Доменико Гирландайо: художник раннего Возрождения, Флоренция читать ~6 мин.
Итальянский художник раннего Возрождения Доменико Гирландайо родился во Флоренции и однажды сказал: “Позвольте мне работать… Теперь, когда я начал разбираться в этом, я жалею только о том, что мне не заказали написать повествовательные картины на всех стенах Флоренции”. Хотя Гирландайо не удалось получить заказ, он получил множество других заказов на портреты, алтарные образы и фрески. Кроме того, он сделал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения.
Несмотря на то, что его стиль был прозаичным и несколько старомодным по сравнению с его современником Боттичелли (1445-1510), в 1480-1490 годах он был самым популярным и плодовитым художником во Флоренции и внёс значительный вклад в искусство Возрождения.
Фрески Гирландайо – это выразительные картины флорентийской жизни. Независимо от предполагаемых сюжетов, они содержат многочисленные портреты его покровителей, членов их семей и друзей. Вкусы и ценности его покровителей – обычно богатых банкиров – отражаются в безупречном мастерстве, насыщенном цвете и сдержанном величии его картин. Откликаясь на своё непосредственное окружение, он также обращался к прошлому за вдохновением. В своих последних и самых значительных работах он создал влиятельное возрождение монументальной традиции тосканской живописи.
О раннем художественном образовании Гирландайо известно немного. Согласно Джорджо Вазари (1511-1574) в его «Жизни художников» (1550), Гирландайо начал свою карьеру в ювелирном деле, но учился живописи у Алессо Бальдовинетти. Однако в работах Гирландайо мало что напоминает о Бальдовинетти. Он всегда писал скорее в манере ювелира. Его картины, как ранние, так и поздние, богато украшены и металлизированы.
Художественный критик и писатель Джон Рёскин жестоко, но проницательно охарактеризовал его как “ювелира, торгующего плакированными изделиями”. Гирландайо не был уникален, ведь похожий ювелирный стиль изобразительного искусства господствовал во Флоренции в конце кватроченто (XV век). Два художника-ювелира, Андреа дель Верроккьо (1435-1488) и Антонио Поллайоло (1432-1498), оказали глубокое влияние не только на Гирландайо, но и на всех известных художников, достигших зрелости в 1470-е годы, включая Перуджино, Боттичелли и Леонардо да Винчи.
Подобно этим художникам, в 1470-х и начале 1480-х годов Гирландайо отказался от статичного стиля флорентийской живописи середины века, чтобы взрастить в себе поразительную, хотя и скованную жизненную силу. В ранних работах – таких, как фрески капеллы Фина (1475; Коллегиата, Сан-Джиминьяно), Тайная вечеря в трапезной Огниссанти (1480; Флоренция) и Святой Иероним в своём кабинете (1480; Огниссанти, Флоренция) – Гирландайо принял линейный стиль, в котором резкие блики и тени дробят твёрдые, блестящие формы на маленькие, чёткие грани. Такие угловатые, сверкающие формы придают напряжённую энергию его ранним картинам.
Наиболее известные религиозные картины Гирландайо написаны им в 1480-е годы. К ним относятся темперные фрески Зала деи Джильи (1482; Палаццо Веккьо, Флоренция), фрески и алтарный образ капеллы Сассетти (1482-85; Сан-Тринита, Флоренция), Тайная вечеря в Сан-Марко (1485; Флоренция) и Посещение (1491; Лувр, Париж). В течение этого десятилетия он постоянно увеличивал монументальность своих картин, хотя так и не смог полностью принять строгое благородство своих ранних ренессансных образцов. Его поздние картины грандиозны, но в то же время и многоречивы. Он всегда сохранял что-то от живости своего раннего стиля, отчасти потому, что оживлял все свои картины обилием натуралистических или классических деталей.
Символическая обособленность некоторых натуралистических элементов во фламандской живописи привлекала Гирландайо. Например, пучок пшеницы в Поклонении пастухов (1485; Святая Троица, Флоренция) он позаимствовал из богатого набора подобных натуралистических символов в Поклонении пастухов (1478; Уффици, Флоренция) Хуго ван дер Гуса (1440-1482), картине, которая только недавно появилась в городе.
Кроме того, Гирландайо разделял увлечение своих современников античным искусством. Он собрал влиятельный словарь античных орнаментов и живописных мотивов, которые использовал для обогащения своих картин. Например, в картине «Поклонение пастухов» 1485 года он поместил Младенца Христа перед античным мраморным саркофагом с латинской надписью, предсказывающей Его рождение. В Зале деи Джильи Гирландайо изобразил шесть римских героев в рамках расписной архитектуры, напоминающей римские триумфальные арки, но не подражающей ни одному античному образцу.
Самым большим вкладом Гирландайо в флорентийское Возрождение стало оформление капеллы Торнабуони, пресвитерской капеллы собора Санта Мария Новелла во Флоренции. Ансамбль обширен; в нём 19 сцен из жизни Богородицы, Иоанна Крестителя и доминиканских святых. Гирландайо также спроектировал, хотя и не выполнил, витражи капеллы и алтарный образ Мадонны во славе (сейчас в Старой Пинакотеке, Мюнхен).
В этих картинах Гирландайо активно стремился к масштабному величию, которое помогло сформировать художественные цели более молодых художников, таких как Рафаэль и Микеланджело. Он разворачивал огромные пейзажные панорамы через низкие горизонты, распахивая сцены. Он придал фигурам впечатляющее достоинство и монументальность. И, возможно, с помощью флорентийского архитектора Джулиано ди Сан Галло, он построил огромные классические архитектурные декорации, которые облагораживают повествовательные сцены.
Фрески Торнабуони – это одновременно и религиозные повествования, и великолепные сцены жизни эпохи Возрождения. Архитектурные декорации идеализированы, но в то же время бессовестно современны. Например, Гирландайо изобразил «Рождение Девы Марии» в богато украшенной комнате роскошного флорентийского дворца. Его фигуры также изображают людей его эпохи. Он изобразил Людовику Торнабуони, одну из дочерей семьи, которая была спонсором капеллы; она стоит во главе группы торжественных женщин в костюмах XV века, которые посещают мать Богородицы, святую Анну.
Гирландайо всегда использовал несколько анахроничный подход, помещая портреты современников рядом с религиозными фигурами. Его декорации – это пастиш из классицизирующих вымыслов и реальных мест. Например, в капелле Сассетти он показал «Дарование правила святому Франциску» в возвышенном портике, расположенном на площади Синьории во Флоренции.
Кроме того, что картины Гирландайо являются бесценными свидетельствами флорентийской культуры, они также представляют собой значительные художественные достижения. Он создал особый, эклектичный стиль из разрозненных элементов флорентийского, фламандского и классического искусства. Один из величайших представителей живописи Раннего Возрождения, его стиль привлекает особое внимание как из-за диапазона его заимствований, так и из-за его усилий сплести эти заимствования воедино. Его попытка достичь синтеза отражает беспрецедентное самосознание личных и культурных последствий художественного стиля. Заметный диапазон и быстрота изменений в манере живописи Гирландайо и его великих наследников Рафаэля и Микеланджело отчасти обусловлены этим новым подходом к художественному стилю.
Среди его учеников был Фра Бартоломео (1472-1517), который стал одним из самых влиятельных флорентийских художников эпохи Высокого Возрождения. Картины Доменико Гирландайо можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?