Герард Терборх:
Голландский художник-реалист, Харлемская школа читать ~7 мин.
Герард Терборх — один из выдающихся представителей голландской живописи XVII века, обладавший мировоззрением светского человека. Его особый стиль голландского реализма отличается сдержанностью и изысканностью. Художник избегал преувеличений, а его картины маслом, выполненные преимущественно в серых и чёрных тонах с редкими вспышками цвета, являются образцами тонко расставленных акцентов.
Терборх не стремился исследовать миры за пределами своего круга. Его жанровая живопись изображает досуг близких ему по духу людей — офицеров, ищущих развлечений в свободное от службы время. Мы видим сцены, где военный торгуется о благосклонности девушки или отдыхает в благоустроенном заведении. Вероятно, художник был хорошо знаком с этой жизнью. Возможно, она казалась ему особенно яркой на фоне семейной трагедии: его брат доблестно погиб во время рейда голландского флота по Темзе.
В этих работах прослеживается определённая модель взаимоотношений. Мужчина выступает в роли преследователя, а женщина — в роли той, что изящно принимает ухаживания. Терборх никогда не подвергал сомнению устоявшийся в его время уклад. Он изображал эти сцены без какой-либо критики, с той же невозмутимой правдивостью, которая два столетия спустя станет характерной чертой прозы Ги де Мопассана.
В более поздние годы Терборх иногда писал женщин из высшего общества за уроками музыки, во время приёма гостей или за туалетом. Однако и здесь ощущается доминирующая мужская роль. Его героини — очаровательные и податливые создания, чья красота служит мужскому миру. Отношения персонажей в этих картинах лишь внешне отличаются от более ранних сюжетов: светский кавалер или офицер временно ведёт себя учтиво, но по сути остаётся всё тем же завоевателем.
Биография
Герард Терборх родился в декабре 1617 года в Зволле — портовом городе на берегу залива Зёйдерзе. Его отец, Герард Терборх Старший, был художником, но не снискал успеха и стал сборщиком налогов. В трёх браках у него родилось не менее двенадцати детей, половина из которых увлекалась живописью или музыкой. Отец, будучи образованным и отзывчивым человеком, гордился талантами своих детей и всячески способствовал их развитию.
Сохранились детские рисунки Герарда и энергичные наброски фигуристов, сделанные им в четырнадцать лет. До того как стать учеником Питера де Молина в Харлеме, он, вероятно, уже получил первые уроки живописи от отца. В восемнадцать лет Терборх учился в Амстердаме. О его независимости говорит тот факт, что, наблюдая в юности за творчеством самых ярких живописцев, он сохранил трезвость собственного взгляда. Не достигнув и двадцати лет, он посетил Англию (1635), а в 1640 году побывал в Риме. Вероятно, в этот период он написал несколько характерных небольших портретов.
По всей видимости, до тридцати лет его основной деятельностью было создание небольших портретов. Конкуренция в Амстердаме, вероятно, оказалась слишком высокой, поэтому в 1646 году художник отправился в Мюнстер (Вестфалия), где проходил мирный конгресс. Так же поступали амбициозные молодые портретисты, съезжавшиеся в Версаль в 1920 году для работы на мирной конференции.
Именно в Мюнстере он создал свою знаменитую фигуративную картину — «Принятие клятвы при ратификации Мюнстерского договора» (1648). Это полотно, написанное маслом на меди, сегодня хранится в Национальной галерее в Лондоне. Композиция отличается ясностью и достоинством, крошечные головы почти 70 персонажей обладают большим характером, хорошо передана торжественность сцены. Терборх, должно быть, испытывал глубокие чувства, запечатлевая церемонию, которая завершила Тридцатилетнюю войну и узаконила независимость Голландии. Судя по всему, он написал эту историческую картину по собственной инициативе, а не по заказу.
Из Мюнстера, заручившись поддержкой испанского посланника графа Пеньяранды, Терборх отправился в Мадрид. Согласно преданию, он написал портрет короля Филиппа IV и получил в дар золотую цепь. Пребывание в Мадриде открыло для него искусство Веласкеса, которое по своей объективности и сдержанности имело много общего с его собственным. Хотя сам Веласкес уехал в Италию вскоре после приезда Терборха, его работы были легко доступны для изучения. Их куртуазность и мастерство, не привлекавшее к себе излишнего внимания, могли многому научить молодого голландца, находившегося под влиянием виртуозной манеры Франса Хальса.
Влияние Веласкеса угадывается в композиционном построении зрелых портретов Терборха в полный рост. Например, в постановке фигур на полу, уходящем в перспективу, что было редкостью для Голландии, но характерно для Веласкеса. Обычно в портретах того времени горизонт опускали, чтобы придать фигуре большую устойчивость. В 1650 году художник вернулся в Голландию.
