Донателло:
скульптор раннего Возрождения, Флоренция читать ~6 мин.
Флорентийский художник Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) был, несомненно, одной из ключевых фигур в итальянской скульптуре эпохи Возрождения, и вместе с Филиппо Брунеллески (1377-1446), Томмазо Мазаччо (ок. 1401-28 гг.) и Леоном Баттистой Альберти (1404-1472) – главной творческой силой флорентийского Возрождения, которое само по себе стало движущей силой и вдохновителем большей части искусства Раннего Ренессанса по всей Италии. Он заново изобрёл искусство скульптуры так же, как другие современники, например Мазаччо, изобретали живопись.
Он наиболее известен своими basso rilievo, формой неглубокой рельефной скульптуры, но он также работал в бронзе, а также камне и дереве. Благодаря глубокому знанию бронзового литья он был также мастером терракотовой скульптуры. Он умел оживлять скульптуру, наполняя её повествованием и сочетая реализм с сильными эмоциями. Его скульптуры полны энергии и мыслей, как будто готовы к действию.
Сейчас Донателло считается одним из величайших скульпторов в истории искусства, его самые известные статуи включают удивительного обнажённого Давида (1435-53) – одну из самых знаковых фигур итальянского Возрождения. Другие шедевры: Пророк Аввакум (1423-6, Музей дель Опера, Флоренция); Святой Марк, (1411, Сан-Микеле, Флоренция); Святой Георгий (ок. 1415, Национальный музей Барджелло) и Цукконе (ок. 1436, Музей Опера дель Дуомо, Флоренция), Пир Ирода, (1439, Музей изящных искусств, Лилль), конная статуя Гаттамелата (Эразмо да Нарни, 1444-53, Пьяцца дель Санто, Сиена) и Мария Магдалина (1457, Музей Опера дель Дуомо, Флоренция).
Ранняя карьера
Родившись во Флоренции, Донателло сначала обучался ювелирному делу, а затем поступил в мастерскую кватроченто скульптора Лоренцо Гиберти (1378-1455).
Он помогал Гиберти в завершении нескольких статуй, после чего перешёл к сольной карьере. Другим современником, с которым он иногда сотрудничал, был сиенский мастер Якопо делла Кверча (ок. 1374-1438). В 1411 году он создал статую святого Марка, а несколькими годами позже – статую святого Георгия. Эта статуя была выполнена в барельефе (basso rilievo), или низком рельефе, что означает, что она не является отдельно стоящей, а имеет фон, на котором выступают основные элементы композиции. Преимущество этого метода в том, что он позволяет рассматривать произведение под разными углами без искажения самих фигур. Георгий также является одним из первых примеров перспективы центральной точки в скульптуре.
В период с 1415 по 1426 год Донателло создал пять статуй для Кампанилы Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, также известной как Дуомо. Другие важные ранние работы: Богородица с младенцем, 1430 (Санта-Кроче, Флоренция); Банкет Ирода, 1439 (Музей изящных искусств, Лилль); Мадонна Пацци, 1420 (Государственный музей, Берлин).
Статуя Давида (ок. 1440-х гг.)
По мере того как росла репутация Донателло, росли и его заказы. Около 1430 года Козимо Медичи заказал бронзовую статую Давида для своего дворца. Это самая известная статуя Донателло, которая ознаменовала шокирующий отход от традиционного христианского искусства, как своим женским обликом, так и состоянием раздетости. Одна из первых обнажённых статуй искусства Возрождения, многие флорентийцы были шокированы реалистичностью наготы. Хотя Давид стоит с головой мёртвого Голиафа у своих ног, его стройная, почти женственная фигура кажется слишком маленькой, чтобы нанести смертельный удар такому противнику. Действительно, лик и поза юноши говорят о мечтательном созерцании.
Чтобы увидеть, как работа Донателло сопоставляется с более спокойным стилем скульптуры Высокого Возрождения, смотрите Давид работы Микеланджело (1501-4).
Шедевр Донателло
Бронзовая статуя Давида работы Донателло победоносно возвышается над головой мёртвого великана. Он держит большой меч великана и носит шляпу и сапоги. Когда статуя была впервые выставлена, она вызвала скандал из-за своей наготы. Хотя нагота была небезызвестна в скульптуре эпохи Возрождения, традиционалисты считают, что здесь она излишня и не требуется по сюжету, как, например, на портрете Адама.
Статуя также примечательна тем, что отлита из бронзы, что свидетельствует о прогрессе в этой технологии. Хотя поза contrapposto заимствована из классических моделей, фигура Давида, выполненная Донателло, заметно более женственна, чем мужские фигуры в греческой скульптуре.
Современные критики, однако, считают наготу мощным мотивом, превращающим статую в живое произведение классического искусства. (Как и греческие скульпторы IV века до н.э., такие как Леохар и Пракситель, Донателло пытается наделить фигуру молодого воина настоящей красотой. Поскольку он слишком молод, чтобы изображать мускулистого драчуна, Донателло придаёт ему более женственные очертания. Эта форма придаёт статуе мальчика атмосферу неуверенности или кокетливого высокомерия, что прекрасно отражает флорентийское чувство культурного превосходства над соперничающими городами-государствами, такими как Сиена и Милан, – соперничество, которое было оспорено около 1430 года в битве при Романо, о чем свидетельствуют три знаменитые картины Паоло Уччелло (1397-1475).
Донателло был известен тем, что выбирал красивых мальчиков в качестве моделей и учеников в мастерской. Несмотря на это, он щедро делился славой со своими помощниками, считался очень открытым и жил простой жизнью. Он так гордился своими работами, что уничтожал шедевр, если покупатель пытался торговаться о цене. Он стал хорошим другом Папы Иоанна XXIII, и когда Папа умер, Донателло спроектировал его гробницу.
Другие популярные работы Донателло: Благовещение, 1435 (Санта-Кроче, Флоренция); Аллегорическая фигура мальчика, ок. 1430 (Национальный музей Барджелло, Флоренция); Ангелы в канделябрах, ок. 1430 (Музей Жакмар-Андре, Париж); Святой Иоанн Креститель, 1438 (Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция); Мария Магдалина, 1457 (Музей Опера дель Дуомо, Флоренция); Юдифь и Олоферн, 1455 (Палаццо Веккьо, Пьяцца делла Синьория, Флоренция) и Плач по мёртвому Христу, 1456 (Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Его конная статуя Гаттамелата, 1445 (Пьяцца дель Санто, Падуя) будет влиять на конные памятники в течение последующих столетий.
Упадок
После нескольких лет отсутствия Донателло вернулся во Флоренцию, но обнаружил, что новое поколение художников раннего Возрождения захватило флорентийскую художественную сцену. Они создавали популярные мраморные работы, и стиль Донателло был затмён. Однако он продолжал получать заказы за пределами Флоренции и работал до самой своей смерти в 1466 году. Он был похоронен в базилике Сан-Лоренцо рядом с Козимо Медичи Старшим.
Он считается одним из величайших старых мастеров в истории искусства и одним из самых влиятельных скульпторов всех времён. Он оказал влияние на многих современников как в скульптуре, так и в живописи – см. например, знаменитую Мадонну с младенцем падуанского педагога Франческо Скварчоне (1395-1468), работы Андреа дель Кастаньо (ок. 1420-57 гг.), а также нескольких поколений более поздних скульпторов и живописцев, включая Микеланджело (1475-1564) и Джованни Бернини (1598-1680).
Скульптуры Донателло можно увидеть в художественных музеях по всей Европе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?