Голландская реалистическая школа жанровой живописи читать ~22 мин.
Истоки и история голландского реализма
Необычайный расцвет голландской живописи XVII века был обусловлен несколькими факторами. В начале XVI века произошёл церковный раскол между католическим Римом и протестантским движением Северной Европы. Это привело к появлению нового стиля искусства протестантской Реформации, известного как «голландский реализм», и резкому сокращению церковных заказов на крупномасштабную религиозную живопись в таких странах, как Голландия.
Римско-католическая церковь ответила на это искусством барокко в рамках Контрреформации, призванным вернуть первенство монументальной религиозной живописи и тем самым восстановить свой престиж. Однако ключевую роль в тот период играли политические события. Власть католической Испанской империи в Нидерландах начала ослабевать, а стремление страны к независимости подкреплялось ростом торговли и благосостояния.
Новый тип искусства для нового заказчика
В результате в Голландии сформировался новый круг заказчиков для нового типа искусства. Ими стали представители голландского протестантского среднего класса: землевладельцы, владельцы мануфактур, купцы, мастера-ремесленники и другие уважаемые горожане из таких процветающих городов, как Амстердам, Лейден, Харлем и Делфт.
Они заказывали и получали небольшие, портативные произведения искусства, имеющие светский, буржуазный характер и отражающие их растущий статус и репутацию.
Среди этих произведений были портреты (как индивидуальные, так и групповые), жанровая живопись (бытовые сцены), натюрморты и пейзажи с изображением их загородных домов и скота.
Эти заказчики могли быть богобоязненными, но, платя деньги, они хотели получать соответствующий результат. Этот спрос на новый вид станкового искусства с готовностью удовлетворяли художники, воспитанные в живописной традиции Яна ван Эйка с её акцентом на блеск масляной живописи, точный натурализм и тщательную проработку деталей.
Эти тенденции набирали силу с начала XVII века, формируя новый стиль, который мы сегодня называем голландским реализмом. Апогей этого стиля пришёлся на период примерно с 1648 года, когда Голландия стала независимой республикой, до 1672 года, когда французское вторжение привело к краху голландской экономики.
Несмотря на короткий период расцвета, благодаря творчеству таких гениев, как Рембрандт и Ян Вермеер, это движение подарило миру одни из самых незабываемых образов в истории искусства.
Новый покровитель голландских художников-реалистов
Кем же был новый голландский меценат? Как правило, это был городской житель и деловой человек. Служба в армии и сложности заморской торговли обострили его ум и придали ему особую уверенность в себе. Он был патриотом, но его мало интересовало то, что не служило его собственному достоинству и комфорту. Прежде всего, он по праву гордился своим домом и хозяйством. В нём удивительным образом сочетались бережливость и щедрость. Он не жалел денег на изысканные костюмы, хорошую еду и вино. Он был социально активен: вступал в торговые и купеческие гильдии, риторические палаты и благотворительные общества. Он благоразумно женился и гордился убранством своего городского дома. Для его украшения он был готов тратить деньги на керамику и картины, а также на лучшие ткани для жены и детей.
Такой человек просил художника лишь об одном – запечатлеть его самого, а в широком смысле – его семью и имущество. Это означало, что, во-первых, он хотел видеть себя на портрете во всей своей мужественной доблести; он также был готов платить за групповые портреты корпораций и гильдий, в которых состоял. Далее, он хотел видеть изображения своих жены и детей. Ему нравился покой его дома, и он приветствовал картины с интерьерами, в которых проводили время женщины его семьи. Он дорожил своим городом, своей улицей и был готов заплатить за хорошую картину на эту тему. Он любил пиры и веселье и мог заказать изображение своей семьи, празднующей в одиночестве или с друзьями в таверне. Он гордился своей кухней и посудой и был прекрасным заказчиком для художника-натюрмориста. Его вкусы в пейзажной живописи были довольно специфичны: он предпочитал видеть картины своего загородного дома, со скотом или без. Кроме того, ему нравились этюды спокойного или бурного моря, изображающие судьбу лодок и кораблей.
