Донателло:
скульптор раннего Возрождения, Флоренция читать ~6 мин.
Флорентийский художник Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) был одной из центральных фигур в итальянской скульптуре эпохи Возрождения. Вместе с Филиппо Брунеллески (1377–1446), Томмазо Мазаччо (ок. 1401–1428) и Леоном Баттистой Альберти (1404–1472) он стал главной творческой силой флорентийского Возрождения. Это движение само по себе стало движущей силой и вдохновителем большей части искусства Раннего Ренессанса по всей Италии. Он заново изобрёл искусство скульптуры так же, как другие современники, например Мазаччо, преобразовали живопись.
Донателло наиболее известен своими работами в технике basso rilievo — формой неглубокой рельефной скульптуры. Однако он также работал в бронзе, камне и дереве. Благодаря глубокому знанию бронзового литья он был также мастером терракотовой скульптуры. Мастер умел оживлять скульптуру, наполняя её повествованием и сочетая реализм с сильными эмоциями. Его скульптуры полны энергии и внутреннего напряжения, словно готовы к действию.
Сегодня Донателло считается одним из величайших скульпторов в истории искусства. Его самые известные статуи включают удивительного обнажённого Давида (ок. 1440–1450) — одну из самых знаковых фигур итальянского Возрождения. Среди других шедевров: Пророк Аввакум (1423–1426, Музей дель Опера дель Дуомо, Флоренция); Святой Марк (1411, Орсанмикеле, Флоренция); Святой Георгий (ок. 1415–1417, Национальный музей Барджелло) и Цукконе (ок. 1423–1425, Музей Опера дель Дуомо, Флоренция). Также выделяются Пир Ирода (1427, баптистерий Сан-Джованни, Сиена), конная статуя Гаттамелата (Эразмо да Нарни, 1445–1450, Пьяцца дель Санто, Падуя) и Мария Магдалина (ок. 1455, Музей Опера дель Дуомо, Флоренция).
Ранняя карьера
Родившись во Флоренции около 1386 года, Донателло сначала обучался ювелирному делу, а затем поступил в мастерскую скульптора Лоренцо Гиберти (1378–1455), одного из ведущих мастеров кватроченто.
Он помогал Гиберти в завершении нескольких статуй, после чего перешёл к самостоятельной карьере. Другим современником, с которым он иногда сотрудничал, был сиенский мастер Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438). В 1411 году он создал статую Святого Марка, а несколькими годами позже — статую Святого Георгия. Последняя была выполнена в технике барельефа (basso rilievo), или низкого рельефа. Это означает, что она не является отдельно стоящей, а имеет фон, от которого выступают основные элементы композиции. Преимущество этого метода в том, что он позволяет рассматривать произведение под разными углами без искажения самих фигур. Святой Георгий также является одним из первых примеров использования центральной перспективы в скульптуре.
В период с 1415 по 1426 год Донателло создал пять статуй для кампанилы Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, также известной как Дуомо. Среди других важных ранних работ: Богородица с младенцем (ок. 1420, Санта-Кроче, Флоренция); Пир Ирода (1427, баптистерий Сиены); Мадонна Пацци (ок. 1420, Государственные музеи, Берлин).
Статуя Давида (ок. 1440–1450)
По мере роста репутации Донателло росли и его заказы. Около 1440 года Козимо Медичи заказал бронзовую статую Давида для своего дворца. Это самая известная статуя Донателло, которая ознаменовала радикальный отход от традиционного христианского искусства как своим андрогинным обликом, так и состоянием наготы. Как одна из первых обнажённых статуй искусства Возрождения, она шокировала многих флорентийцев реалистичностью изображения человеческого тела. Хотя Давид стоит с головой мёртвого Голиафа у своих ног, его стройная, почти женственная фигура кажется слишком хрупкой, чтобы нанести смертельный удар такому противнику. Лик и поза юноши говорят о мечтательном созерцании.
Чтобы увидеть, как работа Донателло сопоставляется с более монументальным стилем скульптуры Высокого Возрождения, можно сравнить её с Давидом работы Микеланджело (1501–1504).
Анализ шедевра
Бронзовая статуя Давида работы Донателло победоносно возвышается над головой мёртвого великана. Он держит меч Голиафа и носит пастушью шляпу и сапоги. Когда статуя была впервые выставлена, она вызвала скандал из-за своей наготы. Хотя обнажённые фигуры встречались в скульптуре эпохи Возрождения, традиционалисты считали, что здесь нагота излишня и не требуется по библейскому сюжету, в отличие, например, от изображений Адама.
Статуя также примечательна тем, что отлита из бронзы, что свидетельствует о высоком уровне развития этой технологии. Хотя поза contrapposto заимствована из классических образцов, фигура Давида, выполненная Донателло, заметно более андрогинна, чем мужские фигуры в греческой скульптуре.
Современные критики считают наготу мощным художественным приёмом, превращающим статую в живое произведение классического искусства. Как и греческие скульпторы IV века до н.э., такие как Леохар и Пракситель, Донателло стремится наделить фигуру молодого воина подлинной красотой. Поскольку Давид слишком молод для изображения мускулистого воина, Донателло придаёт ему более мягкие, женственные очертания. Эта форма придаёт статуе атмосферу задумчивости или изящного самодовольства, что прекрасно отражает флорентийское чувство культурного превосходства над соперничающими городами-государствами, такими как Сиена и Милан — соперничество, которое проявилось около 1432 года в битве при Сан-Романо, запечатлённой в трёх знаменитых картинах Паоло Уччелло (1397–1475).
Донателло был известен тем, что выбирал красивых юношей в качестве моделей и учеников в мастерской. При этом он щедро делился славой со своими помощниками, считался очень открытым человеком и жил простой жизнью. Мастер так гордился своими работами, что мог уничтожить шедевр, если покупатель пытался торговаться о цене. Он стал близким другом антипапы Иоанна XXIII (Балдассарре Косса), и когда тот умер, Донателло создал его надгробие.
Среди других значительных работ Донателло: Благовещение (ок. 1435, Санта-Кроче, Флоренция); Амур-Атис (ок. 1440, Национальный музей Барджелло, Флоренция); Святой Иоанн Креститель (1438, Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция); Мария Магдалина (ок. 1455, Музей Опера дель Дуомо, Флоренция); Юдифь и Олоферн (ок. 1457–1464, Палаццо Веккьо, Пьяцца делла Синьория, Флоренция) и Оплакивание Христа (ок. 1455–1460, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Его конная статуя Гаттамелата (1445–1450, Пьяцца дель Санто, Падуя) оказала влияние на конные памятники в течение последующих столетий.
Поздний период
После нескольких лет работы в Падуе Донателло вернулся во Флоренцию, но обнаружил, что новое поколение художников раннего Возрождения завоевало флорентийскую художественную сцену. Они создавали популярные мраморные работы, и стиль Донателло оказался менее востребованным. Однако он продолжал получать заказы за пределами Флоренции и работал до самой смерти в 1466 году. Мастер был похоронен в базилике Сан-Лоренцо рядом с Козимо Медичи Старшим.
Донателло считается одним из величайших старых мастеров в истории искусства и одним из самых влиятельных скульпторов всех времён. Он оказал воздействие на многих современников как в скульптуре, так и в живописи. Среди них — знаменитая Мадонна с младенцем падуанского мастера Франческо Скварчоне (1395–1468), работы Андреа дель Кастаньо (ок. 1421–1457), а также несколько поколений более поздних скульпторов и живописцев, включая Микеланджело (1475–1564) и Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680).
Скульптуры Донателло можно увидеть в художественных музеях по всей Европе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?