Кастильоне:
итальянский художник эпохи барокко, гравёр читать ~6 мин.
Джованни Бенедетто Кастильоне, известный как «Il Grechetto», был одним из самых разносторонних старых мастеров XVII века, исследовавшим как маньеризм, так и искусство барокко. Активно работая в родной Генуе, а также в Риме, Неаполе и, наконец, в Мантуе, где он работал при дворе Гонзага, его барочная живопись охватывала натюрморты и картины с животными в манере фламандского барокко мастера Франса Снайдерса, а также натуралистический стиль религиозного искусства в традиции голландского барокко. Другие влияния оказали Рубенс, Ван Дейк и Бернини.
Кастильоне также был известен своим рисунком, и разработал живую технику набросков, используя масляную краску на бумаге. Он был крупным представителем гравюры, в частности офорта, в котором заметно влияние Рембрандта. В отличие от большинства итальянских художников эпохи барокко, Кастильоне был удивительно открыт для методов и техник иностранных художников, что только способствовало его коммерческому успеху. Его собственные работы оставались влиятельными вплоть до XVIII века. Среди его лучших барочных картин – «Ной, ведущий животных в ковчег» (1655, Национальная галерея, Вашингтон).
Биография
Кастильоне жил в Генуе до 1632 года. Среди его мастеров были Паджи, де Феррари и – во время второго пребывания в Генуе между 1621 и 1627 годами – Антони Ван Дейк (1599-1641). Затем он обратился к жанровым художникам фламандского происхождения, в частности к ученику Франса Снайдерса (1579-1657), Иоганну Роосу (жил в Генуе с 1614 по 1638 год). От него он перенял тип живописи с изображением тяжело нагруженных животных, который наводил на мысль о Питере Аертсене (1508-1575) и Иоахиме Букелаере (1533-1573). Якопо Бассано (1515-1592), чьи работы, конечно, не были хорошо известны в Генуе, также, должно быть, оказал на него влияние.
К этому времени он стал натуралистическим художником в североевропейской традиции, создавая, по сути, сцены с животными, хотя и под предлогом библейских сюжетов, например, «Путешествие Авраама» (Дюссельдорфский музей искусств) – сюжеты, которые он продолжал использовать на протяжении всей своей карьеры.
Он также создавал офорты (в том числе несколько голов в тюрбанах), показывая, что изучал работы Рембрандта (1606-1669); фактически он был первым итальянцем, открывшим амстердамского виртуоза. Караваджизм, таким образом, пришёл к нему через североевропейскую живопись, и на протяжении всей его жизни Рембрандт продолжал оставаться источником вдохновения, особенно в его графических работах.
Рим: Первый период (1632-35)
В 1632 году Кастильоне уехал из Генуи в Рим. Он провёл там два периода: первый в 1632-5 годах и второй в 1647-51 годах. Предполагается, что между этими двумя визитами он провёл некоторое время в Неаполе, где он упоминается в 1635 году, а также в различных других итальянских городах, в основном в Генуе (ок. 1645 г.). Во время своего первого пребывания в Риме он познакомился с кругом Николы Пуссена (1594-1665) и его покровителя Кассиано даль Поццо (1588-1657). Стилистически он был близок к Пьетро Теста (1612-1650) и Мола, которые также жили в Риме.
Его стиль становился все менее фламандским, а в 1630-5 годах он увлёкся неовенецианством Пуссена. Его репертуар расширился, стиль стал более упорядоченным, а цвет – более тёплым; в то же время его композиция стала легче, а рисунок – более беглым.
Он разработал технику набросков маслом на бумаге, вероятно, унаследованную от фламандского и венецианского искусства эпохи Возрождения, которая позволяла ему использовать краски, такие как вермильон, который он был единственным художником, использовавшим в то время. Он также изобрёл технику монотипии, которая заключалась в создании единственной копии с металлической пластины с рисунком, выполненным тушью. Эти два процесса давали большую свободу, особенно в разработке эффектов кьяроскуро.
Генуя
По возвращении в Геную Кастильоне написал большие религиозные композиции в ярко выраженном барочном стиле: Поклонение пастухов (1645, церковь Сан-Лука); Святой Бернард, поклоняющийся Христу на кресте (церковь Сан-Мартино в Сан-Пьер-д’Арена); Святой Иаков, изгоняющий мавров из Испании (ораторий Сан-Джакомо делла Марина).
