Себастьяно дель Пьомбо:
венецианский художник, портретист Высокого Возрождения читать ~7 мин.
Себастьяно дель Пьомбо — один из ведущих старых мастеров Высокого Возрождения, известный сочетанием венецианского колоризма с монументальными формами римской школы. Родом из Венеции, он сохранял творческую связь с венецианской живописью благодаря мастерскому использованию цвета и приверженности принципу colorito. Художник обучался у Джованни Беллини (1430–1516) и испытал сильное влияние Джорджоне (1477–1510). Его главной сильной стороной было портретное искусство, хотя дружба с Микеланджело (1475–1564) способствовала развитию его мастерства в алтарной живописи и фресках.
В 1531 году папа Климент VII назначил его на прибыльную должность хранителя папских печатей — они изготавливались из свинца (piombo), что и дало художнику его прозвище. После этого назначения его творческая деятельность пошла на спад. К наиболее известным образцам живописи Себастьяно дель Пьомбо эпохи Высокого Возрождения относятся: Портрет папы Климента VII (1526, Музей Каподимонте, Неаполь); Воскрешение Лазаря (1517–1519, Национальная галерея, Лондон); Мученичество святой Агаты (1520, Дворец Питти, Флоренция); Саломея (1510, Национальная галерея, Лондон); Портрет кардинала Каронделе и его секретаря (1512–1515, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид); Портрет Андреа Дориа (1526, Галерея Дориа-Памфили, Рим).
Ранняя карьера художника
Себастьяно Лучани, известный как Себастьяно Венециано, а после получения папской синекуры в Риме (1531) — как Себастьяно дель Пьомбо, — яркий пример художника с сильной венецианской школой, который сменил место жительства и адаптировал свой стиль к художественной среде нового дома, Рима. Согласно Джорджо Вазари (1511–1574), лично знавшему живописца, Себастьяно начинал как музыкант, а затем поступил в мастерскую Джованни Беллини, где освоил живопись и рисунок. Позже он был связан с мастерской Джорджоне.
В 1511 году богатый сиенский купец Агостино Киджи — влиятельный покровитель Рафаэля (1483–1520) и Бальдассаре Перуцци (1481–1536) — пригласил его в Рим для росписи виллы Фарнезина фресками, такими как Полифем (1511). Переехав в папский город, Себастьяно остался там до конца своей жизни, за исключением двухлетней поездки в Венецию после разграбления Рима в 1527 году. Он стал одним из главных представителей нового венецианского стиля Джорджоне в Риме, где его творчество было встречено с большим интересом.
После работы на вилле Киджи, где он познакомился с Рафаэлем, Себастьяно сблизился с кругом Микеланджело. Сохранилась обширная переписка между двумя художниками, и, как считается, Микеланджело предоставлял рисунки и эскизы для картин Себастьяно. Кроме того, Микеланджело стал крёстным отцом сына Себастьяно, родившегося в 1520 году. Картина Снятие с креста, хранящаяся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, подписана и датирована 1516 годом — тем же годом, когда Себастьяно взялся за оформление капеллы Боргерини в церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме, где работа над фресками затянулась до 1524 года.
В 1517 году кардинал Джулио Медичи, член влиятельной флорентийской семьи Медичи, двоюродный брат папы Льва X и будущий папа Климент VII, заказал Себастьяно алтарный образ Воскрешение Лазаря (1517–1519) для Нарбоннского собора. Это произведение должно было конкурировать с «Преображением» Рафаэля (1518–1520, ныне в Пинакотеке Ватикана). Себастьяно закончил картину два года спустя, тогда как Рафаэль умер, не успев полностью завершить свою работу. Вскоре после этого Себастьяно, вероятно, написал Мученичество святой Агаты (1520) и Встречу Марии и Елизаветы (1521, Лувр, Париж).
С момента прибытия в Рим и до конца 1520-х годов Себастьяно создаёт свои наиболее значительные портреты — жанр, в котором он особенно преуспел. Заметный спад в его творчестве наметился к 1531 году, когда он получил постоянный доход от должности хранителя печати и принял духовный сан. После этого он практически перестал заниматься живописью. Упоминается его работа Рождество Марии (1532) для капеллы Киджи в Санта-Мария-дель-Пополо, но она осталась незавершённой.
Венецианские картины
Ни одна из венецианских работ, приписываемых Себастьяно, не подписана и не имеет документального подтверждения. Однако косвенные свидетельства и стилистический анализ позволяют сделать убедительную атрибуцию. Ранние источники предполагают его сотрудничество с Джорджоне над картиной Три философа (ок. 1509, Музей истории искусств, Вена), где участие Себастьяно, вероятно, ограничилось завершением полотна, оставшегося незаконченным после смерти Джорджоне.
