Джованни Беллини:
итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы читать ~15 мин.
Джованни Беллини, один из величайших и наиболее влиятельных старых мастеров искусства Возрождения, оказал огромное влияние на венецианскую живопись. Он способствовал превращению Венеции из второстепенного художественного центра в один из главных центров итальянского Возрождения, соперничающий по значимости с Флоренцией и Римом. В частности, Беллини создал особую венецианскую школу живописи Высокого Возрождения, для которой был характерен более пышный, колористический стиль. Применение прозрачных, медленно сохнущих масляных красок позволяло ему добиваться глубоких, насыщенных оттенков и детальной проработки светотени. Благодаря этому он создавал выдающиеся религиозные картины и портреты, а также атмосферные пейзажи.
Будучи ведущим живописцем эпохи Возрождения в Венеции, он оказал большое влияние на своих современников и учеников, таких как Джорджоне (1477–1510), Себастьяно дель Пьомбо (1485–1547) и Тициан (ок. 1485/8–1576). Кроме того, он создал одни из лучших рисунков эпохи Возрождения. К известным картинам Джованни Беллини относятся: «Преображение Христа» (ок. 1480, Музей Каподимонте, Неаполь); «Портрет Йорга Фуггера» (1474, Галерея Палатина, Палаццо Питти, Флоренция); «Экстаз святого Франциска» (ок. 1480, Коллекция Фрика, Нью-Йорк); «Священная аллегория» (ок. 1490, Галерея Уффици, Флоренция); «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501, Национальная галерея, Лондон); «Алтарь Сан-Заккария» (1505, Венеция); и «Мадонна на лугу» (1510, Национальная галерея, Лондон).
Обучение
Джованни Беллини родился в Венеции в семье художников Раннего Возрождения: его отцом был Якопо Беллини (ок. 1400–1470), братом — Джентиле Беллини (1429–1507), а зятем — Андреа Мантенья (1430–1506). Как и его брат Джентиле, он обучался рисунку, живописи и основам работы с маслом в мастерской отца. Его ранние работы — в основном религиозного характера — были, как правило, написаны на деревянных панелях. Они были выполнены темперой в строгой манере, унаследованной от византийской традиции, и отличались сильным религиозным чувством.
Влияние Андреа Мантеньи
В ранний период творчества наибольшее влияние на живопись Джованни Беллини оказал его зять, Андреа Мантенья. «Распятие» Беллини (1455, Музей Коррер, Венеция) демонстрирует, насколько хорошо он усвоил уроки Мантеньи, особенно в сложном ракурсе тела Христа и в изображении скал, на которых установлен крест. В то же время собственная художественная индивидуальность Джованни ярко проявляется в том, как драма «Распятия» смягчается и очеловечивается благодаря пейзажу, где тело Христа изображено на фоне реки в свете зари. В знаменитой «Пьёте» (1460, Пинакотека Брера, Милан) у Беллини холодный, гладкий мрамор Мантеньи превращается в страдающую человеческую плоть.
«Пьета» предвосхищает шедевр 1460–1470-х годов — «Полиптих святого Винсента Феррера» (1464, Венеция, церковь Санти-Джованни-э-Паоло). Картина примечательна использованием света, который падает на фигуры святых сверху вниз, очерчивая их с проницательностью и энергией, напоминающими работы Андреа дель Кастаньо (ок. 1420–57). Фигура святого Христофора помещена в пейзаж с низким солнцем на горизонте; на фоне заката берега реки зеркально отражаются в прозрачной воде. Именно эта увлечённость человеком и природой отличает Беллини от Мантеньи, у которого он заимствовал принципы построения пространства, но не его схематизм и пристальное внимание к архитектурным деталям.
Влияние Пьеро делла Франческа
Сам Беллини тяготел к работам Пьеро делла Франческа (1420–1492), в которых законы перспективы служили возвышенным целям. Влияние Пьеро отчётливо видно в картине «Коронование Богородицы» (Музей Пезаро), которую одни датируют примерно 1473 годом, а другие — 1470–1471 годами. В этой работе пространство больше не разделено на части, как в полиптихах того периода. Вместо этого линейная перспектива создаёт единую сцену, гармонично объединяя архитектуру, фигуры, трон и пейзаж.
