Гвидо Рени: итальянский художник эпохи барокко, Болонская школа читать ~5 мин.
Один из великих лирических старых мастеров XVII века, Гвидо Рени был одним из самых известных представителей болонской школы живописи, которая – во главе с Аннибале Карраччи и его братом Агостино Карраччи (1557-1602) – сделала очень много для определения искусства барокко в Риме, Венеции и Неаполе в период 1590-1630 годов.
Среди других участников были Доменикино (1581-1641), Гверчино (1591-1666) и Джованни Ланфранко (1582-1647). Как и все члены академии Карраччи, Рени впитал классическую традицию тщательного, твёрдого рисунка, и хотя он экспериментировал с новым натурализмом Караваджо, основное влияние на его изящный стиль оказали греческая скульптура и Рафаэль (1483-1520) – что заметно по Авроре (1614), его пленительной потолочной фреске для кардинала Сципиона Боргезе (1576-1633), в Казино дельи Авроры, Палаццо Роспильозо-Паллавачини, Рим.
Безукоризненно одетый, часто в сопровождении слуг, Рени зарабатывал огромные суммы на своей живописи в Болонье, где он стал ведущим художником города после смерти Людовико Карраччи в 1619 году, но его пристрастие к азартным играм привело к тому, что он редко оставался в долгу. Кроме фрески «Аврора» , его лучшие картины в стиле барокко включают: Давид с головой Голиафа (1605, Уффици); Аталанта и Гиппомен (1615-20, музей Каподимонте, Неаполь); и Самоубийство Клеопатры (1639, дворец Питти). Репутация Рени как важного представителя классической барочной живописи сохранялась более двух столетий, пока художественный критик Джон Рёскин (1819-1900) не назвал его неискренним и сентиментальным.
Обучение и ранние работы
Вместе с Доменикино и Франческо Альбани (1578-1660) Рени учился масляной живописи у Флеминга Дениса Кальваерта (1540-1619). Затем он обратился к Карраччи, который открыл новую школу около 1595 года, и тем самым определил курс своего дальнейшего развития. Однако с самого начала он пошёл своим путём в новом климате натурализма, предвосхищенном Карраччи, в реакции против маньеризма и маньеристской живописи в конце XVI века.
Непримиримый и аристократичный, Рени не обращался к природе за моделями, как Аннибале и Лодовико Карраччи, а предпочёл следовать культу красоты и грации, зародившемуся в творчестве Рафаэля в эпоху Высокого Возрождения в Риме. На самом деле Рени был очарован рафаэлевской «Святой Сесилией» в церкви Сан Джованни ин Монте в Болонье и вдохновлён ею на выполнение своего первого важного алтарного образа «Коронация Богоматери» (Национальная пинакотека, Болонья). Он также сделал её точную копию, которая позже попала в Рим, в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези.
Медлительный и замкнутый по натуре, Рени долго не мог освободиться от влияний, которые мешали его полному развитию как художника. Фрески для оратория Сант-Коломбано, в которых он сотрудничал с другими учениками Карраччи, до сих пор демонстрируют определённую формальную сдержанность.
Под влиянием Караваджо в Риме
В 1602 году Рени отправился в Рим, чтобы изучить работы Рафаэля, а также греческую скульптуру. Он также познакомился с работами Караваджо, и это оказалось важным, поскольку привело его к экспериментам с караваджизмом, не отказываясь от своих собственных традиционных идеалов. Распятие Святого Петра (1603), написанное для церкви Сан-Паоло алле Кватро Фонтане (Ватикан), стало его первой значительной работой. Выходя за рамки натурализма Караваджо, восхищавшегося его свечением и живописными ценностями, Рени утверждал своё личное видение живописи как представления, очищенного от всего уродливого и вульгарного.
Зрелый стиль
С этого времени его неуверенность исчезла, и он стал пользоваться успехом и в Болонье, и в Риме, проводя время в каждом городе по очереди. Освободившись от внешнего влияния, он усовершенствовал выразительный язык, используя классические линейные ритмы и полупрозрачные, изысканно тонкие тональные значения, что привело к созданию целого потока шедевров.
Мученичество Андрея для церкви Сан-Грегорио-аль-Чиело, Рим (1608), – большая фресковая картина, в которой влияние Рафаэля прекрасно сочетается с очень современным пейзажным фоном. Сцены из жизни Богородицы, в капелле Благовещения в Квиринале (1611), отличаются искусством очаровательной интимности.
Самсон Победоносец и Расправа над невинными (1611, Национальная пинакотека, Болонья) – главные вехи классицизма XVII века, восхитительно построенные, с их сопоставлением цвета и ритмическими акцентами. Аврора, декоративная фреска на потолке Казино Роспильози в Риме (1614), является трогательным воплощением классицизма Рафаэля, созданного столетием ранее.
Слава в Болонье
В 1614 году, на пике своего успеха, Рени окончательно обосновался в Болонье. Это решение могло быть вынужденным в результате разногласий с папской курией, а могло быть вызвано потребностью в большей независимости, которую легче было обрести в провинции. Это возвращение на родину совпало со значительным обогащением его творчества.
Большой и суровый алтарный образ Мендикантов (Национальная пинакотека, Болонья), состоящий из двух частей Пьета и Болонские святые), как картина кватроченто, свидетельствует о духовном кризисе, разрешённом поэтически. От его Распятия для церкви капуцинов (1616, Национальная пинакотека, Болонья) до Трудов Геркулеса (Лувр), от Благовещения (Генуя, церковь С. Амброджо) до Аталанты и Гиппомена (Музей Каподимонте, Неаполь), напряжение возросло настолько, что стало трудно удержаться в рамках классического равновесия, которое установил для себя Рени.
Фактически, после 1620 года он позволял себе моменты изящества и элегантности, а также театральной сентиментальности, которые чередовались с работами большой духовной интенсивности. Так, его изображения знаменитых женщин (Клеопатры, Лукреции, Семирамиды, Саломеи, Юдифи) демонстрируют амурный пыл, которым он прославился, но который также был его величайшей слабостью. О его живописи в Неаполе в 1620-е годы см. в Неаполитанская школа живописи (1600-1656).
Лирический стиль живописи
В то же время он создал множество религиозных полотен, отличающихся чрезмерной набожностью. Работая над этим религиозным искусством, он задумывал новые образы, неземная красота которых рождала свет, казавшийся все более нереальным. Постепенно его палитра светлела, приобретая радужные отблески (Богородица с младенцем в окружении ангелов и Болонские святые-покровители (1631-2, Пинакотека Национале, Болонья).
Эта степень поэтической экзальтации привела к использованию все более чистых и серебристых цветов, которые, однако, были связаны с чувством тревоги. Интенсивная духовность некоторых его работ заставила современников принять их за подготовительные черновики; Святой Себастьян (Национальная пинакотека, Болонья); Святой Иоанн Креститель (Художественная галерея Далвич-колледжа, Лондон); Мадонна с младенцем и святым Иоанном (Фонд Лонги, Флоренция); Лукреция, Девушка с короной и Клеопатра (все Капитолийская галерея, Рим) и Флагелляция (Национальная пинакотека, Болонья). Благодаря этим прекрасным композициям, которые так долго не понимали, Рени освободился от однообразия классических живописцев XVII века и утвердился среди величайших художников итальянского барокко и одним из самых чисто лирических художников своей эпохи.
Картины Гвидо Рени можно увидеть во многих лучших художественных музеях мира.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?