Джентиле да Фабриано:
художник раннего Возрождения, интернациональная готика читать ~6 мин.
Джентиле да Фабриано был влиятельным странствующим художником из итальянских Маршей, практиковавшим в эпоху раннего Возрождения, который распространил интернациональный готический стиль в Венеции, Флоренции, Риме, а также по всей северной и центральной Италии.
Исключительно высокая репутация, которой он пользовался при жизни, была основана на выполнении нескольких важных заказов, многие из которых исчезли или сохранились лишь в фрагментарном виде. Его влияние на искусство Ренессанса оказали такие шедевры интернациональной готики, как Поклонение волхвов (1423, Уффици, Флоренция) и Кварацианский алтарь (1425, разделён между Британской королевской коллекцией искусства, Галереей Уффици, Ватиканским музеем и Национальной галереей Вашингтона).
Декоративная красота его работ оказала заметное влияние на современников, хотя впоследствии она была вытеснена более натуралистичными работами Мазаччо (1401-1428). Сегодня он считается одним из великих старых мастеров итальянского Возрождения, чей стиль перекинул мостик между готической живописью и новым стилем, возникшим во Флоренции в начале XV века.
Биография
Джентиле да Фабриано родился в знатной семье в Фабриано, но о его художественном образовании и ранней карьере известно немного. Хотя на него повлияло искусство его земляков Аллегретто Нузи и Франческо ди Чекко Гисси, он, похоже, усвоил стиль интернациональной готики в основном от миниатюристов и художников Ломбардии. Признаки этого очевидны в его, возможно, самой ранней из сохранившихся панельных картин, подписанной Мадонне с младенцем и святым Николаем, святой Екатериной и донором (ок. 1395; Государственный музей, Берлин), написанной для церкви Сан-Никколио в Фабриано.
Между 1395 и 1400 годами Джентиле написал Коронационный алтарь для францисканского монастыря в Фабриано (ныне разделён между двумя частными коллекциями) и более совершенный Полиптих Валле Ромита для отшельнической церкви Санта Мария ди Вальдисассо, близ Фабриано (ныне в Пинакотеке ди Брера, Милан). В этом подписанном образце полиптиха алтарного искусства – давно разобранном, но теперь вновь собранном в современной раме – ломбардский интернациональный стиль смягчён новой мягкостью, как в чертах Мадонны и волнистости её шёлкового платья.
Джентиле, должно быть, отправился в Венецию около 1406 или 1407 года; есть запись о его присутствии там в 1408 году. В путеводителе по Венеции 1581 года упоминается алтарная картина Джентиле в Сан-Феличе и настенная роспись его работы в Большом зале Герцогского дворца: ничего из этого не сохранилось – все венецианские работы Джентиле теперь утрачены. Но тот факт, что ему – художнику-эмигранту – было поручено украсить главный зал Герцогского дворца, свидетельствует о его репутации и выдающемся качестве его изобразительного искусства.
С 1414 по 1419 год Джентиле работал при космополитическом дворе Брешии в Ломбардии, где расписал капеллу для Пандольфо Малатесты (разрушена в начале XIX века). По её завершении он принял приглашение поработать для папы Мартина V, который направлялся на юг, в Рим. Но из-за задержки Папы прошло ещё семь лет, прежде чем Джентиле поступил к нему на службу. Возможно, он вернулся бы к провинциальной безвестности в Фабриано, если бы его прибытие во Флоренцию по следам папы не произошло в самый подходящий момент: в то время, когда богатые флорентийские мещане начали подражать вкусам дворов Северной Италии и Франции.
Религиозные картины Джентиле отвечали именно этому вкусу. Его версии «Мадонны смирения» (примеры в Национальном музее ди Сан-Маттео, Пиза, и Музее Фицуильяма, Кембридж; обе 1420-22 гг.) изысканны и аристократичны. Мода преобладает над святостью, как в его Вашингтонской Мадонне (1422; Национальная галерея искусств, Вашингтон), рукава её туники под тутово-красным одеянием расшиты золотом с гранатовым узором.
