Джентиле да Фабриано:
художник раннего Возрождения, интернациональная готика читать ~6 мин.
Джентиле да Фабриано (ок. 1370–1427) был влиятельным странствующим художником из итальянских Марке, работавшим в эпоху раннего Возрождения. Он распространил интернациональный готический стиль в Венеции, Флоренции, Риме, а также по всей северной и центральной Италии.
Исключительно высокая репутация, которой он пользовался при жизни, основывалась на выполнении нескольких важных заказов. Многие из этих работ исчезли или сохранились лишь в фрагментарном виде. Его влияние на искусство Ренессанса определили такие шедевры интернациональной готики, как Поклонение волхвов (1423, Уффици, Флоренция) и Кваратезианский полиптих (1425, разделён между Британской королевской коллекцией искусства, Галереей Уффици, Ватиканскими музеями и Национальной галереей искусств в Вашингтоне).
Декоративная красота его работ оказала заметное влияние на современников. Впоследствии она была вытеснена более натуралистичными работами Мазаччо (1401–1428). Сегодня Джентиле считается одним из великих старых мастеров итальянского Возрождения. Его стиль перекинул мостик между готической живописью и новым стилем, возникшим во Флоренции в начале XV века.
Биография
Джентиле да Фабриано родился около 1370 года в знатной семье в Фабриано. О его художественном образовании и ранней карьере известно немного. Хотя на него повлияло искусство его земляков Аллегретто Нузи и Франческо ди Чекко Гисси, он усвоил стиль интернациональной готики в основном от миниатюристов и художников Ломбардии. Признаки этого очевидны в его, возможно, самой ранней из сохранившихся панельных картин — подписанной Мадонне с младенцем и святым Николаем, святой Екатериной и донором (ок. 1395; Государственные музеи, Берлин). Она была написана для церкви Сан-Никколо в Фабриано.
Между 1395 и 1400 годами Джентиле написал Коронационный алтарь для францисканского монастыря в Фабриано (ныне разделён между двумя частными коллекциями). Более совершенным стал Полиптих Валле Ромита для отшельнической церкви Санта-Мария-ди-Вальдисассо близ Фабриано (ныне в Пинакотеке Брера, Милан). В этом подписанном образце алтарного искусства — давно разобранном, но теперь вновь собранном в современной раме — ломбардский интернациональный стиль смягчён новой мягкостью. Это видно в чертах Мадонны и волнистости её шёлкового платья.
Джентиле отправился в Венецию около 1406 или 1407 года. Есть запись о его присутствии там в 1408 году. В путеводителе по Венеции 1581 года упоминается алтарная картина Джентиле в Сан-Феличе и настенная роспись его работы в Большом зале Дожского дворца. Ничего из этого не сохранилось — все венецианские работы Джентиле теперь утрачены. Но тот факт, что ему — художнику-эмигранту — было поручено украсить главный зал Дожского дворца, свидетельствует о его репутации и выдающемся качестве его изобразительного искусства.
С 1414 по 1419 год Джентиле работал при космополитическом дворе Брешии в Ломбардии. Там он расписал капеллу для Пандольфо Малатесты (разрушена в начале XIX века). По её завершении он принял приглашение поработать для папы Мартина V, который направлялся на юг, в Рим. Но из-за задержки папы прошло ещё семь лет, прежде чем Джентиле поступил к нему на службу. Возможно, он вернулся бы к провинциальной безвестности в Фабриано, если бы его прибытие во Флоренцию по следам папы не произошло в самый подходящий момент. Это было время, когда богатые флорентийские патриции начали подражать вкусам дворов Северной Италии и Франции.
Религиозные картины Джентиле отвечали именно этому вкусу. Его версии Мадонны смирения (примеры в Национальном музее Сан-Маттео, Пиза, и Музее Фицуильяма, Кембридж; обе 1420–1422 гг.) изысканны и аристократичны. Мода преобладает над святостью, как в его Вашингтонской Мадонне (1422; Национальная галерея искусств, Вашингтон). Рукава её туники под тёмно-красным одеянием расшиты золотом с гранатовым узором.
