Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы читать ~15 мин.
Один из величайших и наиболее влиятельных старых мастеров искусства Возрождения, Джованни Беллини оказал большое влияние на венецианскую живопись и на превращение Венеции из незначительного художественного центра в мощный центр итальянского Возрождения, соперничающий по значимости с Флоренцией и Римом. В частности, он создал отдельную школу живописи Высокого Возрождения, основанную на более пышном, колористическом стиле. Используя прозрачные, медленно сохнущие масляные краски, он мог создавать глубокие, чувственные оттенки, тона и детальные штриховки, и таким образом создавать выдающиеся религиозные картины и портреты, а также прекрасные атмосферные пейзажи.
Лучший живописец эпохи Возрождения в Венеции, чьи методы оказали большое влияние на его современников и учеников, таких как Джорджоне (1477-1510), Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547) и Тициан (ок. 1485/8-1576). Кроме того, он создал несколько лучших рисунков эпохи Возрождения. К известным картинам Джованни Белли относятся: Преображение Христа (ок. 1480, Музей Каподимонте, Неаполь); Портрет Йорга Фуггера (1474, Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция); Экстаз святого Франциска (ок. 1480, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); Священная аллегория (ок. 1490, Галерея Уффици, Флоренция); Портрет дожа Леонардо Лоредана (1501, Национальная галерея, Лондон); Алтарь Сан-Заккария (1505, Венеция); и Мадонна луга (1510, Национальная галерея, Лондон).
Обучение
Джованни Беллини родился в Венеции в семье художников Раннего Возрождения – его отцом был Якопо Беллини (ок. 1400-1470), братом – Джентиле Беллини (1429-1507), а шурином – Андреа Мантенья (1430-1506). Как и его брат Джентиле, он учился рисунку и живописи, а также основам работы с маслом в мастерской своего отца. Его ранние работы – в основном религиозное искусство – были, как правило, панно, выполненные в довольно жёстком византийском стиле, с использованием темперы, и передавали определённый религиозный накал.
Влияние Андреа Мантеньи
В этот ранний период жизни Джованни Беллини наибольшее влияние на его живопись оказал его шурин, Андреа Мантенья. Распятие Беллини (1455) в музее Коррер в Венеции демонстрирует, насколько хорошо он усвоил уроки Мантеньи, особенно в укорачивании тела Христа и обработке камней, на которых установлен Крест. В то же время собственная художественная индивидуальность Джованни ярко проявляется в том, как драма Распятия очеловечивается благодаря обстановке, где тело Христа изображено на фоне речного пейзажа в свете рассвета. В знаменитой Пьёте (1460, Пинакотека ди Брера, Милан) гладкий мрамор Мантеньи превращён Беллини в страдающую плоть.
Пьета предвосхищает шедевр десятилетия 1460-70 годов – Полиптих святого Винсента Феррера (1464, Венеция, церковь Сан Джованни и Паоло). Картина примечательна использованием света, который светится сверху вниз на фигурах святых, очерчивая их с проницательностью и энергией, напоминающими некоторые аспекты работ Андреа дель Кастаньо (ок. 1420-57). Фигура святого Христофора помещена в пейзаж с низко стоящим на горизонте солнцем, на фоне заходящего солнца берега реки отражаются, в перспективе, как небо, в прозрачной воде реки. Именно эта страсть к человеку и природе отличает Беллини от Мантеньи, у которого он перенял использование пространства, но не схематизм и заботу об архитектурных деталях своего собрата.
Влияние Пьеро делла Франческа
Сам Беллини тяготел к работам Пьеро делла Франческа (1420-1492), в которых законы перспективы были поставлены на службу возвышенным целям. Влияние Пьеро хорошо видно в картине «Коронация Богородицы» (Музей Пезаро), которую одни датируют примерно 1473 годом, а другие – 1470-1471 годами. Пространство больше не разделено, как в полиптихах этого периода, вместо этого, объединённое линейной перспективой, оно по-новому объединяет здания, фигуры, трон и пейзаж.