Знакомство с работами Пьеро делла Франческа было необходимо для становления искусства Джованни. Наряду с приездом Антонелло да Мессины в Венецию в 1475 году (см. ниже) это событие стало решающим для дальнейшего развития венецианской живописи. Именно эти два обстоятельства около 1475 года дали толчок развитию Раннего Возрождения в Венеции и появлению самобытных произведений последней четверти века — например, работ Карпаччо (1460–1525/6), Чимы да Конельяно (1460–1517/8) и Бартоломео Монтаньи (1450–1523). Примечание: О рисунках художников эпохи Возрождения в Венеции см: Венецианский рисунок (ок. 1500–1600 гг.).
Религиозные фрески и алтарные образы
На протяжении большей части своей карьеры Джованни Беллини сосредоточился на произведениях религиозного искусства (фресках и алтарных образах), за исключением отдельных примеров портретного искусства, таких как его знаменитый «Портрет дожа Леонардо Лоредана» (1501). В 1470 году он вместе с братом и другими художниками был назначен автором цикла декоративных картин для Скуолы ди Сан-Марко.
За этим последовала серия больших исторических фресок для Зала Большого совета во Дворце дожей. К сожалению, ни одна из работ для Скуолы ди Сан-Марко не сохранилась, а все фрески Джованни (и Джентиле) в герцогском дворце были уничтожены во время катастрофического пожара 1577 года. Ещё один знаменитый алтарный образ Джованни, написанный темперой для церкви Санти-Джованни-э-Паоло, был уничтожен вместе с «Мученичеством святого Петра» Тициана и «Распятием» Тинторетто во время пожара в 1867 году. Подробнее о таланте Джованни Беллини в религиозной живописи см: Венецианские алтарные образы (ок. 1500–1600 гг.).
Масляная живопись
Джованни Беллини был одним из первых венецианских живописцев, освоивших масляную живопись. После 1475 года он отказался от темперы и писал почти исключительно маслом, быстро став непревзойдённым мастером в этой технике, наравне с флорентийцем Леонардо да Винчи. Вероятной причиной такого увлечения маслом стал визит сицилийского художника Антонелло да Мессины (ок. 1430–1479). Он прибыл в Венецию в 1475–1476 годах, освоив новейшие техники масляной живописи в Неаполе — городе, где в художественном отношении доминировала школа фламандской живописи и нидерландского Возрождения.
В картинах Антонелло итальянское мастерство в анатомии и композиции сочеталось с нидерландским реализмом, что придавало его работам особую насыщенность цвета. Гений Джованни Беллини позволил ему перенять эти черты, придав фигурам на своих полотнах выражение спокойного созерцания. Как сказал один из знатоков творчества Беллини: “Некоторые художники изобрели больше, но никто не усовершенствовал так много”. Кроме того, он продолжал внедрять новшества, заимствуя и гармонизируя идеи своих учеников и современников.
Визит Антонелло да Мессины вдохновил Беллини, чьи картины маслом стали излучать новую яркость и насыщенность цвета. (Подробнее см: Венецианская портретная живопись 1400–1600). Тонкие тональные переходы становятся более выразительными, и в его работах появляется новая атмосферность. Например, его замечательные фоны пейзажной живописи, которые можно видеть на многих картинах с Мадонной, делают его самым значительным итальянским пейзажистом Раннего Возрождения.
Эти любовно проработанные пейзажные фоны с преобладанием глубоких зелёных оттенков и неба, ясного на рассвете и окрашенного на закате, менее схематичны в своём классицизме, чем у Мантеньи. Зритель открывает в них чувства, далёкие от строгого мира Мантеньи. Так, в «Молении о чаше» (ок. 1460, Национальная галерея, Лондон), заимствованном из картины Мантеньи на ту же тему (1457, Музей изящных искусств, Тур), Беллини оживляет пейзаж своим живым чувством цвета и света, сохраняя при этом геологическую структуру, навеянную Мантеньей.
