Гвидо Рени:
итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа читать ~5 мин.
Один из великих лирических старых мастеров XVII века, Гвидо Рени был одним из самых известных представителей болонской школы живописи. Эта школа во главе с Аннибале Карраччи и его братом Агостино Карраччи (1557-1602) внесла значительный вклад в формирование искусства барокко в Риме, Венеции и Неаполе в период 1590-1630 годов.
Среди других участников были Доменикино (1581-1641), Гверчино (1591-1666) и Джованни Ланфранко (1582-1647). Как и все члены академии Карраччи, Рени впитал классическую традицию тщательного, твёрдого рисунка. Хотя он экспериментировал с новым натурализмом Караваджо, основное влияние на его изящный стиль оказали античная греческая скульптура и Рафаэль (1483-1520). Это влияние особенно заметно в «Авроре» (1614) — его пленительной потолочной фреске для кардинала Сципиона Боргезе (1576-1633) в Казино дель Аврора, Палаццо Роспильози-Паллавичини, Рим.
Безукоризненно одетый, часто в сопровождении слуг, Рени зарабатывал огромные суммы на своей живописи в Болонье. Он стал ведущим художником города после смерти Людовико Карраччи в 1619 году. Однако его пристрастие к азартным играм привело к тому, что он редко оставался без долгов. Кроме фрески «Аврора», его лучшие картины в стиле барокко включают: «Давид с головой Голиафа» (1605, Уффици); «Аталанта и Гиппомен» (1615-20, музей Каподимонте, Неаполь); и «Самоубийство Клеопатры» (1639, дворец Питти). Репутация Рени как важного представителя классической барочной живописи сохранялась более двух столетий, пока художественный критик Джон Рёскин (1819-1900) не назвал его неискренним и сентиментальным.
Обучение и ранние работы
Вместе с Доменикино и Франческо Альбани (1578-1660) Рени учился масляной живописи у фламандца Дениса Кальварта (1540-1619). Затем он обратился к Карраччи, который открыл новую школу около 1595 года, и тем самым определил курс своего дальнейшего развития. Однако с самого начала он пошёл своим путём в новом климате натурализма, предвосхищённом Карраччи в реакции против маньеризма и маньеристской живописи конца XVI века.
Независимый и аристократичный по натуре, Рени не обращался к природе за моделями, как Аннибале и Людовико Карраччи. Он предпочёл следовать культу красоты и грации, зародившемуся в творчестве Рафаэля в эпоху Высокого Возрождения в Риме. Рени был очарован рафаэлевской «Святой Сесилией» в церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье. Эта картина вдохновила его на создание первого важного алтарного образа «Коронация Богоматери» (Национальная пинакотека, Болонья). Он также сделал точную копию рафаэлевской работы, которая позже попала в Рим, в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Медлительный и замкнутый по натуре, Рени долго не мог освободиться от влияний, которые мешали его полному развитию как художника. Фрески для оратория Сант-Коломбано, в которых он сотрудничал с другими учениками Карраччи, до сих пор демонстрируют определённую формальную сдержанность.
Под влиянием Караваджо в Риме
В 1602 году Рени отправился в Рим, чтобы изучить работы Рафаэля, а также греческую скульптуру. Он также познакомился с работами Караваджо, и это оказалось важным. Знакомство привело его к экспериментам с караваджизмом, не заставляя отказываться от собственных традиционных идеалов. «Распятие Святого Петра» (1603), написанное для церкви Сан-Паоло-алле-Тре-Фонтане (Ватикан), стало его первой значительной работой. Выходя за рамки натурализма Караваджо и восхищаясь его светотеневыми эффектами и живописными достоинствами, Рени утверждал своё личное видение живописи как искусства, очищенного от всего уродливого и вульгарного.
Зрелый стиль
С этого времени его неуверенность исчезла, и он стал пользоваться успехом как в Болонье, так и в Риме, проводя время в каждом городе поочерёдно. Освободившись от внешнего влияния, он усовершенствовал выразительный язык, используя классические линейные ритмы и полупрозрачные, изысканно тонкие тональные градации. Это привело к созданию целого потока шедевров.