Знакомство с работами Пьеро делла Франческа, очевидно, было необходимым для этого становления искусства Джованни и, как и приезд Антонелло да Мессини в Венецию в 1475 году (см. ниже), стало решающим для будущего курса венецианской живописи. Именно сочетание этих двух обстоятельств около 1475 года принесло в Венецию Раннее Возрождение и привело к появлению оригинальных произведений последней четверти века – см. например, работы Карпаччо (1460-1525/6), Чима ди Конельяно (1460-1517/8) и Бартоломео Монтаньи (1450-1523). Примечание: О рисунках художников эпохи Возрождения в Венеции см: Венецианский рисунок (ок. 1500-1600 гг.).
Религиозные фрески и алтарные образы
На протяжении большей части своей живописной карьеры Джованни Беллини сосредоточился на религиозных произведениях искусства (фресках и алтарных образах), за исключением отдельных примеров портретного искусства, таких как его знаменитый Портрет дожа Леонардо Лоредана (1501). В 1470 году он вместе со своим братом и другими художниками был назначен автором цикла декоративных картин для Скуолы Сан-Марко.
Затем последовала серия больших исторических фресок для Палаты Большого совета во Дворце дожей. К сожалению, не сохранилось ни одной работы из Скуолы Сан-Марко, а все фрески Джованни (и Джентиле) в герцогском дворце были уничтожены во время катастрофического пожара 1577 года. Ещё более известный темперный алтарный образ Джованни в церкви Сан-Джованни-э-Паоло был уничтожен вместе с тициановским «Петром Мучеником» и тинтореттовским «Распятием» во время пожара в 1867 году. Подробнее о таланте Джованни Беллини к религиозной живописи см: Венецианские алтарные образы (ок. 1500-1600 гг.).
Масляная живопись
Джованни Беллини был одним из первых венецианских живописцев, посвятивших себя масляной живописи. После 1475 года он отказался от темперы и писал почти исключительно маслом, в котором быстро стал непревзойдённым мастером, в одном ряду с флорентийцем Леонардо да Винчи. Вероятной причиной такого увлечения маслом стал визит сицилийского художника Антонелло да Мессины (ок. 1430-1479), который прибыл в Венецию в 1475-6 годах, переняв новейшие техники масляной живописи в Неаполе, городе, где в художественном отношении доминировала школа фламандской живописи и нидерландского Возрождения.
В его картинах итальянское мастерство анатомии и композиции сочеталось с голландским реализмом, и они светились насыщенностью. Гений Джованни Беллини позволил ему перенести эти черты на новые работы, придав фигурам выражение спокойного созерцания. Как сказал один из знатоков Беллини: “Некоторые художники изобретали больше, но никто не совершенствовал так много”. Кроме того, он продолжал внедрять новшества и идти в ногу со временем, заимствуя и затем гармонизируя идеи своих учеников и современников.
Как бы то ни было, визит Антонелло да Мессины вдохновил Беллини, чьи картины маслом стали излучать новую яркость и насыщенность. (Подробнее см: Венецианская портретная живопись 1400-1600). Тонкая тональная вариация становится более очевидной, и в его работах появляется новая атмосферность. Например, его замечательные фоны пейзажной живописи, как видно на многих его картинах с Мадонной, делают его самым значительным итальянским пейзажистом Раннего Возрождения.
Эти любовно проработанные пейзажные фоны Джованни с преобладанием глубокой зелени и неба, которое, ясное на рассвете, становится слегка окрашенным на закате, менее систематичны в своём классицизме, чем картины Мантеньи. Зритель открывает в них чувства, не имеющие ничего общего с ограниченным миром Мантеньи. Так, в «Агонии в саду» (ок. 1460, Национальная галерея, Лондон), заимствованной из картины Мантеньи на ту же тему (1457, Музей Тура), Беллини оживляет пейзаж своим живым чувством цвета и света, сохраняя при этом геологическую структуру, навеянную Мантеньей.
