архитектурной и топографической живописи. К этому периоду относятся такие работы, как «Каприччио с Колизеем» (1743, Национальная галерея, Парма) и «Вид с виллы Мельци д’Эриль» (1744, Пинакотека ди Брера, Милан). Считается, что в последние годы работы в Венеции Беллотто тесно сотрудничал с дядей; в этот период стилистические особенности ученика начинают проявляться и в работах Каналетто.
Индивидуальный художественный стиль
Собственный стиль Беллотто начал формироваться около 1744 года. Художник отказался от солнечной палитры, характерной для работ дяди, в пользу более холодных и насыщенных тонов. Он отдавал предпочтение глубоким коричневым и зелёным цветам, писал холодное голубое небо и использовал выразительные тени. Ярким примером его зрелой манеры является картина «Вид Вероны и реки Адидже с Понте Нуово» (1747, Галерея старых мастеров, Дрезден).
Дрезден
В 1747 году Беллотто покинул Италию и до конца жизни работал при европейских королевских дворах. По приглашению курфюрста Саксонии и короля Польши Августа III он прибыл в Дрезден. Там художник получил заказ на создание 29 полотен с видами города и его окрестностей. Эти картины сохранили облик Дрездена, большая часть которого была уничтожена во время Второй мировой войны. Масштабные полотна, достигающие 2,5 метров в ширину, первоначально украшали галерею дворца Штальхоф.
Среди этих работ — «Новая рыночная площадь в Дрездене» и «Старая рыночная площадь в Дрездене» (ок. 1747–1755). Некоторые из его картин сегодня находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Именно в Дрездене стиль Беллотто достиг полной зрелости. Его пейзажи демонстрируют мастерское владение линейной перспективой, топографическую точность и безупречный контроль над светом. В его работах нет стремления к созданию определённой атмосферы — им свойственно почти неестественное спокойствие.
Вена, Мюнхен и Варшава
К 35 годам Беллотто достиг международного признания. Когда в Дрездене начались военные действия Семилетней войны, он принял приглашение императрицы Марии Терезии и переехал в Вену. За три года пребывания там он создал виды города и императорских резиденций, запечатлев готическую и барочную архитектуру. Примеры этого периода — «Панорама из дворца Кауниц» (1759) и «Лобковицплац» (1759).
В 1761 году Беллотто переехал в Мюнхен, где работал для курфюрста Баварии. Проведя там около трёх лет, он вернулся в Дрезден и стал преподавателем в Академии художеств. В 1766 году художник переехал в Варшаву. Он планировал отправиться в Санкт-Петербург ко двору Екатерины Великой, но остался в Польше на последующие 14 лет. Его архитектурные виды были настолько точны, что их использовали как чертёжи для реконструкции Варшавы. Его поздние работы — серия из двадцати шести видов Варшавы — считаются вершиной его творчества.
Ведута
Ведута — это детальная, как правило, крупномасштабная картина, изображающая городской пейзаж. Жанр зародился во Фландрии в XVI веке благодаря таким художникам, как Пауль Бриль. В XVII веке он обрёл популярность в Голландии, где в этом жанре работал Ян Вермеер (например, «Вид Делфта», ок. 1660–1661, Маурицхёйс, Гаага). Близким к ведуте жанром является каприччио — архитектурный пейзаж-фантазия, где реальные и вымышленные элементы смешиваются.
К середине XVIII века центром ведуты стала Венеция. Пейзажи пользовались огромным спросом у состоятельных путешественников, совершавших Гранд-тур по Европе. Признанным мастером жанра был Каналетто, а позже — художники рококо Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Некоторые ведутисты специализировались на определённых темах: Джованни Паоло Паннини (1691–1765) был известен изображением античных руин, а Джамбаттиста Пиранези (1720–1778) — мастерством офорта.
Наследие
Беллотто скончался в Варшаве в возрасте 58 лет. В отличие от работ его дяди, которые создавались для туристического рынка и часто копировались, картины Беллотто в основном попадали в частные королевские коллекции. Из-за этого художник долгое время оставался малоизвестной фигурой в истории искусства. Лишь в XX веке его творчество было заново открыто и оценено по достоинству. Сегодня его работы хранятся во многих ведущих художественных музеях мира, в частности в Галерее старых мастеров в Дрездене и Национальном музее в Варшаве.
- Витторе Карпаччо: венецианский художник эпохи Возрождения
- Себастьяно дель Пьомбо: венецианский художник, портретист Высокого Возрождения
- Тинторетто: венецианский художник-маньерист
- «Каприччио. Посвящение Тонино Гуэрре и его товарищам»
- Выставка «Вермеер и Рембрандт. Два мастера»
- Фотовыставка Александра Ов-Лебедева
- Мастер-класс На грани традиций. От камеры обскуры до серебряно-желатиновой онлайн печати
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?