Франс Халс: голландский художник-реалист читать ~8 мин.
Один из великих старых мастеров движения голландского барокко, уроженец Фландрии Франс Халс специализировался на портретном искусстве и был первым великим мастером школы голландского реализма XVII века. Он считается одним из лучших портретистов эпохи, наряду с Яном Ван Эйком (1390-1441) и Гансом Гольбейном Младшим (1497-1543), и особенно известен своими масштабными групповыми портретами и неформальной спонтанностью своих работ.
Дважды женатый, имевший не менее десяти детей, он постоянно испытывал финансовые трудности и выживал в нищете в основном благодаря небольшой пенсии, назначенной ему городскими властями Харлема. Его брат Дирк Халс (1591-1656) также был художником. Его наиболее известные портреты: Якобус Заффиус (1611, Музей Халса, Харлем); Смеющийся кавалер (1624, Коллекция Уоллеса, Лондон); Банкет офицеров роты ополчения Святого Георгия (1616, Музей Халса); Лукас де Клерк (1635) и Фейнтье ван Стенкисте (1635), обе в Рейксмузеуме, Амстердам; Регенты больницы Святой Елизаветы (1641, Музей Халса); и Регенты и Регентши Старой мужской богадельни (1664, Музей Халса). После Рембрандта Халс признан ведущим портретистом в голландской живописи XVII века (1600-1680).
Обучение
Сын фламандских родителей, Халс родился в Антверпене, хотя его семья вскоре переехала в Голландию после того, как город был захвачен испанцами в 1584 году. К 1591 году он поселился в Харлеме, где и остался до конца жизни.
Считается, что он обучался в мастерской Карела ван Мандера (1548-1606), фламандского живописца в стиле маньеризма, хотя в ранних работах Халса не заметно его влияния. Не сохранилось никаких других подробностей о его раннем обучении изобразительному искусству или о том, как он стал специализироваться на портретах, хотя во времена голландского протестантизма рынок религиозной живописи рухнул, и на смену ему пришёл растущий буржуазный спрос на мелкое станковое искусство, в частности, интерьеры, портреты и натюрморты. Кроме того, многочисленные муниципальные группы и богатые гильдии ремесленников искали подтверждения своего гражданского статуса в виде групповых картин.
Именно этот новый процветающий средний класс дал финансовый импульс Золотому веку голландской живописи XVII века в стиле барокко, который возглавили и показали Халс, Вермеер (1632-1675) и Рембрандт (1606-1669). Однако отсутствие надёжного институционального покровительства – например, поддержки, которую ранее оказывала Римская католическая церковь, – сделало жизнь художников, работающих полный рабочий день, чрезвычайно трудной, и даже эти три выдающихся художника закончили свою жизнь в бедности.
Ранние картины
Ранние работы Халса не отличаются ни многочисленностью, ни хорошей документированностью. Самый ранний портрет, приписываемый ему, – это Якобус Заффиус (1611, Музей Халса, Харлем), а другие работы – в основном земные жанровые картины, например Весёлая компания (ок. 1615-17, Музей Метрополитен, Нью-Йорк). Буйство и светлая тональная палитра этой картины, изображающей несколько пьющих, музыкантов и проституток в натуральную величину, свидетельствуют о влиянии Утрехтской школы, однако стиль Халса голландской реалистической жанровой живописи носит более портретный характер, о чем свидетельствуют его более поздние картины «Йонкер Рамп и его возлюбленная» (1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) и «Весёлый пьяница» (1630, Рейксмузем, Амстердам).
Групповые портреты
С 1616 года его творческий прогресс становится гораздо более очевидным. В своём первом шедевре – «Банкет офицеров роты ополчения Святого Георга» (1616, Музей Халса, Харлем), одном из девяти групповых портретов в натуральную величину, которые ему предстояло написать в течение следующих 50 лет, – он заявил о своём уникальном мастерстве живописца, придав этому жанру совершенно новый стиль.
Рота Святого Георгия была одной из двух групп ополченцев в Харлеме, чья военная роль во время войны с Испанией теперь сменилась чисто социальной. После трёхлетнего срока службы офицеры часто заказывали портреты себя и своих товарищей для ротного штаба. Расходы на художника несли в равной степени все изображённые на картине, и, соответственно, каждый портретируемый ожидал равного внимания – в результате обычно получалось не более чем скопление людей, не похожее на современные «класс-фото».
Революционный подход Халса заключался в том, чтобы разбить традиционные монотонные ряды невыразительных лиц на различные, часто ассиметричные группы людей с самыми разнообразными выражениями, жестами и позами, тем самым придавая всей работе больше характерности и жизни. Этот новаторский подход достиг своего апогея в картине Рембрандта «Ночной дозор» (1642, Рейксмузеум, Амстердам).
Среди групповых портретов: Офицеры роты ополчения Святого Адриана (1627, Музей Халса); Скудная рота (1633: закончена Питером Кодде 1637, Рейксмузеум, Амстердам); Регенты госпиталя Святой Елизаветы (1641, Музей Халса); Регенты Дома стариков Харлема (1664, Музей Халса) и Регентши Дома стариков Харлема (1664, Музей Халса).