Модный стиль интернациональной готики, который Джентиле привёз во Флоренцию, был уже известен там, но в разбавленном, сиенском варианте. В полной мере Джентиле выразил его в подписанном и датированном алтарном образе, который он написал для богатого флорентийского предпринимателя Паллы Строцци (1423; Уффици, Флоренция). Он состоит из одной главной панели Поклонение волхвов. Над тремя арками в верхней части панели расположены люнеты, а ниже — трёхпанельная пределла. Неотъемлемым компонентом является готическая рама, многоугольные угловые стойки которой расписаны миниатюрными панно средиземноморских цветов.
На главной панели Джентиле изобразил Богоявление в виде придворной кавалькады. Три короля, роскошно одетые в инкрустированные золотом парчи, расположились перед Мадонной. Настоящий зверинец (возможно, написанный другом Джентиле Пизанелло) сопровождает свиту, заполнившую передний план. На заднем плане, проходя по пути через города и замки, волхвы направляются в Вифлеем. Кажется, что это бесконечная процессия, плавно переходящая с одной стороны панели на другую. В панелях пределлы сделана новая для итальянской живописи попытка изобразить настоящее небо вместо золотого фона.
Вскоре после завершения алтарного образа Строцци Джентиле начал работу над другим флорентийским частным заказом — полиптихом Кваратезианский алтарь. Он был написан для капеллы семьи Кваратези в Сан-Никколо-сопр-Арно.
В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари назвал его «бесспорно лучшим из всех произведений этого художника, которые я видел». Состоящий из пяти стрельчатых панелей и пределлы, полиптих Кваратези, к сожалению, был разобран в начале XIX века. Его рама (с датой 1425) уничтожена, а панели разошлись по разным коллекциям. Центральная панель Мадонна с младенцем и ангелами сейчас находится в Лондоне (дворец Хэмптон-Корт), а боковые панели со святыми — во Флоренции (Уффици). И снова акцент сделан на роскошных аксессуарах, как в мантии Магдалины с горностаевой подкладкой и вышитом палантине святого Николая.
После мая 1425 года Джентиле отправился в Сиену, где написал Мадонну со святыми (ныне утраченную). В конце того же года, путешествуя на юг, он написал Мадонну с младенцем на фреске в соборе Орвието. Хотя и повреждённая, она даёт некоторое представление о его более монументальном позднем стиле.
Прибыв в Рим в 1426 году, Джентиле поступил на службу к папе Мартину V. Для него он выполнил фрески со сценами из жизни Святого Иоанна Крестителя в Латеранской базилике (1427). Позже они были уничтожены, чтобы освободить место для барочного интерьера Борромини. Последней работой Джентиле в Риме, по-видимому, была Мадонна со святыми в Санта-Мария-Новелла, описанная Вазари, но ныне утраченная.
Именно в прилегающем монастыре он умер осенью 1427 года. Латеранские фрески были завершены Пизанелло, который оставил один или два рисунка, относящихся к ним, и который унаследовал вещи Джентиле. Хотя от работ Джентиле в Риме ничего не сохранилось (кроме повреждённой Мадонны с младенцем в Веллетри), их значение нельзя преуменьшать.
Джентиле оказал большое влияние на современную живопись Раннего Возрождения. В частности, на Антонио Пизанелло (1394–1455), Якопо Беллини (1400–1470), сиенского художника Джованни ди Паоло (ок. 1400–1482) и (самое главное) великого Фра Анджелико (ок. 1400–1455), который был его самым важным наследником.
В целом он был первым великим художником кватроченто, работавшим в Риме после возвращения папства. Он заложил там основы ренессансной живописи, как в какой-то степени уже сделал это в Венеции и Флоренции.
Картины Джентиле да Фабриано можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Интернациональная готика
- Виолончель, и кавалькады в чаще … К открытию Vivacello
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- Театр имени Ермоловой открывает новый сезон новым репертуаром
- Во Владивостокском Театре Молодёжи прошла премьера спектакля «Язычники»
- Паблик-ток с драматургом Евгением Казачковым и режиссером Лерой Сурковой — авторами спектакля «Персона», поставленного в «Гоголе-центре» по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана
- Триптих, трёхпанельный алтарь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?