«Мученичество святого Андрея» для церкви Сан-Грегорио-аль-Челио, Рим (1608), — большая фресковая картина, в которой влияние Рафаэля прекрасно сочетается с современным пейзажным фоном. «Сцены из жизни Богородицы» в капелле Благовещения в Квиринале (1611) отличаются искусством очаровательной интимности.
«Самсон-победитель» и «Избиение младенцев» (1611, Национальная пинакотека, Болонья) — главные вехи классицизма XVII века, восхитительно построенные, с их сопоставлением цвета и ритмическими акцентами. «Аврора», декоративная фреска на потолке Казино Роспильози в Риме (1614), является трогательным воплощением классицизма Рафаэля, созданного столетием ранее.
Слава в Болонье
В 1614 году, на пике своего успеха, Рени окончательно обосновался в Болонье. Это решение могло быть вынужденным в результате разногласий с папской курией, а могло быть вызвано потребностью в большей независимости, которую легче было обрести в провинции. Возвращение на родину совпало со значительным обогащением его творчества.
Большой и суровый алтарный образ «Менедикантов» (Национальная пинакотека, Болонья), состоящий из двух частей — «Пьета» и «Болонские святые», как картина кватроченто, свидетельствует о духовном кризисе, разрешённом поэтически. От его «Распятия» для церкви капуцинов (1616, Национальная пинакотека, Болонья) до «Подвигов Геркулеса» (Лувр), от «Благовещения» (Генуя, церковь Сант-Амброджо) до «Аталанты и Гиппомена» (Музей Каподимонте, Неаполь) — напряжение возросло настолько, что стало трудно удержаться в рамках классического равновесия, которое установил для себя Рени.
После 1620 года он позволял себе моменты изящества и элегантности, а также театральной сентиментальности, которые чередовались с работами большой духовной интенсивности. Его изображения знаменитых женщин (Клеопатры, Лукреции, Семирамиды, Саломеи, Юдифи) демонстрируют чувственный пыл, которым он прославился, но который также был его величайшей слабостью. О его живописи в Неаполе в 1620-е годы см. Неаполитанская школа живописи (1600-1656).
Лирический стиль живописи
В то же время он создал множество религиозных полотен, отличающихся глубокой набожностью. Работая над этим религиозным искусством, он создавал новые образы, неземная красота которых рождала свет, казавшийся всё более нереальным. Постепенно его палитра светлела, приобретая радужные отблески («Богородица с младенцем в окружении ангелов» и «Болонские святые-покровители», 1631-32, Национальная пинакотека, Болонья).
Эта степень поэтической экзальтации привела к использованию всё более чистых и серебристых цветов, которые, однако, были связаны с чувством тревоги. Интенсивная духовность некоторых его работ заставила современников принять их за подготовительные эскизы: «Святой Себастьян» (Национальная пинакотека, Болонья); «Святой Иоанн Креститель» (Художественная галерея Далвич-колледжа, Лондон); «Мадонна с младенцем и святым Иоанном» (Фонд Лонги, Флоренция); «Лукреция», «Девушка с короной» и «Клеопатра» (все — Капитолийские музеи, Рим) и «Бичевание» (Национальная пинакотека, Болонья). Благодаря этим прекрасным композициям, которые так долго не понимали, Рени освободился от однообразия классических живописцев XVII века и утвердился среди величайших художников итальянского барокко как один из самых чисто лирических художников своей эпохи.
Картины Гвидо Рени можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
- Агостино Карраччи: итальянский художник, Болонская школа
- Федерико Бароччи: итальянский художник, раннее барокко
- Фра Филиппо Липпи: итальянский художник эпохи Возрождения, Флоренция
- Джованни Беллини: итальянский художник эпохи Возрождения, основатель венецианской школы
- Андреа Мантенья: итальянский художник эпохи Возрождения
- «Из России с любовью» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Доктор Ноу» Яна Флеминга, краткое содержание
- «На секретной службе Её Величества» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Шаровая молния» Яна Флеминга, краткое содержание
- «Казино Рояль» Яна Флеминга, краткое содержание
- Лондонский специалист по истории искусств раскрыл секреты живописи Караваджо
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?