Гиацинт Риго, французский художник-портретист читать ~3 мин.
Один из лучших портретистов эпохи Людовика XIV, французский художник Гиацинт Риго (фр. Hyacinthe Rigaud, кат. Jacint Rigau-Ros i Serra; 1659–1743) внёс значительный вклад во французскую живопись. Он прославился портретами членов королевской семьи и аристократии. Его самое известное произведение — парадный портрет «Людовик XIV в коронационном одеянии» (1701, Лувр, Париж), ставший одним из хрестоматийных образцов искусства барокко при французском дворе.
Широкая и энергичная манера письма, а также акцент на благородстве осанки, пышности и великолепии моделей стали основой успеха Риго. Фактически, он создал оригинальный жанр — «парадный портрет», получивший распространение при европейских дворах в первой половине XVIII века. Образцы его обширного наследия хранятся в лучших художественных музеях Европы и Северной Америки. О других известных мастерах, работавших во Франции в то время, читайте в статьях: Французские художники эпохи барокко (около 1600–1700) и Французские дизайнеры-декораторы (около 1640–1792).
Жизнь и творчество
В возрасте 14 лет Риго переехал в Монпелье, где сначала учился у Поля Пезе, а затем у Анри Вердье и Антуана Ранка. Учителя познакомили его с живописью барокко и творчеством фламандского мастера Антониса Ван Дейка. В 18 лет он отправился в Лион, а в 1681 году прибыл в Париж. Там он поступил в Королевскую академию и в 1682 году получил Римскую премию за картину «Каин, строящий город Енох». Однако, по совету ведущего живописца Шарля Лебрена, он отказался от поездки в Италию, чтобы сосредоточиться на портретном искусстве. Риго работал с Франсуа де Труа и Николя де Ларжильером, быстро завоевав известность.
В 1684 году Риго был принят в кандидаты Королевской академии живописи и скульптуры за картину «Распятие». Его репутация по-настоящему укрепилась после создания портретов «Монсеньора», брата Людовика XIV (1688, ныне утрачен), и его сына Филиппа Орлеанского, будущего регента (1689). В 1700 году художник стал полноправным членом Академии, представив два портрета скульптора Мартина Дежардена. С этого момента он успешно продвигался по академической лестнице и в 1733 году занял пост директора.
Круг заказчиков Риго, включавший банкиров и аристократов, постоянно расширялся. Сам король заказывал у него портреты, в том числе «Портрет Людовика XIV в доспехах» (1694, Прадо) и знаменитый «Людовик XIV в коронационной мантии» (1701, Лувр). Эта картина, ставшая символом французской монархии, была написана вскоре после портрета Филиппа V Испанского (1700, Версаль), вызвавшего всеобщее восхищение. Позднее Риго создал официальные портреты юного Людовика XV в 1717 и 1730 годах (оба в Версале).
Творческое наследие Риго огромно. Его клиентура вскоре вышла за пределы Франции, о чём свидетельствуют такие работы, как «Портрет курфюрста Августа III» (Галерея старых мастеров, Дрезден) и «Портрет графа Зинцендорфа» (Музей истории искусств, Вена). Гравёры, такие как Эделинк и Древе, способствовали популяризации его произведений. Часто Риго был настолько загружен заказами, что привлекал к работе соавторов, которые помогали ему с менее важными частями полотен. Так, портрет Боссюэ (Лувр) был написан с помощью Севена де ла Пенайе, а Жозеф Парросель добавил фон с битвой в «Портрет герцога Бургундского» (1704, Версаль).
Стиль Риго наиболее полно раскрывается в ослепительных и роскошных портретах на богатом фоне. Примерами могут служить «Маршал Шарль-Огюст де Матиньон» (1708, Музей Карлсруэ) и «Президент Эбер» (Национальная галерея искусств, Вашингтон). Его полотна отличаются декоративной пышностью и живописным великолепием. Среди них выделяются портрет «Маркиза де Данжо» (1702, Версаль), где он изображён в театральном костюме Великого магистра ордена Святого Лазаря, и необычный и нарочито театральный портрет «Гаспар де Гюйдан, играющий на волынке» (1735, Музей Гране, Экс-ан-Прованс).
- Авторский фильм Натальи Саврас о мечте, не знающей преград
- 9 советов как готовить на гриле зимой
- «Будда из пригорода» Ханифа Курейши, краткое содержание
- «Приговор» Луизы Эрдрич, краткое содержание
- «Второму игроку приготовиться» Эрнеста Клайна, краткое содержание
- Сразу два музея Франкфурта устраивают выставки Джефа Кунса
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?