Ханс Мемлинг:
фламандский религиозный художник читать ~5 мин.
Ханс Мемлинг (или Ганс, нем. Hans Memling; ок. 1433/1440–1494) — один из великих ранних старых мастеров брюггской школы. Его творчество иногда сравнивают с работами Иеронима Босха, но в более сдержанной манере. Мемлинг родился недалеко от Франкфурта, однако его стиль сформировался в русле фламандской живописи, а не немецкой. Его религиозные картины, основанные на традициях готического искусства, отражают дух своего времени и занимают центральное место в нидерландском Ренессансе XV века.
Несмотря на известность художника, многие детали его биографии остаются неясными. Предположительно, он обучался в Брюсселе у Рогира ван дер Вейдена (ок. 1400–1464). На него также оказали влияние мастера Северного Возрождения Ян ван Эйк (1395–1441) и его ведущий ученик Петрус Кристус (1410–1475). Около 1465 года Мемлинг переехал в Брюгге, где основал успешную мастерскую и писал портреты состоятельных европейских заказчиков. Большинство его работ, тем не менее, имеют религиозный характер и отличаются натуралистичными пейзажными фонами и интерьерами.
Сегодня Мемлинг считается одним из выдающихся фламандских живописцев. Среди его наиболее известных произведений — Триптих «Страшный суд» (1471, Национальный музей, Гданьск), Триптих Донна (1477–1480, Национальная галерея, Лондон), алтарь «Обручение святой Екатерины» (1479, Музей Мемлинга, Брюгге) и триптих «Земная суета и Божественное спасение» (ок. 1485, Музей изящных искусств, Страсбург). Также значимой работой является «Семь радостей Марии» (до 1480, Старая пинакотека, Мюнхен).
Творчество Мемлинга
Ханс Мемлинг (или Мемлинк) родился в Зелигенштадте, Гессен. Предполагается, что он мог начать свой творческий путь в Кёльне или Майнце, после чего переехал в Брюссель для работы в мастерской Рогира ван дер Вейдена. Ван дер Вейден был влиятельным фламандским художником XV века, чей алтарный образ «Снятие с креста» (ок. 1435–1438) признан одним из величайших шедевров искусства Северного Возрождения. Считается, что Мемлинг работал с ван дер Вейденом примерно с 1455 по 1460 год, после чего переехал в Брюгге, где основал собственную процветающую мастерскую.
Хотя Мемлинг известен прежде всего своими масштабными религиозными полотнами, он также создал множество портретов, изображающих представителей богатой элиты региона. Прекрасным примером служит «Портрет пожилой женщины» (ок. 1475, Музей изящных искусств, Хьюстон). Написанный с высокой степенью реализма, он тонко передаёт каждый нюанс лица модели, а крахмальный платок с чёткими складками выполнен с большой точностью.
На его «Портрете молодого человека за молитвой» (ок. 1485, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) изображён неизвестный юноша, деликатно освещённый невидимым источником света. Восточный ковёр на подоконнике позади него может указывать на связь с торговлей шерстью, активно развивавшейся в Северной Европе. Другой примечательный портрет — диптих «Томмазо Портинари и Мария Портинари» (ок. 1470, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Мемлинг также обращался к жанру натюрморта, например, в работе «Цветочный натюрморт» (ок. 1485, Музей Тиссена-Борнемисы). Эта композиция, расположенная на обороте портрета, считается одним из первых самостоятельных натюрмортов в европейском искусстве.
Религиозные работы
Наибольшую известность Мемлингу принесло его религиозное искусство, в частности, многочисленные триптихи. Они отличаются высоким уровнем исполнения, хотя некоторые критики отмечают в них определённый консерватизм. Лучшие образцы его творчества хранятся в Музее Мемлинга в госпитале Святого Иоанна в Брюгге. Среди них — большой алтарь Святого Иоанна, включающий створки «Святой Иоанн на Патмосе» (1479) и «Поклонение волхвов» (1479).
В работах Мемлинга отчётливо прослеживается влияние современников, в том числе основателя брюггской школы Яна ван Эйка, а также художников Гуго ван дер Гуса (ок. 1440–1483) и Дирка Баутса (ок. 1410/20–1475). Характерные для фламандской живописи XV века детали, такие как восточные ткани, изысканные вазы и сверкающие зеркала, обогащают фон его произведений. Влияние его учителя ван дер Вейдена особенно заметно в композициях «Мадонна с Младенцем». Как и во многих диптихах того периода, на одной из створок часто изображался заказчик, с благоговением взирающий на Деву Марию.
Другая известная работа — «Рака святой Урсулы» (1489), повествующая об истории святой и её одиннадцати тысяч дев. Картина «Благовещение» (ок. 1480–1489, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) — ещё одно знаменитое полотно мастера. Подобно ван Эйку, Мемлинг часто вписывал религиозные сюжеты в повседневную обстановку для достижения большей натуралистичности. Действие «Благовещения» происходит в уютной спальне, где предметы быта наделены символическим значением: ваза с лилиями олицетворяет чистоту, графин с водой пропускает свет, а пустой подсвечник символизирует грядущую роль Девы Марии как матери Христа.
Репутация и наследие
В XX веке критики порой оценивали наследие Мемлинга неоднозначно, указывая на сильное влияние на него его современников. Однако, несмотря на очевидную связь с творчеством, например, ван дер Вейдена, подход Мемлинга заметно отличался. Если его учитель специализировался на изображении сильных эмоций, то работы Мемлинга были более сдержанными, но при этом отличались изысканным мастерством. Его ренессансные портреты считаются более оригинальными, чем религиозные картины, и, вероятно, оказали влияние на таких художников, как Джованни Беллини (1435–1516). После смерти Мемлинга в 1494 году его традиции в Брюгге продолжил нидерландский художник Герард Давид (ок. 1460–1523).
Картины Ханса Мемлинга хранятся в нескольких лучших художественных музеях мира, однако наиболее значительная коллекция находится в Музее Мемлинга при госпитале Святого Иоанна в Брюгге.
- Рутгерский университет вернул портрет эпохи Ренессанса, отобранный нацистами
- Лицом к лицу: Фландрия, Флоренция и живопись Ренессанса
- Живопись и графика в Нидерландах XV века
- Макс Фридлендер – «Знаток искусства»
- «Окнопись Александра Тихомирова» — выставка памяти амурского художника открылась в Барнауле
- Иоанн Богослов на острове Патмос
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?