Развитие голландского реалистического искусства: портреты и жанровые работы
Новый голландский вкус в искусстве, прежде всего к портретам и жанровой живописи, изменил как характер патронажа, так и саму жанровую живопись. Картина должна была привлекать среднего зажиточного покупателя, быть не слишком большой, чтобы помещаться в скромном доме, и иметь потенциал для выгодной перепродажи. Одним словом, экономические условия, с которыми сталкивался художник в Амстердаме времён Рембрандта, были очень похожи на те, с которыми он сталкивается сегодня в Нью-Йорке, Лондоне или Париже.
В глазах голландских меценатов успех картины, как правило, зависел от её натуралистичности, верности видимому миру, а также от откровенно тонкого и тщательного исполнения. Рембрандт, который лишь в исключительных случаях соответствовал этим требованиям популярности, неизбежно умер в бедности.
Если требовалась верность внешнему виду, то главная задача заключалась в том, чтобы создать уникальный стиль в этих рамках. Здесь почти не было прецедентов. Большие картины с тавернами и борделями кисти Артсена и Хемессена были написаны в экзотическом итальянском стиле. В популярных рассказах и зрелищах Питера Брейгеля Старшего сложились свои законы, неприменимые к интимным и привычным сюжетам, вошедшим в моду. Голландский стиль нужно было создавать с нуля. Характерно, что это удалось сделать в рамках ограничений, привычных для голландского жанрового живописца.
Рисуя в основном интерьеры, он видел, как человеческая фигура, одиночная или в группе, с её изогнутыми линиями удачно контрастирует с прямыми углами, которыми изобилует голландская комната. Для художника со вкусом было очевидно, что нужно сыграть на этом контрасте, делая такие выделения, исключения и перестановки, которые служили бы целям композиции.
Практически это означало искусную игру с заданными архитектурными контурами — четырёхугольниками всех мыслимых форм, искажёнными перспективой, — а также с разнообразием кубических и ромбовидных форм в мебели, оконных рамах, дверных проёмах и самом пространстве комнаты. Хотя расположение этих геометрических форм создавало узор, те же элементы использовались для построения глубины композиции. Одна комната открывается в другую, вид снаружи — на интерьер, и наоборот. Вся эта стилистическая игра должна была вестись с помощью света и цвета, которые, несмотря на тонкую условность, должны были выглядеть абсолютно естественно.
В этих жёстких рамках в течение примерно сорока лет, с 1630 по 1670 год, малые голландские мастера создали тысячи небольших картин, чьё внешне простое, но на самом деле очень сложное совершенство до сих пор вызывает восхищение у современных художников.
Эта формула уже легла в основу композиции лучших корпоративных портретов Франса Халса и Рембрандта, была великолепно отработана в простых композициях Габриэля Метсю и Герарда Терборха и с наибольшей изощрённостью развита Яном Вермеером из Делфта. Конечно, такое проявление вкуса в композиции, как правило, бывает неосознанным. Но мы можем быть уверены, что когда Питер де Хох глубоко прорабатывал свои кубические или ромбовидные элементы, или когда Вермеер создавал такую сложную и удачную композицию, как в «Уроке музыки» или «Любовном письме», оба художника в полной мере владели своим мастерством.
См. также архитектурные картины с интерьерами церквей Питера Санредама (1597–1665) и Эмануэля де Витте (1615–1692), которые, особенно в случае де Витте, приобретают черты жанровой живописи.
О технике голландской живописи нужно сказать несколько слов. За исключением использования коричневых грунтов вместо белых и появления новой «тёмной манеры», художественный метод оставался тем же, что и у великих готических пионеров масляной живописи. Например, техническое различие между живописью Хуберта ван Эйка и таких реалистов, как Габриэль Метсю, Ян Вермеер или Герард Терборх, очень незначительно. Поверхность доводилась до тончайшей полупрозрачной гладкости. На неё экономно наносились отдельные мазки пигмента, которые играли важную роль в создании фактуры и световых акцентов.
Начиная с ван Эйков, голландские картины механически полировались агатовым или подобным ему инструментом, а затем добавлялись несколько фактурных мазков, чтобы убрать монотонность блеска и придать живость эффекту. В этой связи интересно, как быстро художники отказались от более смелой, грубой и оптически эффективной манеры Франса Халса и его последователей. Отчасти это было связано с новой «тёмной манерой», отчасти — с убеждением голландского мецената, что картина, которая блестит меньше, чем его ухоженные сапоги, — это небрежная работа. Таким образом, голландские художники создавали свои привлекательные изделия и в целом процветали. (См. также: Величайшие жанровые картины.).
