Жан Шарден:
французский художник, позднее барокко читать ~6 мин.
Французский художник Жан-Батист-Симеон Шарден (1699–1779) считается одним из лучших представителей живописи натюрморта в истории искусства. Будучи в основном самоучкой, на которого оказал влияние приземлённый реализм, он создал изысканные работы небольшого формата — натюрморты и многочисленные примеры жанровой живописи, отличающиеся сдержанной гармонией.
Несмотря на скромное происхождение и простые сюжеты, он стал одним из самых важных и влиятельных представителей французской живописи XVIII века. Шарден поднял натюрморты и бытовые сцены на новый уровень значимости. Его натюрморты с простой кухонной утварью и обычными продуктами питания, а также бытовые сцены с детьми и слугами, занятыми работой и играми, основаны на непосредственных наблюдениях. Художник использовал естественный стиль живописи, избегая неожиданных эффектов и скрытых смыслов.
Среди его выдающихся работ — «Скат» (1728, Лувр, Париж), «Натюрморт со скатом и корзиной лука» (1731, Музей искусств Северной Каролины, Роли), «Мальчик с волчком» (1735, Музей искусств Сан-Паулу), «Карточный домик» (1736–1737, Национальная галерея, Лондон) и «Женщина, чистящая репу» (1738, Старая пинакотека, Мюнхен). Шарден остаётся одним из великих старых мастеров XVIII века и одним из лучших художников натюрмортов всех времён.
Ранняя жизнь и работы
Шарден родился в Париже в семье краснодеревщика. Вся его жизнь прошла в столице — между улицей Сены, где он появился на свет, улицей Принцессы и улицей Четырёх Наций, где он жил в разное время, и Лувром, где он поселился в 1757 году и оставался до самой смерти. Художник учился у исторических живописцев Пьера-Жака Казеса и Ноэля-Николаса Койпеля. На занятиях он изучал рисунок с классических скульптур и живой модели. Однако вскоре проявился его интерес к внимательному наблюдению за природой и фиксации увиденного.
Свои первые натюрморты он создал в 1720-х годах. Точную датировку установить сложно, поскольку многие работы не имеют дат. Шарден выбирал простые, повседневные предметы, находя красоту в разнообразии текстур и форм обычных вещей. Возможно, он сознательно искал сюжеты, отличные от тех, что писали уже состоявшиеся мастера натюрморта, такие как Жан-Батист Удри (1686–1755), изображавший мёртвую дичь — кроликов, куропаток и других животных. В 1724 году Шарден получил звание мастера в Академии Святого Луки — школе гильдии живописцев и скульпторов.
Член Французской академии
Его первая крупная картина «Скат» — натюрморт с различными рыбами и кошкой — была выставлена в 1728 году и получила тёплый приём. На основании этой работы он стал членом Французской академии, где его приняли как «художника животных и фруктов». Согласно иерархии жанров Академии, это считалось самым низким видом живописи. Академия отдавала предпочтение величественным картинам с классическими или историческими сюжетами.
Историческая живопись считалась высшей формой искусства, а натюрморт — низшей. Тем не менее творчество Шардена в этот период было плодотворным. Существование нескольких версий его картин свидетельствует о хорошем спросе на его натюрморты, домашние интерьеры и жанровые сцены. Художник оставался верным членом Академии: с 1737 года он регулярно участвовал в Салоне — ежегодной выставке Академии — и входил в организационный комитет, став казначеем в 1755 году.
Натюрморты и жанровая живопись
В 1731 году Шарден женился на Маргерите Сентар и начал получать заказы от богатых покровителей. Добившись успеха, он решил писать фигуры. Художник не выбирал величественные исторические сюжеты, а, подобно своим простым натюрмортам, изображал обычных людей в домашней обстановке. Эти жанровые сцены стали очень популярны среди посетителей Парижского салона. Вскоре у Шардена появилась богатая международная клиентура. Менее состоятельные покупатели приобретали гравюры с его работ. Так он достиг широкой аудитории и был признан одним из лучших жанровых живописцев своей эпохи.
