Голландский реализм (стиль живописи) читать ~6 мин.
Что такое голландский реализм?
В изобразительном искусстве «голландский реализм» – довольно свободный термин, относящийся к стилю голландского барочного искусства, которое расцвело в Нидерландах во время последней фазы «восьмидесятилетней войны» за независимость Нидерландов (1568–1648). Голландский реализм, демонстрируемый гуманистическими полотнами Рембрандта, эфирной жанровой живописью Яна Вермеера и точными натюрмортами Виллема Калфа, был формой протестантского искусства, которая – в резком контрасте с католическим искусством контрреформации – избегала монументальных тем и идеализированное великолепие живописи высокого барокко и была сосредоточена вместо этого на повседневных темах, изображенных в убедительных деталях. Благодаря исключительному качеству произведенного искусства, 17-й век стал известен как золотой век голландской живописи, а его художники оказали огромное влияние на изобразительное искусство по всей Европе.
Каковы его основные характеристики?
Голландский реализм охватил все жанры живописи, в том числе портреты, жанровые картины и натюрморты, а также пейзажи и исторические картины, хотя их было сложнее продать. Например, великолепная историческая картина Рембрандта «Заговор Клавдия Цивилиса» была отклонена городским советом Амстердама и сейчас находится в Национальном музее в Стокгольме. Голландский реализм также не состоял из единого стиля живописи. Голландские художники по натюрмортам, такие как Виллем Клас Хеда, например, предпочитали ультра-реалистичный, отточенный стиль живописи, в то время как Рембрандт и некоторые другие придерживались более свободного, более экспрессионистского стиля. Несмотря на это, голландский реализм 17-го века имеет ряд объединяющих или общих черт, а именно:
1. Только картины
Не было никакой скульптуры, произведенной в 17-ом столетии в Голландии, если говорить о голландском реализме – только живопись. Ранний протестантизм был гораздо менее удобен для статуй, чем католическая Италия, Франция или Испания.
2. Мелкие панно
В отличие от крупномасштабных итальянских алтарей, религиозных фресок и росписей квадратуры, выставленные в соборах, церквях и других общественных местах, большинство произведений голландского реалистического искусства – представляли собой мелкомасштабные панно, подходящие для размещения в домах среднего класса. Масляная живопись использовалась исключительно в соответствии с традициями, установленными фламандскими художниками в эпоху искусства нидерландского ренессанса (1430-1580).
3. Стандартные сюжеты
В отличие от великого драматического «высокого искусства», которое предпочитает Рим, голландский реализм характеризуется более скромным, практичным подходом. Проще говоря, голландские художники сосредоточили свое внимание на простых голландцах и голландских домах. Этот подход в значительной степени определялся тем фактом, что власти протестантской церкви в Голландии были против украшения церквей алтарями и тому подобным. Поэтому голландские художники-реалисты были вынуждены обратиться к растущему голландскому среднему классу (торговцам и ремесленникам) для получения средств к существованию, и именно вкус этих торговцев сформировал голландский реализм. Для начала, эти торговцы предпочли картины, которые демонстрировали материальное богатство, которое им удалось приобрести. Поэтому им нравилось рисовать натюрморты, на которых были изображены еда, роскошные тарелки, бокалы и т.д., Например, «Натюрморт с чашкой Наутилуса» (1662, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид). Затем, будучи пропитаны «протестантскими» ценностями добродетели и трудолюбия, они увлекались жанровой живописью, на которой женщины демонстрировали свое мастерство – см. «Кружевница» или музыкальные навыки – см. «Женщина, играющая на лютне возле окна» (1664, Музей Метрополитен, Нью-Йорк) – в границах ухоженных домов. Больше всего голландцы развили любовь к портретному искусству : им нравилось иметь свой портрет – индивидуально или в группах. Индивидуальный портрет см.: «Портрет шестого января»; групповой портрет с изображением людей, занятых в текстильной промышленности, см. в разделе «Синдики гильдии сукновиков» («Сталмейстеры»).