Первая из них отличается ощущением пространства, а в «Святом Бернарде» впервые проявляется чувство экстаза, которое Кастильоне должен был развить позже в своих эскизах. Рубенс (1577-1640) в этот период оказал самое большое влияние на Кастильоне, о чем свидетельствует картина «Святой Иаков, изгоняющий мавров», которая взята непосредственно из сцен охоты Рубенса.
Рим: Второй период (1647-51)
Во время своего второго пребывания в Риме Кастильоне оттолкнулся от Николы Пуссена (1594-1665), который к тому времени стал для него слишком классическим и интеллектуальным. Через семьи Рагги и Фьоренци он познакомился с Бернини (1598-1680) и Пьетро да Кортона (1596-1669). Под влиянием последнего он некоторое время использовал «великую манеру» (заимствованную из маньеристской живописи) (Непорочное зачатие для церкви Капуччини в Осимо, Институт искусств Миннеаполиса). Но доминирующая нота в его живописи – фантастическая и живописная, как, например, в Диогене (Прадо) или Приношении Пану (коллекция Дураццо, Генуя). Эти работы сродни странным этюдам Тесты и оказали значительное влияние на неаполитанского художника Сальватора Розы (1615-1673).
Двор Гонзага: Мантуя
Последний период его жизни, с 1651 по 1665 год, прошёл в основном в Мантуе, где он был художником при дворе семьи Гонзага. Его кисти стали более свободными после поездки в Венецию в 1648 году, под влиянием великих венецианцев и современника, Иоганна Лиса (ум. 1629), но в основном благодаря знакомству с искусством Фетти, его предшественника при дворе в Мантуе.
Хотя он продолжал писать философские и живописные сюжеты, человеческая фигура теперь стала главным центром интереса в его картинах (Открытие Кира, Национальная галерея, Дублин). Скрытое влияние Бернини и Рубенса проявилось в таких рисунках, как Моисей, получающий скрижали закона (Британская королевская коллекция), усиливая барочную тенденцию, которая уже была заметна в Генуе в 1645 году.
В период с 1659 по 1665 год он работал в Мантуе, Генуе, Парме и Венеции, но постоянно оставался на службе у Гонзага. Затем он вернулся к своему раннему стилю масляной живописи, создавая композиции, которые часто отличаются кучей дичи на переднем плане и крошечными фигурками вдали. Но маньеризм уступил место барокко, о чем свидетельствуют «Разменные деньги, изгнанные из храма» (Лувр) или «Путешествие сынов Израиля» (Брера).
Подобно Бернини и Бернардо Строцци (1581-1644), Кастильоне завершил свою карьеру на мистической ноте серией рисунков и набросков францисканских святых в экстазе или Христа на кресте. Таким образом, в конце своей жизни он, похоже, стал лидером движения мистической генуэзской живописи, которое началось со Строцци и включало также Пиолу и де Феррари.
После Кастильоне остались его брат Сальваторе Кастильоне (1620-1676), чиновник при дворе Гонзага, и сын Джованни Франческо Кастильоне (1641-1710), тоже художник, который стал талантливым подражателем его стиля.
Наследие
В историческом плане Кастильоне был значительной фигурой на том этапе развития итальянского искусства, когда оно возрождалось под влиянием фламандской и голландской живописи. Как художник барокко он использовал стиль на всех уровнях. Он обладал виртуозной техникой, которую можно было использовать в деревенской жанровой живописи или в «великой манере», а также был необычайно хорошим рисовальщиком и гравёром.
В XVIII веке он оказал большое влияние на Себастьяно Риччи (1659-1734), Джамбаттиста Тьеполо (1696-1770) и особенно Жана-Онора Фрагонара (1732-1806) («Поклонение пастухов», Лувр). Картины Кастильоне можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира.
- В коротком списке претендентов на «Маленькую Нобелевскую премию» по литературе нет российских писателей и художников-иллюстраторов
- «Артдокфест» — диалог на амбразуре нонконформизма
- Подведены итоги III кинофестиваля дебютов «Движение»
- В музее им. Крамского открыта выставка художников Т.Мавриной и Н.Кузьмина из собрания музея А.Пушкина
- Необычное происшествие: женщина напала на полотно Гогена
- Эрмитаж готовится к запуску экспозиции в помещениях Главного штаба
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?