Витторе Карпаччо:
венецианский художник эпохи Возрождения читать ~7 мин.
Витторе Карпаччо — выдающийся представитель венецианской живописи, известный своим декоративным искусством. Он создавал преимущественно масштабные полотна, иллюстрирующие жития святых, для различных «scuole» (братств) города. Хотя на него оказали влияние Джентиле Беллини (ок. 1429–1507) и его брат Джованни Беллини (1430–1516) — ключевые мастера искусства венецианского Возрождения, — а также Антонелло да Мессина (1430–1479), познакомивший венецианцев с передовой техникой масляной живописи нидерландского Ренессанса, Карпаччо оставался консервативным художником. В его работах мало гуманизма, который преобразил искусство Возрождения в эпоху кватроченто.
При этом он обладал тонким вниманием к деталям и неистощимым интересом к живописным повествованиям. Эти качества ярко проявились в двух его главных циклах: серии из девяти картин «Легенда о святой Урсуле», написанной в 1490-х годах для Скуолы ди Санта-Орсола, и цикле о жизни святых Иеронима, Георгия и Трифона, созданном в 1502–1507 годах для Скуолы ди Сан-Джорджо дельи Скьявони. В этих работах художник переносит жития святых в современную ему венецианскую среду. Мастерски владея как маслом, так и темперой, он также создал ряд религиозных картин на досках. Кроме этих циклов, Карпаччо известен как автор нескольких выразительных индивидуальных портретов.
Ранняя жизнь и обучение
Витторе Карпаччо родился в Венеции в семье торговца кожей Пьеро Скарпацца. В конце 1480-х годов художник изменил свою фамилию на Карпаччо. Есть основания полагать, что его семья происходила из Истрии — региона, исторически связанного со славянскими народами. Ранние годы жизни Карпаччо плохо задокументированы. Например, точно не установлено, где он обучался рисунку и живописи. Вероятно, он проходил обучение в мастерской Беллини под руководством Джентиле, поскольку содержание и стиль его картин обнаруживают явное влияние этого мастера. Известно, что в 1501–1507 годах он помогал Джованни Беллини в росписи Зала Большого Совета во Дворце дожей (к сожалению, эти работы погибли во время пожара 1577 года).
Ранние картины
Большинство своих основных работ Карпаччо создал между 1490 и 1519 годами. Он стал одним из ведущих мастеров венецианского Раннего Возрождения, которое несколько отличалось от Высокого Возрождения, расцветшего в Риме и Флоренции. Его самые ранние известные произведения — «Спаситель Мира» (ок. 1485–1487, Коллекция Контини Бонакосси) и «Пьета» (ок. 1486, Палаццо Питти). В них ощущается сильное влияние Джованни Беллини и Антонелло да Мессина, особенно в работе со светом и цветом.
Легенда о святой Урсуле
В 1490 году он начал работу над знаменитым циклом «Легенда о святой Урсуле» для Скуолы ди Санта-Орсола. Такие «скуолы» (итал. «школы») не были учебными заведениями в современном понимании. Они представляли собой религиозно-благотворительные братства или корпоративные гильдии, объединявшие людей по профессиональному или национальному признаку. Картины цикла характерны для стиля Карпаччо: хотя житие святой Урсулы относится к V веку, художник изображает события в реалиях современной ему Венеции конца XV века, скрупулёзно передавая детали эпохи.
В 1494 году Карпаччо участвовал в оформлении Скуолы Гранде ди Сан-Джованни Евангелиста, для которой выполнил одну из самых известных своих работ — «Чудо с реликвией Креста на мосту Риальто» (ныне в Галерее Академии в Венеции). Это полотно предвосхищает городские пейзажи Каналетто (1697–1768) и Франческо Гварди (1712–1793).
Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони
С середины XV века в Венецию прибыло много переселенцев из Далмации (прибрежный регион современной Хорватии, находившийся под властью Венеции с 1420 года). Этих людей, говоривших на славянских языках, называли «скьявони». Поскольку их община в Венеции была многочисленной, власти разрешили им основать собственную скуолу — La Scuola di San Giorgio degli Schiavoni (Школа святого Георгия Славянского).
В первом десятилетии XVI века (чинквеченто) Карпаччо получил заказ на создание цикла картин, изображающих сцены из жизни святых покровителей далматинцев: Иеронима, Георгия и Трифона. Включение ближневосточных пейзажей придало серии выраженный «ориенталистский» характер. Девять полотен, размещённых на стенах главного зала скуолы в виде фриза, и сегодня находятся на своём первоначальном месте.
Другим примером «ориентализма» в творчестве Карпаччо является его цикл «Жизнь Богородицы», написанный для Скуолы дельи Альбанези в 1504–1508 годах. Этот цикл, завершённый при участии помощников из мастерской, в настоящее время разделён и хранится в Академии Каррара в Бергамо, Пинакотеке Брера в Милане и дворце Ка-д’Оро в Венеции.
Поздние работы
После завершения циклов для скуол святой Урсулы и святого Георгия Карпаччо не удалось повторить свой успех, хотя он продолжал получать престижные заказы. В основном это были произведения религиозного искусства, среди которых всё чаще встречались алтарные образы, жанр, не вполне соответствовавший его повествовательному таланту. Напротив, его портретное искусство оставалось ярким, о чём свидетельствует знаменитая картина «Две венецианские дамы» (ранее известная как «Две куртизанки») (ок. 1495, Музей Коррер, Венеция).
