Герард Терборх: Голландский художник-реалист, Харлемская школа читать ~9 мин.
Герард Терборх – единственный представитель голландской живописи XVII века с опытом и мировоззрением человека из обычного мира. Его особый стиль голландского реализма отличается узостью и изысканностью. Он по-джентльменски боится преувеличений, а его картины маслом, выполненные в основном в серых и чёрных тонах с единственной вспышкой позитивного цвета, являются чудесами совершенно сдержанного акцента.
За пределами своего собственного мира он не проявляет любопытства и не совершает никаких исследований. Его жанровая живопись изображает мир его близких товарищей, офицеров, находящихся вне службы и ищущих различных удовольствий. Мы видим офицера, торгующегося за благосклонность девушки; вальяжно расположившегося в хорошо устроенном борделе; прерванного в своём увлечении нежелательным появлением санитара. Эту жизнь он, вероятно, знал не понаслышке, и, возможно, она была для него особенно яркой, поскольку его брат доблестно погиб, когда голландский флот вторгся в Темзу.
Эти картины подразумевают очень простую схему жизни. Функция мужчины – преследовать и обладать, функция женщины – разумно и изящно принимать ситуацию, чтобы привлечь преследование и вознаградить обладание. Терборх никогда не выказывает никаких сомнений в своей вере в мужчину-завоевателя. Он эксплуатирует эту тему абсолютно без критики и с той невозмутимой правдивостью, которую спустя двести с лишним лет Ги де Мопассан станет примером для подражания в художественной литературе.
Изредка в более поздние годы Терборх рисует женщин из хорошего общества, берущих уроки музыки, принимающих визиты, занимающихся своим туалетом. Но это по-прежнему мужской мир. Его женщины – податливые, кошачьи создания, чьё очарование служит мужчине и находится в его распоряжении. В немногочисленных разговорах такого рода раннее отношение изменилось лишь в той степени, что мужчина мира или офицер вне службы временно ведёт себя хорошо, оставаясь, в конце концов, все тем же доминирующим и хищным самцом.
Биография
Герард Терборх родился в 1617 году в Зволле, центральном порту на реке Зюйдер-Зее. Его отец, неудачливый живописец, но широко путешествовавший и знавший людей, стал зарабатывать на жизнь сбором налогов. В трёх браках родилось не менее двенадцати детей, половина из которых стали художниками-любителями, музыкантами или и теми, и другими. Отец, человек весьма образованный и готовый к сопереживанию, гордился своим талантливым выводком и делал все возможное для развития их интересов.
Есть рисунки, сделанные им ещё в детстве, и по-настоящему энергичные зарисовки фигуристов, которые он сделал в четырнадцать лет. В восемнадцать лет Терборх учился в Амстердаме, а до этого был учеником Питера Молина в Харлеме. О его независимости говорит тот факт, что, видя в впечатлительные годы самую блестящую живопись в мире, простой мальчик сохранял трезвость собственных взглядов и подходов. Ещё до двадцати лет он посетил Англию. Вероятно, там он написал несколько из тех характерных маленьких овальных полупортретов и портретов в полный рост, которые мы не можем датировать.
Действительно, кажется, что до пятидесяти лет его деятельность была связана в основном с небольшими портретами. Вероятно, конкуренция в Амстердаме показалась ему слишком жёсткой, поэтому в 1646 году, в возрасте двадцати девяти лет, он отправился в Мюнстер, в Вестфалию, чтобы извлечь выгоду из мирной конференции – так же, как амбициозные молодые портретисты, естественно, отправились в Версаль в 1920 году.
Здесь он создал необыкновенную фигуративную картину под названием «Делегаты, присягающие мирному договору» (1648). Группа составлена с ясностью и достоинством, крошечные головки обладают большим характером, хорошо ощущается декоративность и внушительность сцены. Обычно мы уверены, что Терборх проявлял джентльменскую флегматичность, но даже у него, должно быть, перехватило горло при виде церемонии, завершившей Тридцатилетнюю войну и давшей юридическую санкцию на независимость Голландии. Похоже, что он написал эту грандиозную историческую картину по собственному почину, а не по заказу. Это не только самая важная по своей сути картина, но и одна из самых поучительных по своей ранней дате.
Из Мюнстера, завоевав, согласно достоверной традиции, расположение испанского посланника Пенаранда, Терборх отправился в Мадрид, где написал портрет Филиппа IV и получил в подарок золотую цепь. Пребывание Терборха в Мадриде открывает перед ним заманчивую возможность связей с искусством Веласкеса, которое по своей объективности, сдержанности и прямоте имеет много общего с его собственным.
Возможность прямого влияния Веласкеса была слишком поспешно отвергнута. Сам Веласкес уехал из Мадрида в Италию вскоре после приезда Терборха, но работы его славного расцвета были легко доступны. Несколько тяжеловесная куртуазность их акцента пришлась Терборху по вкусу и могла многому его научить. В частности, пример мастерства, которое, не привлекая к себе внимания, делало большой акцент на нарисованных формах, мог быть ценным для молодого художника, находившегося под влиянием явной и почти неприкрытой ловкости Франса Хальса и его последователей в Харлеме.
Например, в позе и композиционном построении маленьких портретов в полный рост зрелого Терборха – портретного чучела в Гааге, двух мужских портретов в Берлине, мужа и жены в Лондоне и очень чувствительных портретов Яна ван Дорена и его жены, ранее находившихся в коллекции мистера Роберта Лемана в Нью-Йорке, – есть намёки на Веласкеса. Что-то совершенно неопределимое в изысканности освещения может быть совпадением, но постановка фигур на полу, круто поднимающемся в перспективе к реальному горизонту, редка у Голландии, но неизменна у Веласкеса. Позиция приобретает пикантность от признания оптических фактов. Как правило, в портретах в полный рост горизонт произвольно опускается в интересах создания более устойчивого основания для фигуры.
