Гиацинт Риго, французский художник-портретист читать ~3 мин.
Один из лучших портретистов, связанных с эпохой Людовика XIV, французский художник Гиацинт Ригау-и-Рос Риго внёс выдающийся вклад в французскую живопись начиная с 1688 года, и был особенно известен своими портретами, изображающими членов французской королевской семьи – например, его знаменитый государственный портрет «Людовик XIV в коронационном одеянии» (1701, Лувр, Париж), одна из лучших барочных картин французского двора.
Широкий и энергичный стиль Риго и то, как он акцентировал внимание на благородстве осанки, пышности и великолепии своих моделей, стали основой его успеха. По сути, он является создателем оригинального жанра – «помпезного портрета», который получил распространение при европейских дворах первой половины XVIII века. Образцы его огромного творчества можно увидеть в лучших художественных музеях Европы и Северной Америки. О других знаменитых художниках и мастерах, работавших во Франции в его время, см: Французские художники эпохи барокко (ок. 1600-1700 гг.) и Французские декоративные дизайнеры (ок. 1640-1792 гг.).
Жизнь и творчество
После переезда в Монпелье в возрасте 14 лет Риго сначала учился у Поля Пезе, затем у Анри Вердье и Антуана Ранка, которые познакомили его с барочной живописью великого фламандского мастера Антониса Ван Дейка. В 18 лет он отправился в Лион, а в 1681 году прибыл в Париж, где поступил в Академию и в 1682 году получил Римскую премию за картину «Каин, строящий город Еноха». Однако он отказался от идеи учиться в Италии по совету, как говорят, французского верховного художника Шарля Лебрена, чтобы посвятить себя портретной живописи. Он работал с Франсуа де Труа и с Николя де Ларжильер и вскоре приобрёл известность в этой области.
В 1684 году за картину «Распятие» он стал членом Французской академии художеств, но по-настоящему его репутация расцвела, когда в 1688 году он написал «Монсеньёра», брата Людовика XIV (ныне утраченного), а в следующем году – его сына Филиппа д’Орлеана, будущего регента. В 1700 году он был избран действительным членом, написав два портрета скульптора Дежардена (один из них в Лувре, написан в 1692 году), и с тех пор поднимался по лестнице академической карьеры, став директором Французской академии в 1733 году.
Клиентура Риго, состоявшая из банкиров и финансистов, быстро росла. Сам король заказывал у Риго: «Портрет Людовика XIV в доспехах» (1694, музей Прадо) и «Людовик XIV в коронационной мантии» (1701, Лувр), которая до сих пор является самой известной картиной Риго. Идеальная эмблема французской монархии, она была написана вскоре после портрета Филиппа V Испанского (1700, сейчас в Версале), который вызвал единодушное восхищение. Вслед за ним Риго выполнил блестящие официальные портреты молодого Людовика XV в 1717 году и ещё раз в 1730 году (оба – Версаль).
Риго написал более 400 картин. Вскоре его клиентура вышла за пределы Франции: см: «Портрет курфюрста Августа III» (Галерея старых мастеров, Дрезден); «Портрет графа Зинцендорфа» (Музей истории искусств, Вена). Граверы Эделинк и Древе помогали распространять работы Риго. Часто он был настолько перегружен заказами, что привлекал соавторов для помощи в наименее важных частях своих огромных портретов. Портрет Боссюэ (Лувр) был написан с помощью Севина де Ла Пенайе; Жозеф Парросель вставил фон битвы в «Портрет герцога Бургундского» (1704, Версаль).
Риго наиболее успешен в ослепительных и роскошных портретах на богатых фонах, которые были его специальностью: например, «Маршал Шарль-Огюст де Матиньон» (1708, Музей Карлсруэ, Германия); «Президент Геберт» (Национальная галерея искусств, Вашингтон); «Кардинал Дюбуа» (1723, Музей Кливленда); «Кардинал Флери» (Музей Будапешта). Его полотна стремятся к декоративной пышности и живописному великолепию, как, например, портрет «Маркиза де Данжо» (1702, Версальский дворец), где он изображён в театральном костюме Великого магистра ордена Святого Лазаря, и комически чрезмерно украшенный портрет «Гаспар де Гюйдан, играющий на волынке» (1735, Музей Экс-ан-Прованса).
- Авторский фильм Натальи Саврас о мечте, не знающей преград
- 9 советов как готовить на гриле зимой
- «Будда из пригорода» Ханифа Курейши, краткое содержание
- «Приговор» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- «Второму игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
- Сразу два музея Франкфурта устраивают выставки Джефа Кунса
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?