Модный стиль интернациональной готики, который Джентиле привёз во Флоренцию, был уже известен там, но в разбавленном, сиенском варианте. В полной мере Джентиле выразил его в подписанном и датированном алтарном образе, который он написал для богатого флорентийского предпринимателя Палла Строцци (1423; Уффици, Флоренция). Он состоит из одной главной панели Поклонение волхвов; над тремя арками в верхней части панели расположены люнеты, а ниже – трехпанельная пределла. Неотъемлемым компонентом является готическая рама, многоугольные угловые стойки которой расписаны миниатюрными панно средиземноморских цветов. На главной панели Джентиле изобразил Богоявление в виде придворной кавалькады. Три короля, роскошно одетые в инкрустированные золотом парчи, расположились перед Мадонной. Настоящий зверинец (возможно, написанный другом Джентиле Пизанелло) сопровождает свиту, заполнившую передний план. На заднем плане, проходя по пути через города и замки, волхвы направляются в Вифлеем: кажется, что это бесконечная процессия, плавно переходящая с одной стороны панели на другую. В панелях predella сделана новая для итальянской живописи попытка изобразить настоящее небо вместо золотого фона.
Вскоре после завершения алтарного образа Строцци Джентиле начал работу над другим флорентийским частным заказом: полиптихом «Алтарь Кваратезеи», написанным для капеллы семьи Кваратезеи в Сан-Никколо Арно.
В своей «Жизни художников» Джорджо Вазари назвал его “бесспорно лучшим из всех произведений этого художника, которые я видел”. Состоящий из пяти двускатных панелей и пределлы , полиптих Кваратезеи, к сожалению, был разобран в начале XIX века, его рама (с датой 1425) уничтожена, а панели разошлись по разным коллекциям. Центральная панель «Мадонна с младенцем и ангелами» сейчас находится в Лондоне (дворец Хэмптон-Корт), а боковые панели со святыми – во Флоренции (Уффици). И снова акцент сделан на роскошных аксессуарах, как в мантии Магдалины с горностаевой подкладкой и вышитом палантине святого Николая.
После мая 1425 года Джентиле отправился в Сиену, где написал Мадонну со святыми (ныне утраченную). В конце того же года, путешествуя на юг, он написал Мадонну с младенцем на фреске в соборе Орвието; хотя и повреждённая, она даёт некоторое представление о его более монументальном позднем стиле.
Прибыв в Рим в 1426 году, Джентиле поступил на службу к папе Мартину V, для которого он выполнил фрески Святого Иоанна Крестителя в Латеранской базилике (1427). Позже они были уничтожены, чтобы освободить место для барочного интерьера Борромини. Последней работой Джентиле в Риме, по-видимому, была Мадонна со святыми в Санта Мария Новелла, описанная Вазари, но ныне утраченная.
Именно в прилегающем монастыре он умер осенью 1427 года. Латеранские фрески были завершены Пизанелло, который оставил один или два рисунка, относящихся к ним, и который унаследовал вещи Джентиле. Хотя от работ Джентиле в Риме ничего не сохранилось (кроме разрушенной Мадонны с младенцем в Веллетри), их значение нельзя преуменьшать.
Джентиле оказал большое влияние на современную живопись Раннего Возрождения – в частности, на Антонио Пизанелло (1394-1455), Якопо Беллини (1400-1470), сиенского художника Джованни ди Паоло (ок. 1400-82) и (самое главное) великого Фра Анджелико (ок. 1400-55), который был его самым важным наследником.
В общем, он был первым великим художником кватроченто, работавшим в Риме после возвращения папства, и заложил там основы ренессансной живописи, как в какой-то степени уже сделал это в Венеции и Флоренции.
Картины Джентиле да Фабриано можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Виолончель, и кавалькады в чаще … К открытию Vivacello
- «О граде Божьем против язычников» Аврелия Августина, краткое содержание
- Театр имени Ермоловой открывает новый сезон новым репертуаром
- Во Владивостокском Театре Молодёжи прошла премьера спектакля «Язычники»
- Паблик-ток с драматургом Евгением Казачковым и режиссером Лерой Сурковой — авторами спектакля «Персона», поставленного в «Гоголе-центре» по мотивам одноименного фильма Ингмара Бергмана
- Триптих, трёхпанельный алтарь
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?