Кастильоне:
итальянский художник эпохи барокко, гравёр читать ~6 мин.
Джованни Бенедетто Кастильоне, известный под прозвищем «Il Grechetto» (Грекетто), был одним из самых разносторонних старых мастеров XVII века, работавшим на стыке маньеризма и искусства барокко. Он активно творил в родной Генуе, а также в Риме, Неаполе и, наконец, в Мантуе при дворе герцогов Гонзага. Его живопись эпохи барокко включала натюрморты и картины с животными в духе мастера фламандского барокко Франса Снайдерса, а также религиозные произведения в натуралистическом стиле голландского барокко. Значительное влияние на него оказали Рубенс, Ван Дейк и Бернини.
Кастильоне также был выдающимся рисовальщиком и разработал выразительную технику набросков маслом на бумаге. Он был крупным мастером гравюры, в частности офорта, в котором заметно влияние Рембрандта. В отличие от большинства итальянских художников эпохи барокко, Кастильоне был удивительно открыт для методов и техник иностранных мастеров, что способствовало его коммерческому успеху. Его творчество сохраняло влияние вплоть до XVIII века. Среди его лучших картин в стиле барокко — «Ной и животные, входящие в ковчег» (ок. 1650, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
Биография
Кастильоне жил в Генуе до 1632 года. Его учителями были Джованни Баттиста Паджи и Грегорио де Феррари. Сильное влияние на него оказал Антонис ван Дейк во время своего пребывания в Генуе (1621–1627). Позже Кастильоне обратился к творчеству жанровых художников фламандского происхождения, в частности ученика Франса Снайдерса Яна Роса, жившего в Генуе с 1614 по 1638 год. От него он перенял манеру изображения сцен с животными, напоминавшую работы Питера Артсена и Иоахима Букелара. Также на него, вероятно, повлиял Якопо Бассано.
В этот период он сформировался как художник-натуралист в североевропейской традиции. Кастильоне создавал преимущественно сцены с животными, часто на библейские сюжеты — например, «Путешествие семьи Авраама» (Палаццо Россо, Генуя). К подобным темам он возвращался на протяжении всей своей карьеры.
Он также создавал офорты, свидетельствующие об изучении работ Рембрандта. Кастильоне стал одним из первых итальянских художников, открывших для себя амстердамского виртуоза. Влияние караваджизма пришло к нему через искусство Северной Европы, и Рембрандт оставался для него источником вдохновения, особенно в графических работах.
Рим: Первый период (1632–1635)
В 1632 году Кастильоне переехал из Генуи в Рим, где он провёл два периода: первый — в 1632–1635 годах, и второй — в 1647–1651 годах. Между этими поездками он, предположительно, жил в Неаполе (упоминается там в 1635 году) и других городах, а около 1645 года вернулся в Геную. В свой первый римский период он вошёл в круг Николы Пуссена и его покровителя Кассиано даль Поццо. Стилистически он был близок к Пьетро Тесте и Пьеру Франческо Моле.
Его стиль становился всё менее фламандским; в 1630-х годах он увлёкся неовенецианским направлением в творчестве Пуссена. Репертуар художника расширился, композиция стала более упорядоченной, колорит — более тёплым, а рисунок — более беглым.
Он разработал технику масляных набросков на бумаге, вероятно, заимствованную из фламандского и венецианского искусства Возрождения. Эта техника позволяла использовать яркие краски, например, вермильон. Кастильоне также изобрёл технику монотипии, заключавшуюся в создании одного оттиска с металлической пластины, на которую тушью наносился рисунок. Оба метода давали большую свободу в разработке эффектов светотени.
Генуя
По возвращении в Геную Кастильоне написал большие религиозные композиции в ярко выраженном стиле барокко: «Поклонение пастухов» (1645, церковь Сан-Лука), «Святой Бернард, созерцающий Христа на кресте» (церковь Сан-Мартино д’Альбаро), «Святой Иаков, изгоняющий мавров из Испании» (ораторий Сан-Джакомо делла Марина).