«Смеющийся кавалер»
К этому времени Халс стал видным представителем голландского барокко, и в 1620-1630-е годы он был очень востребован как портретист. В отличие от более ранних традиционных портретистов, таких как Ян ван Скорел (1495-1562) и его ученик Антонис Мор ван Дашорст (Антонио Моро) (1521-1577), он стремился придать своим натурщикам ощущение оживления через улыбку, смех или намёк на произнесённые слова: так сказать, «говорящее», а не визуальное сходство. Он хотел, чтобы у его объектов было «присутствие». Именно эта неформальная спонтанность, так ярко выраженная в его знаменитой работе «Смеющийся кавалер» (1624, Коллекция Уоллеса, Лондон), делает Халса таким великим художником, а также отличает его от более вдумчивых, проникновенных исследований Рембрандта.
Халс достиг этой жизненной силы, отказавшись от гладкой отделки, принятой многими другими классическими художниками, предпочитая вместо этого использовать мазки, грубые линии, пятна, большие пятна цвета и минимум деталей. Все это способствовало оживлённой свежести его полотен и неформальному, но жизненному облику натурщиков.
Зрелые портреты
В 1640-х и 1650-х годах он выполнил множество картин-компаньонов мужей и жён, таких как Стефанус Гераердтс (1650-2, Музей изящных искусств, Антверпен) и Изабелла Койманс (1650-2, Париж), а также несколько семейных групповых портретов в натуральную величину (см. примеры в Национальной галерее, Лондон).
Среди его покровителей теперь были гражданские лидеры, профессиональные деятели, богословы и университетские профессора, в том числе философ Рене Декарт (1649, Копенгагенский музей). В это время, в силу возраста, финансовых трудностей или, возможно, нового чувства серьёзности в установившейся теперь Голландской республике, его стиль живописи начал меняться. Как его ранние картины излучали веселье и живость, так и поздние работы подчёркивали статность и достоинство натурщиков. Он стал уделять больше внимания характеру и личности своего объекта (как в портретах адмирала де Рюйтера и Якоба Оликана), а яркие цвета стали заменяться монохроматическими схемами и более тёмными тонами.
Но даже если его палитра теперь ограничивалась чёрным, белым, серым, желтовато-коричневым и телесным оттенками, она все равно отличалась огромным разнообразием – как заметил Винсент Ван Гог более чем триста лет спустя, Халс владел более чем 27 чёрными цветами!
В то же время, хотя настроение его картин стало более спокойным, его мазки и работа с краской становились все более свободными и энергичными – импрессионистический стиль, который позже с большим успехом перенял великий художник XIX века Эдуард Мане (1832-1883). Халс всегда пользовался репутацией виртуозного живописца, отмеченного (как и Джон Сингер Сарджент 1856-1925) склонностью к использованию метода au premier coup (из той же формы) работы непосредственно на холсте. Однако, возможно, эта тенденция преувеличена: исследования показывают, что (несмотря на отсутствие каких-либо эскизов или этюдов Халса) он иногда прибегал к рисункам мелом, прежде чем приступить к созданию холста с помощью слоёв масла, хотя и менее систематично, чем его современники Рубенс (1577-1644) или Ван Дейк (1599-1641).
Последние работы Халса – обе необычайно пафосные – включают большие групповые портреты регентов и регентш Харлемской богадельни для стариков, написанные, когда ему было 80 лет. Он скончался в 1666 году и был похоронен в городской церкви Святого Баво. Его пережили вдова Лисбет Рейньерс (позднее умершая в безвестности) и несколько его детей, из которых четверо – Хармен (1611-1669), Франс Младший (1618-1669), Рейньер (1627-1672) и Николаес (1628-1686) – стали художниками.
О других выдающихся художниках из Харлема см. архитектурного живописца: Питера Янса Санредама (1597-1665) и мастеров натюрморта: Виллема Класа Хеды (1594-1680) и Питера Класа (1597-1660).
Художественное наследие
Любопытно, что, хотя он оказал влияние на ряд других голландских художников-реалистов, включая Адриана Брауэра (1605-1638), Юдит Лейстер (1609-1660), Яна Менсе Моленара (1609-1668), Адриана ван Остаде (1610-1685) и Бартоломеуса ван дер Хелста (1613-1670), но репутация Халса не пережила его надолго. Фактически, о его виртуозности мало что было известно до его «повторного открытия» (как и Вермеера) в XIX веке, когда ему стали подражать импрессионисты и другие художники, такие как Клод Моне (1840-1926), Эдуард Мане, Шарль-Франсуа Добиньи (1817-1878), Джеймс Эбботт Макнилл Уистлер (1834-1903), Макс Либерман (1847-1935) и Гюстав Курбе (1819-1877). Однако впоследствии, особенно с 1865 по 1925 год, он стал одним из самых коллекционных Старых мастеров, превратившись в икону для светских портретистов.
Возрождение началось в 1865 году с покупки лордом Хартфордом «Смеющегося кавалера» за 51 000 франков – невероятная сумма для того времени и более чем в шесть раз превышающая предпродажную оценку, – а жизнерадостный стиль Халса оказался чрезвычайно привлекательным для новой группы американских миллионеров, которые начали доминировать на международном рынке искусства с начала века: именно поэтому так много его работ хранится в американских коллекциях.
Работы Франса Халса можно найти почти во всех лучших художественных музеях, особенно в Музее Франса Халса на Гроот Хейлигланд, Харлем, и Рейксмузеуме в Амстердаме.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?