Витторе Карпаччо: венецианский художник эпохи Возрождения читать ~7 мин.
Важный представитель венецианской живописи, Витторе Карпаччо известен своим декоративным искусством – в основном масштабными картинами, иллюстрирующими жития святых, – которые он выполнил для ряда «scuole» (братств) в городе. Несмотря на влияние Джентиле Беллини (ок. 1429-1507 гг.), а также его брат Джованни Беллини (1430-1516) – два крупнейших вкладчика в искусство Возрождения в Венеции – а также Антонелло да Мессина (1430-1479), который познакомил венецианских живописцев с передовой техникой масляной живописи нидерландского Возрождения, Карпаччо был консервативным художником, в его работах было мало от гуманизма, который изменил искусство Возрождения в период кватроченто.
При этом он обладал замечательным вниманием к деталям и неистощимым вкусом к живописному анекдоту, качества, которые ясно отражены в двух его главных работах: серии из девяти частей (Легенда о Святой Урсуле), изображающей сцены из жизни Святой Урсулы, написанной в 1490-х годах для Скуолы ди Санта Орсола; и цикле о жизни Святого Иеронима, Святого Георгия и Святого Трифона, написанном в 1502-7 годах для Скуолы ди S. Джорджо дельи Скьявоне. В этой обширной серии картин художник рассказывает о жизни святых, перенося её в венецианскую среду. Мастер масла, а также темперной живописи, он также создал ряд религиозных панельных картин. Кроме этих серий работ, Карпаччо написал несколько ярких индивидуальных портретов.
Ранняя жизнь и обучение
Витторе Карпаччо родился в Венеции, сын Пьеро Скарпацца, торговца кожей (он изменил своё имя на Карпаччо в конце 1480-х годов). Есть некоторые основания предполагать, что его семья происходила из Словении/Хорватии, но его ранняя жизнь плохо задокументирована, и известно мало подробностей. Например, неясно, где он учился рисунку и живописи: возможно, он обучался в мастерской Беллини у Джентиле Беллини, поскольку – судя по содержанию и стилю его картин – он явно находился под влиянием работ Джентиле. Также известно, что в период 1501-7 гг. он помогал Джованни Беллини в оформлении Зала Большого Совета во Дворце дожей. (К сожалению, все эти работы были уничтожены во время знаменитого пожара 1577 года.)
Ранние картины
Что касается его карьеры как художника, Карпаччо завершил большинство своих основных работ между 1490 и 1519 годами, став одним из ранних мастеров венецианского Возрождения, которое само по себе несколько отставало от Высокого Возрождения Рима и Флоренции. Его самые ранние известные работы включают «Сальватор Мунди» (ок. 1485-7, Коллежоне Контини Бонакосси) и «Пьета» (ок. 1486, Палаццо Питти), в которых много от Джованни Беллини и Антонелло да Мессина – особенно в работе со светом и цветом.
Легенда о святой Урсуле
В 1490 году он начал знаменитую Легенду о святой Урсуле, для Скуолы ди Санта Орсола. Такие «скуолы» (по-итальянски «школы») совсем не походили на современные учебные заведения. Они были скорее похожи на общества, братства или братства для групп людей со схожими профессиями и интересами. В любом случае, картины Святой Урсулы были типичны для стиля Карпаччо, ведь хотя Святая Урсула, как говорят, жила в V веке, Карпаччо рисует её так, как будто она жила в конце XV века, показывая детали своего времени.
В 1494 году Карпаччо участвовал в оформлении Скуолы Сан Джованни Евангелиста, для которой он выполнил одну из своих самых известных работ – Чудо с мощами креста на Понте ди Риальто (сейчас находится в галерее Венецианской академии), предвосхищающую картины XVIII века Каналетто (1697-1768) и Франческо Гварди (1712-1793).
Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони
Примерно к 1451 году в Венецию прибыло множество людей из Далмации (прибрежного региона Хорватии, который был венецианским владением с 1420 года). Эти люди говорили на славянском языке и поэтому были известны как славяне. Поскольку в Венеции поселилось так много далматинских славян, венецианские власти разрешили им построить собственную «школу» – La Scuola di San Giorgio degli Schiavone (Школа Святого Георгия Славянина).
В первое десятилетие чинквеченто Карпаччо было поручено написать картины, изображающие сцены из жизни святых покровителей далматинских славян: Святого Иеронима, Святого Георгия и Святого Трифона. Включение ближневосточных пейзажей придало серии ярко выраженный «ориенталистский» характер. Сами работы были размещены высоко, скорее как фриз, вокруг стен главной комнаты скуолы. Всего в серии девять картин на холсте, и все они по-прежнему занимают своё первоначальное место.
Другим примером «ориентализма» Карпаччо является его цикл о Жизни Богородицы, написанный для Санта-Мария дельи Альбанези (1504-8). Этот цикл, завершённый с помощью нескольких помощников из его мастерской, в настоящее время хранится в Академии Каррара в Бергамо, Пинакотеке ди Брера в Милане и Ка’д’Оро в Венеции.
