Франс Халс:
голландский художник-реалист читать ~7 мин.
Франс Халс, уроженец Фландрии, — один из великих старых мастеров эпохи голландского барокко. Он специализировался на портретном искусстве и стал одним из первых крупных мастеров школы голландского реализма XVII века. Он считается одним из лучших портретистов в истории искусства, наряду с Яном ван Эйком (1390–1441) и Гансом Гольбейном Младшим (1497–1543). Художник особенно известен своими масштабными групповыми портретами и неформальной живостью работ.
Халс был женат дважды и имел не менее десяти детей, из-за чего постоянно испытывал финансовые трудности. В конце жизни он жил в бедности, получая небольшую пенсию от городских властей Харлема. Его брат, Дирк Халс (1591–1656), также был художником. Среди наиболее известных работ Франса Халса: «Портрет Якобуса Заффиуса» (1611, Музей Франса Халса, Харлем), «Смеющийся кавалер» (1624, Собрание Уоллеса, Лондон), «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616, Музей Франса Халса), парные портреты «Лукас де Клерк» (1635) и «Фейнтье ван Стенкисте» (1635) в Рейксмюсеуме, Амстердам, а также «Регенты госпиталя Святой Елизаветы» (1641) и «Регенты» и «Регентши богадельни для престарелых» (1664), все в Музее Франса Халса. Наряду с Рембрандтом, Халс признан ведущим портретистом голландской живописи XVII века.
Обучение и начало карьеры
Халс родился в Антверпене в семье фламандцев. Его семья переехала в Голландию вскоре после захвата города испанцами в 1585 году. К 1591 году они поселились в Харлеме, где художник провёл всю оставшуюся жизнь.
Предполагается, что Халс обучался в мастерской Карела ван Мандера (1548–1606), живописца, работавшего в стиле маньеризма, хотя его влияние в ранних работах художника не прослеживается. О его обучении изобразительному искусству не сохранилось подробных сведений. Неизвестно и то, как именно он пришёл к специализации на портретах. Однако в эпоху голландского протестантизма рынок религиозной живописи пришёл в упадок, и его место занял растущий спрос со стороны буржуазии на небольшие станковые картины: интерьеры, портреты и натюрморты. Кроме того, многочисленные гильдии и городские ополчения стремились запечатлеть свой статус в групповых портретах.
Именно этот новый процветающий средний класс дал финансовый импульс Золотому веку голландской живописи в стиле барокко. Ярчайшими его представителями стали Халс, Вермеер (1632–1675) и Рембрандт (1606–1669). Отсутствие постоянного институционального покровительства, подобного тому, что ранее предоставляла католическая церковь, делало жизнь художников нестабильной. Даже эти выдающиеся мастера в конце жизни столкнулись с бедностью.
Ранние картины
Ранние работы Халса немногочисленны и плохо документированы. Самым ранним из приписываемых ему портретов является «Портрет Якобуса Заффиуса» (1611). Другие произведения этого периода — в основном жанровые сцены, например, «Весёлая компания» (ок. 1615–1617, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Энергичная манера и светлая палитра этой картины указывают на влияние утрехтских караваджистов.
Тем не менее стиль Халса в рамках голландской реалистической жанровой живописи оставался ориентированным на портретность. Это хорошо видно в его более поздних работах, таких как «Йонкер Рамп и его возлюбленная» (1623, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) и «Весёлый собутыльник» (ок. 1628–1630, Рейксмюсеум, Амстердам).
Групповые портреты
С 1616 года творческий рост художника становится очевидным. В это время он пишет свой первый шедевр — «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия» (1616, Музей Франса Халса). Эта работа стала одной из ключевых в серии групповых портретов в натуральную величину, созданных им за последующие 50 лет. В ней Халс продемонстрировал своё уникальное мастерство, обновив сам жанр.
Рота Святого Георгия была одной из двух гильдий ополченцев в Харлеме. Их военная роль со временем сменилась социальной. По окончании трёхлетнего срока службы офицеры часто заказывали групповые портреты для штаб-квартиры гильдии. Расходы делились поровну, поэтому каждый ожидал равного внимания, из-за чего картины часто напоминали статичные ряды фигур.
Новаторский подход Халса заключался в том, чтобы вместо монотонных рядов лиц изображать асимметричные группы людей с живыми выражениями, жестами и позами. Это позволяло наполнить композицию динамикой и жизненной достоверностью. Позднее этот подход был доведён до совершенства в картине Рембрандта «Ночной дозор» (1642, Рейксмюсеум, Амстердам).
Среди других групповых портретов Халса — «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Адриана» (1627, Музей Франса Халса), «Худая рота» (1633, закончена Питером Кодде в 1637, Рейксмюсеум, Амстердам), «Регенты госпиталя Святой Елизаветы» (1641) и знаменитые поздние работы «Регенты богадельни для престарелых» (1664) и «Регентши богадельни для престарелых» (1664), обе в Музее Франса Халса.