Он также продолжал создавать монументальные полотна на тему житий святых. Так, в 1511–1520 годах он написал пять картин из цикла «Житие святого Стефана» для Скуолы ди Санто-Стефано. Лучшим произведением серии считается «Диспут святого Стефана» (1514, Пинакотека Брера), отличающийся ясным, всепроникающим светом и великолепно прорисованной архитектурой. Другой важной поздней работой является «Десять тысяч мучеников горы Арарат» (1515, Галерея Академии, Венеция), примечательная необычной пейзажной живописью и символизмом.
Стиль искусства
Карпаччо сочетал изображение реальных и легендарных сюжетов с деталями собственного воображения. Хотя в его повествовательном методе ещё заметно влияние живописи Раннего Возрождения, умелое использование света (например, в «Видении святого Августина») и мастерски построенная линейная перспектива (в «Рождении Девы») являются новаторскими. Карпаччо использует свет для передачи атмосферы, что придаёт единство даже большим и сложным композициям, таким как «Десять тысяч мучеников». Это, наряду с детальным изложением событий, создаёт уникальный характер его живописи. Хотя Карпаччо был превзойдён более молодыми соперниками, такими как Джорджоне (1477–1510), и более поздними мастерами — Тицианом (ок. 1488–1576), Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588), — он по-прежнему считается одним из самых значительных венецианских художников своего поколения после Джованни Беллини.
Избранные картины
Работы Витторе Карпаччо представлены во многих ведущих музеях мира, но наиболее значительная коллекция хранится в Галерее Академии в Венеции. Ниже приведён краткий список его самых известных произведений.
- «Портрет мужчины в красном берете» (1490–1493). Музей Коррер, Венеция.
- «Прибытие паломников в Кёльн» (из цикла о святой Урсуле) (1490). Галерея Академии, Венеция.
- «Легенда о святой Урсуле» (1490–1496). Ранее в Скуоле ди Санта-Орсола, ныне в Галерее Академии, Венеция.
- «Чудо с реликвией Святого Креста» (1494). Галерея Академии, Венеция.
- «Сон святой Урсулы» (1495). Галерея Академии, Венеция.
- «Две венецианские дамы» (ок. 1495). Музей Коррер, Венеция.
- «Христос между четырьмя ангелами» (1496). Городские музеи, Удине.
- «Исцеление одержимого» (1496). Галерея Академии, Венеция.
- «Бегство в Египет» (ок. 1500). Национальная галерея искусства, Вашингтон.
- «Святая Екатерина Александрийская и святая Венера» (ок. 1500). Музей Кастельвеккьо, Верона.
- «Житие святых Иеронима, Георгия и Трифона» (1502–1507). Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция.
- «Видение святого Августина» (1502). Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция.
- «Рождение Девы Марии» (1504). Академия Каррара, Бергамо.
- «Обручение Девы Марии» (ок. 1505). Пинакотека Брера, Милан.
- «Введение Богородицы во храм» (ок. 1505). Пинакотека Брера, Милан.
- «Святое семейство и донаторы» (1505). Музей Галуста Гюльбенкяна, Лиссабон.
- «Святое собеседование» (ок. 1505). Музей Пти-Пале, Авиньон.
- «Читающая Мадонна» (1505–1510). Национальная галерея искусства, Вашингтон.
- «Мадонна с благословляющим Младенцем» (1505–1510). Национальная галерея искусства, Вашингтон.
- «Святой Фома во славе» (1507). Государственная галерея, Штутгарт.
- «Святой Георгий крестит селенитов» (1507). Скуола ди Сан-Джорджо дельи Скьявони, Венеция.
- «Погребение Христа» (1510). Берлинская картинная галерея.
- «Портрет дамы» (ок. 1510). Галерея Боргезе, Рим.
- «Принесение Иисуса во храм» (1510). Галерея Академии, Венеция.
- «Портрет рыцаря» (1510). Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
- «Размышление о Страстях Христовых» (ок. 1510). Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
- «Посвящение святого Стефана в диаконы» (1511). Берлинская картинная галерея.
- «Проповедь святого Стефана» (1514). Лувр, Париж.
- «Диспут святого Стефана» (1514). Пинакотека Брера, Милан.
- «Десять тысяч мучеников горы Арарат» (1515). Галерея Академии, Венеция.
- «Святой Георгий и дракон» (1516). Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция.
- «Лев святого Марка» (1516). Дворец дожей, Венеция.
- «Побиение камнями святого Стефана» (1520). Государственная галерея, Штутгарт.
- «Мёртвый Христос» (1520). Берлинская картинная галерея.
- Бернардо Беллотто: Венецианский художник, архитектурная живопись
- Себастьяно дель Пьомбо: венецианский художник, портретист Высокого Возрождения
- Тинторетто: венецианский художник-маньерист
- Классический «Оскар» у известного российского пианиста
- Театральный фестиваль, посвящённый творчеству А. Островского, в Костроме
- Выставка Ивана Миляева и Анны Ефимовой «Живопись, графика, театр»
- Выставка «Связь поколений. Николай Андрияка и Сергей Андрияка»
- Венецианские шедевры Тинторетто доступны для посетителей
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?