Доменико Венециано:
художник раннего итальянского Возрождения читать ~5 мин.
Один из основателей раннего Возрождения в Италии и при этом один из наименее известных старых мастеров, Доменико Венециано (Domenico di Bartolomeo da Venezia) работал в Перудже, Тоскане и Флоренции. О его ранней жизни почти ничего не известно. Даже Джорджо Вазари, великий историк и биограф итальянского Возрождения, ограничивается красочными, но вымышленными историями. Вазари не только пересказывает ложную историю об убийстве Доменико художником Андреа дель Кастаньо (на самом деле Кастаньо умер в 1457 году, за четыре года до Доменико), но и ошибочно приписывает ему внедрение техник масляной живописи в Тоскане. Однако несомненной заслугой Доменико было то, что он привнёс новый интерес к цвету и фактуре (colorito) во флорентийскую живопись раннего Возрождения, где традиционно господствовали рисунок и композиция (disegno).
Его главный шедевр — Алтарь Святой Люсии деи Магноли (ок. 1445–1447), написанный для одноимённой церкви во Флоренции. Центральная панель алтаря, «Мадонна с Младенцем и четырьмя святыми», сегодня хранится в галерее Уффици. Эта работа считается одной из величайших картин эпохи кватроченто и одним из первых примеров sacra conversazione («святого собеседования») в живописи. Жемчужные тона и ощущение воздушного пространства, созданные художником, позже нашли отражение в работах его самого известного помощника Пьеро делла Франческа (1415–1492), например, в его картине «Бичевание Христа» (ок. 1455–1460, Национальная галерея Марке, Урбино).
Раннее обучение и влияния
Доменико ди Бартоломео да Венеция родился, почти наверняка, в Венеции, однако подробности его обучения остаются неясными. Предполагается, что он мог учиться у Джентиле да Фабриано (1370–1427) во Флоренции или у Пизанелло (1395–1455) в Риме. Наиболее вероятная версия гласит, что первоначальное образование он получил в Венеции, где впитал стиль интернациональной готики. Возможно, там же он познакомился с работами североевропейских художников, таких как Роберт Кампен, Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. Судя по мастерскому использованию линейной перспективы и скульптурной проработке фигур, ещё одним важным источником вдохновения для него стал гений Мазаччо.
Фрески в церкви Сант-Эджидио
Первое документальное упоминание о Доменико относится к 1438 году: он работал в Перудже на семью Бальони. Год спустя, в 1439 году, он успешно обратился за покровительством к Пьеро Медичи из влиятельной семьи флорентийских Медичи и переехал во Флоренцию. Здесь он приступил к своему первому крупному проекту — росписи церкви Сант-Эджидио в госпитале Санта-Мария-Нуова. Вместе с помощниками, среди которых были Пьеро делла Франческа и Биччи ди Лоренцо (1373–1452), он создавал цикл фресок со сценами из жизни Девы Марии (1439–1445). Однако в 1445 году, по неизвестным причинам, написав композиции «Встреча у Золотых ворот» и «Рождество Богородицы», Доменико внезапно прекратил работу. Позднее цикл завершали Андреа дель Кастаньо (1451–1453) и Алессо Бальдовинетти (1461).
К сожалению, в XVIII веке все эти фрески были уничтожены. В тот же ранний флорентийский период, предположительно в 1440–1441 годах, он создал знаменитое тондо «Поклонение волхвов» (Государственные музеи Берлина), которое, скорее всего, предназначалось для дворца Медичи.
Алтарный образ Святой Люсии
Следующей документально подтверждённой работой Доменико стал алтарный образ для церкви Санта-Лючия деи Магноли, созданный между 1445 и 1447 годами. Эта работа, также известная как «алтарь Магноли», считается одной из величайших религиозных картин середины XV века, созданных во Флоренции. Это достижение ставит Доменико в один ряд с таким мастером, как Томмазо Мазаччо (1401–1428). Центральная темперная панель, «Мадонна с Младенцем и святыми» (Иоанном Крестителем, Зиновием, Луцией и Франциском), находится в Уффици. Пять панелей из пределлы (нижней части алтаря) разделены между Музеем Фицуильяма в Кембридже, Национальной галереей искусств в Вашингтоне и Берлинской картинной галереей.
Поздние работы
По свидетельству Вазари, в 1447 году, сразу после завершения «алтаря Магноли», Доменико вместе с Пьеро делла Франческа отправился в область Марке, чтобы расписать потолок церкви Санта-Мария в Лорето. Однако из-за вспышки чумы проект не был завершён, а созданные фрагменты фресок позднее были уничтожены.
Последней известной работой Доменико стала настенная роспись со святыми Иоанном Крестителем и Франциском для капеллы Кавальканти в церкви Санта-Кроче. В 1566 году, во время реконструкции под руководством Вазари, фреску сняли со стены, после чего её следы были утеряны.
В 1454 году Доменико вместе с Фра Анджелико (ок. 1400–1455) и Фра Филиппо Липпи (ок. 1406–1469) был приглашён в Перуджу в качестве эксперта для оценки фресок Бенедетто Бонфильи в капелле приоров. Подобную задачу он выполнял и в 1457 году, когда его попросили дать заключение об алтарном образе «Троица» работы Филиппо Липпи и Франческо Пезеллино для церкви Санта-Тринита в Пистойе. О других его работах и занятиях в последние годы жизни сведений не сохранилось. Художник умер во Флоренции в мае 1461 года.
Репутация художника
Хотя Доменико Венециано вдохновлялся пространственными и композиционными открытиями художников раннего Возрождения, таких как Мазаччо, Паоло Уччелло и Андреа дель Кастаньо, его главным интересом была выразительная сила цвета. Это позволило ему достичь выдающегося мастерства в передаче атмосферного света. Он создавал светящиеся, тонкие цветовые градации, экспериментируя с льняным маслом в качестве связующего для пигментов. Его самым знаменитым учеником был Пьеро делла Франческа. Также он оказал влияние на мантуанского художника Андреа Мантенью (1431–1506).
Картины Доменико Венециано хранятся в нескольких лучших художественных музеях Европы и Америки.
- Самые важные художественные школы эпохи Возрождения
- Пармская школа живописи
- Андреа делла Роббиа: терракотовый скульптор эпохи Возрождения
- Триптих, трёхпанельный алтарь
- Перуджино: итальянский художник эпохи Возрождения
- Пьетро Лоренцетти: итальянский художник, сиенская школа
- Джованни ди Паоло: сиенский художник, 15 век
- Джентиле да Фабриано: художник раннего Возрождения, интернациональная готика
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?