Джорджо Вазари:
итальянский художник-маньерист, биограф читать ~5 мин.
Джорджо Вазари (итал. Giorgio Vasari; 1511–1574) — итальянский живописец, архитектор и писатель. Хотя Вазари был признанным художником и архитектором, всемирную известность ему принёс монументальный труд по истории искусства — «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (Le Vite de’ più eccellenti pittori, scultori, e architettori). Первое издание книги вышло в 1550 году.
В этом труде прослеживается история искусства Ренессанса — от его зарождения до расцвета — через биографии величайших старых мастеров. Вазари даёт уникальное представление об их технике, привычках, взаимоотношениях и эстетических достижениях. Он описывает творчество художников Проторенессанса, таких как Чимабуэ (1240–1302) и Джотто (1267–1337).
Далее следуют пионеры флорентийского Возрождения: Филиппо Брунеллески (1377–1446), Донателло (1386–1466) и Томмазо Мазаччо (ок. 1401–1428). Завершают повествование гиганты Высокого Возрождения (ок. 1490–1530), включая Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564) и Корреджо (ок. 1489–1534).
Будучи первым фундаментальным исследованием итальянского Возрождения, «Жизнеописания» на многие века определили восприятие этой эпохи.
Ранняя жизнь
Вазари родился в Ареццо, Тоскана. Его первым наставником стал художник-витражист Гульельмо да Марсилья (1475–1537). В 1527 году по протекции кардинала Сильвио Пассерини юноша был отправлен во Флоренцию. Здесь он присоединился к мастерской Андреа дель Сарто (1486–1531), где уже работали Россо Фьорентино (1494–1540) и Якопо Понтормо (1494–1556).
Вазари познакомился и подружился с Микеланджело, который оказал огромное влияние на его живописный стиль, хотя сам Микеланджело не слишком высоко ценил его как художника. В 1529 году Вазари покинул Флоренцию и отправился в Рим, где изучал творчество Леонардо да Винчи, Рафаэля и других мастеров Высокого Возрождения.
Картины Вазари
Вазари работал по заказам семьи Медичи, преимущественно во Флоренции и Риме, а также выполнял проекты в Ареццо, Неаполе и других итальянских городах. Как художник он был превосходным декоратором интерьеров. Его картины, выполненные в стиле маньеризма чинквеченто, при жизни мастера ценились выше, чем в последующие эпохи.
Он писал портреты и религиозные полотна, но наиболее значимой его живописной работой считается роспись Салона ста дней (Sala dei Cento Giorni) в Палаццо делла Канчеллерия в Риме со сценами из жизни папы Павла III, заказанная его внуком, кардиналом Алессандро Фарнезе. Среди других известных работ Вазари — фрески в большом Зале Пятисот (Salone dei Cinquecento) в Палаццо Веккьо во Флоренции, а также росписи огромного купола флорентийского собора.
Архитектура Вазари
Как архитектор Вазари добился большего успеха. Его главным проектом во Флоренции стала галерея Уффици. Лоджия Палаццо дельи Уффици с её строгим и единым фасадом является уникальным образцом градостроительства. Она формирует общественное пространство и, подобно Коридору Вазари, соединяющему Уффици с Палаццо Питти через реку Арно по мосту Понте Веккьо, гармонично вписывается в окружающую городскую среду.
Вазари также реконструировал средневековые церкви Санта-Мария-Новелла и Санта-Кроче. Он убрал оригинальные алтарные преграды и лектории, переделав хоры в соответствии со вкусами маньеризма. В Риме он сотрудничал с Бартоломео Амманати и Джакомо Бароцци да Виньолой при строительстве Виллы Джулия для папы Юлия III.
«Жизнеописания» (1550)
Работа над книгой началась в 1543 году и была завершена к 1550-му. Этот фундаментальный труд посвящён в основном художникам, работавшим в эпоху Возрождения во Флоренции. Первое издание практически полностью игнорировало искусство Венеции.
Второе, дополненное издание 1568 года было менее предвзятым и включало биографии венецианских мастеров, в том числе Тициана, однако не устранило явного перевеса в сторону флорентийской школы. Книга, посвящённая покровителю Вазари, великому герцогу Тосканы Козимо I Медичи (1519–1574), впервые ввела в печать термины «Rinascita» и «Rinascimento» (Возрождение) и стала прототипом энциклопедических биографических изданий.
В ней также содержались описания техник, используемых мастерами, и продвигался новый стиль живописи, известный как maniera. Примечательно, что эстетические и художественные суждения Вазари во многом выдержали проверку временем. Однако он был склонен к предвзятости и неточностям, как, например, в его несправедливых отзывах об Андреа дель Сарто, чья репутация из-за этого серьёзно пострадала.
«Жизнеописания» охватывают практически всех крупных художников Возрождения и многих менее известных мастеров. Кроме упомянутых ранее, в книгу вошли биографии скульпторов Лоренцо Гиберти (1378–1455) и Андреа дель Верроккьо (1435–1488). Среди живописцев представлены Паоло Уччелло (1397–1475), Фра Анджелико (ок. 1400–1455), Пьеро делла Франческа (1420–1492), Андреа Мантенья (1430–1506), Алессандро Боттичелли (1445–1510), Джорджоне (ок. 1476–1510) и Тициан (ок. 1488–1576). Отдельная глава посвящена архитектору и автору трактатов «О статуе», «О живописи» и «О зодчестве» Леону Баттисте Альберти (1404–1472).
Репутация
При жизни Вазари пользовался высоким авторитетом как художник, архитектор, организатор художественных работ и критик, что позволило ему обрести значительное состояние. Он спроектировал, построил и расписал собственный большой дом в Ареццо (ныне — музей его имени) и был избран на один из высших постов в городском управлении.
В 1563 году Вазари вместе с великим герцогом Козимо I Медичи и Микеланджело стал одним из основателей Академии изящных искусств во Флоренции (Accademia e Compagnia delle Arti del Disegno), в которую первоначально вошли 36 художников.
Джорджо Вазари скончался во Флоренции в июне 1574 года в возрасте 62 лет. Он был похоронен в капелле своего рода в церкви Санта-Мария-делла-Пьеве в Ареццо.
Живописные работы Вазари хранятся во многих ведущих музеях Италии, включая галерею Уффици и Палаццо Веккьо во Флоренции.
- Чинквеченто: итальянское искусство 16 века
- Кватроченто, итальянское искусство 15 века
- Треченто, итальянское искусство XIV века
- Частная коллекция итальянского искусства передана в галереи Великобритании
- Из Греческой Национальной галереи украдены работы Пикассо и Мондриана
- «Дикое неравенство» Джонатана Козола, краткое содержание
- «Цена неравенства» Джозефа Стиглица, краткое содержание
- «Рассуждение о происхождении неравенства» Жан-Жака Руссо, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?