Доменико Венециано: художник раннего итальянского Возрождения читать ~5 мин.
Один из наименее известных старых мастеров и основателей раннего Возрождения в Италии, Доменико Венециано работал в Перудже, Тоскане и Флоренции. О его ранней жизни почти ничего не известно: даже Джорджо Вазари, великий историк и биограф итальянского Возрождения, ограничивается красочными, но надуманными утверждениями о жизни Венециано – пересказывает не только ложную историю об убийстве Доменико Андреа дель Кастаньо (Андреа умер после Доменико!), но и приписывает ему приход масляной живописи в Тоскану. Это тоже неверно, хотя, по-видимому, верно, что Доменико привнёс новый интерес к цвету и фактуре (colorito) во флорентийскую живопись раннего Возрождения, в которой рисунок и дизайн (disegno) господствовали.
Его знаменитым шедевром, написанным для церкви Санта-Лючия деи Магноли во Флоренции, является Алтарь Святой Люсии (ок. 1445-7), центральная панель которого, Дева и Младенец с четырьмя святыми, находится в галерее Уффици. Одна из величайших картин Возрождения кватроченто, её жемчужный цвет и воздушная просторность позднее нашли отражение в работах его главного помощника Пьеро делла Франческа (1415-1492), таких как «Бичевание Христа» (1450-60, Галерея Национале делле Марке, Урбино).
Раннее обучение и влияние
Родился Доменико ди Бартоломео да Венеция, почти наверняка в Венеции, но подробности того, как он научился рисовать, остаются неясными. Есть предположение, что он обучался у Джентиле да Фабриано (1370-1427) во Флоренции или даже у Пизанелло (1395-1455) в Риме, но наиболее вероятным объяснением является то, что он обучался сначала в Венеции, где он мог впитать стиль интернациональной готики. Если это так, то вполне вероятно, что он также видел картины североевропейских художников, таких как Роберт Кампен (ок. 1378-1444), Ян ван Эйк (1390-1441) и Роджер ван дер Вейден (1400-1464). Судя по использованию линейной перспективы и скульптурной лепке фигур, как это видно на немногих приписываемых ему картинах, ещё одним важным ранним влиянием на него был недолговечный гений Мазаччо.
Фрески Сант-Эгидио
Впервые Доменико упоминается в Перудже в 1438 году, работая на семью Бальони. Однако к 1439 году, успешно обратившись за заказами к Пьеро Медичи из флорентийской семьи Медичи (1416-1469), он обосновался во Флоренции. Именно здесь – при содействии Пьеро делла Франческа и Биччи ди Лоренцо (1373-1452) – он работал над своим первым документально подтверждённым проектом, серией фресок, иллюстрирующих сцены из жизни Богородицы (1439-45) в церкви Сант-Эгидио, расположенной внутри госпиталя Санта-Мария-Нуова. Однако в 1445 году, по неизвестной причине, после написания Встречи у Золотых ворот и Рождения Богородицы, Доменико внезапно прекратил работу, оставив цикл фресок для продолжения Андреа дель Кастаньо в период (1451-1453), и окончательно завершённый Алессо Бальдовинетти в 1461 году.
К сожалению, вся настенная живопись была утрачена в XVIII веке. Также в первые годы жизни во Флоренции – возможно, в период 1440-1441 годов – он создал своё превосходное «Поклонение волхвов» (ок. 1433, SMPK, Берлин), почти наверняка для дворца Медичи в городе.
Алтарный образ Святой Люсии
Следующую свою документально подтверждённую работу Доменико написал между 1445 и 1447 годами. Это был алтарный образ для церкви Санта-Лючия деи Магноли, обычно называемый Магноли, или Святая Люсия, алтарный образ. Считается одной из выдающихся религиозных картин, созданных во Флоренции в середине XV века – достижение, которое ставит Доменико в один ряд с великим Томмазо Мазаччо (1401-1428) – его главная темперная панель, состоящая из Богородицы и Младенца с четырьмя святыми, находится в Уффици, Флоренция, а пять других панелей из пределлы разделены между Музеем Фицуильяма, Кембридж; Национальной галереей искусств, Вашингтон, округ Колумбия; и Гемальдегалерией, SMPK, Берлин.
Поздние работы
Согласно Вазари, не успел Доменико закончить алтарь Магноли в 1447 году, как отправился в Марки в сопровождении Пьеро делла Франческа, чтобы расписать потолок церкви Санта Мария в Лорето. К сожалению, проект так и не был завершён из-за вспышки чумы, а те фрески, которые были закончены, впоследствии были уничтожены.
Последняя известная работа Доменико – фреска настенная роспись со святыми Иоанном Крестителем и Франциском – была написана для капеллы Кавальканти в церкви Санта-Кроче. В 1566 году во время ремонта, организованного Вазари, фреска была снята со стены и утрачена.
В 1454 году, после завершения работ в Санта-Кроче, Доменико был вызван в Перуджу вместе с современниками Фра Анджелико (ок. 1400-55) и Фра Филиппо Липпи (ок. 1406-69), чтобы дать заключение о фресках, написанных в капелле приоров в ратуше Бенедетто Бонфигли (фл. 1445-96). Аналогичное задание он выполнил в 1457 году в отношении алтарного образа Троицы (1457, ныне в Национальной галерее, Лондон) для церкви Санта-Тринита в Пистойе работы Филиппо Липпи и Франческо Пезеллино (1422-1457). О других его работах и деятельности не известно. Он умер во Флоренции в мае 1461 года.
Репутация как художника
Несмотря на то, что вначале его вдохновляли методы пространственного и фигурного изображения, разработанные художниками раннего Возрождения, такими как Мазаччо, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо, основной сферой его интересов было выразительное значение цвета. Это привело его к выдающимся способностям в воспроизведении атмосферного света, и он создавал светящиеся, тонкие градации цвета, увеличивая количество используемого (льняного) масла. Его самым известным учеником был Пьеро делла Франческа, он также вдохновил художника из Мантуи Андреа Мантенья (1431-1506).
Картины Доменико Венециано находятся в нескольких лучших художественных музеях Европы и Америки.
- Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610)
- Институт Getty открыл уникальную электронную библиотеку
- В спектакле «Весёлая вдова» режиссёр Шапиро стал соавтором нового либретто
- «Достигая выхода» Франсиско Хименеса, краткое содержание
- «Сто лет одиночества» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- «О любви и других демонах» Габриэля Гарсиа Маркеса, краткое содержание
- Мексиканское посольство возмущено новым взглядом на оперу
- Триптих, трёхпанельный алтарь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?