Зрелые картины
Воскресение Христа (Государственный музей, Берлин) можно датировать примерно 1480 годом, как и Святой Иероним, читающий в деревне (Национальная галерея, Лондон) и Святой Франциск в экстазе (Нью-Йорк, Коллекция Фрика). В этих работах Беллини продолжил формальное выражение отношений между человеком и природой, наполнив рациональное пространство тосканцев бесконечным разнообразием итальянского пейзажа и всей гаммой человеческих чувств (например, материнским чувством в многочисленных этюдах Мадонны с младенцем ).
Кроме того, каждая деталь играет свою роль в общей организации пространства. В картине Плач над телом Христа (ок. 1485-1500, Уффици, Флоренция) Беллини впервые использует идеи, которые он будет развивать в группе работ, написанных немного позже. Картину описывают, с одной стороны, как «строго выверенную перспективную живопись», со смелыми плоскостями, вдохновлёнными Антонелло, а с другой – как «расширенное пространство, уже не пустое, но обогащённое атмосферой, которая услаждает отношения между объёмами».
Идеально рассчитанное распределение пространства в Триптихе Фрари (1488, Санта Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) обнаруживает влияние абстракции и геометрической строгости объёмов; в то же время в Преображении (ок. 1480-5, Музей Каподимонте, Неаполь) новое сияние наполняет композицию и смягчает очертания плоскостей. В замкнутой вселенной алтарного образа Сан-Джоббе (1487, Галерея Венецианской академии) свет, полный теней и золотых отблесков от мозаик, окутывает объёмы и очеловечивает все, что Беллини взял у Антонелло.
Поиск Беллини более регулярного, более торжественного и монументального пространства сопровождался попыткой достичь больших живописных эффектов, и его работы этого периода – см. например, Алтарь Барбариго (1488, Сан-Пьетро Мартире, Мурано) – предвосхищают тенденции XVI века. Серия картин «Мадонна с младенцем», датируемая примерно 1490 годом, демонстрирует поразительное мастерство ренессансного пространства и, по-видимому, неисчерпаемую изобретательность, сравнимую с ранними портретами Тициана.
Из своего пребывания в Венето, Романье и Марке Беллини привёз видение средневековых городов, обнесённых стенами, окружённых плодородными холмами, и рек, перекинутых через старинные мосты, – видение, дающее самое глубокое представление об итальянском пейзаже. В нём можно проследить ход прошлого: кампанилы из Равенны соседствуют с римскими кампанилами и готическими башнями. Это исторический пейзаж, полностью основанный на природном ландшафте, в котором сама природа, как и эти холмы, созданные рукой человека, приобретают историческое значение. Яркие цвета и детали, заимствованные у Пьеро делла Франческа, являются не столько результатом стремления к реализму, сколько живого восприятия мира. Пространственные объёмы кажутся естественными от игры света, а строгий перспективный план скрыт свободной оркестровкой тонов.
«Священная аллегория» (ок. 1490, Галерея Уффици, Флоренция) возвещает наступление нового века. Такие работы, как эта, а также Пьета (1505, Академия, Венеция), Мадонна луга (1510, Национальная галерея, Лондон), Крещение Христа (1500-2, церковь С. Корона, Виченца) и Алтарь Сан-Заккария (1505, церковь Сан-Заккария, Венеция), возможно, вдохновили Дюрера назвать Беллини самым значительным венецианским художником своего времени. Пейзажи Беллини этого периода приобретают осенний лиризм, а фигуры на них – новую свободу. В алтарном образе Сан-Дзаккарии они словно оживают в сиянии апсиды, а цвет, пронизанный тенью и светом, здесь равен Джорджоне в его самые вдохновенные моменты. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500-76).
Последние годы
Хотя в 1480-е, 1490-е и 1500-е годы Тициан был чрезвычайно занят, большая часть его работ не сохранилась. В 1507 году умер Джентиле Беллини (брат Джованни) и завещал Джованни значительную книгу эскизов их отца Якопо при условии, что тот завершит незаконченную картину Джентиле «Святой Марк, проповедующий в Александрии» (1505, Пинакотека ди Брера, Милан). Это условие было должным образом выполнено.
