Ганс Мемлинг:
фламандский религиозный художник читать ~5 мин.
Один из великих ранних старых мастеров Брюггской школы – временами своего рода благовоспитанный Иероним Босх – Ганс (Ханс) Мемлинг родился недалеко от Франкфурта, хотя его стиль отражает фламандскую живопись, а не немецкую. Его религиозные картины заимствованы из готического искусства, но излучают современность, которая ставит их в центр нидерландского Ренессанса XV века.
Любопытно, что, несмотря на его репутацию и известность, многое в его жизни остаётся неясным. Вероятно, он учился в Брюсселе у Роджера ван дер Вейдена (ок. 1400-64), а также испытал влияние мастера Северного Возрождения Яна ван Эйка (1395-1441) и его ведущего ученика Петруса Кристуса (1410-1475). Примерно в 1465 году он переехал в Брюгге, где основал собственную успешную мастерскую, где писал портреты богатых граждан Европы. Однако большинство его картин носят религиозный характер и написаны на фоне натуралистических пейзажей и интерьеров.
Сегодня он считается одним из выдающихся фламандских живописцев, среди его наиболее известных работ – Триптих «Страшный суд» (1471, Музей Народове, Гданьск), Триптих Донна (Богородица и Младенец со святыми и донорами) (1477-80, Национальная галерея, Лондон), Мистический брак святой Екатерины (1479, Музей Мемлинга, Брюгге) и Земная суета и Божественное спасение (ок. 1485, Музей изящных искусств, Страсбург). См. также «Дева из розового сада» и «Семь радостей Марии» (обе до 1480 г., Старая Пинакотека, Мюнхен).
Картины Мемлинга
Ханс Мемлинг (или Мемлинк) родился в Селигенштаде, Гессен, около 1433 или до 1440 года. Предполагается, что он мог подрабатывать в Кёльне или Майнце, а затем переехал в Брюссель, чтобы работать с Рогиром ван дер Вейденом. Вейден был очень влиятельным фламандским художником XV века, чей алтарный образ «Сошествие с креста» (ок. 1435-38) сегодня широко признан одним из величайших шедевров искусства Северного Возрождения. Мемлинг работал с Вейденом примерно с 1455 по 1460 год. Затем Мемлинг переехал в Брюгге, где основал процветающую мастерскую.
Хотя Мемлинг наиболее известен своими крупномасштабными религиозными картинами, он также создал большое количество портретов, изображающих многих представителей богатой элиты региона. Портрет старухи (ок. 1475, Музей изящных искусств, Хьюстон) – прекрасный пример. Выполненный в высшей степени реалистично, каждый нюанс лица старухи прорисован тонко, а её хрустящий накрахмаленный платок передан с большой точностью.
На его «Портрете молодого человека за молитвой» (ок. 1485, Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид) изображён неизвестный юноша, деликатно освещённый из неизвестного источника. Восточный ковёр, занавешивающий подоконник за его спиной, наводит на мысль о коммерческой связи с торговлей шерстью, которая в то время активно развивалась в Северной Европе. Ещё один примечательный портрет – Томмазо Портинари и Мария Портинари (1468, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Мемлинг также написал ряд натюрмортов, например «Цветочный натюрморт» (ок. 1485, Музей Тиссена-Борнемисы).
Религиозные работы
Мемлинг наиболее известен своим религиозным искусством – в частности, многочисленными триптихами, которые отличаются высоким уровнем исполнения, даже если некоторые считают их довольно консервативными и безвкусными. Лучшие образцы его работ можно увидеть в Музее Мемлинга, госпиталь Святого Иоанна, Брюгге. Среди примеров – «Святой Иоанн на Патмосе» (1479) и «Поклонение волхвов» (1479).
В его работах явно прослеживается влияние современных фламандских живописцев, в том числе Яна ван Эйка, который стал знаменитым основателем Брюггской школы. Также можно обнаружить влияние художников Хуго ван дер Гуса (ок. 1440-83) и Дирка Бутса (ок. 1410/20-75). Привлекающие внимание фоновые детали панно Мемлинга, характерные для многих фламандских работ XV века, включают восточные подвески, изысканные вазы и сверкающие зеркала. Влияние его учителя Вейдена особенно заметно в трактовке его композиций «Мадонна с младенцем», которые написаны, как правило, в полный рост. Как и во многих других диптихах этого периода, часто изображён покровитель, заказавший работу, который с благоговением взирает на Мадонну.
Другая известная работа – Святилище святой Урсулы (1489), изображающее историю святой и её 11 000 девственниц. Благовещение (1480-1489, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) – ещё одна знаменитая картина маслом брюггского мастера. Как и ван Эйк, Мемлинг маскировал религиозные темы в повседневных ситуациях, добиваясь большей натуралистичности. Действие картины происходит в уютной спальне, где повседневная мебель имеет символическое значение. Ваза с лилиями символизирует чистоту, графин с водой пропускает свет, а пустой подсвечник означает грядущую роль Девы Марии как матери Христа.
Репутация и наследие
Поскольку картины Мемлинга находились под сильным влиянием его сверстников, критики XX века жестоко обошлись с ним, несмотря на то, что в своё время он получил признание. Однако, несмотря на то, что в его картинах прослеживается тесная связь с (скажем) Ван дер Вейденом, его подход заметно отличается от подхода его учителя, который специализировался на изображении сильных эмоций, в то время как работы Мемлинга были более сдержанными, но при этом отличались изысканным мастерством. На самом деле его ренессансные портреты были, вероятно, более оригинальными, чем его религиозные картины, и, похоже, оказали влияние на таких деятелей, как Джованни Беллини (1435-1516), одного из величайших и наиболее влиятельных художников эпохи Возрождения. После смерти Мемлинга в 1494 году его традиции в Брюгге продолжил нидерландский религиозный художник Герард Давид (ок. 1460-1523).
Картины Ганса Мемлинга можно увидеть в нескольких лучших художественных музеях мира, в частности в Музее Мемлинга в госпитале Святого Иоанна в Брюгге.
- Рутгерский университет вернул портрет эпохи Ренессанса, отобранный нацистами
- Лицом к лицу: Фландрия, Флоренция и живопись Ренессанса
- Живопись и графика в Нидерландах XV века
- Макс Фридлендер – «Знаток искусства»
- «Окнопись Александра Тихомирова» — выставка памяти амурского художника открылась в Барнауле
- Иоанн Богослов на острове Патмос
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?