После смерти первой жены в 1735 году он в 1744 году женился на вдове Франсуазе-Маргерите Пуже. В 1750-х годах художник вернулся к написанию натюрмортов — как кухонных, так и с атрибутами игр и развлечений. Среди его самых известных натюрмортов: «Серебряный бокал» (Лувр), «Серебряная супница» (около 1728, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Буфет» (около 1731, Лувр), «Натюрморт с кухонной утварью» (1731, Лувр), «Трубки и кувшин» (1737, Лувр), «Натюрморт с кувшином оливок» (1760, Государственные музеи, Берлин) и «Натюрморт с мёртвым фазаном и охотничьей сумкой» (1760, Государственные музеи, Берлин).
Шарден преимущественно использовал землистые тона, был мастером передачи фактуры и мягкого рассеянного света. Среди ранних мастеров жанра натюрморта — голландские художники Давид Байи (1584–1657), Ян Давидс де Хем (1606–1684), Хармен ван Стенвейк (1612–1656), Питер Клас (1597–1660), Виллем Калф (1619–1693) и Виллем Клас Хеда (1594–1680).
Картины Шардена с изображением детей были особенно популярны. Он показывал детей в естественной, но не сентиментальной манере. К числу его величайших жанровых картин относятся: «Юная учительница» (1736, Национальная галерея, Лондон), «Мыльные пузыри» (1739, Метрополитен-музей), «Гувернантка» (1739, Национальная галерея Канады) и «Молитва перед едой» (1740, Лувр).
Его бытовые сцены почти поэтичны — в них запечатлены простые повседневные дела: женщина пишет письмо, мужчина играет в карты, служанка чистит овощи. В сюжетах Шардена заметно влияние голландского мастера Яна Вермеера, который за полвека до этого также писал подобные мирные интерьерные сцены. Шарден изображал замкнутый мир, застывший во времени, демонстрируя спокойную интимность, детские радости и простую символику.
К важным работам этого периода относятся: «Возвращение с рынка» (1739, Лувр), «Девочка с ракеткой и воланом» (1740, Уффици, Флоренция), «Мальчик, играющий в карты» (1740, Уффици), «Отправка письма» (1733, дворец Шарлоттенбург, Берлин), «Рисовальщик» (1737, Государственные музеи, Берлин), «Внимательная няня» (1738, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Девушка, чистящая овощи» (Старая пинакотека, Мюнхен), «Канарейка» (1750, Лувр) и «Автопортрет с очками» (1775, Лувр). Другим выдающимся французским жанровым художником XVIII века был Жан-Батист Грёз (1725–1805).
Поздние годы и наследие
В 1752 году король Людовик XV назначил Шардену годовое жалованье. В дальнейшем он получал вознаграждения за работу по организации выставок в Салоне. С возрастом зрение художника начало слабеть, и он стал работать пастелью. Его «Автопортрет с очками» был выполнен именно в этой технике. Жизнь Шардена омрачила трагедия — его сын, также художник, утонул в Венеции. Предполагается, что он покончил с собой. Последняя известная картина художника маслом была создана в 1776 году, хотя он продолжал работать пастелью до самой смерти в возрасте 80 лет.
Влияние Шардена на последующие поколения хорошо задокументировано. «Мыльные пузыри» Эдуарда Мане и несколько натюрмортов Поля Сезанна свидетельствуют о его прямом влиянии. Художник-фовист Анри Матисс восхищался его работами и копировал некоторые из них во время посещения Лувра. Многие другие известные художники, включая мастера натюрморта Джорджо Моранди и портретиста Люсьена Фрейда, называют работы Шардена источником вдохновения.
Натюрморты Шардена можно увидеть в лучших художественных музеях по всему миру.
- Натюрморт
- Ванитас: натюрморт с библейским посланием
- Натюрморт
- Франс Снейдерс: художник натюрмортов в стиле барокко, анималист
- Ян Давидс де Хем: голландский художник, Утрехтская школа
- ВОЛШЕБНЫЕ КОЛЬЦА АЛЬМАНЗОРА (3+) сказочные приключения
- Где можно отдохнуть в России недорого?
- «Питерские заметки»: свежие происшествия СПБ сегодня
- Краткое содержание пьесы А.Н. Островского «Бесприданница»
- Краткое содержание повести Ф.М.Достоевского «Белые ночи»
- Краткое содержание рассказа «Первая охота» Михаила Пришвина
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?