Бернардо Беллотто:
Венецианский художник, архитектурная живопись читать ~5 мин.
Как и его дядя Каналетто (1697-1768) и Франческо Гварди (1712-1793), Бернардо Беллотто был итальянским художником-пейзажистом. К сожалению, чтобы подчеркнуть эту семейную связь, он иногда подписывал свои работы Bellotto de Canaletto, что вызвало большую путаницу у более поздних историков.
Стиль архитектурных городских пейзажей Беллотто был очень похож на стиль Каналетто, хотя его работы были более холодными, чёткими, более внимательными к облакам, теням и листве, и часто отличались стальным серым цветом. Он использовал камеру-обскуру , чтобы добиться точного изображения зданий, которые он рисовал. После нескольких лет попыток нарушить монополию своего дяди на венецианскую городскую пейзажную живопись, он переехал в Северную Европу, где создал некоторые из своих самых известных картин для королевских дворов Дрездена и Варшавы.
При реконструкции Варшавы после Второй мировой войны польские власти использовали точные виды города, созданные Беллотто, в качестве ориентира. Внёсший значительный вклад в развитие венецианской живописи, он остаётся одним из великих старых мастеров в рамках выбранной им специальности.
Беллотто родился в Венеции в 1720 году и обучался в мастерской своего дяди. К 18 годам он уже был членом Венецианской гильдии живописцев – клуба, куда принимали только самых искусных мастеров, включая современника Беллотто, великого фрескиста Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770).
С 1742 по 1747 год Беллотто путешествовал по Северной Италии, изучая архитектурную и топографическую живопись. К масляным картинам этого периода относятся Каприччио с Колизеем (1743, Национальная галерея, Парма); Каприччио Капитолия (1743, Национальная галерея, Парма); и Вид с виллы Мельци д’Эриль (1744, Пинакотека ди Брера, Милан). Предполагается, что Беллотто тесно сотрудничал со своим дядей в последние годы его жизни в Венеции, поскольку стилистические причуды Беллотто начинают проявляться в работах Каналетто. Несомненно, Беллотто подготовил композиционные рисунки на некоторых полотнах, которые затем были написаны Каналетто.
Индивидуальный художественный стиль
Индивидуальный стиль Беллотто начал формироваться около 1744 года, и его можно увидеть в двух картинах со сценами из деревни Гаццада, Италия (одну из них можно увидеть в Брера, Милан). Беллотто отказался от солнечной пастельной палитры, характерной для работ своего дяди, в пользу более холодных, насыщенных цветов. Он выбрал насыщенные коричневые и зелёные цвета, его небо стало холодно-голубым, и он ввёл более сильные участки тени. Прекрасным примером является его картина «Вид Вероны и реки Адидже с Понте Нуово» (1747, Гемальдегалерия, Дрезден).
Дрезден
В 1747 году Беллотто навсегда покинул Италию и до конца жизни работал при различных европейских королевских дворах, в том числе в Дрездене, Вене и Варшаве. В 1747 году он отправился в Дрезден по приглашению короля Саксонии и Польши Августа III. Здесь ему было поручено написать 29 картин с изображением города и его окрестностей. Эти картины – фактически все, что осталось от былой красоты Дрездена, так как большая его часть была разрушена во время Второй мировой войны. Полотна огромны, около 2,5 метров в ширину, и первоначально висели в галерее дворца Шталльхоф.
Примеры: Новая рыночная площадь в Дрездене; Пирна с правого берега Эльбы; и Старая рыночная площадь в Дрездене: все около 1747-55 гг. и выставлены в Эрмитаже, Санкт-Петербург. Именно здесь, в Дрездене, художественный стиль Беллотто полностью сформировался. Его пейзажи и городские ландшафты демонстрируют мастерство топографической точности, линейной перспективы, контроль над светом и ясность исполнения. Его мазки неторопливы, детализированы до предела. В обращении со светом он не заботится о создании атмосферы; фактически неестественное спокойствие пронизывает все его работы.
Вена, Мюнхен и Варшава
К 35 годам Беллотто пользовался международным успехом. Однако, спасаясь от насилия, вспыхнувшего в Дрездене во время Семилетней войны, и по приглашению императрицы Марии Терезии Беллотто переехал в Вену. Он пробыл там 3 года, в течение которых ему заказывали городские сцены, изображения императорских резиденций и репродукции готической и барочной архитектуры города. Эти картины служили в первую очередь для украшения дворцов. Среди примеров – «Панорама из дворца Кауниц» (1759, Музей изящных искусств, Будапешт) и «Лобковицплац» (1759, Музей истории искусств, Вена). В 1761 году Беллотто переехал в Мюнхен, где, работая на курфюрста Баварии, создал ещё больше пейзажей.
После пяти лет жизни в Баварии он вернулся в Дрезден и стал по совместительству преподавателем Дрезденской академии художеств. В 1766 году художник переехал в Варшаву. Хотя он планировал со временем добраться до Санкт-Петербурга и работать на Екатерину Великую, ему это так и не удалось. Вместо этого он остался в Варшаве на следующие 14 лет и создал одни из лучших своих картин. На самом деле, его архитектурная точность была настолько точной, что его картины использовались в качестве проекта чертёжей для реконструкции Варшавы после того, как город был практически разрушен во время Второй мировой войны. Его последние работы, двадцать видов Варшавы, считаются его ведутами Северной Европы.
Ведута
Ведута – это детальная, крупномасштабная картина городского пейзажа. Жанр зародился во Фландрии благодаря таким художникам, как Пауль Бриль, в XVI веке. В XVII веке он стал популярен у голландцев, в частности у таких художников, как Ян Вермеер (например, Вид на Делфт, 1659, Маурицхёйс, Гаага).
К середине XVIII века Венеция стала известна как центр ведутистов, которые пользовались большим спросом у богатых туристов, совершавших Гранд-тур по Европе: Каналетто, в частности, считался мастером, как и (позже) художники рококо Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. В рамках жанра ведуты художники становились известными благодаря своей специализации, например, Джованни Паоло Паннини (1691-1765) был первым ведутом, который сосредоточился на изображении античных руин, а Джамбаттиста Пиранези (1720-1778) был ведущим мастером ведуты офорта.
Наследие
Беллотто умер в Варшаве в возрасте 60 лет. В отличие от работ его дяди, большая часть которых была создана для туристического рынка и, следовательно, широко копировалась, большинство картин Беллотто попали в частные коллекции европейских королевских особ. В результате они не были широко известны, поэтому он оставался относительно малоизвестной фигурой в истории искусства. Только в XX веке его вновь открыли и должным образом оценили. Сегодня его картины можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, в частности в Гемалдегалерее Дрездена и Национальном музее Варшавы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?