Зрелые картины
«Воскресение Христа» (Государственные музеи, Берлин) можно датировать примерно 1480 годом, как и «Святого Иеронима, читающего в пейзаже» (Национальная галерея, Лондон) и «Святого Франциска в экстазе» (Нью-Йорк, Коллекция Фрика). В этих работах Беллини продолжил исследовать взаимоотношения человека и природы. Он наполнил рационально построенное пространство, характерное для тосканских мастеров, бесконечным разнообразием итальянского пейзажа и всей гаммой человеческих чувств. Особенно ярко это проявилось в его многочисленных изображениях Мадонны с младенцем, полных материнской нежности.
Кроме того, каждая деталь играет свою роль в общей организации пространства. В картине «Оплакивание мёртвого Христа» (ок. 1485–1500, Галерея Уффици, Флоренция) Беллини впервые использует идеи, которые он будет развивать в более поздних работах. Эту работу описывают, с одной стороны, как «строго выверенную с точки зрения перспективы», с чёткими плоскостями, вдохновлёнными Антонелло. С другой стороны, её характеризуют как «расширенное пространство, обогащённое атмосферой, которая гармонизирует соотношение объёмов».
Идеально рассчитанное распределение пространства в «Триптихе Фрари» (1488, Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция) обнаруживает влияние абстракции и геометрической строгости. В то же время в «Преображении» (ок. 1480–1485, Музей Каподимонте, Неаполь) новое сияние наполняет композицию и смягчает очертания. В замкнутом пространстве «Алтарного образа Сан-Джоббе» (1487, Галерея Академии, Венеция) свет, полный теней и золотых отблесков от мозаик, окутывает объёмы и очеловечивает всё, что Беллини заимствовал у Антонелло.
Поиски Беллини более упорядоченного, торжественного и монументального пространства сопровождались стремлением к достижению более сильных живописных эффектов. Его работы этого периода, например, «Алтарь Барбариго» (1488, Сан-Пьетро-Мартире, Мурано), предвосхищают тенденции XVI века. Серия картин «Мадонна с младенцем», датируемая примерно 1490 годом, демонстрирует поразительное мастерство в построении ренессансного пространства и, по-видимому, неисчерпаемую изобретательность, сравнимую с ранними портретами Тициана.
Из своих путешествий по Венето, Романье и Марке Беллини вынес образы средневековых городов, обнесённых стенами, окружённых плодородными холмами и пересечённых реками со старинными мостами — видение, дающее глубокое представление об итальянском пейзаже. В нём можно проследить ход истории: кампанилы Равенны соседствуют с римскими колокольнями и готическими башнями. Это исторический пейзаж, полностью основанный на природном ландшафте, в котором сама природа, как и эти холмы, приобретает историческое значение. Яркие цвета и детали, заимствованные у Пьеро делла Франческа, здесь не столько результат стремления к реализму, сколько отражение живого восприятия мира. Объёмы кажутся естественными благодаря игре света, а строгий перспективный план скрыт за свободной гармонией тонов.
«Священная аллегория» (ок. 1490, Галерея Уффици, Флоренция) возвещает наступление нового века. Такие работы, как эта, а также «Пьета» (1505, Галерея Академии, Венеция), «Мадонна на лугу» (1510, Национальная галерея, Лондон), «Крещение Христа» (1500–1502, церковь Санта-Корона, Виченца) и «Алтарь Сан-Заккария» (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция), возможно, вдохновили Дюрера назвать Беллини самым значительным венецианским художником своего времени. Пейзажи Беллини этого периода приобретают осенний лиризм, а фигуры на них — новую свободу. В алтарном образе Сан-Дзаккария они словно оживают в сиянии апсиды, а цвет, пронизанный тенью и светом, здесь не уступает работам Джорджоне в его самые вдохновенные моменты. (См. также: Тициан и венецианская цветная живопись ок. 1500–1576).
Последние годы
Хотя в 1480-е, 1490-е и 1500-е годы Беллини был чрезвычайно занят, большая часть его работ не сохранилась. В 1507 году умер Джентиле Беллини, завещав Джованни альбом с эскизами их отца Якопо при условии, что тот завершит неоконченную картину Джентиле «Проповедь святого Марка в Александрии» (1505, Пинакотека Брера, Милан). Это условие было должным образом выполнено.