«Смеющийся кавалер»
В 1620–1630-е годы Халс был одним из самых востребованных портретистов Голландии. В отличие от более ранних мастеров, таких как Ян ван Скорел (1495–1562), он стремился запечатлеть своих моделей в живом, непосредственном состоянии. Художник создавал так называемое «говорящее сходство», передающее не только внешние черты, но и мимолётное выражение лица.
Эта неформальная спонтанность, ярко проявившаяся в его знаменитой работе «Смеющийся кавалер» (1624, Собрание Уоллеса, Лондон), является отличительной чертой мастерства Халса. Именно она отличает его от более вдумчивых и глубоких психологических портретов Рембрандта. Халс достигал такой жизненности, предпочитая гладкой отделке свободный, видимый мазок, смелые линии и широкие цветовые пятна, отказываясь от излишней детализации. Всё это придавало его полотнам свежесть, а образам моделей — естественность.
Зрелые портреты
В 1640-х и 1650-х годах Халс создал множество парных портретов мужей и жён, таких как «Стефанус Гераердтс» (ок. 1650–1652, Королевский музей изящных искусств, Антверпен) и «Изабелла Койманс» (ок. 1650–1652, частная коллекция, Париж). Он также написал несколько семейных групповых портретов в натуральную величину, примеры которых хранятся в Национальной галерее в Лондоне.
Круг его заказчиков расширился: теперь в него входили городские чиновники, учёные, богословы, в том числе философ Рене Декарт (1649, Государственный музей искусств, Копенгаген). В этот период стиль художника начал меняться. Если ранние картины излучали веселье, то поздние работы подчёркивают статность и достоинство моделей. Он стал уделять больше внимания раскрытию характера и личности, а его палитра стала более сдержанной и монохромной.
Хотя палитра Халса теперь ограничивалась чёрным, белым, серым и охристыми тонами, она оставалась невероятно богатой. Как заметил более двух столетий спустя Винсент Ван Гог, у Халса было “двадцать семь оттенков чёрного”.
Одновременно с этим его манера письма становилась всё более свободной и энергичной. Этот импрессионистический стиль позже с большим успехом перенял художник XIX века Эдуард Мане (1832–1883). Халс имел репутацию виртуоза, работавшего в технике alla prima (также au premier coup — «за один приём»), то есть непосредственно на холсте. Однако, возможно, эта черта преувеличена: исследования показывают, что он иногда делал предварительные рисунки мелом, хотя и менее систематично, чем его современники Рубенс (1577–1644) или Ван Дейк (1599–1641).
Последние работы Халса — глубоко психологичные групповые портреты регентов и регентш харлемской богадельни, написанные им в возрасте более 80 лет. Он скончался в 1666 году и был похоронен в церкви Святого Бавона. Его пережили вдова Лисбет Рейньерс, умершая в нищете, и пятеро сыновей, ставших художниками: Хармен (1611–1669), Франс Младший (1618–1669), Ян (1620–1674), Рейньер (1627–1672) и Николас (1628–1686).
Среди других выдающихся художников харлемской школы — мастер архитектурного пейзажа Питер Янс Санредам (1597–1665) и мастера натюрморта Виллем Клас Хеда (1594–1680) и Питер Клас (1597–1660).
Художественное наследие
Хотя Халс оказал влияние на ряд голландских художников-реалистов, включая Адриана Брауэра (1605–1638), Юдит Лейстер (1609–1660) и Адриана ван Остаде (1610–1685), его слава после смерти пошла на спад. О виртуозности Халса почти забыли до его «повторного открытия» в XIX веке, когда его творчеством вдохновлялись импрессионисты и реалисты: Клод Моне (1840–1926), Эдуард Мане, Джеймс Уистлер (1834–1903) и Гюстав Курбе (1819–1877). В период с 1865 по 1925 год он стал одним из самых востребованных старых мастеров на арт-рынке.
Возрождение интереса началось в 1865 году, когда лорд Хартфорд приобрёл «Смеющегося кавалера» за 51 000 франков — огромную по тем временам сумму, в шесть раз превысившую эстимейт. Жизнерадостный стиль Халса оказался особенно привлекателен для американских коллекционеров, которые начали доминировать на международном рынке искусства с начала XX века. Именно поэтому многие его работы сегодня хранятся в музеях США.
Произведения Франса Халса можно найти почти во всех ведущих художественных музеях мира. Крупнейшие коллекции его работ находятся в Музее Франса Халса в Харлеме и в Рейксмюсеуме в Амстердаме.
- Голландская реалистическая школа жанровой живописи
- Голландский реализм (стиль живописи)
- Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Габриель Метсю: Голландский художник-реалист
- Герард Терборх: Голландский художник-реалист, Харлемская школа
- Гражданин России надругался над дорогостоящей картиной Марка Ротко
- Жорди Галсеран-и-Феррер «Метод Гронхольма». Психологический детектив
- Международная выставка художественной керамики «Байкал-КераМистика-2019»
- La Bella Principessa: рисунок, приписываемый Леонардо, продолжает хранить свои тайны
- «Смерть миссис Вестуэй» Рут Уэйр, краткое содержание
- «Пикник» Уильяма Инга, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?