Джорджо Вазари: итальянский художник-маньерист, биограф читать ~5 мин.
Хотя Джорджо Вазари прославился своей живописью и архитектурой, сегодня он наиболее известен своим томом биографий итальянских художников – Le Vita delle più eccellenti pittori, scultori, ed architettori («Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов») – опубликованным в 1550 году.
Книга повествует об истоках, эволюции и историческом развитии искусства Ренессанса через жизнь и творчество величайших старых мастеров того периода, давая уникальное представление об их технике, привычках, отношениях и эстетических достижениях. Вазари рассказал о таких проторенессансных художниках, как Чимабуэ (1240-1302) и Джотто (1267-1337); о пионерах флорентийского Возрождения, таких как Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466) и Томмазо Мазаччо (ок. 1401-28); и гиганты Высокого Возрождения (ок. 1490-1530), такие как Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564) и Корреджо (1490-1534).
Кроме того, будучи первым значительным комментарием к Итальянскому Возрождению, книга Le Vita эффективно формировала наше впечатление об этой эпохе на протяжении веков.
Ранняя жизнь
Вазари родился в Ареццо, Тоскана, и стал учеником Гульельмо да Марсилья (1475-1537), художника-витражиста. В 1527 году он был отправлен во Флоренцию кардиналом Сильвио Пассерини. Здесь он поступил в мастерскую Андреа дель Сарто (1486-1531) и его учеников Россо Фьорентино (урождённый Джованни Баттиста ди Якопо) (1494-1540) и Якопо Понтормо (1494-1556). Он познакомился и подружился с Микеланджело, который оказал большое влияние на его живописный стиль (но не был его большим поклонником). В 1529 году Вазари уехал из Флоренции в Рим, где изучал работы Леонардо да Винчи, Рафаэля и других выдающихся художников Высокого Возрождения.
Картины Вазари
Вазари работал на семью Медичи в основном во Флоренции и Риме, а также выполнял проекты в Ареццо, Неаполе и других итальянских городах. Как художник он был прекрасным декоратором интерьеров, а его картины в стиле маньеризма чинквеченто при его жизни вызывали больше восхищения, чем впоследствии!
Он писал портреты, а также религиозные произведения, но самой важной его работой, вероятно, является оформление большого салона в Палаццо делла Канчеллерия в Риме со сценами из жизни папы Павла III, выполненное по заказу внука Павла кардинала Алессандро Фарнезе. Среди других известных работ Вазари – потолок и фрески в большом Зале Козимо I Палаццо Веккьо во Флоренции, а также его фрески в огромном куполе флорентийского Дуомо.
Архитектура Вазари
Вазари был более успешен как архитектор. Во Флоренции его самым значительным проектом здания была галерея Уффици. Его лоджия Палаццо дельи Уффици с её единым архитектурным решением представляет собой уникальный пример городского планирования, которое функционирует как общественная площадь, и – как и Коридор Вазари, соединяющий Уффици с Палаццо Питти через Понте Веккьо над рекой Арно – кажется, охватывает речную среду.
Вазари также перепроектировал и отреставрировал средневековые церкви Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче, где он удалил оригинальную крытую ширму и чердак, а также переделал хоры в соответствии с маньеристским вкусом своего времени. В Риме он сотрудничал с Бартоломео Амманати и Джакомо Бароцци да Виньола на вилле Джулия папы Юлия III.
«Жизни художников» Вазари (иногда «Жития художников», 1550)
Начатая в 1543 г. и завершённая в 1550 г., основополагающая книга Вазари с биографиями художников посвящена в основном живописцам и скульпторам, участвовавшим в эпохе Возрождения во Флоренции. Фактически первое издание полностью игнорировало искусство Венеции!
Второе издание, законченное в 1568 году, было менее предвзятым и включало биографии нескольких художников из Возрождения в Венеции, в том числе Тициана, но не смогло устранить диспропорцию между Флоренцией и остальной Италией. Посвящённая его другу и покровителю, великому герцогу Тосканы Козимо I Медичи (1519-1574), книга стала первой, где в печати появились термины «ринасцита» и «ринасименто» (по-итальянски «Возрождение»), и первой биографией в энциклопедическом стиле.
Она также включала описания важных техник, используемых мастерами, и пропагандировала новый маньеристский стиль живописи, известный как maniera. Примечательно, что в вопросах эстетики и художественных суждений значительная часть мнений Вазари выдержала испытание временем. При этом Вазари иногда был склонен к злобным неточностям, как, например, в его недостоверных комментариях к Андреа дель Сарто (1486-1530), репутация которого в результате сильно пострадала.
«Жизнь художников» включает почти всех крупных художников эпохи Возрождения, а также многих второстепенных, чья репутация впоследствии упала. Кроме перечисленных выше, сюда входят скульпторы Лоренцо Гиберти (1378-1455) и Андреа дель Верроккьо (1435-1488); живописцы Паоло Уччелло (1397-1475), Фра Анджелико (ок. 1400-55), Пьеро делла Франческа (1420-1492), Андреа Мантенья (1430-1506), Алессандро Боттичелли (1445-1510), Джорджоне (ок. 1476-1510), Тициан (Тициано Вечеллио) (ок. 1487-1576), Корреджо (1490-1534); архитектор и автор «О скульптуре», «О питтуре» и «Об эстетике», Леон Баттиста Альберти (1404-1472), и др.
Репутация
При жизни Вазари пользовался большим авторитетом как художник, архитектор, руководитель проектов и критик и сколотил значительное состояние. Он спроектировал, построил и украсил свой собственный большой дом в Ареццо (сейчас в нём находится посвящённый ему музей) и был избран на ведущую должность в местном городском управлении.
В 1563 году вместе с великим герцогом Козимо I Медичи и Микеланджело он помог основать Академию искусств во Флоренции (Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno), в которую вошли 36 художников.
Джорджо Вазари скончался во Флоренции в июне 1574 года в возрасте шестидесяти трёх лет.
Картины Вазари можно увидеть в лучших художественных музеях Италии, в том числе в галерее Уффици во Флоренции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?