И последнее, что следует отметить: несмотря на название, голландский реализм не был простым копированием действительности. Картины часто содержали сложный символизм, дополняя точный натурализм повествованием и моралью. Многие бытовые предметы на полотнах несли скрытый смысл, превращая сцены в аллегории или нравоучения, что делало это искусство далеко не чисто декоративным.
Школы голландского реализма
Искусствоведы иногда подразделяют голландский реализм на несколько «школ», в том числе Утрехтскую (основана около 1610 г.), Делфтскую (около 1650 г.), а также Харлемскую, Лейденскую и Амстердамскую. Однако следует отметить, что большинство нидерландских художников не были ни географически статичны, ни стилистически привержены какой-то одной школе.
Голландская реалистическая школа Утрехта
Поскольку утрехтская школа была ранней, влиятельной и несколько обособленной, стоит рассказать о ней подробнее. Утрехт был и остаётся католическим анклавом в преимущественно протестантской Голландии. И в религии, и в искусстве он был тесно связан с Италией. Связь Утрехта с классической традицией Ренессанса поддерживал художник Корнелис ван Пуленбург (1586–1667). Он работал с итальянцем Абрахамом Блумартом, затем три года провёл в Риме, где усердно изучал творчество Эльсхаймера, Рафаэля и античное искусство. Результатом стали миниатюрные пейзажи, оживлённые группами обнажённых нимф или богинь. Эти идиллические картины сразу же завоевали популярность во многих странах, и он работал даже в Англии. Его работы хранятся в музеях от Мадрида до Санкт-Петербурга. По сути, их гладко написанные аркадские сюжеты имеют небольшое значение, но они симптоматично отражают тоску по античной красоте, сохранившуюся в католических центрах.
Геррит ван Хонтхорст (1590–1656) – фигура гораздо более значительная. Он родился в 1590 году, в 1610 году учился у Блумарта, а вскоре после этого уехал в Италию, где пробыл десять лет. Караваджо к тому времени уже умер, но Хонтхорст внимательно изучал его картины и работы его многочисленных последователей. Переняв резкие тени тенебристов и их простые композиции, Хонтхорст развил «тёмную манеру» в собственных экспериментах.
За свои эффектные ночные сцены с искусственным освещением он получил прозвище «ночной Герард» (Gherardo delle Notti). Характерным примером является его «Рождество Христово» во Флоренции. Его картины охотно покупали в Италии, и он вернулся в Утрехт знаменитым. Там он продолжал писать крупномасштабные жанровые сюжеты в итальянском духе и превосходные портреты. Его картины привлекали новизной и оказали широкое влияние. Без примера Хонтхорста трудно представить, как молодой Рембрандт перенял «тёмную манеру», а этот выбор Рембрандта, в свою очередь, определил характер значительной части голландской жанровой живописи.
Хонтхорст был одним из первых художников-космополитов: он много работал за пределами Голландии, служил не менее чем пяти монархам — Тосканы, Польши, Дании, Голландии и Англии — и везде получал похвалу и деньги. Он умер в Утрехте в 1656 году. Его значение для эволюции живописи велико: он задал моду, которую Рембрандт и его лучшие последователи превратили в стиль. Подробности его жизни см: Геррит ван Хонтхорст: Биография.
Но, несомненно, ведущим художником утрехтской школы голландского реализма был Хендрик Тербрюгген (1588–1629). Подробнее о его жизни и творчестве см: Хендрик Тербрюгген: Биография.
Голландская реалистическая школа Харлема
Самые ранние и лучшие голландские художники, изображавшие сцены из жизни низших слоёв и мещанства, так или иначе были связаны со школой Харлема. Среди них выделяются такие живописцы, как Адриан Брауэр, Адриан ван Остаде и Ян Стен.
Адриан Брауэр (1605–1638), один из величайших талантов голландской реалистической живописи XVII века, специализировался на сценах попоек в трактирах. Рубенс и Рембрандт были активными коллекционерами его работ. Подробнее о его недолгой карьере см. в разделе Адриан Брауэр: Биография.
Адриан ван Остаде (1610–1685) специализировался на жанровых сценах с крестьянами дома или в таверне. К его основным произведениям относятся: «Деревенский концерт» (1638), «Крестьянин, ухаживающий за пожилой женщиной» (1653) и «Алхимик» (1661). Подробнее см. Адриан ван Остаде: Биография.