Произведения последних лет жизни Джованни Беллини — «Мадонна, благословляющая младенца» (1510, Пинакотека Брера); «Алтарь Сан-Джованни-Кризостомо» (1513, церковь Сан-Джованни-Кризостомо) — отмечены монументальностью и живописными качествами, характерными для работ его молодых современников Джорджоне и Тициана. Беллини, стоявший у истоков нового стиля, сумел органично вписаться в него — см: «Женщина с зеркалом» (1515, Музей истории искусств, Вена). Его классицизм не делал различий между священным и профанным и не был затронут новым вкусом к античным или светским сюжетам. Скорее, эти темы позволяли ему противостоять слишком систематическому классицизму нового поколения.
Из его картины «Опьянение Ноя» (ок. 1515–1516, Музей изящных искусств, Безансон) исходит глубокая, юношеская привязанность к жизни. Землянично-красная драпировка, живая позолоченная плоть лежащего на спине Ноя, нежная зелень травы, чаша, тронутая мягким светом, — всё это расположено на фоне виноградных лоз. Его классицизм остаётся неизменным в этом натуралистическом произведении, которое только в старости художника приобрело бескомпромиссный характер. Немногие художники демонстрируют подобную творческую эволюцию. Беллини вывел венецианскую живопись из застоя поздней готики и подвёл её к порогу искусства Нового времени.
Беллини оставался занят до самого конца. Его продолжали заваливать заказами до 70 лет, и он по-прежнему активно руководил работами в Зале Большого совета во Дворце дожей. В 1514 году он согласился написать «Пир богов» для герцога Альфонсо I д’Эсте Феррарского, но умер в 1516 году, не успев завершить работу.
Репутация и наследие
При жизни он был признан ведущим художником своей эпохи. Великий немецкий живописец и гравёр Альбрехт Дюрер (1471–1528) во время своего визита в Венецию в 1506 году назвал его «лучшим художником из всех». Биограф эпохи Возрождения Джорджо Вазари также был убеждён в величии Джованни Беллини.
Джованни Беллини сыграл ключевую роль в развитии венецианской школы, не в последнюю очередь благодаря использованию эстетики Северного Возрождения. Он стал пионером в использовании масляных красок, что позволило добиться насыщенных цветов и атмосферных эффектов, ставших визитной карточкой венецианской живописи. Художник также ввёл элементы религиозной символики Северного Возрождения, органично смешивая их с традициями византийского искусства и достижениями кватроченто. Среди его учеников мог быть Витторе Карпаччо (ок. 1465–1525/6), а также Джорджоне (1477–1510), Тициан (1485–1576), Фра Бартоломео (1472–1517) (в 1508 году), Витторе Беллиниано, Андреа Превитали, Рокко Маркони, Якопо да Монтаньяна, Рондинелли да Равенна, Джироламо да Сантакроче и Бенедетто Кода из Феррары. Для общего представления см. также: Наследие венецианской живописи в европейском искусстве.
О более поздних представителях венецианской школы см. также биографии Якопо Тинторетто (1518–1594) и Паоло Веронезе (1528–1588).
Избранные работы Джованни Беллини
Картины Джованни Беллини можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира. Здесь представлена краткая подборка его наиболее значимых работ.
См: Диптих (двухпанельная картина); Триптих (трёхпанельная картина); Полиптих (многопанельная картина).