В День святого Валентина в 1654 году, будучи тридцати семи лет от роду и готовый остепениться, Терборх женился на преуспевающей вдове Гертруде Маттиссен, которая жила в Девентере, в двадцати милях вверх по Исселю от Зволле. Он переехал в поместье жены, стал магистратом, несомненно, продолжал часто бывать в обществе офицеров во время службы, а в остальном скрашивал возможную скуку государственной службы и бездетного брака написанием нескольких очень хороших картин. Он умер в конце 1681 года, в возрасте шестидесяти четырёх лет, один из самых «аристократичных» из всех голландских старых мастеров.
Композиция и тематика
Важен не диапазон, а интенсивность искусства Терборха. Во всех картинах интерес представляют фигуры, а обстановка лишь наводит на мысль об общем характере. Глубина и ощущение пространства для него второстепенны. Атмосферная оболочка тоже, хотя она всегда чутко продумана. Композиционные схемы опять же, как правило, простейшие, основанные на фигуре в центре внимания или отношениях группы. Это богатый и сумрачный мир Терборха.
Женщины одеты в блестящие атласы или бархат, отороченный горностаем, мужчины – во всеоружии мужественности; как правило, бархатное покрывало стола малинового оттенка вторит богатству костюмов. Это искусство, основанное на сдержанном использовании очень простых элементов, обладает необычайно аристократическим колоритом. Создаётся впечатление, что Терборх навязывал себя почти в той же степени своими исключениями, что и положительными утверждениями – подобно тому, как мягкий человек известен почти так же хорошо по тому, что он никогда не желает делать, как и по тому, что он действительно делает.
Наиболее характерной для Терборха является картина, ошибочно названная «Отеческое наставление». Традиционное название одурачило такого проницательного критика, как Гете, но при ближайшем рассмотрении картины выясняется, что в обращении уверенно сидящего молодого клинка к прекрасной молодой женщине, повёрнутой к нам спиной, нет ничего отеческого. Не является сопровождающим и проницательная старушка, пьющая бокал вина. Она скорее арбитр в деловом вопросе с любовным подтекстом. Выстраивание группы против стоящей фигуры в своего рода боковую мудрую пирамиду просто, странно и очень эффектно.
Тот же мотив открыто представлен в «Пачке денег». На этот раз офицер слишком торопится наладить зимние отношения, чтобы снять корсет и переодеться в штатское. Он не претендует на любезность, но показывает горсть золотых монет хорошенькой девушке, которая, не опуская бокала с вином и кувшина, вдумчиво изучает подношение. Она не больше сомневается в предложении, чем он в том, что она его сделала. По обе стороны – мир, в котором покупка женской благосклонности – дело одного дня. Контраст типов – хищный самец и его предопределённая жертва – выполнен без явного акцента. Картина одновременно и конкретна, и является универсальным символом.
Из многочисленных изображений женщин, принадлежащих к его собственному классу, те, на которых изображены одна или две фигуры, являются лучшими. Они отличаются спокойной и неотразимой элегантностью исполнения. Различные «Уроки музыки» и «Концерты» Терборха кажутся мне гораздо ниже его лучших достижений. Возможно, тема его не очень интересовала, и он не слишком успешно пытался придать ей оживление. Такой отказ от холодного и беспристрастного наблюдения был бы очень вреден для такого искусства, как его.
Возможно, мы видим его в лучшем виде в таких картинах, как «Дама в своей комнате». Это всего лишь вид на спину дамы, облачённой в белый атлас, с самым скромным намёком на хорошо обставленную комнату, но костюм многое говорит о мягком типе женщины, живущей жизнью привилегированной лёгкости. Более нарочито живописным является Концерт. Женщина, изображённая со спины, раскланивается с виолончелью, а другая женщина, сидящая за клавесином, играет аккомпанемент. Это картина, которая своей яркой и гармоничной цветовой гаммой и странным рисунком соперничает с Вермеером, но лишь с частичным успехом, поскольку расположение далёкой фигуры неоднозначно. Это может быть бюст на клавесине. И снова сложный узор не даёт ощущения пространства. Одна только картина спины виолончелиста одновременно блестяща, сдержанна и роскошна.
Хотя в целом Терборх не так охотно пишет «честных» женщин, как других, одной из лучших его картин, безусловно, является «Женщина, моющая руки». Она выполнена в лучших традициях голландской жанровой живописи. Она придаёт достоинство обыденному действию, не сентиментализируя его, правдиво и очаровательно выражает разницу в отношении художника к красивым рукам самой дамы и рукам слуги. Воплощение богатого интерьера, хотя и в более низком ключе, не уступает вермееровскому, проработка деталей, таких как кувшин и резные рамы картин, отличается волшебной и совершенно непритязательной ловкостью, которая подчёркивает не себя, а объект наблюдения. Это один из самых тщательно продуманных Терборхов, без какого-либо ущерба для простоты центрального мотива, который заключается всего лишь в желательности красивой и ухоженной женщины.
Наследие
Подводя итог достижениям Тербарха, вспоминается мудрое высказывание Джорджа Мура о родственном ему гении Мане. По сути, оно гласит: в нём нет ничего, кроме прекрасной живописи, и глупо искать что-то другое. Такова общая правда о Терборхе. Работы Жерара Терборха можно увидеть в лучших художественных музеях по всей Европе.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?