Ян Стен (1626–1679), хозяин таверны, писал шумные многолюдные сцены в домах и трактирах, часто содержащие нравоучительные намёки на пороки безделья, пьянства и распущенности. Примерами его изобразительного искусства являются: «Молодая женщина, играющая на клавесине» (1659), «Игроки в кегли у трактира» (ок. 1660) и «Праздник крещения» (1664). В совокупности его работы охватывают весь спектр голландской жанровой живописи, за исключением патрицианской жизни. Подробнее о его картинах и стиле см: Ян Стен: Биография.
Герард Терборх (1617–1681) – ещё один художник, испытавший влияние харлемского стиля. Он был одним из самых известных жанровых и портретных живописцев голландской школы реализма, писавшим с острым вниманием и большой любовью к своим сюжетам. Среди его работ: «Послание» (1658) и «Дама за туалетом» (1668). Подробнее см. Герард Терборх: Биография.
Давид Тенирс Младший (1610–1690), один из самых значимых старых мастеров Голландии XVII века, также был ранним последователем харлемской школы. Подробнее о его жизни и творчестве см. Давид Тенирс Младший: биография.
Голландская реалистическая школа Лейдена
Своеобразное развитие лейденской школы началось с напряжённой и детализированной манеры молодого Рембрандта, которую продолжил его ученик Герард Доу (1613–1675). Такая мельчайшая проработка с эффектным освещением была уместна для молодого таланта на этапе становления, и Рембрандт вскоре отказался от этого метода. Но когда Рембрандт переехал в Амстердам около 1630 года, его семнадцатилетний ученик Доу сделал эту технику своей визитной карточкой, которой никогда не изменял.
Возможно, потому, что Лейден был университетским городом и центром книгопечатания, его художники редко обращались к крестьянской жизни или сценам в тавернах. Здесь они следовали примеру первопроходца, Герарда Доу, которого интересовали солидные средние слои. Пожалуй, лучшими его картинами являются многочисленные крошечные этюды одиночных фигур, бюсты или полуфигуры. В этой манере он написал мать и отца Рембрандта, свой собственный портрет, изображения отшельников, философов и так далее.
Доу преуспевал, в 1648 году принял активное участие в создании гильдии живописцев в Лейдене и имел много учеников, некоторые из которых, как Габриэль Метсю и Франс ван Мирис, достигли известности. Популярностью пользовались и пользуются его крупные жанровые картины. Действительно, туристу, проходящему по галерее, приятно встретить стиль искусства, который не требует особых усилий для восприятия. Некоторые из больших картин, такие как «Молодая мать» и «Женщина, больная водянкой», обладают определённой привлекательностью из-за очевидной любви Доу к своему материалу и его гордости за мастерство. Однако за его картинами нет глубины созерцания, и, возможно, поэтому они так нравятся.
Свою миниатюрную и изящную манеру Доу передал ученикам, но лучшие из них её переросли. Если бы нужно было выбрать одного голландского жанрового живописца, можно было бы остановиться на Габриэле Метсю (1629–1667). Хотя его вкус и воображение не относятся к высшему разряду, он редко опускается ниже высокого уровня профессионализма. Его проницательный юмор неизменен, а любопытство распространяется на все аспекты домашней жизни, от рынка и кухни до гостиной и музыкальной комнаты. Через его картины можно увидеть жизнь процветающей голландской семьи. Разумность и приятность домашней жизни — вот тема Метсю, и он иллюстрирует её с большим разнообразием и доброжелательностью. Подробнее о его жизни и творчестве см: Габриэль Метсю: Биография.
Плавный стиль Герарда Доу сохраняется, но с лучшим цветовосприятием, в работах другого его ученика, Франса ван Мириса (1631–1681). Мириса интересуют только богатые люди, их лёгкий образ жизни, их аристократизм и светские удовольствия. Он скрупулёзно изображает шёлк, атлас и меховые оторочки, достигая буквализма, к счастью, исключительного для голландских художников его таланта. Его действительно волнуют поверхности, а процветающая Голландия активно перенимала французские манеры в костюме и нравах. Эту поверхность Франс ван Мирис изобразил превосходно. Но это искусство мало жизнеспособно и не слишком самобытно. Его многочисленные богато одетые, грузные женщины, играющие на лютне или принимающие ухаживания, встречаются в музеях повсюду, потому что Франс ван Мирис был популярен и плодовит.