Произведения последних лет жизни Джованни Беллини – Мадонна с благословляющим младенцем (1510, Пинакотека ди Брера); Алтарь Сан Джованни Кризостомо (1513, церковь Сан Джованни Кризотомо) – отмечены монументальностью и живописными качествами работ его молодых современников Джорджоне и Тициана. Беллини, который был одним из зачинателей нового стиля, прекрасно к нему приспособился – см: Женщина с зеркалом (1515, Музей истории искусств, Вена). Его классицизм не делал различий между священным и профанным и не был затронут новым вкусом к классическим или светским сюжетам. Скорее, эти темы позволяли ему противостоять слишком систематическому классицизму нового поколения.
Из его «Пьяницы Ноя» (ок. 1515-16, Музей Безансона) проистекает глубокая юношеская привязанность к жизни, отрешённость от существования. Землянично-красная драпировка, живая позолоченная плоть Ноя, лежащего на спине, нежная зелень травы, чаша, тронутая пыльным светом, расположены на фоне виноградных лоз и осеннего плетения. Его классицизм остаётся неизменным в этом провокационном, натуралистическом утверждении, которое только в старости приобрело бескомпромиссный характер. Мало найдётся других примеров такой эволюции, как у Беллини, – художника, который вывел венецианскую живопись из безжизненности конца готической эпохи на порог современной живописи.
Беллини оставался занят до самого конца. Его продолжали заваливать заказами до 70 лет, и он по-прежнему активно руководил работами в Зале Большого совета во дворце дожей. В 1514 году он согласился написать «Пир богов» для герцога Альфонсо I Феррарского, но умер в 1516 году.
Репутация и наследие
При жизни он был признан ведущим художником своего периода, а великий немецкий живописец и гравёр Альбрехт Дюрер (1471-1528) во время своего визита в Венецию в 1506 году назвал его «лучшим художником из всех». Биограф эпохи Возрождения Джорджо Вазари был также убеждён в величии Джованни Беллини.
Джованни Беллини сыграл важную роль в развитии Венецианской школы, не в последнюю очередь благодаря использованию эстетики Северного Возрождения. Он стал пионером в использовании масляных красок, что позволило добиться усиленных цветов и атмосферных эффектов, ставших впоследствии визитной карточкой венецианской живописи, и ввёл элементы религиозной символики Северного Возрождения.
Всё это он делал, одновременно смешивая византийское искусство с искусством кватроченто. Среди его учеников мог быть Витторе Карпаччо (ок. 1465-1525 гг. /6), а также Джорджоне (1477-1510), Тициан (1485-1576) и Фра Бартоломео (1472-1517) (в 1508 году), а также Витторе Беллиниано, Андреа Превитали, Рокко Маркони, Якопо да Монтанья, Рондинелло да Равенна, Джироламо да Сантакроче и Бенедетто Кода из Феррары. Для общего представления см. также: Наследие венецианской живописи на европейское искусство
О более поздних представителях венецианской школы см. также биографии Якопо Тинторетто (1518-1594) и Паоло Веронезе (1528-1588).
Избранные работы Джованни Беллини
Картины Джованни Беллини можно увидеть во многих лучших художественных музеях всего мира. Здесь представлена краткая подборка его наиболее значимых работ.
См: Диптих (двухпанельная картина); Триптих (трехпанельная картина); Полиптих (мульти).