В «Поклонении пастухов» проявляется тонкое ощущение пространства, а в «Святом Бернарде» впервые возникает чувство экстаза, которое Кастильоне позже разовьёт в своих эскизах. В этот период наибольшее влияние на художника оказал Рубенс, что особенно заметно в картине «Святой Иаков, изгоняющий мавров», композиция которой навеяна сценами охоты фламандского мастера.
Рим: Второй период (1647–1651)
Во время второго пребывания в Риме Кастильоне отошёл от влияния Николы Пуссена, чей стиль стал для него слишком классическим и интеллектуальным. Через семьи Рагги и Фьоренци он познакомился с Бернини и Пьетро да Кортона. Под влиянием последнего он некоторое время работал в «большой манере», написав картину «Непорочное зачатие» для церкви капуцинов в Осимо (ныне в Институте искусств Миннеаполиса). Однако доминантой в его живописи оставались фантазийные и живописные мотивы, как в «Диогене» (Прадо) или «Приношении Пану» (коллекция Дураццо, Генуя). Эти работы близки по духу необычным этюдам Тесты и оказали значительное влияние на неаполитанского художника Сальватора Розу.
Двор Гонзага: Мантуя
Последний период его жизни, с 1651 по 1665 год, прошёл в основном в Мантуе, где он служил придворным художником семьи Гонзага. Его манера письма стала более свободной после поездки в Венецию в 1648 году. На это повлияли великие венецианцы, художник Ян Лис, но в основном — знакомство с искусством Доменико Фетти, его предшественника при мантуанском дворе.
Хотя он продолжал создавать философские и живописные сюжеты, теперь главным центром интереса в его картинах стала человеческая фигура («Нахождение Кира», Национальная галерея Ирландии, Дублин). Скрытое влияние Бернини и Рубенса проявилось в таких рисунках, как «Моисей, получающий Скрижали Завета» (Британская королевская коллекция), усиливая барочную тенденцию, наметившуюся в Генуе ещё в 1645 году.
С 1659 по 1665 год он работал в Мантуе, Генуе, Парме и Венеции, но постоянно оставался на службе у Гонзага. В это время он вернулся к своему раннему стилю масляной живописи, создавая композиции с обилием дичи на переднем плане и крошечными фигурками вдалеке. Однако маньеризм уступил место барокко, о чём свидетельствуют «Изгнание торгующих из храма» (Лувр) и «Путешествие сынов Израилевых» (Пинакотека Брера, Милан).
Подобно Бернини и Бернардо Строцци, Кастильоне завершил свою карьеру на мистической ноте, создав серию рисунков и набросков с францисканскими святыми в экстазе и распятым Христом. К концу жизни он стал одним из лидеров мистического течения в генуэзской живописи, которое началось со Строцци и включало также Пеллегро Пиолу и Грегорио де Феррари.
Художественную династию продолжили его брат Сальваторе Кастильоне (1620–1676) и сын Джованни Франческо Кастильоне (1641–1710). Оба также были художниками, а сын стал талантливым подражателем стиля отца.
Наследие
Кастильоне был значительной фигурой на том этапе развития итальянского искусства, когда оно обновлялось под влиянием фламандской и голландской живописи. Он виртуозно владел различными техниками, которые применял как в деревенской жанровой живописи, так и в «большой манере». Кроме того, он был превосходным рисовальщиком и гравёром.
В XVIII веке он оказал большое влияние на Себастьяно Риччи, Джамбаттиста Тьеполо и особенно Жана-Оноре Фрагонара, что заметно в его картине «Поклонение пастухов» (Лувр). Полотна Кастильоне сегодня можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Барокко
- Барокко
- Архитектура барокко
- Искусство барокко
- Голландские художники-реалисты XVII века
- В коротком списке претендентов на «Маленькую Нобелевскую премию» по литературе нет российских писателей и художников-иллюстраторов
- «Артдокфест» — диалог на амбразуре нонконформизма
- Подведены итоги III кинофестиваля дебютов «Движение»
- В музее им. Крамского открыта выставка художников Т.Мавриной и Н.Кузьмина из собрания музея А.Пушкина
- Необычное происшествие: женщина напала на полотно Гогена
- Эрмитаж готовится к запуску экспозиции в помещениях Главного штаба
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?