Поздние работы
Закончив серию картин «Святая Урсула» и «Святой Георгий», Карпаччо так и не смог повторить своё достижение, хотя продолжал получать престижные заказы. В основном это были произведения религиозного искусства, в них все чаще встречались алтарные картины, к которым у него не было природных способностей. Напротив, его портретное искусство было гораздо более ярким: например, его знаменитые «Две куртизанки» (Две венецианские дамы) (1510, Музей Коррер, Венеция).
Он также продолжил свою настенную живопись, посвящённую жизни святых. Например, в период 1511-20 гг. он написал пять полотен на тему Жития святого Стефана для Скуолы Санто-Стефано. Лучшим полотном, выполненным с помощью помощников, отвечавших за второстепенные элементы, является Диспут святого Стефана (1514, Пинакотека ди Брера), благодаря ясному, всепроникающему освещению и великолепно прорисованным воображаемым зданиям. Другой важной поздней работой Карпаччо является «Явление мучеников горы Арарат в церкви святого Антония» (1515, Галерея Академии, Венеция), которая отличается необычным стилем пейзажной живописи и использованием символизма.
Стиль искусства
Карпаччо сочетал изображение реальных и легендарных сюжетов с мотивами и деталями собственного изобретения. Хотя в этом повествовательном методе всё ещё заметно влияние живописи раннего Возрождения, умелое использование света (Видение святого Августина) и прекрасно построенная линейная перспектива (Рождение Девы) его картин являются в высшей степени новаторскими. Например, Карпаччо использует свет для передачи атмосферы, придавая даже большим и сложным картинам (Явление мучеников) определённое единство. Это, а также детальное изображение событий, придаёт его картинам уникальный характер. Хотя Карпаччо был превзойдён более молодыми соперниками, такими как Джорджоне (1477-1510), и более поздними фигурами, такими как Тициан (ок. 1485/8-1576), Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588), он по-прежнему считается величайшим венецианским художником своего поколения, уступая только Джованни Беллини.
Избранные картины
Работы Витторе Карпаччо можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в галерее Венецианской академии (GdA) в Венеции. Вот краткая подборка его самых известных работ.
Портрет мужчины в красном берете (1490-93) Музей Коррер, Венеция.
Встреча паломников с папой (1491) Галерея Академии, Венеция.
Легенда о святой Урсуле (1490-96) Скуола ди Санта Орсола, ныне GdA, Венеция.
Чудо с мощами Святого Креста (1494) GdA, Венеция.
Сон Святой Урсулы (1495) Галерея Академии, Венеция.
Две венецианские дамы (1495) Музей Коррер, Венеция.
Христос между четырьмя ангелами (1496) Гражданские музеи, Удине.
Исцеление безумца (1496) GdA, Венеция.
Бегство в Египет (1500) Национальная галерея, Вашингтон.
Святая Екатерина Александрийская и Святая Венеранда (1500) Верона.
Житие святого Георгия/Иеронима (1502-7) Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция.
Видение святого Августина (1503) Скуола Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция.
Рождение Девы Марии (1504) Академия Каррара, Бергамо.
Брак Богородицы (ок. 1505) Пинакотека ди Брера, Милан.
Представление Богородицы (ок. 1505) Пинакотека Брера, Милан.
Святое семейство и доноры (1505) Музей Калуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
Святая беседа (1505) Музей Пти Пале, Авиньон.
Богоматерь, читающая (1505-10) Национальная галерея, Вашингтон.
Мадонна с благословляющим младенцем (1505-10) Национальная галерея, Вашингтон.
Святой Фома во славе (1507) Штаатсгалерия, Штутгарт.
Святой Георгий, крестящий селенитов (1507) Скуола ди Скьявони.
Погребение Христа (1510) Государственный музей, Берлин.
Две куртизанки (1510) Музей Коррер, Венеция.
Женский портрет (1510) Галерея Боргезе, Рим.
Представление Иисуса в храме (1510) GdA, Венеция.
Портрет молодого рыцаря (1510) Тиссен-Борнемиса, Мадрид.
Медитация на Страсти (1510) Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
Святой Стефан посвящается в диаконы (1511) Государственный музей, Берлин.
Проповедь святого Стефана (1514) Лувр, Париж.
Диспут святого Стефана (1514) Пинакотека ди Брера, Милан.
Явление мучеников (1515) Галерея Академии, Венеция.
Святой Георгий и дракон (1516) Сан-Джорджо Маджоре, Венеция.
Лев Святого Марка (1516) Дворец дожей, Венеция.
Побиение камнями Святого Стефана (1520) Штаатсгалерия, Штутгарт.
Мёртвый Христос (1520) Государственный музей, Берлин.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?