Он родился в Лейдене в 1631 году, был принят в гильдию в 1658 году и умер в 1681 году в зените славы. Пожалуй, лучше всего мы видим его на картине его собственной мастерской. В ней много достойного восхищения, но композиция расслаблена. Интерес сместился от создания чёткой и выразительной композиции в голландском стиле к созданию общего ощущения роскоши и аристократизма. Франс ван Мирис был типичным модным живописцем. То же самое можно сказать и о таких его современниках, как Якоб ван Охтервельт, Эглон ван дер Нер и гейдельбержец Каспар Нетшер.
Полный упадок стиля достигается в следующем поколении, в последние десятилетия века, когда у сына Франса ван Мириса, Виллема, и у Адриана ван дер Верфа не остаётся ничего, кроме неприятно маслянистой и скользкой техники, применяемой без разбора как к одетым, так и к обнажённым фигурам. У таких выдающихся учеников Рембрандта, как Фердинанд Бол и Николас Мас, в поздних портретах наблюдается та же деградация: она теряет силу и характер, приобретая заимствованную у ван Дейка элегантность.
Голландская реалистическая школа Делфта
Делфт, пожалуй, самый изысканно-аккуратный и привлекательный из всех голландских городов, подарил миру великого мастера Яна Вермеера и значительный талант в лице Питера де Хоха, но так и не создал целостной школы. Поскольку большинство её художников следовали «тёмной манере» Рембрандта, их с полным основанием можно отнести к этому направлению. В лице Михиля Янса ван Миревельта (1567–1641) Делфт имел прекрасного портретиста, работавшего скорее в старом, космополитическом стиле. В Голландии и Англии он с точностью и спокойным достоинством изобразил многих знаменитостей, включая героев освободительного движения, таких как Вильгельм Молчаливый. Однако Миревельт мало чему мог научить молодых художников 1640-х годов. Такие живописцы, как Карел Фабрициус и Леонарт Брамер, инстинктивно обратились к новому чуду Рембрандта времён «Ночного дозора».
Возможно, и Фабрициус, и Брамер принимали участие в обучении Вермеера, хотя точных доказательств этому нет. Карел Фабрициус (1622–1654) написал несколько очень чувствительных портретов в стиле Рембрандта, начиная с 1645 года. Среди них выделяется бюст энергичного и в то же время несколько меланхоличного молодого человека, который вполне может быть автопортретом. Кроме того, он создал изящную картину «Щегол», подписанную и датированную 1654 годом. Из столь незначительного мотива Карел Фабрициус создал незабываемый шедевр, просто запечатлев игру света на стене, фактуру и оттенки оперения крошечной птички, её задорный и уверенный вид.
Длительное общение Карела Фабрициуса с Вермеером маловероятно, поскольку Фабрициус погиб при взрыве порохового склада в 1654 году, когда Вермееру было всего двадцать два года. Общепринятый список картин Фабрициуса опирается не столько на подписи или документы, сколько на стилистические атрибуции и далеко не однозначен. Мы получаем представление об изысканном даре, но не можем быть уверены в его конкретном выражении.
Леонарт Брамер (1596–1674) – фигура, по крайней мере, значительная. Он получил образование в Италии, попал под влияние идиллизма Эльсхаймера и неоднократно возглавлял гильдию живописцев Делфта вплоть до 1665 года. Брамер был человеком весьма культурным, и если нам нужно предположить посредника для объяснения переходного итальянизма Вермеера, то Брамер вполне подходит на эту роль.
Что касается картин Брамера, то в них, за исключением нескольких ранних караваджистских работ, нет итальянского влияния, а прослеживается фантастическая и театральная жилка Рембрандта начала 1640-х годов. Они используют его яркий свет и заимствуют кое-что из его магии. Ничего подобного двусмысленной привлекательности нет ни у Вермеера, ни у других художников.