Самые известные картины
Мадонна с младенцем (1450-1555) Civico Museo Malaspina, Павия
Мадонна с младенцем (ок. 1455) Metropolitan Museum of Art, Нью-Йорк
Мёртвый Христос, поддерживаемый Мадонной/Сантоном (1455) Accademia Carrara
Распятие (ок. 1455) – темпера на дереве, Музей Коррер, Венеция
Пьета (1460-5) Пинакотека ди Брера, Милан
Мёртвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами (Пьета, ок. 1460) Музей Коррер, Венеция
Мёртвый Христос в гробу (ок. 1460) Музей Польди Пеццоли, Милан
Благословляющий Христос (ок. 1460) Музей Лувр, Париж
Кровь Христа (ок. 1460) Национальная галерея, Лондон
Мадонна с младенцем (1460-1464) Civiche Raccolte d’Arte, Милан
Мадонна с благословляющим младенцем (1460-1464) Gallerie dell’Accademia, Венеция
Мадонна с младенцем (греческая Мадонна, 1460-1464) Пинакотека ди Брера, Милан
Мадонна с младенцем (1460-1464) Академия Каррара, Бергамо
Представление в храме (1460-1464) Галерея Кверини Стампалия, Венеция
Св. Себастьян (1460-1464) Галерея Академии, Венеция
Триптих Рождества (1460-1464) Галерея Академии, Венеция
Голова Крестителя (1464-1468) Музей Чивичи, Пезаро
Полиптих Св. Винченцо Феррера (1464-1468) Базилика деи Санти Джованни
Алтарный образ Пезаро (1471-1474) Музей Чивичи, Пезаро
Пьета (1472) Дворец дожей, Венеция
Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами (ок. 1474 г.) Пинакотека Комунале, Римини
Мадонна, склонившаяся над спящим младенцем (1475 г.) Галерея Академии
Мадонна с младенцем (ок. 1475 г.) Музей Кастельвеккио, Верона
Мадонна с младенцем (ок. 1475) Санта Мария дель Орто, Венеция
Мадонна в поклонении спящему младенцу (ок. 1475) Контини Бонакосси
Мадонна с благословляющим младенцем (1475-1480) Галерея Академии, Венеция
Портрет гуманиста (1475-1480) Civiche Raccolte d’Arte, Милан
Воскресение Христа (1475-1479) Staatliche Museen, Берлин
St. Иероним, читающий в деревне (1480-1485) Национальная галерея, Лондон
Мадонна Виллис (1480-1490) Музей искусств Сан-Паулу, Сан-Паулу, Бразилия
Мадонна с младенцем (1480-1490) Академия Каррара, Бергамо
Мадонна с красными ангелами (1480-1490) Галерея Академии, Венеция
Портрет юноши в красном (1490) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Мадонна дельи Альберетти (1487) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем (1485-1490) Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Алтарный образ Сан-Джоббе (ок. 1487) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем и святыми Петром и Себастьяном (ок. 1487)) Лувр, Париж
Триптих Фрари (1488) Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция
Алтарный образ Барбариго (1488) Сан-Пьетро Мартире, Мурано
Священная беседа (1490) Музей Прадо, Мадрид
Аллегории (ок. 1490) Галерея Академии, Венеция
Плач над телом Христа (ок. 1500) Галерея Уффици, Флоренция
Ангел, возвещающий, и Дева, благовествующая (ок. 1500) Галерея Академии
Портрет молодого человека (ок. 1500) Музей Лувра, Париж
Портрет молодого сенатора (1500) Галерея Уффици, Флоренция
Крещение Христа (1500-1502) Санта Корона, Виченца
Голова Искупителя (1500-1502) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1504) Галерея Академии
Проповедь св. Марка в Александрии (1504-1507) Пинакотека ди Брера, Милан
Святая беседа (1505-1510) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Алтарь Сан-Заккария (1505) Сан-Заккария, Венеция
Пьета (1505) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем и святыми Петром, Екатериной, Луизой, Иеронимом (1505) S. Заккария
Святой Иероним в пустыне (1505) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Убийство святого Петра Мученика (1507) Национальная галерея, Лондон
Продолжение Сципиона (1507-1508) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Убийство св. Петра Мученика (1509) Галерея Курто, Лондон
Мадонна с благословением младенца (1510) Пинакотека ди Брера, Милан
Мадонна с младенцем (ок. 1510) Галерея Боргезе, Рим
Молодой Вакх (ок. 1514) Национальная галерея искусств, Вашингтон
Портрет Теодоро из Урбино (1515) Национальная галерея, Лондон
Снятие с креста (ок. 1515) Галерея Академии, Венеция
Пьяница Ной (ок. 1515) Музей изящных искусств, Безансон
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?