4. Подробный реалистичный стиль живописи
Голландские реалисты использовали форму детального реализма, которая возникла из фламандской живописи 15-го века – в частности, из работ Яна ван Эйка (1390-1441), таких как светский «Портрет Арнольфини» (1434). Кроме того, некоторые реалисты находились под влиянием натурализма Караваджо (1571-1610). В композиции своих масел голландские художники продемонстрировали явное владение линейной перспективой, о чем свидетельствуют, например, работы Сэмюэля ван Хугстратена (1627-1678), такие как «Взгляд вниз по коридору» (1662, Дирхам Парк, Великобритания).
Еще одна важная характеристика живописи голландских реалистов касается представления света – особенность, которой разные художники занимались совершенно по-разному. Например, на Рембрандта большое влияние оказал популяризация караваджизма, кьяроскуро и тенебризма (ок. 1600-50). Вермеера, с другой стороны, интересовал эффект естественного света и отраженного света, от блестящих поверхностей металлических сосудов или от побеленных стен. В отличие от драматического использования Рембрандтом света и тени, обработка света у Вермеера приобретает почти жемчужный шпон – эффект, который он получил с помощью метода, известного как «пуантиль», в котором слои зернистой краски наносятся для получения прозрачного эффекта.
ПРИМЕЧАНИЕ: Голландский реализм был принят по всей территории Нидерландов, особенно в школах Амстердама, Делфта, Дордрехта, Харлема, Лейдена и Утрехта.
5. Благоразумное, но всепроникающее благочестие
Хотя не было «официального» рынка христианского искусства, поскольку голландская реформатская церковь запретила украшать церкви, картина голландского реалиста характеризуется сдержанным, но всепроникающим религиозным благочестием. Голландские картины были полны моральных убеждений, основанных на тонких ссылках на Библию и религиозную символику. Наиболее очевидная форма этого намека может быть замечена в типе натюрморта, известного как Живопись Ванитас, например «Аллегория тщеславия человеческой жизни» (1640, Национальная Галерея, Лондон) Хармена ван Стенвика. Портретная живопись тоже была переполнена отсылками на Библию. Прекрасным примером является «Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера («Голова девушки с тюрбаном»). Этот шедевр был основан на словах мистика Святого Франциска де Сальса (1567-1622) о том, что женщины должны слышать только целомудрие, слова – «восточные жемчужины Евангелия». Отсюда жемчужная серьга (символизирующая целомудрие) и тюрбан (символизирующий «восток»). (Примечание: для сравнения с искусством католической Фландрии см. искусство фламандского барокко.)
Наряду с натюрмортами и портретами большая часть жанровой живописи голландских реалистов содержит множество моральных уроков, взятых из Библии. Категория «сцены в таверне» – жанр, иллюстрируемый работами Адриана Брауэра (1605-1638), Адриана ван Остаде (1610-1685) и Дэвида Тенирса Младшего (1610-1690) – давала множество наставлений против пьянства и призывала к самообладанию. В отличие от баловства таверн, работы Яна Стена охватывают более широкую область. Вермеер сформулировал свои сообщения в серии возвышенных интерьеров. Например, в его картине «Женщина, держащая равновесие» пустая шкала весов указывает, что предмет изображен на взвешивании духовных, а не материальных соображений. Она совершенно безмятежна в самопознании, что праведный подход – вести умеренную жизнь.
ПРИМЕЧАНИЕ: Другая популярная категория голландского реализма состояла из архитектурных церковных росписей Питера Саенредама (1597-1665) и Эммануила де Витте (1615-1692).
Работы, отражающие стиль этого художественного движения, можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира, наиболее широко они представлены в Рейксмузеюме в Амстердаме и в музее Маурицхёйс в Гааге.
Для руководства по эволюции живописи, скульптуры, архитектуры и другим формам искусства, см.: История искусства (800 до н.э.-настоящее время).
- Rijksmuseum выпустил собственную кулинарную книгу
- Афера века: подделки под Старых мастеров расстраивают мир искусства
- Шедевр за 3 миллиона фунтов стерлингов найден в запасниках музея Суонси
- Винсент Ван Гог, возможно, страдал от биполярного расстройства
- Rijksmuseum открывает новые картины голландского мастера Золотого века
- «Пиковая дама» не для слабонервных ревнителей нравственности
- «Новый Рембрандт» представлен в Амстердаме
- В Нидерландах обнаружен неизвестный портрет жены Рембрандта
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?