Брамер родился в Делфте в 1596 году. С восемнадцати лет он несколько лет учился во Франции и Италии. В Риме тенебризм Караваджо был в новинку, и Брамер на время поддался его чарам. В 1625 году он вернулся в Делфт и через четыре года вступил в гильдию. Таким образом, он стал законченным художником ещё до того, как Рембрандт выработал свой индивидуальный стиль. Однако Брамер внимательно изучал картины Рембрандта конца 1630-х – 1640-х годов и черпал из них свой стиль, делая это с большим умением и оригинальностью, чем большинство непосредственных учеников Рембрандта. В таких рембрандтовских картинах Брамера, как «Соломон и царица Савская», «Симеон в храме», «Принесение во храм» и «Снятие с креста», есть шик и, возможно, слишком настойчивая романтика. С точки зрения эволюции стиля, Брамер разделяет с Карелом Фабрициусом заслугу введения в Делфте манеры Рембрандта.
Непризнанный при жизни делфтский художник Ян Вермеер (1632–1675) считается лидером делфтской школы и величайшим из всех голландских жанровых живописцев. Хотя известно всего около 35 его картин, среди них такие шедевры, как: «Солдат и смеющаяся девушка» (ок. 1658, Коллекция Фрика), «Молочница» (ок. 1658, Рейксмюсеум), «Маленькая улица» (ок. 1657, Рейксмюсеум), «Молодая женщина с кувшином воды» (ок. 1662, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Женщина, держащая весы» (1662–63, Национальная галерея искусств, Вашингтон), «Женщина с жемчужным ожерельем» (ок. 1662, Государственные музеи Берлина), «Урок музыки» (ок. 1665, Британская королевская коллекция), «Концерт» (ок. 1665, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон — украдена), «Девушка с жемчужной серёжкой» (ок. 1665, Маурицхёйс), «Аллегория живописи» (ок. 1666, Музей истории искусств), «Кружевница» (ок. 1669, Лувр) и «Девушка в красной шляпе» (ок. 1666, Национальная галерея искусств, Вашингтон). Несмотря на свои выдающиеся способности, Вермеер умер в долгах в возрасте 43 лет. Он оставался в безвестности вплоть до своего «повторного открытия» в XIX веке. Ян Вермеер: Биография.
Делфтский художник-жанрист Питер де Хох (1629–1683) начинал со сцен с крестьянами и солдатами, перешёл к освещённым солнцем дворам и интерьерам среднего класса и закончил изображением домов высшей буржуазии. Подробнее см: Питер де Хох: Биография.
Другие голландские художники-жанристы
Николас Мас (1634–1693) из Дордрехта, известен своими ранними изображениями жизни слуг, а также спящих женщин и кухонных сцен. Среди известных голландских анималистов (художников-анималистов) — великий натюрмортист Франс Снейдерс (1579–1657), а также Паулюс Поттер (1625–1654) из Амстердама, известный своими изображениями коров, лошадей и овец. Примером его работы является «Молодой бык» (1647).
Рембрандт Харменс ван Рейн (1606–1669)
Парадоксально, но Рембрандт – самый известный из всех голландских живописцев – не был типичным представителем голландского реализма. Его творчество не укладывалось в рамки голландского вкуса, что лучше всего видно на примере его выдающегося группового портрета «Ночной дозор». Он был одновременно и художником «большого стиля», страстно любившим изображать драматические моменты библейской истории, и проницательным портретистом, чьи потрясающе честные портреты и автопортреты передают всю гамму человеческих эмоций. Полный текст статьи см: Рембрандт: биография.
Список голландских художников-реалистов
Здесь приведён хронологический список основных художников, связанных с голландским реализмом XVII века, классифицированных по их основному жанру живописи.
Жанровая живопись и портреты
Франс Халс (1582–1666)
Первый великий портретист голландского реализма, жил в Харлеме.
Хендрик Тербрюгген (1588–1629)
Ведущий художник утрехтской школы.
Геррит ван Хонтхорст (1592–1656)
Утрехтский портретист и жанрист, испытавший сильное влияние Караваджо.
Леонарт Брамер (1596–1674)
Делфтский художник, вдохновлённый Рембрандтом.
Адриан Брауэр (1605–1638)
Харлемский художник, известный своими жанровыми сценами в тавернах.
Рембрандт (1606–1669)
Уникальный стиль портретов, автопортретов, исторических картин.
Адриан ван Остаде (1610–1685)
Художник крестьянских сцен, жил в Харлеме.
