Жан Шарден:
французский художник, позднее барокко читать ~6 мин.
Французский художник Жан-Батист-Симеон Шарден считается одним из лучших представителей живописи натюрморта в истории искусства. В основном самоучка, на которого оказал влияние, в частности, приземлённый реализм, он создал отшлифованные мелкомасштабные работы натюрмортов, а также многочисленные примеры жанровой живописи, вызывающие трезвую, упрощённую гармонию.
Несмотря на скромное происхождение и скромные сюжеты, он стал одним из самых важных и влиятельных представителей французской живописи XVIII века, подняв натюрморты и бытовые сцены на новый уровень значимости. В частности, обратите внимание на его натюрморты с элементарной кухонной утварью и обычными продуктами питания, а также на бытовые сцены с детьми и слугами, занятыми работой и играми – все они основаны на непосредственных наблюдениях и естественном стиле живописи, без неожиданных эффектов и скрытых смыслов.
Среди его выдающихся работ – «Луч» (1728, Лувр, Париж), «Натюрморт с лучевой рыбой и корзиной лука» (1731, Музей искусств Северной Каролины, Роли, штат Северная Каролина), Мальчик с макушкой (1735, Музей искусств Сан-Паулу), Карточный домик (1736-7, NG, Лондон) и Женщина, чистящая репу (1738, Альте Пинакотека, Мюнхен). Шарден остаётся одним из великих старых мастеров XVIII века и одним из лучших художников натюрмортов всех времен.
Ранняя жизнь и работы
Родился в Париже, сын кабинетного мастера, и вся жизнь Шардена прошла в Париже, между улицей Сены, где он родился, улицей Принцессы и улицей Четырёх, где он жил в нескольких местах, и Лувром, где он жил с 1757 года до своей смерти. Он учился у художников-историков Пьера-Жака Казеса и Ноэля-Николаса Койпеля. На уроках он учился рисовать с классической скульптуры и с модели. Однако вскоре проявился его интерес к внимательному наблюдению за природой и записи того, что он делает.
Свои первые натюрморты он создал в 1720-х годах, хотя трудно сказать, когда именно, поскольку многие из них не датированы. Он выбирал простые, повседневные предметы, наслаждаясь разнообразием текстур и форм, которые давали даже эти обычные вещи. Возможно, он также пытался писать сюжеты, отличные от тех, что были у уже состоявшихся художников-натюрмортов, таких как Жан-Батист Удри (1686-1755), изображавших мёртвых кроликов, куропаток и другую дичь. В 1724 году Шарден стал мастером в Академии Сен-Люк (школа гильдии живописцев и скульпторов).
Член Французской академии
Его первая крупная картина, «Луч» (натюрморт с различными рыбами и кошкой), была выставлена в 1728 году и получила тёплый приём. На основании этой работы он стал членом Французской академии, где его приняли как «художника животных и фруктов». Это считалось самым низким видом живописи, согласно Иерархии жанров Академии, которая предпочитала величественные картины с классическим или историческим значением.
Фактически историческая живопись считалась высшей формой, а натюрморт – низшей. Тем не менее, творчество Шардена в этот период было плодотворным, и существует несколько версий его картин, что говорит о наличии хорошего рынка для его натюрмортов, домашних интерьеров и жанровых картин. Более того, он оставался верным членом Академии: с 1737 года он регулярно выставлялся в Салоне (выставка, проводимая Академией каждый год) и входил в организационный комитет, став его казначеем в 1755 году.
Натюрморты и жанровая живопись
В 1731 году Шарден женился и начал получать заказы от богатых покровителей. Став более успешным, он решил писать фигуры. Он не выбирал величественные и исторические сюжеты, а, подобно своим простым натюрмортам, изображал простых людей, обычно в домашних ролях. Эти «жанровые» сцены стали очень популярны среди зрителей Парижского салона, и вскоре у Шардена появилась богатая международная клиентура. Менее состоятельные клиенты покупали гравюры с его работ. Таким образом, он достиг чрезвычайно широкой публики и стал признанным одним из лучших жанровых живописцев своей эпохи.