Самые известные картины
Мадонна с младенцем (1450–1455) Городской музей Маласпина, Павия
Мадонна с младенцем (ок. 1455) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Мёртвый Христос, поддерживаемый Мадонной и святым Иоанном (1455) Академия Каррара, Бергамо
Распятие (ок. 1455) темпера на дереве, Музей Коррер, Венеция
Пьета (1460–1465) Пинакотека Брера, Милан
Мёртвый Христос, поддерживаемый двумя ангелами (Пьета, ок. 1460) Музей Коррер, Венеция
Мёртвый Христос в гробу (ок. 1460) Музей Польди-Пеццоли, Милан
Благословляющий Христос (ок. 1460) Лувр, Париж
Кровь Искупителя (ок. 1460) Национальная галерея, Лондон
Мадонна с младенцем (1460–1464) Городское собрание произведений искусства, Милан
Мадонна, благословляющая младенца (1460–1464) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем (Греческая Мадонна, 1460–1464) Пинакотека Брера, Милан
Мадонна с младенцем (1460–1464) Академия Каррара, Бергамо
Принесение во храм (1460–1464) Галерея Кверини-Стампалья, Венеция
Св. Себастьян (триптих) (1460–1464) Галерея Академии, Венеция
Триптих Рождества (1460–1464) Галерея Академии, Венеция
Голова Иоанна Крестителя (1464–1468) Городские музеи, Пезаро
Полиптих Св. Винченцо Феррера (1464–1468) Базилика Санти-Джованни-э-Паоло, Венеция
Алтарь Пезаро (1471–1474) Городские музеи, Пезаро
Пьета (1472) Дворец дожей, Венеция
Мёртвый Христос, поддерживаемый ангелами (ок. 1474) Городская пинакотека, Римини
Мадонна, склонившаяся над спящим младенцем (1475) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем (ок. 1475) Музей Кастельвеккьо, Верона
Мадонна с младенцем (ок. 1475) Церковь Санта-Мария-дель-Орто, Венеция
Мадонна, поклоняющаяся спящему младенцу (ок. 1475) Коллекция Контини-Бонакосси, Флоренция
Мадонна, благословляющая младенца (1475–1480) Галерея Академии, Венеция
Портрет гуманиста (1475–1480) Городское собрание произведений искусства, Милан
Воскресение Христа (1475–1479) Государственные музеи, Берлин
Св. Иероним, читающий в пейзаже (1480–1485) Национальная галерея, Лондон
Мадонна Виллис (1480–1490) Художественный музей Сан-Паулу, Бразилия
Мадонна с младенцем (1480–1490) Академия Каррара, Бергамо
Мадонна с красными херувимами (1480–1490) Галерея Академии, Венеция
Портрет юноши в красном (1490) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Мадонна дельи Альберетти (1487) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем (1485–1490) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Алтарь Сан-Джоббе (ок. 1487) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем и святыми Петром и Себастьяном (ок. 1487) Лувр, Париж
Триптих Фрари (1488) Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция
Алтарь Барбариго (1488) Церковь Сан-Пьетро-Мартире, Мурано
Святое собеседование (1490) Музей Прадо, Мадрид
Аллегории (ок. 1490) Галерея Академии, Венеция
Оплакивание мёртвого Христа (ок. 1500) Галерея Уффици, Флоренция
Благовещение (Ангел и Дева Мария) (ок. 1500) Галерея Академии, Венеция
Портрет молодого человека (ок. 1500) Лувр, Париж
Портрет молодого сенатора (1500) Галерея Уффици, Флоренция
Крещение Христа (1500–1502) Церковь Санта-Корона, Виченца
Голова Искупителя (1500–1502) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем и св. Иоанном Крестителем (1504) Галерея Академии, Венеция
Проповедь св. Марка в Александрии (1504–1507) Пинакотека Брера, Милан
Святое собеседование (1505–1510) Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид
Алтарь Сан-Заккария (1505) Церковь Сан-Дзаккария, Венеция
Пьета (1505) Галерея Академии, Венеция
Мадонна с младенцем и святыми Петром, Екатериной, Люцией и Иеронимом (1505) Церковь Сан-Дзаккария, Венеция
Святой Иероним в пустыне (1505) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Убийство святого Петра Мученика (1507) Национальная галерея, Лондон
Воздержанность Сципиона (1507–1508) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Убийство св. Петра Мученика (1509) Галерея Курто, Лондон
Мадонна, благословляющая младенца (1510) Пинакотека Брера, Милан
Мадонна с младенцем (ок. 1510) Галерея Боргезе, Рим
Юный Вакх (ок. 1514) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Портрет Теодоро из Урбино (1515) Национальная галерея, Лондон
Снятие с креста (ок. 1515) Галерея Академии, Венеция
Опьянение Ноя (ок. 1515) Музей изящных искусств, Безансон
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа
- Андреа Мантенья: итальянский художник эпохи Возрождения
- Удивительные города мира – Венеция
- Франческо Гварди: Венецианский художник-пейзажист (ведута)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?