Давид Тенирс Младший (1610–1690)
Автор крестьянских и караульных сцен. Работал в Антверпене, Брюсселе.
Герард Доу (1613–1675)
Первый ученик Рембрандта, работал в Лейдене.
Говерт Флинк (1615–1660)
Ученик Рембрандта, жил в Амстердаме.
Фердинанд Бол (1616–1680)
Ученик Рембрандта, жил в Амстердаме.
Герард Терборх (1617–1681)
Работал в Амстердаме, Харлеме.
Карел Фабрициус (1622–1654)
Лучший ученик Рембрандта, работал в Амстердаме и Делфте.
Ян Стен (1626–1679)
Прославился нравоучительными сценами в тавернах.
Самуэль ван Хогстратен (1627–1678)
Жанровый живописец, создавал интерьеры в технике тромплей с глубокой линейной перспективой.
Питер де Хох (1629–1683)
Один из великих жанровых живописцев, жил в Делфте.
Габриэль Метсю (1629–1667)
Прославился интимными малоформатными жанровыми сценами, работал в Амстердаме.
Ян Вермеер (1632–1675)
Величайший из всех голландских художников-реалистов. Лидер делфтской школы.
Николас Мас (1634–1693)
Известен своими ранними жанровыми картинами, жил в Дордрехте.
Натюрморт
Франс Снейдерс (1579–1657)
Фламандский художник-натюрмортист, работавший в Антверпене.
Виллем Клас Хеда (1594–1680)
Специалист по натюрмортам в жанре ванитас, представитель харлемской школы.
Питер Клас (1597–1660)
Ведущий мастер натюрмортов с завтраком (ontbijtjes).
Ян Давидс де Хем (1606–1684)
Знаменитый художник-натюрмортист, представитель утрехтской школы.
Хармен ван Стенвейк (1612–1656)
Ведущий представитель живописи ванитас (натюрморт с моралью).
Виллем Калф (1619–1693)
Амстердамский художник, известный своими натюрмортами в жанрах пронкстиллевен и ванитас.
Рашель Рюйш (1664–1750)
Амстердамский мастер цветочных натюрмортов, одна из величайших художниц эпохи позднего барокко.
Пейзаж
Хендрик Аверкамп (1585–1634)
Известен своими зимними сценами, работал в Амстердаме.
Корнелис ван Пуленбург (1586–1667)
Утрехтский живописец, известный своими аркадскими пейзажами.
Эсайас ван де Велде (1587–1630)
Один из основоположников голландского реалистического пейзажа, жил в Харлеме.
Ян ван Гойен (1596–1656)
Выдающийся художник-пейзажист, жил в Лейдене.
Саломон ван Рёйсдал (1602–1670)
Известен своими типично голландскими видами и речными пейзажами, работал в Харлеме.
Филипс Конинк (1619–1688)
Известен своими панорамными видами, работал в Роттердаме и Амстердаме.
Алберт Кейп (1620–1691)
Один из крупнейших голландских пейзажистов, работал в Дордрехте.
Якоб ван Рёйсдал (1628–1682)
Главный голландский пейзажист конца XVII века, жил в Амстердаме.
Мейндерт Хоббема (1638–1709)
Последний из великих голландских пейзажистов-реалистов.
Архитектурная и анималистическая живопись
Питер Янс Санредам (1597–1665)
Архитектурный живописец, жил в Харлеме.
Паулюс Поттер (1625–1654)
Крупнейший художник-анималист, работал в Амстердаме.
Виллем ван де Велде Младший (1633–1707)
Морской живописец, жил в Лейдене.
О других художниках голландского Золотого века см: Голландские художники-реалисты.
- Голландский реализм (стиль живописи)
- Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Франс Халс: голландский художник-реалист
- Габриель Метсю: Голландский художник-реалист
- Герард Терборх: Голландский художник-реалист, Харлемская школа
- Квентин Массис (Метсис): фламандский художник портретов и жанровых сцен
- Музею Франса Хальса преподнесен дар стоимостью более 100 млн. евро
- Маурицхёйс готов к открытию после реконструкции
- Ян Стен: Голландский художник-реалист, Харлемская школа
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- МАЛОМОБИЛЬНЫХ ПАССАЖИРОВ БУДУТ СОПРОВОЖДАТЬ ОТ МЕТРО ДО ДВЕРЕЙ МУЗЕЯ
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?