Органные створки для церкви Сан-Бартоломео-ди-Риальто, где Альбрехт Дюрер (1471–1528) написал алтарный образ в 1506 году, датируются примерно 1507–1508 годами. На их внешней стороне изображены святые в тенистых нишах. Фигура святого Синибальда демонстрирует не только близость стиля Себастьяно к манере Джорджоне, но и их общую зависимость от Джованни Беллини. Голова святого Захарии с алтаря Беллини 1505 года послужила моделью как для святого Синибальда Себастьяно, так и для старшего из Трёх философов Джорджоне.
Переезд из Венеции эпохи Возрождения в Рим эпохи Возрождения поместил Себастьяно в иную художественную среду. В Рим стремились самые влиятельные художники Италии, за исключением Тициана (ок. 1485/8–1576), привлечённые обилием заказов. В это время (ок. 1511 года) в Риме предпочтение отдавалось монументальному стилю искусства Ренессанса, а художники и их покровители ориентировались на образцы римской античности. Себастьяно быстро проявил себя, работая рядом с Рафаэлем над фресками для виллы Фарнезина, где его кисти принадлежат Полифем (1511) и люнет с Падением Икара (1511). По сравнению с мастерством Рафаэля, в этих работах заметна некоторая неуверенность во фресковой технике и неточности в анатомии, однако художнику удалось создать поэтическое настроение за счёт мягкой светотеневой моделировки.
Отношения Себастьяно с Рафаэлем и Микеланджело
Вскоре Себастьяно лично и творчески сблизился с Микеланджело. В картине Снятие с креста (1516, Эрмитаж) он использовал фигуративные мотивы Микеланджело, не жертвуя при этом своим интересом к пейзажу и настроению, характерным для Джованни Беллини и Джорджоне. Композиция полотна отчасти схожа с «Несением креста» Рафаэля (также известным как «Спасимо ди Сичилия», Прадо, Мадрид), написанным примерно в то же время. Кроме того, в работе Себастьяно можно найти заимствования фигур из фресок Станц Рафаэля.
Именно в использовании света для моделирования формы и создания настроения Себастьяно достиг больших успехов. Соперничество между ним и Рафаэлем стало главной темой для разговоров в Риме, который был охвачен волнением в ожидании состязания между Воскрешением Лазаря и Преображением. Известно, что Микеланджело давал советы и, возможно, даже делал рисунки для Себастьяно. Мощный жест Христа в Воскрешении Лазаря является монументальным развитием жеста из фрески Микеланджело «Сотворение Адама». Мощная фигура Лазаря также выполнена в духе Микеланджело, передавая момент его возвращения к жизни.
Среди других заимствований у Микеланджело — фигура женщины с поднятыми руками, поза которой является зеркальным отражением позы Евы на фреске «Изгнание из рая». В Воскрешении Лазаря, несмотря на заимствования, Себастьяно сохраняет свой индивидуальный стиль. Он сумел объединить лучшее из нескольких миров: мощные фигуры Микеланджело и Рафаэля, любовь к пейзажной живописи и поэтичное использование кьяроскуро и цвета, унаследованное от венецианской школы.
Хотя «Воскрешение Лазаря», возможно, уступает «Преображению» Рафаэля, причина этого кроется не в неудачном использовании источников. Скорее, талант Себастьяно не всегда мог соперничать с гением его великих современников, что, вероятно, и привело его к постепенному отказу от живописи. Смерть Рафаэля в 1520 году, его главного соперника, освободила для него творческую нишу в Риме, но Себастьяно не смог занять его место, добившись значительного успеха лишь в портретном жанре.
Портреты
Одним из самых впечатляющих портретов эпохи Возрождения кисти Себастьяно является Портрет Андреа Дориа (1526). На нём суровый генуэзский адмирал внушительно стоит за мраморным парапетом с рельефом на морскую тематику. Жест доминирует в композиции. По мнению некоторых критиков, в этой работе, как и в знаменитом Портрете папы Климента VII того же года, недостаёт глубокого проникновения во внутренний мир и эмоции моделей.
Композиция портрета Климента VII создана под влиянием Портрета папы Юлия II кисти Рафаэля (Национальная галерея, Лондон). Фигура папы изображена в три четверти. Поза Климента более уверенна, так как его взгляд направлен в сторону от оси торса, и образ в целом более риторичен, чем интроспективный Юлий у Рафаэля. На картине Себастьяно рука, держащая письмо, создаёт сильный визуальный акцент, который скорее конкурирует с головой, чем дополняет её. Это, наряду с драматизмом выражения лица, затрудняет установление зрителем контакта с моделью. В иное время Себастьяно дель Пьомбо мог бы стать первым живописцем Италии, но конкуренция между художниками Высокого Возрождения была слишком острой.
Картины Себастьяно дель Пьомбо можно увидеть в крупнейших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?