После смерти жены в 1735 году он женился на вдове в 1744 году. В 1750-х годах он вернулся к написанию натюрмортов, как кухонных, так и игровых. Среди его самых известных натюрмортов такие картины, как: Серебряный бокал (Лувр); Серебряная супница (ок. 1728, Метрополитен-музей, Нью-Йорк); Мясная трапеза (ок. 1731, Лувр); Постная диета с кухонной утварью (1731, Лувр); Трубы и питьевой кувшин (1737, Лувр); Натюрморт с кувшином оливок (1760, Государственный музей, Берлин) и Натюрморт с мёртвым фазаном и охотничьей сумкой (1760, Государственный музей). Шарден в основном использовал в своих работах земляные тона, был мастером фактуры и мягкого рассеивания света. Среди ранних мастеров жанра – голландские художники Давид Бейли (1584-1657), Ян Давидс де Хем (1606-1683), Хармен ван Стенвик (1612-1656), Питер Клас (1597-1660), Виллем Калф (1622-1693) и Виллем Клас Хеда (1594-1681).
Картины Шардена с изображением детей были особенно популярны, поскольку они изображали детей в невинной, но несентиментальной манере. К числу его величайших жанровых картин относятся: «Юная школьница» (1736, Национальная галерея, Лондон); «Мыльный пузырь» (1739, Музей Метрополитен); «Гувернантка» (1739, Национальная галерея Канады) и «Молитва перед едой» (1740, Лувр).
Его бытовые сцены почти поэтичны, в них запечатлены самые простые повседневные дела: женщина пишет письмо, мужчина играет в карты, служанка чистит овощи. В его сюжетах заметно влияние голландского реалиста Яна Вермеера, который всего за пятьдесят лет до этого тоже писал подобные мирные интерьерные сцены. Подобным образом Шарден изображал замкнутый мир, застывший во времени, демонстрируя спокойную интимность, детские радости и простую, легко понятную символику. К важным работам в этой области относятся: Возвращение с рынка (1739, Лувр); Девочка с ракеткой и клюшкой (1740, Уффици, Флоренция); Мальчик, играющий в карты (1740, Уффици); Отправка письма (1733, Замок Шарлоттенбург, Берлин); Рисовальщик (1737, Государственный музей, Берлин); Внимательная медсестра (1738, Национальная галерея искусств, Вашингтон); Девушка, чистящая овощи (Альте Пинокотека, Мюнхен); Канарейка (1750, Лувр) и Автопортрет с очками, 1775 (Лувр). Другим выдающимся французским жанровым художником XVIII века был очень популярный Жан-Батист Грёз (1725-1805).
Поздние годы и наследие
В 1752 году король Людовик XV назначил Шардену годовое жалованье, а в дальнейшем он получал стипендии за свою работу по организации выставок в Салоне. Через несколько лет его зрение начало слабеть, и он начал писать пастелью. Собственно, его «Автопортрет с очами» был выполнен именно в этой технике. Дальнейшая жизнь Шардена была омрачена трагедией, когда его сын, тоже художник, утонул в Венеции. Считается, что он покончил жизнь самоубийством. Последняя известная картина художника маслом была создана в 1776 году, хотя он продолжал писать и рисовать пастелью до самой смерти, в возрасте 80 лет.
Влияние Шардена на последующие поколения хорошо задокументировано. Портрет мальчика, пускающего пузыри Эдуарда Мане и несколько натюрмортов Поля Сезанна свидетельствуют о его прямом влиянии. Художник-фовист Анри Матисс восхищался его работами и скопировал несколько из них, когда посетил Лувр. Многие другие известные художники, включая виртуоза натюрморта Джорджо Моранди и портретиста Люциана Фрейда, ссылаются на работы Шардена как на источник вдохновения для своей живописи.
Натюрморты Шардена можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру.
- ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА АЛЬМАНЗОРА (3+) сказочные приключения
- Где можно отдохнуть в России недорого?
- «Питерские заметки»: свежие происшествия СПБ сегодня
- Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
- Краткое содержание повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
- Краткое содержание рассказа «Первая охота» Михаила Пришвина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?