В День святого Валентина 1654 года, в возрасте тридцати семи лет, Терборх женился на состоятельной вдове Гертруде Маттиссен и переехал в её дом в Девентере. Он стал членом городского совета, продолжал общаться с офицерами и скрашивал досуг написанием картин. Герард Терборх скончался 8 декабря 1681 года в Девентере и был похоронен в родном Зволле согласно его завещанию. Он остался в истории как один из самых «аристократичных» старых мастеров Голландии.
Композиция и тематика
Сила искусства Терборха заключается не в широте охвата, а в его интенсивности. В центре внимания всех его картин находятся фигуры, в то время как обстановка лишь намёком задаёт общий тон. Глубина пространства и атмосферная дымка для него второстепенны, хотя и всегда тонко продуманы. Композиционные схемы, как правило, просты и сосредоточены на одной фигуре или небольшой группе. Таков богатый и сумрачный мир Терборха.
Женщины на его полотнах одеты в блестящий атлас или бархат, отороченный горностаем, а мужчины предстают в полном обмундировании. Малиновое бархатное покрывало на столе часто вторит богатству костюмов. Это искусство, основанное на сдержанном использовании простых элементов, обладает необычайным аристократизмом. Создаётся впечатление, что Терборх утверждал себя не только через то, что писал, но и через то, от чего отказывался.
Одна из самых характерных работ Терборха — картина, ошибочно названная «Отеческое наставление». Хотя традиционное название ввело в заблуждение даже такого проницательного критика, как Гёте, при ближайшем рассмотрении становится ясно: в обращении уверенно сидящего кавалера к молодой женщине, стоящей спиной к зрителю, нет ничего отеческого. Пожилая дама с бокалом вина — не наставница, а скорее посредница в деликатном деле. Построение группы в виде пирамиды просто, оригинально и очень эффектно.
Тот же мотив более открыто представлен в картине «Пачка денег». Здесь офицер, не переодевшись в гражданское, предлагает горсть золотых монет девушке, которая задумчиво изучает подношение, не отставляя бокал. Сюжет отражает мир, где покупка женской благосклонности — обыденное дело. Контраст между хищным мужчиной и его жертвой показан без явного акцента, что делает картину одновременно конкретной и символичной.
Из многочисленных изображений респектабельных женщин лучшими являются те, где изображены одна или две фигуры. Они отличаются спокойной и неотразимой элегантностью. Различные «Уроки музыки» и «Концерты» кажутся менее удачными. Возможно, эта тема не слишком интересовала художника, и он безуспешно пытался придать ей живости, что вредило его сдержанному и беспристрастному методу.
Возможно, лучше всего талант Терборха проявился в таких работах, как «Дама в своей комнате». На картине изображена лишь спина женщины в белом атласе с намёком на богато обставленный интерьер, но костюм многое говорит о её привилегированном положении. Более живописным является «Концерт», где женщина со спины играет на виолончели под аккомпанемент клавесина. Эта работа своей цветовой гаммой и рисунком соперничает с Вермеером, но не вполне успешно, так как расположение фигур неоднозначно.
Хотя Терборх реже писал «добропорядочных» женщин, одной из лучших его картин, безусловно, является «Женщина, моющая руки». Она выполнена в лучших традициях голландской жанровой живописи, придавая достоинство обыденному действию без сентиментальности. Художник правдиво передаёт разницу между изящными руками хозяйки и руками служанки. Проработка деталей, таких как кувшин и резные рамы, исполнена с непритязательной ловкостью, подчёркивающей не мастерство художника, а сам объект наблюдения.
Наследие
Подводя итог достижениям Терборха, можно вспомнить высказывание Джорджа Мура о родственном ему по духу гении Мане: в нём нет ничего, кроме прекрасной живописи, и глупо искать что-то иное. Эта мысль в полной мере относится и к Терборху. Он создал новый тип жанровой живописи с несколькими фигурами в интерьере, а также небольшой однофигурный портрет. Его творчество оказало влияние на Габриэля Метсю, Питера де Хоха, Яна Вермеера и Франса ван Мириса Старшего. Работы Герарда Терборха можно увидеть в лучших художественных музеях по всей Европе.
- Голландская реалистическая школа жанровой живописи
- Голландский реализм (стиль живописи)
- Адриан ван Остаде: голландский художник-жанрист, Харлемская школа
- Франс Халс: голландский художник-реалист
- Габриель Метсю: Голландский художник-реалист
- Проект санитарно-защитной зоны: что это и зачем
- Премьера в Московском губернском театре - спектакль «Весёлый солдат» по прозе Виктора Астафьева
- «Скорая помощь» Дениса Джонсона, краткое содержание
- «Мандарин» Эдварда Блура, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?